Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Цветоведенье. С. И. Абишева учебное пособие


Скачать 40.79 Mb.
НазваниеС. И. Абишева учебное пособие
АнкорЦветоведенье.doc
Дата02.10.2017
Размер40.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦветоведенье.doc
ТипУчебное пособие
#23658
страница8 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» нервная система человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению нервной системы.


Взаимосвязь между цветом и центральной нервной системой человека представляет более сложную картину. Благодаря определенным отделам центральной нервной системы, у человека формируются цветовые ощущения и более сложные формы обработки информации. Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса центральной нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития (В.Е. Демидов — 1987 г.).

Естественные науки накопили большой экспериментальный материал о психофизиологическом влиянии цвета на человеческий организм, в котором говорится о взаимосвязи восприятия цвета с ощущением звука, вкуса и обоняния. Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога — проф. С.В. Кравкова. Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса вегетативной нервной системы и на цветовое зрение. Так, С. В. Кравков1 установил зависимость цветового зрения от разнородных непрямых раздражителей: слуховых, обонятельных, вкусовых и температурных. Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов.

Эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением человека или безразличием, или негативной оценкой. Эти свойства дают возможность использовать психодиагностический учет цветовых отношений. Так, например, М. Люшером был разработан так называемый «глубинный» тест, который выявляет неосознанное предпочтение того или иного цвета, основанный на том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности, то есть, наиболее ярко выраженные личностные особенности 2.

Для понимания значения цвета и формы в человеческих эмоциях в психодиагностике применяются прожективные тесты, в которых используется изобразительный материал. Изображение обычно бывает многозначным по сюжету, формальным характеристикам и допускает не одну интерпретацию. Способ интерпретации человеком изображения рассматривается как проекция особенностей личности. Для этих целей используется тест Роршаха, являющийся «чистым» тестом восприятия. Он выявляет ряд конкретных свойств личности, в том числе в качестве одного из немногих тестов оценивает степень развитости эстетического отношения к действительности 1. Большей частью тесты демонстрируют роль цветовых и формальных характеристик восприятия в отношении личности к миру, взятом в его целостности и являются инструментом исследования взаимодействия личности и социальной среды. Из этого следует, что и физическое, и психическое воздействие цвета во многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека.

В свое время В. В. Кандинский 2 также предложил двоякое воздействие цвета на человека - физическое и эмоциональное воздействие отдельных цветов. Последнее заключается в теории соответствия цвета определенной форме и звуку, динамику (расширение и сжатие), вызываемую цветом и многие другие психологические и эстетические аспекты живописи, но, главное, он говорил о духовном предназначении искусства. Согласно классификации цветов по психологическому воздействию на человека, цвет способен успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, преодолеть отрицательные стрессы, а также становится одним из источников здоровья человека.

Находящиеся изолировано, основные цвета не вызывают у зрителя ни отрицательных, ни положительных эмоций, и только в соседстве с другими цветами, то есть, в контексте произведения искусства, возникает «ощущение» цвета, как стремление неравновесного оттенка к гармонии с преобладающим цветом, отсюда возникает понятие «холодных» или «теплых» цветов.

Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Исследования цветовых ощущений показали, что существуют две группы людей, характеризующихся разными склонностями в выборе цвета: группа любителей теплых тонов (длинноволновая часть спектра) и группа, предпочитающая холодные тона (коротковолновая часть спектра) и оттенки небольшой насыщенности. Для двух разных психологических типов людей характерно предпочтение двух различных частей цветового спектра. Для экстравертов, которых отличает стремление к контакту со зрительно воспринимаемым миром, характерно предпочтение теплых цветов, для интровертов, большей частью погруженных в себя, холодных цветов.

Цветовые предпочтения людей, являясь отражением уровня развития цветовой культуры, во многом обусловлены психическими особенностями личности и представляют собой особый предмет для исследования. Эмоциональное воздействие цвета на человека также связано со многими факторами, один из которых может преобладать над другим или действовать совместно с ними. Этими факторами являются непосредственное физиологическое действие цвета, при котором происходит дифференциация и оценка цветовых ощущений в случае достаточно развитого цветового зрения, и ассоциации, присущие этому цвету, вызванные зачастую духовным содержанием определенной эпохи. При этом неверно считать эмоциональный характер каждого цвета всеобщим и обязательным, так как он определяется конкретной социальной, национальной, культурной и исторической средой.

7.3 Контраст
Контраст (от французского «соntraste») - резко выраженная противоположность. Контраст - сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению. Контраст - мера индукции, т.е. мера различия цветов. Контрасты разделяются на два вида: ахроматические и хроматические (цветовые).

Темное пятно рядом со светлым представляется еще более темным, и наоборот, светлое от соседства с темным как бы светлеет (ахроматический контраст).

Если расположить рядом два дополнительных цвета, их цветовая насыщенность будет более интенсивна (хроматический контраст).

Рисунок 7.3 – Ахроматический и хроматический контрасты
Одновременный цветовой контраст. Этот контраст возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического цвета с ахроматическим, в результате чего происходит видимое изменение цветового тона, сопровождающееся одновременным изменением его светлоты и насыщенности.

Изменение цветового тона зависит от следующих причин:

  • разницы светлот сопоставляемых цветовых тонов. Одновременный цветовой контраст наиболее заметен при приблизительном равенстве светлот сопоставляемых цветов или в том случае, когда фон темнее объекта, расположенного на нём;

  • насыщенности сопоставляемых цветовых тонов;

  • размеров площадей реагирующих тонов.

При сопоставлении холодных цветов возникает более сильный контраст, чем при сопоставлении тёплых, и что эффект контраста зависит от яркости и освещения. Слабое освещение повышает эффект контраста, а сильное уничтожает. При сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или тёмных) возникает больший эффект контраста, чем при сопоставлении насыщенных цветов. Контраст по насыщенности виден и при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. На чёрном или тёмно-сером фоне цветовой тон воспринимается менее насыщенным и, наоборот, на белом или светло-сером фоне - более насыщенным.

Рисунок 7.4 - Одновременный цветовой контраст
Пограничный контраст. Это явление возникает на границе двух смежных цветовых тонов. Например, жёлтый цвет на границе соприкосновения с красным цветом приобретает зеленоватый оттенок, а в отдалении от красного цвета эффект ослабевает.

Рисунок 7.5 – Пограничный цветовой контраст
На возникновение пограничного контраста влияет площадь реагирующего поля. Если площадь реагирующего поля мала по отношению к окружающему, пограничного контраста не возникает.

Явления пограничного цветового и светового контрастов возникают в том случае, если контрастирующие цвета расположены непосредственно друг около друга.

Последовательный контраст. Когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой, на последнем наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему, что объясняется остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цветового тона, т.к. цветовое и световое ощущения имеют длительность и продолжаются ещё некоторое время, а предыдущий цветовой тон уже исчез из поля зрения. Например, если перевести взгляд с ярко-красного предмета на серую поверхность, то возникает зеленоватый оттенок серого цвета.



Рисунок 7.6 – Последовательный контраст
Последовательный контраст может вызвать и воспроизведение формы предыдущего цветового тона. Однако, явления последовательного контраста возникают только при восприятии насыщенных цветов. Малонасыщенные цвета не вызывают последовательного контраста.


Контрольные вопросы


  1. Каково  взаимовлияние  света и цвета и их воздействие на психологическое состояние человека.

  2. Как проявляют себя контрасты: световой, цветовой, пограничный, последовательный?


Выполните задания

  1. Изобразить две композиции на выступающие и отступающие цвета

  2. Составить композицию на цветовые эмоциональные ассоциации. Например: покой, скука, тоска, веселье, оживление, возбуждение, страх, комизм, драматизм


Глава 8

ОБРАЗНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА

8.1 Символика цвета
Теория искусств рассматривает разнообразные методы символического осмысления цвета в художественных произведениях. Еще древние художники наделяли религиозным смыслом свои произведения, поскольку цвет может трактоваться как символ, намекающий на то, что порой не может быть показано, будь то образ бога, высших космических сил или потустороннего бытия. Символика цвета зачастую опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое — весна, пробуждение, надежда; синее — небо, чистота; желтое — солнце и жизнь: красное — огонь и кровь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями.

У истоков культуры цвет был равноценен слову, так как служил символом различных вещей и понятий, а наиболее устойчивыми цветовыми символами оказывались самые простые или основные цвета. Замечено, что роль цветовой символики в обществе пропорциональна доле мифологизма в его мышлении. По мере возрастания роли рационализма убывает и роль символики. В наше время цветовая символика сохраняет свои позиции в геральдике, функциональной окраске производственных объектов, в транспортной сигнализации и в сохранившихся бытовых ритуальных действиях.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы.

Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия «основной цвет» далеко не однозначно.

Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.

8.2 Исторический аспект отношения к цвету
Исторически выделяются следующие основные этапы развития цветового символизма:

    1. «космологический» (мифологический), включает в себя цветовую символику первобытных народов, древнего мира и античности (цвет как символ мировых сил, стихий и начал;

    2. «религиозный» (богословский), - от поздней античности до эпохи Возрождения (свет и цвет, как атрибуты божественного). И, наконец, третий - "социально-психологический",

    3. цветовая символика общественно-политических, социальных и индивидуально-психологических процессов и явлений - Ренессанс - двадцатый век.

Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.

С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д.

Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.

Наиболее важные значения черного - небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п. Черный считался цветом злого колдовства и ведовства.

Заключает триаду «основных» цветов для первобытных людей красный цвет. Сила - главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве магического средства. Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье.

В сочетании с белым цветом красный составляет так называемую "жизнеутверждающую пару", символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство.

В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. В Древней Индии «основные» цвета являлись символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания.

В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. В "Книге перемен" мы находим следующую систему цветовой символики (таблица 8.1), исходящую из принципов теории соответствий.
Таблица 8.1 - Система цветовой символики Древнего Китая


Цвет

Время

года

Стихия, предмет

Сторона света

Планета


Животное символ

Зеленый или

синий

Весна

Дерево

Восток

Юпитер

Дракон

Красный

Лето

Огонь

Юг

Марс

Феникс

Белый

Осень

Металл

Запад

Венера

Тигр

Черный

Зима

Вода

Север

Меркурий

Черепаха и змея

Желтый

Конец лета

Земля

Центр

Сатурн





Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Также в учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь - черный (синий).

Во многом сходный характер цветовой символики имеют древние народы Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта.

Одним из самых распространенных культов у народов, живших на этих территориях, был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца – огня.

Как и в Древней Индии, солнце почиталось верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был "солнечным" - светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов и т.д. Священным цветом почитался и красный. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей