ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Найди игрушку
Задачи:
— активизировать словарь детей;
— закрепить названия знакомых предметов. Материалы: различные игрушки.
* * *
Каждый играющий должен найти игрушку, которую называет воспитатель, принести ее и правильно назвать.
Складные картинки
Задачи:
— закреплять в речи детей названия животных;
— продолжать знакомить детей с окружающим миром;
— воспитывать внимание, настойчивость в выполнении задания.
Материалы: картинки-образцы, разрезные картинки.
Воспитатель подбирает картинки с частями тех животных, которые детям знакомы. Каждый ребенок с помощью картинок складывает определенное животное (корову, лошадь, свинью, собаку и др.).
Малыши
Задачи:
— знакомить детей с окружающим миром;
— закреплять названия детенышей животных;
— воспитывать умение играть вместе, выполнять правила игры.
Детям дается картинка, на которой нарисован детеныш животного, кубики, на гранях которого изображены части этого детеныша. Глядя на картинку, ребенок должен сложить такую же и сказать, что там нарисовано.
Узнай на вкус
Задачи:
— закреплять названия овощей и фруктов;
— учить словом определять их вкус и свойства.
Материалы: тарелочки с кусочками овощей, фруктов, ложечки,салфетки.
Дети сидят вокруг стола; 5—6 детей приглашаются к столу. Воспитатель ложечкой кладет им в рот дольки овощей или фруктов. Разжевав, ребенок должен сказать, что он пробовал, и назвать вкус продукта.
Кто скорее соберет?
Задачи:
— закреплять знание цвета и обозначение его словом;
— воспитывать внимание, наблюдательность.
Материалы: разноцветные башенки.
Воспитатель с помощью детей раскладывает на нескольких столах разноцветные колечки от башенок. Принимающие участие в игре дети собирают башенки одного цвета или комбинируют из нескольких цветов.
Нахождение предметов по слову
Задачи:
— активизировать словарь детей (названия цвета);
— воспитывать умение общаться. Материмы: знакомые детям игрушки.
Дети рассматривают игрушки, называют их. Затем закрывают глаза или поворачиваются в другую сторону, а воспитатель раскладывает игрушки по разным местам. Играющие дети поворачиваются, и воспитатель дает каждому задание, что он должен найти: Коля — большой шар, Миша — белую кошечку и т.д. Когда все дети выполнят задание, собираются в круг. Каждый назовет игрушку и скажет, как с ней можно играть.
Зажги фонарики
Задача:закреплять цвет предметов и их названия. Материалы: разноцветные бумажные фонарики.
* * * •
Воспитатель вместе с детьми рассматривает разноцветные фонарики и называет, какого они цвета.
Воспитатель. Фонарики будут разложены по всей комнате. Кто найдет фонарик, тот и возьмет его. Взять можно только один фонарик. Вы внимательно рассмотрите его и скажете, какого фонарик цвета.
Мяч
Задачи:
— учить детей понимать значение наречий «низко», «близко» и правильно использовать их в речи;
— развивать двигательные навыки.
* * *
Дети стоят в кругу. Воспитатель кладет на плечо ребенку руку и предлагает ему попрыгать, а сам в это время произносит.
На болоте две подружки, Две зеленые лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем утирались. Ножками топали, Ручками хлопали, Влево, вправо наклонялись И обратно возвращались.
Придумай сам
Задачи:
— учить детей видеть в предметах их возможные заменители, необходимые для той или иной игры;
— формировать умение использовать в активной речи наиболее подходящие по смыслу слова.
Материалы: набор брусков, палочек, шариков, колечек; картинки с изображением предметов (санки, автобус, карандаш, удочка, нож, ложка и др.).
* * *
Дети сидят вокруг стола. Каждый ребенок получает какой-нибудь предмет. Воспитатель спрашивает: «У кого предмет похож на карандаш?» Ребенок, имеющий палочку, отвечает: «У меня» — и показывает, как рисуют. Воспитатель отдает ребенку картинку, на которой изображен карандаш. Затем продолжает: «Кто может со своим предметом поиграть, как с мячиком?» Ребенок, имеющий шарик, показывает, как он это будет делать. Точно так же обыгрываются и другие предметы, давая возможность каждому ребенку увидеть в своем предмете сходство с другими предметами или игрушками.
Зверюшки на дорожках
Задачи:
— учить детей пользоваться предметами-заместителями, уметь соотносить картинки с определенными значками;
— формировать умение варьировать предметы-заместители при выполнении одного и того же задания.
Материалы: набор картинок с изображениями животных (петух, собака, еж, цыпленок, кошка); 10 полосок бумаги различными значками (треугольник, квадрат, круг, овал, «плюс»). На каждой полоске по 6 значков. Каждая пара значков отделена друг от друга вертикальной чертой. Разные значки (от двух до пяти) повторяются в разных сочетаниях; 5 полосок-образцов с изображением животных и соответствующих значков. Каждая пара (картинка-значок) отделяется друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков различно.
* * *
Воспитатель показывает играющим картинки, разложенные кучками (в каждой кучке одинаковые картинки), полоску-образец (шифр), полоски бумаги со значками.
Картинки кладутся в центре стола, за которым сидят дети. Полоска-образец ставится ребром, чтобы все дети ее хорошо видели. Ребята получают полоски со значками.
Воспитатель говорит, что нужно все значки на своих полосках закрыть подходящими картинками. А чтобы не было ошибок, предлагает всем смотреть на общую полоску, где показано, какая картинка какому значку соответствует (например, петушком надо закрыть треугольник, а собачкой — квадрат, и так до конца полоски). Затем предлагается задание: накрыть свои значки нужными картинками или посадить на дорожки зверюшек.
После выполнения задания дети складывают в кучки одинаковые картинки. При повторном проведении игры ребята меняются дорожками или получают новые.
Посади огород
Задачи:
— учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей;
— правильно называть выполняемые действия. Материалы: набор игрушечных овощей: репки и огурчики (по
два предмета каждого вида для каждого ребенка); листы картона (12x12 см), разделенные на четыре части (по одному листу для каждого ребенка); карточки с заданиями: 5 карточек (12x12 см), разделенные на четыре части. На карточках нарисованы кружки разных цветов по одному в каждой части. Карточки выглядят следующим образом: на первой карточке расположены в двух верхних частях 2 зеленых кружка, а в двух нижних — 2 желтых. На второй — сверху 2 желтых кружка, а снизу 3 зеленых. На третьей — сверху желтый и зеленый, снизу — желтый и зеленый. На четвертой — сверху зеленый и желтый кружок, а снизу — желтый и зеленый. На пятой — сверху зеленый и желтый и снизу — зеленый и желтый.
* * *
Воспитатель показывает детям матрешку и говорит, что это матрешка-огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделенные на четыре части, — это огороды, где они будут сажать на грядки овощи: по две репки и по два огурчика. Воспитатель говорит, что сажать овощи нужно непроизвольно, а так, как им загадала матрешка-огородница. Показывает первую карточку с цветными кружками (в двух верхних частях 2 зеленых кружка, а е двух нижних — 2 желтых). После того как дети выполнят задание (при затруднении воспитатель объясняет принцип замещения по цвету: желтый кружок обозначает репку, а зеленый — огурчик), им последовательно даются остальные четыре карточки.
Сначала детям дают первые три задания. При повторном проведении игры количество заданий увеличивается до пяти.
Наседка и цыплята
Задачи:
— учить детей по-разному обозначать предметы в игре, называть выполняемые действия;
— объяснить значение слова «наседка».
Материалы: стойка, веревка с флажками, которой отгораживается домик.
Воспитатель. Сейчас мы будем играть в игру «Наседка и цыплята». Вы — цыплята, я буду наседкой. А это наш дом. (Указывает но место, отгороженное веревкой с флажками. Веревка натянута но высоте 40—50 см.) Сначала я, ваша мама, пойду и поищу корм. Когда я найду много корма, я вас позову, и вы выйдете из домика и поклюете, побегаете. Если вдруг прилетит коршун, я вас предупрежу, и вы скорее прячьтесь в- наш домик.
Воспитатель выходит из домика и, изображая курицу, ищет корм. Затем зовет цыплят: «Ко-ко-ко!» Дети выбегают из домика и изображают цыплят Оригинальные действия некоторых ребят поощряются воспитателем («Вот как хорошо этот цыпленок клюет зернышки, а этот пьет водичку, а этот прыгает...»). Дав детям немножко побегать, попрыгать, воспитатель тревожно «хлопает крыльями» и говорит: «Коршун!» Цыплята бегут домой.
Примечание. Можно аналогично проводить игры «Зайчиха и зайчата», «Кошка и котята», «Мышка и мышата», соответственно каждый раз предупреждая детей о разных опасностях (волки, собаки, кошки).
Какая игрушка?
Задачи:
— учить представлять себе предметы по их схематическим изображениям;
— словесно объяснять сходство схемы с предметом;
— развивать воображение детей.
Материалы: набор из восьми карточек; на каждой карточке нарисована фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких игрушек или предметов.(неваляшка,вагончик,лодка,пирамидка,мячик,собачка,кукла,дом).
Воспитатель. Я буду вам показывать картинки, а вы должны подумать и сказать, на какие игрушки они похожи.
Воспитатель показывает первую картинку и спрашивает ребят, на какие игрушки она похожа, обращая внимание на то, чтобы ответы не повторялись. При показе второй картинки первым отвечает следующий по кругу ребенок. Таким образом у каждого ребенка будет возможность отвечать первым. Всего можно предлагать 5—6 картинок.
В время игры можно поддерживать инициативу каждого ребенка, но особо отмечать тех, кто дает оригинальный ответ.
Что это такое?
Задачи:
— учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов;
— активизировать словарь детей.
Материалы: бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который он покажет. Воспитатель показывает один из цветных кружков и кладет его в центр. Затем предлагает подумать, на что похож этот кружок, и ответить по очереди. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.
Ребенок ловит мяч и говорит, на что похож кружок. Например, красный круг может быть похож на помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Ответы детей не должны повторяться. Далее воспитатель показывает круг другого цвета, и игра продолжается.
В следующий раз можно показать две бумажные полоски разной длины, и ребята также по очереди будут говорить, на что они похожи. Воспитатель отмечает оригинальные ответы.
Игра может повторяться неоднократно с различным материалом.
Встретим новичка
Задачи:
— учить распознавать и сравнивать цвета, различать размеры, закреплять знания о названии и назначении одежды;
— формировать доброжелательное, чуткое отношение к другим детям.
Материалы: новые и уже знакомые детям игрушки (куклы, зверюшки, кукольная одежда, мебель, посуда и т.д.).
* * *
Воспитатель приносит в группу новую игрушку. Читает стихотворение А. Бродского «Новичок»:
В сад пришел к нам новичок, Мы зовем его Молчок: Он молчит, не ест, не пьет, Песен с нами не поет. А потом, глядишь, привык: С нами вместе скок да прыг. Говорит и ест, и пьет. И танцует, и поет... . Он Петрусь, а не Молчок, Этот мальчик — новичок*.
Рассматривание новой куклы (Марины) можно построить в виде диалога с ней и сравнения ее внешнего облика и одежды с внешним обликом и одеждой уже знакомой детям куклы Светланы.
Воспитатель. Дети, будьте с куклой вежливы, ласковы и доброжелательны.
Вопросы
Какая ты симпатичная и нарядная! А какого цвета у тебя платье? Посмотрите, дети, какие бантики подобрала Марина к своему платью. А чем отличается Марина от Светланы? Вы будете дружить с новой куклой?
Потом можно устроить чаепитие для игрушек, показать новой кукле помещение группы и т.д.
Матрешкины подружки
Задача:учить детей подбирать предметы по размеру, независимо от их цвета и формы; правильно называть размер, цвет, форму.
Материалы: комплект трехместных матрешек-вкладышей для демонстрации; комплекты трехместных матрешек из картона для всех детей. В комплекте два набора, состоящие из трех матрешек: в одном наборе — толстые, в другом — тонкие. В каждом наборе матрешки трех размеров и разного цвета. Для каждого комплекта матрешек по три миски, кувшина, блюда (разных размеров).
* * *
Разберите матрешку на три вкладыша. Загадайте загадку:
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, И всего одна игрушка.
Предложите детям рассмотреть своих матрешек и выстроить их по росту. Того, кто справился с этим заданием, матрешки просят подобрать им подружек по росту. Примеряя матрешек друг к другу, дети составляют пары одинакового роста. Потом матрешки просят есть и пить, побуждая детей выбрать необходимую для этого посуду, соответствующую их размеру. Если дети ошибаются, матрешки начинают протестовать, просят еще и еще подумать.
В конце игры можно прочитать стихотворение Г. Лагздынь «Деревянные матрешки»:
Деревянная матрешка Влезла с Машей на окошко. По карнизу ходит кошка И не может сосчитать: То стоит одна матрешка, То матрешек целых пять.
Разноцветные мячи
Задача:учить детей группировать предметы по цвету и отдель-, ным цветовым деталям, помогая друг другу на основе сравнения предметов.
Материалы: куклы (игрушки) в одежде основных цветов; разноцветные картонные мячи; отделка для кукольной одежды.
* * *
На каждом столе на подносе лежат разноцветные картонные мячи, кукла или зверюшки. Воспитатель показывает детям, как подпрыгивает резиновый мяч, и загадывает загадки про него:
Упадет — не плачет, Ножек нет, а скачет. Он упрямый и пузатый, Больно бьют его ребята.
— Отчего беднягу бьют?
— Оттого, что он надут.
Воспитатель просит детей определить цвет мяча. Можно прочитать стихотворение С. Маршака «Мяч».
Дети называют цвета своих мячей, сравнивают их с цветом мяча воспитателя. Затем получают задание подобрать мячи для игрушек, ориентируясь на цвет их одежды. Целесообразно поменять игрушки и снова попросить детей подобрать для них мячи. Можно объединить детей в пары или группы по цвету одежды кукол и дать им задание вместе подобрать мячи.
Задание можно усложнить: прикрепить к кукольной одежде отделку и попросить подобрать мячи, ориентируясь на цвет последней.
Кто поможет?
Задачи:
— вызывать у детей желание помочь няне в уборке;
— учить правильно называть предметы обстановки. Материалы: кукла в фартуке; кукольные комнаты (групповая,
спальня); предметы для уборки (веник, швабра, таз с водой, салфетка).
* * *
В начале игры дети сооружают две комнаты для куклы Осмотрев комнаты, кукла благодарит детей, но замечает беспорядок, например, небрежно расставленную мебель, пыль. Изобразив огорчение, она предлагает детям помочь убрать в кукольных комнатах.
Дети по очереди, вообразив себя няней, вместе с куклой аккуратно расставляют мебель, вытирают пыль. Воспитатель руководит этим и поощряет детей от имени куклы: «Помоги мне, няня Наташенька, выровнять полочку для книг. Спасибо! А теперь вытрем пыль на ней». Целесообразно незаметно нарушить порядок размещения вещей и обратить внимание детей на беспорядок: «Что-то стоит не так, как надо. А вот что — не пойму!» — недоумевает кукла. «Ну-ка, повнимательнее присмотритесь, няни, и помогите нашей (имя куклы)», — от себя обратитесь к детям. Создавайте воображаемые ситуации: «Надо прежде всего открыть форточку» (сделайте соответствующий жест рукой); «Вот еще пыль на дверце шкафа» и т.д. Кукла обязательно должна похвалить детей за помощь, бережное отношение к труду взрослых.
В конце игры кукла обращает внимание детей на результаты их совместного труда: чистоту и порядок в комнатах. Можно использовать отрывок из стихотворения В. Донниковой «Утро»:
Окна чистые блестят, Вымыт пол дощатый, Просыпайся, детский сад! Добрый день, ребята!
Когда все дела закончены, кукла приглашает детей поиграть с ней. Предоставьте детям возможность играть самостоятельно, ненавязчиво ориентируя их на сюжетно-ролевые игры.
Водичка, водичка, умой мое личико
Задачи:
— закрепить привычку к чистоте и опрятности;
— вызвать у ребенка стремление научить умываться других детей.
Материалы: кукла, игрушечное оборудование умывальной комнаты, предметы туалета (мыло, полотенце, расческа). Игровое задание: сделать куклу опрятной.
Правила игры: учить куклу приводить себя в порядок, заботиться о ней.
До начала игры предложите детям устроить кукольную столовую и накрыть там стол.
Предложите детям ситуацию: кукла возвращается с прогулки или встает после сна; увидев стол, она выражает желание поесть. Но дети сами или с вашей помощью останавливают ее: «А руки чистые?» Кукла спохватывается: «В самом деле, руки не вымыты! Да я и не причесана. Но где это сделать?»
Как правило, кто-нибудь из детей предлагает отвести куклу в умывальную комнату. Это хороший повод, чтобы внимательно рассмотреть вместе с куклой все, что в ней есть. Затем кукла просит детей научить ее мыть и вытирать руки, лицо, а также причесываться. Показать, как это делается, побуждайте детей такими репликами куклы, как: «Какие чистые теперь руки! И щеки стали румяными и свежими! А как надо вытирать руки, чтобы они стали сухими? А без мыла можно вымыть их дочиста?» и др. Дети наверняка радостно и охотно будут отвечать кукле. Узнав, что детей учат умываться взрослые, кукла говорит: «Какие у вас хорошие воспитатели! Вот как они заботятся, чтобы вы были чистыми, опрятными, а значит, не болели». Потом кукла спрашивает детей: «Старательно ли вы моете руки? Насухо ли вытираете их полотенцем, как вас учили взрослые?» Кроме того, кукла замечает: «Как чисто в умывальной комнате — блестящая белая раковина, чистый сухой пол, свежие полотенца! Кто об этом позаботился?» Это побуждает детей вспоминать о труде няни. Рекомендуется задавать такие вопросы: «Вы. конечно бережете труд няни? Не разбрызгиваете воду на пол? Чисто моете руки, чтобы не испачкать полотенца?»
После этого кукла мечтательно вздыхает: «И мне хотелось бы иметь умывальную комнату!» Тогда вместе с детьми вы возвращаетесь в групповую комнату, где они с радостью обнаруживают кукольную умывальную комнату, в которой кукла с помощью детей приводит себя в порядок, после чего садится за стол.
Принимайся за обед
Задачи:
— закрепить названия о мебели и посуде для столовой;
— формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.
Игровое задание: накормить куклу обедом.
Материалы: кукла, мебель, посуда для столовой; обеденная скатерть из полотна или салфеточной ткани; чайная скатерть из светлой ткани в клетку или цветочек; столовые и чайные салфетки из сурового полотна с отделкой; дорожки из нарядной ткани, фартук, косынка, пара рукавичек-ухваток (желательно, чтобы все они были выполнены в одном изобразительном ансамбле).
Сначала дети самостоятельно играют с куклой, пока она не выразит желания поесть. Дети и рады бы ее накормить, но где? Нет кукольной столовой. Так возникает желание ее сделать. Вместе с куклой дети выбирают среди выставленных на полках игрушек необходимую мебель: стол, стулья, буфет, раздаточный столик. Обращаясь к детям от имени куклы, воспитатель руководит подбором, а также рациональной и эстетической расстановкой мебели: «Поставим буфет за столом, чуть правее, левее. В каком случае столовая выглядит удобнее, красивее? Как вам кажется?»
Окончательное решение принимают все, сообща с куклой. Наконец она сидит за столом. А есть не из чего.«Кукла огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем стол». Заранее нужно подготовить как можно больше посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.
На куклу надо надеть косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Целесообразно задавать детям от куклы следующие вопросы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Кукла может и ошибаться, например, поставить чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание: «Наши маленькие няни накрыли на стол так же, как это делает наша няня?» Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.
Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» Воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что нужно сделать после еды, дети?» и т.д.
Мамины помощники
Задачи:
— обогащать активный словарь ребенка;
— воспитывать у детей уважение к труду матери, сочувствие к ней, желание помочь, освободить от хлопот.
Материалы: сюжетные картинки с изображением разных бытовых ситуаций, например, все члены семьи помогают маме убирать квартиру, накрывать на стол, готовить еду, стирать и т.д.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |