Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

И.В.Юхин. Преодоление горных препятствий.. Полковники в. юхин преодоление горных препятствий военное издательство министерства обороны союза сср м ос ква


Скачать 3.86 Mb.
НазваниеПолковники в. юхин преодоление горных препятствий военное издательство министерства обороны союза сср м ос ква
АнкорИ.В.Юхин. Преодоление горных препятствий..pdf
Дата22.03.2017
Размер3.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаI_V_Yukhin_Preodolenie_gornykh_prepyatstviy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРешение
#12912
страница5 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 40454 файл(ов). Среди них: и ещё 40444 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Горные перевалы и вершины для проведения тренировочных походов и восхождений должны выбираться с таким расчетом, чтобы к ним можно было проложить маршрут
(хотя бы и не кратчайший) с различными препятствиями
(травянистыми склонами, горными реками, осыпями, скалами, ледниками и снежными склонами, техника преодоления которых была изучена ранее в других местах.
Очень важно проложить маршрут к перевалу или вершине по таким местам, откуда можно наглядно показать весь маршрут движения и объяснить возможность выбора других маршрутов к перевалу или к вершине (прямо в «лоб»
или в обход) в зависимости от поставленных задач.
Маршруты, ведущие к горным перевалами вершинам,
избранные для проведения на них тренировочных занятий,
должны быть предварительно проверены руководителем похода и подготовлены для проведения походов по заранее составленному плану движения. Это даст возможность руководителю учесть заранее все особенности маршрута и правильно разработать план проведения похода.
Для тренировочного похода следует выбирать перевалы и

вершины высотой не менее 4000 м над уровнем моря. Это позволит произвести проверку акклиматизационной подготовленности обучаемых в соответствии с предстоящими основными восхождениями.
Учебно-методические пособия
Подбору учебно-методических пособий необходимо уделять большое внимание. При наличии хорошего учебно-ме- тодического материала руководитель сможет интересно провести занятие
Из учебно-методических материалов, помимо соответствующих руководств и пособий по технике преодоления горных препятствий и природе гор, рекомендуется иметь:
политические и физические карты, фотоснимки наиболее высоких и труднодоступных вершин, панорамы отдельных вершин и перевалов, а также коллекцию образцов горных пород.
Целесообразно иметь и плакаты Классификация вершин СССР по степени трудности восхождения Природные явления в горах Комплексы специальных утренних физических упражнений Обмундирование игорное снаряжение Горный рельеф Основные положения человека при выполнении отдельных приемов преодоления горных препятствий Ориентирование в горах».
Хорошим учебным пособием являются также учебные кинофильмы, показывающие горное снаряжение и способы преодоления отдельных видов горных препятствий.
В частях и стационарных альпинистских лагерях целесообразно оборудовать методический класс по горной подготовке и высокогорному спорту (см. приложение Меры предупреждения травм и несчастных случаев

Опыт показал, что при правильной организации учебно- тренировочных занятий в горах и высокой воинской дисциплине можно избежать не только несчастных случаев, но даже и незначительных травм.
Предупреждение несчастых случаев и травм на занятиях по горной подготовке является делом первостепенной важности. Все практические учебные занятия в горах должны проводиться так, чтобы исключалась всякая возможность несчастных случаев. Это обеспечивается не упрощением программного материала или изучением техники преодоления горных препятствий только на легких участках горного рельефа, в тепличных условиях, а прежде всего тщательной подготовкой каждого занятия и строгим соблюдением мер,
направленных к своевременному предупреждению травм и несчастных случаев.
Анализ причин несчастных случаев вовремя занятий в
горах показывает, что большинство из них происходит или из-за недостаточной подготовленности руководителей в вопросах организации и методики проведения занятий и недооценки ими опасности природных явлений в горах или из-за
отсутствия строгой дисциплины на занятиях
Перед началом каждого занятия командир должен продумать организацию его, учитывая рельеф местности на
данном участке. Нельзя начинать обучение, не зная степени физической и технической подготовленности обучаемых.
Обучение можно проводить только при наличии исправного и проверенного горного снаряжения. Необходимо искоренять пренебрежительное отношение со стороны обучаемых к применению самостраховки и страховки в местах, где имеется хотя бы малейшая опасность срыва и падения. Руководитель занятий должен быть требовательным в отношении соблюдения строжайшей дисциплины и мер предосторожности при выполнении упражнений и действий каждым обучаемым в течение всего занятия. Он не должен выпускать из своего поля зрения ни одного обучаемого.
Не менее серьезная ответственность за предупреждение несчастных случаев ложится и на самих обучаемых. На занятиях они должны быть внимательными, обдуманно и аккуратно, с максимальной осмотрительностью и предосторожностью выполнять все действия по заданию командира,
бдительно следить за организацией надежной страховки.
Обучаемые должны соблюдать строгую дисциплину и помогать друг другу вовремя преодоления трудных препятствий,
предупреждая тем самым возможные несчастные случаи.
Требования к офицерами сержантам, проводящим занятия
Руководитель занятий должен не только отлично владеть техникой преодоления горных препятствий, но и хорошо знать организацию и методику проведения занятий по обучению технике преодоления горных препятствий.
Офицеры и сержанты, проводящие занятия по горной подготовке, должны быть хорошо подготовлены физически,
чтобы служить примером для подчиненных. От них требуется умение выбирать места для занятий в соответствии с изучаемой темой и принимать соответствующие меры предосторожности. Они обязаны знать степень физической подготовленности обучаемых, состояние их здоровья (результаты медицинского обследования, а также морально-волевые качества. Руководитель занятия должен уметь заинтересовать обучаемых, вызвать у них активность и укрепить уверенность в своих силах.
Для руководителя занятия очень важно знать влияние различных упражнений на организм, знать признаки утомления и уметь регулировать физическую нагрузку вовремя учебных занятий, тренировки и высокогорных походов.
Командир должен быть хорошо знаком с природными явлениями в горах и мерами предупреждения травм и несчастных случаев.
Руководитель должен систематически вести наблюдение за состоянием обучаемых (тренируемых) при подъеме на высоту, учитывать их способность к быстрой акклиматизации. Руководитель занятий должен уметь производить проверку физической, технической и акклиматизационной подготовленности обучаемых. Заключение руководителя занятий о специальной подготовленности военнослужащих к предстоящим высокогорным походами восхождениям должно являться основным.
Роль офицера (сержанта, проводящего занятия по горной подготовке, далеко не исчерпывается изложенными тре- бованиями.
Чтобы руководитель занятий по горной подготовке был подлинным мастером своего дела, он должен систематически повышать свои знания и совершенствовать приобретенные навыки. Он должен критически относиться к своей работе,
внимательно анализировать свой опыт и опыт своих товарищей, вырабатывать в себе черты волевого командира и педагога, способного готовить военнослужащих к преодолению сложных горных препятствий в разнообразных условиях.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения
Обучение должно быть направлено на то, чтобы с минимальной затратой времени научить военнослужащих наиболее целесообразными экономным приемам преодоления разнообразных горных препятствий.
Обучение технике преодоления горных препятствий и тренировка должны строиться на данных педагогики, психологии, физиологии и гигиены.
Перед тем как приступить к обучению, руководитель занятий по горной подготовке должен наметить основные средства, при помощи которых он сможет добиться наилучших результатов. Руководитель должен знать принципы и методы обучения и умело применять их в зависимости от характера упражнения, приема или действия, а также от подготовленности обучаемых
Принципы обучения
Обучение приемам преодоления горных препятствий должно быть. Наглядным, что достигается правильными четким показом изучаемых приемов. Обеспечивающим сознательное усвоение приемов обучаемыми, что достигается доходчивым разъяснением значения приемов для успешных действий в горах. Обеспечивающим прочность усвоения знаний, что достигается многократным выполнением изучаемых приемов и
выработкой соответствующих навыков в их выполнении. Систематическим, что достигается правильным распределением учебного материала по периодам обучения,
отдельным темами занятиям, обеспечивающим последовательное и постепенное приобретение знаний и навыков. Доступным, что достигается методически правильным прохождением программы и правильным подбором подготовительных упражнений, соответствующих физической подготовленности обучаемых.
Порядок прохождения программы по горной подготовке
В программу по горной подготовке включается ряд тем,
которые изучаются в определенной последовательности и взаимосвязи. Изучение теории горной подготовки должно предшествовать практическому освоению техники преодоления горных препятствий.
Обучаемым прежде всего должна быть прочитана лекция
о значении горной подготовки и высокогорного спорта для успешных действий подразделений в горах. В последующих лекциях или беседах должны быть освещены география горных районов, характеристика гори природные явления в горах влияние горных условий на организм человека и требования к физической, технической и акклиматизационной подготовке вопросы ориентирования в горах. Обучаемые также должны быть ознакомлены со специальным обмундированием игорным снаряжением. После этих занятий или в сочетании сними следует переходить к изучению техники преодоления горных препятствий.
Перед непосредственным изучением техники преодоления того или иного вида горных препятствий необходимо вкратце дать ему характеристику и рассказать об основных способах его преодоления.
Обучение приемам самостраховки и самозадерживанию
45
при помощи ледоруба (горной палки) начинается на занятиях по преодолению травянистых склонов, а обучение приемам страховки (основным принципам) проводится перед изучением приемов преодоления сложных горных препятствий (горных рек, скал, льда, снега, где применение ее
обязательно. Совершенствование в приемах страховки и специфике ее имеет место в процессе всех занятий по преодолению отдельных видов горных препятствий.
Существует шесть основных видов горных препятствий:
травянистые склоны, осыпи, горные реки, скалы, ледовые склоны и снежные склоны. Техника преодоления их изучается в том порядке, в каком эти препятствия встречаются при подъеме к вершинам.
Техника преодоления травянистых склонов включает ходьбу по разнообразным травянистым склонам разной крутизны и применение ледоруба (горной палки) для самостраховки и самозадерживания.
Техника преодоления осыпей включает ходьбу по мелкими крупным камням, преодоление склонов, покрытых разнообразными осыпями, и самостраховку при помощи ледоруба.
Техника преодоления горных рек включает выбор бродов,
способы преодоления горных рек вброд и над водой, способы
и особенности страховки вовремя преодоления горных рек.
Техника преодоления скал включает использование точек опоры для ног, руки туловища, лазание с соблюдением трех точек опоры, приемы скалолазания, преодоление характерных форм скального рельефа разными способами, особенности страховки при преодолении скальных препятствий.
Техника преодоления ледовых склонов включает ходьбу по пологим ледяным склонам в ботинках, подбитых специальными гвоздями, преодоление ледовых склонов при помощи кошек, преодоление ледовых трещин, вырубку ступеней и передвижение по ним, особенности страховки при преодолении ледовых препятствий.
Техника преодоления снежных склонов включает ходьбу без лыжи на лыжах по снежному полю при различном состоянии снега, преодоление снежных склонов без лыжи на лыжах, преодоление трещин и карнизов, особенности страховки при преодолении снежных препятствий.
При обучении технике преодоления горных препятствий необходимо знакомить военнослужащих с другими возможными маршрутами для преодоления того или иного препятствия, рассматривая путь движения сточки зрения легкости, безопасности, скрытности передвижения и быстроты
В процессе обучения технике преодоления различных горных препятствий попутно более углубленно изучаются особенности горного рельефа и природные явления в горах.
Обучение особенностям ориентирования в горах, оказанию помощи пострадавшим, а также беседа по организации и совершению высокогорных походов проводятся перед выходом в первый поход.
После усвоения техники преодоления горных препятствий и прохождения вспомогательных дисциплин, предусмотренных учебным планом, организуются учебно-трениро- вочные походы через горные перевалы и восхождения с целью закрепления изученных приемов, тренировки и проверки акклиматизационной подготовленности на местности.
Занятие (урок) по горной подготовке
Обучение технике преодоления горных препятствий производится в форме учебных занятий (уроков).
Чтобы каждое занятие было более эффективным, целеустремленным, доступным, интересными давало соответствующую физическую нагрузку обучаемым, необходимо строить и проводить его по определенному плану, строго учитывая при этом местные условия. Как правило, занятия по горной подготовке планируются двухчасовыми.
Каждое занятие является учебно-тренировочным и состоит из трех частей подготовительной, основной и заключительной. Каждая часть имеет свое назначение и содер- жание.
Подготовительная часть (20—30 мин) проводится с целью подготовки обучаемых к предстоящей повышенной физической нагрузке и успешному усвоению приемов техники, намечаемых к изучению в основной части занятия.
В подготовительную часть входит построение и расчет,
передвижение к месту занятия, сообщение обучаемым содержания занятий, подготовка горного снаряжения и обмундирования к занятию, выполнение подготовительных упражнений Через 5—10 мин. движения после выхода из лагеря
(если по расписанию первый урок) нужно сделать остановку, проверить подгонку снаряжения и обмундирования и устранить все обнаруженные неполадки. Путь к месту проведения занятия следует выбирать по возможности более легкий (дороги и тропы, избегая крутых подъемов и препятствий. Двигаться нужно равномерно, спокойно, чтобы сохранить силы для основной части занятия.
С прибытием на место руководитель сообщает обучаемым цель занятия и его содержание, указывает границы места занятия, проверяет подгонку горного снаряжения и проводит разминку.
Основная часть (60—80 мин) проводится с целью обучения приемам преодоления горных препятствий и совершенствования в технике выполнения изученных приемов на разнообразном горном рельефе и при разных условиях, а также развития у обучаемых физических и волевых качеств, необходимых для успешных действий в высокогорных условиях.
Содержанием основной части являются упражнения,
развивающие необходимые альпинистам физические и волевые качества, а также специальные подготовительные упражнения к выполнению различных приемов преодоления горных препятствий.
В начале основной части занятия руководитель должен предупредить обучаемых о необходимости строго соблюдать дисциплину и необходимые меры предосторожности.
Первоначальное обучение технике преодоления горных препятствий на незнакомой местности должно производиться в безопасном месте на нетрудных участках рельефа. Обучаемым предоставляется возможность самостоятельно, но под наблюдением командира ознакомиться с особенностями незнакомого рельефа (осыпи, скалы, леди т. п) путем передвижения по нему.
С целью более полного использования отведенного времени следует проводить основную часть занятия таким образом, чтобы все обучаемые выполняли определенный прием под общую команду одновременно или потоком. Часть времени обучаемые тренируются самостоятельно. На занятиях необходимо иметь достаточное количество группового горного снаряжения.
Во второй половине основной части занятия физическая нагрузка путем многократного выполнения изученных приемов (в разном темпе, в полном походном снаряжении и на комбинированных горных препятствиях) постепенно увели- чивается.
Заключительная часть (20—30 мин) имеет цель привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние и подвести итоги занятия
В эту часть занятия включаются построение и расчет,
медленная ходьба (по пути к месту разбора занятия разбор занятия оценка усвоения материала и дача обучаемым необходимых указаний.
В заключительной части занятия командир должен постепенно снизить физическую нагрузку и сделать общие замечания по занятию, оценить работу каждого обучаемого,
указав на положительные и отрицательные стороны. После этого объявить перерыв для подготовки к последующему занятию.
По окончании последнего занятия производится подготовка горного снаряжения для переноски, построение и расчет подразделения для следования к месту расквартирования. Передвижение в расположение части продолжительностью мин. производится вначале в обычном, затем в более быстром темпе, после чего за 5—10 мин. допри- хода к месту расквартирования темп движения снижается для того, чтобы обучаемые пришли в расположение части в относительно спокойном состоянии.
На месте расквартирования в предобеденное время производится обмывание водой по пояса если есть возможность, принимается душ.
Подготовка к занятиям
От качества подготовки к занятиям зависит успех обучения. В подготовку к занятию входит составление конспекта;
ознакомление с местами занятий и их подготовка подбор и проверка исправности горного снаряжения инструктаж помощников командиров отделений.
Составление конспекта. Конспект содержит краткое изложение учебных вопросов и описание используемых на занятии средств. Конспект является основным документом для проведения занятия (см. приложение Хорошо составленный конспект дает возможность провести занятие целенаправленно, методически правильно, с учетом времени, необходимого на изучение каждого приема в соответствии сего трудностью и учетом правильной дозировки физической нагрузки.
Подготовка мест для занятий. Места, предназначенные
Для занятий, должны быть предварительно проверены вот- ношении безопасности
Перед проведением занятий в учебном городке следует
проверить исправность отдельных снарядов. Особенно тщательно нужно проверять прочность крепления веревок для лазания. Бревна для ходьбы должны быть сухими, и на земле около них не должно быть никаких посторонних предметов, представляющих опасность при приземлении.
Для проведения занятий в горах необходимо предварительно очищать места занятий от ненадежно лежащих камней, ледяных глыб и т. д. Также необходимо заблаговременно проверить учебные маршруты, определив степень их трудности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей