Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Цветоведенье. С. И. Абишева учебное пособие


Скачать 40.79 Mb.
НазваниеС. И. Абишева учебное пособие
АнкорЦветоведенье.doc
Дата02.10.2017
Размер40.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦветоведенье.doc
ТипУчебное пособие
#23658
страница1 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


С.И. АБИШЕВА




учебное пособие







Министерство образования и науки Республики Казахстан



Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова
АБИШЕВА С.И.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

учебное пособие

Павлодар

УДК 7.017.4 (075.8)

ББК 85.128я73

А 15


Рекомендовано к изданию Ученым Советом ПГУ

им. С. Торайгырова


Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Бурдина Е.И.,

доктор архитектуры, профессор Сабитов А.Р.,

кандидат искусствоведения, доцент Юсупова А.К.
Абишева С.И.

А 15 Цветоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Абишева С.И. – Павлодар, 2009. –116 с., цв.ил.

ISBN 9965-573-17-4

Учебное пособие посвящено научно-теоретическому обоснованию содержания дисциплины «Цветоведение». Главное внимания уделяется основным принципам гармонизации цвета, выделены основные закономерности восприятия цвета, выявлена его специфика и определена взаимосвязь с практическим применением колористических знаний. Кроме того, в нем содержатся иллюстрации и примеры учебных работ студентов, отражающие основные положения теоретической части исследования.

Учебное пособие рассчитано на студентов специальностей 050421 «Дизайн», 050420 «Архитектура» и 050107 «Изобразительное искусство и черчение».

УДК 7.017.4 (075.8)

ББК 85.128я73
ISBN 9965-573-17-4

©Абишева С.И., 2009

©ПГУ им.С.Торайгырова, 2009
ВВЕДЕНИЕ

Цвет является объектом изучения во многих учебных дисциплинах, что подтверждает его практическую значимость. Кроме того, значительно возросшая значимость цвета как научного изучения в междисциплинарных исследованиях подтверждается появлением новых средств воспроизведения цвета и новых способов преобразования. Отсюда вытекает необходимость процесса поиска новых путей обучения цвету с учетом современных достижений науки.

В целях совершенствования содержания высшего образования, направленного на всестороннее и гармоничное развитие личности, педагогической задачей архитектурно-дизайнерского образовательного учреждения является необходимость развития потребности в творческом преобразовании действительности посредством цвета.

Основная цель курса цветоведения - изучить общие закономерности по теории сочетаний цветов и освоить их на практике, основные законы и правила построения цветофактурных композиций, развитие художественного вкуса, творческого мышления и фантазии, необходимых для дизайнера.

В задачи курса цветоведения входит получение профессиональных знаний и навыков колористического восприятия мира, освоение методики цветоведчески грамотной разработки колористического замысла и авторской композиции. В результате обучения будущий специалист должен знать теоретические основы, физические и психофизиологические особенности восприятия цвета, закономерности гармонизации цветоведения. Должен уметь грамотно создавать цветовые композиции по воображению, соотносить колористические данные объекта и передавать их в материале.

Практическая подготовленность художника-дизайнера в области цветоведения должно иметь диапазон от навыка в подборе нужного цвета до осознанного использования его эмоционально-психологического и эстетического воздействия на человека в процессе организации пространств.

Изучение цвета с помощью призм, вертушек, проекторов и других приборов слишком далеко от его профессионального труда, сопряженного с применением красок, поэтому курс практического цветоведения осуществляется с помощью красок и их смешения.

Содержание колористических упражнений ставит обучаемого в такие условия, в которых он неминуемо делает цветовые открытия, а именно, видит такие оттенки и полутона, такие сопоставления цветов, которые не замечал ранее. Упражнения становятся для студента самостоятельным исследованием, ведущим его к приобретению колористического опыта.

Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом Республики Казахстан и предназначено для студентов художественных, дизайнерских, архитектурных и других специальностей, связанным с проблемами изучения и практического применения цвета.

Пособие состоит из трех ключевых разделов: теория цветоведения, роль цвета в дизайне, цветововосприятие. В конце каждой главы приведены контрольные вопросы и практические задания, необходимые для усвоения основных положений рассматриваемых тем и получения практических навыков.

В приложении учебного пособия положен материал, полученный автором в результате экспериментальной работы в ходе учебного процесса кафедры архитектуры и дизайна Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова.

Автор выражает благодарность рецензентам - доктору архитектуры, академическому профессору факультета дизайна Казахской головной архитектурно-строительной академии Сабитову А.Р., доктору педагогических наук, профессору кафедры психологии и педагогики Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова Бурдиной Е.И, кандидату искусствоведения, заведующей кафедры истории и теории изобразительного искусства Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, доценту Юсуповой А.К. за ценные рекомендации, данные ими при подготовке рукописи к изданию.

РАЗДЕЛ I

ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

______________________________________________________________

Все, что мы видим — это цвет.
Аристотель
Глава 1

НАУКА О ЦВЕТЕ



    1. Цвет как феномен, выявляющий форму


Цветоведение является средством познания окружающей действительности которое создавая художественные образы, использует выразительность цвета. Цвет выражает форму, объем, свет, материал, пространство. Цвет – одно из свойств материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение и позволяющее наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различным спектральным составом света.

В художественной деятельности вполне достаточно принять узкое определение и назвать светом энергетическое излучение, ощущаемое визуально. С научной точки зрения это лишь малая доля существующих световых проявлении, по именно она связана с возникновением цвета. Цвет — это часть светового излучения, воспринятая нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности.

С доисторических времен человек пытался овладеть тайнами цвета, который не мог еще вычленяться из цельного восприятия картины мира, но уже тогда у людей возник и широко использовался цветовой язык. Способность различать цвета у людей появилась не сразу. Возможно, что расширение воспринимаемого человеком цветового спектра является одним из немногих физиологических признаков эволюции homo sapiens. Во всяком случае, можно однозначно говорить об увеличении способности различать, дифференцировать цвета по мере развития человечества. Об этом процессе можно косвенно судить по количеству отдельных слов, обозначающих конкретные цвета в древних языках. Современный человек различает больше цветовых оттенков, чем человек, живший несколько тысячелетий назад. Вероятно, цветовая чувствительность может совершенствоваться и далее, однако она наиболее развита у людей, профессионально связанных с практической работой в области цвета.

Учение о свете зародилось в Элладе. Еще Эмпедокл, философ и проповедник V века до нашей эры, высказывал мысль о существовании основных цветов. По его мнению их было четыре: красный и желтый, белый, черный, что соответствовало установленным им "четырем основным элементам": огонь, земля, воздух и вода. Зрение Эмпедокл объяснял так. Он считал, что из глаза «истекают» потоки мелких частиц. Когда они встречаются, возникает зрительное ощущение, в том числе и цветовое.

В I веке до н.э. Демокрит предпринял попытку объяснить природу отдельных цветов, используя свою атомную теорию. Он так же признавал четыре основных цвета.

Учению о цвете придавали большое значение Платон и его ученик Аристотель. А небольшой трактат "О цветах", хотя и не сыгравший большой роли в теории цветоощущения, содержит ряд интересных и значительных мыслей.

Среди первых, кто стал исследовать теорию смешения цвета был Аристотель (384-322 до н.э.). Его концепция логично вытекает из человеческого опыта, основанного на физических ощущениях. Весь мир - органичное целое, где цвета появляются как результат "борьбы" между тьмой ночи и светом дня. Любая цветовая система в таком случае естественно будет начинаться с белого цвета и заканчиваться черным, и как самое простое приближение представлять из себя прямую линию. Линейная последовательность Аристотеля наблюдается в течение дня: белый цвет в полдень приобретает желтый оттенок, затем меняется к оранжевому, затем к красному. После заката красный становится лиловым и затем наступает ночь с его темно-синим, почти черным цветом неба.

Система Аристотеля настолько понятна и проста, насколько сложна система, предложенная Платоном (427-348 до н.э.). Определение Платона:Цвет — это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать.

Его система основывалась не на идее лучей света проникающих в глаз, а на лучах «зрения» исходящих из глаза и взаимодействующих с частицами окружающих предметов. По его мнению, белый цвет - это продолжение лучей зрения, а черный - его противоположность. Продолжая свои рассуждения, Платон приходит к мысли об еще двух основных цветах - красном и "лучистом". Например, наши глаза наполняются слезами, если мы находимся близко к огню. Слезы, являясь смесью воды и огня, создают субстанцию, которая дает все разнообразие цветов. Окружающие же предметы впитывают лучистость и приобретают цвет. Красный цвет, таким образом, объясняется Платоном, как лучи огня сияющего через влагу и похожему на кровь. С этими четырьмя основными цветами возможны дальнейшие комбинации. Лучистость красного и белого дает золотисто-желтый, а например, лиловый - это смесь красного, белого и черного и т.д.

Хотя Платон и назвал свои рассуждения как «Объяснение цвета», в действительности он не создал цветовой системы. Мы приводим его рассуждения, как пример внимания, уделявшегося цвету в те далекие времена и его значению в гармоничном объяснении окружающего мира.

Полная цветовая диаграмма явно существовала, так как на нее ссылаются ряд древних комментаторов Эмпедокла - последователя Пифагора. Аристотель развил идеи Эмпедокла (500-430 до н.э.) создав прямую с семью основными цветами, которая в основном виде прошла через все цветовые системы до Ньютона. Основными положениями является то, что цвета - это объективные характеристики предметов, а не феномен восприятия глаза или мозга в зависимости от свойств светового потока.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал, что причиной возникновения цветов является смешение света с темнотой. Подобные теории выдвигались и значительно позднее такими учеными, как Рене Декарт (1596–1650), Йоган Кеплер (1571-1630), Роберт Гук (1635-1703).

С древних времен ученые пытались объяснить природу цвета. Однако вплоть до шестидесятых годов XVII в., имели место, самые неправдоподобные теории этого явления.

В древности люди молились светоносным богам, распевали им гимны, возжигали ароматы. В Средние века изображали Бога и святых с золотыми нимбами над главами, бликами света на лицах, руках, одеждах; наполняли храмы сияющим светом цветных витражей, блеском смальтовых мозаик и золотых окладов икон.



    1. Спектральная природа цвета


Цвет - свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра.

В 1664-1668 гг., Исаак Ньютон (1643-1727) провел серию опытов по изучению солнечного света и причин возникновения цветов. Результаты исследований были опубликованы в 1672 году, под названием «Новая теория света и цветов».

Этой работой Ньютон заложил основу современных научных представлений о цвете. И хотя с тех пор, наука о цвете получила большое развитие, многие положения, установленные Ньютоном, не утратили своего значения до наших дней. Его исследования показали, что цвет возникает в результате взаимодействия белого света с материей. Призма преломляла каждый луч света, то есть после прохождения через призму направление луча менялось. Но призма не только преломляла солнечный свет, а и превращала его в многоцветный расходящийся луч, составленный из тех же цветов и в том же порядке, что и радуга. Спектр, увиденный Ньютоном, включал семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый — вместе с тем четкой границы между ними не было. Солнечный цвет разлагается призмой на спектральные лучи от красного до фиолетового. Невидимые инфракрасная и ультрафиолетовая области находятся далее за пределами спектра, который способен различать человеческий глаз.

Рисунок 1.1 – Разложение солнечного света в спектр
Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом, а различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.

Открытие, сделанное Ньютоном, заключается в следующем: окраска любого объекта зависит от того, какой свет идет от него к глазу наблюдателя. Это в свою очередь зависит как от характера света, падающего на объект, так и от поверхности объекта, отражающей, поглощающей и пропускающей отдельные лучи спектра. Если в свете, падающем на поверхность, отсутствуют некоторые цвета, не будет их и в свете, отраженном от этой поверхности. Однако «истинный» цвет отражающей поверхности, ее окраску при обычном белом освещении можно точно определить, выразив в форме числовой таблицы или графика соотношение лучей спектра, которые она отражает. Белый свет синтезируется, когда собирательная линза воссоединяет лучи спектра. Но если преградить путь части спектра, смесь окрасится в дополнительный цвет. Когда путь прегражден зеленому лучу, получаемый свет имеет окраску пурпурного цвета, который является дополнительным к зеленому.

Если соотношение отражаемых спектральных лучей схоже с соотношением, свойственным солнечному свету (преобладание сине-зеленых лучей и уменьшение содержания других цветов по краям спектра), то поверхность принимает белую окраску. Если же в соотношении спектральных лучей есть сдвиг в сторону, например, красной части спектра, то поверхность имеет красноватый оттенок, а если в отражаемом свете доминируют голубые тона, то и поверхность имеет голубоватый оттенок. Соотношение цветов в спектре, вызывающее появление той или иной окраски объекта — явление сложное. Но в общих словах можно утверждать, что, если поверхность при белом освещении окрашена в определенный насыщенный цвет, значит, одни спектральные лучи падающего на нее света она отражает, а другие — активно поглощает. Если поверхность имеет черную окраску, значит, она поглощает все цвета спектра.

Некоторые вещества не только поглощают часть получаемой ими световой энергии, но и излучают ее в виде света иной окраски, и такие вещества называются люминесцентными. Например, драгоценные минералы рубин и шпинель поглощают голубые тона цветового спектра, а излучают красные. Ультрафиолетовый свет — невидимый компонент света, находящийся за пределами фиолетовой части спектра, — возбуждает во многих веществах излучение видимого света. Если излучение прекращается сразу после прекращения возбуждения, такое явление называется флуоресценцией. Если свечение продолжается, это называется фосфоресценцией. Необычная яркость, которую придают некоторые стиральные порошки одежде, объясняется тем, что флуоресцентное вещество задерживается в ткани и возбуждается ультрафиолетовыми лучами солнечного света. Излучаемого дополнительно света достаточно, чтобы одежда казалась ярче. Флуоресцентные плакатные краски также подвергаются воздействию ультрафиолетовых солнечных лучей.

Свет, поглощаемый веществом, преобразуется в тепловую энергию. В 1800 году английский астроном Уильям Гершель открыл невидимый компонент солнечного света в результате нагревания на солнце шарика термометра. Компонент этот находился за пределами красной части спектра, поэтому ученый назвал его «инфракрасным» (ниже красного) светом.

Свет определенной длины волны, называют монохроматическим или однородным. Под хроматическим понимают свет, состоящий из волн различной длины.

Художник вызывает эффекты цвета с помощью краски. Белила состоят из мельчайших частичек вещества, отражающего почти все световые лучи. Эти частички находятся в прозрачном, т. е. пропускающем свет, связующем, которое собирает краску в целое тело. Черная краска содержит в таком же про­зрачном связующем мельчайшие частички вещества, поглощаю­щего почти все световые лучи. Цветная краска состоит из мельчайших частиц вещества с избирательной отражающей способностью, Нанесенная на поверхность предмета краска и становится тем отражателем светового излучения, благодаря которому возникает цвет.



    1. Трехцветная природа цвета


Причину цвета многие ученые связывали со свойствами самого света, а не с работой глаза.

Сейчас известно, что цвет - это представление человека о видимой части спектра электромагнитного излучения. Свет воспринимается фоторецепторами, расположенными в задней части зрачка. Эти рецепторы преобразуют энергию электромагнитного излучения в электрические сигналы. Эта часть сетчатки способна воспринимать детали изображения и цвет гораздо лучше, чем остальная ее часть. С помощью глазных мускул ямка смещается так, чтобы воспринимать разные участки окружающей среды. Обзорное поле, в котором хорошо различаются детали и цвет ограничено приблизительно 2-мя градусами.

Существует два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки активны только при крайне низкой освещенности (ночное зрение) и не имеют практического значения при восприятии цветных изображений; они более сконцентрированы по периферии обзорного поля. Колбочки ответственны за восприятие цвета и они сконцентрированы в ямке. Существует три типа колбочек, которые воспринимают длинные, средние и короткие длины волн светового излучения.

Каждый тип колбочек обладает собственной спектральной чувствительностью. Приблизительно считается, что первый тип воспринимает световые волны с длиной от 400 до 500 нм (условно «синюю» составляющую цвета), второй - от 500 до 600 нм (условно "зеленую" составляющую) и третий - от 600 до 700 нм (условно "красную" составляющую). Цвет ощущается в зависимости от того, волны какой длины и интенсивности присутствуют в свете.

Глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, наименее к синим. Экспериментально установлено, что среди излучений равной мощности наибольшее световое ощущение вызывает монохроматическое желто-зеленое излучение с длиной волны 555 нм. Спектральная чувствительность глаза зависит от внешней освещенности. В сумерках максимум спектральной световой эффективности сдвигается в сторону синих излучений, что вызвано разной спектральной чувствительностью палочек и колбочек. В темноте синий цвет оказывает большее влияние, чем красный, при равной мощности излучения, а на свету - наоборот.

Разные люди воспринимают один и тот же цвет по-разному. Восприятие цветов изменяется с возрастом, зависит от остроты зрения, от настроения и других факторов. Однако, такие различия относятся в основном к тонким оттенкам цвета, поэтому в целом можно утверждать, что большинство людей воспринимает основные цвета одинаково.

Важнейшие закономерности цветового зрения — адаптацию, индукцию, цветовую слепоту, спектральную чувствительность глаза, зависимость цвета от яркости и др. хорошо объясняет трехкомпонентная теория. Это - теория о способности поглощать части световых потоков поверхностью. Ученый выделил три компонента цвета – цветовой тон, насыщенность и светлоту. Согласно этой теории, в нашем органе зрения существуют три цветоощущающих аппарата: красный, зеленый и синий. (Приложение - рисунок А.1) Каждый из них возбуждается в большей или меньшей степени, в зависимости от длины волны излучения (света). Затем возбуждения суммируются аналогично тому, как это происходит при слагательном смешении цветов. Сумма возбуждений ощущается нами как тот или иной цвет. Авторы этой теории — М. В. Ломоносов, Т. Юнг и Г. Гельмгольц.

Свое подтверждение и дальнейшее развитие трехцветная теория получила в середине XIX века, в работах немецкого физика и физиолога, Германа Гельмгольца (1821–1894), первым давшего математическую формулировку закона сохранения энергии и английского физика, Джеймса Клерка Максвелла (1831–1879), открывшего электромагнитную природу света.

Впервые наиболее близко к объяснению трехцветной природы зрения подошел великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765) в своем сочинении «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющую» (1765г.).

Но только английский физик и врач — Томас Юнг (1773–1829) в 1802 году, впервые объяснил многообразие воспринимаемых цветов строением глаза. Юнг считал, что в глазу находятся три вида светочувствительных окончаний нервных волокон. Действие света приводит к их раздражению. При раздражении волокон каждого отдельного вида возникают ощущения красного, зеленого и фиолетового цвета. При раздражении нервных волокон всех видов возникают ощущения всевозможных других цветов, которые можно рассматривать как смеси трех цветов основного раздражения.

Юнг первый правильно назвал одну из триад основных цветов: красного, зеленого, фиолетового. Для определения сложных цветов он предложил пользоваться графиком, подобным цветовому кругу, но имеющим форму треугольника, в вершинах которого находятся точки трех основных цветов.

После Максвелла многие исследователи производили измерения для выражения всех спектральных цветов количествами трех основных. Достаточно точные данные были получены только в 1930-1931 годах, Райтом и Гилдом, которые выполняли свои измерения независимо друг от друга. При этом, в качестве излучений трех основных цветов они брали совершенно разные излучения: в опытах Райта это были однородные излучения, в опытах Гилда — сложные излучения, проходящие через светофильтры. Их опытные данные после пересчета на единую триаду основных цветов очень хорошо совпали. В 1931 году, конгресс «МОК» (Международная Осветительная Комиссия) принял эти данные в качестве основы для международных систем измерения цветов RGB и XYZ. Система XYZ остается до сего времени основной практической системой измерения цветов.

Попытки применить на практике научные открытия в области природы цвета предпринимались еще на основании работ Ньютона. Так, через три года после смерти Ньютона, в 1730 году, французский гравер Ле Блон пытался получить многоцветные гравюры, используя семь основных цветов Ньютона. Однако он убедился, что при этом можно ограничиться всего тремя цветами.

В 1855 году, Максвелл впервые указал на возможность применения принципов трехцветной теории зрения в практике воспроизведения цветных изображений. А в 1861 году, он впервые продемонстрировал цветную фотографию, полученную трехцветным способом.

1.4 Замкнутое цветовое тело
Сущность систематизации цвета, которой придерживаются ученые, вытекает из его трехмерности. Учеными были предложены всевозможные формы цветовых пирамид, шаров, конусов, призм и т.п., созданные на основе систем и порядкового расположения материальных образцов цвета по их зрительному восприятию. Черный и белый цвета соединены между собой посредством вертикальной шкалы, представляющей градации серого цвета. В середине этой шкалы, являющейся осью, перпендикулярно или наклонно к ней помещен цветовой круг, Светлые цвета размещаются в направлении белого цвета, темные — в направлении черного цвета, сероватые цвета располагаются в направлен шкалы серых цветов. Ступени светлоты вертикальной шкалы связаны со значениями светлоты хроматических цветов. На горизонтальной или наклонной плоскости отмечены различия в насыщенности цвета. Таким образом, теоретически все цвета располагаются внутри трехмерного пространства, образуя цветовое тело. Любой цвет можно выразить точкой внутри этого тела. Пространственное расположение множества цветов по такому принципу принято считать цветовой системой. Если же цвет принадлежит какому-либо материалу, например бумаге, пластмассе, стеклу, пленке и т.д., то качество материала, придавал ему определенную степень блеска, прозрачности и фактуры, делает этот цвет сугубо конкретным. Условное выражение цветовой системы с помощью одного из этих материалов именуется системой цветовых карт, которая открывает возможности численно выражать и рассчитывать цвет. Это и есть спецификации цвета. В некоторых странах принят метод словесных наименований цвета и на его основе установлена своя классификация.

Цветовое тело – это трехмерная система взаимосвязанного размещения хроматических и ахроматических цветов в пространстве, включающая практически все возможные варианты построения рядов по цветовому тону, чистоте, насыщенности и светлоте смешением пигментов.

Если в центре круга провести к его плоскости перпендикуляр к белому вверху и черному внизу, посередине – темно-серый. Полученный треугольник при вращении вокруг оси создает тело.




Рисунок 1.2 - Образы цветовых тел различных цветовых моделей: Ламберта, Рунге, Бецольда, Оствальда


Рисунок 1.3 - Цветовое тело Альберта Манселла. 1915
В практике архитектурного проектирования использование таблиц разрезов «цветового тела» дает возможность после проведения необходимых исследований определить области расположения в «цветовом теле» цветов (названных унифицированными) для отделки стен, полов, оборудования и т.д. и представить эту область для наглядного восприятия отдельными ключевыми (типизированными) цветами из Каталога. Такой подход дает основание постоянно расширять в промышленности ассортимент цветов отделочных материалов в пределах допустимых значений цветовых параметров нормативной документации.

В международной практике разработано множество структур построения «цветовых тел», отличающихся друг от друга порядком расположения цветов по их показателям. Многими учеными и художниками многократно рассматривались различные способы гармонизации цвета, представленные цветовыми системами в виде арифметических графиков и трехмерных моделей (рисунок 1.2), которые открывают присущие им возможности построения цветовых рядов.

Цветовое тело системы Манселла имеет шаровидную форму (рисунок 1.3). Однако вследствие различных светлотных значений чистых цветов желтый цвет помещен вблизи белой вершины, а синий — вблизи черной вершины. Это нарушает форму шара. Цвета большей насыщенности расположены дальше от нейтральной серой оси, чем ненасыщенные цвета.Насчитывается 10 основных цветов, помещенных в 100 цветовых ступенях: красный, красно-желтый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-синий, синий, сине-пурпурный, пурпурный, пурпурно-красный цвет. Между белым и черным цветами имеются девять ступеней светлоты. Насыщенность внутри каждой светлотной ступени изменяется в зависимости от чистоты цвета. Каждый цветовой элемент системы обозначен посредством символической буквы, которой иногда предшествует число, соответствующее расположению элемента на 100-ступенчатом экваторе цветового шара. Буквы соответствуют названиям чистых цветов. Первое число, следующее за буквой (числитель дроби), обозначает светлоту цвета от 1 до 9, второе (знаменатель дроби) — соответствует степени удаленности элемента от нейтральной серой оси, т.е. обозначает насыщенность цвета. Таким образом, РВ 7/6 обозначает бледно-фиолетовый цвет, имеющий высокую светлоту 7 и среднюю насыщенность 6. Элемент 1 5/З представляет собой мягкий серовато-красный цвет, имеющий среднюю светлоту 5 и удаленный от нейтрального серого цвета только на три ступени.

Будучи художником-практиком, Манселл учел, что цвета и тем более реальные краски, для систематизации которых он и придумывал свое цветовое тело, не могут быть одинаковой светлоты при максимальной насыщенности. Желтый насыщенный цвет всегда будет светлее зеленого насыщенного, а фиолетовый насыщенный всегда будет темнее красного насыщенного. Поэтому самые насыщенные цвета лежат на разных уровнях, а по экватору расположены цвета одной светлоты. При этом число световых градаций для каждого цвета - не одинаково, векторы светлоты имеют разную длину. В результате цветовое пространство (цветовое тело) Манселла имеет сложную, несимметричную форму.

В то время как основными характеристиками в системе Манселла являются цветовой тон, светлота и насыщенность, система Оствальда связана главным образом с цветовым тоном, а также с белым и черным цветами. Цветовое тело системы имеет форму двойного конуса. На экваторе сосредоточено 24 преобладающих цвета и восемь ступеней светлоты. Каждый из 24-х цветов помещен в монохроматический треугольник. Цвета вертикальных шкал треугольника, параллельных ахроматической шкале (изохромы), имеют равную чистоту. Цвета наклонных шкал, параллельных шкале чистого и белого цветов (изотоп имеют равное содержание черного цвета). Каждое цветовое ощущение представляет собой единство этих трех элементов. При обозначении элементов системы Оствальда употребляется простое сочетание чисел и букв. Цветовая цепь имеет протяженность от 1 до 24. Серая шкала обозначена буквами от (а) для белого цвета до (р) для черного цвета. Первая буква обозначает содержание белого цвета на серой шкале, а вторая буква соответствует содержанию черного цвета. Например, 7а обозначает чистый красный цвет, 22е соответствует бледно-зеленому цвету, е обозначает содержание белого цвета и а содержание черного цвета на серой шкале.

Рисунок 1.4 - График МКО
В 1931 г. Международной комиссией по освещению принята система, обеспечивающая возможность математического расчета цвета. Все цвета по этой системе заключены внутри пирамиды с треугольным основанием, в вершинах которого расположены основные цвета Х, У, Z. Это основание, являющееся одной из плоскостей сечения цветового тела системы МКО, принято в качестве стандартного цветового графика. Для значительного упрощения цветовых расчетов на графике определяется только цветность (т.е. две координаты цвета) — значения цветового тона и насыщенности двумя отвлеченными координатами Х и У. Яркость (или светлота) при этом принята постоянной. В середине графика, имеющего вид наклонного треугольника с закругленной верхней вершиной, расположен белый цвет. Боковые стороны треугольника представляют собой линии спектральных цветов. Обычно на этой линии указываются длины волн в нанометрах, соответствующие отдельным спектральным цветам. На прямых линиях, соединяющих белый цвет со спектральными цветами, располагаются цвета, которые получаются от смешения спектральных цветов с белым цветом.

Чтобы сделать возможным двухмерное изображение – на плоскости отказываются от 3-ей пространственной координаты – изображения светлоты и проектируют определенные точки цветового тела на плоскость. На плоскости окажутся спроектированными цвета наибольшей светлоты и чистоты (т.н. оптимальные цвета), образующие поверхность цветового тела. Таким способом строится цветовой график МКО, называемый треугольников МКО.

1.5 Цветовой круг
Чтобы трехмерную модель лучше представить на плоскости, с цветового тела сделаны две проекции – цветовой круг и цветовой треугольник.

Рассматривая цветовой круг, представьте себе, что смотрите на цветовое тело сверху. По краям цветового круга находятся четыре основных цвета (желтый, красный, синий и зеленый), которые делят круг на четверти.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определенным правилам гармоничные сочетания этих цветов.

Черный, белый и серые цвета не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами. Это нейтральные тона.

Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов.  Позднее к спектральным цветам добавили пурпурные цвета, которых нет в спектре, получив их смешением двух крайних цветов спектра - красного и фиолетового. Цвета красно-желтой части круга назвали теплыми, а голубовато-синей части круга - холодными. В этом заключалась первая попытка «гармонизации цветов».

В 1865 году художник Рудольф Адамс изобрел «аппарат для определения гармонических цветовых сочетаний» - «хроматический аккордеон». Цветовой аккордеон Адамса состоял из цветового круга, разделенного на 24 сектора, а каждый из секторов был разделен на 6 степеней но светлоте. К цветовому кругу были изготовлены пять шаблонов, в которых были симметрично вырезаны 2, 3, 4, 6 и 8 отверстий по размерам секторов. Передвигая шаблоны с отверстиями, можно было получать различные цветовые комбинации, которые Адамс назвал «симметричными аккордами». При этом Адамс считал, что эти «аккорды» не обязательно могут получиться гармоничными, однако являются основанием для выбора различных гармонических сочетаний цветовых тонов. Теория гармонических цветовых сочетаний Адамса имела важную ценность для практики живописи.

В начале XX века немецким ученым Вильгельмом Оствальдом была предложена цветовая система, предполагающая 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый). Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24 цветов – цветовой круг Оствальда, в котором он пытался найти математические закономерности цветовой гармонии от геометрических отношений расположения цветов внутри цветового круга. Оствальд считал, что все цвета, содержащие равную подмесь белого или черного цвета, являются гармоничными, а из не содержащих такой подмеси наиболее гармоничны те, которые отстоят друг от друга в цветовом круге через равное количество интервалов.

Кроме того, В. Оствальд в своем круге выделяет гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады (рисунок 1.5). В более полной объемной цветовой модели Оствальд ввел изменение светлоты от белого к черному и насыщенности цвета от чистого цвета к серому.

Рисунок 1.5 - Цветовая модель В. Оствальда, 1917

В 1926 г. Матюшин предпринял попытку создания «Букваря по цвету» - пособия по гармоническим сочетаниям оттенков, в основу которого положено учение о трех цветах.

Если цветовые системы Оствальда и его последователей основаны на систематизации цветов, математически вычисленных на цветовом круге, сочетания цветов получались механическим путем, то точкой отсчета в художественной науке о цвете Матюшина является закон контраста взаимодополнительных цветов, основанный на наблюдении.

За счет явления последовательного контраста взаимодополнительных цветов зрение стремится к равновесию и состоянию полной цветовой компенсации. Созданные Матюшиным трехцветные гармонии — модели дифференцированных красочных построений — основаны на осмыслении цветовых эффектов последовательного и одновременного контрастов.

В основе цветовой системы М.Матюшина лежит модель круга из восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, желто-зеленого, зеленого, голубого, синего, фиолетового (количество оттенков зеленого увеличено) (рисунок 1.6). Введение методики Матюшина дало возможность наблюдения эффектов цветовых контрастов не только в условиях точечного, но и, прежде всего, расширенного видения за счет сдвига глаза с цветовой модели на нейтральное поле среды.

Трехцветные сочетания таблиц скомпонованы как соотношения:

  • главного действующего цвета;

  • зависимого от него цвета среды;

  • сцепляющего среднего цвета.

Вокруг действующего цвета в нейтральной среде обязательно появляются цвета, которые компонуются с ним как цвет среды и как цвет средний, сцепляющий.

Цвет для Матюшина явление сложное, подвижное, зависимое от соседних цветов, силы освещения, масштабов цветовых полей, то есть от цветосветопространственной среды, в которой он находится и которая определяет условия и особенности его восприятия.

М. Матюшин установил закономерности в изменчивости создавшихся цветовых аккордов:

1-й этап: нейтральное поле, на котором находится цветовое пятно, окрашивается во взаимодополнительный, не резко выраженный цвет;

2-й этап: наблюдаемый цвет окружается резким ясным ободком взаимодополнительного цвета, и таким образом появляется третий цвет;

3-й этап: вновь наступает изменение — потухание самого цвета под влиянием наложения на него взаимодополнительного цветового рефлекса — и в среде происходят новые изменения.

Рисунок 1.6 - Цветовая система М. Матюшина
Если к основному цвету добавить другой цвет среды, то все сочетание изменится в целом. Например, неяркий зеленый цвет среды по отношению к фиолетовому выглядит светло и ярко, но если вместо него взять близкий к фиолетовому сиреневый, то он погаснет, посереет, так как на него неизбежно наложится тот зеленый, который был раньше (закон последовательного контраста). Но яркость и чистоту можно восстановить через сцепляющий цвет, в данном случае это взаимодополнительный фиолетовому желтый.

После этого появилось множество других цветовых систем. Одним из самых удобных для художников, работающих в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, представляет теория гармонических сочетаний цветовых тонов, разработанная В.М.Шугаевым. Она базируется на теориях Манселла и Бецольда и основана на комбинациях цветов цветового круга.

В отличие от Ньютона, который в основу своей системы положил три основных цвета — синий, желтый и красный, Шугаев опирался на четыре главных цвета, включив в триаду основных цветов еще и зеленый по принципу родства и контраста (рисунок 1.7)

В.М.Шугаев систематизировал различные виды гармонических сочетаний цветовых тонов и привел их к основным четырем видам:

1) сочетания родственных цветов;

2) сочетания родственно - контрастных цветов;

3) сочетания контрастных цветов;

4) сочетания нейтральных в отношении родства и контраста цветов.

Автор подсчитал 120 возможных гармонических цветовых сочетаний для 16-членного круга при трех промежуточных цветах, трех интервалах между главными цистами.

В.М.Шугаев считал, что гармонические цветовые сочетания можно получить в трех случаях: 1) если в гармонизуемых цветах присутствует равное количество главных цветов; 2) если цвета имеют одинаковую светлоту; 3) если цвета имеют одинаковую насыщенность.

Рисунок 1.7 – Цветовая модель В. Шугаева
Два последних фактора играют существенную роль в гармонизации цветов, но не являются основными, а лишь усиливают взаимовлияние цветов, обеспечивая более тесную гармоничную связь между ними. И наоборот, чем больше различные цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем труднее они гармонизуются. Исключение составляют дополнительные цвета. Гармоничность дополнительных цветов подтверждается многочисленными примерами в живописи и декоративно-прикладном искусстве.

В.М.Шугаев следующим образом определял цветовую гармонию: «Цветовая гармония есть цветовое равновесие, цветовая уравновешенность. Здесь под цветовым равновесием (в первую очередь двух цветов) понимается такое соотношение и такие качества их, при которых они не кажутся чуждыми один другому и ни один из них не преобладает излишне» (В.М.Шугаев в книге «Орнамент на ткани»). «К гармоническим относятся сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства».
Часть ученых, занимающихся теорией цвета, строит цветовой круг на основе 4 цветов, мотивируя это тем, что смесь синего и желтого цветов не дает чистого зеленого цвета, поэтому зеленый они выводят в группу основных цветов спектра. В теории гармонических сочетаний по системе В. Козлова в основе цветового круга из 24 цветовых секторов лежат 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый (В.Н.Козлов «Основы художественного оформления текстильных изделий» М.. 1981). Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра (рисунок 1.7).
Таким образом, все описанные теории цветовых сочетаний базируются на геометрической модели круга с различным количеством интервалов между основными цветами. В результате новейших исследований систематика цветов изменилась и нашла более точное выражение в треугольнике, в вершинах которого расположены основные цвета: желтый, красный, синий.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей