Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

О. Б. Иншакова А. М. Колесникова Пространственно-временные представления обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией Учебно-методическое пособие


НазваниеО. Б. Иншакова А. М. Колесникова Пространственно-временные представления обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией Учебно-методическое пособие
АнкорInshakova O B Kolesnikova A M - Prostranstvenn.doc
Дата21.09.2017
Размер463 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаInshakova_O_B_Kolesnikova_A_M_-_Prostranstvenn.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#16092
страница4 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7

3.2. Формирование у детей с алалией субъективных ощущений течения времени и временных представлений

Целью работы, направленной на формирование субъективных временных представлений является развитие у школьников с алалией ощущения течения времени и представлений об основных временных единицах.

Коррекционный процесс необходимо начинать с формирования у детей с алалией субъективных ощущений течения времени, постепенно переходя к отработке сначала понимания, а затем выражения временных представлений при помощи устной речи.

Так как большинство детей с алалией обучается в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, то специфика работы должна определяться программным материалом и условиями обучения школьников. При групповой форме работа может проводиться как отдельный блок занятий, когда каждый урок полностью посвящен работе над какой-либо временной единицей. В условиях речевых школ это сделать достаточно сложно, так как программный материал не включает в себя всестороннее развитие временных представлений у детей. Учащиеся знакомятся с основными временными единицами на уроках математики и учатся правильно вербализовывать представления о времени на уроках развития речи. Однако опыт показывает, что для детей с алалией это явно недостаточно. В школах для детей с тяжелыми нарушениями речи педагоги большую часть времени уделяют речевым навыкам детей, и практически не ведется работа по развитию субъективных представлений о времени. Детей зачастую учат вербализовывать те представления, которые у них еще не сформированы или являются весьма неустойчивыми. Следовательно, в первую очередь у учащихся нужно развивать осознанное отношение ко времени, путем практического освоения циклических законов изменений в природе, переживания определенных временных отрезков и т. д. Данная работа может проводиться как составная часть любого коррекционного занятия (вступительная или заключительная), а также с помощью отдельных приемов, используемых логопедом в коррекционном процессе. Отдельные приемы необходимо использовать на каждом уроке, сочетая их с изучением программного материала.

Формирование у учащихся временных представлений следует осуществлять в несколько этапов:
I этап. Формирование представлений о биоритмах собственного тела и ритмах окружающей среды, развитие чувства времени.

Цель: актуализация временной организации психофизических процессов. Задачи:

* учить детей ощущать биоритмы собственного тела (сердцебиение, дыхание, пульс) и развивать умения синхронизировать их с собственными движениями .

* отрабатывать восприятие внешних ритмов;

* формировать навыки воспроизведения детьми вре­менных интервалов, предложенных педагогом.

Работа начинается с объяснения детям наличия у них ритмичного сердцебиения и дыхания, как явлений, имеющих собственный, автономный ритм. Затем следует развивать умение синхронизировать мышечные движения со своими биоритмами. Для этого используются следующие упражнения, которые можно применять на специальных занятиях ритмикой (контроль за временем выполне­ния заданий должен осуществлять педагог).

Игры и упражнения

❖ «У каждого человека внутри имеются свои часы, самые главные часы — сердце. Если положить руку на левую половину груди, то можно почувствовать, как оно стучит. Теперь покиваем головой в такт своим часам (в течение 30 с). Постучим ногой по полу (30 с)».

❖ «А теперь мы узнаем, как мы дышим. Положите руку на грудь и почувствуйте, как поднимается и опускается ваша грудная клетка. Поднимаем голову на вдох и опускаем ее на выдох».

Упражнения следует повторять до уверенной синхронизации ритмов с внешним движением.

Для отработки восприятия внешних ритмов ребенку предлагается задание:

«Я постучу по твоему колену, пальцем, а ты ощути это и постучи так же, как я». Закрепление нужно проводить вместе с постепенным усложнением ритма путем изменения последовательности и количества элементов в пачке. Затем ритм отбивается на внешнем предмете (крае стола).

Позже детей учат воспринимать и воспроизводить ритм в разных музыкальных произведениях:

❖ «В этой музыке есть свой ритм, его выстукивает барабан. Давайте сначала послушаем, а потом постучим вместе с ним, как будто мы сами играем в ансамбле».

Важно научить детей воспроизводить длительность сигнала воспринимаемого зрительно и на слух, предъявленного педагогом в виде образца, без упоминания временных единиц измерения. То есть школьник, манипулируя кнопками, воспроизводит временной интервал тем же способом, каким он был задан и сразу вслед за однократным предъявлением.
II этап. Развитие субъективных ощущений длительности временных интервалов, формирование временных эталонов.

Цель: развитие умения определять и чувствовать различные временные отрезки, самостоятельно отмеривать и оценивать их.

Задачи:

* познакомить детей с длительностью 1, 3, 5, 10 минут при непосредственном наблюдении за песочными часами, секундомером;

* познакомить с промежутками времени в 15, 20, 30 минут;

* учить ощущать длительность различных временных интервалов, осуществляя при этом какую-либо деятельность;

* учить детей самостоятельно отмеривать временные интервалы, названные педагогом;

* обучать детей оценивать в секундах временные интервалы, показанные педагогом, а также в соответствии со своими представлениями оценивать временные интервалы, затраченные на выполнение ка­ких-либо действий (сколько времени я работал).

Важным условием самостоятельного определения длительности временного интервала является знание детьми мер времени и умение определять их с помощью часов. Овладение данными навыками следует осуществлять параллельно с работой по развитию чувства времени.

Научить ребенка определять время по часам можно по макету часов. Особенностью данной работы является длительное формирование у детей представлений о часах при помощи только часовой стрелки, положение которой следует соотносить с частями суток. И только потом подключается минутная стрелка. Необходимо объяснить ребенку, что стрелки двигаются по кругу с разной скоростью. За один час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая стрелка за час пройдет только расстояние от одной цифры до другой. В целом часе две половины часа. Полчаса — это 30 минут, а в целом часе 60 минут. Далее объясняется, что в целом часе четыре четверти часа. При всех объяснениях ребенок должен видеть перед собой циферблат. Далее ребенок самостоятельно выполняет упражнения, ставит стрелки часов в нужное положение.

После успешного выполнения упражнений ребенку следует рассказать, что на часах, кроме часовой и минутной стрелок, бывает еще секундная (маленькая) стрелка. За 1 минуту секундная стрелка совершает полный оборот.

Игры и упражнения

♦♦♦ Уроки в школе начались в 9 часов и закончились через 4 часа. Когда закончились занятия?

♦♦♦ За сколько минут большая стрелка пройдет расстояние от одной большой черточки до другой?

♦♦♦ За сколько времени минутная стрелка сделает два оборота? А пять оборотов?

♦♦♦ Вставьте пропущенные числа:

1/2 мин. = ... сек. 1/3 мин. = ... сек. 1/4 мин. = ... сек. 1/5 мин. = ... сек.

Чувство времени необходимо развивать в следующей последовательности: сначала на интервалы равные 1, 3, 5 и 10 минутам, а затем на интервалы равные 15, 20, 30 минутам. Первоначальная доступная детям единица времени — 1 минута. Эта мера времени наиболее часто встречается в быту в речи окружающих («через минуту», «подождите минуту»). Работу следует начинать со знакомства с длительностью одной минуты. Потом детям следует продемонстрировать, что можно успеть сделать (выполнить) за этот короткий отрезок времени.

Упражнения для ознакомления детей с длительностью 1 минуты:

♦♦♦ Посидите 1 минуту, измерьте и просчитайте ее длительность по секундомеру.

♦♦♦ Проследите, сколько кругов делает секундная стрелка за 1 минуту.

♦♦♦ Измерьте интервал в 1 минуту песочными часами.

♦♦♦ Считайте в такт движения стрелки (один-и-два-и-три-и-четыре).

♦♦♦ В течение 1 минуты рисуйте по образцу флажки в тетради, следя за одноминутными песочными часами. Когда песок пересыплется, минута кончится, работу прекратите, руки уберите со стола. По окончании проверьте, кто, сколько флажков нарисовал за 1 минуту.

♦♦♦ Посчитайте, сколько квадратиков вы вырезали за 1 минуту.

♦♦♦ Угадайте, когда кончится минута. Рисуйте флажки в тетради. Закончите рисование, когда покажется, что 1 минута прошла.

♦♦♦ По сигналу начните маршировать и остановитесь тогда, когда, на ваш взгляд, пройдет 1 минута.

С интервалом в 3, 5, 10 ... минут знакомить детей мож­но по той же схеме.

После того как ребенок познакомился с длительностью различных временных интервалов, необходимо научить детей самостоятельно отмеривать временной отрезок, названный педагогом в секундах и, наоборот, самим оценивать (в секундах) интервал времени, предлагаемый детям педагогом. Несколько позже дети учатся определять временные интервалы, заполненные различной деятельностью (сколько времени я работал?). Очень важен перенос умения оценивать длительность временных интервалов в жизнь и использование приобретенных навыков оценки временного интервала на занятиях и в играх.

Необходимо постоянно обращать внимание детей на временные характеристики текущих событий. Например, как можно чаще на уроках работать с часами. Во вступительной части урока, после организационного момента, детям можно дать следующее задание: «Посмотрите на часы, которые висят у нас в классе. Сколько они показывают времени? (10 часов). Значит, наш урок начался в 10 часов. Теперь возьмите макеты часов, которые лежат у вас на партах и поставьте стрелки часов на это время. Положите часы на правый край стола». В основной части урока учитель опять обращает внимание детей на часы: «Посмотрите на часы на стене, сколько они теперь показывают времени? А сколько было в начале урока? Посмотрите на макет. Значит, сколько минут прошло с начала урока? (20 минут). Передвиньте на своих часах стрелку на 20 минут вперед. Какую стрелку будем двигать? (Которая более длинная). Как она называется? (Минутная). А часовую стрелку надо трогать? Почему? (Так как час еще не прошел). А сколько в 1 часе минут?» Далее урок продолжается, дети выполняют какое-то задание в тетрадях самостоятельно. Слова учителя: «Через 10 минут я буду проверять, как вы выполнили это упражнение... Скажите, прошли 10 минут или нет?» В заключительной части урока учитель говорит детям: «Через пять минут прозвенит звонок. Кто мне скажет, сколько это будет времени? Сколько минут прошло от начала урока? (45). Значит, урок длится 45 минут. А это больше или меньше 1 часа?»
III этап. Формирование способности планировать свою деятельность во времени.

Цель: развитие у детей умения планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося у них представления о его длительности. Задачи:

* учить детей выбирать объем работы соответственно отведенному на неё времени;

* учить контролировать выполнение намеченного по плану объема работы на данную длительность при помощи песочных часов.

Детям предлагается самостоятельно наметить такой объем работы, какой можно успеть выполнить за определенный отрезок времени. Например, сколько можно раскрасить картинок за одну минуту. Важно, чтобы ребенок сначала спланировал во времени объем работы, затем практически

выполнил его и оценил правильность запланированного объема работы по песочным часам. При оценке итогов работы необходимо обратить внимание детей на причины соответствия или несоответствия длительности выполнения задания его планированию. Планирование детьми объема деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности может осуществляться на любом уроке и в разных видах деятельности.

Игры и упражнения

♦♦♦ Выберите лист бумаги с нарисованными предметами, которые можно вырезать за 3 минуты. Проверьте при помощи песочных часов правильность вашего выбора.

♦♦♦ Сколько примеров вы сможете решить за 5 минут? Проверьте это с помощью песочных часов.

♦♦♦ Расскажите, что вы успеете сделать за 1 минуту. Проверьте себя.

♦♦♦ Сколько вам понадобится времени, чтобы переписать с доски три предложения? Проверьте себя. (Оценить точность расчета времени на данный объем работы.)
IV этап. Развитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализация.

Цель: развитие представлений о существующей системе

временных эталонов.

Задачи:

* формировать представления о частях суток;

* представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»;

* представления о днях недели;

* представления о годе и временах года, а также ме­сяцах;

* закреплять представления о мерах времени на часах.

При работе над развитием представлений о частях суток необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них. Сначала время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Лучше начинать с контрастных частей суток: день — ночь, утро — вечер, а затем уже знакомить ребенка со сменой двух частей суток: утро — день, вечер — ночь. Ребенок должен уметь правильно выбрать картинку, на которой изображено, например утро, а также разложить картинки с частями суток по порядку.

Когда ребенок усвоил последовательность смены частей суток, можно внести в работу шуточные элементы, когда взрослый ошибается в их назывании, а ребенок его исправляет. Постепенно задания усложняются и да­ются в словесной форме без использования картинок. Например, логопед называет предложение, пропуская названия частей суток, а ребенок должен правильно его закончить и т. д. Затем можно переходить к стихотворному тексту. Логопед читает стихотворение о каждой части суток, а дети поднимают карточку с их изображением.

Важно обратить внимание ребенка на изменение поло­жения солнца, на разный цвет неба в различное время суток и предложить ему самостоятельно нарисовать этот пейзаж.

После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводятся понятия «сегодня», «вчера», «завтра». Ребенку необходимо объяснить, что те сутки, которые наступят, называются «завтра», а те сутки, которые уже прошли, называются «вчера». Сначала формируется правильное понимание, а потом использование детьми этих понятий в своей речи. Можно давать задания на завершение фразы. Логопед начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Или предложить составить рассказы на темы:

— что я делал вчера; что я делаю сегодня; что я планирую сделать завтра.

Для закрепления представлений о частях суток учителем подбираются художественные произведения, которые дети читают или учат наизусть.

Игры и упражнения

♦♦♦ Педагог предлагает детям по очереди выполнить задание: «Покажи, что ты делал утром (вечером, днем, ночью)?» Школьник изображает разные действия, но не называет их, другие дети угадывают и проговаривают, что изображает ребенок. Такую же игру можно провести со словами «вчера», «сегодня», «завтра».

♦♦♦ Педагог бросает мяч по очереди всем играющим, говоря короткую фразу, а поймавший заканчивает фразу, используя слова «вчера», «сегодня», «завтра»: Мы читали сказку про репку .... Мы поедем на экскурсию .... Мы пойдем обедать .... У Димы занятие с логопедом .... После обеда обещают сильный дождь, это будет .... На следующий день мы поедем в цирк, это будет.....

Работу над днями недели следует соотносить с расписанием школьных занятий. Учащиеся должны знать, в ка­кие дни недели и какие именно проводятся уроки и дополнительные занятия. Это позволит исключить механическое заучивание названий и последовательности дней недели.

Игры и упражнения

♦♦♦ На столе раскладываются карточки, на которых количество кружочков обозначает порядковый номер дня недели. Педагог дает детям следующие задания:

- Какой день недели я закрыла?

- Я закрою день, а ты покажи и назови, что было вчера. Покажи и назови, что будет завтра.

- Покажи вторник.

- Покажи, какой сегодня день недели. Как он называется?

- Покажи, какой день недели был вчера. Как он называется?

- Покажи, какой день недели будет завтра. Как он называется?

- Покажи 3-ий день недели. Как он называется?

♦♦♦ Дети должны ответить на вопросы педагога без опоры на карточки:

- Сегодня четверг, а в музей мы пойдем завтра. В какой день мы пойдем в музей?

- Сегодня понедельник. Концерт будет через два дня. В какой день будет концерт?

- Какой день был перед средой? Какой день был перед пятницей?

- Какой день будет после вторника? Какой день будет после среды?

- Какой день недели между вторником и четвергом?

- Назови дни недели по порядку, начиная со среды.

- День рождения у Светы в пятницу, а сегодня только понедельник. Через сколько дней, у Светы будет день рождения?
Задания на изучение времен года можно условно разде­лить на три группы: задания направленные на получение знания о сезонных изменениях в живой природе, о сезонных изменениях в неживой природе, об изменениях в. жизни и труде людей в разные сезоны. Знания о текущем времени года лучше давать в сравнении с только что прошедшим сезоном, обязательно опираясь на жизненный опыт детей. Первое время учителю следует использовать большое количество наглядности, дети по картинкам должны узнавать времена года и определять их основные признаки. Позже они должны освоить последовательность смены времен года и уметь рассказывать о них по представлениям, то есть без наглядной опоры. При ознакомлении с временами года необходимо познакомить детей с названиями месяцев, с их последовательностью и дать представления о том, что двенадцать месяцев составляют год. О том, что каждый сезон состоит из трех месяцев. Дети должны свободно называть месяцы каждого времени года, как по порядку, тале и выборочно («назови третий месяц года, первый и второй»).
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей