Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лаптева Т.С. Растим здоровье. Методические рекомендации к программе взаимодействия ДОУ и семьи в здоровьесбережении детей мла... Методические рекомендации к программе взаимодействия доу и семьи в здоровьесбережении детей младшего дошкольного возраста Содержание


НазваниеМетодические рекомендации к программе взаимодействия доу и семьи в здоровьесбережении детей младшего дошкольного возраста Содержание
АнкорЛаптева Т.С. Растим здоровье. Методические рекомендации к программе взаимодействия ДОУ и семьи в здоровьесбережении детей мла.
Дата03.10.2017
Размер0.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛаптева Т.С. Растим здоровье. Методические рекомендации к програ
ТипМетодические рекомендации
#24690
страница6 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тема: «Закаливание ребенка»

Цель: Познакомить родителей с системой закаливающих мероприятий реализуемой в ДОУ. Вызвать у родителей интерес к процессу закаливания – как к ступени оздоровления ребенка.

Участники: Заведующий, мед/работник ДОУ, педагог, родители.

Оснащение: Комплект закаливания «Тропинка к здоровью».

Вопросы для освещения:

  1. Закаливание как процесс.

  2. Средства и методы закаливания.

  3. Организация системы закаливания.

  4. Противопоказания к закаливанию.

Введение.Выступление заведующей ДОУ «Закаливание как процесс».

Основная часть:

  1. Сообщение методиста ДОУ «Средства и методы закаливания»

  2. Рекомендации и практический показ педагога «Организация системы закаливания детей младшего дошкольного возраста педагогами ДОУ».

  3. Сообщение старшей медсестры ДОУ «Противопоказания к закаливанию».

Заключение. Обратная связь:

  • Возможность осуществления родителями системы закаливающих мероприятий с детьми в домашних условиях.

Газета «На пути к здоровью»

Выпуск 3: «Профилактика плоскостопия»

Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием у детей младшей возрастной группы, являются особенности стопы. Стопа обеспечивает вертикальное положение тела и многие движения — бег, ходьбу и др.

Стопа имеет сводчатое строение и является важным опорным и рессорным аппаратом и как бы одним из активных периферических сосудистых насосов. Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья ребенка. Это избавит его от боли в икроножных мышцах, частого «подвертывания» стоп, болей в суставах (боли в коленных суставах могут имитировать ревматизм) и позвоночнике, от головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп.

В возрасте 4 лет еще не закончено формирование стопы, но уже можно получить косвенную информацию о ее развитии, так как даже в более раннем возрасте отмечена определенная связь между состоянием стопы и избыточной массой тела, а также между состоянием стопы и наличием определенных заболеваний (рахит, избыточная масса тела, слабость опорно-связочного аппарата у часто болеющих детей, последствия повышенного мышечного тонуса у детей с перинатальной энцефалопатией и др.). Кроме того, по мнению некоторых специалистов, на стопе есть «представительства» всех внутренних органов, следовательно, воздействуя на стопу, мы активизируем весь организм. Существует даже такой термин — «стопотерапия».

При правильной ходьбе линия опоры должна проходить через пятку и второй палец ноги, при этом внутренний край стопы приподнят, что бывает при ходьбе по прямой линии с параллельным положением стоп. Такая ходьба воспитывается путем постепенного (по мере тренировки) сужения дорожки, по которой ходит ребенок.

Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке.

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая — с основанием большого пальца.

Если обе линии расположены внутри контура — стопа плоская (в), если контур между линиями — стопа уплощенная (б),

если вне линий — стопа нормальная (а).

Особое внимание, естественно, должны вызывать не только дети с плоской стопой, но и с уплощенной. Несмотря на то, что в этом возрасте стопа еще не сформирована, динамика в случае плоской стопы может быть отрицательной.

При осмотре стопы следует обращать внимание на положение пятки. При нормальной стопе оси голени и пятки совпадают, при продольном плоскостопии образуют угол, открытый кнаружи — вальгусная установка стопы.

Положение пятки вы можете определить по обуви ребенка: при вальгусном (низко расположен внутренний край) - ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, при варусном (уплощен наружный край) - ребенок стаптывает наружную часть подошвы.

В этом возрасте еще не поздно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Для этого во все занятия гимнастикой включают упражнения для стопы, а дома родители могут принять дополнительные меры.

Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности

Массаж стоп

И.п.:ребенок лежит на спине, ногами к взрослому.

Выполнение. Возьмите левой рукой левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).

Комплекс гимнастических упражнений

И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

  1. «Здравствуйте - до свидания».Совершать движения стопами от себя - на себя (5-6 раз.)

  2. «Поклонились».Согнуть и разогнуть пальцы ног (8-10 раз.)

  3. «Большой палец поссорился со своими братьями».Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.

  4. «Пальчики поссорились ,помирились».Развести носки ног в стороны, свести вместе (3 -4 раза.)

  5. «Пяточки поссорились, помирились».Развести пятки в стороны, свести вместе (3-4 раза.)

  6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы (2-3 раза.)

  7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу (5-6 раз.)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

  1. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой.)

  2. «Перенеси мяч ногами».Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении (4-6 раз.)

  3. «Покажи ёжику солнце».Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить (8-10 раз.).

  4. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)

  5. «Растяни ленточку».Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3-4 раза.)

  6. «Спрячь ленточку в домик».Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

И.п.: сидя на стуле.

  1. «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П).

И.п.: стоя.

  1. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

  2. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

  3. «Мишка косолапый».Ходьба на внешней стороне стопы.

  4. «Отправляемся в поход».Ходьба с выполнением различных движений, например «как цапля»: высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:

- Я цапля, цапля, цапля. Хожу, хожу, хожу.

На всех подружек сверху смотрю, смотрю, смотрю.

  1. «Шагаем по канату».Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.

И.п.: сидя на коврике.

  1. «Султан».Сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая: Я султан, я султан. Посмотри на мой кафтан. Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.

И.п.: стоя.

  1. Ходьба по массажной дорожке:

а) по ребристой поверхности с узкими полосками - скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;

б) по мягкой поверхности — прыгать на носках;

в) по колючей поверхности - переступать с пятки на носок;

г) по ребристой поверхности с широкими полосками — скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.

  1. Ходьба по гимнастическому бревну (высота от пола 5 см).

  2. Ходьба по ребристой деревянной поверхности.

  3. Ходьба по мягкому модулю («гусенице»).

Советы родителям.

  1. Внимание стопам нужно уделять буквально с рождения. Тесные носки и ползунки недопустимы. Нежелательно детям до года надевать ботинки. Ребёнок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь. У детской обуви должен быть жёсткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук.

  2. Ребёнку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию.

  3. Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагайте ребёнку пройти по бортику тротуара (в безопасном месте), бревну, доске, верёвке.

Полезно ходить босиком по различным поверхностям.
Папка–передвижка

Тема: «Больше внимания осанке» ДД

Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большой степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много:

1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая - на других, и посмотрите показания). О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы – это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам, стесанному бревну. Если ребенок уже выполнял соответствующие упражнения и у него все в порядке с координацией, то он может спокойно пройти вдоль палки или вдоль веревки.

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком», и пр. Неправильная поза при видении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу).

Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна – на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

5. Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку. От

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие – меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочек как для будущей женщины. Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять. Сидение не отдых, а акт статистического напряжения. Дети при сидении, в отличии от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы-разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются до пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опираться на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины. Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы и ребенок может свободно и глубоко дышать.
Анкета

«Соблюдаете режим?»



Компоненты режима


Время

Регулярность соблюдения

Регулярно

Не регулярно

Вообще нет

Подьем

7 - 8.00










Утренняя гимнастика

8.05










Завтрак

8.30










Прогулка

10 - 12.00










Обед

12.30










Сон

13 - 15.00










Разминка после сна

15 - 15.30










Полдник

15.45










Самостоятельные игры

16 - 17.00










Ужин

17.00










Прогулка

17.30 -19










Ужин 2

19.30










Занятия по интересам

20 - 22.00










Ночной сон

22 - 7.00












Консультация

Тема: «Спортивный уголок дома»

Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность (ДА), которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Значимая роль в формировании ДА принадлежит взрослым.

Родителям следует позаботится о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют белее полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений.

Одним из важных требований к отбору оборудования является безопасность его использования - устойчивость и прочность. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма, желательно иметь гимнастический мат. В комплекте оборудования советуем включать разные по величине предметы: крупногабаритные (гимнастическая лестница, мягкие модули, детские мини-стадионы) и мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. д.). При создании физкультурно-игровой среды также старайтесь учитывать возрастные и индивидуальные особенности вашего ребенка, а также его интересы.

Для ребенка 4 лет советуем приобрести какой-нибудь спортивно-игровой комплекс («Крепыш», «Растан», «Забава») или самим оборудовать физкультурный уголок и постепенно дополнять его различными пособиями.

На комплексе можно выполнять самые разнообразные движения: лазанье по канату, подвесной лестнице; висы на перекладине, кольцах; качание на качелях и вертикальных лианах; удерживание равновесия на наклонной лесенке. При этом занятия могут носить сюжетный характер: «Поездка на парусном корабле», «Кругосветное путешествие», «Мы - спортсмены» и т. д. Это привлекает детей, создает у них положительный эмоциональный настрой, в результате чего они постепенно овладевают новыми и более сложными видами движений.

По мере формирования двигательных навыков и расширения интересов ребенка спортивный уголок следует пополнять более сложными пособиями различного назначения. Так, целесообразно приобрести пособие для профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.

Дома желательно иметь несколько мягких модулей: бум напольный, валик «Змейка» - для упражнений в ходьбе, беге и равновесии; полукольцо (дуга) – для подлезания. Одним из самых увлекательных пособий для школьников является гимнастическая лестница. На нее можно прикрепить скат с бортиками ( по нему ребенок сможет катать мяч); подвесить корзину и мишень для забрасывания мяча и метания предметов. Если перекладины лесенки съемные, то к верхней можно прикрепить веревочную лестницу, канат, качели. Дома, как мы уже сказали, необходимо иметь мелкие физкультурные пособия: различные мячи (резиновые, теннисные, мяч-шар, мяч-массажер, набивной мяч весом 0,5-1 кг), обруч, гимнастическую палку, шнур. Известно, что дети любят бросать и ловить мяч, прокатывать утяжеленный мяч. Точность совершенствуется в упражнениях с прокатыванием мяча в цель (кегля, кубик), которые являются более результативными, если выполняются одной рукой.

Хорошо учить ребенка катать обруч: перед началом движения ребенок ставит обруч ребром на пол, затем, придерживая его одной рукой сверху, другой снизу подталкивает его вперед. Учите правильно бросать мяч из-за головы двумя руками: руки над головой чуть согнуты, локти вперед, пальцы разведены и обхватывают мяч.

Выявлены значительные индвидуальные различия в показателях ДА детей 4 лет в течении дня. Около 60% из них составили гиперактивные и малоподвижные дети, имеющие различные отклонения в психофизическом развитии.

У гиперактивных детей отмечаются синдром дефицита внимания (не могут сосредоточенно слушать взрослого, четко и до конца выполнять задания различного характера), агрессивность и конфликтность (разрушают детские постройки, вносят хаос в игры сверстников). Гиперактивным детям свойственны двигательная расторможенность, неорганизованность, суетливость, импульсивность, вспыльчивость, изменчивость настроения. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. У некоторых наблюдается неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Психомоторное воспитание таких детей должно быть направлено на нивелирование нарушений двигательной координации, а также улучшение показателей психических процессов и моторной сферы. Помогите ребенку, дайте ему возможность развить чувство самоконтроля: используйте игры и упражнения средней и низкой интенсивности, которые способствуют удовлетворению биологической потребности в движении и развитию концентрации внимания.

Детям можно предложить упражнения в парах, так как новизна в решении двигательных задач различной сложности тренирует память, внимание и способность управлять целым комплексом движений. Парные упражнения формируют чувство ответственности и взаимопомощи. Они могут проводиться из разных исходных положений с использованием пособий - мяча, шнура, лента, обруча, гимнастической палки.

Дружная пара”. Дети берутся за руки. По команда выполняют задания (не разжимая рук): ходьба в разные направлениях, с изменением темпа, на носках, пятках, внешней стороне стопы, с перешагиванием через предметы; бег с сохранением равновесия, кружение и т. д.

Петушиный бой”.Дети стоят в кругу (обруче) на одной ноге (другая согнута в колене), руки скрещены на груди. По сигналу «Начали!» каждый пытается вытолкнуть своего «противника» из круга. Проигрывает тот, кто опускает ногу или выходит из круга.

Разойдись и не упади”.Дети идут на встречу друг другу по узкой дорожке, выложенной из шнура. Встретившись, пожимают руки, расходятся друг за друга так, чтобы не сойти с дорожки, продолжают движение.

Прокати мяч”.Дети сидят на полу друг против друга ( на расстоянии 3-4 м) и прокатывают мяч.

Для гиперактивных детей полезны также игровые упражнения, направленные на развитие координации: ходьба по узкой рейки, шнуру, наклонной доске прямо и боком, приседая и делая повороты, ходьба с закрытыми глазами, стояние на одной ноге – «ласточка», балансирование на большом мяче.

Не меньше беспокойство у родителей вызывают малоподвижные детис низкой двигательной активностью и небольшой выносливостью. Они, как правило, часто болеют и имеют некоторые морфо-функциональные отклонения. У них отмечается значительное отставание от возрастных нормативов в показателях развития основных видов движения ( в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, лазанье).Малоподвижные дети не уверены в себе и отказываются выполнять сложные двигательные задания, а также участвовать в коллективных играх, Им присуща однообразная, малоинтенсивная деятельность с преобладанием статического компонента. У большинства отмечаются инертность, пассивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактировать со своими сверстниками.

Если ваш ребенок относится к этой группе детей, то с ним следует как можно чаще играть, общаться, постепенно вовлекая его в более активную деятельность. Необходимо создавать условия, помогающие поверить в свои силы и раскрыть свои возможности. Для этого предлагайте игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движений и выносливости, на переключение с одного вида деятельности на другой.

Эффективным средством развития выносливости у детей 5-7 лет является бег на воздухе в среднем темпе. Такие пробежки желательно осуществлять вмести с ребенком, чтобы он научился бегать в среднем темпе (2,5 м/сек.) без остановок на расстояние от 200 до 500м (дистанция должна постепенно увеличиваться).

Запомните несколько правил:

  • Бег должен доставлять ребенку удовольствие и «мышечную радость»;

  • Важно постепенно вырабатывать у ребенка чувство скорости, регулировать темп в процессе совместных пробежек;

  • После бега следует проводить упражнения на восстановление дыхания;

  • Желательно не прекращать пробежки зимой (при температуре не ниже минус 10 градусов), но при этом сокращать длину беговой дорожки (не более 200 м) и следить за тем, чтобы одежда соответствовала погодным условиям.

  • Вовлекайте своих детей в игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, скорости и выносливости.

Прыгни и повернись”. Ребенок выполняет прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу делает резкий поворот прыжком вокруг себя.

Быстро переложи мяч”.Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной мяч. По сигналу перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

Ударь и догони”. Ребенок ударяет по мячу ногой, бегом догоняет его, берет и бегом возвращается на место.

Проведи мяч”. По сигналу ребенок ведет мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачивается и ведет мяч обратно.

Волчок”.Ребенок, сидя в обруче, приподнимает ноги и , отталкиваясь руками, старается повернуться кругом.

Догони обруч”. Ребенок ставит обруч ободом на пол, энергично отталкивает его, догоняет и снова отталкивает, стараясь, чтобы он не упал.

Юла”. Ребенок ставит обруч ободом на пол, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро опускает руку и ловит обруч.

Удочка”. Взрослый вращает веревку по полу вокруг себя. Ребенок перепрыгивает через веревку, стараясь не коснуться ее.

Эти игровые упражнения в значительной мере помогают скорректировать нарушения в психофизическом развитии ребенка, укрепляют его веру в свои силы и возможности.

Папка-передвижка

1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей