Главная страница

Тема 1. Тема Введение. Гармония и ее связи с другими элементами музыкальнального целого. 1 Происхождение и значение слова гармония


НазваниеТема Введение. Гармония и ее связи с другими элементами музыкальнального целого. 1 Происхождение и значение слова гармония
АнкорТема 1.doc
Дата01.07.2019
Размер418 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТема 1.doc
ТипЗакон
#57108
Каталог

Тема 1. Введение. Гармония и ее связи с другими элементами музыкальнального целого.
1.1 Происхождение и значение слова «гармония». Многозначительность музыкального термина.

Как известно, музыкальные звуки закономерно сочетаются друг с другом. В их художественно-осмысленной последовательности находит выражение мелодическое начало музыки; в их одновременном согласовании – гармоническое начало.

Слово «гармония» - греческого происхождения. Оно означает «связь», «стройность», «соразмерность», объединение компонентов в единое целое. Гармония служит критерием красоты и в различных искусствах (например, гармония красок в живописи, гармония объемов в архитектуре, движений в танце), и в разнообразных жизненных явлениях (гармония внутреннего содержания и внешнего облика человека, гармония человека окружающей среды, гармоническое развитие личности и т.п.).

В музыкально-педагогической практике слово «гармония» означает учебный предмет, изучающий строение аккордов, логику, естественность их последования и закономерности соединения аккордов между собой.
1.2 Выразительная роль гармонии.

Среди выразительных средств музыки, с помощью которых раскрывается содержание каждого произведения, гармония занимает одно из важнейших мест. Гармония в музыке представляет собой объединение музыкальных звуков в созвучия и закономерную последовательность этих созвучий. Основной материал гармонии – созвучие, одновременное сочетание нескольких звуков. Связь аккордов/созвучий называется голосоведением.

Гармонические правила и закономерности голосоведения основываются на творческой практике выдающихся композиторов: Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Глинки и других. Как и всякое живое явление в искусстве, созвучия эволюционируют, изменяются, приобретают новые формы.

Виды созвучий – от древнейших образцов музыкального искусства до современных форм – представляют бесчисленное множество. Созвучия в музыке аналогичны краскам в живописи, они неповторимы и у каждого художника и несходны в различные эпохи. Например, такое созвучие, как УмVII7, типичное для классической музыки XVIII – XIX веков, может иметь весьма различный характер даже в рамках одного произведения:


Отдельный аккорд или последовательность нескольких созвучий подчас становится важнейшим элементом музыкальной характеристики. Например, по поводу лейтмотива Лешего в опере «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков писал: «Мотив исключительно гармоническо-ритмический. Иногда известная характерная гармоническая последовательность или разрешение характерного аккорда без мелодического значения заменяет собой характеризующие мелодические фразы»:


Здесь впервые Римский-Корсаков вводит понятие лейтгармонии.

Созвучия создают разнообразнейшие музыкальнее ощущения: они бывают «красивыми» или «некрасивыми», мягкими или резкими, красочными или подчеркнуто пустотными по звучанию. Несмотря на сходство структуры и типа, созвучия могут иметь самый различный выразительный смысл в зависимости от жанра, стиля музыки, индивидуальности композитора.


1.3 Гармония как элемент музыкальной речи: взаимосвязь с другими элементами (мелодией, ладом, ритмом, фактурой)

Гармония и мелодия тесно связаны друг с другом. Гармония в скрытом виде заключена в мелодии. «Всякая мелодическая мысль, - указывал П.И. Чайковский, - носит в себе подразумеваемую в ней гармонию и непременно снабжена ритмическим делением». В многоголосии гармония реально воплощается, соединяя в стройное целое различные мелодические линии.

Гармония содержит в себе мелодическую основу. Она обусловливает интонационную осмысленность движения голосов, которые гармонически объединяются.

Склад и фактура

Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. С точки зрения соотношения голосов музыкальной ткани различаются два основных склада изложения: полифонический и гомофонно-гармонический. Полифонический склад – это многоголосие, в котором все голоса мелодически самостоятельны и относительно равноправны по значению (Бах, Гендель).

Закономерности гармонии в ее единстве с мелодией особенно ярко проявляются в многоголосии гомофонного склада. Он состоит из одного мелодически развитого, ведущего голоса и нескольких сопровождающих, мелодически менее индивидуальных голосов. Эти голоса образуют гармоническую опору; наиболее важным из сопровождающих голосов оказывается бас – фундамент гармонии.


В художественной практике фактура бывает различной по плотности; количество слагающих ее линий-голосов неодинаково (от одного до нескольких десятков – в оркестровом изложении, например). Однако основным и оптимальным с точки зрения удобства расположения аккордов оказывается четырехголосие.

4-голосная фактура откристаллизовалась в процессе эволюции самого музыкального языка. Музыка европейского средневековья и Ренессанса, предшествующая формированию классического стиля и классической гармонии, опиралась на вокальные жанры. Инструментальные партии в основном вторили певческим голосам, дублировали их. Поэтому и в гармонической практике закрепились названия, связанные с традициями хорового пения: сопрано (верхний голос), альт (второй сверху), тенор (второй снизу) и бас (нижний). Четыре основных голоса гармонической фактуры называются так и доныне.

4-гол. склад оказался оптимальным и по охвату регистров, соответствующих возможностям исполнения и восприятия музыки человеческим слухом, и по полноте и удобству расположения голосов.

1.4 Гармония как фактор формообразования

Гармония играет большую формообразующую роль в процессе развития музыкального произведения. Она может способствовать членению общей формы сочинения на части, подчеркивать завершенность того или иного построения, или связывать отдельные части целого, преодолевать замкунтость их изложения.

Подобрать примеры самим

Важное значение приобретает гармония как средство варьирования неизменно повторяющейся мелодии (т.н. сопроно-остинато!!!!), способствующее возникновению крупной музыкальной формы:


В процессе же создания интенсивно развивающейся формы роль гармонии особенно велика. Она оттеняет различия между экспозиционной (впервые излагающей тему) и развивающими частями, подчеркивает кульминацию в музыкальном развитии.

Большое значение в процессе формообразования имеет тональный план произведения – закономерный порядок чередования различных тональностей. Смена тональностей в одних случаях, сопутствуя тематической разработке, в значительной степени обуславливает динамичность развития; в других случаях она выделяет контрастные сопоставления тем (см., например, разработку 1 ч. «Героической симфонии» Бетховена).
Домашнее задание:
выучить тему с примерами
гармонический анализ (выразительное и формообразующее значение гармонических средств) в следующих произведениях:
Шуберт. Романс «Двойник»

Мусоргский «Картинки с выставки», «Катакомбы»





перейти в каталог файлов
связь с админом