Этапы работы с детьми 1-2 уровней речевого развития (вызывание речи, формирование слоговой структуры слова) Из опыта работы учителя-логопеда Новосѐловой Ю.И. I. Вызываем звукоподражания. 1. Отработка простейшей артикуляционной гимнастики с опорой на картинки (котик улыбается, надувает щѐки, показывает язык, раскрывает широко рот – ААА, губы трубочкой – УУУ, губы овалом – ООО, улыбнулся – ИИИ). 2. Голосовые упражнения – вызывание изолированных гласных звуков (символы Шишкиной, Новиковой – Иванцовой). 3. Дыхательные упражнения. Дуем на вертушку, пѐрышки, шторки домика. 4. Зарядка под музыку Железновой, видеоклипы с озвучиванием действий (топаем, хлопаем, киваем головой и др.). Идѐт накопление глагольного словаря. 5. Отработка звукоподражаний из двух звуков (ту-ту, ду-ду, би-би, ко-ко, га-га, иа и др.). Используются наглядные картинки из различных пособий.
На следующем этапе – звукоподражания из 3-х звуков (кап-кап, тик-так, пиф-паф и др.) После отработки всех звукоподражаний переходим к 1-му классу слоговой структуры. Если ребѐнок пока не воспринимает картинки, используем «волшебный мешочек» с маленькими игрушками для вызывания звукоподражаний (животные, колокольчики, куколка Ляля, машинки, паровозики, пароходики, самолѐтики и др.) 6. Накопление пассивного словаря. Лото для малышей. Берѐм лото для самых маленьких и ,по возможности, называем слово и звукоподражание. Играть в лото лучше, если сидите напротив ребѐнка, особенно если есть аутистические черты. 7. Развитие мелкой моторики (су-джок, прищепки и пр.) 8. Сенсорное развитие. Ознакомление с цветом, соотнесение предметов разного цвета, лото. Ознакомление с фигурами: круг, квадрат, овал. Пересчѐт предметов до пяти (проговаривает взрослый). 9. Компьютерные игры, презентации, видеофильмы для накопления словаря звукоподражаний. («Что делают животные, предметы?») Не более 5-7 минут за занятие. Здесь хорошие игры есть у «Мерсибо». II. Вызывание аморфных слов (используются игрушки или предметные картинки). На этом этапе допустимы искажения и замещения звуков. Логопед чѐтко произносит слова, выделяя голосом гласные. Задача педагога: вызвать у детей подобия слов (кубик – «ку», машина – «сина», дом – «бом»). Помимо аморфных слов вводятся слова: ДА, НА, ВОТ, ТУТ. Детей учат выражать свои желания двухсловными фразами (дай пить – «да пи», мама идѐм – «мама дѐ», хочу пить – «атю пи»). В итоге у детей должна появиться потребность подражать речи взрослого.
II.Работа над слоговой структурой слова. (Здесь я разработала свой методический комплект наглядного материала, который можно приобрести, написав мне в личные сообщения).На начальном этапе отрабатываются существительные, к ним постепенно присоединяются глаголы. Работа со словами (используются предметные картинки по каждому классу ССС, начиная с первого и усложняя слова) Слова объединяются союзом И в первые фразы Строятся первые предложения с глаголами повелительного наклонения (лежи, иди, беги, кати, гуди, туши, неси) Образование множественного числа существительных (сова-совы, муха- мухи и т.д.). К существительным присоединяются слова ВОТ, ЭТО, ТУТ Отрабатываем винительный падеж с окончанием –У (дай лису, вижу лису, на лису). Данные грамматические формы отрабатываются при работе и над следующими классами слоговой структуры слова. Словосочетания со словами «иди», «сиди», «лети» (Миша, иди. Ляля, сиди. Муха, лети.). Формирование фраз по вопросам: «Чей?», «Чья?». Формирование фразы с союзом У. Формирование родительного падежа существительных. Научить детей подбирать названия предметов к названным действиям. Кто идёт? Кто стоит? Кто сидит? Кто бежит? Кто прыгает и т.д. Формирование двусоставного простого предложения. Коты лежат. Коты бегут. Собаки плывут. (хорошо использовать пособие Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе»). Научить детей произносить простые чистоговорки из слов 1-9 классов ССС. Научить детей составлять предложения по сюжетным картинкам из 3-5 слов. Детей необходимо выражать связь между словами с помощью правильно фонетически оформленных окончаний. На этом этапе дети учатся словоизменению. Примерный материал: Девочка гладит платье утюгом. Вова рисует самолёт карандашом. И т.д. Таким образом, мы «выводим» ребѐнка на второй уровень речевого развития. Не стоит забывать, что в течение всех этапов работы необходимо работать над пониманием речи, развитием фонематического слуха, высших психических функций, коррекцией звукопроизношения. Различные дидактические и сенсорные игры, лото, вкладыши, пирамидки, пазлы и пр. прекрасно развивают понимание речи и саму речь. Практически вся моя работа с неговорящими детьми и детьми с ОНР основывается на классических методиках Филичевой Т.Б., Жуковой Н.С. и Мастюковой Е.М. и их книге : «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |