Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

С. В. Жарникова. «Сборник статей. Выпуск 3» 2017 год. СВ. Жарникова Сборник статей. Выпуск Издательские решения


НазваниеСВ. Жарникова Сборник статей. Выпуск Издательские решения
АнкорС. В. Жарникова. «Сборник статей. Выпуск 3» 2017 год.pdf
Дата22.12.2017
Размер2.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаS_V_Zharnikova__Sbornik_statey_Vypusk_3_2017_god.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#33326
страница9 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17
Богородица и Никола согласуются с глаголом в единственном числе И более того, даже в 1975 году экспедицией под руководством Н.И.Толстого в Полесье на вопрос Кто такой
Микола?» (относящийся к духовному стиху) был получен ответ «Микола сам Господь был».
В рукописях XVI – XVII в.в. иностранцы прямо называют Николу Русским Богом. Причем под богом понимается не Иисус Христос, а именно Творец Всевышний.
Подавляющее большинство исследователей считает, что такие первопары божеств,
как Варуна – Митра в древнеарийской традиции, или Ахура Мазда – Митра в древнеиран- ской, воплощали собой представления древних индоевропейцев о взаимоотношениях законов космоса и социальных законов человеческих коллективов. Действительно, если Варуна и Ахура Мазда (что значит буквально Господь Премудрый) воплощали ночное звездное небо, воды, Луну и космический закон, то Митра ив древнеиндийской ив древнеиран- ской традиции – бог дружбы, солнца, огня, договора, социальной организации общества.
Но главенство Варуны и Ахура Мазды неоднократно подчеркивается древними текстами.
Так в Авесте, священной книге древних иранцев, Митра, обращаясь к Ахура Мазде, называет его небесным, святейшим, Творцом Мира Чистым. Варуну (и Ахура Мазлу) славят именно как Верховного Бога Вселенной. В тоже самое время Ахура Мазда говорит о Митре:
«Я сотворил его – столь же достойным почитания и поклонения, как я сам. Здесь о Митре
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск говорится как о Солнце – Творении Ахура Мазды. Вспомним, что в Ригвиде Варуна торит дороги Солнца, что он двуединым взмахом светило толкнули раскинул землю, сотворил путь широкий, по которому солнце движется в небе, и ему безногому (те. солнцу С. Ждал он ноги. Стоит обратить особое внимание, в связи с вышесказанным, на отмеченный А.С.Фаминцыным в его Божествах древних славян факт, что по представлению русских поселян солнце есть огонь, поддерживаемый Дедом, под именем которого, следовательно, в данном случае следует понимать верховного небесного бога. Эти древнейшие изначальные мифологические представления древних индоевропейцев складывались именно на их приполярной восточноевропейской прародине, где длинная зимняя ночь, долгие холода и обилие снега давали все предпосылки к тому, чтобы изначальное божество воспринималось именно как Владыка ночи, снега, холода, полярного сияния – Варуна или Дед
(Мороз).
В связи с образом Деда Мороза и его историческими корнями для нас представляет исключительный интерес также и древнеиранский двойник Варуны – Ахура Мазда, чей образ, судя по текстам Авесты, сложился в древности в восточноевропейском Приполярье.
Как и Варуна, Ахура Мазда (Господь премудрый) упорядочивает космос, борется против зла, хаоса, творит мир усилием мысли, он покровитель певцов и поэтов (жрецов) и Владыка
Вод. Древние авестийские иранцы соединяли образ Бога – Творца (Ахуры Мазды) со священными водами реки Ардви или Ардвисуры Анахиты (что буквально значит вода двойная могучая непорочная, Вдревнеиранской мифологии Ардвисура – богиня воды и плодородия стекает рекой с вершины первозданного кряжа в божественном царстве света. Этот первозданный кряж, с которого стекала священная река арьев, устремляясь к Молочному
(Белому) морю или (как его называли древние иранцы) морю Воурокаша, что значит имеющее удобные заливы, назывался горами Меру (индийская традиция) или Хара (иранская).
О них говорилось, как о протянувшихся с запада на восток и разделяющих реки натеку- щие к северу, в Белое Молочное море, и текущие к югу, в теплое Каспийское море. Почти лет вопрос о местонахождении этих гор оставался открытым. В 1986 году С.В.Жарнико- вой было доказано, что священные северные горы индоевропейцев, Меру и Хара индоиран- цев, Рипейские и Гиперборейские горы древних греков и Алаунские горы Птолемея (II в.
1.э.) – это возвышенности севера Восточной Европы, состоящие из гор Кольского полуострова, гор Карелии, Северных Увалов и Приполярного субширот юга Урала. Причем главное место в этой дуге возвышенностей принадлежит именно Северным Увалам, которые древние арьи неслучайно называли первозданным кряжем в божественном царстве света. Выдающийся советский ученый Ю.А.Мещеряков называл Северные Увалы аномалией Русской равнины и, говоря о том, что более высокие возвышенности (Среднерусская, Приволжская)
уступают им роль главного водораздельного рубежа, делал следующий вывод Среднерусская и Приволжская возвышенности возникали в новейшее (неоген – четвертичное) время,
когда Северные Увалы уже существовали и были водоразделом бассейна северных и южных морей. И даже более того, вовремя каменноугольного периода, когда на месте будущих
Уральских гор плескалось древнее море, Северные Увалы уже были горами. Что касается
«божественного царства света, в котором находился этот первозданный кряж, то здесь уместно обратиться к текстам древнеиндийского эпоса Махабхарата. Здесь говорится о том,
что на Суварна (на севере) постоянно блещет асура Агни» (те. постоянно сияет огонь, что солнце встает здесь по полугодиям, а в целом север назван Золотой страной и «Прекрас- ноцветной». Академик Б. Л. Смирнов считал, что все это является очень важным свидетельством знакомства древних индийцев с полярными странами. О любви к этому северному краю и памяти о нем свидетельствуют следующие строки эпоса
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск Над злом возвышается та страна, где вкушается блаженство.
Вознесена она силой, а потому Вознесенной зовется…
Это – вознесенного Золотого Ковша дорога;
Считается, что она посредине между востоком и западом…
В этом обширном северном крае…
Не живет человек, бесчувственный и беззаконный.
Здесь семь риши и богиня Арундеати;
Здесь находится созвездие Свати, здесь помнят о его величии;
Здесь нисходя к жертве, Полярную Звезду укрепил Великий
Предок;
Здесь созвездия, луна и солнце постоянно обходят круги;
Здесь живут десять апсар по имени (Блиставицы)
Возникновение Сияния;
Здесь зенит – Вишнупада, след, оставленный шагнувшим
Вишну;
Через три мира шагая, он северный, вознесенной страны достигнул…
Северный край, лучший… за такие и другие свойства
«Вознесенным» слывет, ибо он возвышается во всех отношениях…»
Здесь Золотой Ковш или Семь Риши – созвездие Большой Медведицы Арундхати и Свати – созвездия высоких северных широт – Кассиопея и Арктур из созвездия Возничего или Медуза из созвездия Персея десять апсар или Блиставицы – Полярное сияние Виш- нупада – Северный Полюс. Академик Б. Л. Смирнов писал, в связи с этим текстом Махаб- хараты, что Большой исторический интерес для решения вопроса о родине арийцев представляют дальнейшие сообщения текста о том, что ближайшие к Полярной звезде созвездия описывают круги, центр которых – Полярная звезда. Пояс незаходящих созвездий указан определенно Большая Медведица, Кассиопея и даже находящиеся на еще более низких градусах северной широты созвездия Волопаса и, может быть, Персея.
Эти созвездия не заходят за горизонт, то есть описывают круг, который можно проследить почти весь в течение одной ночи, особенно зимой, только в странах, расположенных не южнее приблизительное с. ш. Текст говорит об опасностях арктических путешествий и прямо указывает как только человек проникает дальше на север, он погибает. Махабхарате вторит древнеиранская Авеста, родная сестра и ровесница Ригведы.
Так в посвященном святой реке арьев Ардвисуре гимне (» Ардвисур-Яшт») звучит такая просьба:
«Даруй мне такую удачу,
Добрая, мощная Ардвисура Анахита,
Чтобы достиг я царственного Хварно,
Который среди Ворукаша сияет,
Который причастен арийским странам,
Нынешним и грядущим…»
Напомним, что в иранской традиции Ворукаша или Воурукаша, что значит имеющее удобные заливы, называлось Молочное (Белое) море индоарьев. Именно в него впадает священная река Ардвисура, а царственное Хварно» – это северное сияние, которое сверкает
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск над Белым морем. В «Ардвисур-Яште» священная двойная река арьев воспевается такими словами:
«Молись великой, славной,
Величиной равной
Всем водам, взятым вместе,
Текущим по земле.
Молись текущей мощно
От высоты Хукарья
До моря Ворукаша.
Из края в край волнуется
Все море Ворукаша.
И волны в середине
Вздымаются, когда
Свои вливают воды,
В него впадая, Ардви
Всей тысячью протоков
И тысячью озер».
Выдающийся болгарский лингвист В. Георгиев писал Географические названия являются самым важным источником для определения этногенеза данной области. В отношении устойчивости эти названия неодинаковы наиболее устойчивы названия рек, особенно более значительных. Он подчеркивал индоевропейское (а не финно-угорское) происхождение таких названий рек, как Двина, Истра, Уда, Вилия итд. Итак, название Двины возникло до рубежа IV – III тыс. дон. э, когда произошел распад индоевропейской общности на различные диалектные зоны. Заметим, что вначале века Сигизмунд Гербер- штейн писало том, что Область и река Двина получили имя Двины от слияния рек Юга и Сухоны, потому что Двина по-русски значит два или по два, Аналогичные сведения сообщал еще один автор XVI века Александр Гванини в своем Описании Европейской Сарматии». Он писал Провинция Двинская расположена на самом Севере и получила название по имени протекающей (здесь) реки Двины. Река сама получила название Двины отсоединения двух рек – Юга и Сухоны. Ибо Двина у русских означает двойную (реку).
Река эта, после слияния Юга и Сухоны, получив имя Двины, пройдя сто миль, впадает шестью устьями в Северный океан. Итак, Северная Двина – двойная река. Вспомним, что именно такзвучит название священной северной реки Ардвисуры Анахиты – вода двойная. В связи с вышецитированным отрывком из «Ардвисур-Яшта», посмотрим на Северную Двину. Итак, Северная Двина, впадающая в Белое море, является самой крупной артерией Севера Европейской части СССР. Она образуется от слияния рек Юга и Сухоны и впадает в Двинскую губу… Длинна реки 750 км. Площадь ее водосбора равна 360750 км2.
В состав речной сети Северной Двины входит около 600 реки речек. Она несет 110 млрд.
м3 воды, что составило бы два Днепра и три Дона. Половина вод Белого моря, составляют воды, принесенные Северной Двиной. Вовремя ледохода на Северной Двине воды ее столь стремительно направляются в Белое море, что действительно все берега приходят в волнение, вся середина его восстает волнами».
Именно эту реку предлагает в гимне восславить Заратуштре творец Ахура Мазда,
говоря: Это я, Ахура Мазда, их (то есть воды Ардви) произвел чтоб дом и селенье, округи страна процветали, чтоб защищать и охранять их, оборонять и оберегать их. Именно
Ардви – двойной реке у ее истока приносят жертвы прапредки арьев – солнцеподобный Яма и первый земной царь Парадата, имя которого значило впереди поставленный, создан
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск 3»
82
ный, чтобы быть первым. В Авесте говорится о морозах, снеге и граде, вспаивающих воды
Ардвисуры.
Сам Ахура Мазда (Творец Премудрый) просит:
«Снизойди, снова вернись к нам,
О Ардвисура Анахита,
Со звезд на землю, сотворенную Ахурой,
Пусть смелые правители, властители страны,
Пусть сыновья властителей восславят тебя.
Пусть мощные наездники
Просят тебя овладении резвыми конями
И об увеличении славы своей,
Пусть в моленьях своих жрецы просят тебя о знании, о достижении святости,
О победоносном его превосходстве:
Пусть готовые к браку усердные девушки Просят тебя […] о преуспеянии
И о мужественном хозяине дома,
Пусть молодые жены, пусть роженицы
Просят тебя о легких родах:
Ты, ты подашь им все это,
Ибо все это в твоей власти,
О Ардвисура Анахита!»
И, наконец, в том же «Ардвисур-Яште» дано описание того, как выглядит Ардви:
«Всякий может увидеть ее,
Ардвисуру Анахиту,
В образе прекрасной девушки,
Сильной, стройной,
Прямой, высоко подпоясанной,
Знатного рода, именитого,
В нарядном плаще
С обильными складками, златопрядном…
Красуется она серьгами,
Четырехгранными, златокованнымн;
Ожерельем обвила благородная
Ардвисура Анахита
Прекрасную шею.
Стягивает она стан свой,
Чтобы дивные груди ее восстали,
Чтобы влеклись к ней людские взгляды.
Чело увенчала свое
Ардвисура Анахита прекрасным обручем,
Сотнями самоцветов украшенным, златокованным,
Осьмичастным, словно бы колесница,
Перевитым лентами, чудесным,
С кольцом посредине, искусно сделанным.
В бобровой шубе она
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск 3»
83
Ардвисура Анахита,
Из трехсот бобров Сделанной в должное время;
Меха ослепляют очи смотрящего
Блеском золотыми серебряным».
Именно этой реке – деве поклонялся у ее начала пророк Заратуштра, и наставлял его в этом поклонении Создатель Вселенной Ахура-Мазда (аналог древнеиндийского ведического бога Варуны – ночного звездного неба, води космического закона рта или «арта»).
В русской традиции Варуна – Ахура Мазда это Род (Троян – Велес – Святовит – св. Николай),
а в его зимней ипостаси – Дед Мороз. Но, отметим, еще в дозороастрийскую и древнеперсидскую верховную триаду, наряду с Ахура Маздой и Митрой, входила богиня вод Ардви- сура Анахита. Зима царство владыки ночного неба, космического закона, всех вод во Вселенной Варуны (Деда Мороза. Митра – бог дня, солнца, огня отступает на третий план.
А рядом с Морозом стоит богиня застывших вод, их воплощение Ардвисура. Она действительно Снегурочка, ведь Двина – это и текущие воды, и леди снег, и туман, и иней – вода во всех ее проявлениях, закрытых снегом.
Таким образом, мы пришли к выводу, что наши далекие предки много тысячелетий тому назад, когда они былине только нашими предками, но и прародителями большинства современных народов Европы, поклонялись Богу Создателю Вселенной – ночному звездному небу у начала своей священной северной реки, несущей воды в Белое (Молочное) море,
«имеющее удобные заливы. Прошли тысячелетия. Грозный бог ночного неба превратился в Деда Мороза (Санта Клауса, священная богиня вод в Снегурочку. Но все также несет свои воды в Белое море река, которую мы, по прошествии многих тысяч лет, продолжаем называть Двиной – двойной (т. к. «дви» – два на языке древних арьев – санскрите. Ау начала
Северной Двины, у слияния двух образующих ее рек Сухоны и Юга, находится древний русский город Великий Устюг. Именно он по праву может и должен именоваться Родиной Деда
Мороза», так как именно здесь в глубокой древности и сложился этот образ, воспетый в гимнах Ригведы и Авесты, древнейших памятников культуры всех индоевропейских народов.
Завершая наш анализ исторических корней образа Деда Мороза на Русском Севере,
мы можем констатировать, что истоки его уходят в седую общеиндоевропейскую древность и сложение этого образа происходило в северных широтах Восточной Европы не позднее – IV тыс. до н.э.
В связи с этим традиционный облик Деда Мороза (согласно древнейшей мифологии и символики цвета) предполагает. Густые серебряные волосы и такую же бороду – символа могущества, сакрального знания, магии, счастья, богатства, благополучия. Трехпалые перчатки или варежки белого цвета, расшитые серебром, со знаком
«сегнерова колеса – символа вселенского закона и благодати. Такие перчатки (варежки)
являются знаком чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. (Трехпалость символ принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита, те тыс.
до н. э. Показательны в этом отношении петроглифы Белого моря и Онежского озера, где на скалах выбиты изображения трехпалых людей именно в сценах, имеющих ритуальный,
священный характер. Он одет в длинную белую льняную рубаху, украшенную белыми или серебряными геометрическими орнаментами – символ чистоты и принадлежности к миру богов и предков
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск 3»
84 4. Сверху на рубаху одевается красный или золотой плащ (красный предпочтительней,
как более архаический, чем золото, символ связи с миром предков – тем светом) или красная, вышитая серебряными восьмилучевыми звездами и отороченная лебяжьим пухом шуба.
В индоевропейской традиции (и севернорусской тоже) гусь, лебедь – символы неба, высшего знания, души, постигшей истину, души умершего и соединения трех стихий – земли, воды и неба. На голове Деда Мороза красная шапка, вышитая серебром и жемчугом. Оторочка из лебяжьего пуха завершается надо лбом стилизованными рогами. К. шапке по бокам могут прикрепляться серебряные лунницы.
Ожерелье из таких же лунниц может украшать грудь (поверх шубы и рубашки. Пояс белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков. Сапоги Деда Мороза красные, шитые серебром или серебряные, шитые золотыми нитями. Хрустальный посох Деда Мороза завершается лунницей с колокольчиками или серебряной головой быка (символы власти над водой, луной и миром предков – подателей плодородия и счастья живым).
Такая цветовая гамма связана с древнейшей индоевропейской символикой цвета, где белое – серебро символ луны, света, святости, севера, воды, сакрального знания, чистоты.
Красное – символ жизненной силы, творческого начала, смерти и реинкарнации, огня,
золота, того света. Хрусталь – символ застывших вод, льда. Отметим еще раз, что Дед
Мороз приходит в мир людей после зимнего солнцестояния (22 декабря, когда, согласно древней ведической мифологии, кончалась Ночь Богов и начинался День Богов – строительство нового временного цикла. Являясь вестником Утра богов, Дед Мороз вершит божественный суд, подводит итоги прожитого года, воздает всем по заслугам отсюда наказания и поощрения (подарки).
Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда
Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев. Таким образом,
Снегурочка – воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск Мир образов русской прялки
Мир образов русской прялки. Казалось бы, и говорить-то особенно не о чем. В нашем обыденном восприятии прялка – простое, очень старое приспособление для получения нити и не более того. Ее украшали резьбой и росписью только затем, чтобы она своим видом радовала пряху и скрашивала ей скуку тяжелого, монотонного зимнего труда. Наивное крестьянское искусство!
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей