Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП. Синтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)


НазваниеСинтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)
Анкорметодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
Дата08.10.2017
Размер454 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
ТипДокументы
#27367
страница6 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

6.7. Бессоюзные сложные предложения с изъяснительным значением

Аспект характеристики

Характеристика

1. Отношения

Изъяснительные

2. Тип интонации

Предупредительно-пояснительная, понижающаяся в конце 1-й части, пауза между частями

3. Структурные

особенности

1. Предложения с включаемым изъясняемым словом

2. Предложения с эллипсисом глагола восприятия

4. Порядок следования

частей

Закрепленный

5. Количественный

состав

Двучленные закрытые структуры

6. Синонимические

конструкции

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

ПРИМЕРЫ

1. МЫ ГОВОРИМ: ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ ВОСПИТЫВАЮТ В НАС ОЩУШЕНИЕ РОДИНЫ, ПРИЧАСТНОСТЬ К ЕЕ СУДЬБЕ (В. Песков)

Данное предложение содержит изъясняемое слово, глагол ГОВОРИМ, нуждающийся в распространении. Его значение раскрывается содержанием второй ПЕ, к которой можно поставить вопрос косвенного падежа. То есть вторая ПЕ имеет объектное значение, как и изъяснительные придаточные сложноподчиненных предложений.

Исходное бессоюзное предложение может быть заменено синонимичным сложноподчиненным предложением. Ср.: МЫ ГОВОРИМ, ЧТО ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ ВОСПИТЫВАЮТ В

НАС ОЩУЩЕНИЕ РОДИНЫ…

2. Я ВСТАЛ К ОКНУ: ЗА ОКНАМИ ВСЕ БЫЛО СНЕЖНО И БЕЗМОЛВНО (К. Паустовский).

В этом предложении отсутствует изъясняемое слово. Оно может быть эксплицировано (выражено) глаголом со значением восприятия. Ср.: Я ВСТАЛ К ОКНУ И УВИДЕЛ: ЗА ОКНАМИ…
6.8. Бессоюзные сложные предложения со значением причины

Аспект характеристики

Характеристика

1. Отношения

Причинные

2. Тип интонации

Предупредительно-пояснительная, понижающаяся в конце 1-й части, пауза между частями

3. Порядок следования

частей

Закрепленный

4. Количественный

состав

Двучленные закрытые структуры

5. Синонимические

конструкции

Сложноподчиненные предложения с постпозитивными придаточными причины

ПРИМЕРЫ

1. ВОСПИТАНИЕ – ВЕЛИКОЕ ДЕЛО: ИМ РЕШАЕТСЯ УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА (В, Белинский). 2. ИЗ ЭТОГО ЧИСЛА ЧЕТЫРЕ СОТНИ ГЕКТАРОВ ПОД ГОРОДОМ ТУЛОЙ НА ОСОБОМ ЧЕТУ У МИРА: ТУТ ЖИЛ ЛЕВ ТОЛСТОЙ (В. Песков).

Данные предложения могут быть преобразованы в синонимичные сложноподчиненные предложения с постпозитивными придаточными причины, которые присоединяются к главной части тем или иным причинным союзом. Ср.: ВОСПИТАНИЕ – ВЕЛИКОЕ ДЕЛО, ПОТОМУ ЧТО ИМ РЕШАЕТСЯ УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
6.9. Бессоюзные сложные предложения со значением следствия

Аспект характеристики

Характеристика

1. Отношения

Следственные

2. Тип интонации

Понижающаяся в конце 1-й части, между частями более длинная пауза

3. Структурные

особенности

Наличие или возможность во 2-й части слов ТАК, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ЗНАЧИТ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО и т.п

4. Порядок следования

частей

Закрепленный

5. Количественный

состав

Двучленные закрытые структуры

6. Синонимические

конструкции

1. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия.

2. Сложносочиненные соединительные предложения со значением следствия

ПРИМЕРЫ

1. ЖИВИ УМОМ, ТАК И ЛЕКАРСТВ НЕ НАДОБНО (Пословица)

2. ИШЬ ПАЛИТ – ВСЕ ЗАСОХЛО (В. Никонов).

Вторая часть в этих предложениях выражает следствие того, о чем говорится в первой. В начале второй части в 1-м предложении употребляется частица ТАК со следственным оттенком; во 2-м предложении может быть употреблено местоименное наречие ПОЭТОМУ, которое подчеркивает следственное значение.
6.10. Бессоюзные сложные предложения с распространительно-присоединительным значением

Аспект характеристики

Характеристика

1. Отношения

Распространительно-присоединительные

2. Тип интонации

Понижающаяся в конце 1-й части, пауза между частями

3. Структурно-семантические

разновидности

2-я часть распространяет

1) один из компонентов 1-й части

2) всю первую часть

4. Структурные

особенности

Наличие или возможность анафорических местоименных слов: ОН, ТОТ, ТАМ, ТУДА, ЭТО, ВОТ ЭТО, ОТТУДА

5. Порядок следования

частей

Закрепленный

6. Количественный

состав

Двучленные закрытые структуры

7. Синонимические

конструкции

1. Сложноподчиненные предложения с придаточными

присоединительными.

2. Сложносочиненные предложения с присоединительным и

распространительным значением

ПРИМЕРЫ

1. ПО СТОРОНАМ ВЫСИЛИСЬ КРУТЫЕ ГОРЫ; ОНИ ОБРЫВАЛИСЬ В ДОЛИНУ УТЕСАМИ (В. Арсеньев).

Присоединительно-распространительное значение обусловлено тем, что 2-я ПЕ выражает добавочное замечание относительно содержания 1-й ПЕ. Кроме того, 2-я ПЕ распространяет один из компонентов 1-й ПЕ (существительное ГОРЫ), повторно указывает на этот предмет местоимение ОНИ, которое, таким образом, получает анафорическое значение.

2. ЯЗЫК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОСТ И ТОЧЕН; ЭТО ПРИДАЕТ ЕМУ СИЛУ (М, Горький).

В этом предложении 2-я ПЕ распространяет всю первую. Формальным показателем распространительного значения является анафорическое местоимение ЭТО, заменяющее собой всю ситуацию, отраженную в 1-й ПЕ.
6.11. Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания, по структуре, основным средствам связи.

2. Указать количество предикативных единиц, определить их границы.

3. Указать тип бессоюзного предложения: однородного или неоднородного состава.

4. Определить смысловые отношения между ПЕ.

5. Проанализировать грамматические средства, выражающие синтаксические отношения (тип интонации, порядок следования частей, лексические показатели и др).

6. Начертить схему предложения.
Образец разбора

ВСТАНЬ И ПРИСЛУШАЙСЯ – ТО ГОЛОС ГНЕВА СИЛЬНЫХ (В. Чивилихин).

1. Предложение повествовательное, сложное, бессоюзное.

2. Состоит из 2-х ПЕ. 1-я ПЕ: ВСТАНЬ И ПРИСЛУШАЙСЯ; 2-я ПЕ: ТО ГОЛОС ГНЕВА СИЛЬНЫХ..

3. Это предложение неоднородного состава.

4. Отношения между ПЕ изъяснительные.

5. Названные отношения выражены при помощи интонации.

6.
6.12. Многочленные бессоюзные предложения

По своей структуре и выражаемым отношениям многочленные бессоюзные предложения, как и сложносочиненные, делятся на две группы:1) с частями, которые равноправны по отношению друг к другу и выражают перечислительные отношения (открытой структуры); 2) с частями (или, по крайней мере, одной из них), которые неоднородны по отношению друг к другу, так что в предложении выражается не менее двух видов синтаксических отношений, например, пояснительные и обусловленности, сопоставительные и причинные и т.п.

Как и в многочленных сложносочиненных предложениях, в многочленных бессоюзных предложениях второй группы можно выделять структурно-смысловые части (ССЧ); граница между ССЧ будет проходить там, где смысловая и интонационная связь окажется наименее тесной. Как правило, на месте границы между ССЧ можно поставить точку, не нарушив при этом смысл всего высказывания.

Например:

СЛОВО ОТРАЖАЕТ МЫСЛЬ: НЕПОНЯТНА МЫСЛЬ – НЕПОНЯТНО И СЛОВО.

В этом предложении 3 ПЕ. 1-я ПЕ: СЛОВО ОТРАЖАЕТ МЫСЛЬ; 2-я ПЕ: НЕПОНЯТНА МЫСЛЬ; 3-Я ПЕ: НЕПОНЯТНО И СЛОВО.

2-я и 3-я ПЕ имеют условно-следственное значение. Обе эти предикативные единицы не обладают достаточной смысловой самостоятельностью и поэтому структурно и семантически предполагают друг друга. То есть между этими ПЕ наблюдается тесная смысловая и структурная связь, наличие которой не позволяет провести между ними границу как единицами разных ССЧ.

В отличие от них 1-я ПЕ может иметь самостоятельное существование как законченное высказывание, между 1-й ПЕ, с одной стороны, и 2-й и 3-й ПЕ, с другой стороны, смысловая и структурная зависимость оказывается наименее тесной. Таким образом, границу между ССЧ следует провести там, где заканчивается 1-яПЕ.

Схема этого предложения будет выглядеть так:
6.13. Порядок синтаксического разбора многочленного бессоюзного сложного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания, структуре, основным средствам связи.

2. Указать количество ПЕ и их границы.

3. Выделить (если это возможно) структурно-смысловые части и определить отношения между ними.

4. Дать структурно-семантическую характеристику ССЧ, если они представляют собой сложное предложение (по образцу разбора минимального бессоюзного сложного предложения).

5. Начертить схему предложения.

Образец разбора

I. ДОХНУЛ ОСЕННИЙ ХЛАД, ДОРОГА ПРОМЕРЗАЕТ, ЖУРЧА, ЕЩЕ БЕЖИТ ЗА МЕЛЬНИЦУ РУЧЕЙ (А. Пушкин).

1. Предложение повествовательной, сложное, бессоюзное.

2. Состоит из 3-х ПЕ. 1-я ПЕ: ДОХНУЛ ОСЕННИЙ ХЛАД; 2-Я ПЕ: ДОРОГА ПРОМЕРЗАЕТ; 3-Я ПЕ: ЖУРЧА, ЕЩЕ БЕЖИТ ЗА МЕЛЬНИЦУ РУЧЕЙ.

3. Между ПЕ перечислительные отношения со значением одновременности, поэтому ССЧ не выделяются. Названные отношения выражены интонацией и формами совершенного несовершенного вида глаголов-сказуемых.


II. ЗДЕСЬ, ПО МАНЫЧУ, С НЕЗАПАЯМЯТНЫХ ВРЕМЕН ЛЕТЕЛИ СТРЕЛЫ С БЕРЕГА НА БЕРЕГ, РУБИЛИСЬ АЗИАТСКИЕ КОЧЕВНИКИ СО СКИФАМИ, АЛАНАМИ И ГОТАМИ; ОТСЮДА ГУННЫ ПОЛОЖИЛИ ВСЮ ЗЕМЛЮ ПУСТОЙ ДО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.

1. Предложение повествовательное, сложное, бессоюзное.

2. Состоит из 3-х ПЕ. 1-я ПЕ: ЗДЕСЬ, ПО МАНЫЧУ, С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН ЛЕТЕЛИ СТРЕЛЫ С БЕРЕГА НА БЕРЕГ; 2-я ПЕ: РУБИЛИСЬ АЗИАТСКИЕ КОЧЕВНИКИ СО СКИФАМИ, АЛАНАМИ И ГОТАМИ; 3-я ПЕ: ОТСЮДА ГУНЫ ПОЛОЖИЛИ ВСЮ ЗЕМЛЮ

ПУСТОЙ ДО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.

3. Названные ПЕ объединяются в 2 ССЧ. В 1-ю ССЧ входят 1-я и 2-я ПЕ, во 2-ю ССЧ – 3-я ПЕ. Отношения между ССЧ присоединительно-распространительные. Названные отношения выражены интонацией и анафорическим местоименным наречием ОТСЮДА.

4. 1-я ССЧ представляет собой минимальное бессоюзное предложение. Отношения между 1-й и 2-й ПЕ перечислительные со значением одновременности. Названные отношения выражены

интонацией и формами несовершенного вида глаголов-сказуемых..

5. 2-я ССЧ представляет собой простое предложение.


VII. МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

7.1. Особенности строения многочленных сложных предложений с разными видами связи

К ним относятся все многочленные сложные предложения, в которых средствами связи одновременно являются разные типы союзных средств (подчинительные и сочинительные), а также бессоюзная связь Группы таких предложений чрезвычайно многообразны по своему строению и не поддаются какой-либо классификации. Между тем отношения между ПЕ в таких конструкциях не представляют собой ничего принципиально нового по сравнению с рассмотренными типами сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.

Основные трудности при анализе многочленных сложных предложений заключаются в определении того, как объединяются между собой предикативные единицы в составе многочленной конструкции. Следует помнить, что предложения с разнотипной синтаксической связью обычно состоят из двух (минимум) логически и структурно выделяемых компонентов, структурно-смысловых частей, каждая из которых может представлять собой или сложное, или простое предложение. Иначе говоря, многочленные синтаксические конструкции с разными видам связи подчинены двум уровням членения: первое членение – логико-синтаксическое. На этом уровне выделяются структурно-смысловые части (ССЧ). Второе – структурно-синтаксическое, выделяются отдельные предикативные единицы.

На первом уровне членения синтаксические конструкции могут иметь только сочинительную и бессоюзную связи как связи наиболее свободные. Подчинительная связь возможна лишь как внутренняя связь между ПЕ в составе одной из ССЧ, т.е. подчинительная связь обнаруживается только на втором уровне членения многочленного сложного предложения с разными видами связи. Поэтому самый простой способ выделения ССЧ – ориентация на формальный критерий – анализ средств связи.

Например:

В ПОЛНОЧЬ МГЛА СГУСТИЛАСЬ ДО ТОГО, ЧТО ЕЕ МОЖНО БЫЛО ВИДЕТЬ В ЕНПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ СЕБЯ, И ЭТО НЕ БЫЛ ДЫМ, ПОТОМУ ЧТО ГАРЬЮ НЕ ПАХЛО (В. Арсеньев). Начертим схему этого предложения:



Данная схема четко представляет как структуру предложения в целом, так и особенности строения каждой из ССЧ. В 1-ю ССЧ входят 1-я и 2-я ПЕ, во 2-ю ССЧ – 3-я и 4-я ПЕ. Граница между ССЧ устанавливается формально, т.е. по сочинительному союзу И. На схеме видно, что все, что располагается по вертикали, представляет особенности внутренней структуры смысловых частей. При этом и 1-я и 2-я смысловые части имеют сходное строение. Это минимальные сложноподчиненные предложения. Все, что располагается по горизонтали, свидетельствует о количестве ССЧ в рамках многочленного сложного предложения с разными видами связи.

2. Граница между ССЧ в многочленных сложных предложениях с союзием и бессоюзием (без подчинительной связи) определяется так же, как и в многочленных сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях (см. соответствующие разделы).

Например:

ДОСАДНО МНЕ СТАЛО ЗА БЕСОННУЮ НОЧЬ, НО ТОТЧАС ЭТО ДОСАДНОЕ ЧУВСТВО СМЕНИЛОСЬ РАДОСТЬЮ: Я ВОЗВРАЩАЛСЯ НА БИВАК НЕ С ПУСТЫМИ РУКАМИ (В. Арсеньев).


7.2. Порядок синтаксического разбора многочленного сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания, структуре, основным средствам связи.

2. Указать количество ПЕ и их границы.

3. Выделить структурно-смысловые части многочленного предложения

4. Определить тип предложения по основной связи между ССЧ.

5. Определить отношения между ССЧ.

6. Дать структурно-семантическую характеристику тех ССЧ, которые представляют собой сложные конструкции.

7. Начертить схему предложения.

Образец разбора

ФРАНЦУЗАМ НЕ НУЖНО ИМЕТЬ ВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ О ТОМ, ЧТО ПОЛОВИНА ПЛЕННЫХ, С КОТОРЫМИ НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ДЕЛАТЬ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ЖЕЛАНИЕ РУССКИХ СПАСТИ ИХ, - ГИБЛИ ОТ ХОЛОДА И ГОЛОДА; ОНИ ЧУВСТВОВАЛИ, ЧТО ЭТО НЕ МОГЛО БЫТЬ ИНАЧЕ (Л. Толстой).

1. Предложение повествовательное, сложное, с разными видами связи (подчинительной и бессоюзной).

2. Состоит из 6-ти ПЕ.

1-я ПЕ: ФРАНЦУЗАМ НЕ НУЖНО ИМЕТЬ ВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ О ТОМ;

2-я ПЕ: ПОЛОВИНА ПЛЕННЫХ ГИБЛИ ОТ ХОЛОДА И ГОЛОДА;

3-Я ПЕ: С КОТОРЫМ НЕ ЗНАЛИ;

4-я ПЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ЖЕЛАНИЕ РУССКИХ СПАСТИ ИХ;

5-я ПЕ: ОНИ ЧУВСТВОВАЛИ;

6-я ПЕ: ЭТО НЕ МОГЛО БЫТЬ ИНАЧЕ.

3. Названные ПЕ объединяются в 2 ССЧ. 1-я ССЧ – 1,2, 3, 4 ПЕ; 2-я ССЧ – 5-я и 6-я ПЕ. ССЧ связаны бессоюзной связью, отношения между ними причинно-следственные, выражены интонацией.

4. 1-я ССЧ представляет собой многочленное сложноподчиненное предложение. 1-я ПЕ соотносится со 2-й ПЕ. Это минимальное сложноподчиненное предложение. Главной является 1-я ПЕ, придаточной 2-я ПЕ; придаточная часть распространяет в главной части сочетание существительного СВЕДЕНИЙ с предложно-падежной формой указательного слова О ТОМ и находится в постпозиции. В главной части есть соотносительное слово: указательное местоимение О ТОМ, средством связи является союз ЧТО. Отношения между ПЕ объектные, придаточная часть отвечает на вопрос О ЧЕМ? Это сложноподчиненное предложение нерасчлененной конструкции с придаточным изъяснительно-объектным.

2-я ПЕ соотносится с 3-й ПЕ. Это минимальное сложноподчиненное предложение. Главной является 2-я ПЕ, придаточной 3-я ПЕ; придаточная часть распространяет в главной существительное ПЛЕННЫХ и находится в постпозиции. В главной части соотносительных слов нет, средством связи служит союзное слово С КОТОРЫМИ. Отношения между ПЕ атрибутивно-распространительные, придаточная часть отвечает на вопрос КАКИХ?. Это сложноподчиненное предложение нерасчлененной конструкции с придаточным присубстантивно-атрибутивным.

3-я ПЕ соотносится с 4-й ПЕ. Это минимальное сложноподчиненное предложение. Главной является 3-я ПЕ, придаточной 4-я ПЕ. Придаточная часть распространяет в главной части глагол НЕ ЗНАЛИ и находится в постпозиции. В главной части соотносительных слов нет, средством связи является союз ЧТО. Отношения между ПЕ объектные, придаточная часть отвечает на вопрос ЧЕГО? Это сложноподчиненное предложение нерасчлененной конструкции с придаточным изъяснительно-объектным.

1-я ССЧ представляет собой многочленное сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных частей.

5. 2-я ССЧ представляет собой минимальное сложноподчиненное предложение. Главной является 5-я ПЕ, придаточной 6-я ПЕ. Придаточная часть распространяет в главной глагол ЧУВСТВОВАЛИ и находится в постпозиции. В главной части соотносительных слов нет, средством связи является союз ЧТО. Отношения между ПЕ объектные, придаточная часть отвечает на вопрос ЧТО?. Это сложноподчиненное предложение нерасчлененной конструкции с придаточным изъяснительно-объектным.

1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей