Главная страница
qrcode

Пояснительная записка Образовательная программа Развивайка


Скачать 373.34 Kb.
НазваниеПояснительная записка Образовательная программа Развивайка
Дата09.10.2019
Размер373.34 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаrasvivaika19.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПояснительная записка
#64064
Каталог

Пояснительная записка
Образовательная программа «Развивайка» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных документов РФ с учетом приоритетов развития системы дополнительного образования и существующего опыта реализации дополнительных образовательных программ.
Нормативно-правовой и документальной основой программы кружка являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающие влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста.
Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно – действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы, как наглядно – образное и символическое мышление, которые также опираются на опыт практических действий малыша. Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становления игровых замещений дает начало сюжетно – ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.
В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.
Цель деятельности:

социализация детей раннего возраста в условиях ДОО;

полноценное гармоничное развитие малышей;

адаптация к детскому саду.
Основные задачи:

оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психологопедагогического сопровождения ребенка;

консультирование родителей по созданию развивающей среды, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
Таким образом, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом.
Основные направления:

развитие познавательных способностей;

развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;

развитие представлений об окружающем мире;

развитие речи;

развитие мелкой моторики;

развитие творческих способностей;

развитие сенсорных ощущений;

развитие двигательной активности;

развитие музыкального слуха и ритма.
Занятия в кружке делятся на три блока: развивающий, куда входит работа (развитие познавательной, эмоциональной сферы), подвижный блок - работа по физической культуре, художественно-эстетический творческий блок - работа по избирательному творчеству (развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, развитие световосприятия, развитие речи, общение ребенка с взрослым, арттерапия, как метод развития и гармонизации личности ребенка) и развитию музыкальных способностей (восприятие музыки, певческая, игровая и двигательная активность и сюжетные игры под музыку).
Игровые занятия включают:

Пальчиковые игры, которые способствуют развитию мелкой моторики и как следствие, благотворно оказывают влияние на развитие речи ребенка.

Дидактические игры, упражнения, беседы, элементы тренинга, сказкотерапии, психогимнастики, которые направлены на развитие коррекции поведения, межличностных взаимоотношений, коммуникативной компетентности.

Подвижные игры, которые помогают развитию навыков ходьбы, переступания, бега, прыжков, координации движений.

Продуктивные занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование) которые помогают развивать мелкую моторику кистей рук, эстетическое восприятие, творческое воображение.

Театрализованная деятельность (кукольная сказка), которая знакомит с родной культурой, со сказочным детским фольклором.
Для родителей:

Консультации;

Беседы;

Выставки;

Семинары;

Практические занятия.
Многое из того, что дома сложно сделать, в связи с отсутствием места, дидактических материалов, специальных игрушек, малыши и мамы могут сделать в кружке. Содержание учебного плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей.

Материально-техническое обеспечение

компьютер (ноутбук)

объемные и дидактические игрушки,

предметные картинки,

аудиодиски,

пластилин,

гуашь,

альбомные листы,

цветной картон,

цветная бумага,

клей – карандаш.
Расписание образовательной деятельности
Группа
Количество
занятий, день
недели
Количество часов
(1 занятия)
1 группа раннего возраста
Вторник
10 минут
2 группа раннего возраста
Вторник
10 минут
Календарно-тематическое планирование
Месяц,
неделя
Тема НОД
Развернутое содержание
Итоговые мероприятия
СЕНТЯБРЬ
1-4 неделя
Адаптация детей к условиям детского сада, знакомство с детьми, с воспитателем.
Содействие формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Знакомство»
Установить с детьми эмоциональноположительный контакт.
Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с игрушкой, изображающей кошку
(рассмотреть, рассказать о том, как она мяукает и показать это детям, поддерживая желание помяукать вместе с кошкой).
Обеспечить личностно - ориентированное взаимодействие игрушки с каждым ребенком. д/и «Назови свое имя»
Чтение потешки « Как у нашего кота…»
Игра
«Вот какие мы большие»
«Кукла в гости к нам пришла»
Обогащать пассивный словарь детей, учить показывать различные части тела на игрушке и на своем теле. Развивать движения кистей и пальцев рук.
Формировать положительный эмоциональный настрой.
Чтение потешки про куклу д/и «Покажи»
Игра «Прыг-прыг…»
Игра «Веселый шнурок»
«Красивые пирамидки»
Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка медведь.
Учить сравнивать большую и маленькую игрушки, обогащать словарь детей. Учить детей снимать и надевать кольца на стержень, развивать мелкую моторику. д/и «Разбери и собери» игра « Мишка косолапый по лесу идет» игра «Собери шишки»
«Построим башню для мишутки»
Познакомить детей с формой строительного материала – кубик. Учить строить башню из кубиков, накладывать кубик на кубик.
Дать понять детям, что постройку можно использовать для игры.
Закрепить понимание слов «построить»,
«кубик», «башня».
Учить выполнять действия по словесному сигналу. д/и « Построим башню» д/и «Соберем кубики»
Игра «Мишка косолапый…» д/у «Снежинки»
НОЯБРЬ
1 неделя
2 неделя
«Дорисуй ниточку к шарику»
Учить проводить вертикальные линии, делая нужный нажим. Продолжать работу с четырьмя основными цветами.
Развивать чувство цвета и ритма.
Воспитывать самостоятельность. д/и «Большой-маленький» игра «Мишка косолапый…» игра «Подбери ниточку по цвету»
«Здравствуйте игрушки!»
Учить детей внимательно рассматривать игрушки в игровом уголке, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниям. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением игрушки и сенсорному воспитанию.
Рассматривание игрушек в игровом уголке
Игра «Здравствуйте, игрушки»
Игра «Раздадим игрушки»

3 неделя
4 неделя
«Тили-тили тесто…»
(знакомство с пластическими материалами)
Знакомить детей с тестом как художественным материалом.
Создать условия для экспериментального узнавания пластичности как основного художественного свойства теста. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.
Показ иллюстраций к сказке
«Колобок»
«Гости»
Познакомить детей с дом.животными и птицами.
Развивать речевой слух, упражнять в звукоподражании голосам домашних животных и птиц, обогатить и активизировать словарь, воспитывать заботливое отношение к животным.
Загадки про животных д/и «Кто, как кричит? п/и «Вышла курочка гулять» игра «Собери горох для цыплят»
ДЕКАБРЬ
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Цветные колечки»
Учить действовать по подражанию взрослому, развивать активную речь детей; мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать желание играть друг с другом.
Чтение потешки «Сорока- белобока» д/и « Цветные колечки» п/и «Птички летают» д/у « Понюхаем цветочки»
«Домик и дорожка»
Познакомить детей с формой строительного материала – кирпичик.
Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности. д/и «Прятки» (матрешки), построим башню и дорожку для матрешек игра «Малыши-крепыши»
«Игра с матрешками»
Учить выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы. Знакомить с величиной, вводить понятия большой, маленький. Развивать речевой слух, упражнять в звукоподражании.
Создать радостное настроение. знакомство с матрешкой,
Складывание матрешки
Игра с колокольчиками
Д/у « Снежинки»
«Подарок для зайки»
Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка заяц.
Учить действовать поподражанию взрослому, развивать хватательные соотносящие движения рук. Воспитывать желание играть друг с другом
Рассматривание игрушки.
Чтение стихотворения д/и « Сделаем для зайки погремушки» игра «Зайка серенький сидит»
ЯНВАРЬ
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Рассказывание сказки
«Колобок»
Учить детей слушать сказку, опираясь на наглядность.развитие общей и мелкой моторики; развивать слуховое восприятие, активную речь.
Бабушка (би-ба-бо) хочет рассказать сказку, показ настольного театра
«Украсим чашку»
Учить размещать геометрические фигуры на плоскости в виде рисунка, формировать интересы и положительное отношение.
Показ, объяснение, рассматривание. игра «У медведя во бору»
Малые фольклорные формы.
Загадки, потешки
Уточнить представления о загадках; познакомить с жанром потешки, учить отгадывать описательные загадки; интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.; заучить потешку
«Котик».
Развивать, память речь.
Воспитывать любовь к фольклорному жанру.
Чтение, рассматривание иллюстраций
Игра «Кот и мыши»
«У кошки усы» Учить правильно держать карандаш тремя пальцами чуть выше заточенной части, не сильно сжимая; левой рукой поддерживать лист бумаги; дорисовать усы кота путем ритмичного проведения коротких горизонтальных линий на близком расстоянии друг от друга. Развивать чувство цвета, мелкую
Чтение потешки «Пошел котик на торжок…»
Показ, объяснение, пальчиковая игра «Как у нашего кота»
моторику. Воспитывать внимание.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Вот ежик – ни головы, ни ножек!»
Вовлекать в сотворчество с педагогом и другими детьми6 рисовать иголки –прямые вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ ежика. Учить наблюдать за творческой работой педагога действовать по подражанию. Вызвать желание рисовать ягодки и яблочки(ватными палочками или пальчиками). Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать любознательность.
Рассматривание картинки, чтение стихотворения, показ, объяснение
Игра «Солнышко и дождик»
«Дикие животные»
Развивать речь детей в процессе речевой подвижной игры. Обогащать словарь детей глаголами.
Развивать слуховое, фонематическое восприятие.
Учить сопровождать игру речью; координировать речь с движениями; запоминать короткий рифмованный текст.
Рассматривание иллюстраций,
Динамическая пауза «Три медведя»
Д/и «Чей малыш?»
«Теремок»
Научить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытием,используя усвоенные раннее навыки, устанавливать кирпичики по краю предложенной картонной модели, оставляя промежутки для дверей и окон.
Учить играть с постройками. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).
Показ, объяснение, обыгрывание сюжета
«Вот ежик – ни головы, ни ножек!»
Учить детей моделировать образ ежика: вставлять
«иголки» в
«туловище», вылепленное педагогом. Самостоятельно выбирать материал для деталей (спички, зубочистки, семечки и т. д.) Развивать мелкую моторику, чувство цвета и формы.
Воспитывать самостоятельность, интерес к лепке.
Просмотр отрывок из мультфильма
«Ежик в тумане», рассматривание картинок, показ, объяснение
Игра «Через ручеек»
Март
1 неделя
2 неделя
«Вот какой у нас букет»
Учить составлять композицию из готовых элементов. Развивать чувство формы и композиции, воспитывать чувство заботы о маме.Проявлять интерес к продуктивной деятельности.
Рассматривание образцов подарка для мамы.
Показ, объяснение
Игра «Ветерок»
«Домик для птичек»
Познакомить с новой деталью призма.
-Учить накладывать призму на кубик, возводить постройку вверх.
-Развивать устойчивое внимание.
Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали по форме (кубик, призма, крыша).
-Активизировать активный и пассивный словарь детей
(крыша, домик)
-Воспитывать аккуратность (складывать кубики в коробку)
Показ, объяснение, обыгрывание сюжета
Игра
«Воробушки и автомобиль»
3 неделя
Чтение «Тилибом, тили- бом».
Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя;
Правильно использовать в речи название предметов;
Развивать память, речь. Воспитывать внимание, познавательный интерес.
Показ настольного театра, рассматривание иллюстраций, беседа
Игра «Паравозик»

4 неделя
«Гараж»
Научить детей огораживать небольшое пространство кирпичиками и пластинами, устанавливая их вертикально и горизонтально(друг на друга), делать перекрытия, сочетать в сооружениях детали по цвету. Научить слушать и понимать объяснение, действовать в соответствии с ним. Поупражнять в произношении слов, определяющих пространственные понятия
(«внизу»,
«наверху», «позади», «впереди»).
Развивать мелкую моторик. Координацию обеих рук, устойчивоевнимание.
Активизировать активный и пассивный словарь детей
Воспитывать аккуратность
(учить складывать кубики в коробку).
Показ, объяснение, обыгрывание сюжета
Пальчиковая игра
«Молоточком я стучу…»
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Наш лисѐнок заболел, фруктов очень захотел»
Формировать умение держать кисть тремя пальцами чуть металлической части, обмакивать кисть в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, проводить прямые горизонтальные линии, аккуратно обращаться с рабочим материалом; побуждать располагать линии по всей поверхности листа; формировать умение узнавать и называть цвет;
Развивать чувство цвета и ритма. воспитывать доброе и заботливое отношение к игровым партнерам.
Рассматривание альбома
«Фрукты-овощи»
Показ, объяснение
Игра «Самолеты»
Чтение:
«Айболит»
К.Чуковский
Знакомить с литературным произведением.
Развивать и активизировать словарь детей.
Воспитывать интерес к произведению.
Чтение, рассматривание иллюстраций, повторение текста за воспитателем
Динамическая пауза «Три медведя»
«Стол»
-Учить строить стол, накладывая кирпичик на кубик. Делать постройку устойчивой.
-Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали двух видов - кубик, кирпичик.
Развивать мелкую моторику, устойчивое внимание.
-Активизировать активный и пассивный словарь детей (стол, кубик, кирпичик).
-Воспитывать аккуратность
(учить складывать кубики в коробку).
Показ, объяснение, обыгрывание сюжета
Пальчиковая игра «Бабушка на стул присела..»
«Угощайся,
Мамочка!»
Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек. Учить лепить шар и слегка сплющивать ладонями в диск для получения печенья и пряников. Развивать восприятие формы: показать разнообразие кондитерских изделий для обогащения зрительных впечатлений.
Развивать мелкую моторику, координировать работу обеих рук
Воспитывать заботливое отношение к маме.
Рассматривание образца, показ, объяснение
Пальчиковая игра «Я пекупеку..»
Май
1 неделя
«Мостик»
Научить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении, о том, что мосты бывают для пешеходов, автомобилей. Научить детей
Показ, объяснение, обыгрывание сюжета
Д/и «Заплатки»

2 неделя
3 неделя
4 неделя самостоятельно подбирать необходимые детали по величине. Цвету, форме.
Развивать конструкторские навыки и опыт.
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Божья коровка»
Вызвать интерес, желание слепить божью коровку, используя природный материал и пластилин; воспитывать любовь к природе желание спасти деревья от вредителей.
Развивать мелкую моторику рук.
Показ, объяснение, рассматривание образца
Игра «Самолеты»
Чтение потешек, поговорок, считалок.
Знакомить со значением и содержанием потешек-закличек; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку
«Солнышко –ведрышко» и поговорку
«Вода с гор потекла -весну принесла; закреплять умением использовать считалки в подвижной игре. Развивать речь, память.
Воспитывать интерес к фольклорному жанру.
Чтение, рассматривание иллюстраций, повторение текста за воспитателем
Игра «Солнышко и дождик»
«Трава для зайчат»
Формировать умение ритмично наносить штрихи; поддерживать желание дополнять содержание рисунка словами, жестами, звукоподражанием;
Развивать и называть цвет (зеленый); воспитывать у детей доброе отношение к игровым персонажам, вызвать желание помогать им.
Показ, объяснение, рассматривание образца
Динамическая пауза
«Ветерок»
Приложение (список педагогической литературы и методической
разработки
)
1. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва «Просвещение» 1992г.
2. Д. Н. Колдина « Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Издательство «Мозаика –
Синтез 2012 г.
3. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада»
Издательство: «Учитель» Воронеж 2007г.
4. Е.В.Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж
2007 г.
5. .Л.Н.Смирнова «Развитие речи у детей 2—3 лет»
6. О.С.Ушакова Н.В. Гавриш «Знакомим с литературой детей».
7. В.Н. Волчкова «Конспекты занятий»
8. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в 1 младшей группе»
9. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
10. Л.В.Куцакова «»Конструирование и художественный труд в детском саду».

перейти в каталог файлов


связь с админом