Комплекс упражнений №2
«Овощи и фрукты»
Перед проведением занятия помещение ароматизируется цитрусовым аромомаслом. На сенсорном подносе целесообразно размещать фрукты и овощи, нужные для актуализации образов.
Актуализируемый образ/Дополнительная задача
| Действие
| Необходимые
материалы
| Худая морковка
| Вытягивание щек
| Молодая морковь с батвой
| Толстое яблоко
| Надувание щек
| Зеленое яблоко
| Кислый лимон
| Наморщивание лба, затем облизывание кружка лимона по кругу (взрослый помогает ребенку удерживать голову не подвижно, в упражнении участвует только язычная мышца)
| Лимон целый и нарезанный кружками
| Сладкий апельсин
| Улыбка губами, не обнажая зубы, затем облизывание кружка апельсина по кругу
| Апельсин целый и нарезанный кружками
| Введение в словарь относительных прилагательных
| Облизывание ложки с разным вареньем по кругу
| Разное варенье в розетках; чайные ложки
| Фруктовый шарик
| Перекатывание кумквата (крупной виноградины) во рту от щеки к щеке
Здесь и далее: если ребенок не может самостоятельно перекатывать что-либо внутри рта, взрослый переводит материал пассивно
| Кумкват (крупная виноградина)
| Ягодные шляпки
| Отрывание губами листьев у ягод клубники
| Ягоды клубники
| Введение в словарь перцептивных прилагательных: гладкий и колючий
| Массаж щек и губ с использованием колючего личи и гладкого кумквата
| Личи и кумкват
| Введение в словарь относительны прилагательных
| Глотание фруктового сока, который взрослый капает из пипетки на корень языка
| Пузырьки с фруктовым соком и пипетка
| Превращение винограда:
«Жил-был виноград. Пригрело его солнышко, он и превратился в изюм
| Перекатывание виноградины внутри рта от щеки к щеке — Удержание улыбки — Сплевывание с губ/кончика языка изюма
| Горсть изюма и несколько ягод винограда в цвет изюма
| Превращение банана:
«Жил-был банан, пригрело его солнышко, он и высох»
| Проведение языком по банану, находящемуся перед лицом ребенка в вертикальном положении вверх-вниз. — Удержание улыбки. — Пережевывание сушеного банана.
| Банан без кожуры Сушеный
| Кокосовый снег
| Сдувание кокосовой стружки, не надувая щеки
| Кокосовая стружка
|
Комплекс упражнений № 3 «Техномир»
Актуализируемый образ/Дополнительная задача
| Действие
| Необходимые материалы
| Колеса от машин
| Облизывать кружки апельсина по кругу, не вращая головой
| Кружки апельсина
| Транспортная «пробка»
| Выплевывание бутылочной пробки, удерживаемой губами
| Бутылочные пробки
| Посудомоечная Машина
| Слизывание варенья с ложек и блюдец круговыми движениями языка, не вращая головой
| Ложки и блюдца в варенье
| Стиральная машина
| Выталкивание языком марлевой салфетки из-за щеки
| Марлевые салфетки
| Подъемный кран
| Поднимать языком бусинку, нанизанную на вощеный или замшевый шнурок
| Шнурок с бусиной
| Поезд
| Дутье в губную гармошку: вдох и выдох на одной ноте, не отрывая рот от поверхности гармошки для обеспечения массажа голосовых складок
| Губная гармошка
| Самолеты
| Дутье в свистки в виде самолетов
| Свистки-самолеты
| Каток
| Удержание бочонка из-под киндер-сюрприза языком
| Бочонок из-под киндер-сюрприза
| Самосвал
| Оплевывание с кончика языка различных специй
| Гвоздика бутонами, кардамон и пр.
| Снегоуборочная машина
| Сдувание белых шариков ваты, не надувая щек
| Белые шарики ваты
| Пожарная машина
| Задувание свечей, не надувая щек
| Различные по форме, цвету и пр. свечи
|
На сенсорном подносе выкладываются дорожки из разных материалов, символизирующих разные поверхности, по которым передвигается транспорт: синий аквагрунт и кораблик на нем; разноцветная фасоль и грузовики; белоголубая вата и самолеты
Упражнение №4
«Сказочный мир»
Актуализируемый образ/Дополнительная задача
| Действие
| Необходимые материалы
| Окно в сказочный мир
| Смотреть то одним глазом то другим в цветное стеклышко
| Цветные стеклышки
| Острые зубы волка из Красной Шапочки
| Изобразить оскал: широко улыбнуться показать все зубы, включая боковые, развести челюсть на ширину пальцев
| Перчаточная кукла «Волк» с зубами
| Три поросенка
| Надавить пальцем на кончик носа с одновременным быстрым выдохом через нос
| Перчаточная кукла «Поросенок»
| Спящая красавица
| Закрывание и открывание глаз
|
| Комарик и Теремка
| Ребенок соединяет три пальца в «щепотку» и прикасается к разным частям лица попеременно
|
| Колобок
| Перекатывание крупного винограда от щеки к щеке
| Крупные круглые ягоды винограда
| Морозко
| Проведение кусочком льда по массажным линиям
| Кусочки льда
| Курочка Ряба
| Катание теплым яйцом по разным частям лица
| Вареное теплое яйцо
| Царевна Несмеяна
| Попеременная смена улыбки и грустного выражения лица
|
| Золотой ключик
| Проведение языком вверх и вниз по игрушечному ключу
| Игрушечные железные ключи
| Как золушка туфельку потеряла
| Сплевывание с кончика языка семени кардамона
| Семя кардамона
| Волшебное зелье
| Сглатывание капелек сладкой воды, капнутых на пипетки на корень языка
| Пузырек со сладкой водой и пипетка
| Снежки Снежной королевы
| Катание по щекам шариков из фольги
| Шары из фольги
| Палочка выручалочка
| Удержание между губами и носом ватной палочки, удержание ее языком
| Ватные палочки
| Сказочный звездопад
| Сдувание с ладоней разноцветного блестящего конфетти
| Конфетти
| Волшебная палочка
| Поступление и поглаживание по высунутому языку коктейльными палочками
| Коктейльные палочки
| Сказочные мельницы
| Дутье на цветные «вертушки»
| Цветные «вертушки»
| Комплекс упражнений №5
«Ароматный мир»
Упражнения с ароматами способствует не произвольной активации внимания, развитию эмоциональной сферы ребенка, речевой активности ребенка, поэтому упражнения из данного комплекса мы рекомендуем использовать регулярно в течении дня в качестве настраивающих на занятие. Именно использование специй в свою очередь позволяет получать дополнительные кинестезии от язычной мышцы (в связи с тем, что они выделяют эфирные масла, оставляя привкус и слабое жжение), что способствует преодолению апраксии.
Актуализируемый образ/Дополнительная задача
| Действие
| Необходимые
материалы
| Аромат цветов
| Поднести настоящий цветок с запахом к носу ребенка: вдох через нос, выдох через рот — 3 раза
| Разные цветы, например, ромашка, роза, мимоза и пр.
| Аромат кофе
| Сплевывать кофейные зерна, уложенные на нижнюю губу
| Кофе в зернах
| Аромат корицы
| Удерживать палочку корицы на верхней губе положив ее на кончик языка
| Палочки корицы
| Аромат муската
| Перекатывать мускатный орех внутри полости рта от щеки к щеке
| : Цельный мускатный орех
| Аромат апельсина
| Облизывать по часовой стрелке кружки апельсина кончиком языка, зафиксировав голову ребенка сзади
| Кольца свежего апельсина
| Аромат розмарина
| Покалывание/проведение легкого массажа веточками розмарина по щекам, губам
| Ветки свежего розмарина
| Аромат мяты
| Удерживая листочки мяты за щекой, вытолкнуть их языком
| Листья мяты
| Аромат гвоздики
| Сплевывать бутоны гвоздики с кончика языка
| Бутоны гвоздики
| Аромат кардамона
| Сплевывать зерна кардамона с кончика языка
| Зерна целого кардамона
|
Упражнение №6
«Что из чего»
Актуализируемый образ/Дополнительная задача
| Действие
| Необходимые материалы
| Из резины - резиновый
| Жевать специализированные трейнеры для артикуляционной мускулатуры (chuwy tubs), силиконовые зубные щетки, либо резиновые груши № 1 попеременно боковыми и передними зубами
| Трейнеры/ силиконовые зубные щетки/ резиновые груши
| Из железа — железный
| Облизывать попеременно обе поверхности чайной/столовой ложки
| Чайная или столовая ложка в зависимости от размеров органов артикуляции
| Из травы — травяной
| Полоскать горло травяным чаем
| Травяной чай в удобной для ребенка чашки
| Из ореха — ореховый
| Перекатывать грецкий орех внутри рта от щеки к щеке
| Грецкие орехи небольшого размера
| Из лимона — лимонный
| Облизывать по кругу блюдце, испачканное в лимонном варенье
| Блюдце, испачканное в лимонном варенье
| Из шишки — шишечный
| Прокатывать разными шишками по губам и щекам
| Шишки от кипариса, сосны, ёлки
| Из пластика — пластиковый
| Покалывать кончик языка по направлению к корню одноразовой вилкой
| Одноразовые вилки десертные
| Из стекла — стеклянный
| Вдохнуть носом, выдохнуть ртом в стеклянный пузырёк, чтобы он зазвучал»
| Стеклянные пузырьки разной формы для разного звучания
| Из пробки — пробковый
| Выплевывать пробку от бутылки, удерживаемую губами
| Пробки от бутылок шампанского
| Из дерева — деревянный
| Поднимать кончиком языка деревянную бусину на шнурке, при этом удерживать голову ребенка сзади
| Вощенный или замшевый шнурок с деревянной бусиной
| Из риса — рисовый
| Удерживать рисинку кончиком языка, придерживая ее внутри рта у нижних зубов
| Цветной рис
|
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |