Главная страница

русский язык 1. русский язык 1.pptx. Методика преподавания русского языка (специальная)


Скачать 179.09 Kb.
НазваниеМетодика преподавания русского языка (специальная)
Анкоррусский язык 1.pptx
Дата16.09.2017
Размер179.09 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файларусский язык 1.pptx.pptx
ТипПрограмма
#13027
Каталог


Методика преподавания русского языка (специальная)

Канд. пед. наук, доцент

Елецкая Ольга Вячеславовна

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методика преподавания русского языка

  • Комаров К.Н. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР. – М.: 1982.

  • Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.: Учебное пособие… - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  • Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского язык в начальных классах. – М.: .: Издательский центр «Академия», 2004.

  • Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа/ Сост. Л.А. Вохмянина. - М.: Дрофа, 2001. – 320 с.

  • Программа школы для детей с ТНР. – М.: 1987.

  • Рамзаева Т.Г. Совершенствование содержания и структуры учебника русского языка// Нач. шк. – 1996. - № 2. – 13-20 с.

  • Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: Владос, 2004. – 35 с.

  • Методика преподавания русского языка / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение. 1988.



Диагностика школьной готовности

  • Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль. 1999.

  • Гуткина Н.И., Психологическая готовность к школе. Питер. 2004.

  • Вятлева Ю.Е. Пакет диагностических заданий по русскому языку для выявления актуального уровня знаний, умений и навыков учащихся начальных классов специальных общеобразовательных школ 5 вида: Учебное пособие. – М: АРКТИ, 2001. – 52 с.
  • Вятлева Ю.Е. Методические рекомендации по использованию ''Пакета диагностических заданий по русскому языку для выявления актуального уровня знаний, умений и навыков учащихся начальных классов специальных общеобразовательных школ 5 вида'': Методическое приложение. - М: АРКТИ, 2001. – 24 с.


Нарушения чтения и письма

  • Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: 1978.

  • Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.; 1978. – 114 с.

  • Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: 1987.



Учебники для школы V вида

  • Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Развитие речи. Учебник для подготовительного класса школы V вида (1 отделение). – М.: Просвещение. – 1994.

  • Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Рабочая тетрадь по развитию речи (приложение к учебнику по развитию речи для подготовительного класса школы V вида (1 отделение). – М.: Просвещение. – 1994).

  • Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков. 1 класс. Учебник для коррекционных школ V вида. - М.: АРКТИ – 2005. –256 с.

  • Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков. 2 класс. Учебник для коррекционных школ V вида. - М.: АРКТИ – 2005. –256 с.

  • Кукушкина О.И. События жизни: Комплект рабочих тетрадей по развитию речи для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов: В 7 тетрадях: Тетрадь 1: Раскрась / / Тетрадь 2: Нарисуй продолжение или начало истории / / Тетрадь 3: Подбирай картинки. - Просвещение
  • Букварь : Для подготовит.-1-го кл. коррекц. образоват. учреждений V вида (1-е отд-ние) / Н. Л. Крылова, И. Б. Писарева, Н. Л. Ипатова, 159,[1] с. ил. 27 см, 3-е изд. М. Просвещение 1999

  • 1993 Букварь : Для подгот.-1-го кл. шк. для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отд-ние) / Н. Л. Крылова, И. Б. Писарева, Н. Л. Ипатова, 159,[1] с. ил. 27 см, 2-е изд., дораб. М. Просвещение 1993

  • 1989 Букварь : Для подгот. - первого класса шк. для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отд-ние) / Н. Л. Крылова, И. Б. Писарева, Н. Л. Ипатова, 173,[1] с. ил. 27 см, М. Просвещение 1989



Контрольные вопросы и задания

  • Охарактеризуйте основные особенности детей, обучающихся в школе для детей с ТНР в аспекте их школьного обучения русскому языку.

  • Сформулируйте задачи обучения русскому языку в начальном звене школы V вида.

  • Назовите задачи первого и второго года обучения.

  • Используя одну из федеральных программ обучения русскому языку, сформулируйте учебные задач для III и IV классов.

  • Перечислите и раскройте основные принципы коррекционно-развивающего обучения русскому языку детей с ТНР.

  • Подготовьте примеры фрагментов урока, иллюстрирующих применение на практике основных методических принципов организации учебного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения.

  • Дайте характеристику пяти методам обучения – объяснительному, иллюстративному, репродуктивному, проблемному, эвристическому, исследовательскому – и обоснуйте своё согласие или несогласие с выбором эвристического проблемного методов в качестве системообразующих при работе с детьми с ТНР.
  • Перечислите и охарактеризуйте структурообразующие методы, используемые на уроках в качестве основных.

  • Выберите любую тему из учебника русского языка и составьте конспект урока знакомства с новым материалом, в котором были бы использованы перечисленные структурообразующие методы обучения.

  • Расскажите, как вы понимаете суть педагогической технологии.

  • Определите содержание программы изучения учебной единицы «склонение имён существительных» (что должны понимать, знать и уметь ученики, чтобы усвоить эту единицу) и составить технологический план (без указания сроков обучения).


Контингент школы V вида

  • В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.
  • Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В I и II отделении образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образования программ двух отделений. В I отделении — I ступень — начальное общее образование с нормативным сроком освоения — 4—5 лет; II ступень — основное общее образование с нормативным сроком освоения — 6 лет.

Во II отделении — I ступень — начальное общее образование за 4 года, II ступень — основное общее образование за 5 лет.

Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

Дети группы рискасостояния риска академической неуспешности, обусловленные тем, что ученикам предъявляются требования, не соответствую­щие уровню развития у них значимых для школы интеллектуаль­ных и психофизиологических функций;

состояния социального риска, возникающие на фоне нарушений социально-личностных отношений ребенка с окружающей средой или личного внутреннего конфликта, который может быть связан с негативными переживаниями;

состояния риска по здоровью, вызванные чрезмерным нервно-психическим напряжением ребенка, которое может быть предопределено и внешними по отношению к нему, и внутренними факторами. К первым относится завышенный уровень требований, предъявляемых как школой, так и родителями, ко вторым — состояние соматического и нервно-психического здоровья ученика; • состояния комплексного риска, включающие в себя в той или иной степени признаки перечисленных выше состояний.

Организация, цели и задачи обучения детей с ТНР русскому языку



Организация коррекционно-развивающего учебного процесса имеет ряд особенностей, которые проявляются в:

  • постановке целей и задач обучения;

  • реализации частно-методических правил обучения;

  • выборе и использовании методов обучения, адекватных образовательным потребностям детей группы риска;

  • планировании учебного материала с позиций технологизации обучения.







Цели и задачи подразделяются по уровням:

  • стоящие перед образованием в целом;

  • перед обучением в школе;

  • изучением конкретного предмета;

  • цели и задачи учебного года, четверти, темы учебного материала, урока, отдельного задания.



Цели и задачи подразделяются на:

  • стоящие перед учителем - нацелены на развитие и воспитание детей в процессе передачи им определенного объема знаний о родном языке и на формирование умений пользоваться этими знаниями в жизни;

  • стоящие перед учеником - осознать богатство и грамматический строй родной речи и научиться использовать язык и речь в процессе своей жизнедеятельности.





Общие цели обучения детей родному языку определяются на основании принятых в языкознании разграничений языка и речи (1); устной и письменной форм речи (2); функций речи (3). При этом в поле зрения должны находиться общеобразовательные и коррекционно-развивающие нужды и возможности детей с ТНР (4).

1. В языкознании язык и речь противопоставляются друг другу как две формы единого явления, одна из которых (язык) является кодом, системой знаков, т. е. средством или орудием общения, а вторая (речь) представляет собой производимый этим орудием вид общения, конкретное говорение, протекающее во времени. Между языком и речью существует определенная иерархическая связь. Язык — «один из ингредиентов речи, притом важнейший... И будучи... средством, применяемым в ней, он может быть выделен из нее, обособлен как предмет специального исследования. Ребенок изучает родной язык как средство, способное усовершенствовать его речь.

2. Речь существует в двух формах устной и письменной, которые представляют собой единое и неразрывное явление, однако в их основе лежат разные психологические механизмы. «В письменной речи мы чаще встречаемся с логически развернутой мотивировкой ответа на вопрос; ассоциация в письменной речи в основном ориентирована на внутренний смысл слова-раздражителя и стимулирует главным образом процессы внутреннего внимания, в то время как устная речь в целом ряде случаев осложнена ситуативными моментами, которые она не в силах преодолеть. Все это с достаточной убедительностью свидетельствует о том, что мышление гораздо более тесно связано с письменной речью, чем с устной». Овладение письменной формой речи помогает ученикам наиболее зримо и рельефно знакомиться с правилами построения связного высказывания и оказывает благотворное влияние на их речевую компетентность.

3. Речь выполняет две важнейшие, фундаментальные функции: обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей — коммуникативная функция — и служит средством мышления и познания окружающего мира — логическая функция.



















Как писал Л. С. Выготский,

  • «различные предметы школьного преподавания взаимодействуют в ходе развития ребенка... и развитие его вовсе не распадается на отдельные русла соответственно всем предметам, на которое рас­падается школьное обучение».


Вместе с тем каждый отдельный учебный предмет содействует развитию частных речевых умений

  • Так, например, на уроках чтения, анализируя художественный текст, дети учатся выражать словами свои эстетические и этические чувства, характеризовать и описывать предметы, явления, поступки людей и многое другое, используя при этом художественную лексику. Уроки истории и естествознания становятся базой для развития речи, приближающейся к научному стилю. На уроках математики и русского языка ученики используют речь для планирования и осуществления учебных действий, осмысления математических или языковых понятий.




4. Среди образовательных нужд младших школьников как ведущие выделяются два направления работы.

  • Первое из них — развитие познавательных процессов, психических функций и формирование интеллектуальных умений. Реализация этого направления соответствует коррекционно-развивающим потребностям детей с ТНР. Второе направление - овладение базовыми понятиями и операциями языка.


  • Первое направление - развитие познавательных процессов, психических функций и формирование интеллектуальных умений.



Как указывал Л.С. Выготский,

  • «...к началу обучения письменной речи все основные психические функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже еще не начали настоящего процесса своего развития; обучение опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития психические процессы».








  • Вторым важным направлением работы с младшими школьниками с ТНР является овладение базовыми понятиями и операциями языка.



Сопоставление содержания предмета «Русский язык» в начальном и среднем звеньях общеобразовательной школы делает очевидной особую значимость начального периода. Именно здесь закладывается фундамент всего дальнейшего учения, формируется его успешность или неблагополучие, которые напрямую зависят от двух факторов:
  • от того, как ученики поймут и усвоят базовые понятия предмета (в русском языке это «слово», «предложение»,

  • комплексы понятий «части речи», «состав слова» и др.), а также от того,

  • как они овладеют основными операциями с единицами учебного материала, в частности

  • умением ставить вопросы к словам,

  • произвольно изменять форму слов,

  • опознавать части речи,

  • подбирать родственные слова,

  • образовывать слова при помощи аффиксов,

  • находить и опознавать орфограммы.



Цель изучения русского языка в школе V вида:

развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приемами работы с языковым материалом и формирование основ речевых умений и системных знаний, обеспечивающих овладение письменной речью как одной из форм речевой коммуникации.

Задачи изучения русского языка в школе V вида: 1. Изучать особенности индивидуального усвоения учениками языкового материала и вносить соответствующие коррективы в процесс обучения.

2. Развивать и корректировать познавательные процессы (вос­приятие, внимание, память, речь, мышление) в ходе изучения языкового материала.

3. Учить детей способам и приемам преодоления трудностей учебного, личностного и коммуникативного характера, возника­ющих в процессе деятельности.

4. Заложить основы письменной речи, ознакомив учеников с основными правилами создания связных высказываний (предложений, текстов) и способами их применения в речевой практике;

5. Обеспечить осознанное и прочное усвоение базовых терминов языка, составляющих обязательный минимум содержания образования;

6. Создать возможности для овладения программами действий по осуществлению морфологического, морфемного, орфографического и синтаксического анализа на уровне обязательного минимума содержания образования.







  • Задачи каждого года обучения обусловлены едиными целями обучения родному языку и конкретизируют общую задачу, подразделяя ее на ряд более частных.



Первый год самый важный в школьной жизни каждого ребенка независимо от уровня его подготовленности.

  • От того, как будет организовано его вхождение в школьную жизнь, во многом зависит вся дальнейшая его успешность. Исследования М.М. Безруких показали, что количество детей, не готовых к обучению в школе, в 1980-х гг. в городе достигало 50 %, а в сельской местно­сти — 75 %. По данным исследований петербургских ученых, в 1997— 1999 гг. среди первоклассников городских школ уже 59,7 % оказались не готовыми к школьному обучению. Поэтому первый год обучения следует рассматривать как переходно-подготовительный период. Это время вхождения дошкольника в новые условия жизни, привыкания к ним, перестройки психической, физиологической и эмоционально-волевой сфер ребенка.






Задачи первого года изучения русского языка в школе V вида.

1. Обеспечить для учеников полноценное овладение техническими навыками письма.

2. Обратить внимание учеников на сознательное наблюдение и изучение родного языка, помочь осознать его как материальный объект изучения.

3. Познакомить учеников с основными единицами языка и сформировать первые грамматические умения.

4. Сформировать понимание предложения как единицы письменной речи.

5. Ознакомить учеников с приемами учебной работы.

6. Положить начало становлению активной позиции ученика.

Задачи второго года изучения русского языка в школе V вида. 1. Подготовить теоретическую базу для целенаправленного изучения языковых явлений и законов.

2. Ознакомить детей с базовыми терминами языка, на которых строится вся грамматика.

3. Начинать формирование соответствующих понятий: части речи — имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; состав слова — корень, суффикс, приставка, окончание и др.

4. Познакомить детей с понятием «орфограмма», научить находить орфограммы в словах.

5. Познакомить второклассников с предложением и способами его построения.

6. Сформировать эмоционально положительное отношение к аналитической работе с языковым материалом.

Третий и четвертый года,
  • по сути, становятся началом дальнейшего многолетнего изучения структурных и тематических единиц русского языка. Если в течение двух предшествующих лет ученикам была представлена общая картина языка, то теперь она делится на отдельные тематические части, и школьники подробно изучают каждую из них. Это изучение строится в русле уяснения и уточнения места и роли каждой части в общей системе языка. Конкретные цели и задачи этих лет обучения обычно определяются в зависимости от содержания программы.




1. Учителю, реализующему задачи коррекционно-развивающего образования, необходимо знать и понимать причины трудностей младших школьников в учении.

2. Для создания психологического комфорта и ситуации успеха в учении необходимо учитывать и уважать индивидуальные особенности детей.

3. Учебный материал следует предъявлять в поэтапной и логической последовательности, при которой каждый отрезок продолжает предыдущий и подготавливает усвоение последующего.

4. Вся деятельность учеников в процессе обучения должна носить самостоятельный характер.

5. В основу учебного процесса должна быть положена коллективная форма деятельности.

2. Для создания психологического комфорта и ситуации успеха в учении необходимо учитывать и уважать индивидуальные особенности детей.
  • «Знаю, но не могу сказать» — 33,4%;

  • «Боюсь, что отвечу неправильно» — 24,8 %;

  • «Я не знаю, почему не ответил» — 12,7 %.



Что должен понимать и уметь делать ученик II—III классов, чтобы однозначно отнести то или иное слово к именам существительным:

  • уяснить, что такое слово;

  • понимать, что слова называют предметы, действия и признаки предметов, и уметь классифицировать их по указанным признакам на чувственной основе;

  • знать, что эти группы называются частями речи, и правиль­но понимать термин «части речи» (если в определении имя существительное охарактеризовано с этой позиции);

  • уметь ставить грамматические вопросы к слову, причем не только кто? что?, но и все вопросы косвенных падежей, иначе слово скамейка ребенок может отнести к именам существительным, а слово скамейкой — нет;
  • знать, что такое начальная форма слова, и свободно уметь ставить слова в начальную форму (без этого ребенок не сможет понять обобщающий характер вопросов кто? что?).



Формулирование темы урока

у ю

у у

Методы обучения детей с ТНР русскому языку



Метод — это система способов обучения, при помощи которых учитель передает школьникам знания, организует их самостоятельную деятельность по усвоению учебных умений и навыков.



Классификаций методов обучения (по И.Я. Лернеру):

  • информационно-рецептивный, или объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемный;

  • эвристический;

  • исследовательский.



Репродуктивная беседа — Скажите, можно ли поместить это слово в другую группу? Эвристическая беседа — Не кажется ли вам, что это слово можно поместить и в другую группу? Давайте попробуем, получится или нет. — Кто помнит, как можно проверить, правильно ли мы выделили корень? Подскажите нам, как это можно сделать. — Посмотрите, пожалуйста, на Витино предложение. Все согласны с тем, как написал Витя?

«Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими свойствами личности. В частности, прежде считали, что каждый ребенок способен размышлять, приводить доводы, доказывать, искать основания для какого-нибудь положения. Из столкновения подобных размышлений рождается спор. Но дело фактически обстоит иначе. Исследования показывают, что из спора рождается размышление». Л.С. Выготский

Суть коррекционно-развивающих технологий и их место в методике обучения русскому языку



Понятие «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение, logos — учение) в педагогике пока не имеет единого определения и трактуется разными авторами с двух позиций: • как раздел педагогики, разрабатывающий новые, наиболее рациональные пути обучения: - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (И.П. Волков); - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин); - совокупность научно обоснованных приемов и способов деятельности по конструированию образовательного процесса, направ­ленных на реализацию учебно-воспитательных целей (А.Л. Аношкин);

как система способов и приемов, применяемых в реальном процессе обучения: - пооперационно организованная деятельность педагога (учителя), взаимодействующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путем некоего педагогического стандарта на специфической педагогической основе (С.А. Маврин); - способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н. Данакин); - процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы (Г. К. Селевко).

перейти в каталог файлов
связь с админом