Образовательная область «Художественное творчество».
Учебно-тематическое планирование по аппликации
Группа средняя
Количество часов
Всего 18 час; в неделю 0,5 час.
Планирование составлено на основе
Примерной основной общеобразовательной программы «Детский сад 2100»(проект)
Учебник
И.В Маслова «Основы изобразительной деятельности. Аппликация.
Дополнительная литература.
Горичева В.С. , Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 192., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).
Рей Гибсон и Дженни Тайлер. Ил. Симона Абель, Сью Стит и Грэхем Раунд. « Делай и играй .Веселые игры» – М.: «Росмэн», 1997.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.»
Петрова И.М. «Объёмная аппликация».
Аппликация.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности «Аппликации», детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет (средняя, подготовительная группы)
Цель: Формирование у детей умений и навыков в аппликации, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
Развивать творческие способности детей
Подводить детей к созданию выразительного образа.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представление об искусстве (скульптура малых форм)
Формировать умение оценивать свои работы и работы других детей
Воспитывать интерес к аппликации.
Учить использовать средства выразительности в аппликации.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц в средней и подготовительной группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15-20 мин (средняя), 25-30 мин (подготовительная). Общее количество учебных занятий в год – 18. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год, в мае.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. И межпредметных связей по разделам:
«Развитие речи» и «Ознакомление с художественной литературой». Аппликация по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений. Развитие монологической речи при описании своих работ.
«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомство со строением предметов, объектов. Тематический план по аппликации (состоит из 18 занятий, 1 раз в две недели, чередуя с занятиями по лепке). ( средняя группа)
Месяц
| Название
| Вид работы
| Наглядные пособия и ТСО
| Образовательная область
| Содержание
| Сентябрь
| Осенняя ветка (Обрывание)
| Предметная, с натуры
| Ветка с листочками
|
| Продолжать работу в технике
обрывной аппликации,
используя 2-3 цвета бумаги.
Закреплять знания детей о
временах года и сезонных
изменениях в природе.
Учить передавать впечатления, полученные в наблюдениях
на прогулке.
| Сентябрь
| Эти чудо -листья
| Из природного материала
| Осенние листья разных деревьев
| .
| Познакомить детей с
особенностями работы
с природным материалом
в технике аппликации,
с приёмами составления
изображений из засушенных
листьев и их наклеивания.
Учить передавать впечатления, полученные в наблюдениях.
Развивать у детей творческое воображение, фантазию,
внимание, наблюдательность
| Октябрь
| Цветы.
| Из природного материала
| Изображения различных цветов
|
| Закрепляем знания, полученные детьми на предыдущем занятии. Учить
передавать увиденное
на прогулке (наблюдать,
как растут цветы, какие они
разные). Развивать у детей
творческое воображение,
фантазию, внимание,
наблюдательность.
| Октябрь
| Строим дом из кирпичей.
| Предметная с натуры
| Строительный набор
|
| Учить детей правилам работы
с ножницами (правильно
держать ножницы, резать
по прямой, передавать их,
помня о технике безопасности). Поощрять стремление выполнить свою
работу красиво и аккуратно.
| Ноябрь
| Перевозим груз.
| Предметная с натуры
| Машинка
|
| Совершенствовать умение
детей работать ножницами
при вырезании «кирпичиков». Познакомить с техникой
вырезания круга из квадрата.
Учить передавать впечатления,
полученные в наблюдениях.
| Ноябрь
| Парусные лодки.
| Предметная с натуры
| Игрушка -лодка
|
| Совершенствовать умение
детей работать с ножницами.
Познакомить с техникой
вырезания трапеции.
Учить делать парус для лодки
из отрезанного по диагонали треугольника.
| Декабрь
| Ваза
| Декоративная
| Ваза
|
| Совершенствовать умение
работать ножницами.
Закреплять знания и умения,
полученные на предыдущих
занятиях.
Учить детей выполнять
симметричную вазу, работая
с листом бумаги, сложенным
пополам. Закреплять способы
отрезания по диагонали.
| Декабрь
| Новогодняя открытка.
| Декоративная
| Образцы оформленных открыток
|
| Вызывать у детей радостное
настроение в преддверии
предстоящего праздника и
желание подарить близкому
человеку открытку к празднику. Продолжать знакомства детей
с разными вариантами
художественного оформления
открыток. Закреплять и
совершенствовать умение
детей вырезать круг из
квадрата.
| Январь
| У елочки в гостях.
| По замыслу
| Искусственная ёлочка
|
| Учит правилам работы
с ножницами.
Учить передавать впечатления, полученные в наблюдениях.
Развивать мелкую моторику
и глазомер
| Январь
| Высотный дом. (групповая работа)
| ППредметная, с натуры
| Иллюстрация высотного дома
|
| Обеспечить первый опыт
сотрудничества детей при
создании коллективной работы. Воспитывать
коммуникативные навыки
при оформлении коллективной работы. Поощрять стремление
выполнить работу аккуратно
и красиво. Развивать чувство
ритма, мелкую моторику и
глазомер.
| Февраль
| Волшебные полоски.
| По замыслу
| Полоски из бумаги
| .
| Поощрять стремление
выполнить работу аккуратно
и красиво. Показать аналогию
между аппликацией и
конструированием из бумаги.
Развивать интерес к познанию
природы и отражению этих представлений в аппликации
| Февраль
| Открытка для папы.
| Декоративная
| Образцы оформленных открыток
|
| Вызывать у детей радостное
настроение в преддверии
предстоящего праздника и
желание подарить близкому
человеку открытку к празднику. Продолжать знакомство детей
с декоративно-прикладным
творчеством. Познакомить с
историй праздника.
| Март
| Открытка для мамы.
| Декоративная
| Образцы оформленных открыток
|
| Вызывать у детей радостное
настроение в преддверии
предстоящего праздника и
желание подарить близкому
человеку открытку к празднику. Продолжать знакомство детей
с декоративно-прикладным
творчеством.
| Март
| Узор в полосе или квадрате.
| Декоративная
| Образцы узоров
|
| Закреплять знания детей об
узорах и орнаментах. Учить
составлять на бумажной
основе узор из геометрических
фигур, чередуя их по цвету,
выделяя углы, середину и
стороны.
Делать осознанный выбор
в пользу формата своей работы.
| мАпрель
| Воздушные шары.
| Воздушные шары
| Изображение воздушных шаров или настоящие шарики
| .
| Совершенствовать умение
работать ножницами.
Закреплять умение вырезать
круг из квадрата и овал из прямоугольника.
Развивать чувство формы и
пропорции
| Апрель
| У солнышка в гостях
| По замыслу
| Нарисованное солнышко
|
| Закреплять умение разрезать прямоугольник по прямой
на узкие полоски.
Развивать чувство ритма,
мелкую моторику и глазомер.
Поощрять стремление детей
работать аккуратно и красиво.
| Май
| Грибы.
| Предметная с натуры
| Иллюстрации разных грибов
|
| Закреплять правило вырезания
округлых форм.
Развивать глазомер, чувство
формы, пропорции.
Поощрять стремление детей
работать над созданием
интересных композиций.
| Май
| Раз. два, три – сказка, оживи!
| По замыслу
| Образцы оформленных работ
|
| Закреплять представление о геометрических фигурах –
квадрате. Прямоугольнике,
треугольнике.
Совершенствовать умение
составлять из геометрических
фигур изображение сказочного
персонажа.
Учить способу получения
из квадрата треугольников
(разрезанию по диагонали).
|
В результате занятий дети знакомятся с:
- названиями, назначением и правилами работы основными и вспомогательными инструментами, приспособлениями и материалами (ножницы, кисточка для клея, клей, картон, бумага, ватман, и т.д.);
- правилами работы с цветом, сочетанием цветов с фоном, передачей цветом настроения и отношения к изображаемому;
- названиями и отличительными особенностями народных промыслов.
Дети учатся:
- работать по памяти, представлению, с натуры;
- передавать впечатления, полученные в наблюдениях;
- правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы, соблюдая правила труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.
Дети могут:
- под руководством преподавателя определять последовательность действий при работе;
- правильно работать с различными инструментами и материалами;
- изображать предметы крупно, в соответствии с замыслом определять из месторасположение на листе;
- составлять узоры в соответствии с особенностями народных промыслов.
Литература.
Программа
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
2.Комплексная программа «Детский сад 2100».
Учебник
1.Горичева В.С. , Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 192., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).
2. Рей Гибсон и Дженни Тайлер. Ил. Симона Абель, Сью Стит и Грэхем Раунд. «Делай и играй .Веселые игры» – М.: «Росмэн», 1997
3.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада»
4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.»
5.Маслова И.В «Основы изобразительной деятельности. Аппликация.
6.Петрова И.М. «Объёмная аппликация». перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |