Главная страница
qrcode

Особенности формирования коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра


Скачать 23.84 Kb.
НазваниеОсобенности формирования коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
АнкорPANINA E V STAT Ya.docx
Дата13.04.2019
Размер23.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPANINA_E_V__STAT_Ya.docx
ТипДокументы
#44019
Каталог

Панина Е.В.,


и досуга для детей с ограниченными

возможностями «Солнечный круг»,

г. Тольятти, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Потребность в общении – одно из главных, базовых потребностей человека. Общение – условие и важнейший фактор психического развития ребенка. Лисина М.И. считает, что «общение составляет необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания» [1,с.31], она подчеркивает, что общение очень важно для развития ребенка.

Потребность в самоосознании, самовыражении, является пусковым механизмом для развития любых навыков ребенка. Если он хочет самовыражаться, чего-то добиться, он будет активировать в самом себе механизмы саморазвития, и нам не придется обучать его какому-либо навыку отдельно. Многие психологи отечественной школы (Г.М. Андреева, В.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов) единодушно подчеркивают общность деятельности и общения. Так, Лисина М.И. интерпретирует общение как психологическую категорию и считает, что термин общение и коммуникативная деятельность идентичны.

Проблема аутизма широко освещается



Соответственно для того чтобы определить какие необходимо создать условия для формирования коммуникативной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра необходимо выделить факторы, определяющие эффективность работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.






Ребенок с нормативным развитием распознает внешние объекты разными способами.

1. Путем отработки навыка концентрации на объекте, игнорируя при этом вторичную информацию, поступающую из вне.

2. Путем соединения сигналов поступающих от различных сенсорных систем, помогая себе анализировать качества и свойства объекта.

У ребенка с расстройством аутистического спектра большинство поступающих сенсорных сигналов воспринимаются как избыточные, он не способен их игнорировать. Вместо последовательного развития и совершенствования сенсорных систем в направлении изучения окружающего мира у ребенка развивается механизм игнорирования внешних сигналов. В то же время интенсивно развивается чувствительность по направлениям, несущим минимум сенсорной информации, тем самым развиваются периферические зрительные и слуховые поля.



1. Приоритет обработки сенсорной информации (зрительная, слуховая, кинестетическая, вестибулярная, тактильная).

2. Гипер и гипореактивность (тонус).


визуальное (мышление визуальными и другими образами вместо слов);
музыкально-математическое (мышление последовательностями событий, явлений, действий);
Так же известно, что в основе искаженного развития лежит комплекс эмоциональных и когнитивных проблем, особенности речевого развития аутичного ребенка являются результатом их взаимодействия [3].


Как показывает многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов на начальных этапах работы с детьми с аутизмом по коррекции данного нарушения необходимо уделить внимание именно коммуникативной деятельности – это основа дальнейшего успешного развития ребенка.


Список использованной литературы:

1. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] М.И. Лисина / Под ред. А.Г. Рузской. – М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 384 с.

2. Морозов, С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра : учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования [Текст] / С.А. Морозов. – М., 2014. – 448 с.

3. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М. : Теревинов, 2000. – 336 с.

4. Обучение детей с расстройством аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы [Текст] / Отв. ред. С.В. Алехина / Под общ. ред. Н.Я. Семаго. – М. : МГППУ, 2012. – 126 с.

5. Шпицберг, И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройством аутистического спектра [Текст] / И.Л. Шпицберг // Аутизм и нарушения развития. – 2013 – №2 (41). –. С 33-44.

© Панина Е.В., 2015



перейти в каталог файлов


связь с админом