Общественно-государственный фонд "Российский центр приватизации" Консультационная компания "McKinsey & Company, Inc. Агентство США по международному развитию СЕРИЯ "ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРИВАТИЗИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ Анализ прибыльности продукции НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, m БЛЕСТОГ Analyzing Product Profitability Москва Издательство "ДЕЛО' 1996
ББК 65.053 А64 McKinsey&Company 121019, Москва, Большой Афанасьевский пер , 8/3 Тел (095) 232 9300 Факс (095) 232 9301 А64 Анализ прибыльности продукции* М . Дело, 1996. — 168 с. ISBN 5 - 7749 - 0022 - 3 Пособие "Анализ прибыльности продукции" знакомит читателя с управленческим учетом — инструментом обеспечения руководителей информацией, необходимой для принятия оптимальных решений Книга является практическим пособием для руководителей высшего и среднего звена российских предприятии и входит в серию из 7 книг под общим названием "Искусство управления приватизированным предприятием" Книги серии написаны на основании реального опыта консульта ционнои работы специалистов фирмы "МакКинзи" на российских предприятиях и разъясняют новые для них концепции ведения бизнеса Каждая книга рассматривает свой специфический аспект деятельности предприятия, а все семь в совокупности дают четкое представление о комтшексе необходимых изменений, приоритетах в постановке целей, инструментах и механизмах осуществления преобразований Несмотря на точный читательский адрес, книги серии будут полез ны самой широкой аудитории Они написаны живым языком, доступ ны в изложении и могут быть с успехом использованы и в учебных целях, и для решения реальных проблем современного бизнеса ISBN 5-7749 0022-3 О McKiiisey & Company, Inc , 1996 ® Издательство "Дело", оформление, 1996
СОДЕРЖАНИЕ Вступительное слово ПРЕДИСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЕ СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ: ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ 1. Отчеты о рентабельности 2. Распределение затрат 3. Оборотные средства 4. Использование производственных мощностей 5. Внутренние цены 6. Ценообразование 7. Роль финансового управления Заключение: УРОКИ " РОСАВИА " ВОПРОСЫ, ОСТАВШИЕСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КНИГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ И ПОДДЕРЖКОЙ' Словарь терминов
Вступительное словоИЗ ГОСПЛАНОВСКОГО ПРОШЛОГО В РЫНОЧНОЕ НАСТОЯЩЕЕСегодня многие российские компании делают решительный шаг вперед на пути экономического развития, широко открывая доступ отечественным и зарубежным инвесторам. Эти инвесторы проявляют высокую требовательность к объектам приложения своих капиталов, а значит, предприятиям придется зарабатывать себе хорошую репутацию. Сделать это можно прежде всего путем грамотной, профессиональной хо- зяйственной деятельности, обеспечивающей высокую прибыль на вложенный капитал. Российским компаниям предстоит преодолеть острую нехватку оборотных средств; научиться управлять финансами; создать современные службы маркетинга; разработать, освоить и продвинуть на рынок новые товары и услуги; отказаться от ряда старых. Развертывание второй фазы приватизации, становление в стране цивилизованного рынка ценных бумаг и угроза банкротств переводят проблемы реконструкции предприятий в разряд неотложных. И надо сказать, что у тех компаний, которые уже приступили к преобразованиям, дела идут значительно лучше, чем у задержавшихся в госплановском прошлом. Реконструкция предприятий, или их "реструктурирование", как называют этот процесс авторы серии, — это не просто вопрос воли руководителя и принятия таких жестких административных решений, как сокращение численности работников или закрытие каких-то направлений деятельности. Современный руководитель должен уметь анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в реализацию намеченных решений. McEmyS Отпущу Awwis нрибъшиоапи продукцииИменно об этом подробно рассказывается в предлагаемой вашему вниманию серии буклетов, написанных специалистами одной из ведущих консалтинговых фирм "McKinsey & Company" на материале опыта работы с российскими предприятиями. Такая литература крайне необходима менеджеру любого ранга. Нет ничего удивительного в том, что многим нынешним руководителям российских промышленных компаний, долго работавшим по инструкциям "сверху", не хватает знаний и опыта для проведения глубоких преобразований. Вместе с тем российская промышленность обладает огромным интеллектуальным потенциалом, прекрасно образованными руководителями, высококвалифицированными рабочими, а наши недра богаты природньши ресурсами. Все это дает основания для честолюбивых замыслов выйти на мировые рынки и занять там достойное место. Но для того чтобы эти замыслы стали реальностью, работники компании должны понимать, в чем заключается реконструкция производства, какие подходы, методики, инструменты имеются в их распоряжении для организации работы в новых условиях. Немыслимо в одиночку принимать все решения. Директор должен создавать команду единомышленников. Важно помнить и другое — наилучший способ оказать поддержку своей стране в трудный период, улучшить общую ситуацию в России — сделать свою компанию процветающей, выпускать хорошую продукцию по доступным для потребителей ценам, создавать стабильные и хорошо оплачиваемые рабочие места. Со временем это должно воплотиться в прибылях — одном из главных показателей эффективности работы компании и ее директора. Добейтесь хороших результатов, и российские и зарубежные инвесторы будут стремиться вкладывать деньги в ваше дело, а другие компании — сотрудничать с вами. Я желаю вам всяческих успехов в трудном, но совершенно необходимом деле реконструкции ваших компаний. А. Чубайс* * * Множество проблем, с которыми сегодня сталкиваются российские предприятия, можно с известной долей условности свести к нескольким наиболее крупньм. Речь идет о роли 6 Анализ прибыльности яродукц»высшего руководства компаний и его взаимоотношениях с акционерами; острой нехватке оборотных средств; устаревшем ассортименте выпускаемой продукции; отсутствии информации о новых и потенциальных рынках сбыта; неразработанности рыночной (маркетинговой) стратегии компании; неэффективности организационной структуры компаний, мало приспособленной для работы в условиях рынка; несоответствии цен на готовую продукцию и реальных издержек производства; отсутствии опыта в поиске надежных зарубежных партнеров и установлении с ними делового сотрудничества. Помимо этого, остро стоят вопросы организации производства, качества продукции, охраны окружающей среды, содержания объектов социальной сферы и другие. Многие российские предприятия уже нашли подходы к решению этих проблем, успешно провели у себя реструктурирование и начинают играть заметную роль на внутреннем рынке и на рынках зарубежных стран. Обобщение и изучение их опыта может помочь тем, кто только начал этот путь, выиграть время и не повторять чужих ошибок. Такова была наша цель, когда мы обратились к руководителям известной консульта- ционной компании "МакКинзи" с просьбой подготовить серию книг по основным вопросам реструктурирования предприятий под общим названием "Искусство управления приватизированным предприятием". Разумеется, описываемые в книгах ситуации и пути решения проблем носят обобщенный характер и не всегда применимы к конкретным условиям той или иной компании. Но по прочтении книг, надеюсь, вы согласитесь, что анализируемые ситуации являются достаточно типичными для большинства современных российских компаний, а предлагаемые решения — работоспособньпии. Возможно, для генерального директора, с учетом его занятости, достаточно будет прочитать только 1—2 книги из серии, в первую очередь "Роль высшего руководства в реструктурировании предприятия". Другие более объемны и посвящены специальным вопросам, с ними можно бегло ознакомиться, обратив особое внимание на "Реструктурирование предприятия. Рациональная система бизнес-единиц" и "Союзы с зарубежными партнерами". Прочтение остальных книг рекомендуется в первую очередь руководителям различньк подразделений в соответствии с их должностными обязанно- стями. Хочется сказать несколько слов о Российском центре приватизации (РЦП), который приложил немало усилий, чтобы эти Анализ прибыльности продукции книги вышли в свет. Оказание содействия приватизированным предприятиям является одним из основных направлений работы РЦП. Мы помогаем предприятиям получить доступ к технической помощи, предоставляемой международными организациями и отдельными западными странами, и следим, чтобы уровень оказания такой помощи был достаточно высоким. Например, близок к завершению проект по реструктурированию 11 российских предприятий, осуществляемый при содействии Европейского союза. В ходе этого проекта РЦП организовал конкурсный отбор предприятий, координировал работу двух консорциумов консультационных фирм с руководителями предприятий—участников проекта. Ведется практическая работа на местах еще по двум аналогичным крупным проектам. Российский центр приватизации обладает разветвленной сетью региональных центров приватизации, расположенных в основных регионах России (их список дается в конце книги). Со всеми вопросами и за получением информации обращайтесь, пожалуйста, в наши региональные центры. Надеюсь, читатель с интересом и несомненной пользой для себя прочтет предложенные его вниманию книги. Генеральный директор Российского центра приватизации М.В. Бойко
ПРВДИСЛОВИЕКниги серии "Искусство управления приватизированным предприятием" подготовлены авторским коллективом фирмы "McKinsey & Company", в состав которого вошли Михаил Ба-ушев, Бенджамин Вилкенинг, Джастин Дженк, Владимир Емельянов, Наталья Изосимова, Кристоф Леклерк, Алексей Михайлуца, Микаэль Обермайер, Шэрон Орр, Ираклий Ру-хадзе, Роберт Уайтинг и Скотт Уолдрон. Благодарим за помощь Сергея Елекоева из Российского центра приватизации и Зою Савенкову из Издательства "Дело". Выражаем также благодарность Владимиру Дидыку, главному экономисту АО ЛОМО; Елене Налобиной, начальнику бюро исследования рынка одного из подразделений АО ЛОМО; Сергею Мещерякову и Олегу Фомину, партнерам московской аудиторской фирмы "Эдвайзе"; Татьяне Крыловой, доценту экономического ф-та МГУ; Саймону Джонсону, преподавателю бизнес-школы ФУКУА; Николаю Лихачеву, президенту АО "Ингман Россия", и Андрею Нуттунену, директору предприятия в составе АО "Ижорские заводы", за оказанное содействие при подготовке материала. Эта серия издается по инициативе Российского центра приватизации, который также способствовал ее распространению. Содействие в финансировании подготовки книг оказал Гарвардский институт международного развития. Публикация осуществлена при поддержке Агентства международного развития США (USAID) в соответствии с Соглашением о сотрудничестве № CCN-0005-A-00-3023-00, а также благодаря собственному вкладу компании "МакКинзи". Точки зрения авторов книг на те иди иные вопросы не обязательно отражают взгляды перечисленных организаций или других лиц. * * * МсКтжу S Соярту Анализ прибыльности продукция 9 Ситуации, описанные в этой книге, несмотря на то, что они основаны на реальном опыте консультационной работы авторов как в России, так и в других странах, являются вымышленными, так же как и участники описываемых событий. Всякое сходство с конкретными людьми, предприятиями и ситуациями является чисто случайным. Книга содержит краткое изложение некоторых методов и подходов, используемых компанией "МакКинзи" в России, на основе приобретенного ею здесь опыта. Применение описываемых методов на практике требует их адаптирования и развития в соответствии с ситуацией. Конкретные рекомендации могут основываться лишь на знании конкретных обстоя- тельств. "McKinsey & Company" и ее дочерние фирмы не несут ответственности за действия или ошибки, которые могут явиться результатом использования информации, содержащейся в настоящей публикации. Реальные условия, в которых приходится работать компаниям, представлены в этой книге в упрощенном виде. Это не означает ограниченности описываемых методов и не препятствует их применимости. Авторы описывали такие компании и использовали такие данные, которые наилучшим образом иллюстрируют соответствующие концепции, не отвлекая внимания читателя посторонними деталями. В цели авторов не входило достижение высокой степени точности в описании рынков, технологий и финансовых данных. В этих книгах в качестве денежной единицы используются дефлированные доллары', что облегчает понимание материала и сравнение показателей разных периодов. Авторы приносят извинения за эту вынужденную условность, в результате которой руководители российских предприятий в ходе описываемых событий измеряют финансовые показатели "в ино- странной валюте". ' Вопросы, касающиеся валюты и инфляции, детально рассматриваются в книге этой серии "финансовая отчетность".МсКжеу Л Сюи/шу ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночной экономики обеспечение платежеспособности предприятия является одним из важнейших для его руководителя вопросов. Предприятию недостаточно прибыльно работать — гораздо важнее быть в состоянии платить по счетам. Успешно работающее предприятие из получаемой выручки должно платить зарплату сотрудникам, оплачивать поставки, отчислять налоги, проценты по долгам, обеспечивать соответствующую прибыль акционерам и делать инвестиции в свою будущую деятельность. Выручку, или доход, компания получает, продавая свою продукцию. При этом вклад от различных видов продукции неодинаков. Он зависит от рынков (при какой цене сколько можно продать) и затрат (при каких затратах сколько можно произвести). Прибыль — это разница между доходом (выручкой) и затратами. Прибыльность, или рентабельность, компании зависит от прибыли, приносимой всем ассортиментом продукции. Достаточно прибыльньш ассортимент продукции позволяет предприятию обеспечить достаточную отдачу для акционеров и сделать инвестиции ради будущего успеха. Управленческий учет — это ключ к пониманию поведения затрат и контролю за ними. В отличие от финансового учета, обеспечивающего акционеров, банки, сотрудников и правительственные органы отчетами о том, насколько эффективно компания работала в прошлом, система управленческого учета разрабатывается для того, чтобы предоставить руководству компании ту текущую информацию, которая нужна для принятия оптимальных решений. Управленческий учет не связан какими-либо установленньми правилами. Его основа — логика. Методы управленческого учета гибкие; руководители свободны экспериментировать с различными сценариями, для того чтобы выработать оптимальный план действий.
Анализ прибыльности продукция 11Эта книга знакомит читателя с управленческим учетом — незаменимым орудием для того, чтобы сделать предприятие конкурентоспособным и сохраняющим уверенное положение среди конкурентов на рынке будущей России и на мировом рынке. После изучения представленных здесь материалов руководители должны уметь: • Правильно разбивать затрать! на различные их составляющие, понимать поведение этих типов затрат и в результате избегать заблуждений относительно реальной рентабельности отдельных видов продукции. • Определять, какой минимальный объем для каждого из видов продукции обеспечивает его рентабельность, и находить то единственное соотношение цены и объема, при котором прибыль оказывается максимальной. • Определять, следует ли изменить соотношение в ассортименте продукции, и если да, то как его изменить, для того чтобы добиться максимальной прибыльности; избегать принятия таких решений относительно одного вида продукции, которые могут отрицательно сказаться на рентабельности других. • Анализировать изменения запасов и эффективно использовать оборотные средства. • Понимать, когда тот или иной компонент рационально покупать, а не производить самим. • Руководить процессом назначения внутренних цен, по которым подразделения в рамках одного предприятия продают друг другу свою продукцию и услуги, чтобы у них был стимул для сокращения своих затрат. • Создать эффективно работающее финансовое управление предприятия. • Разработать логичную и четкую систему финансового планирования. Эта книга также поможет руководителям предприятий понять ту ключевую роль, которую управленческий учет и финансовое планирование играют в принятии эффективных решений любого уровня. * * * При составлении этой книги авторы выбирали те вопросы, которые обычно встают перед руководителями российских /ИсКаяу Л Camfwy ^2 Анализ прибыльности продукциипредприятий и могут иметь значительное влияние на эффективность работы компании. Здесь рассматриваются вопросы, для понимания которых достаточно материала, изложенного в этой книге, и дополнительных знаний из других областей теории управления не потребуется. В этой книге предпринята попытка сделать то, чего нельзя найти в западных учебниках по учету и анализу, часто превосходных. Здесь вопросы рассматриваются в контексте российского предприятия, причем в том виде, как они предстают перед его руководителями сегодня. В связи с этим материал представлен в виде случая из практики: молодой выпускник бизнес-школы Александр Рублев начинает работать заместителем финансового директора многоотраслевого российского предприятия. Вместе с Рублевым читатель сталкивается с целым рядом проблем, непосредственно касающихся учета и анализа: затраты распределяются неправильно, денежных средств не хватает, производственные мощности загружены не полностью, неправильные внутренние цены искажают отчетные данные, решения по цено- образованию неспособны привести к увеличению выручки и прибыли. В отличие от традиционного использования "случаев из практики" (соде study) в бизнес-школах в нашей книге поэтапно предлагаются и возможные решения поставленных проблем. В ней также даются ответы на некоторые критические замечания, которые могут возникнуть у руководителей российских предприятий. В книге рассматриваются не все проблемы из области управленческого учета и анализа, которые встают перед руководителями компаний. Предлагаемые решения также не исчерпывают возможностей, имеющихся у руководителей предприятий. Авторы настоятельно рекомендуют читателю внимательно изучить и другую литературу по управленческому учету, список которой приводится в конце книги. Многие из представленных в книге концепций и методов применялись авторами в своей консультационной практике как в России, так и на Западе. Но в то же время необходимо подчеркнуть, что все данные по отрасли и рынку вымышленные. Предоставление точной действительной информации о рынке и продукции не является целью этой книги. перейти в каталог файлов
|