Главная страница
qrcode

McKinsey Анализ прибыльности продукции. Российский центр приватизации Консультационная компания McKinsey Company, Inc. Агентство США по международному развитию


НазваниеРоссийский центр приватизации Консультационная компания McKinsey Company, Inc. Агентство США по международному развитию
АнкорMcKinsey Анализ прибыльности продукции.pdf
Дата13.01.2017
Размер2.34 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMcKinsey_Analiz_pribylnosti_produktsii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#4530
страница1 из 13
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Общественно-государственный фонд
"Российский центр приватизации"
Консультационная компания "McKinsey & Company, Inc.
Агентство США по международному развитию
СЕРИЯ "ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ
ПРИВАТИЗИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Анализ прибыльности
продукции
НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, m БЛЕСТОГ
Analyzing Product
Profitability
Москва Издательство
"ДЕЛО' 1996

ББК
65.053
А64
McKinsey&Company
121019, Москва, Большой Афанасьевский пер , 8/3 Тел (095) 232 9300 Факс (095) 232 9301
А64 Анализ прибыльности продукции*
М . Дело, 1996. — 168 с.
ISBN 5 - 7749 - 0022 - 3
Пособие "Анализ прибыльности продукции" знакомит читателя с управленческим учетом
— инструментом обеспечения руководителей информацией, необходимой для принятия оптимальных решений
Книга является практическим пособием для руководителей высшего и среднего звена российских предприятии и входит в серию из 7 книг под общим названием "Искусство управления приватизированным предприятием"
Книги серии написаны на основании реального опыта консульта ционнои работы специалистов фирмы "МакКинзи" на российских предприятиях и разъясняют новые для них концепции ведения бизнеса Каждая книга рассматривает свой специфический аспект деятельности предприятия, а все семь в совокупности дают четкое представление о комтшексе необходимых изменений, приоритетах в постановке целей, инструментах и механизмах осуществления преобразований
Несмотря на точный читательский адрес, книги серии будут полез ны самой широкой аудитории Они написаны живым языком, доступ ны в изложении и могут быть с успехом использованы и в учебных целях, и для решения реальных проблем современного бизнеса
ISBN 5-7749 0022-3 О McKiiisey & Company, Inc , 1996
® Издательство "Дело", оформление,
1996

СОДЕРЖАНИЕ
Вступительное слово
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ: ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
1. Отчеты о рентабельности
2. Распределение затрат
3. Оборотные средства
4. Использование производственных мощностей
5. Внутренние цены
6. Ценообразование
7. Роль финансового управления
Заключение:
УРОКИ
"
РОСАВИА
"
ВОПРОСЫ, ОСТАВШИЕСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КНИГИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ И
ПОДДЕРЖКОЙ'
Словарь терминов

Вступительное слово
ИЗ ГОСПЛАНОВСКОГО ПРОШЛОГО В
РЫНОЧНОЕ НАСТОЯЩЕЕ
Сегодня многие российские компании делают решительный шаг вперед на пути экономического развития, широко открывая доступ отечественным и зарубежным инвесторам.
Эти инвесторы проявляют высокую требовательность к объектам приложения своих капиталов, а значит, предприятиям придется зарабатывать себе хорошую репутацию. Сделать это можно прежде всего путем грамотной, профессиональной хо- зяйственной деятельности, обеспечивающей высокую прибыль на вложенный капитал.
Российским компаниям предстоит преодолеть острую нехватку оборотных средств; научиться управлять финансами; создать современные службы маркетинга; разработать, освоить и продвинуть на рынок новые товары и услуги; отказаться от ряда старых.
Развертывание второй фазы приватизации, становление в стране цивилизованного рынка ценных бумаг и угроза банкротств переводят проблемы реконструкции предприятий в разряд неотложных. И надо сказать, что у тех компаний, которые уже приступили к преобразованиям, дела идут значительно лучше, чем у задержавшихся в госплановском прошлом.
Реконструкция предприятий, или их "реструктурирование", как называют этот процесс авторы серии, — это не просто вопрос воли руководителя и принятия таких жестких административных решений, как сокращение численности работников или закрытие каких-то направлений деятельности. Современный руководитель должен уметь анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в реализацию намеченных решений.
McEmyS
Отпущу

Awwis
нрибъшиоапи продукции
Именно об этом подробно рассказывается в предлагаемой вашему вниманию серии буклетов, написанных специалистами одной из ведущих консалтинговых фирм "McKinsey & Company" на материале опыта работы с российскими предприятиями. Такая литература крайне необходима менеджеру любого ранга.
Нет ничего удивительного в том, что многим нынешним руководителям российских промышленных компаний, долго работавшим по инструкциям "сверху", не хватает знаний и опыта для проведения глубоких преобразований. Вместе с тем российская промышленность обладает огромным интеллектуальным потенциалом, прекрасно образованными руководителями, высококвалифицированными рабочими, а наши недра богаты природньши ресурсами. Все это дает основания для честолюбивых замыслов выйти на мировые рынки и занять там достойное место. Но для того чтобы эти замыслы стали реальностью, работники компании должны понимать, в чем заключается реконструкция производства, какие подходы, методики, инструменты имеются в их распоряжении для организации работы в новых условиях.
Немыслимо в одиночку принимать все решения. Директор должен создавать команду единомышленников.
Важно помнить и другое — наилучший способ оказать поддержку своей стране в трудный период, улучшить общую ситуацию в России — сделать свою компанию процветающей, выпускать хорошую продукцию по доступным для потребителей ценам, создавать стабильные и хорошо оплачиваемые рабочие места. Со временем это должно воплотиться в прибылях — одном из главных показателей эффективности работы компании и ее директора. Добейтесь хороших результатов, и российские и зарубежные инвесторы будут стремиться вкладывать деньги в ваше дело, а другие компании — сотрудничать с вами.
Я желаю вам всяческих успехов в трудном, но совершенно необходимом деле реконструкции ваших компаний.
А. Чубайс
* * *
Множество проблем, с которыми сегодня сталкиваются российские предприятия, можно с известной долей условности свести к нескольким наиболее крупньм. Речь идет о роли

6 Анализ прибыльности яродукц»
высшего руководства компаний и его взаимоотношениях с акционерами; острой нехватке оборотных средств; устаревшем ассортименте выпускаемой продукции; отсутствии информации о новых и потенциальных рынках сбыта; неразработанности рыночной
(маркетинговой) стратегии компании; неэффективности организационной структуры компаний, мало приспособленной для работы в условиях рынка; несоответствии цен на готовую продукцию и реальных издержек производства; отсутствии опыта в поиске надежных зарубежных партнеров и установлении с ними делового сотрудничества. Помимо этого, остро стоят вопросы организации производства, качества продукции, охраны окружающей среды, содержания объектов социальной сферы и другие.
Многие российские предприятия уже нашли подходы к решению этих проблем, успешно провели у себя реструктурирование и начинают играть заметную роль на внутреннем рынке и на рынках зарубежных стран.
Обобщение и изучение их опыта может помочь тем, кто только начал этот путь, выиграть время и не повторять чужих ошибок. Такова была наша цель, когда мы обратились к руководителям известной консульта- ционной компании "МакКинзи" с просьбой подготовить серию книг по основным вопросам реструктурирования предприятий под общим названием "Искусство управления приватизированным предприятием".
Разумеется, описываемые в книгах ситуации и пути решения проблем носят обобщенный характер и не всегда применимы к конкретным условиям той или иной компании. Но по прочтении книг, надеюсь, вы согласитесь, что анализируемые ситуации являются достаточно типичными для большинства современных российских компаний, а предлагаемые решения — работоспособньпии.
Возможно, для генерального директора, с учетом его занятости, достаточно будет прочитать только 1—2 книги из серии, в первую очередь "Роль высшего руководства в реструктурировании предприятия".
Другие более объемны и посвящены специальным вопросам, с ними можно бегло ознакомиться, обратив особое внимание на "Реструктурирование предприятия.
Рациональная система бизнес-единиц" и "Союзы с зарубежными партнерами". Прочтение остальных книг рекомендуется в первую очередь руководителям различньк подразделений в соответствии с их должностными обязанно- стями.
Хочется сказать несколько слов о Российском центре приватизации
(РЦП), который приложил немало усилий, чтобы эти

Анализ прибыльности продукции
книги вышли в свет. Оказание содействия приватизированным предприятиям является одним из основных направлений работы РЦП.
Мы помогаем предприятиям получить доступ к технической помощи, предоставляемой международными организациями и отдельными западными странами, и следим, чтобы уровень оказания такой помощи был достаточно высоким. Например, близок к завершению проект по реструктурированию 11 российских предприятий, осуществляемый при содействии Европейского союза. В ходе этого проекта РЦП организовал конкурсный отбор предприятий, координировал работу двух консорциумов консультационных фирм с руководителями предприятий—участников проекта. Ведется практическая работа на местах еще по двум аналогичным крупным проектам.
Российский центр приватизации обладает разветвленной сетью региональных центров приватизации, расположенных в основных регионах России (их список дается в конце книги). Со всеми вопросами и за получением информации обращайтесь, пожалуйста, в наши региональные центры.
Надеюсь, читатель с интересом и несомненной пользой для себя прочтет предложенные его вниманию книги.
Генеральный директор
Российского центра приватизации
М.В. Бойко

ПРВДИСЛОВИЕ
Книги серии "Искусство управления приватизированным предприятием" подготовлены авторским коллективом фирмы "McKinsey & Company", в состав которого вошли Михаил Ба-ушев, Бенджамин Вилкенинг, Джастин
Дженк, Владимир Емельянов, Наталья Изосимова, Кристоф Леклерк,
Алексей Михайлуца, Микаэль Обермайер, Шэрон Орр, Ираклий Ру-хадзе,
Роберт Уайтинг и Скотт Уолдрон.
Благодарим за помощь Сергея Елекоева из Российского центра приватизации и Зою Савенкову из Издательства "Дело".
Выражаем также благодарность Владимиру Дидыку, главному экономисту АО ЛОМО; Елене Налобиной, начальнику бюро исследования рынка одного из подразделений АО ЛОМО;
Сергею Мещерякову и Олегу Фомину, партнерам московской аудиторской фирмы "Эдвайзе";
Татьяне
Крыловой, доценту экономического ф-та МГУ; Саймону Джонсону, преподавателю бизнес-школы ФУКУА; Николаю Лихачеву, президенту АО "Ингман
Россия", и Андрею Нуттунену, директору предприятия в составе АО
"Ижорские заводы", за оказанное содействие при подготовке материала.
Эта серия издается по инициативе Российского центра приватизации, который также способствовал ее распространению. Содействие в финансировании подготовки книг оказал Гарвардский институт международного развития. Публикация осуществлена при поддержке
Агентства международного развития США (USAID) в соответствии с
Соглашением о сотрудничестве № CCN-0005-A-00-3023-00, а также благодаря собственному вкладу компании "МакКинзи". Точки зрения авторов книг на те иди иные вопросы не обязательно отражают взгляды перечисленных организаций или других лиц.
* * *
МсКтжу
S
Соярту

Анализ прибыльности продукция
9
Ситуации, описанные в этой книге, несмотря на то, что они основаны на реальном опыте консультационной работы авторов как в России, так и в других странах, являются вымышленными, так же как и участники описываемых событий. Всякое сходство с конкретными людьми, предприятиями и ситуациями является чисто случайным.
Книга содержит краткое изложение некоторых методов и подходов, используемых компанией "МакКинзи" в России, на основе приобретенного ею здесь опыта. Применение описываемых методов на практике требует их адаптирования и развития в соответствии с ситуацией. Конкретные рекомендации могут основываться лишь на знании конкретных обстоя- тельств. "McKinsey & Company" и ее дочерние фирмы не несут ответственности за действия или ошибки, которые могут явиться результатом использования информации, содержащейся в настоящей публикации.
Реальные условия, в которых приходится работать компаниям, представлены в этой книге в упрощенном виде. Это не означает ограниченности описываемых методов и не препятствует их применимости. Авторы описывали такие компании и использовали такие данные, которые наилучшим образом иллюстрируют соответствующие концепции, не отвлекая внимания читателя посторонними деталями. В цели авторов не входило достижение высокой степени точности в описании рынков, технологий и финансовых данных.
В этих книгах в качестве денежной единицы используются дефлированные доллары', что облегчает понимание материала и сравнение показателей разных периодов. Авторы приносят извинения за эту вынужденную условность, в результате которой руководители российских предприятий в ходе описываемых событий измеряют финансовые показатели "в ино- странной валюте".
' Вопросы, касающиеся валюты и инфляции, детально рассматриваются в книге
этой серии "финансовая отчетность".
МсКжеу Л Сюи/шу

ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики обеспечение платежеспособности предприятия является одним из важнейших для его руководителя вопросов. Предприятию недостаточно прибыльно работать — гораздо важнее быть в состоянии платить по счетам. Успешно работающее предприятие из получаемой выручки должно платить зарплату сотрудникам, оплачивать поставки, отчислять налоги, проценты по долгам, обеспечивать соответствующую прибыль акционерам и делать инвестиции в свою будущую деятельность.
Выручку, или доход, компания получает, продавая свою продукцию.
При этом вклад от различных видов продукции неодинаков. Он зависит от рынков (при какой цене сколько можно продать) и затрат (при каких затратах сколько можно произвести). Прибыль — это разница между доходом (выручкой) и затратами. Прибыльность, или рентабельность, компании зависит от прибыли, приносимой всем ассортиментом продукции. Достаточно прибыльньш ассортимент продукции позволяет предприятию обеспечить достаточную отдачу для акционеров и сделать инвестиции ради будущего успеха.
Управленческий учет — это ключ к пониманию поведения затрат и контролю за ними. В отличие от финансового учета, обеспечивающего акционеров, банки, сотрудников и правительственные органы отчетами о том, насколько эффективно компания работала в прошлом, система
управленческого учета разрабатывается для того, чтобы предоставить руководству компании ту текущую информацию, которая нужна для принятия оптимальных решений. Управленческий учет не связан какими-либо установленньми правилами. Его основа — логика. Методы управленческого учета гибкие; руководители свободны экспериментировать с различными сценариями, для того чтобы выработать оптимальный план действий.

Анализ прибыльности продукция 11
Эта книга знакомит читателя с управленческим учетом — незаменимым орудием для того, чтобы сделать предприятие конкурентоспособным и сохраняющим уверенное положение среди конкурентов на рынке будущей
России и на мировом рынке. После изучения представленных здесь материалов руководители должны уметь:
• Правильно разбивать затрать! на различные их составляющие, понимать поведение этих типов затрат и в результате избегать заблуждений относительно реальной рентабельности отдельных видов продукции.
• Определять, какой минимальный объем для каждого из видов продукции обеспечивает его рентабельность, и находить то единственное соотношение цены и объема, при котором прибыль оказывается максимальной.
• Определять, следует ли изменить соотношение в ассортименте продукции, и если да, то как его изменить, для того чтобы добиться максимальной прибыльности; избегать принятия таких решений относительно одного вида продукции, которые могут отрицательно сказаться на рентабельности других.
• Анализировать изменения запасов и эффективно использовать оборотные средства.
• Понимать, когда тот или иной компонент рационально покупать, а не производить самим.
• Руководить процессом назначения внутренних цен, по которым подразделения в рамках одного предприятия продают друг другу свою продукцию и услуги, чтобы у них был стимул для сокращения своих затрат.
• Создать эффективно работающее финансовое управление предприятия.
• Разработать логичную и четкую систему финансового планирования.
Эта книга также поможет руководителям предприятий понять ту ключевую роль, которую управленческий учет и финансовое планирование играют в принятии эффективных решений любого уровня.
* * *
При составлении этой книги авторы выбирали те вопросы, которые обычно встают перед руководителями российских
/ИсКаяу Л
Camfwy

^2 Анализ прибыльности продукции
предприятий и могут иметь значительное влияние на эффективность работы компании. Здесь рассматриваются вопросы, для понимания которых достаточно материала, изложенного в этой книге, и дополнительных знаний из других областей теории управления не потребуется.
В этой книге предпринята попытка сделать то, чего нельзя найти в западных учебниках по учету и анализу, часто превосходных. Здесь вопросы рассматриваются в контексте российского предприятия, причем в том виде, как они предстают перед его руководителями сегодня.
В связи с этим материал представлен в виде случая из практики: молодой выпускник бизнес-школы Александр Рублев начинает работать заместителем финансового директора многоотраслевого российского предприятия. Вместе с Рублевым читатель сталкивается с целым рядом проблем, непосредственно касающихся учета и анализа: затраты распределяются неправильно, денежных средств не хватает, производственные мощности загружены не полностью, неправильные внутренние цены искажают отчетные данные, решения по цено- образованию неспособны привести к увеличению выручки и прибыли.
В отличие от традиционного использования "случаев из практики" (соде
study) в бизнес-школах в нашей книге поэтапно предлагаются и возможные решения поставленных проблем. В ней также даются ответы на некоторые критические замечания, которые могут возникнуть у руководителей российских предприятий.
В книге рассматриваются не все проблемы из области управленческого учета и анализа, которые встают перед руководителями компаний.
Предлагаемые решения также не исчерпывают возможностей, имеющихся у руководителей предприятий. Авторы настоятельно рекомендуют читателю внимательно изучить и другую литературу по управленческому учету, список которой приводится в конце книги.
Многие из представленных в книге концепций и методов применялись авторами в своей консультационной практике как в России, так и на
Западе. Но в то же время необходимо подчеркнуть, что все данные по отрасли и рынку вымышленные. Предоставление точной действительной информации о рынке и продукции не является целью этой книги.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов


связь с админом