Примеры ошибок, характерных для дизорфографии.
При установлении грамматической связи слов в словосочетании вылез из ручья дети чаще всего задают семантический вопрос: вылез «Зачем?», «Как?» из ручья.
При назывании букв используются названия звуков, в ряде случаев искажают их: (буквы К, Р, С обозначают как «кэ», «рэ», «сэ»).
Дети забывают названия частей речи, не умеют различать лексическое и грамматическое значение слова («Зима - это прилагательное. Зима - какая?»).
Учащиеся испытывают затруднения при определении рода и числа имен существительных, имен прилагательных и глаголов, не умеют пользоваться памяткой для морфологического разбора слов.
При выполнении упражнений читают все задания сразу, а не по отдельности. Часто переспрашивают (уточняют) содержание инструкции.
При определении ударного звука указывают безударный («в слове школа ударный звук [а]»). Вместо ударного звука называют ударный слог, верный или искаженный по структуре («я нашла ударный звук в слове «букет» - «кет», а в слове «унесённые» - «свё»).
«3 класс»
Трудности усвоения и применения правил учащимися данной категории проявляются и в смешении соответствующих алгоритмов действий. ( На вопрос логопеда Как определить количество слогов в слове? Ребенок отвечает после длительной паузы: «Надо...нужно...поставить слово...изменить слово так...» После подсказки педагога: Можно ли определить количество слогов, зная количество гласных? Следует ответ ученика: Сколько слогов, столько гласных.)
Самым трудным для второклассников с дизорфографией является анализ предложений, состоящих из четырех и более слов (у третьеклассников - из пяти и более слов, как правило, без предлогов).
Дети допускают следующие искажения слов: изменение данной словоформы (узнают - «узнавали»); добавление слов, сходных с устойчивыми оборотами устной речи (много - «много разов»); объединение в одно слово предлога и стоящего за ним существительного («науроках»), замена частей речи (много - «многих»).
Учащиеся увеличивают и сокращают количество слов в предложении; заменяют слова по смысловому сходству (собирают - «рвут»); изменяют время глаголов (сажают - «сажали»); падежных форм существительных множественного числа («сажают дерева»).
Лишь небольшая часть детей с дизорфографией овладевает синтезом предложений из слов, данных в беспорядке (в начальной и определенной грамматической форме):
- повторяются слова в начальной форме («На пруду мальчики ловить рыбу»);
- воспроизводится фрагментарное предложение с пропуском подлежащего («На пруду ловить рыбу»);
- сокращается количество слов в предложении («Дети пошли собирать в лес грибы» вместо Дети собирают грибы в лесу);
- добавляются слова в предложении («Дети пошли собирать в лес грибы» вместо Дети собирают грибы в лесу);
- заменяются предлоги (на-в, на-под, на-из, в-из);
- изменяются формы слов (собирали - насобирали).
3 класс
В большинстве случаев дети неаргументированно называют количество слогов в слове:
- в качестве слога часто выделяется согласный звук, стоящий в начале, в середине или в конце слова («бу-л-ка», «с-тол», «э-кс-ка-ва-то-р»);
- несколько слогов («бе-реза», «зе-мляника»);
- опускаются гласные, стосящие в середине слов («б-л-ка», «э-кск-ва-та-р»), а также согласные при их стечении в четырехсложных словах («э-к-с-а-ва-т-ор»).
Несформированность морфологических обобщений о значимых частях слова, фрагментарность знаний о делении слов, неумение применить знания на практике, отсутствие алгоритма действий и системы знаний обусловливает следующие ошибки:
- отрыв одной или нескольких букв от корня («прог-ре-мел»);
- одной гласной от окончания («на-сту-пи-л-а»);
- одной конечной согласной, являющейся частью суффикса («про-гре-ме-л»);
- перенос частицы («со-би-ра-ть»).
У учеников третьих классов с дизорфографией подобные нарушения приобретают стойкий характер и проявляются в более выраженной степени, чем у второклассников с данной речевой патологией. Это свидетельствует о том, что без целенаправленной работы у школьников данной категории не происходит спонтанного совершенствования навыков слогового анализа.
Недостаточная сформированность операций различения звуков, нечеткость слухового и кинестетического образа слова, недоразвитие звукового анализа как сложного умственного действия приводит к следующим ошибкам:
- при перечислении звуков в слове шуба: «шу», «бэ», «а» или «шу», «ба»;
- пропуск звука [т] при стечении трех согласных, включающем два глухих звука (например, [фтр] и [тсн] в словах завтрак и подснежник);
- смешение понятий «звонкие»-«глухие», «гласные-согласные» звуки («В слове «подушка» «по» - звонкая»);
- искажение названий букв («В слове «браконьер» «рэ» - звонкая»).
3 класс
Бедный словарный запас, неумение определять разницу между лексическим и грамматическим значениями слова вызывает следующие ошибки:
- при подборе синонимов учащиеся прибегают к словоизменению, к подбору родственных слов (сердечный - сердце, рыбачить - рыбак) или к лексической оценке значения слов (сердечный - хорошо(ий)), вместо подбора синонима к имени прилагательному называют другую часть речи, по аналогии «предмет и его признак» (колючий - ежик);
- при объяснении значения имен прилагательных выделяются лишь отдельные черты лексического значения слов (нарисованная - «значит кисточкой нарисованная»), смешиваются лексическое и грамматическое значение слов («чайная - это какая? быстрый - это какой?»), выделяются незначительные признаки (чайная - «полезная»);
- при объяснении значения глаголов дети соотносят их с конкретными объектами (читать - книгу), опираются на звуковую оболочку слов (шутить - «это значит шить»), заменяют данную словоформу (читать - «читаем»), или подбирают родственное слово (шутить - «шутка»);
- при объяснении переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях объясняют значение лишь отдельных, часто встречающихся словосочетаний (тяжелый характер - «нехороший характер»), обобщенный смысл предложений остается для детей недоступным (Девочка не бежала, а летела к дому. - «У девочки были крылья» или «Она упала»), буквально понимают значение крылатых выражений (золотое сердце - «сердце из золота», тяжелый характер - «тяжело поднять из люка, если он упал в люк»);
-при подборе антонимов дети используют приставку не- (длинный - «недлинный»); изменение данных словоформ (добрый - «добрая»); подбор слов, близких по значению (высокий-«длинный»);
- при объяснении значения слова не выделяют существенных признаков предмета, заменяют описание слов описанием их функционального назначения (пила - «ей пилят», коробка - «чтобы в нее класть кубики, разные яблоки...»);
- названные учащимися слова часто не соответствуют заданной лексической теме (к понятию «дни недели» относят слова «сегодня, позавчера»; «инструмент» - «стружки, опилки»; смешивают понятия «месяцы» и «времена года»).
3 класс
Школьники с дизорфографией на втором, и даже на третьем году обучения испытывают большие затруднения при распознавании грамматической категории слов. Эти дети хуже определяют грамматическую принадлежность имен прилагательных и глаголов, чем имен существительных.
- при распределении слов на группы (в три колонки) к именам существительным дети с дизорфографией относят глаголы и имена прилагательные (вручает, слабое), к глаголам - имена существительные и реже - имена прилагательные (дружба, звонкий);
- при анализе предложений по членам дети ошибаются при определении практически всех членов предложения. (В предложении «Собака сторожит дом» - главный член (сказуемое) «сторожит», «дом» - подлежащее, потому что сторожит кто? (что?) - «дом».)
Уровень усвоения навыков словоизменения у младших школьников со средней успеваемостью (без патологии) и их сверстников с дизорфографией различен. Наиболее трудными для усвоения являются:
- замена одним предлогом нескольких предлогов (на - над, за - перед, из - под);
- использование ненормативных окончаний имен существительных («мяч над стола»);
- в активном словаре школьников с дизорфографией не отмечается отдельных сложносоставных предлогов (например, из-под, из-за);
- часто употребляются неправильные окончания имен существительных множественного числа (дома - «домы»);
- при выполнении заданий на словоизменение учащиеся основываются на словообразовании (стул - «стульчик») или на семантических ассоциациях (яблоко - «груша», дупло - «нора»);
- частое нарушение согласования имен прилагательных с именами существительными единственного числа женского и среднего родов (синее ведро - синяя ведро);
- при дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида дети не могут безошибочно назвать глаголы (по картинкам), ошибаются при образовании глаголов несовершенного вида с помощью приставок (Девочка оделась - «Девочка наделась»);
- нарушение дифференциации и неточное употребление глаголов единственного и множественного числа («Девочки ездит на коньках» - «Эти тоже ездит на коньках»);
- в процессе словообразования выделяются две наиболее характерные ошибки детей с речевым недоразвитием: неправильное использование суффиксов при словообразовании («лисиная», «рыбиный», «птичячее крыло», «утячее яйцо») и использование вместо словообразования приема словоизменения. При назывании детенышей допускаются такие ошибки, как «у свиньи свиненок, у лошади - лошаденок»;
2 класс
Определение частей речи и их грамматических категорий детьми с дизорфографией носит случайный характер:
- они неверно ставят грамматические вопросы к словам (прекрасный - «что?», темно-«где?»);
- не могут определить часть речи, число, род имен существительных и имен прилагательных (книга - «прилагательное, какая? средний род», прекрасный - «кто? глагол, мужской род»);
- большое число ошибок вызывает у школьников определение времени глагола (перешел - «настоящее время»);
-при определении «лишнего» слова дети с речевой патологией опираются прежде всего на степень звукового сходства слов (Из серии слов: конь, конница, коневодство и коньки, в большинстве случаев, дети исключали слова конница и коневодство);
У детей с дизорфографией затруднено понимание и воспроизведение текста.
- отмечаются систематические нарушения как структуры предложения, так и навыков словоизменения. Например, «Утром ранним ребята отправились на рыбалка»;
- в письменных работах выявляются нарушения причинно-следственных связей, недифференцированность временных и пространственных соотношений: до - после, за - около - перед, за - между. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |