Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ. Методические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля


НазваниеМетодические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля
АнкорМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
Дата17.10.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
ТипМетодические указания
#29222
страница6 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Тема 11 Особенности структуры и содержания курса «Зоология». Методика изучения темы: «Моллюски»
1 Структура и содержание школьного курса зоологии

2 Особенности изучения темы: «Моллюски»

1 Структура и содержание школьного курса зоологии
Школьный курс зоологии, наряду с другими дисциплинами биологического цикла, представляет большие возможности для получения теоретических знаний, выработки практических умений и навыков. При определении зоологии как науки следует указать на то, что задача зоологии состоит во всестороннем изучении животных – их строения, образа жизни, размножения, распространения, практического значения. Нужно знать, какие животные и для каких целей используются в народном хозяйстве, а какие животные являются вредителями сельского и лесного хозяйства, а также возбудителями или переносчиками болезней человека. Большой интерес представляет вопрос о сходстве и различиях между животными и растениями.

Структуру школьного курса биологии 8 класса можно представить в следующем виде.

Первая, вводная тема – общая характеристика животных и их разнообразие – посвящена изучению основных признаков и свойств животных, черт отличия и сходства при сопоставлении с представителями других царств живой природы. В рамках данной темы рассматриваются особенности строения (одно- и многоклеточность, типы тканей и систем органов, типы симметрии), размножения, развития, классификации и значения животных. Этот материал составит основу для дальнейшего изучения особенностей строения и функционирования организмов разных типов. При этом рекомендуется структурировать материал каждой темы, используя единый подход.

Примерная схема систематизации учебного материала:

  • Особенности строения тела животных в связи со средой обитания, образ жизни (прикрепленные, свободноживущие, паразитические), способ передвижения и наличие органов, обеспечивающих передвижение, покровы тела.

  • Уровень организации (двухслойные, трехслойные), полость тела, скелет и мышцы.

  • Особенности питания, наличие пищеварительной системы и особенности строения ее органов. Процесс питания, добыча корма, пищеварение.

  • Транспорт веществ в организме. Кровеносная система и особенности ее функционирования.

  • Газообмен. Органы дыхательной системы. Усиление дыхания в связи с двигательной активностью.

  • Выделение и особенности строения и функционирования органов выделительной системы.

  • Нервная система и органы чувств, их особенности в связи с уровнем организации, средой обитания. Поведение животных.

  • Размножение и индивидуальное развитие, их особенности в связи с уровнем организации, средой обитания. Понятие о прямом и непрямом развитии. Забота о потомстве.

  • Многообразие животных (характеристика классов, их отличительные черты, отдельные представители).

  • Значение животных данного типа (класса, отряда) в природе, использование человеком.

Следует отметить, что при изучении каждого конкретного класса или типа животных могут быть отступления от предлагаемой схемы (отсутствие той или иной системы или, наоборот, усложнение), которые не влияют на основу ее реализации – продвижение в изучении должно идти от общего к частному.

Вторая тема курса биологии 8 класса отводится на рассмотрение Простейших, для которых, несмотря на одноклеточность, характерны те же жизненные процессы, которые присущи всем животным.

При изучении типа Кишечнополостные необходимо обратить внимание учащихся на признаки, указывающие на низкий уровень организации животных данного типа (двуслойный тип строения, радиальная симметрия, отсутствие настоящих тканей, диффузная нервная система, смешанный тип пищеварения, размножение почкованием).

Приступая к изучению плоских и круглых червей, следует отметить их прогрессивные черты по сравнению с кишечнополостными: усложнение пищеварительной системы, появление выделительной системы, возникновение первичной полости тела, совершенствование нервной системы и органов чувств, возникновение половой системы и совершенствование процесса размножения. При характеристике паразитических червей необходимо обратить особое внимание на их приспособления к своеобразной среде обитания.

Следующая тема посвящена рассмотрению кольчатых червей. При изучении темы отмечаются прогрессивные черты организации животных данного типа: наличие сегментации, дифференцировка тела, наличие органов передвижения, появление замкнутой кровеносной системы и специализация органов дыхания, совершенствование выделительной и нервной систем.

Далее изучается тип Моллюски по выше предложенной схеме, отмечаются особенности двустворчатых, брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип Членистоногие рассматривается в связи с освоением его представителями наземной среды, что обусловило появление наружного хитинизированного скелета, который выполняет защитную, опорную функцию и служит местом прикрепления мышц, развитие трахейной или легочной системы дыхания, развитие членистых конечностей, способных к сложным движениям, а также специализацию конечностей разных отделов тела на выполнение других функций, внутреннее оплодотворение. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения насекомых рассматриваются в плоскости приобретения приспособлений, позволивших им не только успешно освоить сушу, но и стать наиболее процветающей группой животных.

Изучение типа Хордовые начинается с ланцетников, которые рассматриваются как переходная форма, сочетающая в себе как прогрессивные черты (наличие хорды, нервной трубки, жаберных щелей в стенках глотки), так и примитивные черты.

Организация и функционирование рыб изучается в связи с адаптацией к жизни в плотной жидкой среде. Важнейшими приспособлениями рыб являются: обтекаемая форма тела; наличие плавников, плавательного пузыря, запасов жира в печени у хрящевых рыб; голая кожа с железами, обильно выделяющими слизь, которая уменьшает трение; наличие жабр; противоток крови в жаберных капиллярах и воды, омывающей жабры; развитие органов чувств, приспособленных к функционированию в воде.

Особенности строения и жизнедеятельности земноводных изучаются в связи с выходом их на сушу, но сохранением при этом тесной связи с водой (преобразование скелета, дифференцировка мышц, развитие конечностей, наличие постоянно влажной кожи, пронизанной густой сетью капилляров, возникновение легких, совершенствование кровеносной системы и органов чувств).

Пресмыкающиеся рассматриваются как сухопутные животные, еще более приспособленные к наземной среде обитания. Внимание учащихся следует обратить на наличие у пресмыкающихся сухой кожи с роговыми покрытиями, усложнение кровеносной системы, упрочнение костной ткани. Для пресмыкающихся характерно только легочное дыхание, хорошо развитый передний мозг и мозжечок, появление зачатков коры головного мозга, внутреннее оплодотворение.

Особенности строения и жизнедеятельности птиц рассматриваются в связи с приспособлением к полету (высокий уровень обмена веществ, постоянная температура тела, более сложное строение нервной системы, забота о потомстве).

При изучении млекопитающих обращается внимание на принципиально важные черты организации, которые позволили занять им господствующее положение в животном мире. Это: активное движение благодаря хорошо развитой мускулатуре и конечностям, совершенствование пищеварительной системы и ее дифференциация, увеличение дыхательной поверхности легких, наличие 4-камерного сердца, развитие теплоизолирующих механизмов (волосяного покрова и подкожной жировой клетчатки). Также для млекопитающих характерно совершенствование нервной системы, высокое развитие головного мозга, органов чувств, сложное поведение, совершенствование процессов размножения (внутриутробное развитие, наличие плаценты, живорождение и вскармливание детенышей молоком). Изучение типов и отдельных классов животных проводится в восходящем порядке. Это дает возможность проводить сравнение групп, устанавливать усложнение организации в ходе исторического развития и появление новых приспособительных черт при завоевании новой среды обитания или упрощение в строении в связи с переходом в более узкие условия среды, находить объективные причины, объясняющие возникновение той или иной системы органов или ее усложнение.

Заканчивается изучение курса темой «Строение и жизнь животных (на примере позвоночных)», в рамках которой рассматриваются особенности внешнего строения, движения и опоры, питания и пищеварения, крови и кровообращения, дыхания и выделения, нервной системы, размножения и развития позвоночных животных.

Курс зоологии содержит морфологический и анатомический, физиологический и экологический, а также систематический и генетический материал, что должны учитывать будущие учителя. Студенты должны научиться умело сочетать различные формы организации обучения: классные уроки, лабораторные и практические работы, экскурсии, внеклассную и внеурочную работу. Большое значение в курсе зоологии имеют методически правильно организованные и систематически проводимые лабораторные занятия, самостоятельные наблюдения и опыты школьников в природе и при посещении биологического кружка, в ходе которых ребята продолжают приобретать теоретические знания и совершенствовать навыки и умения работы с оптическими приборами, препаровальными инструментами. Для успешного изучения материала рекомендуется использовать натуральные объекты (живые животные, коллекции моллюсков и насекомых, фиксированный материал, чучела, тушки и скелеты позвоночных животных, микропрепараты), которые должны быть подготовлены учителем заблаговременно.

Основной задачей студентов является овладение как можно большим объемом (в рамках программы) биологических, конкретно зоологических знаний и умение передать их учащимся в доступной для этого возраста форме, используя разнообразные приемы, методы и формы обучения.
2 Особенности изучения темы: «Моллюски»
На изучение данной темы отводится 3 часа. Моллюски имеют своеобразное строение, выходящее за пределы обычной схемы, наблюдаемой у ранее изученных групп животных. Раковина с ее безусловно положительной защитной функцией вызывает одновременно (благодаря ее тяжести и «скованности» тела) резкое снижение двигательных процессов, ведет к упрощению общего строения (это особенно четко выражено у двустворчатых, лишенных головы), пассивному питанию и т.д.

При рассмотрении строения моллюсков учителю рекомендуется проводить четкие объяснения их специфических особенностей, так как при самостоятельном изучение темы у учащихся может возникнуть ряд трудностей.

Учащиеся должны знать:

  • что представляют собой мантия, мантийная полость, раковина;

  • способы питания моллюсков;

  • особенности строения пищеварительной, нервной, выделительной, кровеносной систем;

  • экологические группы моллюсков, роль в природе, практическое использование.

Учащиеся должны уметь:

  • находить черты приспособленности моллюсков к среде обитания;

  • узнавать изученные виды моллюсков в природе.


Вопросы для самоконтроля
1 В чем состоит специфика методики преподавания курса «Биология» в 8 классе?

2 Укажите возможные формы и методы организации обучения по зоологии.

3 Какие дидактические приемы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся при изучении животных?

4 В чем заключается специфика практических и лабораторных работ при изучении курса «Биология» в 8 классе?

5 Какие способы проверки и оценки знаний учащихся можно использовать при освоении курса зоологии?
Практическое занятие 11
Цель: ознакомиться с содержанием программы и учебника по зоологии; рассмотреть особенности методики изучения тем «Моллюски».
Материалы и оборудование: учебное пособие и программа по курсу «Зоология»; коллекции моллюсков, лупа, таблицы.
Задания

1 Проанализируйте содержание учебной программы и учебника зоологии, обратите внимание на перечень лабораторных и практических работ, экскурсий; основные требования к результатам обучения учащихся.

2 Ознакомьтесь с материалом темы «Моллюски»; составьте тематический план, укажите возможные формы и методы организации обучения по данной теме.

3 Подготовьте и продемонстрируйте проведение лабораторной работы «Изучение строения раковины двустворчатых (беззубка) и брюхоногих (улитка) моллюсков, установление их сходства и различий», проведите анализ выполненной работы.

4 Составьте разноуровневую контрольную работу по одной из тем курса зоология.


Тема 12 Особенности структуры и содержания курса биологии в 9 классе. Методика изучения тем: «Опорно-двигательная система» и «Сердечно-сосудистая система (кровообращение)»
1 Особенности структуры и содержания курса биологии в 9 классе

2 Особенности изучения темы: «Опорно-двигательная система»

3 Особенности изучения темы: «Сердечно-сосудистая система (кровообращение)»

1 Особенности структуры и содержания курса биологии в 9 классе
В соответствии с логикой построения курса биологии и существующими традициями в 9 классе изучается раздел «Человек и его здоровье». При изучении этого раздела учащиеся приобретают более углубленные знания о взаимосвязях систем органов в обеспечении жизнедеятельности организма, о регулирующей роли нервной и эндокринной систем, об обмене веществ на уровне клеток, тканей, органов и целостного организма, о зависимости человека и его здоровья от окружающей среды, о необходимости предотвращения ее загрязнения, а также сохранения многообразия ее объектов. Кроме того, в разделе важное внимание уделяется последовательной реализации единых подходов к изучению учебного материала в эволюционном, морфофизиологическом, онтогенетическом и практическом аспектах.

Целостное и всестороннее изучение человека не может быть осуществлено в отрыве от выяснения его происхождения и путей исторического развития, так как нельзя понять особенности строения, физиологические функции, высшую нервную деятельность без раскрытия предыстории и исторического развития вида Человек разумный. Эту тему необходимо поставить первой, так как она является логическим связующим звеном с предшествующим разделом биологии. В этой теме важно показать, что человек связан с живой природой единством происхождения и поэтому как биологический вид имеет много черт, сближающих его с животным миром. С другой стороны, специфика его исторического развития, преобладание социальных факторов на определенных этапах его эволюции привели к формированию существенных качественных отличий человека от животных.

В теме «Общий обзор строения организма человека» устанавливаются общие принципы строения и функционирования организма человека, показывается, что, как и все другие живые организмы, он имеет клеточное строение, клетки образуют ткани, а из последних формируются органы и системы органов.

В тему «Организм – единое целое» включается материал, показывающий постоянное взаимодействие организма человека и окружающей среды, приспособление человека к ней и активное на нее воздействие. Следующие далее темы можно объединить в раздел «Системы органов человека: строение, функции, гигиена». В этом плане в начале целесообразно рассмотреть особенности строения и функционирования нервной и эндокринной систем, их взаимосвязь и взаимодействие в регуляции функций организма. При изучении нервной, эндокринной и других систем обращается внимание на возможные отклонения в их функционировании, причины, их вызывающие, и последствия такого отклонения для всего организма, а также условия по предотвращению соответствующих заболеваний, травм, т.е. раскрываются биологические основы здорового образа жизни и формируются навыки оказания первой помощи при несчастных случаях. Далее изучаются особенности строения, функционирование и гигиена опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем. Рассматривая опорно-двигательную систему, акцентируется внимание на ее опорную, защитную и двигательную функции, в связи с чем выделяют пассивную и активную части этой системы. Сюда включается материал о формировании костной ткани, что позволяет понять строение костей, организацию плотного и губчатого костного вещества. Здесь же рассматриваются особенности строения трубчатых и губчатых костей, рост костей в толщину и длину, химический состав костей, соединение костей, типы суставов, особенности строения скелета человека в связи с прямохождением, мышцы и их работа, значение двигательной активности для сохранения здоровья, вывихи и переломы костей и оказание первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Включение материала о клетках-остеокластах, имеющихся в костях, которые способны разрушать старое костное вещество на внутренней поверхности кости, будет способствовать формированию понятия о постоянном самообновлении костей в процессе обмена веществ. При изучении мышц дается понятие о нервной регуляции, энергетическом обмене и физиологии мышечного сокращения. Первое из них формируется путем установления тесной связи между нервной системой и мышцами. Деятельность скелетной мускулатуры может быть вызвана только возбуждением, а задержка движения – торможением соответствующего нервного центра. В то же время отмечается, что нервная система лишь включает мышцу в работу. Сокращение же ее происходит за счет энергии, освобождающейся в самих мышечных волокнах. Процесс этот происходит в митохондриях и связан с окислением органических веществ и требует наличия кислорода.

Характеризуя кровь и кровообращение, подробно рассматривается понятие «внутренняя среда организма», отмечается, что многоклеточный организм представляет собой не совокупность изолированных клеток, а сложную систему, в которой все составляющие неразрывно связаны, т.е. организм представляет собой единое целое. Связующую функцию выполняет внутренняя среда организма. При этом делается акцент на то, что в отличие от внешней среды, факторы которой постоянно меняются, внутренняя среда остается постоянной, несмотря на то, что в кровь может поступать разное количество воды и минеральных солей. Это достигается благодаря работе легких, почек, потовых желез кожи, через которые из организма удаляется избыток воды, солей и др. Далее идет материал о функциях крови (транспортной, защитной, гомеостатической), ее составе, форменных элементах, их строении и выполняемых функциях, рассматривается кроветворение, группы крови, переливание, вводится понятие о тканевой несовместимости, причины которой вскрываются при изучении иммунитета. Обращается внимание учащихся на предупреждение инфекционных заболеваний, роль профилактических прививок, рассматривается свертывание крови как приспособление организма, предохраняющее его от потери крови при травмах. После изучения состава крови и ее функций логично перейти к системе кровообращения, рассмотреть движение крови по сосудам, строение и работу сердца, регуляцию работы органов кровообращения. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что органы, усиленно функционирующие в данный момент, получают крови больше, чем другие. Это возможно благодаря регулирующей работе нервной системы и действию гормонов. Отмечается также, что ключевым отделом нервной системы, регулирующим практически все влияния на сосуды, является сосудодвигательный центр продолговатого мозга. От этого отдела ЦНС нервные импульсы передаются на мышечные клетки артериальных сосудов, что вызывает изменение их просвета. Однако следует отметить, что для работы мышечных клеток требуется энергия, выделение которой напрямую связано с поступлением в них питательных веществ и кислорода. В заключение рассматриваются вопросы гигиены сердечно-сосудистой системы, первая помощь при кровотечениях.

Рассмотрев кровеносную систему, создаются предпосылки для подробного изучения работы дыхательной, пищеварительной и мочевыделительной систем. При систематизации материала о строении и работе мочевыделительной системы необходимо показать значение мочевыделения, а также рассмотреть внутреннее строение почек, их структурно-функциональную единицу нефрон, показать принципы образования первичной и вторичной мочи. Далее уместно рассмотреть кожу, ее функции и строение, обеспечивающее их выполнение, гигиену кожи, роль кожи в терморегуляции, осязание, а также механизмы возникновения теплового и солнечного ударов, ожоги кожи, обморожения, их предупреждения и первую помощь при их возникновении. Обсуждая функции кожи, обращается внимание на участие кожи в выведении различных веществ из организма. После этих вопросов целесообразно рассмотреть обмен веществ и энергии в организме, регуляцию обмена веществ и роль витаминов.

Далее логично перейти к рассмотрению индивидуального развития организма человека. Здесь вводится понятие о репродукции, рассматриваются особенности строения мужских и женских половых органов, образование половых клеток, оплодотворение и внутриутробное развитие, беременность, рождение ребенка и уход за новорожденным, акцентируется внимание на роль наследственности, среды и воспитания в формировании личности ребенка. Большое внимание в этой теме следует уделить методам профилактики венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции, раскрыть соотношение физической и физиологической зрелости, особенностям наступления полового созревания у девочек и мальчиков, гигиене половых органов, раскрыть последствия ранней половой жизни и искусственного прерывания беременности, дать информацию о методах контрацепции как способе предотвращения беременности и венерических заболеваний.

Заканчивается изучение систем органов темой «Сенсорные системы». В этой теме основное внимание уделяется особенностям строения, функции и гигиены органов зрения и слуха. Приводятся обзорные сведения по другим органам чувств.

От изучения сенсорных систем переходят к изучению закономерностей психического развития и психологических особенностей человека. В начале темы вводится понятие психики человека как функции головного мозга и ее рефлекторный характер, понятие рефлексов, отмечается роль И.М.Сеченова в изучении психических процессов и установлении рефлекторной работы головного мозга, создание учения о высшей нервной деятельности И. П. Павловым, обсуждается открытие условных рефлексов и механизм их образования, вводится понятие о доминанте и динамическом стереотипе. Внимание обращается на интегративную деятельность мозга как материальную основу психических функций. Далее изучаются такие особенности человеческой психики, как сознание и связанные с ним познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, а также речь как форма передачи знаний и мышление. Затем изучается материал о сне и сновидениях. Вторая часть этой темы посвящена особенностям человека как личности. Раскрывается структура личности, ее направленность и мотивы поведения, вводится понятие психического здоровья, раскрываются социально-психологические характеристики личности, закономерности ее развития.

2 Особенности изучения темы: «Опорно-двигательная

система»

На изучение данной темы отводится 5 часов.

Ведущие биологические понятия и идеи: единство строения функций костной и мышечной систем, рефлекторная регуляция работы опорно-двигательного аппарата, особенности строения скелета.

Термины, обязательные для усвоения: костная ткань, губчатое, компактное костное вещество; трубчатые, губчатые, плоские кости, надкостница, красный костный мозг; неподвижное, полуподвижное, подвижное соединение костей; швы, суставы, связки; лицевой и мозговой отделы черепа; теменная, лобная, височная, затылочная, скуловая кости, нижняя и верхняя челюсти; позвоночник, грудная клетка, скелет верхних и нижних конечностей, позвонок, тело и дуга позвонка; плоскостопие; мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели; сухожилие, мышечное волокно; утомление мышц, активный отдых; вывих, перелом, осанка, сутулость, сколиоз, остеохондроз.

Учащиеся должны знать: пассивные и активные части скелета человека; отделы скелета и составляющие их кости; способы соединения костей; форму костей; рост костей в длину и в толщину; особенности строения костной ткани; особенности строения компактного и губчатого костного вещества; причины возникновения плоскостопия и искривления позвоночника; строение скелетной мышцы; причины утомления мышц.

Учащиеся должны уметь: находить причины прочности и легкости костей в их химическом составе, микроскопическом и макроскопическом строении; объяснять связь строения скелета, формы костей, и способов их соединения с функциями опорно-двигательной системы; описывать и объяснять особенности строения скелета человека; объяснять механизм рефлекторной регуляции работы мышц на основе знаний строения рефлекторной дуги; различать на микропрепарате скелетную и поперечно-полосатую мышечную ткани и указывать особенности их строения; оказывать первую доврачебную помощь при вывихах, переломах.

3 Особенности изучения темы: «Сердечно-сосудистая система (кровообращение)»
На изучение темы отводится 6 часов.

Ведущие биологические понятия и идеи: кровообращение и его регуляция.

Термины, обязательные для усвоения: предсердие, желудочек, створчатые клапаны, полулунные клапаны, околосердечная сумка, миокард; сердечный цикл, общая пауза, автоматия; артерии, капилляры, вены, кровяное давление, пульс, лимфатические сосуды; артериальная и венозная кровь; большой и малый круги кровообращения; аорта, нижняя и верхняя полые вены; легочные вены, легочная артерия; гиподинамия, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь; артериальное, венозное, капиллярное кровотечения, гематома.

Учащиеся должны знать: камеры, клапаны, сосуды, впадающие в сердце и выходящие из него; основные сосуды большого и малого кругов кровообращения; причины перераспределения крови, изменения давления и пульса.

Учащиеся должны уметь: приводить схему движения крови по сердцу и сосудам большого и малого кругов кровообращения; объяснять назначение клапанов; характеризовать нейрогуморальный механизм регуляции сердечной деятельности, обосновывать автоматию сердца, его работу без утомления, изменения ритма сердечных сокращений; находить и подсчитывать пульс; объяснять особенности строения вен, артерий и капилляров на основе их функции; различать виды кровотечений и оказывать первую помощь; обосновывать меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Вопросы для самоконтроля
1 В чем состоит специфика методики преподавания курса «Биология» в 9 классе?

2 Укажите возможные виды самостоятельных работ по курсу «Человек и его здоровье».

3 По каким темам курса Вы бы могли предложить межпредметные интегрированные уроки?

4 В чем заключается специфика практических и лабораторных работ при изучении курса «Биология» в 9 классе?

5 Какие лабораторные работы из вузовских курсов «Физиология человека и животных», «Основы иммунологии», «Биофизика» Вы могли бы использовать при работе в 9 классе школы?

6 Какие способы проверки и оценки знаний учащихся можно использовать при освоении данного курса?
Практическое занятие 12
Цель: ознакомиться с содержанием программы и учебника «Биология» 9 класса; рассмотреть особенности методики изучения тем «Опорно-двигательная система» и «Сердечно-сосудистая система (кровообращение)».
Материалы и оборудование: учебное пособие и программа по биологии 9 класса; секундомер, тонометр, таблицы.
Задания

1 Проанализируйте содержание учебной программы и учебника «Биология» 9 класса; обратите внимание на перечень лабораторных и практических работ, основные требования к результатам обучения учащихся.

2 Ознакомьтесь с материалом темы «Опорно-двигательная система»; составьте тематический план, укажите возможные формы и методы организации обучения по данной теме.

3 Подготовьте и продемонстрируйте проведение лабораторной работы «Подсчет пульса в покое и после физической нагрузки. Измерение кровяного давления в покое и после физической нагрузки», проведите анализ выполненной работы.

4 Составьте проект-аннотацию межпредметного интегрированного урока по одной из тем курса «Человек и его здоровье».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей