Главная страница

Программа для обучения и развития ребенка младшего дошкольного возраста с зпрр здоровье и условия воспитания


Скачать 188.5 Kb.
НазваниеПрограмма для обучения и развития ребенка младшего дошкольного возраста с зпрр здоровье и условия воспитания
АнкорStrebeleva_Individualnye_programmy_razvitia.doc
Дата12.10.2017
Размер188.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаStrebeleva_Individualnye_programmy_razvitia.doc
ТипПрограмма
#28437
страница1 из 3
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3




ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

лаборатория дошкольного воспитания детему с проблемами развития

зав.лабораторией Е.А.Стребелева,

д.п н, профессор

(тел. 245 – 06 – 05)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ программа

для обучения и развития ребенка

младшего дошкольного возраста с ЗПРР


1. Здоровье и условия воспитания:

1. Выполнение четкого режима дня: занятие с Ребенком проводятся регулярно в первой и во второй половине дня (по 20 – 40 мин. по 2 раза в день).

Иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.); второй набор для обучения; этот набор дается ребенку только для занятий со взрослым;

2. Всем взрослым соблюдать единые требования к обучению Ребенка. Требовать от него соблюдения социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; убирать за собой игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) со взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, правильно держать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).

3. Все взрослые должны проводить с Ребенком беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Сегодня ложимся спать, уже темно, надо отдыхать. А завтра будем играть. Тебя будут ждать - тетя Галя и тетя Таня. И дети – Ваня, Аня, Паша»; «Вот наступает вечер, скоро придет няня – Нина. «Сейчас мы завтракаем, потом оденемся и пойдем гулять. На улице будем копать ямку» и т.д.

Закреплять у ребенка называние себя в первом лице «Я хочу…», «Я буду», «Я поела», «Я иду гулять», «Я нарисовала», «Я слепила», «Я мою руки», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение к воспитателю на «ты»: «Ты и я пойдем гулять», «Я и ты будем смотреть мультфильмы».

4. В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 5-7минут.

Массаж проводится на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:

  1. 4.1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;

  2. 4.2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) - от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

  3. 4.3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутреннему стороне большого пальца – 2- 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек).

  4. 4.4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).

  5. 4.5 Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.

  6. 4.6 Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.


2. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Учить действовать самостоятельно:

  • приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место;

  • умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем); чистить зубы; пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;

  • во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды.

  • одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви) - трусы, колготки, брюки, обувь, шапку, куртку, рейтузы; продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

  • приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).


3. Социальное развитие:

  • закреплять представления о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность («Я - девочка, Я - Лена»); учить смотреть на себя в зеркало, показывать на себя рукой и говорить: Я – (имя…….)!.

  • учить соотносить свои вещи, игрушки, с местоимениями – (Моя куртка, мои вещи, мой мяч); важно, чтобы взрослые в своей речи употребляли личные местоимения: (Я пришла за тобой. Что ты делала? Где твои вещи? Возьми свою куртку. Вот моя рука, давай свою руку. Дай мне пакет. Ты, молодец. Ты, умеешь одеваться, молодец!).

  • продолжать совершенствовать представления Ребенка о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. (Провести игру: «Где носик, где ротик», уточнить функции носа - через нос мы дышим, там есть ноздри, воздух туда попадает «Да, это носик, мы им дышим; в нем есть дырочки- ноздри, через них проходит воздух, мы вдыхаем воздух и через ноздри дышим»;

  • изучить рот: там есть губы, зубы, язык (темп медленный, атмосфера веселая): «Это ротик, через него выходит воздух, при этом особо подчеркиваем - воздух выходит»; (провести игру подуем на шарик);

  • формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу читать книгу»; «Я хочу играть» и т.д.

  • обращать внимание Ребенка на просьбы других людей: «Я хочу играть с куклой», «Никита хочет играть с тобой в мяч. Он приглашает тебя играть», «Никита хочет пить, дай ему чашку с водой», «Тетя устала, она хочет спать» и т.д.

  • продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д.

  • воспитывать эмоциональное отношение к «чувствам» игрушек – мишке холодно, жарко, горячо, кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше она не хочет купаться и т.д.;

  • формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться к воспитателю: «Тетя, дай», «Спасибо, Наташа).

  • познакомить Ребенка с тем, что у взрослых есть имя и отчество: ………..


4. Физическое воспитание:

При выполнении физических упражнений важно формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом, - руки вверх; выдох через рот – руки вниз);

Развитие общих движений:

  • учить выполнять различные движения на шведской стенке;

  • учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.

  • продолжать учить переползать под скамьей, под ворота, через обруч.

  • продолжать учить ударять ногой по мячу (играть в футбол).

  • продолжать учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте

  • учить спрыгивать с небольшой высоты; делать приседания вместе с мячом или куклой (вначале с поддержкой взрослого); ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны; учить ходить на мысках – руки вверх: «Мы большие жирафы, мы очень большие жирафы – вот такие», тянуться вверх, стоя на мысках и произносить звук – «вооо!»;

  • продолжать учить выполнять движения под речевые высказывания: ходить в присядку, руки на коленях («Мы маленькие цыплятки, мы говорим-цып-цып. Мы маленькие утятки, мы говорим – кря-кря»).

Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

  • учить ловить мячи разного размера и разные по весу; бросать в цель игры - “Лети стрела”, “Кольцеброс” и т.д.); бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед, отмечая каждый раз длину броска (можно бросать в обруч или другую цель).

  • доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на мысочки.


5. Развитие познавательной деятельности.

5.1 Сенсорное воспитание:

продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов.

Величина: выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;

- учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов: подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать яблоки в корзинки с учетом трех-четырех величин.

Форма: учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других: “собери все кирпичики для дорожки”; “давай построим башни», выбери все крыши”; доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши); и предметы, разные по форме, материалу, величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).

Цвет: продолжать учить называть основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий); знакомить с новыми цветами (белый, черный и др.). Учить соотносить цвет с предметом (желтый – цыпленок; зеленый – огурец; красный – яблоко; синий – кубик) и т.д.

Целостное восприятие – продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей; собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, бочки, кубики-вкладыши, матрешку и др.).

Тактильно-двигательное восприятие: продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый - мягкий, холодный – теплый); доставать предметы по слову из мешочка: «достань холодное», «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из 2-х); продолжать учить выбирать игрушки по слову (выбор из трех): «достань голышку», «достань рыбку», «достань уточку» и т.д.

Продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты): «Что …….. (называется имя ребенка) взяла, яблоко или морковь?», «Что там лежит - апельсин или морковь» (можно использовать картинки для соотнесения с предметом) и т.д.

Слуховое восприятие:

  • учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;

  • различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;

  • различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?: - овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующий игрушку (картинку).


5. 2 Формирование наглядно-действенного мышления:

  • знакомить Ребенка с проблемными ситуациями, показать, что есть ситуации, когда рукой нельзя достать предмет или игрушку и надо искать орудия или вспомогательное средство (палочку, лопатку, сачок и т.д.);

  • учить решать простейшие проблемно-практические задачи методом проб - пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий: продолжать выбирать предмет-орудие (из 3-4-х) для достижения предмета-цели: «достань тележку» (использовать палочку с различным концом); «достань рыбку» (использовать удочки разные по длине); «качели» (угадай, кто сможет покачаться на качелях – мишка (пластмассовый) и сова (железная); мишка и кошка (оба пластмассовые)- Почему мишка и сова не могут покачаться?

  • учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу? Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.

5. 3. Ознакомление с окружающим:

  • уточнить представления об явлениях природы: зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках; выделять сюжетную картинку «Зимой» среди двух картинок;

  • продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода?»;

  • закрепить представления о домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь, (части тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога), познакомить с их детенышами (у кошки- котята, у собаки - щенок);

  • закрепить представления о диких животных и их детенышах: заяц, медведь, волк, белка, еж;

  • продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: мебель, транспорт. Вначале на предметах, а позже на картинках. Затем обобщать в слове: «Вот наша мебель», «Вот транспорт» и т.д..

  • учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону - игрушки, в другую – посуду;

  • знакомить с овощами и фруктами: морковь, лук, огурец, помидор, картофель, капуста, чеснок, редиска; яблоко, груша, апельсин, лимон, банан;

  • учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу, проводить игру «Угадай, что съела?».

  • знакомить с видами транспорта: грузовая машина, троллейбус, автобус, лодка, самолет, вертолет;

  • знакомить с предметами мебели – кресло, тумба, шкаф.

  • учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты, грибы, шишки; знакомить с птицами - воробей, ворона, голубь, утки, курица с цыплятами, гуси.

  • знакомить с профессиями: музыкального педагога, доктора.

  • учить показывать картинки с изображением движений и действий людей: «Покажи, где дядя читает книгу? Покажи, где мальчик катается на лыжах? Покажи, где мальчик катается на санках? Покажи, где девочка танцует? Где тетя шьет?” и т.д.

  • на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить снежки; катать куклу на саночках; лепить снеговика; лепить снежные куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит; снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует - холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.


5.4. Формирование количественных представлений:

  • продолжать учить различать количества пустой - полный; употреблять в речи слова пустой – полный;

  • учить выделять 1, 2, 3, 4 предмета из группы по подражанию, образцу;

  • соотносить количество 1-4 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?

  • учить находить заданное количество однородных предметов 1-4 в окружающему обстановке;

  • закрепить умение показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т.п.);

  • учить выполнять счетные операции в пределах 3-х;

  • учить составлять равные по количеству множества предметов и понимать выражение столько…, сколько…. (Например: “Сколько елочек, столько грибочков”; Сколько вагончиков, столько матрешек; где больше, где меньше);

  • учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах 3 - х. (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить Аню непосредственно перед каждым предметом совершать только 1 хлопок.).


6. Развитие речи:

Проводить активную артикуляционную гимнастику:

  • растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.;

  • удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.;

  • отраженно произносить набор звуков и слогов русского языка;

  • развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и.т.д.

Развитие понимания обращенной речи:

  • учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».

  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми).

  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).

В работе по формированию у Ребенка фонетико-фонематического слуха рекомендуем начать с повторения за педагогом звуков, слогов и простых слов.

Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным).

При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.).

Следует особо обратить внимание на дифференцирование слогов и слов, близких по звучанию, со стечением согласных, сложных по своей слоговой структуре.

Параллельно ребенку предлагается прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи. Рекомендуем петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом