Главная страница

Лаптева Т.С. Растим здоровье. Методические рекомендации к программе взаимодействия ДОУ и семьи в здоровьесбережении детей мла... Лаптева Т.С. Растим здоровье. Методические рекомендации к програ. Методические рекомендации к программе взаимодействия доу и семьи в здоровьесбережении детей младшего дошкольного возраста Содержание


Скачать 0.51 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации к программе взаимодействия доу и семьи в здоровьесбережении детей младшего дошкольного возраста Содержание
АнкорЛаптева Т.С. Растим здоровье. Методические рекомендации к программе взаимодействия ДОУ и семьи в здоровьесбережении детей мла.
Дата03.10.2017
Размер0.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛаптева Т.С. Растим здоровье. Методические рекомендации к програ
ТипМетодические рекомендации
#24690
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



«Растим здоровье»

Методические рекомендации к программе

взаимодействия ДОУ и семьи в здоровьесбережении

детей младшего дошкольного возраста


Содержание

  • Пояснительная записка…………………………………………………….3

  • Воспитание здорового ребенка……………………………………………7

  • Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании………10

  • Родители как субъекты дошкольного образования…………………….13

  • Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни………………………………………………………………………15

  • Педагогическое сопровождение семейного воспитания……………….17

  • Система взаимодействия ДОУ и семьи……………………………….…23

  • Тематический план взаимодействия ДОУ и семьи……………………..24

  • Просвещение родителей в вопросах здоровьесбережения детей младшего дошкольного возраста:

    • Адаптации ребенка в ДОУ………………………………………...26

    • Сохранение и укрепление физического и соматического

здоровья детей…………………………………………………..…41

    • Сохранение психического здоровья детей………………….……86

    • Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающей программы………………………………102

  • Самоанализ опыта общения с родителями………………………….…109

  • Словарь терминов…………………………………………………….…116

  • Список литературы……………………………………………………...118



Пояснительная записка
На протяжении последнего пятилетия, нас всех поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления здоровья ребенка.

Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, сохранения и укрепления их здоровья. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому Вам предлагается единая программа формирования здоровья детей, которая станет ориентиром как для воспитателей, так и для родителей.

Основой создания программы является охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Важная роль в укреплении здоровья детей занимает сотрудничество ДОУ и семьи, синхронизация их интересов в здоровье дошкольников. Целью реализации программы является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Задачами взаимодействия ДОУ и семьи в этом процессе являются:

  • организация непрерывного процесса взаимодействия коллектива ДОУ и родителей, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей;

  • формирование единого полноценного развивающего пространства в семье и ДОУ;

  • обеспечение благоприятного процесса адаптации детей в ДОУ ;

  • повышение уровня культуры здоровья воспитателей ДОУ и родителей ;

  • пропаганда создания в семье психологически комфортной среды.

В программе предусмотрена разнообразная по организации и формам проведения работа, направленная на реализацию цели и обогащение воспитательного опыта родителей, создание основы рациональной организации жизнедеятельности детей в семье и ДОУ.

Алгоритм совместной оздоровительной работы ДОУ и семьи в нашей программе представлен следующим образом:

  • анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

  • создание в ДОУ и семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей;

  • проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.;

  • ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в ДОУ;

  • обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и др.;

  • организация совместных праздников, мероприятий по обмену опытом;

  • освещение передового опыта оздоровительной работы в информационных уголках для родителей.

Программа состоит из четырех основных разделов:

1. Здоровьесбережение детей в период адаптации;

2. Сохранение и укрепление физического и соматического здоровья детей;

3. Сохранение психического здоровья ребенка;

4. Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающей программы.

Разделы содержат ряд тем, изучаемых в течении учебного года:

  • Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.

  • Гигиена детства.

  • Режим дня ребенка 3-4лет.

  • Укрепление здоровья дошкольника.

  • Физическое воспитание в семье.

  • Здоровье в игре, и др.

Материал распределен по разделам в соответствии с развитием детей и их образом жизни, формам взаимодействия ДОУ и семьи. Система взаимодействия ДОУ и семьи выстроена в программе на основе принципов дошкольной педагогики:

  • Целенаправленности, систематичности, плавности;

  • Гуманизации;

  • Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • Педагогической поддержки, профессионального сотрудничества;

  • Субъект-субъектного отношения;

  • Синкретичности;

  • Открытости и доброжелательности.

Методически грамотное, организованное взаимодействие с родителями, при условии равносторонней заинтересованности, должно дать положительный результат.

Ожидаемый результат:

- Повышение уровня педагогических и медицинских знаний родителей; овладение ими средствами и формами активности направленными на здоровьесбережение детей.

Воспитание здорового ребенка
Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский
Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства».

«Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества»,- подчеркивается в Резолюции Всероссийского совещания по проблемам оптимизации здоровья (2001г.).

Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается радом нормативно-правовых документов:

  • Законами РФ «Об образовании»,

  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

  • Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»,

  • «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 №1756-р) подчеркивается, что для «создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:

…провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе за счет:

а) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

б) организации мониторинга состояния здоровья детей;

в) улучшения организации питания в образовательных учреждениях».

Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число физиологически незрелых новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожает здоровью последующих поколений, так как у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети.

Сравнительный анализ выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 10 лет. Количество детей-дошкольников с хронической патологией увеличилось в два раза (с 11,8 до 21,3-26,9%), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6%. В настоящее время 50% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Какие же факторы влияют на здоровье ребенка?

Как было сказано, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому здоровья ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Основными задачами по охране здоровья детей являются:

  • создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма;

  • воспитания положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;

  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • развитие физических и нравственно-волевых качеств личности;

  • формирование доступных первоначальных представлений и знаний об организме человека, влиянии физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режиме дня на укрепление здоровья;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни, в двигательной деятельности.



Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей.

Цельздоровьесберегающих технологийприменительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУклассификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в ДОУ. Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в в дошкольном образовании:

  • Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в ДОУ; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

  • Физкультурно - оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка обеспечивают эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье, социально-эмоциональное благополучие дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч, а также воспитатели и специалисты ДОУ.

  • Технологии валеологического просвещения родителей обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Принципы здоровьесберегающих технологи в ДОУ– это основные идеи, на которых базируются здоровьесберегающие педагогические технологии:

  • Гуманизации ведущий принцип образования, предполагает приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации пед. процесса ДОУ.

  • Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка необходимость использования первичной диагностики здоровья и валеологической культуры дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровье6сберегающего пед. процесса.

  • Субъект-субъектного взаимодействия предполагает свободу высказываний и поведения в разных формах организации пед. процесса, проявление взаимных оценок и суждений взрослых и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта, недопущения насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы и желания ребенка.

  • Педагогической поддержки педагог должен помогать семье ребенка, испытывающего те или иные затруднения в процессе решения задач воспитания и обучения. Основной задачей воспитателя становится решение совместно с семьей сложной ситуации адекватными, приемлимыми для конкретного ребенка способами и приемами.

  • Профессионального сотрудничества и сотворчестваобязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

  • Систематичности и последовательности предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы на разных этапах пед. технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.



Родители как субъекты дошкольного образования.

В законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

В этой связи ДОУ должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого–педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умением и навыкам родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Взаимосвязь родителей и персонала ДОУ реализуется в процессе:

  • ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;

  • неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;

  • ознакомление родителей с письменным материалом об их детях;

  • рекомендацией посетить врача и т.д.

  • посещение родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения.

Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, наглядные формы пропаганды.

Существуют формы работы ДОУ с семьей за пределами детского сада:

Киноуниверситет или кинолекторий.Позволяет широко использовать как научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используется видеозапись реальной жизни ДОУ. Это позволяет родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.

Школы для родителей.Создаются при детском саде и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми.

Читательские конференции по книгам о воспитании.Организуются при библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми.

Тематические выставки.Организуются в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах, пропагандируют общественное дошкольное воспитание, опыт семейной педагогики; рассказывают о лучших воспитателях района, а также о творчестве родителей, воспитателей, детей.

Родительские конференции. Организуются на базе клубов, библиотек, домов культуры. Участвуют педагоги, учителя, юристы и другие. Темы многообразны.

Выступления воспитанников ДОУ. Цель их показать результат воспитания в общественных ДОУ.

Выступление педагогов (врачей, юристов и др.) по радио и телевидению, в местной и центральной печати.

Обсуждаемые проблемы имеют в основном практический характер, раскрывают педагогические ситуации, дают советы, как поступить в определенном случае.

Роль родителей в приобщении дошкольников

к здоровому образу жизни

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00 №751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.

В настоящее время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья населения особенно остро проблема здоровья подрастающего поколения. В ДОУ задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной. Что только не предпринималось и не предпринимается для того, чтобы дети не болели! Вводились всевозможные закаливающие процедуры, включая самые экстремальные, оборудовались физиокабинеты, детский сад превращался чуть ли не в филиал поликлиники, а дети как болели, так и болеют.

Общепризнано, чтофундамент здоровья ребенказакладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей.

В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности во время пребывания дома являются подвижные игры (50%), занятия рисованием и лепкой (30%), пешие прогулки вместе с родителями (27%), прослушивание рассказов, сказок (26%), просмотр детских телевизионных передач (26%), конструирование (17%). Занятиям физическими упражнениями с родителями отводится лишь восьмое место (12%), что не вызывает оптимизма.

Опрос в форме беседы 100 детей в возрасте 4-7 лет показал, что наиболее предпочитаемым видом их деятельности во время пребывания дома является просмотр детских телепередач (видео). Установленный факт констатирует дефицит двигательной активности дошкольников во время их пребывания в домашних условиях, что служит одним из факторов, обусловливающих недостаточный уровень здоровья детей.

Часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка, по крайне мере, несколько раз в неделю, 28% - только в выходные дни, 27% - ежедневно, 4% - во время отпуска и лишь 4% респондентов указали, что вообще не имеют такой возможности. Основными причинами, мешающими родителям уделять внимание здоровью детей, являются: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (51%), отсутствие специальных знаний и умений (32%); 23% респондентов считают, что их ребенок и так достаточно здоров, 21%- указывают на недостаточный уровень материальной обеспеченности, 15% - признались в собственной инертности, лишь 6% родителей отметили, что не видят в этом смысла.

В такой ситуации, увеличить степень активности родителей возможно лишь при условии непрерывного организованного взаимодействия ДОУ и семьи.
Педагогическое сопровождение семейного воспитания

Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Чтобы успешно выполнить указанные воспитательные функции, семья должна обладать определенным потенциалом, который складывается из следующих основных ресурсных компонентов:

  • материально-бытовых средств и условий воспитания;

  • эмоционально-нравственного климата;

  • семейных и национально-культурных традиций и обычаев, создающих семье статус «дома» детства;

  • педагогической культуры родителей.

В контексте указанного статуса семьи становится очевидным получение дошкольным учреждением информации для решения управленческих задач:

  • точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи;

  • понимания истоков и причин траектории развития личности дошкольника, в том числе и отклоняющегося развития;

  • выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями в образовательном процессе.

В условиях демократизации образования, многовариативности его форм и содержания стали значимыми образовательные потребности семьи. Ныне она выступает как социальный заказчик разноуровневого, дифференцированного образования, источнике целеполагания в программе развития ДОУ и деятельности конкретного педагога.

Детский сад, в свою очередь, всегда стремился усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развивать способности ребенка. В современных условиях дошкольное учреждение становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Этой проблеме посвящены нормативные документы:

  • информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах РФ (письмо Министерства образования России от 18.07.03 №28-51-565/16)4

  • об организации работы с родительской общественностью по проблеме воспитания детей и молодежи (приказ Министерства образования России от 07.08.03 № 3271);

  • об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования РФ от 22.07.02 № 30-51-547/16).

Аналитические материалы РАОГНИИ семьи и воспитания, опубликованные в журнале «Вестник образования»(№23,2003), способствовали педагогическому поиску условий и средств содействия укреплению семьи. Решение этой актуальной проблемы управленцами ДОУ обусловлено также ростом числа неблагополучных семей, наметившейся тенденцией ослабления воспитательных позиций семьи в обществе.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении победительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

В письме МОРФ от 22.07.02 № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» подчеркивается, что «успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов».

В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказатьанкетирование в начале учебного года, в котором предусмотрены следующие вопросы:

  • Часто ли болеет ваш ребенок? (Да, нет, частично)

  • Причины болезни:

а) недостаточное физическое воспитание ребенка в детском саду;

б) недостаточное физическое воспитание в семье; в) наследственность, предрасположенность.

  • Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка? (Да, нет, частично.)

  • На что, на ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка: а) соблюдение режима; б) рациональное, калорийное питание; в) полноценный сон; г) достаточное пребывание на свежем воздухе; д) здоровая гигиеническая среда; е) благоприятная психологическая атмосфера; ж) наличие спортивных и детских площадок; з) физкультурные занятия; и) закаливающие мероприятия.

  • Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка: а) облегченная форма одежды на прогулке; б) облегченная одежда в группе; в) обливание ног водой контрастной температуры; г) хождение босиком; д) систематическое проветривание помещений группы; е) прогулка в любую погоду; ж) полоскание горла водой комнатной температуры; з) умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

  • Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома? (Да, нет, частично.)

  • Нужна ли вам помощь детского сада? (Да, нет, частично.)

  • Какие вопросы по проблемам здоровья детей вас интересуют?


Такое анкетирование поможет педагогам больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.

Анализ анкетных данных приводит к выводу, что, к сожалению, уровень знаний и умений большинства родителей в области воспитания ребенка невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда уже требуется помощь медиков или психологов. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности здоровья, рассматривая его только как отсутствия заболеваний. Поэтому средства укрепления здоровья детей они видят только в лечебных и закаливающих мероприятиях, рациональном питании. При этом совершенно не учитывается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.

Совместная работа с семьей по данному вопросу должна строиться на следующих основных положениях:

  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

  • Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в учреждении.

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

В соответствии с этим система работы с семьей должна предусматривать:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития, с индивидуальным планом его оздоровления;

  • целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении и в семье, обучение основным методом профилактики детской заболеваемости(разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики, фитотерапии и т.д.);

  • обучение родителей разнообразным техникам общения с детьми.

Система взаимодействия ДОУ и семьи


Принципы работы с родителями

  • Целенаправленности

  • Плановости и систематичности

  • Гуманизации

  • Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

  • Педагогической поддержки

  • Субъект-субъектного отношения

  • Профессионального сотрудничества

  • Открытости и доброжелательности




Виды взаимодействия

Формы взаимодействия

1.Интерактивные

2.Традиционные

3. Просветительские
связь с админом