Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП. Синтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)


НазваниеСинтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)
Анкорметодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
Дата08.10.2017
Размер454 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
ТипДокументы
#27367
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В.А.Бурцев

(методическое пособие)

I. СТРУКТУРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.1. Определение количества предикативных единиц в сложном предложении.

Поскольку каждая из частей сложного предложения строится по формулам (схемам) простого предложения, то для определения количества предикативных единиц необходимо установить количество простых предложений, входящих в состав сложного. С этой целью следует найти грамматические основы простых предложений. Именно они являются конструктивным центром каждой предикативной единицы. Например: ВСТРЕЧНЫЙ ВЕТЕР НОРОВИЛ ОСТАНОВИТЬ БАРЖУ, А ПОПУТНОЕ ТЕЧЕНИЕ С СИЛОЙ БИЛО В ВОДЯНЫЕ ПАРУСА (В. Шишкин).

В этом предложении две грамматические основы: первая – ВЕТЕР НОРОВИЛ ОСТАНОВИТЬ, вторая – ТЕЧЕНИЕ БИЛО. Следовательно, данное сложное предложение состоит из двух предикативных единиц (далее – ПЕ).

Необходимо помнить, что в состав ПЕ входит не только грамматическая основа, но и распространяющие ее второстепенные члены предложения, которые грамматически и по смыслу зависят от подлежащего, сказуемого или других второстепенных членов. Таким образом, можно сказать, что анализируемое сложное предложение состоит из 2-х ПЕ. 1-я ПЕ: ВСТРЕЧНЫЙ ВЕТЕР НОРОВИЛ ОСТАНОВИТЬ БАРЖУ; 2-я ПЕ: ПОПУТНОЕ ТЕЧЕНИЕ С СИЛОЙ БИЛО В ВОДЯНЫЕ ПАРУСА. (Союзы не включаются в состав ПЕ).

В разных типах сложных предложений ПЕ с информативной точки зрения неоднородны. Одни из них обнаруживают смысловую незавершенность и не могут употребляться самостоятельно как единицы общения. Например:

1. ЧЕМ ВЫШЕ ПОЭТ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ОН ОБЩЕСТВУ (В. Белинский).

2. ЗНАЙ Я РАНЬШЕ, ЖИЛ БЫ В ГОРОДЕ (М. Горький).

В этих предложениях предикативные единицы ЧЕМ ВЫШЕ ПОЭТ и ЗНАЙ Я РАНЬШЕ не могут иметь самостоятельного употребления, так как по смыслу и интонационно являются незавершенными. Однако они обладают специфическим структурным свойством простого предложения: содержат такие элементы (подлежащее и сказуемое), которые находятся в предикативных отношениях, что и позволяет говорить о наличии в этой сложной конструкции двух простых конструкций (именно такие предложения представляют наибольшую сложность при анализе их количественного состава).

Другие ПЕ (обычно в составе некоторых типов сложносочиненных предложений), наоборот, могут быть употреблены как самостоятельные высказывания. Ср.: ГРОЗА ПРОШЛА, И ВЕТКА БЕЛЫХ РОЗ В ОКНО МНЕ ДЫШИТ АРОМАТОМ (А. Блок)

Здесь и 1-я ПЕ (ГРОЗА ПРОШЛА) и 2-я ПЕ (ВЕТКА БЕЛЫХ РОЗ В ОКНО МНЕ ДЫШИТ АРОМАТОМ) способны функционировать как законченные, завершенные, предложения.

Определить количество и границы ПЕ достаточно сложно, если одна из ПЕ находится внутри другой. Такая позиция ПЕ называется интерпозицией. Интерпозиция характеризует структуру только сложноподчиненных предложений. Например: ДЛЯ ВСЕГО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ В ПРИРОДЕ, В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ХОРОШИХ СЛОВ И НАЗВАНИЙ (К. Паустовский).

При анализе таких предложений следует помнить, что организующим центром ПЕ является грамматическая основа, и именно с нахождения грамматических основ должен начинаться анализ сложного предложения, если мы хотим установить точное количество ПЕ. Установив все грамматические основы, легко определить, какие слова и сочетания слов распространяют данную грамматическую основу. Ср.: МНОЖЕСТВО СЛОВ ЕСТЬ (для чего?) ДЛЯ ВСЕГО…

Возможность задать вопрос от одного члена предложения к другому является показателем смысловой и грамматической связи между словами, которые, таким образом, входят в одну, а не в разные ПЕ.

1.2. Границы предикативных единиц

Показателями границ ПЕ являются знаки препинания и союзные средства связи частей сложного предложения. ПЕ в составе сложного предложения могут разделяться:

1) запятой – СЛЕДУЕТ ВСПОМНИТЬ СЛОВА САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, ЧТО ЛИТЕРАТУРА ИЗЪЯТА ИЗ ЗАКОНОВ ТЛЕНИЯ (К. Паустовский);

2) точкой с запятой – ПО СТОРОНАМ ВЫСИЛИСЬ КРУТЫЕ ГОРЫ; ОНИ ОБРЫВАЛИСЬ В ДОЛИНУ УТЕСАМИ (В. Арсеньев);

3) двоеточием – ВДАЛИ ВИЛАСЬ ПЫЛЬ: АЗАМАТ СКАКАЛ НА ЛИХОМ КАРАГЕЗЕ (М. Лермонтов);

4) тире – ПРИДЕШЬ – ВСЕ БУДУТ ОЧЕНЬ РАДЫ.

Если внутри предложения употребляются подчинительные средства связи (ЕСЛИ, ТАК КАК, ЧТОБЫ, КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА и др.), то они свидетельствуют о наличии в предложении как минимум двух ПЕ. Одна из них заканчивается перед союзным средством, а другая начинается после союзного средства связи.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ СВЯЗИ

В вузовской грамматике принято классифицировать сложные предложения по основным средствам связи. Средства связи – наиболее общий типологический признак сложных предложений, который кладется в основу их классификации. С этой точки зрения все сложные предложения можно разделить на четыре группы:

1. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Средствами связи частей сложносочиненного предложения служат сочинительные союзы. Иначе говоря, к сложносочиненным относятся любые сложные предложения, в которых ПЕ связаны сочинительными союзами. При этом характер смысловых отношений между ПЕ не влияет на общую квалификацию таких конструкций. Например: МОЛОДОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ, ПО-ВИДИМОМУ, ВЫЗЫВАЛА В НЕМ ЖАЛОСТЬ, И ПОТОМУ, ВЕРОЯТНО, ОН ГОВОРИЛ ЕМУ «ТЫ» (А Чехов).

В этом предложении, помимо соединительных отношений, выраженных союзом И, реализовано также и причинно-следственное значение, характерное для сложноподчиненных предложений. Однако по основному средству связи (союз И) мы обязаны квалифицировать это предложение как сложносочиненное.

2. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Средствами связи частей являются подчинительные союзы и союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия). Например: Я СЧИТАЮ, ЧТО ВСЕ ВИДЫ ИСКУССТВА ПОМОГАЮТ ПИСАТЕЛЮ В УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЕГО МАСТЕРСТВА (К. Паустовский).

Это минимальное (двучленное) сложноподчиненное предложение, которое состоит из 2-х ПЕ. 1-я ПЕ: Я СЧИТАЮ; 2-я ПЕ: ВСЕ ВИДЫ ИСКУССТВА ПОМОГАЮТ ПИСАТЕЛЮ В УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЕГО МАСТЕРСТВА. Эти ПЕ связаны между собой подчинительным союзом ЧТО, который и является главным показателем основного типа предложения.

3. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. В бессоюзных сложных предложениях ПЕ связываются между собой только по смыслу и интонационно, т.е. без помощи союзов или союзных слов. Например: НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ - ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ (Пословица).

Это минимальное бессоюзное сложное предложение, состоящее из 2-х ПЕ. 1-я ПЕ: НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ; 2-я ПЕ: ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ. Между ПЕ нет материально выраженного средства связи (союза или союзного слова); следовательно, это бессоюзное предложение.

4. МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. К этому типу сложных предложений относятся конструкции, состоящие из трех и более ПЕ, связанных между собой разнотипными средствами связи, например, сочинительной и подчинительной, бессоюзной и подчинительной и др. Ср.: ПРИСМОТРИТЕСЬ К СЛОВАМ В ЭТОМ ОТРЫВКЕ, И ВЫ СОГЛАСИТЕСЬ С ГОРЬКИМ, ЧТО ПРИШВИН ОБЛАДАЛ СОВЕРШЕННЫМ УМЕНИЕМ ПРИДАВАТЬ ПУТЕМ ГИБКОГО СОЧЕТАНИЯ ПРОСТЫХ СЛОВ ПОЧТИ ФИЗИЧЕСКУЮ ОЩУТИМОСТЬ ВСЕМУ, ЧТО ОН ИЗОБРАЖАЛ (К. Паустовский).

Это предложение состоит из 4-х ПЕ. 1-я ПЕ: ПРИСМОТРИТЕСЬ К СЛОВАМ В ЭТОМ ОТРЫВКЕ; 2-я ПЕ: ВЫ СОГЛАСИТЕСЬ С ГОРЬКИМ; 3-я ПЕ: ПРИШВИН ОБЛАДАЛ СОВЕРШЕННЫМ УМЕНИЕМ ПРИДАВАТЬ ПУТЕМ ГИБКОГО СОЧЕТАНИЯ ПРОСТЫХ СЛОВ ПОЧТИ ФИЗИЧЕСКУЮ ОЩУТИМОСТЬ ВСЕМУ; 4-я ПЕ: ЧТО ОН ИЗОБРАЖАЛ.

Между первой и второй ПЕ используется сочинительный союз «И», между второй и третьей ПЕ – подчинительный союз «ЧТО», между третьей и четвертой – союзное слово «ЧТО» (союзные слова являются средствами связи в сложноподчиненных предложениях). Так как в этом предложении есть сочинительная и подчинительная связь, то данную конструкцию следует квалифицировать как многочленное сложное предложение с разными видами связи.

III. ТИПЫ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

3.1. Типы сложносочиненных предложений по основным средствам связи

По союзам, выражающим различные значения, сложносочиненные предложения делятся на пять структурно-семантических групп.

1. С соединительными союзами: И, ДА (= И), НИ…НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, НЕ ТО ЧТОБЫ…А. Например: ЧАЙ ПИЛИ ИЗ БЛЮДЕЦ НЕ СПЕША, И РАЗГОВОРЫ БЫЛИ СТЕПЕННО-НЕТОРОПЛИВЫМИ (В. Песков).

2. С разделительными союзами: ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Например: ТО ОН ВГЛЯДЫВАЛСЯ В ЕЕ ГЛАЗА И ПО-ДЕТСКИ РАДОВАЛСЯ, ТО СНОВА ГРУСТЬ СКОВЫВАЛА ЕГО ЛИЦО (А. Чехов).

3. С противительными союзами: А, НО, ДА (=НО), ЖЕ, ЗАТО, ОДНАКО, ТОЛЬКО ЛИШЬ, ВСЕ-ТАКИ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ. Например: ФЕВРАЛЬ СИЛЕН МЕТЕЛЬЮ, А МАРТ КАПЕЛЬЮ (Пословица).

4. С присоединительными союзами: ДА И, А ТО, А НЕ ТО, НЕ ТО. Например: С БАРЫШНЯМИ Я БЫЛ ЗАСТЕНЧИВ И РОБОК, НЕ УМЕЛ ГОВОРИТЬ, ДА И НЕ О ЧЕМ БЫЛО ГОВОРИТЬ (А. Чехов).

5. С пояснительными союзами: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО. Например: НИКОЛАЙ БЫЛ ОДЕТ ПО-ДОРОЖНОМУ, ТО ЕСТЬ ШТАНЫ БЫЛИ ВСУНУТЫ В САПОГИ… (Л. Толстой).

3.2. Классификация сложносочиненных предложений на основе формального признака – потенциального количественного состава.

На основании синтаксического признака «структурная открытость / закрытость» сложносочиненные предложения делятся на две группы: 1) предложения открытой структуры; 2) предложения закрытой структуры.

1. Предикативные единицы сложносочиненных предложений открытой структуры представляют собой незамкнутый ряд, то есть предложение может быть продолжено и продолжено «до бесконечности». Ограничивающим фактором выступают лишь явления стилистического порядка. В таких конструкциях не только отношения между «потенциальными» и «реальными» ПЕ всегда одни и те же, но и само их строение характеризуется однотипностью. Например: И ПОЛЯ ЦВЕТУТ, И ЛЕСА ШУМЯТ. Это сложносочиненное предложение открытой структуры. Оно состоит из 2-х ПЕ, между которыми соединительно-перечислительные отношения. Данное предложение можно продолжить, «добавляя» другие ПЕ с тем же самым грамматическим значением. Ср.: И ПОЛЯ ЦВЕТУТ, И ЛЕСА ШУМЯТ, И ЛЕЖАТ В ЗЕМЛЕ ГРУДЫ ЗОЛОТА, И ВО ВСЕХ КОНЦАХ СВЕТА БЕЛОГО ПРО ТЕБЯ ИДЕТ СЛАВА ГРОМКАЯ (И. Никитин).

2. В сложносочиненных предложениях закрытой структуры ПЕ оказываются структурно и семантически обусловленными, т.е. одна часть предполагает наличие другой части и не предполагает наличие третьей с тем же самым синтаксическим значением. Поэтому такие сложносочиненные предложения представляют собой замкнутый ряд ПЕ, так как они всегда двучленны. Это значит, что при попытке продолжить такое предложение мы должны будем включить в его состав ПЕ с другим грамматическим значением. Например: ЗВЕЗДЫ ЕЩЕ СВЕРКАЛИ ОСТРО И ХОЛОДНО, НО НЕБО НА ВОСТОКЕ УЖЕ СТАЛО СВЕТЛЕТЬ (Б. Полевой).

Это двучленное сложносочиненное предложение, которое можно охарактеризовать как предложение закрытой структуры. Между ПЕ противительно-уступительные отношения. Если попытаться данное предложение продолжить, то это можно сделать лишь при условии, что между 2-й ПЕ и следующей за ней ПЕ будут другие синтаксические отношения, например, соединительно-результативные. Ср.: ЗВЕЗДЫ ЕЩЕ СВЕРКАЛИ ОСТРО И ХОЛОДНО, НО НЕБО НА ВОСТОКЕ УЖЕ СТАЛО СВЕТЛЕТЬ, И ЛЕТЧИК РЕШИЛ ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ.

Ниже приводится схема, в которой все типы сложносочиненных предложений распределены по двум наиболее общим группам: предложения открытой структуры и предложения закрытой структуры.

А. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТКРЫТОЙ СТРУКТУРЫ

1.Соединительные

а. Одновременности;

б. Последовательности

2. Разделительные

а. Взаимоисключения

б. Чередования

Б. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ СТРУКТУРЫ

1. Соединительные

а. Результативные

б. Распространительные

в. Уступительные

г. Отождествительные

д. Градационные

2. Противительные

3. Пояснительные

4. Присоединительные

3.3. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами открытой структуры

1. СОЕДИНИТЕЛЬНО-ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОДНОВРЕМЕННОСТИ. Союзы: И, ДА, НИ…НИ; глаголы-сказуемые несовершенного вида. Например: И ПАХНЕТ ВЯЛАЯ ТРАВА, ОТ ИНЕЯ ХРУСТАЛЬНАЯ, И, РАЗЛИЧИМАЯ ЕДВА, ЗВЕЗДА БЛЕСТИТ ПЕЧАЛЬНАЯ (В. Тушнова).

Это предложение сложное, так как состоит из двух ПЕ. 1-я ПЕ: И ПАХНЕТ ВЯЛАЯ ТРАВА, ОТ ИНЕЯ ХРУСТАЛЬНАЯ; 2-я ПЕ: РАЗЛИЧИМАЯ ЕДВА, ЗВЕЗДА БЛЕСТИТ ПЕЧАЛЬНАЯ. ПЕ связаны между собой сочинительным союзом, следовательно, это сложносочиненное предложение. Союз И соединительный, поэтому в самом общем виде отношения в этом предложении можно охарактеризовать как соединительные. [Представленный в этом абзаце алгоритм разбора можно использовать относительно всех типов минимальных сложносочиненных предложений на начальном этапе их синтаксического анализа. И в дальнейшем такой алгоритм следует применять «по умолчанию» к каждому типу рассматриваемых конструкций.]

Части этого предложения представляют собой незамкнутый ряд, т.е. предложение может быть продолжено путем присоединения других предикативных единиц с тем же самым грамматическим значением (перечислительным). Ситуации, отраженные в ПЕ, мыслятся говорящим как одновременные. Грамматическим средством выражения одновременности выступают в данном предложении формы несовершенного вида глаголов-сказуемых (ПАХНЕТ-БЛЕСТИТ).

2. СОЕДИНИТЕЛЬНО-ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. Союзы: И, ДА; глаголы-сказуемые совершенного вида или совершенного и несовершенного вида. Например: В ТУ ЖЕ МИНУТУ НАД СОПКОЙ ВЗЛЕТЕЛИ СРАЗУ ДЕСЯТКИ РАКЕТ, И БЕШЕНОЙ СКОРОГОВОРКОЙ ЗАЛИЛИСЬ ПУЛЕМЕТЫ (Н. Седых). Части этого предложения также представляют собой незамкнутый ряд, однако ситуации, отраженные предикативными единицами, мыслятся здесь как последовательные: сначала ВЗЛЕТЕЛИ, потом ЗАЛИЛИСЬ. Значение последовательности выражается в данном случае формами совершенного вида глаголов-сказуемых.

3.4. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами закрытой структуры

1. СОЕДИНИТЕЛЬНО-РАСПРОСТРАНИТЕЛЬНЫЕ. Союзы: И, ДА; анафорические местоимения во второй части, лексические повторы, синонимы. Например: НА ОДНО МГНОВЕНИЕ ОНА ОКАЗАЛАСЬ СМУЩЕННОЙ, И ЭТО УДИВИТЕЛЬНО ИЗМЕНИЛО ЕЕ ЛИЦО (В. Короленко).

В этом предложении части представляют собой замкнутый ряд, поскольку они по смыслу (семантически) и по структуре оказываются взаимообусловленными. Результатом взаимообусловленности является то, что предложение в целом не может быть продолжено, дополнено предикативными единицами, которые бы в сочетании с предыдущими выражали то же самое грамматическое значение. Распространительный оттенок соединительных отношений выражает в данном случае анафорическое местоимение ЭТО, которое еще раз указывает на явление, уже названное в первой части (ОКАЗАЛАСЬ СМУЩЕННОЙ) [Анафору в сложном предложении можно охарактеризовать как повторную номинацию, т.е. обозначение каким-либо способом в последующих ПЕ предметов, явлений и событий, уже названных в предыдущих ПЕ].

Данное явление (в нашем случае – главный признак подлежащего) распространяется, раскрывается содержанием второй части.

2. СОЕДИНИТЕЛЬНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ. Союз И; во второй части могут быть употреблены (или подставлены) местоименные наречия ПОЭТОМУ, ПОТОМУ и вводные слова СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ. Например: ВЕКОВЫЕ ТЕМНЫЕ ДЕРЕВЬЯ СОМКНУЛИСЬ НАД ГОЛОВАМИ БОЙЦОВ, И СОЛНЦЕ НЕ МОГЛО ПРОБИТЬСЯ СКВОЗЬ ЛИСТВУ (О. Гончар).

Вторая часть представляет собой результат тех действий, о которых говорилось в первой части. Во второй части легко употребить местоименное наречие ПОТОМУ, значение которого и «подскажет» тип грамматического значения всего сложного предложения.

3. С УСЛОВНО-СЛЕДСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. Союз И; могут быть соотнесены планы ирреальной модальности (1-я часть) и реальной (2-я часть), что соответственно выражается формами повелительного и изъявительного наклонения глаголов-сказуемых. Предложения этого типа синонимичны сложноподчиненным с придаточным условия. Например: ТЫ ПОЗОВИ МЕНЯ, РОССИЯ, И Я ПРОРВУСЬ СКВОЗЬ ОБЛАКА (В. Харитонов).

Соотношение разных модальных планов (в 1-й части – повелительное наклонение, во 2-й – изъявительное) является формальным показателем условно-следственного значения. Кроме того, это предложение в силу синонимичности своего значения со сложноподчиненным предложением с придаточным условия может быть легко трансформировано в подчинительную конструкцию. Ср.: ЕСЛИ ПОЗОВЕШЬ МЕНЯ, РОССИЯ, Я ПРОРВУСЬ СКВОЗЬ ОБЛАКА.

4. С ПРОТИВИТЕЛЬНО-УСТУПИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.

Союз И; предложения этого типа синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным уступительным. Например: БЫЛИ ОТКРЫТЫ ВСЕ ОКНА С ПРАВОЙ СТОРОНЫ, И ВСЕ-ТАКИ БЫЛО ДУШНО (В. Панова).

Во второй части этого предложения содержится обозначение действия, которое совершается вопреки тому, о чем говорится в первой части. В сложноподчиненном предложении значение «уступка» выражается союзами ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО и др. Эти же союзы, подставленные в сложносочиненное предложение данного типа, подсказывают тип его семантики. Ср.: ХОТЯ БЫЛИ ОТКРЫТЫ ВСЕ ОКНА С ПРАВОЙ СТОРОНЫ, ВСЕ-ТАКИ БЫЛО ДУШНО.

5. СОЕДИНИТЕЛЬНО-ОТОЖДЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ. Например: ЛУНА ВЗОШЛА СИЛЬНО БАГРОВАЯ И ХМУРАЯ, ЗВЕЗДЫ ТАКЖЕ ХМУРИЛИСЬ (А. Чехов).

Оттенок тождества, т.е. сходства, отмечаемый как грамматическое значение данных предложений, легко устанавливается по союзу ТАКЖЕ. Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ однозначны: они всегда, выступая в функции средства связи сложносочиненного предложения, служат для выражения отождествительного значения. Следует запомнить, что отождествительные союзы очень часто находятся в дистантной позиции (не сразу после первой ПЕ, а внутри второй части), что нередко приводит к ошибочной квалификации таких предложений как бессоюзных сложных.

6. СОЕДИНИТЕЛЬНО-ГРАДАЦИОННЫЕ. Союз НЕ ТОЛЬКО…НО И. Значение данных предложений легко определяется по моносемантичному (способному выражать только одно языковое значение) союзу. Например: ЯЗЫК ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПОНЯТНЫЙ ИЛИ ПРОСТОНАРОДНЫЙ, НО ЯЗЫК ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОРОШИЙ (Л. Толстой).
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей