Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

О. Б. Иншакова А. М. Колесникова Пространственно-временные представления обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией Учебно-методическое пособие


НазваниеО. Б. Иншакова А. М. Колесникова Пространственно-временные представления обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией Учебно-методическое пособие
АнкорInshakova O B Kolesnikova A M - Prostranstvenn.doc
Дата21.09.2017
Размер463 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаInshakova_O_B_Kolesnikova_A_M_-_Prostranstvenn.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#16092
страница7 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7

3. Беседа о зиме:

Слова учителя: «Итак, наступила зима. Что же происходит в природе? Во-первых, стало холодно. Дни стоят морозные. Выпадает много снега, который лежит всю зиму и растает только весной. Деревья стоят голые или в снегу. Листьев на них уже давно нет, они опали еще осенью. Но есть такие деревья, с которых ничего не опадает, и они круглый год стоят зелеными. Что это за деревья? ... Что у них на ветках? (Иголки). Солнце светит, но не греет. Птицы улетели в теплые края осенью. А другие остались зимовать здесь. Какие это птицы? (Синицы, снегири, клесты, дятлы, вороны...). Животные: белки еще осенью запасли себе корм на зиму (грибы, орехи); заяц меняет свою шубку, летом он серый, а зимой...? Медведь впадает в спячку. Где он спит? (В берлоге); волк ходит по лесу голодный... Люди одеваются тепло. Они надевают шубу, шапку, шарф, варежки... Зимой можно кататься на санках, на коньках, на лыжах, можно лепить снеговика и играть в снежки».

4. Составление рассказа:

Дети по очереди говорят по предложению, опираясь на следующие опорные картинки:

зима

снег

погода

солнце

метель

люди

зимние

забавы

Должны получиться примерно следующие предложения: 1. Наступила зима. 2. Выпал белый пушистый снег. 3. По­года стоит холодная, морозная. 4. Солнце светит, но не греет. 5. Иногда метут метели. 6. Люди одеваются тепло... 7. Дети катаются па санках, на коньках, на лыжах или лепят снеговика.

Потом детям дается задание построить рассказ полностью.

5. Отработка согласования существительного с прилагательным. Ученикам дается задание: «Откройте тетради, сейчас вам надо будет подружить между собой слова, которые написаны на доске (вы ДОЛЖНЫ в словах дописать окончания)».

Морозн___ дни, пушист____снег, холодн___ветер, снежи____метель, холодн___зима

6. Работа с текстом. Задание учителя: «Сейчас я вам прочитаю рассказ, вы должны его внимательно слушать, а потом мне сказать, кого из зверей и птиц можно встретить в зимнем лесу:

Как всегда на рассвете, захожу я в зимний лес. Вдруг мне навстречу выскочил заяц-беляк и остановился, но тут же бросился бежать вверх по крутому склону. Любопытная белка ему вдогонку зацокала, а дятел забарабанил мелкой дробью. Стайка клестов с криком улетела в глубь леса, а я весело зашагал дальше. На заснеженной березе я увидел снегирей, взмахнул рукой, и они взлетели вверх, но потом снова сели на прежнее место. И тут я услышал тоненький голосок «тиу-тиу». Это запели синички и пролетели мимо меня. Я пошел дальше и попал в густой ельник. Здесь было темно и тихо. Я подумал, где-то здесь в своей берлоге спокойно спит медведь, и пошел искать дорогу обратно — домой». Уточнить значение слова «ельник».
IV. Подведение итога занятия. Учитель спрашивает детей: «О чем мы сегодня говорили? Вспомните и назовите все зимние месяцы по порядку».

(Уроки разработаны A.M. Колесниковой)
Представления о времени можно закреплять на уроках рисования. Перед тем, как рисовать определенное время года важно провести беседу с детьми об основных признаках этого сезона, вспомнить названия месяцев и их последовательность. Ребята могут выполнять устные зарисовки, например, на тему «Осень» («Осенний лес», «Осень в городе», «Осень в деревне»). Учитель вместе с классом отмечает самый интересный рассказ, который наиболее ярко и полно воссоздает образ осенней природы. Классу демонстрируются репродукции разных художников, картины сравниваются по цвету, по настроению.

Детям дается задание рисовать один и тот же пейзаж в разное время года или время суток. При рисовании целесообразно располагать четыре картинки на листе в той последовательности, в какой времена года сменяют друг друга. После того, как ребенок завершил работу над рисунком, нужно попросить его рассказать о том, что он нарисовал, закрепляя в речи основные временные характеристики.

При индивидуальной форме занятий логопед может использовать все предложенные ранее виды работ. Помимо работы проводимой в школе, детям рекомендуется давать различные домашние задания. Это может быть, например, составление расписания внеурочных занятий или план домашних мероприятий на определенные дни недели. А что­бы ребенок выполнял задание с удовольствием, можно использовать игровые моменты.
ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова М.А. Особенности лексической стороны речи у дошкольников с моторной (экспрессивной) алалией / М.А. Виноградова // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: материалы междуна­родной научно-практической конференции. — М., 2002. — С. 43-45.

2. Воробьева В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией / В.К. Воробьева // Недоразвитие речи. Вопросы теории и практики: межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. доктора мед. наук Л.И. Беляковой. — М., 1985. — С. 80-88.

3. Воробьева В.К. К понятию системности нарушения речевой деятельности при моторной алалии / В.К. Во­робьева // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: материалы международной научно-практической конференции (12-14 сентября 2002 года). — М., 2002. — С48-50.

4. Гантимурова О.П. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи / О.П. Гантимурова, И.Ф. Павалаки // А.Р. Лурия и психология 21 века. Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия: тезисы докладов / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глоз-ман, Д. Таппера. — М.: МГУ, 2002. — С. 32-33.

5. Гареев Е.М. Возрастные особенности оценки времени при различных видах деятельности / Е.М. Гареев, Л.Г. Осипова // Журн. высш. нервн. деят. — 1980. — Т. 30, №2. — С. 251-255.

6. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией: Дис... канд. пед. наук / Г.В. Гуровец. — М., 1974. — 142 с.

7. Дмитриев А.С. К вопросу о восприятии и оценке време­ни / А.С. Дмитриев // Восприятие пространства и времени. — Л., 1969. — С. 89-92.

8. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мас-тюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.

9. Иншакова О.Б. Особенности зрительно-пространственных представлений у школьников 8-12 лет с экспрессивной алалией / О.Б. Иншакова, A.M. Колесникова // Логопедия. — 2004. — № 2. — С. 35-41.

10. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. — М.: «Институт общегуманитарных исследова­ний», В. Секачев, 2001. — 96 с.

И.Корнев А.Н. Параалалическая форма тотального недоразвития речи у детей / А.Н. Корнев // Актуальные вопросы логопатологии / Под ред. д-ра псих. наук. проф. И.В. Королева. — СПб., 2004. С. 36-47.

12. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.

13. Кукушкина О..И. События жизни. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, IV, V, VI, VII, VIII видов с кратким методическим руководством / О.И. Кукушкина. — М.: Про­свещение, 2004.

14. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов / Р.Е. Левина. — М.: Учпедгиз, 1951. — 120 с.

15.Лупандин В.И. Субъективные шкалы пространства и времени / В.И. Лупандин, О.Е. Сурнина. — Сверд­ловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 126 с.

16. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым соста­вом слова у детей с недоразвитием речи: Дис... канд. пед наук / А.К. Маркова. — М., 1963. — 184 с.

17. Новикова Т.Н. Особенности развития лексической сто­роны речи у детей с алалией и задержкой речевого развития / Т.Н. Новикова // «А.Р. Лурия и психология 21 века» Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия: тезисы докладов / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозмаи, Д. Таппера. — М.: МГУ, 2002. — С. 102-103.

18. Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии / В.К. Орфинская // Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефект, фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: книга 3. — М.: ВЛАДОС, 2003. — С. 81-121.

19.Пепик Л.А. Использования моделирования в коррек-ционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: Дис... канд. пед. наук / Л.А. Пепик. — М., 2000, — 200 с.

20.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. — М.: Просвещение, 1991. — 47 с.

21. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников / И.Н. Садовникова. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 256 с.

22. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. — М.: «Генезис», 2005. — 268 с.

23. Семенович А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А.В. Семенович, СО. Ум-рихин. — М., 1998. — 50 с.

24.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и мо­торной алалией) / Е.Ф. Соботович, — М.: Классике Стиль, 2003. — 160 с.

25. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии / Е.Ф. Соботович // Дети с проблемами в развитии. — 2004. — № 2. — С. 4-6.

26.Тарабарина Т.И. Детям о времени / Т.И. Тарабарина. — Ярославль, 1996. — 240 с.

27. Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространст­венных представлений у детей с ДЦП / О.В. Титова. — М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2004. — 56 с. ,

28.Усанова О.Н. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с моторной алалией в дошкольном возрасте: Дис... канд. пед. наук / О.Н. Уса-нова. — М., 1970. — 243 с.

29.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е исправленное и дополненное / Л.С. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. —96 с.

30. Чаладзе Е.А. Формирование текстообразования у до­школьников с экспрессивной алалией в процессе логопедической работы: Дис... канд. пед. наук / Е.А. Чаладзе. — Самара, 2001. — 172 с.

31.Шарипова З.В. Дифференциальная диагностика и кор­рекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией: Дис... канд. пед. наук / З.В. Шарипова. — Екате­ринбург, 1998. — 206 с.

32.Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией: Дис... канд. пед. наук / С.Н. Шаховская. — М., 1964. — 169 с.

33. Ajuriaguerra J. Sprachstorungen beim Kind und Hemispharendo-minanz / J. Ajuriaguerra // Wiener Z. f. Nervenheilkunde und Deren Grenzgebiete. — 1965. — 22, 1. — P 18.

34. Hoff H. Storungen der Lateralisation auf Grund schwerer hirnor-ganischer Schaden / H. Hoff // Beihefte zur Zeitschr. Psychiatr., Neurol. Und Med. Psychol. — 1970. — 13/14.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей