Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Томас С. Хигби. Содействие использованию научно обоснованных мер вмешательства для. Содействие использованию научно обоснованных мер вмешательства для дошкольников с аутизмом


НазваниеСодействие использованию научно обоснованных мер вмешательства для дошкольников с аутизмом
АнкорТомас С. Хигби. Содействие использованию научно обоснованных мер вмешательства для.pdf
Дата12.10.2017
Размер2.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTomas_S_Khigbi_Sodeystvie_ispolzovaniyu_nauchno_obosnovannykh_me
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#28461
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Содействие использованию научно обоснованных мер вмешательства для дошкольников с аутизмом
Томас С. Хигби
Thomas S. Higbee, Ph.D., BCBA-D

Томас С. Хигби - Thomas S. Higbee, Ph.D., BCBA-D
Профессор, Департамент специального образования и реабилитации
Директор, программа аутизма ASSERT
Университет штата Юта

Программа
ASSERT
нацелена на
1. Образование: Обеспечивать эффективное раннее вмешательство для обучения новым навыкам и поведению с использованием передовых практик, основанных на исследованиях
2. Исследования: Проводить исследования для улучшения вмешательств в области поведения и обучения для детей с аутизмом
3. Обучение: Служить в качестве модели обучающей классной комнаты для будущих специальных педагогов Университета штата Юта и других специалистов в области образования во всем штате Юта, которые заинтересованы в том, чтобы научиться эффективно работать с детьми, которым был поставлен диагноз расстройства аутистического спектра


Несмотря на то, что исследователям пока не удалось определить причину
РАС, были разработаны эффективные методы помощи при данном расстройстве

Исследования показали, что несмотря на то, что дети с РАС не обучаются легко в типичной образовательной среде, они могут многому научиться, если окружающая среда сконструирована соответствующим образом

Исследования показывают, что успешная помощь детям с РАС - помощь, основанная на принципах Прикладного анализа поведения (ABA - Applied
Behavior Analysis)

Исследования также показали, что поведенческие вмешательства наиболее эффективны тогда, когда они интенсивны (20-40 часов в неделю) и начинаются в раннем возрасте (3-5 лет)

Эти же стратегии, однако, успешно используются также с детьми старшего возраста
Аутизм:
Обучение и помощь

• Прикладной анализ поведения (ABA - Applied Behaviour Analysis) - это научный подход к пониманию поведения через обращение к событиям в окружающей среде, которые влияют на него
• Научные подходы прикладного анализа поведения успешно применяются в различных способах помощи детям и взрослым с РАС
• Подходы к помощи, основанные на ABA, включают обучение соответствующей коммуникации, социальным/игровым навыкам и академическим навыкам через предоставление ученикам возможностей для применения этих навыков на практике и затем обеспечение положительных последствий, когда ученики выполняют задание соответствующим образом
Прикладной анализ поведения и аутизм

Помощь
Аутизм
Поведение 1
Поведение 2
Поведение 3
Поведение 4
Традиционный взгляд
Помощь А
Помощь В
Помощь С
Помощь D
Поведение 1
Поведение 2
Поведение 3
Поведение 4
Поведенческий взгляд
Медицинские vs поведенческие представления об аутизме

• Проводя большое количество исследований ученые, изучающие поведение, продемонстрировали, что события в среде, окружающей поведение, напрямую влияют на вероятность повторения этого поведения в будущем
• Анализ поведения - это область науки, изучающая поведение и события в окружающей среде, которые влияют на него
• Прикладной анализ поведения (ABA - Applied Behavior Analysis)
- это раздел данной области, который применяет основные поведенческие принципы, изученные в лабораторных условиях, для улучшения условий жизни человека
Что такое
Прикладной анализ поведения (ABA)
?

• Любое поведение имеет причину (потому что оно подкрепляется окружающей средой человека... подробнее об этом через минуту)
• Поскольку причины поведения находятся в окружающей среде, а не внутри человека, любое поведение потенциально можно изменить
• Это по своей природе оптимистичный подход, поскольку он означает, что все ученики могут учиться и что нет "необучаемых" учеников
• Даже ученики с наиболее тяжелыми нарушениями, включая аутизм, могут учиться и преодолевать поведенческие трудности
Философские основания ABA

• Исследования говорят о том, что последствия, производимые поседением, имеют огромное влияние на будущие проявления этого повеления
• Поведенческий процесс, через который происходит усиление поведения, называется подкреплением
• Когда поведение человека улучшает его или ее ситуацию, он/она с большей вероятностью повторит это поведение - это подкрепление
• Поведенческий процесс, через который происходит ослабление поведения, называется наказанием
• Когда поведение человека ухудшает его или ее ситуацию, вероятность того, что он/она повторит это поведение, ниже - это наказание
Базовые принципы ABA

Положительное подкрепление
– После поведения ученику представляется что-то желаемое для него/нее
– В будущем при аналогичных обстоятельствах проявление данного поведения более вероятно
Отрицательное подкрепление
– После поведения забирается что-то нежелаемое для ученика
– В будущем при аналогичных обстоятельствах проявление данного поведения более вероятно
Угасание/погашение
– Подкрепление больше не предоставляется при сохранении поведения
– С течением времени поведение снижается
Основные понятия

Положительное подкрепление - это наиболее важный из инструментов вмешательств для детей с аутизмом, основанны х
на прикладном анализе поведения
• В обучении, основанном на прикладном анализе поведения, мы предоставляем ученику повторяющиеся возможности получить положительное подкрепление за вовлечение в желательное поведение, повышая таким образом вероятность проявления этого поведения в будущем
• За нежелательным поведением не следует подкрепление, что снижает вероятность проявления этого поведения в будущем
Стратегии подкрепления в программах аутизма, основанных на ABA


За последние 40 лет были опубликованы сотни исследований, документирующих эффективность техник прикладного анализа поведения для формирования навыков и снижения проявления проблемного поведения у людей с аутизмом

Недавние всеобъемлющие обзоры документально подтвердили решительное доказательство эффективности программ для людей с аутизмом, основанных на прикладном анализе поведения (Wong et al., 2015)

Различные государственные и федеральные агентства США признали доказанную эффективность прикладного анализа поведения (New York State
Dept. of Health, Maine Administrators of Services for Children with Disabilities, U.S.
Surgeon General Report on Mental Health, 1999)

Кроме того, группы экспертов профессиональных ассоциаций, таких как
Американская академия детской и подростковой психиатрии, Американская академия неврологии и Американская академии педиатрии, сообщают, что прикладной анализ поведения является весьма эффективным в удовлетворении потребностей детей с аутизмом
Исследование раннего интенсивного прикладного анализа поведения


Для создания для каждого ученика индивидуального плана обучения и поведенческой программы, обращающейся ко всем поведенческим недостаточностям и чрезмерностям (напр., социальные, коммуникативные, академические, поведенческие и т.д.), используются оценки, основанные на учебном плане

Сложные навыки разбиваются на составные части, и простые навыки встраиваются в более сложные

Ученикам предоставляется много попыток обучения для практики новых навыков; эти навыки практикуются как в структурированной, так и в неструктурированной окружающей среде

Для предоставления попыток обучения используются множественные методические приемы (напр., обучение методом дискретных проб, непрямое обучение, подсказки и процедуры постепенного снижения их использования, социальные сценарии и процедуры постепенного снижения их использования, натуралистические техники развития языка и т.д.)
Характеристики
«образцовой»
программы для детей с аутизмом, основанной на прикладном анализе поведения


За правильными ответами следует подкрепление, которое было предварительно систематически выявлено и которое является подходящим для человека в данное время

С течением времени использование первичного подкрепления (напр., съедобные объекты) постепенно снижается и заменяется социальным подкреплением и доступом к соответствующим возрасту игровым материалам

С течением времени учеников учат ждать перед получением покрепления (напр., с использованием простых жетонных систем для получения доступа к предпочитаемым игрушкам/играм)

Акцент делается на том, чтобы сделать процесс обучения приятным для ребенка

Решения учебной программы основываются на объективно определенных и измеренных данных по ученику
Характеристики
«образцовой»
программы для детей с аутизмом, основанной на прикладном анализе поведения


Отклоняющееся поведение рассматривается с помощью техник функциональной оценки и вмешательства (т.е. Производится погашение отклоняющегося поведения, в то время как ребенка обучают замещающему поведению и подкрепляют его)

Нет никакого "свободного времени". Инструкции встраиваются в каждую активность в течение дня

Принимаются меры для развития генерализации и поддержания навыков ученика: ученик регулярно получает инструкции от разных инструкторов и в разных обстановках

Родителей учат тому, как работать с отклоняющимся поведением и поддерживать новое соответствующее поведение дома

Программа проводится людьми с постдипломной подготовкой в области анализа поведения и конкретной подготовкой и опытом в области поведенческих вмешательств для учеников с аутизмом (существует международная сертификация для специалистов по анализу поведения)
Характеристики
«образцовой»
программы для детей с аутизмом, основанной на прикладном анализе поведения


Общий акцент делается на том, чтобы обучить ребенка учиться из его/ее естественной окружающей среды (как это делают типичные дети)

По мере того как ученик развивает необходимые навыки, происходит постепенный переход от строгой, интенсивной инструкции 1:1 к обстановкам и стилям инструкции, приближенным к типичным образовательным средам (напр., инструкции небольшой и большой группе, социальное и подкрепление, меньшее количество конкретных инструкций)

По мере того как ученик развивает необходимые навыки, он/она вовлекается в структурированные социальные/игровые активности с типично развивающимися сверстниками

Когда ученики переводятся из интенсивных программ, основанных на прикладном анализе поведения, к традиционным обычным или специальным образовательным программам, этот переход запланирован, систематизирован и происходит с течением времени в ответ на потребности ученика
Характеристики
«образцовой»
программы для детей с аутизмом, основанной на прикладном анализе поведения

• Раннее интенсивное поведенческое вмешательство для детей с РАС дошкольного возраста (3-6 лет)
• 20 часов в неделю индивидуальных занятий (один педагог для каждого ученика)
• 12 часов в неделю обучения в небольшой группе в образовательном учреждении
• У каждого ученика есть собственная индивидуальная академическая и поведенческая программа, основанная на его или ее конкретных сильных и слабых сторонах
Модель вмешательства для детей раннего возраста с аутизмом, основанная на АВА

• Для создания индивидуальной программы для каждого ученика наряду с учебным планом ASSERT используется Программа оценки навыков речи Verbal behavior milestones assessment and placement program - VB-MAPP
• В ходе каждой обучающей попытки производится сбор данных; эти данные регулярно анализируются для определения академического и поведенческого прогресса
• На основе результатов ученикаå производятся изменения в процедурах обучения
• Родителям каждый месяц предоставляется подробный отчет
Модель ASSERT:
Учебный план и оценка

• Обучение инструкторов происходит через учебные модули онлайн, прямое наставничество и сессии обратной связи
• Все инструкторы ежемесячно оцениваются с помощью Оценки инструктора ASSERT (ASSERT Instructor Evaluation), чтобы убедиться в том, что их навыки поддерживаются на высоком уровне
• Для обеспечения непрерывной подготовки и равномерного обучения еженедельно проводятся встречи со всеми инструкторами, работающими с определенным ребенком
• Специалисты по ведению конкретных случаев с постдипломной подготовкой в области анализа поведения отвечают за управление учебным планом ученика и обеспечение того, что работа всех учителей соответствует стандартам программы
Модель ASSERT:
Обучение и наблюдение

• На еженедельных встречах, посвященных ведению конкретного случая, все специалисты по ведению случаев и директор программы обсуждают конкретные случаи и принимают решения по программе
• Специалисты по ведению индивидуальных случаев также еженедельно встречаются с директором программы для обсуждения индивидуальных случаев учеников
Модель ASSERT:
Обучение и наблюдение

• Обучение родителей общей теме в большой группе один раз в месяц
• Специалисты по ведению случаев обеспечивают консультации и обучение родителей на дому два раза в месяц
• Родители посещают консультативные встречи со специалистами по ведению случаев два раза в месяц
• Родители могут связаться со специалистами по ведению случаев по электронной почте или отправить сообщение с вопросами в любое время
Модель ASSERT:
Участие родителей

• Обучение методом дискретных проб
• Расписания активностей
• Социальные сценарии/постепенное снижение сценариев
• Обучение просьбе (манд)
• Видеомоделирование
• Методы натуралистического обучения
• И многие другие...
Модель ASSERT:
Процедуры обучения


Обучение методом дискретных проб (Discrete Trial Teaching - DTT) - это наиболее распространенный подход к оказанию помощи детям с РАС, основанный на прикладном анализе поведения

В рамках подхода DTT ученикам предоставляется множество повторяющихся возможностей (называемых "попытками" обучения) применить конкретные навыки на практике и получить прямую обратную связь от инструктора

Обучение ведется в быстром темпе, и у каждого ученика обычно есть свой индивидуальный инструктор

Когда ученику требуется дополнительная помощь для выполнения конкретных задач обучения, инструктор подсказывает или дает сигнал о том, чтобы дать правильный ответ, и затем дает положительное последствие

Затем с течением времени эти подсказки устраняются так, чтобы ученик мог использовать навыки самостоятельно

DTT как техника обучения учеников с РАС неоднократно демонстрировал свою эффективность, он может быть использован для обучения многим различным видам навыков
Обучение методом дискретных проб

Получение внимание ребенка
Представление инструкции
Ребенок реагирует
Предоставлени е последствия
Предоставление подсказки
(если необходимо)
Запись данных
Пример DDT #1
Обучение методом дискретных проб

• Прежде чем давать ребенку инструкцию, важно получить внимание ребенка.
• Лучший показатель того, что ребенок внимателен - когда он/она смотрит вам в глаза
• Внимание ребенка можно получить через множество вещей, включая:
– произнесение имени ребенка (однако важно не произносить имя ребенка при каждой попытке, иначе ребенок перестанет обращать внимание, когда его/ее зовут)
– какого-либо другой звук, который привлечет внимание ребенка
– размещение открытой руки сбоку от их головы, чтобы блокировать визуальные стимулы
– мягкое прикосновение к ребенку
– ожидание, пока ребенок естественным образом не установит с вами зрительный контакт видео пример
Привлечение внимания ребенка соответствующим образом

• Убедитесь, что рабочее место очищено от всех других материалов
• Располагайте материалы на равном расстоянии от ребенка и друг от друга
• Это гарантирует то, что мы непреднамеренно не используем подсказки расположения
При использовании учебных материалов

• После того, как вы получите внимание ребенка (ребенок устанавливает с вами зрительный контакт или обращает внимание на материалы задачи), следующим шагом является представление инструкции
• То, как вы даете инструкцию, может напрямую повлиять на то, будет ли ребенок ей следовать
• Инструкция должна быть четкой и краткой и должна
даваться только один раз.
• Она должна произноситься четким тоном голоса без избыточных эмоций или интонаций
Повышение эффективности вербальных инструкций

• Отфильтруйте "словесный шум"
• Если инструкция содержит слишком много слов, ребенок может не уделить внимание тем из них, которые важны
Плохо: "Джон, можешь, пожалуйста, прекратить качаться и подойти сюда, чтобы папа мог застегнуть твою рубашку?"
Хорошо: "Джон, сядь"
• Когда ребенок впервые учится реагировать на какую-либо инструкцию, важно сохранять одинаковую формулировку каждый раз, когда эта инструкция дается.
• Когда ребенок выучит ответ и сможет надежно давать его в ответ на инструкцию, формулировка может быть меняться и варьироваться от попытки к попытке для содействия генерализации.
Повышение эффективности вербальных инструкций

• Иногда, когда ребенок учится новому ответу, может потребоваться дать ему/ей дополнительную помощь наряду с инструкцией, чтобы ребенок смог правильно выполнить ответ.
• Эта дополнительная помощь дается в форме подсказок.
• Подсказка дается до того, как ребенок начинает свой ответ.
• Подсказки могут даваться в разных формах:
– Вербальные (напр., сказать правильный ответ, чтобы ребенок смог его повторить)
– Физические (напр., направлять руку ребенка в сторону соответствующего предмета)
– Жестовые (указание на верный предмет)
– Подсказка расположением
– Задержка во времени
Подсказки

• Общее правило заключается в предоставлении минимальной подсказки, которая позволит ребенку дать верный ответ.
• По мере того как ребенок начинает усваивать ответ, использование подсказки должно снижаться, чтобы ребенок отвечал самостоятельно, не полагаясь на помощь инструктора.

Подсказки, примеры видео
• Остерегайтесь непреднамеренного использования подсказок!!!
Подсказки

• После инструкции (и подсказки, если необходимо) ребенок может ответить правильно, неправильно или не ответить
(нет ответа).
• В зависимости от того, каким образом отвечает ребенок, инструктор обеспечивает последствие.
• Как правило, ребенку должно даваться пять секунд на то, чтобы начать ответ.
Ответ ребенка

• После ответа (или отсутствия ответа) ребенка инструктор представляет последствие.
• Если ответ правильный, инструктор должен немедленно (в течение 2 секунд) дать воодушевленную вербальную похвалу в сочетании с другими выявленными подкреплениями (напр., объятия, "дать пять", конфета, щекотка, доступ к предпочитаемой игрушке).
• За правильным ответом всегда должна следовать похвала, тогда как тип и количество другого представляемого подкрепления будут различаться в зависимости от потребностей каждого конкретного ребенка.
Предоставление соответствующих последствий - правильные ответы

• Положительное подкрепление наиболее эффективно, когда оно представляется немедленно после поведения, проявления которого мы стараемся увеличить.
• Используйте наиболее сильные виды подкрепления для наиболее важного/сложного поведения
• Похвала/признание являются положительным подкреплением только тогда, когда они увеличивают проявление поведения, за которым они следуют.
• Также подкрепление наиболее эффективно тогда, когда оно разнообразно - не представляйте просто одно и то же последствие
(включая похвалу) снова и снова, вносите разнообразие!
Рекомендации по эффективному использованию положительного подкрепления

• Когда ребенок дает неправильный ответ, инструктор дает обратную связь, которая указывает на то, что ответ был неправильным.
• Инструктор может обозначить это, сказав что-то вроде "попробуй еще раз", или инструктор может проигнорировать неправильный ответ, сделать двухсекундную паузу, разрывая при этом зрительный контакт, и просто перейти к следующей попытке
• Обычно разумно избегать использование слова "нет", потому что обычно оно ассоциировалось с негативными событиями в жизни ребенка и может вызвать эмоциональное поведение, такое как плач и приступы гнева.
Ответ на ошибки

• Описанные здесь техники обучения методом дискретных проб показали свою эффективность в обучении детей с аутизмом и другими нарушениями развития.
• Ключевая особенность методик дискретных проб - большое количество повторений учебных попыток.
• Это дает ребенку много возможностей для обучения.
• По мере того как дети осваивают навыки, позволяющие им эффективно взаимодействовать с окружающей средой, они могут вступать в контакт с естественным подкреплением, которое поддерживает поведение типично развивающихся детей.
Обучение методом дискретных проб:
Резюме

• Обучение методом дискретных проб (Discrete Trial Training - DTT) - это только один из типов стратегий обучения, основанных на принципах анализа поведения
• Обучение методом дискретных проб является элементом «образцовых» программ вмешательства, ориентированных на работу с поведением, для детей с аутизмом
• Это очень эффективный метод обучения навыкам
• Это не очень эффективный метод обучения социальному поведению
• Таким образом, программа, опирающаяся исключительно на обучение методом дискретных проб, не будет полной
• К счастью, существует большое количество других научно обоснованных техник анализа поведения, расширяющих спектр навыков, преподаваемых через обучение методом дискретных проб
Обучение методом дискретных проб:
Резюме

• "...набор изображений или слов, который дает человеку сигнал к вовлечению в последовательность активностей".
(McClannahan & Krantz, 1999, p.3)
• Разработан для развития самостоятельности
• Вначале расписания часто состоят из набора фотографий или стимулов, которые представлены в определенной последовательности в небольшой папке с кольцами
• Ученик самостоятельно выполняет последовательность, используя в качестве подсказки расписание вместо инструкций взрослого
Расписания активностей с фотографиями

• Расписания обеспечивают визуальные/звуковые подсказки к вовлечению в определенные активности в определенное время
• Они делают нашу жизнь более предсказуемой и позволяют нам планировать будущие активности
• Следование расписанию - это навык на всю жизнь!
• Почему бы не обучить ему раньше?
Зачем учить детей следовать расписаниям?
Потому что все используют их!


Способствование самостоятельности
– Снижает потребность в подсказках и направлении взрослого
– Способствует формированию все более длинных цепочек ответов

Выбор
– Обеспечивает основу для обучения выбору

Социальное взаимодействие
– Может использоваться для подсказки к началу социального взаимодействия и разговора в тех случаях, когда включены социальные сценарии

Планирование
– Последовательность подсказок и отслеживания выполнения задач
Зачем составлять расписания активностей?

• Открыть книгу расписания
• Указать на страницу
• Взять материалы
• Выполнить активность
• Вернуть материалы на место
• Вернуться к книге расписания
• Перевернуть страницу
• Повторить для всех страниц
• После конечного подкрепления перевернуть последнюю страницу и убрать расписание
Последовательность следования расписанию

• "Подсказки - это инструкции, жесты, демонстрации, прикосновения или другие вещи, которые мы обеспечиваем или делаем, чтобы увеличить вероятность того, что (ученик) даст правильный ответ (McClannahan & Krantz, 1999, p. 37)”.
• Ученикам не обязательно самостоятельно демонстрировать все навыки (в отстутствие взрослых или в начале инструкции)
• Графики активностей обучают учеников начинать и заканчивать последовательность активностей без вербальных указаний
Процедуры подсказок

• Следование расписанию обучается исключительно с использованием физического направления
• Для предотвращения ошибок и содействия гладкому следованию расписанию используется система подсказок/
постепенного снижения их использования от наибольшей к наименьшей степени вмешательства в подсказках
• Использование физического направления исключается как можно быстрее
• Не подсказывайте с использованием жестов (напр., указание) или вербальных инструкций
Подсказки

• Процедуры постепенного снижения использования:
– Полная физическая/рука-в-руке
– Частичная физическая
– Легкая физическая
– Близость
• Снижайте использование как в рамках активностей, так и по ходу последовательности в расписании
Подсказки, продолжение

Открыть расписание
Прикоснуться к картинке
Полная физическая подсказка

Частичная физическая

Частичная физическая

Частичная физическая

Частичная/легкая физическая

Уменьшение близости

• Выбор конечного подкрепления перед сессией обучения
• Варианты выбора на странице слева, кладет фотографию выбора на страницу справа
• Фотография более большой группы элементов выбора
(напр., полка с книгами, полка с игрушками, несколько коробок с DVD)
• Фотография или значок на доске выбора, выбирает и устанавливает в книге
• Значок произвольного выбора
Опции выбора
(от простого к продвинутому)

Выбор

Выбор

Видео пример №2
Выбор для расписаний активностей

• Активности на время
– Чтение книг, оборудование игровой площадки, игра с машинками, время за компьютером, музыка, просмотр телевизора или видео, рисование
– Приготовление пищи - использование микроволновой печи
• Используйте руководство по применению в расписании для обучения установке таймера
• Сигналы в картинках подсказывают ученику
– Сбросить таймер, установить таймер на количество минут, запустить таймер
Добавление активностей на время в расписания активностей

Видео пример №3

• Способствование самостоятельности
• Развитие навыков выбора
• Обучение выбору и выстраиванию последовательности активностей
• Подсказки к социальным взаимодействиям
• Увеличение проявлений поведения, направленного на выполнение задачи
• Снижение подсказок взрослого
• Снижение стереотипии
Расписания активностей
- резюме

• Социальные сценарии - это набор техник, разработанных для развития социального взаимодействия у людей с РАС
• "Сценарий - это аудиозапись или письменно записанные слово, фраза или предложение, позволяющие людям с аутизмом начать или продолжить разговор (McClannahan & Krantz, 2005)”.
Сценарии и постепенное снижение сценариев

• По мере того, как дети начинают прочно следовать сценариям, использование сценариев систематически снижается от конца к началу
• После того, как сценарии внедрены, а затем постепенно исключены, дети часто продолжают использовать усвоенные сценарии в их отсутствие и соединять части сценариев или языка, используемого партнером по коммуникации, производя таким образом спонтанный не зафиксированный в сценарии язык
(McClannahan & Krantz, 2005).
Сценарии и постепенное снижение сценариев

• На основе текста: участник читает и повторяет записанный текст
• Звуковые: участник слушает и повторяет сценарий, записанный на электронный носитель
• Видео примеры
Форматы сценариев

• Сценарии могут использоваться для обучения различным устным навыкам - от простых до сложных
• Они могут быть реализованы как родителями, так и профессионалами
• Сценарии - это эффективный инструмент содействия социальному взаимодействию и спонтанному языку у детей с РАС
• Существует больше исследовательских вопросов по сценариям, на которые пока не получены ответы
Резюме

• Видео моделирование - это демонстрация на видео выполнения задачи или последовательности поведения, которое ученик должен имитировать, сверстником, взрослым или с точки зрения участника (записанн ая так, как будто ученик смотрит в объектив).
• Впоследствии использование этого видео прекращается или постепенно исключается по мере того, как ученик осваивает задачу или последовательность поведения.
• Некоторые видеомодели показывают как моторные, так и вербальные ответы, например, в случае игровых последовательностей или деятельности - такой, как покупка предметов.
• Другие видеомодели могут показывать только моторные реакции, потому что они обучают таким задачам, которые не требуют языка или социального взаимодействия - например, сервировке стола.
Видеомоделирование

• Многим детям с РАС интересно смотреть видео и на экран компьютера
• Многие отвлекающие факторы, возникающие в повседневной жизни, могут быть "отфильтрованы"
• Видеомодели могут дать систематическое повторение, которое может быть обеспечено через показ видеомодели много раз.
• Дети с аутизмом положительно реагируют на видеомоделирование благодаря тому, что некоторые дети с аутизмом склонны имитировать и повторять содержимое видео
• Это научно обоснованная ("evidence-based") практика
Зачем использовать видеомоделирование?

• Модели взрослых
• Модели сверстников
• Собственные модели
• Модели "
точки зрения"
Типы видеомоделей

• Имитация сверстников
• Следование указаниям взрослого
• Игра соответствующим образом с некоторым количеством игрушек
• Понимание и экспрессивное называние некоторого количества предметов и людей
• Низкий уровень стереотипии и несоответствующего поведения
• Поддержание поведения, направленного на задачу, в течение всей длины видео
Рекомендованные предварительные навыки для использования видеомоделирования

• Шарло-Кристи, Ли и Фриман (Charlop-Christy, Le and Freeman (2000)) сравнили использование видеомоделирования с "живым" моделированием для обучения детей с аутизмом различным новым задачам.
• Они выяснили, что в условии видеомоделирования дети быстрее усваивали новые задачи в сравнении с условием "живого" моделирования и что видеомоделирование было эффективно в содействии генерализации навыка для различных стимулов, людей и обстановок
• Кроме того, Шарло-Кристи и др. оценили количество времени и ресурсов, затраченных на обучение всех моделей, и количество времени использования каждой модели.
• В целом, результаты свидетельствуют о том, что процедуры видеомоделирования были эффективны с точки зрения времени и затрат для 4 из 5 участников.
Исследование видеомоделирования

• Так как многие дети с аутизмом имеют недостаточности в области игры и языка, исследователи, внедряющие технологии видеомоделирования, в основном концентрировались на обучении соответствующим игровым навыкам, включая моторные и вербальные реакции (Taylor, Levin & Jasper, 1999; and D’Ateno,
Mangiapanello, & Taylor, 2003), разговорному языку (Charlop and
Milstein, 1989), социальному инициированию (Nikopoulos & Keenan,
2003; Nikopoulos & Keenan, 2004) и способности смотреть на ситуацию с точки зрения других людей ( LeBlanc et al., 2003 and
Charlop- Christy & Daneshvar, 2003).
• Кроме того, использование видеомоделей было успешно в обучении людей с аутизмом навыкам повседневной жизни (Haring,
Kennedy, Adams, & Pitts-Conway, 1987; and Shipley-Benamou, Lutzker
& Taubman, 2002).
Исследования видеомоделирования

• Обучние манд - это техника обучения учеников просьбам или "манд"
• Она использует преимущества мотивации ученика к тому, чтобы попросить предпочитаемые предметы/активности (на ранних этапах обучения это часто съестные предметы), возникающей естественным образом
• Ученику подсказывают дать соответствующий коммуникативный ответ через устную речь, знак или обмен картинкой (в зависимости от уровня коммуникации ученика), затем в ответ на реакцию ученика предоставляется запрашиваемый предмет.
Обучение просьбе (манд)

• После того, как ученик начнет устойчиво осуществлять просьбы, инструктор может добавить условие зрительного контакта в дополнение к коммуникативной реакции.
• Таким образом, чтобы получить запрашиваемый предмет, ученик должен установить зрительный контакт во время коммуникативной реакции.
• С течением времени использование подсказок постепенно снижается, пока ученик не начнет спонтанно просить предпочитаемые предметы в их присутствии, а затем в их отсутствие.
Обучение просьбе (манд)

Цель:
• Содействие генерализации для разных активностей, обстановок и людей
• Выработать мотивацию для ответа
• Предоставить больше возможностей для обучения
• Предоставить больше возможностей для обучениях, похожих на возможности для обучения для типично развивающихся детей
– Напр., обучение через наблюдение и естественные последствия
Натуралистическое обучение

• Естественная окружающая среда - это:
– Любая среда за пределами структурированной среды для обучения (напр., кабинка ученика)
• Включает:
– Игровую зону
– Игровую площадку
– Время обеда/перекуса
– Дома (дом родителей и других лиц, осуществляющих уход)
– Школы, парки
– Торговые центры, магазины, рестораны
Естественная окружающая среда

• Натуралистическое обучение - не значит бессистемное обучение
• Натуралистическая инструкция
– внимательно спланирована и является намеренной.
– может включать манипуляцию с окружающей средой (в малозаметной манере), чтобы увеличить вероятность проявления желаемого поведения.
• Таким образом, понятие "естественный" следует рассматривать как диапазон на континууме от возникающих естественным образом до задуманных/сорванных возможностей в рамках активности.
Натуралистическое обучение не является абсолютным:

• Место:
– Обучение происходит в естественной среде или в ходе уже происходящих активностей.
• Плотность взаимодействий:
– Индивидуальные взаимодействия обучения обычно очень краткие и возникают всего несколько раз в ходе активности.
• Инициирование взаимодействий:
– Обычно учебные взаимодействия инициируются ребенком.
• Последствия:
– Инструкция использует естественные последствия
(предметы и события, весьма выдающиеся и очень желаемые ребенком)
Характеристики натуралистического обучения:

• Вмешательства, основанные на принципах Прикладного анализа поведения (ABA), научно обоснованы (evidence- based)
• Для обращения к ключевым особенностям Расстройств аутистического спектра существуют разнообразные вмешательства, основанные на Прикладном анализе поведения
• Вмешательства, основанные на Прикладном анализе поведения, постоянно развиваются и прогрессируют с появлением новых исследований
Резюме

Контактная информация
Томас С. Хигби - Thomas S. Higbee, Ph.D., BCBA-D
Профессор, Департамент специального образования и реабилитации
Директор, программа аутизма ASSERT
Университет штата Юта
Email: tom.higbee@usu.edu
Facebook: ASSERT Autism Program

Спасибо

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей