Главная страница

Методичка. Руководство к практическим занятиям по общей химии для студентов медицинского факультета


Скачать 1.63 Mb.
НазваниеРуководство к практическим занятиям по общей химии для студентов медицинского факультета
АнкорМетодичка.doc
Дата15.12.2016
Размер1.63 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodichka.doc
ТипРуководство
#3353
страница1 из 14
Каталог

С этим файлом связано 41973 файл(ов). Среди них: и ещё 41963 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Белгородский государственный университет
Кафедра физической, коллоидной и органической химии

Глухарева Н.А., Перистая Л.Ф., Колесникова Е.Н.

РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ОБЩЕЙ ХИМИИ
для студентов медицинского факультета


Белгород 2007

ББК


Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Белгородского государственного университета


Авторы: кандидат химических наук, доцент Н.А. Глухарева

доцент Л.Ф. Перистая

ассистент Е.Н. Колесникова


Рецензенты:

доцент БСХА, к.п.н. Н.А. Чуйкова;
доцент кафедры медико-биологических дисциплин БелГУ, к.м.н. В.Г. Нестеров

Руководство к практическим занятиям по общей химии (для студентов медицинского факультета)

Руководство к практическим занятиям по общей химии соответствует программе курса общей химии для студентов специальностей 060101 – лечебное дело, 060103 – педиатрия и Положению об УМКД в БелГУ. Приводятся правила техники безопасности в химической лаборатории, рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям по общей химии, изложены методики выполнения лабораторных работ, приведены задачи для самостоятельного решения и примеры тестовых заданий.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие




Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ




Техника безопасности в химической лаборатории




Химическая посуда




ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Работа 1. Приготовление растворов. Титриметрический анализ.




Работа 2. Определение теплоты реакции нейтрализации.




Работа 3. Химия биогенных s- и p-элементов. Их биологическая роль и применение в медицине.




Работа 4. Химия биогенных d-элементов. Их биологическая роль и применение в медицине.




Работа 5. Осмос.




Работа 6. Измерение рН растворов потенциометрическим методом. Потенциометрическое титрование.




Работа 7. Определение константы скорости химической реакции.




Работа 8. Адсорбция уксусной кислоты на поверхности активированного угля.




Работа 9. Получение золя гидроксида железа (III). Коагуляция.




Работа 10. Электрические свойства коллоидных систем.










Задачи для подготовки к семинарским занятиям и контрольным работам




Тестовые задания для самоконтроля




Список использованной литературы




Приложение




ПРЕДИСЛОВИЕ
Общая химия – фундаментальная дисциплина, входящая в учебный план подготовки врачей. Программа курса включает избранные главы неорганической, физической, коллоидной и аналитической химии, которые имеют существенное значение для формирования естественно-научного мышления специалистов медицинского профиля.

Цель курса – формирование системных знаний, которые необходимы студентам для понимания физико-химической сущности и механизма процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровне, для выполнения простейших химических расчетов и анализов, формирование умений выполнять расчеты параметров процессов для более полного понимания функций отдельных систем и организма в целом, а также его взаимодействия с окружающей средой.

Преподавание общей химии ставит следующие задачи:

  • Формирование у студентов научного мышления.

  • Формирование умений и навыков для решения проблемных и ситуационных задач.

  • Овладение основными методами физико-химических расчетов.

  • Приобретение умений и навыков работы с измерительными приборами, постановки и проведения эксперимента, математической обработки экспериментальных данных.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  1. Термодинамические и кинетические закономерности протекания химических и биохимических процессов, факторы, влияющие на смещение равновесия в биохимических системах, различные виды гомеостаза.

  2. Основные свойства растворов.

  3. Основные типы равновесий и процессов жизнедеятельности, механизмы действия буферных систем организма.

  4. Роль биогенных элементов и их соединений в живых организмах. Элементы-токсиканты окружающей среды.

  5. Физико-химические основы поверхностных явлений и особенности физико-химии дисперсных систем.

Студент должен уметь:

  1. Решать практические типовые задачи и ситуационные задачи, опираясь на теоретические положения, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живых организмах.

  2. Проводить физико-химические расчеты и прогнозировать результаты физико-химических процессов, протекающих в живых системах.

  3. Правильно обращаться с химическими реактивами, химической посудой и оборудованием, работать с электрическими и нагревательными приборами.

  4. Выполнять основные виды химического анализа.

  5. Производить физико-химические измерения, характеризующие свойства растворов, смесей и других объектов.

  6. Представлять результаты анализа и данные экспериментальных исследований в виде таблиц и графиков.

  7. Использовать справочные данные и библиографию по той или иной проблеме.

Курс общей химии для студентов медицинского факультета (специальности «лечебное дело» и «педиатрия») преподается на 1 курсе и включает лекции (60 часов) и лабораторные занятия (70 часов). Изучение дисциплины заканчивается экзаменом во втором семестре.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Подготовка к выполнению лабораторной работы

Подготовка к выполнению лабораторной работы (домашняя работа) включает следующие этапы:

  1. Проработать по конспектам лекций или учебникам соответствующий теоретический материал, имеющий непосредственное отношение к теме лабораторной работы. Теоретические основы каждой работы изложены кратко в настоящем пособии.

  2. Ознакомиться с методикой выполнения эксперимента, т.е. с описанием опытов, схемами приборов и установок для выполнения работы.

  3. Подготовить лабораторный журнал (тетрадь). Записать заголовок «Лабораторная работа», на следующей строке – название лабораторной работы. Составить краткий конспект в лабораторном журнале. Необходимо выписать главные определения, формулы с указанием всех обозначений и единиц измерения, затем привести перечень необходимых реактивов, посуды и оборудования, описать методику выполнения работы. Переписывать весь текст работы из пособия не следует.


Выполнение лабораторной работы на занятии

  1. После собеседования получить у преподавателя допуск к выполнению лабораторной работы.

  2. Ознакомиться с лабораторной работой на рабочем месте (техникой безопасности, оборудованием, приборами, установкой и т.п.).

  3. Выполнить все опыты в соответствии с методикой. Если при выполнении эксперимента возникают затруднения или вопросы, необходимо обязательно обратиться за помощью к преподавателю или лаборанту.

  4. Все результаты и наблюдения аккуратно записать в рабочем журнале. При этом следует указывать всю важную информацию, например, названия, формулы используемых веществ, концентрации растворов, температуру, где это необходимо, и т.д. Записывать результаты на отдельных листках не разрешается.

  5. Произвести расчеты по экспериментальным данным, если это требуется.

  6. Получить у преподавателя письменное подтверждение, что работа выполнена верно. В случае получения неправильных результатов работу нужно переделать.


Оформление работы

Если время позволяет, то выполнить эту часть лабораторной работы можно на занятии после выполнения эксперимента. Если же по какой-либо причине времени не хватило, оформить работу можно дома.

  1. В лабораторном журнале написать уравнения химических реакций с коэффициентами. Если требуется, записать уравнения в ионном виде.

  2. Оформить всю расчетную часть: сделать вычисления по формулам, составить таблицы, построить графики. При выполнении расчетов необходимо указать единицы измерения величин.

  3. Графики следует строить на миллиметровой бумаге карандашом. Обязательно указать, какие величины отложены по осям координат. Каждый график должен иметь краткое название. Масштаб следует выбрать так, чтобы его было удобно читать и чтобы из графика можно было извлечь максимум полезной информации. При нанесении экспериментальных точек на график не следует на осях указывать конкретные численные значения переменных. Линию зависимости (прямую или кривую) проводят между точками насколько возможно близко ко всем нанесенным точкам, число точек по обе стороны линии должно быть почти одинаково.

После согласования с преподавателем, график аккуратно приклеивается в соответствующем месте лабораторного журнала.

  1. Сделать выводы. Вывод должен быть четким, конкретным и соответствовать цели лабораторной работы (содержать конкретный численный результат или выявленную закономерность). Например, «адсорбция уксусной кислоты на активированном угле описывается уравнением Фрейндлиха », а не так: «при выполнении лабораторной работы я ознакомился с адсорбцией уксусной кислоты».


Защита лабораторной работы

Под защитой лабораторной работы подразумевается:

  1. Представление преподавателю своего лабораторного журнала (тетради) с полностью оформленной работой и проверка ее преподавателем.

  2. Собеседование с преподавателем по теории и методике эксперимента, а также ответы на контрольные вопросы в конце каждой лабораторной работы. Если среди контрольных заданий есть задачи, то они должны быть выполнены в письменной форме в тетради.

Сдать работу преподавателю (т.е. защитить ее на оценку) можно на том же занятии, на котором она выполнялась. Если оформление работы требует дополнительного времени (например, в ней есть большая графическая часть), то защита выполненной лабораторной работы проводится на следующем занятии.

При подготовке лабораторной работы к защите следует повторить соответствующие разделы по конспекту лекций и учебнику.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Работа в химической лаборатории неизбежно связана с рядом опасных и вредных факторов. Для обеспечения безопасности людей необходимо соблюдать определенные правила. Неумелое или небрежное обращение с химическими реактивами и оборудованием может привести к несчастному случаю.

Химическая лаборатория оборудована специальными рабочими столами, шкафами и полками для реактивов, посуды, растворов. Для работы с ядовитыми летучими веществами имеются вытяжные шкафы. Лаборатория снабжена водопроводом и канализацией.

Мебель и оборудование располагаются так, чтобы проходы между столами и выход из лаборатории были всегда свободными для обеспечения возможности быстрой эвакуации людей в экстренных случаях.

В химической лаборатории обязательно имеются средства противопожарной безопасности, а также аптечка для оказания первой помощи.
Общие правила поведения в лаборатории

  1. Лабораторные работы выполняются студентами во время, предусмотренное расписанием занятий. Категорически запрещается работать в лаборатории в неустановленное время без разрешения преподавателя.

  2. В лаборатории никогда нельзя работать одному.

  3. Запрещается посещение студентов, работающих в лаборатории, посторонними лицами, а также отвлечение студентов посторонними работами и разговорами.

  4. В лаборатории необходимо соблюдать порядок и тишину. Шум и посторонние разговоры отвлекают внимание и могут привести к ошибкам в работе.

  5. Нельзя находиться в лаборатории в верхней одежде. Следует работать обязательно в халате, застегивающемся спереди, иметь при себе полотенце. Студенты без халата к выполнению работ не допускаются.

  6. Категорически запрещается принимать пищу, пить воду в лаборатории.

  7. Запрещается проводить какие-либо опыты, не предусмотренные программой практикума, приносить свои реактивы, выносить реактивы из лаборатории.

  8. К выполнению лабораторной работы можно приступать после тщательного изучения методики и правил работы с приборами.

  9. На рабочем столе должны находиться необходимые реактивы, оборудование и посуда, рабочий журнал. Поверхность стола должна быть чистой и сухой. Не следует загромождать стол посторонними предметами, ставить на него портфели, сумки и т.д.

  10. Во время работы не следует спешить и суетиться. Торопливость, беспорядочность и неряшливость приводят к неудачам в работе, а иногда и к несчастным случаям. Если при выполнении работы возникают какие-либо затруднения, нужно обратиться за советом к лаборанту или преподавателю.

  11. При выполнении лабораторной работы все операции необходимо выполнять над столом.

  12. После окончания работы следует вымыть посуду, отключить электроприборы, выключить воду, привести в порядок рабочее место и сдать его лаборанту. Бумагу, использованные фильтры, мусор, осколки разбившейся посуды необходимо выбрасывать в мусорное ведро, ни в коем случае не в раковину. О случаях нарушения порядка (разбита посуда, испорчены реактивы и т.п.) необходимо сообщить преподавателю или лаборанту.


Правила работы с химическими реактивами

Химические реактивы хранят чаще всего в стеклянной реактивной таре – склянках (с узким горлышком) для жидкостей и банках (с широким горлом) для твердых веществ. Склянки и банки с реактивами должны быть обязательно закрыты и снабжены этикетками с указанием названия, химической формулы вещества и необходимой информации, например, концентрация растворов, содержание основного вещества и т.д. Условия хранения реактивов зависят от их свойств. Непосредственно в лаборатории хранят в небольших количествах реактивы, необходимые для текущей работы. Основное место хранения – сухой, проветриваемый склад. Недопустимо хранить рядом реактивы, которые могут реагировать между собой, например, концентрированные растворы аммиака и летучих кислот. Летучие реактивы (эфир, бром, концентрированный аммиак, соляная и азотная кислоты) хранят в сосудах с тщательной герметизацией.

В лаборатории банки и склянки с реактивами хранят в специальном шкафу. Ядовитые, летучие и огнеопасные вещества в количествах, необходимых для работы в течение рабочего дня, ставят в вытяжной шкаф. Склянки с растворами веществ, не разлагающихся под действием света, можно ставить на открытые полки.

При работе с химическими реактивами необходимо соблюдать ряд правил. Несоблюдение их может привести к отравлениям, ожогам, повреждениям глаз, дыхательных путей и другим нежелательным последствиям (порче оборудования, одежды, личных вещей).

  1. Ни в коем случае нельзя пробовать реактивы на вкус.

  2. Нюхать реактивы следует только в случае необходимости и очень осторожно.

  3. Недопустимо брать твердые реактивы руками. Следует пользоваться чистым и сухим шпателем. Реактив, случайно просыпавшийся на стол, неизбежно загрязняется, его нельзя высыпать обратно в банку.

  4. Жидкие реактивы, например различные растворы, переливают, пользуясь воронкой.

  5. Реактивы следует расходовать экономно.

  6. Нельзя путать пробки и крышки от склянок и банок, так как это ведет к загрязнению реактивов.

  7. Опыты с едкими, ядовитыми, сильно пахнущими веществами проводят в вытяжном шкафу.

Особого внимания требует работа с концентрированными растворами кислот и щелочей, которые могут вызывать тяжелые, плохо заживающие химические ожоги. Такую же опасность представляют некоторые растворы, например, хромовая смесь, в состав которой входит концентрированная серная кислота.

  1. Если концентрированная кислота прольется на пол, ее тут же следует засыпать песком, собрать его и вынести из помещения, облитое место обработать раствором соды.

  2. Концентрированные растворы кислот запрещается выливать в раковину. Отработанные кислоты разбавляют, нейтрализуют содой, нейтральные растворы можно затем сливать в канализацию.

  3. Во избежание разбрызгивания растворы кислот и щелочей наливают, располагая склянку непосредственно над сосудом. При наливании растворов пользуются воронкой. При случайном разливе растворов на стол их необходимо сразу убрать.

  4. При отборе проб растворов кислот и щелочей их следует набирать в пипетку с помощью груши.

  5. При попадании кислот на руки, лицо, одежду их смывают проточной водой в течение 15 мин, затем пораженное место обрабатывают 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия (питьевая сода). При попадании растворов щелочей пораженное место также промывают большим количеством воды, а затем обрабатывают 2% раствором борной или уксусной кислоты.

  6. В случае попадания кислоты в глаза после промывания водой в течение 10-15 мин продолжают промывание 2% раствором гидрокарбоната натрия.

Особенно опасны ожоги глаз щелочью, так как после них остаются рубцы на роговице. При попадании щелочи в глаза необходимо промыть их водой в течение 10-15 мин водой, а затем рекомендуется продолжить промывание физиологическим раствором в течение 30-60 мин.

При поражении глаз химическими веществами после тщательного промывания следует немедленно обратиться к врачу.
Работа со стеклянной посудой и приборами

Работа со стеклом требует внимания, определенных навыков и выполнения ряда правил. При неправильном обращении со стеклянной химической посудой возможны порезы рук.

  1. Для работы используют только чистую посуду без трещин и других повреждений.

  2. Со стеклянной посудой и приборами (в том числе и термометрами) нужно обращаться бережно, не класть на край стола, не задевать локтями, рукавами халата.

  3. При сборке приборов, при укреплении колб и бюреток в штативе, пробирок в пробиркодержателе и других операциях не следует применять больших усилий.

  4. Если возникают затруднения при открывании притертой пробки, надо, обернув горлышко колбы полотенцем, попытаться открыть, осторожно покачивая пробку. Можно осторожно постучать по горлышку, немного нагреть его теплым полотенцем.

  5. Нагревать на электроплитке можно только термостойкие стаканы и колбы, проследив предварительно, чтобы внешняя поверхность сосуда была сухой.

  6. Если разбился стеклянный предмет, следует немедленно собрать осколки стекла со стола и пола.

  7. В случае небольшого пореза надо осмотреть рану (удалить осколки), промыть ее и обработать 3%-ным раствором перекиси водорода или смазать края 3%-м спиртовым раствором иода и забинтовать. При более серьезных порезах первую помощь оказывает лаборант или преподаватель.

  8. После окончания работы посуду необходимо тщательно вымыть и сполоснуть дистиллированной водой. Следует мыть посуду после окончания работы, а не перед началом!


Работа с ртутными термометрами

В химической лаборатории применяются ртутные и спиртовые термометры. Особенно внимательно следует работать с ртутными термометрами и в частности с термометром Бекмана, резервуар которого содержит большое количество ртути. Все операции с термометром Бекмана следует проводить над специальным подносом, так чтобы ртуть можно было легко собрать, если термометр случайно разобьется.

Ртуть – чрезвычайно подвижная жидкость. Если разбивается термометр, то мельчайшие шарики ртути раскатываются по всему помещению, попадая в самые незначительные щели и труднодоступные места. Пролитую ртуть очень трудно собрать полностью. Даже небольшие ее количества, оставшиеся в щелях в виде мелких, часто невидимых невооруженным глазом капель, интенсивно испаряются и быстро создают в замкнутом помещении опасные для здоровья работающих концентрации паров.

Пары металлической ртути, как и большинство ее химических соединений, обладают чрезвычайно высокой токсичностью. Даже в концентрациях, в сотни и тысячи раз превышающих предельно допустимую, пары ртути не обладают запахом или цветом, не оказывают немедленного раздражающего действия. Достаточно в небольшом помещении разбить всего один ртутный термометр и не провести тщательную демеркуризацию, чтобы работающие в этом помещении с течением времени получили ртутное отравление.

В случае, если ртуть оказалась пролитой на мебель, приборы и на пол, следует немедленно прекратить работы и приступить к ее уборке, которая включает следующие действия.

  1. Собрать видимые капли ртути в специальную склянку с помощью резиновой груши или ватным тампоном, смазанным гидрофобной смазкой (маслом).

  2. Собранную ртуть не выливать в канализацию!

  3. Место разлива обработать 20%-ным раствором хлорида железа (III), оставить до полного высыхания.

  4. Через 1-2 суток поверхность тщательно вымыть раствором моющего средства, а затем чистой водой.


Техника безопасности при работе с электроприборами

Прикосновение человека к электроприборам и электрическим проводам, находящимся под напряжением, сопровождается прохождением тока через определенные части тела. Степень поражения электрическим током определяется силой тока. Степень поражения зависит от напряжения и в значительной степени от сопротивления тела человека и сопротивления изоляции. Чем выше напряжение и меньше сопротивление, тем больше сила тока и тем сильнее поражающее действие электрического тока. Сопротивление тела человека снижается при работе во влажной атмосфере. Особенно опасно, когда у работающего мокрая обувь, одежда, руки и т.д.

Различают следующие основные виды поражения организма электрическим током:

  1. Электрическая травма. Выражается в расстройстве сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые приводят к спазмам диафрагмы, сердечной мышцы, судорогам, потере сознания.

  2. Электрический удар. Представляет собой возбуждение живых тканей проходящим через организм током.

  3. Электрический шок. Заключается в расстройстве центральной нервной системы под действием тока. Происходят нарушение функций кровеносной системы, обмена веществ и даже нервно-психические расстройства.

  4. Электрические ожоги. Это разновидность электротравм, которая возникает при контакте с токоведущими частями либо при воздействии электрической дуги. Наиболее тяжелый случай, когда возникает электрическая дуга между токоведущей частью электроприбора и телом человека. При этом могут происходить ожоги внутренних органов.

  5. Электрические знаки. Образуются при унесении током частичек материалы проводника. При этом кожа уплотняется, и в ее порах откладываются частички материала (металла).

При одной и той же силе тока следует учитывать и другие факторы:

  1. Род тока. До напряжения порядка 300 В постоянный ток безопасней переменного. При напряжении выше 300 В постоянный ток становится более опасным.

  2. Продолжительность воздействия тока. Чем дольше тело человека находится под напряжением, тем больше изменений происходит в организме, в частности, происходит снижение сопротивления кожи и, следовательно, увеличивается сила тока. Сопротивление кожи становится минимальным, если она повреждена или увлажнена.

  3. Путь тока в организме человека. Если ток проходит кратчайшим путем и не затрагивает жизненно-важных органов (например, вдоль ладони руки), то поражение будет минимальным. Если же ток проходит, например от одной руки к другой и затрагивает спинной мозг, сердце, органы дыхания и т.д. – поражение становится максимальным.

  4. Частота тока. Частота переменного тока в электрических сетях составляет 50 Гц. С ростом частоты поражающий фактор медленно и незначительно уменьшается. Практически безвреден ток частотой более 50 кГц, но при этом мощность такого тока должна быть небольшой. Такие токи вызывают только нагревание внутренних органов. Это явление используется в физиотерапии.


В химических лабораториях безопасное для жизни напряжение не превышает 12 В.

Меры безопасности при работе с электроприборами.

  1. В лаборатории должен быть общий рубильник для включения и выключения внутрилабораторной сети.

  2. В лаборатории следует использовать приборы заводского изготовления. При их эксплуатации необходимо руководствоваться паспортом и инструкцией завода изготовителя.

  3. Электроприборы в лаборатории должны быть обязательно заземлены. Целостность заземления проверяется лаборантом.

  4. Не следует пользоваться неисправными приборами, приборами с нарушенной изоляцией, с расшатанными штепсельными вилками.

  5. Электрические приборы (особенно электронагревательные) нельзя оставлять без присмотра.

  6. Все электронагревательные приборы независимо от мощности должны иметь достаточную тепловую изоляцию со всех сторон.


НЕЛЬЗЯ:

  • Браться мокрыми руками за штепсельные вилки.

  • Подвергать электроприборы и провода воздействию влаги.

Первая помощь при поражении электрическим током.

    1. Обесточить пострадавшего. Для этого следует отключить общий рубильник или данную установку. Если это невозможно, то, используют сухую одежду, палку и т.д., чтобы обесточить пострадавшего.

    2. Если пострадавший в сознании, ему необходимо обеспечить покой до прибытия врача. При бессознательном состоянии оказать первую помощь (уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт, обрызгать водой и согревать тело, делать искусственное дыхание).


Основные правила противопожарной безопасности

Причинами возникновения пожара в лаборатории могут быть неисправность электропроводки, электроприборов, неправильное обращение с горючими и взрывоопасными веществами. Особая осторожность необходима при работе с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ) – эфиром, ацетоном, толуолом, бензином и т.д. В частности, диэтиловый (серный) эфир, легко испаряясь, образует с воздухом взрывоопасные смеси.

Для предотвращения возможности возгорания необходимо внимательно следить за тем, чтобы вблизи нагревательных приборов и особенно вблизи открытого пламени не находились ЛВЖ, чтобы с нагретой поверхностью электроплитки и с открытым пламенем не соприкасались резиновые шланги, бумага, полотенце, рукава халата, длинные волосы (они должны быть обязательно подобраны).

При возникновении пожара необходимо немедленно, но без паники

  • громко оповестить работающих в лаборатории;

  • выключить электроприборы;

  • убрать от огня все горючие вещества и склянки с горючими жидкостями;

  • спокойно, но быстро приступить к тушению пожара.

Во многих случаях очаг возгорания нельзя заливать водой (горящие органические жидкости, смеси, содержащие металлический натрий, кальций, электропроводка). Очаг можно засыпать песком, который обязательно имеется в лаборатории. Помните, песок – самое надежное и простое средство тушения пожара. В ряде случаев можно использовать асбестовое одеяло. Большие очаги пожара ликвидируют с помощью углекислотного огнетушителя.

При возгорании одежды нельзя бегать по комнате. Чтобы ограничить доступ воздуха к загоревшейся одежде, надо немедленно набросить на пострадавшего асбестовое одеяло, халат и т.п. Можно потушить пламя, перекатываясь по полу.

ХИМИЧЕСКАЯ ПОСУДА

В лаборатории используется стеклянная, фарфоровая, металлическая посуда. Наиболее часто опыты проводят в стеклянной посуде.

Стеклянная химическая посуда условно делится на три группы: посуда общего назначения, мерная посуда, специальная посуда.

Посуда общего назначения используется для самых разнообразных целей. Изготавливается она из обычного и термостойкого стекла.

Пробирки (рис. 1) служат для проведения опытов с небольшими количествами веществ. Обычная лабораторная пробирка имеет размеры 15150 мм и емкость около 20 мл. При проведении опыта не следует заполнять пробирку более чем на 1/3 объема. Перемешивают реактивы в пробирке легким встряхиванием, постукивая по ней. Нельзя перемешивать вещества резким встряхиванием, закрыв отверстие пробирки пальцем. Нагревают жидкость в пробирке на водяной бане или на открытом пламени, закрепив ее в пробиркодержателе. При этом нагревают не дно пробирки, а сначала верхнюю часть жидкости, затем прогревают всю пробирку. Пробирку держат отверстием от себя и от работающих рядом, чтобы в случае внезапного выброса горячей жидкости она ни на кого не попала.

Химические стаканы (рис. 2) – тонкостенные сосуды цилиндрической формы. Они предназначены для выполнения различных операций – приготовления растворов, проведения некоторых химических реакций и т.д. Химические стаканы изготавливаются в соответствии с ГОСТ, емкость их бывает различной – от 50 мл до 2 л. Различаются они и по форме (высокие и низкие, с носиком и без носика).

Плоскодонные и конические колбы (рис. 3) применяются для самых различных работ (приготовление растворов, фильтрование и т.д.). Небольшие конические колбы, иначе называемые колбами Эрленмейера, применяются для титрования. Емкость плоскодонных конических колб может быть различной – от 25 мл до 5 л. Изготавливают разнообразные колбы: с узким и широким горлом, с обычным цилиндрическим горлом и с отогнутыми краями, а также со специальным пришлифованным горлом. Такие колбы герметично закрываются специальными пробками стандартных размеров. Если колба изготовлена из термостойкого стекла, на ней имеется соответствующее обозначение: ТС, матовый прямоугольник или кружок.

Круглодонные колбы (рис. 4) предназначены для проведения синтезов, могут использоваться при перегонке жидкостей. Они могут иметь одно, два, три, реже четыре горла стандартных размеров. Как правило, одно из них более широкое, остальные узкие.

Химические воронки (рис. 5) различной емкости используются для переливания жидкостей, для фильтрования. Угол воронки чаще всего составляет 60. Хвостовая часть воронки имеет косой срез, необходимый для того, чтобы переливаемая жидкость стекала по стенке сосуда и не разбрызгивалась.

Эксикаторы (рис. 6) используются для сохранения химических веществ в сухой атмосфере. Эксикатор представляет собой толстостенный стеклянный сосуд с широкой притертой крышкой. На дно эксикатора помещают влагопоглощающее вещество, например прокаленный хлорид кальция. Сверху кладут фарфоровую решетку, на которую ставятся чашки или бюксы с веществами. Эксикатор герметично закрывается крышкой. Герметичность обеспечивается специальной смазкой, которая наносится на пришлифованные поверхности. Крышку открывают, перемещая ее в горизонтальном направлении. Эксикатор переносят, придерживая крышку.

Капельницы (рис. 7) предназначены для работы с индикаторами.

Мерная посуда применяется для измерения объемов жидкостей. Она калибрована, т.е. имеет метку, отмечающую определенный объем жидкости. Калибрование точной мерной посуды производят при температуре 20С, что указывается на посуде. Отклонение температуры на  5С не вызывает значительного изменения объема. Поэтому с мерной посудой работают при температуре, отличающейся в указанных пределах от той, при которой производилась калибровка. В случае необходимости делают соответствующий пересчет.

Если мерная посуда, кроме метки, отмечающей общий объем, имеет еще метки, которые делят общий объем на части, то такая посуда называется градуированной. При работе с градуированной посудой необходимо установить цену деления.

Мерные (измерительные) цилиндры, мензурки позволяют грубо измерить объем жидкостей. Для точного измерения предназначены мерные колбы, бюретки, пипетки.

Для правильного измерения объема жидкости мерную посуду наполняют ею так, чтобы мениск касался метки, при этом глаз должен находиться на уровне метки. Уровень смачивающих стекло прозрачных жидкостей (воды, водных растворов, спирта) устанавливают по нижнему краю вогнутого мениска, а для непрозрачных и темноокрашенных – по верхнему краю.

Мерные цилиндры и мензурки (рис. 8) используют при приготовлении растворов. Мензурки в отличие от мерных цилиндров имеют коническую форму. Емкость мерных цилиндров от 10 мл до 2 л, мензурок – от 50 до 500 мл. Измерение объемов жидкостей при помощи мензурок дает меньшую точность.

Мерные колбы (рис. 9) предназначены для приготовления растворов точной концентрации. Это мерная посуда на наливание, они имеют одну метку на длинном узком горлышке. Мерные колбы бывают различной емкости – от 50 мл до 2 л. Они бывают с притертой пробкой и без нее.

Пипетки и бюретки (рис. 10) – это мерная посуда, используемая при проведении химического анализа. Пипетки предназначены для отбора точных объемов анализируемых растворов. Бюретки используются для титрования (см. работу 1).

Фарфоровая химическая посуда также довольно часто используется при выполнении химического эксперимента.

Выпарная (выпарительная) чашка (рис. 11) – круглодонная тонкостенная емкость с носиком или без. Применяется для упаривания и выпаривания растворов.

Ступка (рис. 12) – толстостенная фарфоровая посуда. Нижняя внешняя поверхность ступки плоская, а внутренняя – сферическая. Ступки используют для измельчения и растирания твердых веществ с помощью пестика.

Тигли (рис. 13) применяются для прокаливания веществ. Они бывают различной емкости от 2 мл до 100 мл.

В лаборатории также применяются фарфоровые стаканы, кружки и т.д.




Рис. 8. Мерный цилиндр



ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом