Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие по курсу Основы математической лингвистики


Скачать 418.5 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по курсу Основы математической лингвистики
АнкорMetodichka po osnovam matematicheskoy lingvistiki.doc
Дата03.10.2017
Размер418.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodichka_po_osnovam_matematicheskoy_lingvistiki.doc
ТипМетодическое пособие
#24763
страница2 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3

3. Логика высказываний. Нечёткие множества.
Отрицание высказывания A означает, что A не произойдёт и обозначается . Конъюнкция высказываний A и Bозначает, что произойдёт A и Bи обозначаетсяA B. Дизъюнкция высказываний A и Bозначает, что произойдёт A или Bи обозначаетсяAB. Строгая дизъюнкция высказываний A и Bозначает, что произойдёт или A,или Bи обозначаетсяAB.
Двухместная логическая операция, соответствующая обороту “если…, то…”, посредством которого образуются условные предложения, называется импликацией. Высказывание “если A, то B” записывается в виде .

Логический оператор □ выражает необходимость, а ◊ - возможность.
Для любого чёткого множества A и любого элемента x можно определить характеристическую функцию:
(3.1)
Например, если А – множество букв в слове “глагол” (А: ), то для любой буквы кириллицы легко найти характеристическую функцию. Так, так как буква “л” входит в слово, а , так как буква “в” в него не входит.

Множество называется нечётким, если нельзя точно определить, принадлежат ли ему элементы. Нечёткость множества тесно связана с понятием лингвистической переменной (далее – ЛП), значениями которой являются слова или предложения. Например, во фразе “Миша вернётся около десяти часов вечера” ЛП “около десяти часов вечера” принимает значения из множества [21-30; 22-30]: неясно, когда именно вернётся Миша. Во фразе “Её жених – молод” ЛП “молод” принимает значения на огромном интервале [16; 40].

В случае нечёткого множества характеристическая функция, называемая функцией принадлежности, может принимать несколько значений, принадлежащих интервалу [0,1]. Носителем нечёткого множества SuppA называется множество элементов, для которых μA(x) > 0. Если при каком-то значении x μA(x) = 1, то множество называют нормальным, а если это – неверно, то – субнормальным.

Если максимальное значение μA(x) достигается в одной точке, то функция μA(x) называется унимодальной.
Операции конъюнкции и дизъюнкции для нечётких множеств определяется совсем иначе, чем для чётких множеств:

, (3.2) Операция отрицания нечёткого множества вводится аналогично вероятности отрицания высказывания (2.2):

(3.3)
Индексы референции, которыми могут быть снабжены личные, возвратные местоимения и одушевлённые подлежащие, маркируют актанта – участника ситуации. В случае нечёткого высказывания актант может быть определён несколькими способами, при этом индексы разделяются знаком /. Для отрицания используется знак *.


Пример 1.Даны следующие простые высказывания:

A1 – “Существительное относится к женскому роду”,

A2 – “Существительное стоит в родительном падеже”,

A3 – “Существительное стоит во множественном числе”.
Описать события с помощью высказываний Ai, i =1,2,3:

a) B1 – “Существительное женского рода стоит в родительном падеже и во множественном числе”.

b)B2 – “Существительное женского рода стоит в родительном падеже или во множественном числе”.

c)B3 – “Существительное или относится к женскому роду, или стоит в родительном падеже, но не во множественном числе”.

d)B4 – “Существительное не относится к женскому роду или стоит не в родительном падеже, но во множественном числе”.
a) Все высказывания верны, поэтому:

b) Верно первое высказывание, а также второе или третье:



c) Либо верно первое высказывание, либо второе и не третье, здесь строгая дизъюнкция:

d) Первое высказывание неверно либо второе неверно, а верно третье:
Пример 2.Дано сложное высказывание: “Если пойдёт дождь, то останусь дома, а уж если останусь дома, дочитаю книгу, но телевизор не включу”. Введём простые высказывания: A1 Пойдёт дождь”, A2Останусь дома”, A3Дочитаю книгу”, A4Включу телевизор. Построить логическую схему предложения.
Из события A1 вытекает высказывание A2 , а из него A3 и неA4. Поэтому логическая схема: .
Пример 3.Дано сложное высказывание: “Если нужно написать отчёт, то займусь этим на выходных или, возможно, отложу на следующую неделю”. Введём простые высказывания: A1 - “Написать отчёт”, A2 - “Займусь этим на выходных”, A3 - “Отложу на следующую неделю”. Построить логическую схему предложения.
Из необходимости высказыванияA1 следует или высказываниеA2 или возможность высказывания A3 . Логическая схема: □
Пример 4. Слово содержит несколько букв. Найти функцию принадлежности числа букв слова. Построить дополнение множества. Проверить нормальность и унимодальность множеств, найти их носители.
В слове никак не может быть одна буква, а также более пяти букв. В остальных случаях функции принадлежности вычисляется как вероятность, вычисляемая каждым решающим задание субъективно. Определим универсальное множество как U = {1,2,…,8}. Запишем решение в виде таблицы:

x

1

2

3

4

5

6

7

8



0

0,8

0,7

0,5

0,1

0

0

0

Supp A = {2, 3, 4, 5}. Множество является субнормальным, так как не содержит 1, и унимодальным, так как максимальное значение 0,8 соответствует одному значению x.
Теперь найдём функцию принадлежности для дополнения множества :

x

1

2

3

4

5

6

7

8



1

0,2

0,3

0,5

0,9

1

1

1

Supp = U. Множество является нормальным, так как содержит 1, но не унимодальным, так как максимальное значение 1 соответствует нескольким x.
Пример 5. В шестисложной русской фразе есть несколько французских (множество A) и английских (множество B) заимствований, причём первых – больше. Найти функции принадлежности числа слов множеств A, B, .
Число английских заимствований не превосходит 3, иначе оно может оказаться больше числа французских заимствований. Поэтому для множеств Aи Bможно определить функции принадлежности так:

x

1

2

3

4

5

6



0

0,8

0,7

0,6

0,3

0,1



x

1

2

3

4

5

6



0

0,6

0,8

0

0

0


Некоторые слова могут быть заимствованиями из одного из двух языков – английского или французского, это приводит к дизъюнкции множеств (конъюнкция в данном случае невозможна). По формуле (3.2) вычисляем значение функции принадлежности для каждого из значений x:
Max (0; 0) = 0, max (0,8; 0,6) = 0,8, max (0,7; 0,8) = 0,8,

max (0,6; 0) = 0,6, max (0,3; 0) = 0,3, max (0,1; 0) = 0,1.
Теперь запишем эти результаты в виде таблицы:

x

1

2

3

4

5

6



0

0,8

0,8

0,6

0,3

0,1



Пример 6. Найти носитель нечёткого высказывания: “Она вряд ли успеет прочесть книгу”.
Носителем события является интервал, для которого функция принадлежности положительна – то есть, когда существует хоть малейшая вероятность события. В данном случае носитель можно оценить интервалом: [0; 0,4].
Пример 7. Дана фраза: “Коля сказал, что он немного опоздает, а Слава придёт вовремя”. Расставить актантные индексы.
В первой фразе Коля маркируется как i, а местоимение “он”, могущее относиться к Коле или кому-то другому, как i/j. Слава – новый субъект, которому придаётся новый индекс k. Тот, кто опоздает, не может быть Славой, так как Слава придёт вовремя, поэтому местоимение “он” также снабжается индексом *k. Таким образом, разметка всей фразы выглядит так: “Коля i сказал, что он i/ j/ *k немного опоздает, а Слава k придёт вовремя”.


Примеры для самостоятельного решения.
3.1. Даны простые высказывания:A1 – “Предложение является простым”, A2 – “Предложение осложнено причастным оборотом”, A3 – “Предложение осложнено деепричастным оборотом”,A4 – “Предложение осложнено сравнительным оборотом”

Описать события с помощью высказываний Ai, i =1,2,3,4:

a)B1 – “Предложение является простым, осложнённым деепричастным или сравнительным оборотами

b)B2 – “Предложение является простым, осложнённым причастным и деепричастным, но не сравнительным оборотами

c) B3 – “Предложение является простым, осложнённым или причастным, или сравнительным оборотом

d) B4 – “Предложение является или простым, или осложнённым одним из трёх видов оборотов: причастным или деепричастным или сравнительным

e) B5 – “Предложение является простым, осложнённым хотя бы одним оборотом: причастным, деепричастным или сравнительным

3.2. Дано сложное высказывание: “Если сдам экзамен, отпраздную успех в кафе, а если не сдам экзамен, пойду в библиотеку за учебниками”. Введём простые высказывания:- “Сдам экзамен”, - “Отпраздную успех в кафе”, - “Пойду в библиотеку за учебниками”. Построить логическую схему предложения.

3.3. Дано сложное высказывание: “Если друг не придёт в гости и мне не позвонят с работы, то либо схожу в музей, либо прогуляюсь по городу”. Введём элементарные высказывания:A1 – “Друг придёт в гости”, A2 – “Мне позвонят с работы”, A3 – “Схожу в музей”, A4 - “Прогуляюсь по городу”. Построить логическую схему предложения.

3.4. Дано сложное высказывание: “Необходимо запомнить этот афоризм или записать его в блокнот, но не путать его с похожими афоризмами”. Введём простые высказывания:A1 –“Запомнить этот афоризм”, A2 – “Записать его в блокнот”, A3 – “Перепутать его с похожими афоризмами”. Построить логическую схему предложения.

3.5. Дано сложное высказывание: “Он может перепутать аудитории или забыть подготовить презентацию, но через полчаса он должен прийти”. Введём простые высказывания: A1 – “Он путает аудитории”, A2 – “Он помнит о подготовке презентации”, A3 – “Он приходит через полчаса”. Построить логическую схему предложения.

3.6. Введя простые высказывания о взаимном расположении корня и аффикса, описать префикс, суффикс, инфикс и циркумфикс.

3.7. Введя простые высказывания о глагольном времени в простом предложении, описать согласование времён в английском и французском языках.

3.8. Введя простые высказывания о фонетической структуре слова, описать появление на конце слова буквы “ъ” в русской дореволюционной орфографии.

3.9. Введя простые высказывания о чередовании ударных и безударных слогов, описать дольник в русской поэзии.

3.10. Пусть Aмножество слов китайского языка, B – множество слов монгольского языка, C – множество слов бирманского языка, а x означает тон. Найти характеристические функции .

3.11. Пусть x означает артикль, изменяющийся по роду, числу и падежу. Придумать такое языковое множество A, что .

3.12. Дана фраза из СМС, в спешке написанная с сокращениями: “Купи см., прих. домой, пр. с тел.”. Найти возможные варианты прочтения этой фразы и функцию принадлежности этих вариантов.

3.13. Дана фраза из СМС, в спешке написанная с сокращениями: “В ср. сл. кон., нет уч.” Найти возможные варианты прочтения этой фразы и функцию принадлежности этих вариантов.

3.14. У слова много значений. Найти функцию принадлежности числа значений слова. Проверить нормальность и унимодальность множества.

3.15. В шестисловной японской фразе почти не встречается слов, записанных катаканой. Найти функцию принадлежности числа букв слова. Построить дополнение множества.

3.16. В пятисловной фразе примерно одинаковое число неизменяемых (множество A) и двухсложных слов (множество B), одно же слово изменяемо. Найти функции принадлежности числа слов множеств A, B, , . Проверить нормальность и унимодальность множеств.

3.17. Среди шести языков не менее половины относится к одному ареалу (множество A), а несколько языков обладают сходной типологией (множество B). Найти функции принадлежности числа языков множеств A, B, , .

3.18. Среди семи письменностей меньшинство является фонетическими (множество A), а большинство в настоящее время уже не используется (множество B). Найти функции принадлежности числа письменностей множеств A, B, , .

3.19. Придумать нечёткое множество A, построить его дополнение ипроверить выполнение условий, присущих чётким множествам:= Ø, , где U – универсальное множество.

3.20. Найти носители нечётких высказываний: “Лёша, вероятно, успеет на матч, Серёжа из-за этих пробок вряд ли успеет, Вадим – возможно, тоже успеет, а насчёт Юры трудно сказать: 50 на 50!”

3.21. Придумать такое нечёткое высказывание A, что Supp A = [0,1; 0,3] [0,7, 0,9].

3.22. Дана фраза: “У моей подруги есть знакомая-врач, а сестра её – парикмахер”. Расставить индексы референции.

3.23. Дана фраза: “Сергей сослался на него в своей статье, опубликованной в его журнале”. Расставить индексы референции.

3.24. Дана фраза: “Он сказал, что сосед его крепко спит, а друг его, наверно, уже ушёл”. Расставить индексы референции.
1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей