Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебник Азбука (раздел Давайте знакомиться ), рабочая тетрадь Рисуй, думай, рассказывай


Скачать 475.5 Kb.
НазваниеУчебник Азбука (раздел Давайте знакомиться ), рабочая тетрадь Рисуй, думай, рассказывай
Анкорuroki po obuch.gr. l.f. klimanova.doc
Дата01.10.2017
Размер475.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаuroki_po_obuch.gr._l.f._klimanova.doc
ТипУчебник
#23320
страница7 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

Урок 16. Твердые и мягкие согласные (С. 50-51).
Целевые установки урока: а) дать представление о твердых и мягких согласных, учить различать их; б) ввести условное обозначение мягкого согласного звука; в) освоение звукового анализа слов с мягкими согласными звуками; чтение слов по следам анализа; г) развивать умения учащихся в классификации звуков, анализе звукового состава слова; д) показать изобразительные возможности звуков речи.

Ход урока.

1. Работа по стр. 50 азбуки. Постановка новой учебной задачи.

— Что вы уже знаете о звуках речи? (Они произносятся с помощью органов речи, бывают гласными и согласными.) А что нового мы должны узнать о звуках речи на этом уроке? Кто поможет мне прочитать название страницы азбуки? (Твёрдые и мягкие согласные.) Как это понимать?

2. Формирование мотивации чтения.

— Ответ на этот вопрс Петрушка предлагает поискать в книжке-сказке Бориса Заходера. Прочитайте название сказки, записанное рисунками и условными значками. (Кит и кот.) Кто такой кит? Опишите его внешний вид, сравните размеры кита и кота.

— А теперь посмотрите на иллюстрацию к сказке. Соответствует ли она тому, что вы рассказывали о ките? Надо прочитать текст сказки, и тогда всё прояснится. Кто хочет начать читать?

3. Чтение текстовых отрывков в азбуке учащимися, умеющими читать, с помощью учителя.

4. Выяснение содержания прочитанного в связи с лексической работой.

— Что значит «В сказке нет порядка»? Какими ещё словами можно подчеркнуть размеры огромного кота, а какими — маленького кита?

Анализируются противоположные по значению слова (огромный — маленький) и близкие по значению слова: (большущий, крупный, гигантский; крохотный, малюсенький).

5. Чтение и рассматривание книги-сказки Б. Заходера «Кит и кот».

— Петрушка считает, что нужно прочитать всю сказку, и тогда можно будет в ней разобраться. Вы согласны с ним?

Текст сказки (в сокрашении):

В этой сказке нет порядка:

Что ни слово – то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

Кот — огромный, просто страшный!

Кит был маленький, домашний.

Кит мяукал, кот пыхтел.

Кит купаться не хотел,

Как огня, воды боялся.

Кот всегда над ним смеялся!

Время так проводит кит:

Ночью бродит, днём храпит

Кот плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Ловит кит мышей на суше.

Кот на море бьёт баклуши.

Кит царапался, кусался,

Если ж был неравен спор —

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый кот ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьёт волну

И уходит в глубину.

...

В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил «кит» на «кот»,

«Кот» на «кит», наоборот!

6. Осмысление прочитанного:

— В чём же загадка этой сказки? (В опечатке, то есть в ошибке, в перестановке букв.) Вы тоже будьте внимательны, когда мы будем работать с этими словами.

7. Звуковой анализ слов кот и кит. Обозначение твердых и мягких согласных.

— Сравните звуковые схемы слов «кот» и «кит». Чем они похожи? (Каждое слово состоит из трёх звуков.) А одинаковы ли звуки в этих словах?

Учащиеся с опорой на схему называют отдельные звуки в словах кот и кит, подводятся к выводу, что звуки разные. Учитель привлекает особое внимание к первому звуку в каждом слове, просит произнести их и сравнить работу органов речи. Учащиеся артикулируют эти звуки и отмечают, что звуки [к] и [к’] похожи, но все же различаются, так как при произнесении второго звука спинка языка поднимается вверх к нёбу. Учитель подытоживает ответы детей: звук [к] — твердый, а звук [к’] — мягкий. Затем он показывает условный значок для обозначения мягкости согласных и поясняет, что поперечная линия потому изогнутая, что обозначает, как язычок, образуя преграду выходящему воздуху при произнесении звука, изгибается кверху.

8. Упражнения в произнесении твёрдых и мягких согласных звуков.

Учащиеся вслед за учителем называют сначала твёрдый звук, потом — соответствующий мягкий звук: [д] — [д’], [т] — [т’],

[л] — [л’], [р] — [р’], [н] — [н’], [з] — [з’], [с] — [с’] и т.п.

9. Упражнения в распознавании твёрдых и мягких звуков.

Учитель произносит слова парами: мыло милый, рыба ряба, дыня день, сила соль, зубы зебра, лёд лодка.

Учащиеся слушают слова, произносят их в полголоса для себя и на основе слуховых и речедвигательных ощущений определяют, с какого звука – твёрдого или мягкого согласного — начинается слово. Форма проверки: сигнальные карточки с уловными значками твёрдых и мягких согласных звуков.

10. Повторение изученного о звуках.

Выставляются «бусинки» — условные обозначения гласных и согласных, твёрдых и мягких, звуков.

— Какие бывают звуки. Покажите условный значок гласного звука. В чём особенности произнесения гласного звука? Произнесите гласные звуки: аа… уу… оо… ыы… ии… ээ… Почему гласные звуки легко тянутся, поются? (Потому что при их произнесении воздух проходит свободно, отсутствует преграда.)

Чем отличается произнесение согласного звука от гласного? Почему согласные звуки обозначены по-разному? Что обозначает изогнутая поперечная линия? Произнесите согласные звуки и понаблюдайте за работой язычка: д дь, т ть, н нь, с сь, з зь.

11. Упражнение в классификации звуков. Работа в парах.

— Определите, с какого звука начинается ваше имя и покажите нужную бусинку. Предварительно проверьте друг друга в парах.

12. Работа с наборным полотном «Сорока».

— Интересно, какое имя у сороки, которая придумала, как можно обозначать звуки. Она подсказывает нам: её имя состоит из четырёх звуков, начинается с мягкого согласного «рь» и заканчивается на гласный звук «а». (Рита.) Давайте украсим сороку «бусинками» с её именем.

На наборном полотне вывешиваются «бусинки» с объяснением каждого звука, его определением как гласного-согласного.

13. Рассказ по иллюстрации к произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост».

— Знаете ли вы эту сказку? Сегодня я почитаю её на уроке, но не всю, а лишь маленькие отрывки, а остальное попробуйте додумать, сочинить сами. Согласны?

Кто забрёл на болото и, как вы думаете, зачем? Почему испугались комары? Вот как об этом говорится в сказке: «Пришёл в наше болото медведь и завалился спать. Как лёг в траву, так сейчас же задавил пятьсот комаров, как дохнул — проглотил целую сотню». Какая картина возникает у вас перед глазами?

Учитель обращает внимание детей на подбор слов для описания действий медведя со звуком [р] (разлёгся, захрапел).

— Как повели себя комары?

Подбираются слова со звуками [з], [з’]: разозлились, загудели, стали громко зудеть (зудит, т.е. издает звуки ззз).

— Как маленьким комарам удалось выгнать большого медведя из болота? (Их было много.) Писатель так рассказывает об этом: прилетел не один Комар Комарович — длинный нос, а прилетели с ним и дедушка, Комарище — длинный носище, и младший брат, Комаришко — длинный носишко.

— Какой комар, большой или маленький, представляется вам при произнесении твёрдого звука [з]? А при произнесении мягкого звука [з’]?

Учащиеся произносят эти звуки и соотносят твердый звук [з] с большим комаром, а мягкий [з’] — с маленьким:

— Посмотрите на иллюстрацию: чем пытался медведь отбиваться от комаров? Послушайте, как говорится об этом в сказке: «Долго ли, коротко ли сражался Миша с комарами, только шуму было много. Далеко был слышен медвежий рёв. А сколько он деревьев вырвал, сколько камней выворотил!»

Рассказывание сказки завершается передачей с помощью звуков [р], [р’] медвежьего рёва:

— Покажите с помощью произнесения твёрдого звука [р], как сердился медведь, рычал, угрожая комарам. Изобразите с помощью произнесения мягкого звука [р’] жалобное ворчание медведя, убегающего от комаров.

14. Физкультминутка: изображение комариков в движениях, зудении.

15. Стимулирование домашнего чтения:

— Кто хочет прочитать эту сказку целиком дома с родителями, может взять книжку с нашей книжной полки.

16. Звуковой анализ слов.

Называются предметы, изображенные на с. 51 (мак, мяч, лук, люк). Рассматриваются модели этих слов: объясняются их значения, анализируется звуковой состав. Сравниваются звуки [м] и [м’] в словах мак, мяч и звуки [л] и [л’] в словах лук и люк. Упражнение в подборе слов к схемам: (лук, сыр, мир). Читающие дети могут написать под схемой буквы.

17. Работа в парах.

С помощью «бусинок», обозначающих твёрдые и мягкие согласные, учащиеся выкладывают звуковые ряды, соответствующие словам «пар», «пир».
4 – я н е д е л я (п и с ь м о).
Урок 16. Под грибом. Сравни и подумай (с. 38-39).
Целевые установки урока: а) обводить предметные рисунки по контуру; штриховать по пунктирным линиям; б) писать элементы печатных букв по образцу (прямые линии, полуовалы); в) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; г) совершенствовать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся.

Ход урока.

1. Рассказы по рисунку «Под грибом».

3.Развитие фонематического слуха, подготовка к звуковому анализу.

— С какого звука начинается данное слово? (Паук, перо, рыба).

4. Письмо элементов печатных букв «п», «р» Предварительный их анализ («п» — две прямые линии слева и справа, прямая линия вверху; «р» — прямая линия слева и полуовал).

5. Работа в паре. Логические упражнения: найди закономерность. Обсуждение вариантов расположения узоров на зонтах.
Уроки 17-18. Мы — спортсмены. Кто построил домики? (с. 40-43).
На уроках ставятся те же целевые установки, что и на предыдущих уроках. Структура уроков аналогична предыдущим урокам.

Ход уроков.

1. Устный рассказ по картинке. Выбор знака (символа) для спортивного магазина.

2. Лексическая работа. Назвать виды спорта, спортивный инвентарь. Игра-соревнование «Кто больше?» (с.40-41).

3. Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова. Слова: санки, слива; труба, телефон; утка, улитка; филин, фонарь.

4. Письмо элементов печатных букв «с», «т», «у», «ф». Элементы букв («с» — полуовал, открытый справа; «т» — прямая, направленная сверху вниз и верхняя прямая, идущая слева направо; «у» — короткая наклонная линия из левого угла к середине и вторая наклонная линия из верхнего правого угла к середине нижней линии; «ф» — прямая линия и два полуовал слева и справа от неё).

5. «Вспомни сказку» (с. 42). Обведение предметных рисунков.

6. Самостоятельная работа «Сравни и подумай». Учащиеся рассматривают рисунок (с. 43), находят закономерности расположения параллельных линий и обводят их.
Уроки 19-20. В гости к бабушке (с. 44-49).
Ход урока.

1. Рассказ по картинке «В гостях у бабушки» (с. 45, 44). Логические упражнения.

— Дорисуйте недостающие предметы.

2. Рассматривание рисунка дома. Активизация словаря.

— Назовите части дома: стена, крыша, фундамент, крыльцо и т.д.

3. Обведение предметных рисунков по контуру.

4. Классификация слов: посуда (чайная, столовая).

5. Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова (хлеб, цветок, чайник, чашки, шарик, щетка).

6. Рассматривание рисунков «Расшитые полотенца», «Лоскутное одеяло». Штриховка по пунктирным линиям.

7. Письмо элементов печатных букв.
5 – я н е д е л я (ч т е н и е).
Урок 17. Звучание и значение слова. (С. 52-53).
Целевые установки урока: а) учить детей соотнесению звучания и значения слов; б) развивать умение устанавливать количество звуков в слове, их последовательность и определять гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; в) способствовать уточнению значения слов в связи с развитием умения классифицировать обозначаемые ими явления.

Ход урока.

1. Работа по стр. 52 азбуки. Наблюдения над значением и звучанием слов.

— У сегодняшнего урока не совсем обычное начало. Аня и Ваня предлагают спеть любимую песню Петрушки – русскую народную песню «Калинка-малинка». Слышали ли вы эту песню? С помощью чего создаётся мелодия песни? (С помощью звуков музыки.) Какими звуками передаются слова песни? Кто может напомнить слова этой песни? (На доске записаны слова: «Калинка, калинка, калинка моя. В саду ягода-малинка, малинка моя.»)

— О каких ягодах поётся в песне? (О калине и малине.) Кто видел ягоды калины, пробовал их? Чем отличаются ягоды малины? Это разные ягоды, поэтому вы видите модели двух слов. Покажите, где в моделях отражено значение слов. (В рисунках.) Где обозначено звучание слов? (В звуковых схемах.) Сколько звуков в каждом слове? (По шесть звуков.) Сравните: одинаковые это звуки или разные? Произнесите протяжно слово малина, выделяя каждый звук. (В процессе проговаривания слова дети ведут пальчиком по звуковым схемам: м-а-л-и-н-а, к-а-л-и-н-а.)

Сравнивая звучание и значение слов малина и калина, учащиеся должны прийти к выводу: с изменением даже одного, первого, звука меняется всё слово, его смысл.

— Стоило изменить один звук, и горькая ягода превратилась в сладкую.

— Стоило изменить один звук в слове, и значение слова изменилось, «горькая ягода» превратилась в «сладкую малину».

2. Логические упражнения.

— Русские народные песни исполняются на русских народных инструментах. Что у Петрушки в руках? (Балалайка.) Назовите и другие народные инструменты, которые изображены на рисунке. (Дудочка, бубен, трещотка, гармошка, свистулька.) Попробуйте объяснить, почему у них такие названия, отражаются ли в них особенности звучания инструментов. (Дудочка — дудит: ду-ду-ду; бубен — бъёт: бу-бу-бу; свистулька — свистит: с-с-с; трещотка — трещит: тррр.)

3. Танцевальная физкультминутка под музыку песни «Калинка-малинка» с подпеванием слов, в сопровождении движениями, жестами.

4. Конкурс знатоков: кто назовет больше слов, обозначающих ягоды, кто назовёт самую крупную ягоду.

5. Работа по стр. 53 азбуки. Логические упражнения на классификацию.

— Оказывается, самые крупные ягоды — это арбузы, дыни, тыквы. Они растут на поле, которое называется бахча, поэтому называются бахчевыми культурами. Покажите их на рисунках. Что нарисовано «лишнее» среди бахчевых культур? (Капуста. Это не ягода, а овощ.)

6. Соотнесение значений слов со звуковыми схемами на основе их частичного анализа.

— Посмотрите, модели слов распались: в рамочках слов осталось лишь значение, а звучание выпало. Необходимо собрать модели. С какого звука, гласного или согласного, начинается слово «арбузы»? (С гласного.) Найдите звуковую схему, начинающуюся с гласного звука. Произнесите слово по схеме, выделяя каждый звук. (А-р-б-у-з-ы.)

С каких звуков, гласных или согласных, начинаются слова «дыни», «тыквы»? (С согласных звуков.) А какое слово, на ваш взгляд, короче: «дыни» или «тыквы»? (Дыни.) Найдите самую короткую звуковую схему. Сколько в ней звуков? (Четыре.) Проверьте, подходит ли это слово к звуковой схеме? (Д-ы-н-и.)

Кто сам сумеет найти звуковую схему к слову «тыквы» и доказать правильность ответа?

7. Работа в паре.

Учащиеся озвучивают слова по звуковым схемам, определяют, кто и почему образовал пары. Для этого выделяются последний звук в первом слове и начальный звук во втором слове: тигр рак, волк кот, лиса сом. Делается вывод, что последняя пара слов лиса сом составлена неверно так как первое слово заканчивается звуком [а]: не лис, а лиса.

Задание может быть усложнено и направлено на сравнительный анализ слов не только по их звучанию, но и значению:

— Если бы нужно было составить пары слов не по их звучанию, а по их значению, как бы вы расставили слова? Какое бы слово вы поставили рядом со словом «рак»? (Слово «сом», так как и сом, и рак живут под водой.) Какое бы слово вы поставили рядом со словом «волк»? (Слово «лиса», так это названия животных, которые живут в лесу.) Можно ли составить пару из слов «тигр» и «кот»? (Да, это названия животных из семейства кошачьих.)
Урок 18. Слова и слоги. Ударение в слове (С. 54-57). CD.
Целевые установки урока: а) дать учащимся представление о слоге как произносительной части слова; б) формировать умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания; в) развивать мотивацию чтения книг; г) дать учащимся общее представление о словесном ударении; д) формировать умение определять место ударения в слове; е) показать смыслоразличительную роль ударения; ж) совершенствовать культуру речи учащихся: произношение слов с правильным ударением.

Ход урока.

1. Выяснение впечатлений от домашнего чтения:

— Кто прочитал дома с родителями всю сказку про Комара Комаровича и мохнатого Мишу? Чем она закончилась? Можно ли сказать, что чтение книг — это увлекательное занятие?

2. Работа по стр. 54 азбуки. Постановка учебной задачи.

— Встречи на уроках с героями сказок, стихотворений помогают нам узнать много нового. Давайте прочитаем название новой учебной страницы. (Слова и слоги.) Какое слово вам незнакомо? (Слоги.) Может быть, мы узнаем, что означает это слово с помощью ещё одной сказочной героини? Кто узнал её на рисунке? (Это Машенька.) Проверим это, прочитав начало сказки.

3. Выделение слогов в словах.

— Помогите заблудившейся Машеньке позвать на помощь бабушку, дедушку, братишку. Как нужно произнести эти слова, чтобы их было легче расслышать на большом расстоянии? (Громко, протяжно, по частям.) Как это показано на звуковых схемах слов? (Они тоже разделены на части.)

4. Произнесение слов по слогам с опорой на схемы:

— Посчитайте, на сколько частей разделена звуковая схема слова «бабушка»? Позовём бабушку вместе с Машенькой.

Учащиеся сопровождают проговаривание слова движением пальчика по звуковой схеме. Аналогичная работа проводится со словами «дедушка», «братишка».

— Наверное, теперь родные найдут заблудившуюся Машеньку?

5. Введение понятия «слог».

— Часть слова, выделяемая при его произношении, называется «слог», а части слова – «слоги». Само это название подсказывает, что слово при произношении слагается (складывается) из частей.

6. Упражнения в делении слов на слоги.

— Припомните случаи, когда родители звали вас домой с улицы. Они тоже произносили ваши имена по слогам. Попробуйте показать, как? (Дии маа! Ии раа!)

7. Определение количества слогов в словах.

— А сколько слогов в вашем имени? Чтобы легче было считать, каждый слог отмечайте хлопком.

Образец выполнения задания даётся сначала на основе коллективной работы, а потом учащиеся работают в парах:

— Проверьте друг друга: научились ли вы делить свои имена по слогам и подсчитывать количество слогов.

8. Игровая ситуация «Как Петрушка учился говорить».

— Знаете ли вы, что Петрушка учился говорить по слогам? Представьте себя на месте Петрушки. Я буду говорить какое-то слово, а вы — повторять его, как Петрушка, по слогам: рука, чайник, книга, рубашка и т.д.

9. Работа с моделями слов. Деление слов на слоги и определение количества звуков в каждом слоге.

— Эти модели слов тоже приготовил к уроку Петрушка. Что в них необычного? (Под звуковыми схемами поставлены дуги.) Эти дуги обозначают слоги в словах. Условимся дугами обозначать слоги, чтобы не разделять на части звуковые схемы и не ломать модели слов 1.

— Сколько слогов обозначено дугами в слове «роза»? (Два слога.) Докажите произношением. (Ро-за.) Сколько звуков объединяется дугой в первом слоге, и какие это звуки? (Два звука: согласный и гласный.) Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук. (Р-о.) Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? …

По заданному образцу проводится работа над каждым слогом в словах «роза», «пила», «барабан», «шар».

10. Раскрытие слогообразующей роли гласного звука.

Сравните количество гласных звуков в словах и количество слогов. Что вы обнаружили? (Это количество совпадает.) Какой же «секрет» гласных звуков вы открыли? (Сколько в слове гласных звуков — столько и слогов.)

11. Рассказ в картинках по произведению В. Сутеева «Мышонок и карандаш».

Учащиеся рассказывают эту историю, пытаясь читать рисунки и подписи под рисунками.

— Что виделось Мышонку в рисунках? А кого рисовал Карандаш? Какое же слово не договорил Мышонок и со страху убежал? (Слово «кошка».)

12. Работа с моделями слов «козы», «кони».

— Слышали ли вы песенку: «Далеко-далеко на лугу пасутся ко...». Какие слова начинаются на слог «ко»? Дополните слог «ко»так, чтобы получилось целое слово.

13. Обобщение.

Какие важные сведения об особенностях слова вы сегодня узнали с помощью сказочных героев? (Слово можно делить на части — слоги. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.)
1 – Дуга, называемая лигой, ставится под нотами. В азбуке она используется для обозначения слогов, которые следует произносить не отрывисто, а плавно.
14. Работа по стр. 56 азбуки. Создание проблемной ситуации, постановка учебной задачи.

— Куда пришли сказочные герои? Как называются эти большие, нарядные здания? (Дворцы, зáмки.) Здесь состоится королевский бал, на который приглашены герои русских и зарубежных сказок. Но почему же сказочные герои не заходят в ворота? (Ворота заперты на замкú.) Дело в том, что согласно королевскому приказу на бал попадёт тот, кто определит, чем отличаются слова зáмки и замкú. Хотите помочь сказочным героям решить эту задачу?

15. Решение учебной задачи.

— Сравните слова зáмки и замкú по значению и звучанию. Одинаково ли значение этих слов? (Нет: зáмки — это дворцы, а замкú — приспособления для закрывания дверей на ключ.) А одинаковы ли эти слова по звуковому составу? Обратите внимание на звуковые схемы этих слов: сколько звуков в каждом слове, одинаковы ли они и какие это звуки? (По пять звуков: согласный твёрдый, гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий, гласный.) Выделите эти звуки произношением. (З-а-м-к-и.) Сколько слогов в каждом слове? (По два слога.) Произнесите эти слова по слогам. (Зáм-ки, зам-кú.) Получается, что эти слова ничем не отличаются? Или всё-таки какая-то разница есть? Послушайте, как я произнесу эти слова.

Учитель произносит слова, выделяя голосом ударный слог в каждом слове 2. Учащиеся замечают, что в одном случае голосом выделяется слог зам-, а в другом — слог ки.

16. Введение понятий «ударение», «ударный слог».

— О слоге, который произносится с большей силой, то есть громче, протяжней остальных слогов, говорится, что он произносится с ударением, является ударным.

17. Привлечение внимания учащихся к знаку ударения.

— Для обозначения места ударения в слове существует определённый знак, который так и называется: знак ударения. Найдите его на схемах слов. (Косая чёрточка.) Обратите внимание, над каким звуком — гласным или согласным — ставится знак ударения. (Над гласным звуком.) Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным звуком.

18. Определение роли ударения в слове как смыслоразличителя.

— Произнесите ещё раз каждое слово с ударением: зáмки, замкú. Что же различает эти слова по звучанию и по значению, смыслу? (Место ударения в слове.)

— Мы помогли героям сказки решить заданную королём задачу и теперь можем вместе с ними пройти на королевский бал.

19. «Подбери обувь героям сказок».

С одной стороны, это логическое упражнение. (Подведение видового понятия под родовое.) С другой стороны, уточняется значение слов в связи с анализом их звучания.

— Рассмотрите модели слов, обратив внимание на их значение и звучание. Кто правильно, с помощью звуковых схем, произнесёт эти слова с ударением? (Башмаки, лапти, туфли.) Что общего в значениях этих слов? Что они называют? (Обувь.) Можно ли по этой обуви догадаться, кто из сказочных героев пришёл на бал? (Башмаки — это старинные ботинки. В башмаках мог прийти Буратино. Лапти носили в прошлом русские крестьяне, поэтому в лаптях могли прийти герои русских народных сказок: Алёнушка и Иванушка, Емеля. Туфли — название нарядной обуви, и в них могла прийти Золушка.)

20. Работа по формированию произносительной культуры.

— Золушка хочет задать вам такой вопрос. Слово «туфли» обозначает две тýфли. А как назвать одну из них? (Тýфля.) Произнесите это слово правильно: с ударением на первом слоге. Почему важно соблюдать правильное ударение в слове? (Правильное ударение в слове – показатель культуры речи человека.)

21. Работа по стр. 57 азбуки. Рассматривание рисунка. Составление высказывания по схеме.

— Кто из сказочных героев пришёл на бал в сапогах? (Кот в сапогах.) Кого он пригласил танцевать? (Аню.) С кем встал в пару Ваня? (С Золушкой.) Какие слова должны были сказать кавалеры, Ваня и Кот в сапогах, приглашая своих дам на танец? Попробуйте догадаться по схеме высказывания. Сколько слов в ней обозначено? (Четыре.) Какие же это могут быть слова? (Разрешите пригласить вас танцевать.) А кого из сказочных героев вам бы хотелось пригласить потанцевать?

22. Использование образа музыкального молоточка как символа ударения.

— Но музыка зазвучит на балу лишь после того, как подаст сигнал Мальчик-колокольчик. Найдите его на рисунке. Что у него в руках? (Молоточек.) Это необычный музыкальный молоточек, которым отмечаются ударные слоги в именах гостей на балу. Для этого нужно сказать волшебные слова. Кто сможет прочитать их?

На доске записаны слова. Умеющие читать первоклассники читают текст, остальные повторяют вслед за «ведущими».

Ударный слог, ударный слог —

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь-ка слог ударом!»

Какой слог — первый или второй — должен отметить молоточек в имени «Ваня»? «Аня»? А в ваших именах?

Учащиеся берут в руки воображаемый «молоточек» говорят волшебные слова и произносят свои имена: сначала по слогам, а потом целым словом, выделяя ударный слог и определяя, какой он по счёту: первый, второй или третий. (Ан-тон, Антόн. Ударным является второй слог.)

23. «За королевским столом». Упражнения в классификации (фрукты) и анализе звучания слов.

— Чем будут угощать гостей на балу? Назовите приготовленные на столе фрукты. (Сливы, вишни, лимоны, яблоки, груши.) Проверьте, правильно ли Кот в сапогах составил звуковые схемы этих слов.

Разгадывание акрофонической схемы слова торт (труба, ослик, рука, труба).

— Какое слово загадано в картинках?

Порядок работы по разгадыванию уже известен учащимся: учащиеся называют сначала один предмет (труба), выделяя первый звук [т] в слове — названии, затем — следующий предмет (ослик), тоже выделяя первый звук [о], сразу же синтезируют оба звука: то…. И т.п.

Обобщение полученных сведений в связи с развитием рефлексии:

— Где вы сегодня побывали? Понравилось ли? Что нового узнали? Чему научились?
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей