Главная страница

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование


Скачать 393.5 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование
Анкорmetodichka_po_diplomam_psikhologia_obrazovania.doc
Дата26.09.2017
Размер393.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetodichka_po_diplomam_psikhologia_obrazovania.doc
ТипМетодические указания
#19857
страница1 из 4
Каталог

С этим файлом связано 42168 файл(ов). Среди них: lekcii_po_gigiene.doc, Ftiziatria_zadachi.doc, Kak_pravilno_prisedat_Polnoe_rukovodstvo.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_2.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_1.pdf, 20_prichin_chtoby_prisedat_prisedat_i_esche_raz_prisedat.pdf, Огоньки(знакомства,конфликтные,адаптации итд).doc, vasileva_okruzhayuschiy_mir.docx, ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, ЛОВКОСТЬ, РЕА и ещё 42158 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4





ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Психологический факультет


Кафедра педагогической

психологии и педагогики

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки

050400.62 «Психолого–педагогическое образование»,

профиль «Психология образования»

Казань – 2013

УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73
Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)
Скоробогатова А. И., Саглам Ф. А., Фахрутдинова Р. А.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 050400.62 «Психолого–педагогическое образование», профиль «Психология образования» : методические указания / сост. А. И. Скоробогатова, Ф. А. Саглам, Р. А. Фахрутдинова. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2013. – 48 с.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.
Предназначены в помощь студентам направления подготовки 050400.62 «Психолого–педагогическое образование», профиль «Психология образования» при выполнении выпускных квалификационных (бакалаврской) работ в области научной и практической педагогики. Даны характеристики основных целей и задач квалификационных работ, а также компетенций, которые для этого должны быть развиты. Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73
 Институт экономики,

управления и права (г. Казань), 2013

СОДЕРЖАНИЕ


12.Психолого-педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации подростков из полных и неполных семей. 49

Возможны и иные темы по предложению выпускников (темы необходимо согласовать с зав. кафедрой) 52

Приложения………………………………………………………………..44

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация

В методических указаниях по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 050400.62 «Психолого–педагогическое образование», профиль «Психология образования» обобщен опыт руководства выполнением дипломных работ. Они составлены в соответствии с действующими Инструкцией и Положением по подготовке дипломных работ в высших учебных заведениях и представляют дальнейшую конкретизацию этих положений с учетом специфики направления подготовки и современных требований.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа представляет собой научное исследование студента, выполненное под научным руководством преподавателя института или высококвалифицированного специалиста профильного направления.

Целями написания дипломных работ являются:

– совершенствование педагогических знаний по отдельным темам,

– формирование умений по применению этих знаний для решения прикладных задач,

– формирование умений и навыков проведения теоретического и экспериментального педагогического исследования,

– приобретение умений и навыков практической работы педагога.

Квалификационные работы могут иметь преемственное и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его научного руководителя.

Содержание дипломной работы должно отвечать основным требованиям, предъявляемым к студенческим научным трудам.

Основными этапами выполнения дипломной работы являются:

– ознакомление студентов с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению дипломной работы;

– выбор темы, определение цели и задач исследования;

– подбор литературы, ознакомление с источниками и составление библиографического указателя по теме дипломной работы;

– составление обзора литературы;

– освоение основных методов исследования;

– выполнение экспериментальных исследований;

– обработка и анализ полученной информации с применением математико-статистических методов.

– формулировка выводов и выработка рекомендаций;

– оформление дипломной работы и иллюстративного материала в соответствии с установленными требованиями;

– подготовка дипломной работы к защите, составление доклада;

– обсуждение работы на заседании кафедры (предзащита);

– рецензирование дипломной работы;

– защита дипломной работы.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25 марта 2003 г., соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Дипломная работа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, должна представлять собой законченную разработку актуальной проблемы, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

В дипломной работе студент должен показать умение работать с литературными и другими источниками, анализировать статистический материал с использованием современных математико-статистических методов и компьютерных программ (Excel, Word и др.), логически сформулировать и защитить перед итоговой аттестационной комиссией результаты своего исследования. От того, насколько грамотно подобрана литература, последовательно и логично изложены основные положения исследования, сделаны правильные обобщения и выводы, в значительной степени зависит результат защиты.
3. ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным (ДИПЛОМНЫМ) РАБОТАМ

Выпускная квалификационная (дипломная) работа бакалавра предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Тема дипломной работы может выходить за рамки названного профиля. В этом случае необходимо иметь заказ образовательной организации на выполнение дипломного исследования, который оформляется на бланке образовательной организации с указанием ее точных реквизитов, подписью руководителя или его заместителя и печатью, удостоверяющей подпись. Заказ должен содержать фамилии и инициалы автора дипломного исследования, правильно сформулированную тему, описание выходных результатов и условий внедрения их на образовательной организации – заказчике исследования, так и вне данной образовательной организации. По желанию администрации образовательной организации может быть детализирован перечень решаемых задач, в том числе материалов для служебного использования.

В целях рассмотрения заказа от предприятия на выпускающей кафедре создается экспертная комиссия под председательством заведующего кафедрой, в составе 3-4-х ведущих преподавателей.

Экспертная комиссия оценивает актуальность и инновационность предложенной темы дипломного исследования и при необходимости ее корректирует. Утвержденный экспертной комиссией запрос становится основой для формирования приказа на дипломное исследование.

Требования к объему, содержанию и структуре выпускной квалификационной (дипломной) работы определяются высшим учебным заведением на основании ФГОС ВПО по направления подготовки 050400.62 «Психолого–педагогическое образование», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО по направлениям подготовки педагогического образования.

Для выполнения дипломной работы необходимо выбрать тему исследования и решить следующие задачи:

– обосновать необходимость и важность проведения исследования по выбранной теме, ее актуальность и значение;

– ознакомиться со справочной, научной и периодической литературой по избранной теме;

– провести анализ и выявить проблемы, которые требуют решения;

– на основе результатов анализа выработать выводы и предложения;

– оформить дипломную работу в соответствии требованиям, предъявляемыми к ней;

– подготовить доклад и иллюстрационный материал.

Дипломная работа должна носить научно-исследовательский характер, выступать в форме самостоятельного исследования. Она является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении дипломной работы студент должен показать умения:

– обнаружить и сформулировать проблему;

– собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;

– разработать и провести экспериментальное исследование;

– правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;

– изложить результаты исследования;

– сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе;

– сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.

Студент-дипломник несет полную ответственность:

– за научную самостоятельность, теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы,

– за правильность приводимых в дипломной работе данных,

– за достоверность результатов проведенного исследования, выводов и доказательств,

– за качество содержания и оформления дипломной работы.
4. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ выпускных квалификационных (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающими кафедрами психологического факультета, рассматривается и утверждается на заседании соответствующей кафедры. Студент самостоятельно выбирает тему из объявленного перечня. Вместе с тем студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

При выборе темы дипломной работы студент должен исходить из таких критериев, как практический интерес и возможность нахождения практического материала по данной теме.

Закрепленные (выбранные студентом) темы дипломной работы утверждаются на заседании кафедры.

Деканат совместно с заведующими кафедрами назначает руководителей дипломных работ из числа преподавателей выпускающей кафедры. По отдельным темам к руководству дипломными работами кафедра вправе привлекать специалистов-практиков или наиболее опытных преподавателей других кафедр. В некоторых случаях студенту разрешается работать по межкафедральной тематике в рамках факультета. При необходимости кафедра вправе назначать (приглашать) консультанта из числа ведущих преподавателей института или высококвалифицированных специалистов-практиков по отдельным темам или разделам дипломной работы, научными руководителями которых являются молодые преподаватели с небольшим стажем работы. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы и ставят на ней свою подпись.

Научный руководитель дипломной работой:

– знакомит студента с требованиями, предъявляемыми к выпускным квалификационным работам;

– выдает студенту задание на дипломную работу (см. приложение 1), рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные материалы и другие источники по теме дипломной работы;

– оказывает студенту помощь в разработке календарного плана-графика на весь период выполнения дипломной работы;

– проводит систематический контроль хода выполнения дипломной работы, оказывает студенту консультативную помощь при подборе литературы, методик, выбора базы исследования, количества испытуемых и т.д.;

– проверяет выполнение работы (по частям и в целом), обращая особое внимание на правильность оформления научно-справочного материала, глубину исследования темы, ее практическую значимость и обоснованность выводов;

– делает необходимые замечания, указывая на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их лучше устранить, возвращая представленный материал студенту на доработку;

– по окончании работы дает письменный отзыв-характеристику деятельности студента при выполнении дипломной работы и рекомендует дипломную работу к защите.

После закрепления за студентом темы дипломной работы и ее окончательной формулировки научный руководитель вместе с дипломником определяют общее направление работы, примерный список литературы, составляют задание на дипломную работу (см. Приложение 1). План задания дипломной работы – это составленный в определенном порядке перечень глав и параграфов, которые помогают систематизировать материал и обеспечивают последовательность его изложения. В задании обязательным условием является установление конкретных сроков предоставления студентом-дипломником отдельных глав дипломной работы и работы в целом в черновом варианте своему научному руководителю для проверки. Возникающие в процессе разработки темы дипломной работы непредвиденные проблемы своевременно обсуждаются и решаются с научным руководителем.

Задание на дипломную работу после подписи студентом о его получении, научным руководителем о его выдаче, утверждается заведующим кафедрой. План задания оформляется в 2-х экземплярах, один из которых выдается студенту для приложения его к дипломной работе, а другой остается на кафедре. После получения задания на выпускную квалификационную (дипломную) работу студент приступает к сбору и обработке информации и написанию дипломной работы.

Полный текст дипломной работы представляется научному руководителю не позднее, чем за 1 месяц до начала работы Государственной Аттестационной Комиссии (ГАК). Это время отводится для проверки дипломной работы, устранения выявленных недостатков и упущений в соответствии с замечаниями научного руководителя, и окончательного оформления работы в чистовом варианте.

Чистовой вариант дипломной работы надо тщательно выверить. В нём должны быть исправлены все ошибки, опечатки, внесены необходимые поправки, тщательно сверены фамилии, цитаты, названия.

Законченная дипломная работа, подписанная автором, представляется научному руководителю для отзыва за 20 дней до защиты.

После одобрения дипломной работы руководитель подписывает ее и составляет письменный отзыв. В отзыве дается характеристика выполненной работы по всем ее разделам.

Далее работа направляется на внешнее рецензирование. Рецензентами дипломных работ могут быть преподаватели своего института, других вузов, научные работники и специалисты-практики. После отзыва рецензента студент предоставляет работу на проверку заведующему кафедрой. Все листы дипломной работы и приложения к ней следует аккуратно подшить в папку с твердой обложкой (цвет не имеет значение) или переплести.

Заведующий кафедрой на основании представленных материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе дипломной работы. В случае если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием научного руководителя. Протокол заседания кафедры представляется декану факультета для передачи ректору вуза в целях решения этого вопроса.

Внесение изменений в дипломную работу после получения отзыва, рецензии и подписи о допуске к защите не допускается.

Если заведующий кафедрой допускает работу к защите, то студент сдает дипломную работу в деканат, где она регистрируется в специальном журнале в присутствии студента. Декан факультета направляет дипломную работу с отзывом научного руководителя и рецензией в ГАК не позднее, чем за два дня до установленного срока защиты.

До защиты дипломной работы студент должен подготовить доклад и оформить демонстрационный материал. Предварительно доклад студента может быть заслушан на кафедре (предзащита дипломной работы). Доклад должен кратко, но четко раскрывать основное содержание дипломной работы, обосновывать выводы и предложения. В докладе студент-дипломник должен отразить следующие моменты:

– актуальность дипломной работы;

– цель дипломной работы и степень решенности исследуемой проблемы;

– наиболее важные результаты исследования и нерешенные стороны изучаемой проблемы;

– предложения для дальнейших исследований.

Защита дипломных работ проводится на открытых заседаниях ГАК в установленном Положением о государственных (итоговых) аттестационных комиссиях порядке. По желанию дипломника в ГАК могут быть представлены дополнительные материалы: печатные статьи, акты о внедрении результатов исследования и другие, если они позволяют раскрыть научную и практическую ценность дипломной работы.

Продолжительность доклада на заседании ГАК – не более 10 мин. После окончания доклада студент отвечает на заданные ему вопросы и на замечания рецензента. При оценке дипломной работы комиссией принимается во внимание содержание работы, качество оформления таблиц, схем, графиков, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада студента-дипломника, отзыв научного руководителя и рецензента на дипломную работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента.

На защите дипломной работы студент должен быть готов вести полемику, научно обосновывать свою точку зрения, аргументировано доказывать свои положения и опровергать суждения, с которыми не согласен. Ответы на критику со стороны оппонентов следует давать в сдержанной корректной форме.

Результаты защиты дипломных работ, определяемые по четырехбалльной системе оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», объявляются председателем ГАК после оформления протоколов в тот же день.

В тех случаях, когда защита дипломной работы признается неудовлетворительной, Государственная аттестационная комиссия решает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или обязан разработать новую тему, которая устанавливается соответствующей кафедрой.
5. СОСТАВ, СТРУКТУРА выпускных квалификационных (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ И ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Качество дипломной работы и успешность ее защиты во многом определяются степенью соблюдения основных требований, предъявляемых к ее содержанию и структуре.

Дипломная работа и документы к ней подшиваются в следующей последовательности:

1. Титульный лист.

2. Задание на дипломную работу.

3. Бланк заказа предприятия на выполнение дипломного исследования (если тема дипломной работы выходит за рамки специализации).

4. Отзыв научного руководителя дипломной работы.

5. Рецензия.

6. Содержание.

7. Текст работы.

8. Список использованной литературы.

9. Приложения.

Рассмотрим структурные элементы дипломной работы подробно.

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Бланк титульного листа дипломной работы оформляется по прилагаемому образцу (приложение 2).

«Содержание» включает введение, наименование всех глав, подразделов и параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков (или абзацный отступ) вправо, по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания Оформление текста следует выполнять в соответствии с примером:
Содержание

Введение……………………………………………………………………3

I. Название главы …. (Теоретическая часть дипломной работы)…6

1.1. Название первого параграфа…………………………….……..6

1.2.Название второго параграфа……………………..……………12

1.3……………………………………………………………………20

Выводы по I главе……………………………………………………….28

II. Название главы …. (Экспериментальная часть дипломной работы)……………………………………………………………………..……30

2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования (указать, что и у кого исследуется)……………..………30

2.2. …………………………...36

2.3…………………………………………………………………...45

Выводы по II главе ……………………………………………………..53

Заключение ………………………………………………………………54

Список использованной литературы ………………………………...57

Приложения ……………………………………………………………...63

Количество глав и параграфов может быть иным. Наименования дипломной работы, глав и параграфов не должны повторять друг друга.
Введение

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом