Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Практикум лечфака-2 часть. Практикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии


НазваниеПрактикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии
АнкорПрактикум лечфака-2 часть.doc
Дата27.09.2017
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрактикум лечфака-2 часть.doc
ТипПрактикум
#20903
страница2 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Занятие N 1


Тема: Функциональная система питания. Пищеварение и его типы. Функции ротовой полости, пищевода и желудка.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: значение пищеварения в полости рта; состав слюны, ее функции; регуляцию слюноотделения; определение понятия “функциональна система питания”; функции желудка; состав и свойства желудочного сока; фазы желудочной секреции; регуляцию желудочной секреции; процессы моторики желудка и их регуляцию;

Студент должен уметь: объяснить методику сбора слюны для исследования у человека и животных; дать качественную и количественную характеристику отделяемой слюны в зависимости от вида раздражителя; объяснить фазы желудочной секреции, привести экспериментальные данные; объяснить методы исследования секреции желудочного сока и моторики желудка.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какое значение имеет ротовое пищеварение и из каких актов оно слагается?

2. Что входит в состав слюны, какова ее физиологическая роль?

3. Назовите методы получения чистой слюны у человека и животных.

4. Как осуществляется иннервация крупных слюнных желез?

5. Изменяется ли активность слюнных желез ротовой полости при введении в нее отвергаемых (несъедобных) веществ?

6.Как изменится активность околоушной железы при раздражении иннервирующих ее симпатических нервов:

а) снизится; б) обильно выделяется жидкая слюна; в) выделяется вязкая слюна;

г) деятельность железы времено прекратится

7. Вырабатывается ли пепсин в активной форме?

8. Является ли реннин ферментом желудочного сока?

9. Укажите фермент, расщепляющий желатиназу, входящую в состав пищи:

а) реннин; б) пепсин; в) пепсин - В; г) гастриксин

10. Какие функции выполняет желудок?

11. Какие железы различают в желудке?

12. Каков состав желудочного сока, его суточное количество?

13. На какую пищу выделяется больше ферментных единиц желудочного сока:

а) 250 г хлеба (1600 ферментных единиц); б) 100 г мяса (430 ферм. ед.); в) 600 мл молока (340 ферм. ед.)

14. Собака зализывает свои раны. Какое это имеет значение?

15. Будет ли происходить секреция желудочного сока после перерезки блуждающего нерва?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:


  1. Функциональная система питания. Функции желудочно-кишечного тракта. Типы

пищеварения.

  1. Пищеварение в полости рта. Количество, состав и свойства слюны, ее физиологическое значение. Регуляция слюноотделения. Слюноотделительные рефлексы.

  2. Роль желудочного сока в пищеварении. Его количество, состав, свойства. Значение “запального” желудочного сока.

  3. Регуляция желудочной секреции, ее фазы (сложнорефлекторная, нейрогуморальные).

Секреторные нервы желудка.

  1. Эндо- и экзогенные стимуляторы и ингибиторы желудочной секреции.

  2. Особенности желудочной секреции после приема белковой, углеводной, жирной пищи.

Типы функциональных кривых.

  1. Моторика желудка.

8. . Всасывание в желудке.

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1. Особенности состав, свойств и количества слюны у детей.

2. Развитие слюноотделительных рефлексов у детей.

3. Характеристика свойств и состава желудочного сока грудных детей с точки зрения их приспособленности к питанию молоком.

4. Особенности переваривания пищи в желудке грудных детей.

5. Периоды грудного и смешанного вскармливания.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт № 1. Экскреторная роль слюнных желез. Переваривание крахмала слюной.
Цель опыта: получение слюны для доказательства химической обработки пищи в полости рта.
Порядок проведения работы. 1) В несколько пробирок налить по 1 мл 1% р-ра сырого крахмала, в каждую добавить по 4 капли концентрированной азотной кислоты (осторожно);

2) дайте испытуемому проглотить 0,3 г йодистого калия. Хорошо прополоскайте рот водой и собирайте слюну в пробирки через каждые 3 минуты;

3) отметьте время появления синего окрашивания крахмала в пробирке.
Опыт № 2. Определение кислотности желудочного сока методом Михаэлиса.
Цель опыта: ознакомиться с одним из методов определения кислотности желудочного сока ( общей и свободной).
Порядок проведения работы. В стаканчик для титрования наливают 5 мл желудочного сока и добавляют по две капли индикаторов: диметиламидоазобензол и фенолфталеин. Титруют 0,1Н раствором едкого натрия до цвета семги (оранжевый, абрикосовый). Отмечают количество раствора щелочи, пошедшее на титрование.

Продолжают титровать и заканчивают, когда получают стойкое розовое окрашивание. Итак, получают 3 точки отсчета:

  1. исходный уровень щелочи;

  2. при изменении цвета до абрикосового или оранжевого;

3) стойкое розовое окрашивание.

Количество щелочи, пошедшее на титрование от 1 до 2-го отсчета - соответствует свободной соляной кислоте, а от1 до 3-го - характеризует общую кислотность желудочного сока. Рассчитывают в титрационных единицах на 100 мл желудочного сока, для чего полученные данные увеличивают в 20 раз.

Кислотность желудочного сока выражают:

1) в титрационных единицах (количество мл щелочи, пошедшее на титрование 100 мл желудочного сока);

2) в процентах (кислотность в титрационных единицах умножают на 0,0036 - содержание соляной кислоты в г в 1 мл), например, свободная соляная кислота желудочного сока - 40 титр. ед., тогда в процентах это составит 40*0,0036 = 0,144 или 0,15% соляной кислоты.;

3) в миллиграмах (0,144*1000 = 144 мг в 100 мл желудочного сока).

Количество свободной соляной кислоты, выделяющееся за 1 час, носит название дебит-часа. Дебит-час выражается в мг-экв/час или мг/час соляной кислоты.

Для вычисления соляной кислоты в мг-экв/час умножают количество желудочного сока в мл на показатель кислотности в титрационных единицах (каждая единица - 1 мг эквивалент), и делят на 1000. Например, количество желудочного сока, выделившееся за час, составляет 70 мл, свободная кислотность (соляная кислота) = 40 титр.ед. Дебит-час = (70*40:1000) = 2,8 мг-экв/час. Если свободная кислотность = 40 титр. ед., то 100 мл желудочного сока содержит 144 мг соляной кислоты, если при этом за час выделить 70 мл сока, то дебит-час = (144*70):100 = 100*8 мг/час. Производят все расчеты на основании полученных данных и делают вывод.
Опыт № 3. Определение кислотности желудочного сока рН - метром.
Цель опыта: ознакомиться с одним из современных методов определения кислотности желудочного сока - рН-метром.
Порядок проведения работы. 1. Прибор заземлить. 2. Ручки переключателей «род работ» и «размах» установить в положении «рН» и «15рН».

3. Подключить прибор к сети с помощью сетевого шнура, а затем повернуть ручку «сеть» на панели прибора по часовой стрелке, при наличии напряжения питания на передней панели прибора загорится контрольная лампочка.

4. Исследуемый раствор помещают в химически чистый стаканчик и ставят на столик, высоту которого регулируют так, чтобы электроды были погружены в раствор, но не соприкасались с дном.

5. Перед каждым погружением электродов в испытуемый раствор, электроды необходимо тщательно промыть дистиллированной водой и удалить с поверхности избыток воды фильтровальной бумагой.

6. Грубое определение рН производится на широком диапазоне измерения (-1 +14). Отсчет показаний осуществляется по нижней шкале, оцифрованной от -1 до 14.

7. Точное определение рН необходимо производить на одном из узких диапазонов в соответствии с грубым определением. Например, при грубом определении рН оказалось 1, следовательно, точное определение нужно производить на диапазоне - 1+2.

Рекомендуется следующее правило отсчета показания:

измеряемая величина = начальное значение + показание, отсчитанное по верхней шкале рН для данного диапазона (нижний предел измерения)

На основании полученных данных делаем вывод о кислотности желудочного сока.
Опыт № 4. Определение ферментативной активности желудочного сока по методу Пятницкого.
Цель опыта: ознакомиться с одним из методов определения ферментативной активности желудочного сока.
Порядок проведения работы. Метод Пятницкого основан на использовании способности пепсина створаживать молоко.

В пробирку наливают 5 мл молочно-ацетатной смеси и подогревают на водяной бане до 25 С. Быстро добавляют микропипеткой 0,1 мл желудочного сока. Содержимое пробирки быстро перемешивают. Затем, наклоняя и поднимая пробирку, следят за стекающим по стенке молоком. Момент переливания смеси и появления на стенке пробирки мелких хлопьев казеина отмечают по секундомеру. Количество пепсина, свертывающее 5 мл молочно-ацетатной смеси за 60 секунд принимается за единицу пепсина.

Расчет производится следующим образом: X ед. Пепсина на 1 мл сока = 60 с*10/а, где а - число секунд, при котором произошло свертывание молока в опыте. Норма - 40-60 ед.

На основании полученных данных делается вывод о ферментативной активности желудочного сока.
Опыт № 5.( УИРС) Электрогастрография.
Цель опыта: ознакомиться с техникой регистрации биопотенциалов желудка, что позволяет производить исследование моторной деятельности желудка без зондирования.
Порядок проведения работы. Запись электрогастрограммы.

1. Наложить электрод со знаком «+» на эпигастральную область, а со знаком «-« на правую ногу пациента.

2. Последовательно переводя переключатель рода работ в положение «компенсация грубо» и «компенсация точно», установить капиллярную стрелку на нуль.

3. После полной компенсации, переключатель рода работ поставить в положение «ЭГГ» для регистрации ЭГГ.

  1. Если во время регистрации стрелка зашкаливает, как можно быстрее перевести переключатель рода работ в положение «компенсация грубо» и повторить процесс компенсации сначала.

  2. По окончании записи ЭГГ переключатель рода работ как можно быстрее установить в положение «0».

  3. Нажать кнопку «сеть».

  4. Снять электроды с пациента.

  5. Отсоединить прибор от сети.

9. Подклеиваем полученную ЭГГ и делаем заключение.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие типы слюнных желез вам известны, когда они функционируют?

2. Дайте качественную и количественную характеристику отделяемой слюны в зависимости от вида раздражителя.

3. Собаке в ротовую полость попал песок. Будет ли при этом отделяться слюна?

4. Двум собакам в кормушки положили мясо одинакового веса, но одной - в виде кусочка, а другой - мясного порошка. Будет ли разница в количестве и качестве выделяемой у животных слюны?

5. Больному по медицинским показаниям ввели подкожно 1 мл 0,1% р-ра атропина. Изменится ли работа желез ротовой полости у пациента? В какую сторону и почему?

6. Каков механизм возбуждения желез желудка в желудочную фазу секреции сока?

7. Животному произвели двустороннюю ваготомию. Как изменится активность желез желудка во время мнимого кормления?

8. У собаки понизилась кислотность желудочного сока до “0”. Возможна ли при данных условиях эвакуация химуса из желудка в 12- перстную кишку?

9. Животному с изолированным по И.П.Павлову желудочком произвели эзофаготомию. Изменится ли у него количество и качество желудочного сока во время мнимого кормления?

10. Собаке повредили зрительный и обонятельный анализаторы. Как отразится это на секреции желудочного сока во время кормления?

11. Животному удалили кору головного мозга. Что произойдет с ранее выработанным условным рефлексом секреции желудочного сока?

12. На приеме у педиатра молодая мама жалуется, что у ее 6-месячного малыша обильное слюноотделение. Раньше этого не было. Врач успокоил женщину. Что он сказал?

13. Обеспокоенная мать 3-месячного ребенка рассказывает педиатру, что после кормления ее малыш сразу срыгивает, как ей кажется, всю съеденную пищу. После осмотра ребенка врач сказал, что малыш здоров, и дал матери совет и объяснение. Что он посоветовал.

14. Чем объяснить, что у эзофаготомированной собаки секреция желудочных желез, вызываемая мнимой едой, прекращается после двусторонней ваготомии?

15. Слизистую оболочку полости рта собаки смазали раствором кокаина ( местная анестезия). Что произойдет в этом случае с секрецией ее желудочных желез при мнимом кормлении?

16. Как узнать, какое количество молока получил ребенок при разовом прикладывании к груди матери?

17. Будет ли отличаться по количеству сока и продолжительности сокоотделение из маленького Павловского желудочка при мнимом и истинном кормлении?

18. В одну пробирку налит желудочный сок, в другую - 0,5% р-р соляной кислоты. В обе пробирки добавлен фибрин. Что произойдет с фибрином после 30 - минутного пребывания пробирок в термостате?

19. У собаки удален пилорический отдел желудка. В фундальном отделе находится химус. Какие факторы будут способствовать в этих условиях секреции желудочного сока?

20. Укажите методы исследования функциональной активности околоушной железы у человека и животного:

а) метод Павлова - Глинского; б) метод Лешли - Красногорского; в) метод Тири - Вела

21. Распределите на 3 группы ферменты желудочного сока по специфическому действию на различные пищевые вещества:

а) гастриксин; б) пепсин - В (желатиназа); в) желудочная липаза; г) пепсин - А;

д) реннин (пепсин - С)

22. Распределите гормоны ЖКТ и биологически активные вещества на стимулирующие и угнетающие секрецию желез желудка:

а) адреналин; г) гистамин; б) ацетилхолин; д) соматостатин;

в) серотонин; е) энтерогастрин

23. Раздражение (электрическим током) какого отдела головного мозга подопытного животного вызывает сложные поведенческие пищевые реакции: облизывание, устремление к кормушке?

24. В чем выражаются различия секреции желудочного сока до и после перерезки блуждающего нерва?

25. Перечислите фазы секреции желудочного сока. Каковы особенности каждой из них?

26. Какие методы используют для изучения секреторной деятельности желудочных желез?

Из раздела “Пищеварение” сборника “Тестовые задания по курсу нормальной физиологии” задачи №№ 1-7, 9-20, 40, 41.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Механизм секреции слюны.

2. Жевание, глотание и их регуляция.

3. Функциональные особенности пищевода.

4. Рвотный рефлекс.

5. Особенности пищеварительной функции желудка в старческом возрасте.


Занятие № 2.

ТЕМА: Ферментативные свойства поджелудочного сока.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: типы внешнесекреторной деятельности поджелудочной железы; фазы активации проферментов поджелудочной железы; состав и свойства панкреатического сока; виды регуляции деятельности поджелудочной железы; фазы панкреатической секреции; механизмы выработки панкреатического сока; особенности отделения панкреатического сока на различные пищевые вещества.

Студент должен уметь: привести экспериментальные доказательства 1-й фазы панкреатической секреции; начертить кривые отделения панкреатического сока на различные пищевые вещества; объяснить методы получения чистого сока поджелудочной железы.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие железы выделяют секрет в просвет 12-перстной кишки?

2. Возможно ли получение чистого панкреатического сока у человека?

3. Укажите секреторные волокна нервов, стимулирующих выделение панкреатического сока:

а) блуждающий нерв; б) языкоглоточный нерв; в) симпатические нервы;г) тройничный нерв.

4. На все ли виды пищи (белки, углеводы, жиры) имеются ферменты в поджелудочной железе?

5. Назовите ферменты поджелудочного сока и укажите оптимальные условия их действия.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы. Количество, состав и свойства поджелудочного сока.

2. Роль сока поджелудочной железы в кишечном пищеварении.

3. Нервная и гуморальная регуляция панкреатической секреции.

4. Особенности отделения поджелудочного сока на различные пищевые вещества. Кривые секреции.

5. Методы исследования внешней секреции поджелудочной железы.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1. Развитие внешнесекреторной функции поджелудочной железы у детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Опыт № 1. Определение ферментативных свойств сока поджелудочной железы.
Цель опыта: изучить условия оптимальной активности сока поджелудочной железы.
Порядок проведения работы. Пронумеровать 4 пробирки. В каждую налить по 1 мл поджелудочного сока. К содержимому 2-й пробирки добавить 1 мл 0,5 % соляной кислоты;

к 3-й - 1 мл вареного крахмала; в 4-ю - 1 мл сырого крахмала (предварительно перемешав его). Все пробирки при t = 38 0C оставить в водяной бане на 15 мин. После этого с содержимым 1-й и 2-й пробирок ставим биуретовую пробу: к содержимому 1-й и 2-й пробирок добавить по 1 мл 10 % р-ра NaOH и по 2-3 капли 1 % р-ра сернокислой меди. Раствор белка дает сине-фиолетовое окрашивание, а продукты его неполного гидролиза - розовое или красное.

Затем содержимое 3-й и 4-й пробирок разделить на 2 части, используя чистые пробирки. С одной частью проводим пробу Троммера, с другой - пробу Люголя.

Проба Троммера: к части содержимого 3-й и 4-й пробирок добавить по 1 мл 10 % р-ра Nа ОН и 3-5 капель 1 % р-ра сернокислой меди. Довести до кипения. При расщеплении крахмала образуется осадок закиси меди от желто-оранжевого до красно-коричневого цвета.

Проба Люголя: ко 2-ой части содержимого 3-й и 4-й пробирок добавить по 3-5 капель р-ра Люголя. Если расщепления крахмала не произошло, пробу считают положительной.

Результаты опыта занести в таблицу и сделать вывод о ферментативной активности поджелудочного сока.


№№ пробирок

1

2

3

4

Поджелудочный сок

0,5 % р-р НCl

Сырой крахмал

Вареный крахмал

Фибрин

1 мл

1 мл

-

-

+

1 мл

-

-

-

+

1 мл

-

-

1 мл

-

1 мл

-

1 мл

-

-

Биуретовая проба

Проба Троммера

Проба Люголя















ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Двенадцатиперстная кишка как эндокринный орган.

2. Особенности функций поджелудочной железы в старческом возрасте.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Назовите ферменты поджелудочного сока и укажите оптимальные условия их действия.

2. Назовите питательные вещества, расщепляемые ферментами поджелудочного сока и продукты их расщепления.

3. Чем активируются трипсиноген и поджелудочная липаза.?

4. Какие опыты доказывают наличие рефлекторных механизмов регуляции выделения панкреатического сока?

5. Какие вещества и гормоны регулируют внешнесекреторную функцию поджелудочной железы?

6. Как изменится секреция поджелудочного сока при введении в 12 - перстную кишку соляной кислоты?

  1. Как изменится процесс гидролиза веществ в кишечнике, если в нем отсутствует фермент энтерокиназа?

  2. Какие химические вещества тормозят поджелудочную секрецию?

а) атропин; б) ацетилхолин; в) пилокарпин; г) карбохолин
Из раздела “Пищеварение” сборника “Тестовые задания по курсу нормальной физиологии” задачи №№ 20, 29-32,
Занятие N 3

ТЕМА: Физиология печени. Свойства и значение желчи.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: функции печени; состав желчи; роль желчи в пищеварении; основные функции желчи; механизм образования желчи; регуляцию желчеобразования и желчеотделения.

Студент должен уметь: объяснить и доказать экспериментальными данными участие печени в защитной, метаболической и пищеварительной функциях печени; объяснить принцип проведения дуоденального зондирования; назвать вещества, стимулирующие холерез; объяснить превращения гемоглобина в печени.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1.Что происходит с желчеотделением после питья воды?

а)тормозится,

б)усиливается.

2.Как действует яичный желток на желчеобразование и -отделение?

3. Какие вещества можно использовать для стимуляции желчеотделения при дуоденальном зондировании?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1.Основные функции печени: а)гомеостатическая, б)метаболическая, в) барьерная,

г)участие в пигментном обмене, д)пищеварительная

2.Основные процессы желчеобразования.

3. Состав желчи (пузырной и печеночной)

4. Регуляция образования и выделения желчи.

5. Роль желчи в пищеварении.

6. Методы получения желчи у человека и в эксперименте.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Формирование роли печени в процессах пищеварения у детей.

2. Особенности состава желчи в онтогенезе.

3. Становление дезинтоксикационной и метаболической функции печени у детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт №1. Состав и свойства желчи.
Цель опыта: ознакомиться с составом и некоторыми свойствами желчи.
Порядок проведения работы.

1.Получение стойкой эмульсии. В одну пробирку наливают 1 мл подсолнечного масла и 2 мл воды. В другую- 1 мл масла и 2 мл желчи. Обе пробирки встряхивают, отмечая стойкость эмульсии.

2.Активирование липазы поджелудочного сока. В обе пробирки с эмульсиями прилить по 1 мл поджелудочного сока, поместить в водяную баню на 20 минут, после чего добавить в каждую по 2 капли индикатора фенолфталеина, титруют до стойкого розового окрашивания, считая число капель 0,1 нормального раствора едкого натрия.

3.Реакция Петтенкофера на желчные кислоты. В пробирку налить 1 мл желчи и 1 мл воды, добавить 5 капель 10 % раствора сахара. Затем осторожно (реакция идет с выделением тепла) по каплям прилить концентрированную серную кислоту. Появление пурпурно-красного окрашивания говорит о наличии желчных кислот. Анализируют полученные данные и делают вывод.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей