Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. Удк 373 ббк 74. 102 Р83


НазваниеУдк 373 ббк 74. 102 Р83
АнкорРудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.doc
Дата07.10.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.
ТипДокументы
#27140
страница9 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Найди игрушку

Задачи:

— активизировать словарь детей;

— закрепить названия знакомых предметов. Материалы: различные игрушки.

* * *

Каждый играющий должен найти игрушку, которую называет воспитатель, принести ее и правильно назвать.

Складные картинки

Задачи:

— закреплять в речи детей названия животных;

— продолжать знакомить детей с окружающим миром;

— воспитывать внимание, настойчивость в выполнении задания.

Материалы: картинки-образцы, разрезные картинки.

Воспитатель подбирает картинки с частями тех животных, кото­рые детям знакомы. Каждый ребенок с помощью картинок склады­вает определенное животное (корову, лошадь, свинью, собаку и др.).

Малыши

Задачи:

— знакомить детей с окружающим миром;

— закреплять названия детенышей животных;

— воспитывать умение играть вместе, выполнять правила игры.

Детям дается картинка, на которой нарисован детеныш животно­го, кубики, на гранях которого изображены части этого детеныша. Глядя на картинку, ребенок должен сложить такую же и сказать, что там нарисовано.

Узнай на вкус

Задачи:

— закреплять названия овощей и фруктов;

— учить словом определять их вкус и свойства.

Материалы: тарелочки с кусочками овощей, фруктов, ложечки,салфетки.

Дети сидят вокруг стола; 5—6 детей приглашаются к столу. Воспи­татель ложечкой кладет им в рот дольки овощей или фруктов. Разже­вав, ребенок должен сказать, что он пробовал, и назвать вкус продукта.

Кто скорее соберет?

Задачи:

— закреплять знание цвета и обозначение его словом;

— воспитывать внимание, наблюдательность.

Материалы: разноцветные башенки.

Воспитатель с помощью детей раскладывает на нескольких сто­лах разноцветные колечки от башенок. Принимающие участие в игре дети собирают башенки одного цвета или комбинируют из нескольких цветов.

Нахождение предметов по слову

Задачи:

— активизировать словарь детей (названия цвета);

— воспитывать умение общаться. Материмы: знакомые детям игрушки.

Дети рассматривают игрушки, называют их. Затем закрывают глаза или поворачиваются в другую сторону, а воспитатель раскладывает игрушки по разным местам. Играющие дети поворачиваются, и вос­питатель дает каждому задание, что он должен найти: Коля — боль­шой шар, Миша — белую кошечку и т.д. Когда все дети выполнят задание, собираются в круг. Каждый назовет игрушку и скажет, как с ней можно играть.

Зажги фонарики

Задача:закреплять цвет предметов и их названия. Материалы: разноцветные бумажные фонарики.

* * *

Воспитатель вместе с детьми рассматривает разноцветные фонари­ки и называет, какого они цвета.

Воспитатель. Фонарики будут разложены по всей комнате. Кто найдет фонарик, тот и возьмет его. Взять можно только один фонарик. Вы внимательно рассмотрите его и скажете, какого фона­рик цвета.

Мяч

Задачи:

— учить детей понимать значение наречий «низко», «близко» и правильно использовать их в речи;

— развивать двигательные навыки.

* * *

Дети стоят в кругу. Воспитатель кладет на плечо ребенку руку и предлагает ему попрыгать, а сам в это время произносит.

На болоте две подружки, Две зеленые лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем утирались. Ножками топали, Ручками хлопали, Влево, вправо наклонялись И обратно возвращались.

Придумай сам

Задачи:

— учить детей видеть в предметах их возможные заменители, необходимые для той или иной игры;

— формировать умение использовать в активной речи наибо­лее подходящие по смыслу слова.

Материалы: набор брусков, палочек, шариков, колечек; картинки с изображением предметов (санки, автобус, карандаш, удочка, нож, ложка и др.).

* * *

Дети сидят вокруг стола. Каждый ребенок получает какой-ни­будь предмет. Воспитатель спрашивает: «У кого предмет похож на карандаш?» Ребенок, имеющий палочку, отвечает: «У меня» — и по­казывает, как рисуют. Воспитатель отдает ребенку картинку, на кото­рой изображен карандаш. Затем продолжает: «Кто может со своим предметом поиграть, как с мячиком?» Ребенок, имеющий шарик, по­казывает, как он это будет делать. Точно так же обыгрываются и другие предметы, давая возможность каждому ребенку увидеть в своем предмете сходство с другими предметами или игрушками.

Зверюшки на дорожках

Задачи:

— учить детей пользоваться предметами-заместителями, уметь соотносить картинки с определенными значками;

— формировать умение варьировать предметы-заместители при выполнении одного и того же задания.

Материалы: набор картинок с изображениями животных (петух, собака, еж, цыпленок, кошка); 10 полосок бумаги различными знач­ками (треугольник, квадрат, круг, овал, «плюс»). На каждой полоске по 6 значков. Каждая пара значков отделена друг от друга верти­кальной чертой. Разные значки (от двух до пяти) повторяются в разных сочетаниях; 5 полосок-образцов с изображением животных и соответствующих значков. Каждая пара (картинка-значок) отде­ляется друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков различно.

* * *

Воспитатель показывает играющим картинки, разложенные куч­ками (в каждой кучке одинаковые картинки), полоску-образец (шифр), полоски бумаги со значками.

Картинки кладутся в центре стола, за которым сидят дети. Полос­ка-образец ставится ребром, чтобы все дети ее хорошо видели. Ребята получают полоски со значками.

Воспитатель говорит, что нужно все значки на своих полосках закрыть подходящими картинками. А чтобы не было ошибок, пред­лагает всем смотреть на общую полоску, где показано, какая картин­ка какому значку соответствует (например, петушком надо закрыть треугольник, а собачкой — квадрат, и так до конца полоски). Затем предлагается задание: накрыть свои значки нужными картинками или посадить на дорожки зверюшек.

После выполнения задания дети складывают в кучки одинако­вые картинки. При повторном проведении игры ребята меняются дорожками или получают новые.

Посади огород

Задачи:

— учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей;

— правильно называть выполняемые действия. Материалы: набор игрушечных овощей: репки и огурчики (по

два предмета каждого вида для каждого ребенка); листы картона (12x12 см), разделенные на четыре части (по одному листу для каж­дого ребенка); карточки с заданиями: 5 карточек (12x12 см), разде­ленные на четыре части. На карточках нарисованы кружки разных цветов по одному в каждой части. Карточки выглядят следующим образом: на первой карточке расположены в двух верхних частях 2 зеленых кружка, а в двух нижних — 2 желтых. На второй — сверху 2 желтых кружка, а снизу 3 зеленых. На третьей — сверху желтый и зеленый, снизу — желтый и зеленый. На четвертой — сверху зеле­ный и желтый кружок, а снизу — желтый и зеленый. На пятой — сверху зеленый и желтый и снизу — зеленый и желтый.

* * *

Воспитатель показывает детям матрешку и говорит, что это мат­решка-огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделенные на четыре части, — это огороды, где они будут сажать на грядки овощи: по две репки и по два огурчика. Воспитатель говорит, что сажать овощи нужно непроизвольно, а так, как им загадала матрешка-огородница. Показывает первую карточку с цветными кружками (в двух верхних частях 2 зеленых кружка, а е двух нижних — 2 желтых). После того как дети выполнят задание (при затруднении воспитатель объясняет принцип замещения по цве­ту: желтый кружок обозначает репку, а зеленый — огурчик), им по­следовательно даются остальные четыре карточки.

Сначала детям дают первые три задания. При повторном прове­дении игры количество заданий увеличивается до пяти.

Наседка и цыплята

Задачи:

— учить детей по-разному обозначать предметы в игре, назы­вать выполняемые действия;

— объяснить значение слова «наседка».

Материалы: стойка, веревка с флажками, которой отгораживается домик.

Воспитатель. Сейчас мы будем играть в игру «Наседка и цып­лята». Вы — цыплята, я буду наседкой. А это наш дом. (Указывает но место, отгороженное веревкой с флажками. Веревка натянута но высоте 40—50 см.) Сначала я, ваша мама, пойду и поищу корм. Когда я найду много корма, я вас позову, и вы выйдете из домика и поклюете, побегаете. Если вдруг прилетит коршун, я вас предупрежу, и вы скорее прячьтесь в- наш домик.

Воспитатель выходит из домика и, изображая курицу, ищет корм. Затем зовет цыплят: «Ко-ко-ко!» Дети выбегают из домика и изображают цыплят Оригинальные действия некоторых ребят поощряются воспитателем («Вот как хорошо этот цыпленок клюет зернышки, а этот пьет водичку, а этот прыгает...»). Дав детям немножко побегать, попрыгать, воспитатель тревож­но «хлопает крыльями» и говорит: «Коршун!» Цыплята бегут домой.

Примечание. Можно аналогично проводить игры «Зайчиха и зай­чата», «Кошка и котята», «Мышка и мышата», соответственно каж­дый раз предупреждая детей о разных опасностях (волки, собаки, кошки).

Какая игрушка?

Задачи:

— учить представлять себе предметы по их схематическим изоб­ражениям;

— словесно объяснять сходство схемы с предметом;

— развивать воображение детей.

Материалы: набор из восьми карточек; на каждой карточке на­рисована фигурка, представляющая собой схематическое изображе­ние нескольких игрушек или предметов.(неваляшка,вагончик,лодка,пирамидка,мячик,собачка,кукла,дом).

Воспитатель. Я буду вам показывать картинки, а вы должны подумать и сказать, на какие игрушки они похожи.

Воспитатель показывает первую картинку и спрашивает ребят, на какие игрушки она похожа, обращая внимание на то, чтобы ответы не повторялись. При показе второй картинки первым отвечает следую­щий по кругу ребенок. Таким образом у каждого ребенка будет воз­можность отвечать первым. Всего можно предлагать 5—6 картинок.

В время игры можно поддерживать инициативу каждого ребенка, но особо отмечать тех, кто дает оригинальный ответ.

Что это такое?

Задачи:

— учить детей создавать в воображении образы на основе ха­рактерных признаков предметов;

— активизировать словарь детей.

Материалы: бумажные круги разных цветов, полоски разной дли­ны, мяч.

Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который он покажет. Воспи­татель показывает один из цветных кружков и кладет его в центр. Затем предлагает подумать, на что похож этот кружок, и ответить по очереди. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.

Ребенок ловит мяч и говорит, на что похож кружок. Например, крас­ный круг может быть похож на помидор, цветок, праздничный фла­жок и т.п. Ответы детей не должны повторяться. Далее воспитатель показывает круг другого цвета, и игра продолжается.

В следующий раз можно показать две бумажные полоски разной длины, и ребята также по очереди будут говорить, на что они похожи. Воспитатель отмечает оригинальные ответы.

Игра может повторяться неоднократно с различным материалом.

Встретим новичка

Задачи:

— учить распознавать и сравнивать цвета, различать размеры, закреплять знания о названии и назначении одежды;

— формировать доброжелательное, чуткое отношение к другим детям.

Материалы: новые и уже знакомые детям игрушки (куклы, зве­рюшки, кукольная одежда, мебель, посуда и т.д.).

* * *

Воспитатель приносит в группу новую игрушку. Читает стихо­творение А. Бродского «Новичок»:

В сад пришел к нам новичок, Мы зовем его Молчок: Он молчит, не ест, не пьет, Песен с нами не поет. А потом, глядишь, привык: С нами вместе скок да прыг. Говорит и ест, и пьет. И танцует, и поет... . Он Петрусь, а не Молчок, Этот мальчик — новичок*.

Рассматривание новой куклы (Марины) можно построить в виде диалога с ней и сравнения ее внешнего облика и одежды с внешним обликом и одеждой уже знакомой детям куклы Светланы.

Воспитатель. Дети, будьте с куклой вежливы, ласковы и доб­рожелательны.

Вопросы

Какая ты симпатичная и нарядная! А какого цвета у тебя платье? Посмотрите, дети, какие бантики подобрала Марина к своему пла­тью. А чем отличается Марина от Светланы? Вы будете дружить с новой куклой?

Потом можно устроить чаепитие для игрушек, показать новой кук­ле помещение группы и т.д.

Матрешкины подружки

Задача:учить детей подбирать предметы по размеру, независимо от их цвета и формы; правильно называть размер, цвет, форму.

Материалы: комплект трехместных матрешек-вкладышей для демонстрации; комплекты трехместных матрешек из картона для всех детей. В комплекте два набора, состоящие из трех матрешек: в одном наборе — толстые, в другом — тонкие. В каждом наборе мат­решки трех размеров и разного цвета. Для каждого комплекта мат­решек по три миски, кувшина, блюда (разных размеров).

* * *

Разберите матрешку на три вкладыша. Загадайте загадку:

Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, И всего одна игрушка.

Предложите детям рассмотреть своих матрешек и выстроить их по росту. Того, кто справился с этим заданием, матрешки просят подобрать им подружек по росту. Примеряя матрешек друг к другу, дети составляют пары одинакового роста. Потом матрешки просят есть и пить, побуждая детей выбрать необходимую для этого посуду, соответствующую их размеру. Если дети ошибаются, матрешки на­чинают протестовать, просят еще и еще подумать.

В конце игры можно прочитать стихотворение Г. Лагздынь «Де­ревянные матрешки»:

Деревянная матрешка Влезла с Машей на окошко. По карнизу ходит кошка И не может сосчитать: То стоит одна матрешка, То матрешек целых пять.

Разноцветные мячи

Задача:учить детей группировать предметы по цвету и отдель-, ным цветовым деталям, помогая друг другу на основе сравнения предметов.

Материалы: куклы (игрушки) в одежде основных цветов; раз­ноцветные картонные мячи; отделка для кукольной одежды.

* * *

На каждом столе на подносе лежат разноцветные картонные мячи, кукла или зверюшки. Воспитатель показывает детям, как подпрыги­вает резиновый мяч, и загадывает загадки про него:

Упадет — не плачет, Ножек нет, а скачет. Он упрямый и пузатый, Больно бьют его ребята.

— Отчего беднягу бьют?

— Оттого, что он надут.

Воспитатель просит детей определить цвет мяча. Можно прочи­тать стихотворение С. Маршака «Мяч».

Дети называют цвета своих мячей, сравнивают их с цветом мяча воспитателя. Затем получают задание подобрать мячи для игрушек, ориентируясь на цвет их одежды. Целесообразно поменять игрушки и снова попросить детей подобрать для них мячи. Можно объеди­нить детей в пары или группы по цвету одежды кукол и дать им задание вместе подобрать мячи.

Задание можно усложнить: прикрепить к кукольной одежде от­делку и попросить подобрать мячи, ориентируясь на цвет последней.

Кто поможет?

Задачи:

— вызывать у детей желание помочь няне в уборке;

— учить правильно называть предметы обстановки. Материалы: кукла в фартуке; кукольные комнаты (групповая,

спальня); предметы для уборки (веник, швабра, таз с водой, салфетка).

* * *

В начале игры дети сооружают две комнаты для куклы Осмотрев комнаты, кукла благодарит детей, но замечает беспорядок, например, небрежно расставленную мебель, пыль. Изобразив огорчение, она пред­лагает детям помочь убрать в кукольных комнатах.

Дети по очереди, вообразив себя няней, вместе с куклой аккуратно расставляют мебель, вытирают пыль. Воспитатель руководит этим и поощряет детей от имени куклы: «Помоги мне, няня Наташенька, вы­ровнять полочку для книг. Спасибо! А теперь вытрем пыль на ней». Целесообразно незаметно нарушить порядок размещения вещей и об­ратить внимание детей на беспорядок: «Что-то стоит не так, как надо. А вот что — не пойму!» — недоумевает кукла. «Ну-ка, повнимательнее присмотритесь, няни, и помогите нашей (имя куклы)», — от себя обра­титесь к детям. Создавайте воображаемые ситуации: «Надо прежде все­го открыть форточку» (сделайте соответствующий жест рукой); «Вот еще пыль на дверце шкафа» и т.д. Кукла обязательно должна похва­лить детей за помощь, бережное отношение к труду взрослых.

В конце игры кукла обращает внимание детей на результаты их совместного труда: чистоту и порядок в комнатах. Можно использо­вать отрывок из стихотворения В. Донниковой «Утро»:

Окна чистые блестят, Вымыт пол дощатый, Просыпайся, детский сад! Добрый день, ребята!

Когда все дела закончены, кукла приглашает детей поиграть с ней. Предоставьте детям возможность играть самостоятельно, нена­вязчиво ориентируя их на сюжетно-ролевые игры.

Водичка, водичка, умой мое личико

Задачи:

— закрепить привычку к чистоте и опрятности;

— вызвать у ребенка стремление научить умываться других детей.

Материалы: кукла, игрушечное оборудование умывальной ком­наты, предметы туалета (мыло, полотенце, расческа). Игровое задание: сделать куклу опрятной.

Правила игры: учить куклу приводить себя в порядок, заботиться о ней.

До начала игры предложите детям устроить кукольную столо­вую и накрыть там стол.

Предложите детям ситуацию: кукла возвращается с прогулки или встает после сна; увидев стол, она выражает желание поесть. Но дети сами или с вашей помощью останавливают ее: «А руки чистые?» Кукла спохватывается: «В самом деле, руки не вымыты! Да я и не причесана. Но где это сделать?»

Как правило, кто-нибудь из детей предлагает отвести куклу в умывальную комнату. Это хороший повод, чтобы внимательно рас­смотреть вместе с куклой все, что в ней есть. Затем кукла просит детей научить ее мыть и вытирать руки, лицо, а также причесывать­ся. Показать, как это делается, побуждайте детей такими репликами куклы, как: «Какие чистые теперь руки! И щеки стали румяными и свежими! А как надо вытирать руки, чтобы они стали сухими? А без мыла можно вымыть их дочиста?» и др. Дети наверняка радостно и охотно будут отвечать кукле. Узнав, что детей учат умываться взрос­лые, кукла говорит: «Какие у вас хорошие воспитатели! Вот как они заботятся, чтобы вы были чистыми, опрятными, а значит, не болели». Потом кукла спрашивает детей: «Старательно ли вы моете руки? Насухо ли вытираете их полотенцем, как вас учили взрослые?» Кро­ме того, кукла замечает: «Как чисто в умывальной комнате — блес­тящая белая раковина, чистый сухой пол, свежие полотенца! Кто об этом позаботился?» Это побуждает детей вспоминать о труде няни. Рекомендуется задавать такие вопросы: «Вы. конечно бережете труд няни? Не разбрызгиваете воду на пол? Чисто моете руки, чтобы не испачкать полотенца?»

После этого кукла мечтательно вздыхает: «И мне хотелось бы иметь умывальную комнату!» Тогда вместе с детьми вы возвращае­тесь в групповую комнату, где они с радостью обнаруживают ку­кольную умывальную комнату, в которой кукла с помощью детей приводит себя в порядок, после чего садится за стол.

Принимайся за обед

Задачи:

— закрепить названия о мебели и посуде для столовой;

— формировать основы внимательного и заботливого отноше­ния к партнерам по игре.

Игровое задание: накормить куклу обедом.

Материалы: кукла, мебель, посуда для столовой; обеденная ска­терть из полотна или салфеточной ткани; чайная скатерть из свет­лой ткани в клетку или цветочек; столовые и чайные салфетки из сурового полотна с отделкой; дорожки из нарядной ткани, фартук, косынка, пара рукавичек-ухваток (желательно, чтобы все они были выполнены в одном изобразительном ансамбле).

Сначала дети самостоятельно играют с куклой, пока она не выра­зит желания поесть. Дети и рады бы ее накормить, но где? Нет кукольной столовой. Так возникает желание ее сделать. Вместе с куклой дети выбирают среди выставленных на полках игрушек не­обходимую мебель: стол, стулья, буфет, раздаточный столик. Обраща­ясь к детям от имени куклы, воспитатель руководит подбором, а также рациональной и эстетической расстановкой мебели: «Поста­вим буфет за столом, чуть правее, левее. В каком случае столовая выглядит удобнее, красивее? Как вам кажется?»

Окончательное решение принимают все, сообща с куклой. Нако­нец она сидит за столом. А есть не из чего.«Кукла огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем стол». Заранее нужно подготовить как можно больше посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.

На куклу надо надеть косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Целесообразно задавать детям от куклы сле­дующие вопросы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Кукла может и ошибаться, например, поставить чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание: «Наши маленькие няни накрыли на стол так же, как это делает наша няня?» Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благода­рить за еду.

Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» Воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что нужно сделать после еды, дети?» и т.д.

Мамины помощники

Задачи:

— обогащать активный словарь ребенка;

— воспитывать у детей уважение к труду матери, сочувствие к ней, желание помочь, освободить от хлопот.

Материалы: сюжетные картинки с изображением разных быто­вых ситуаций, например, все члены семьи помогают маме убирать квартиру, накрывать на стол, готовить еду, стирать и т.д.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей