Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Шоплер Поддержка аутичных и отстающих. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей Сборник упражнений для специалистов и родителей


Скачать 1.26 Mb.
НазваниеПоддержка аутичных и отстающих в развитии детей Сборник упражнений для специалистов и родителей
АнкорШоплер Поддержка аутичных и отстающих.doc
Дата03.10.2017
Размер1.26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШоплер Поддержка аутичных и отстающих.doc
ТипДокументы
#24730
страница3 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Раздел 2. Восприятие
Многие нарушения в поведении детей-аутистов являются результатом расстроенного восприятия или неверной переработки сенсорной информации. Эти проблемы могут касаться как одного из органов чувств, так и их совокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Одно из самых распространенных затруднений детей-аутистов состоит в их неспособности интегрировать сенсорную информацию различных уровней восприятия для формирования адекватной картины их окружения.
Нарушения восприятия у детей, страдающих аутизмом, различны. Так, один ребенок может не услышать шум в непосредственной близости, а на отдаленный шум транспорта реагировать сверхчувствительно. Другие дети имеют необычную привязанность к определенным продуктам питания, обнюхивают или берут в рот предметы. Некоторые дети-аутисты сверхчувствительны в одной сфере чувств и невосприимчивы в другой. Хотя дисфункция в каждой сфере чувств может повлечь за собой трудности в адаптации, нарушения в переработке аудиовизуальной информации являются, по-видимому, самыми значительными, так как они самым тесным образом связаны с познавательной функцией.
Как и в других сферах деятельности, так и в сфере восприятия за последнее время были созданы специализации, причем наиболее интенсивно терапевты занимались нарушением сенсорной интеграции. Однако здесь как и в других сферах, учитывается, что педагоги и родители должны ввести тренировку функций восприятия в индивидуальную программу развития.
Адекватное использование сенсорных органов должно прививаться детям, страдающим аутизмом, как и любая другая способность. Далее мы предлагаем некоторые примеры для таких разделов программы развития, которые в первую очередь занимаются аудиовизуальным восприятием и которые хорошо зарекомендовали себя в нашей работе с детьми разных уровней развития.

Упражнение 28. Найти игрушку, спрятанную под платком

Восприятие: визуальное, 0-1 год

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год

Учебная цель: улучшение визуального внимания, удерживание в памяти представления о предмете в течение короткого периода

Задание: наблюдать, как прячется игрушка, сохранять в течение короткого времени интерес к ней и, наконец, найти ее

Материал: маленький платок, салфетка, любимая игрушка, кекс или что-то в этом роде
Покажите Анне игрушку и дайте ей с ней немножко поиграть. Потом заберите ее и положите перед глазами Анны на пол, быстро накройте ее платком. Воскликните: "О-о-о!" - и помогите ей стянуть платок рукой. Сделайте вид, что Вы удивлены, когда увидите игрушку, чтобы пробудить интерес у Анны. Помогайте ей все меньше по мере того, как она знакомится с игрой и начинает сама стягивать платок.

Упражнение 29. Следить взглядом за движениями

Восприятие: визуальное, 0-1 год

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год

Учебная цель: улучшение визуального внимания

Задание: наблюдать за рукой человека и обращать внимания на то, куда она что-то кладет

Материал: 3 маленьких блюда, маленькие кусочки кекса
Сядьте напротив Сони за стол и поставьте 3 блюда между собой и ребенком, чтобы между ними было расстояние примерно 15 см. Поднимите вверх кусочек кекса и скажите:

"Посмотри, Соня!" - и повертите кексом перед ее глазами. Когда она на это посмотрит, положите кекс на одно из трех блюд. Если она не сразу возьмет его, то скажите: "Возьми кекс" - и укажите ей на блюдо. Если она все еще не реагирует, то привлеките ее внимание к себе и положите ее руку на кекс. Повторяйте это часто, пока Соня не начнет наблюдать за Вашей рукой и не заметит, куда Вы положили кекс и, наконец, возьмет его из блюда без всякой помощи.

Упражнение 30. Поднять упавший предмет

Восприятие: визуальное, 0-1 год

Тонкая моторика: хватание, 1-2 года

Грубая моторика: руки, 1-2 года

Учебная цель: систематические поиски предмета

Задание: наблюдать, как предмет падает на пол, смотреть, где он лежит, наклониться и поднять предмет

Материал: маленькое блюдо, 5 цветных кубиков
Положите себе на колени блюдо и поставьте возле себя Диму. Скажите: "Смотри!" - и сбросьте кубик со стола. Воскликните удивленно: "О-о-о!" - покажите на пол и скажите: "Посмотри, где кубик?", "Дай его мне!". Если необходимо, то помогите ему найти и поднять кубик. Пусть он положит кубик на блюдо. Сразу же похвалите его. Повторите действие с остальными четырьмя кубиками. Скажите потом: "Готово, спасибо, Дима!". Погладьте его и дайте ему в качестве вознаграждения сладость.

Упражнение 31. Найти кусочек пищи под бокалом

Восприятие: визуальное, 0-1 год

Учебная цель: улучшение визуального внимания

Задание: поднять бокал, чтобы взять из-под него кусочек пищи

Материал: бокал, изюминки или кекс, земляные орехи и др.
Сядьте напротив Анны за стол, поднимите вверх изюминку и подержите в поле зрения Анны. Скажите: "Посмотри, Анна!". Обратите внимание на то, чтобы она посмотрела на Вас, и положите изюминку перед ней на стол. Медленно накройте ее бокалом. Возьмите руку Анны и помогите ей опрокинуть бокал. Сделайте вид, что Вы удивлены, когда увидите изюминку, и воскликните: "Посмотри, Анна!". Повторите это, но пусть на этот раз Анна сама опрокинет бокал. Продолжайте упражнение до тех пор, пока она сама станет опрокидывать бокал.

Упражнение 32. Реагировать на шум сигнала

Восприятие: слуховое, 0-1 год

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Учебная цель: обращать внимание на знакомый шум и понимать его как сигнал для предстоящего события

Задание: остановиться, когда прозвучит звонок, обернуться на источник шума и подбежать к взрослому

Материал: звонкий колокольчик
Рома всегда любит купаться и ездить на автомобиле. Прежде чем произойдет это событие, громко позвоните у него за спиной колокольчиком. Как только он обернется, возьмите его за руку и скажите: "Купаться!" или "Поедем на автомобиле!" - и начинайте соответствующую подготовку. Если он при звуке колокольчика не поворачивается, то покрутите колокольчиком вокруг его головы, пока он не увидит движения колокольчика. Не давайте ему увидеть звенящий колокольчик до тех пор, пока не убедитесь, что он сам реагирует на шум. Когда он привыкнет к этому действию, он скорее услышит шум. Звоните колокольчиком только перед этими двумя процедурами и не делайте это в других случаях. Когда ему весь процесс будет знаком, звоните постепенно с более дальних расстояний.
Упражнение 33. Различать акустические сигналы

Восприятие: слуховое, 0-1 год

Социальные отношения: интеракция, 0-1 год

Учебная цель: обучение слуховому восприятию

Задание: понять, что два по-разному звучащих слова относятся к двум разным действиям, различать звучание слов и ожидать ассоциированное действие

Материал: отсутствует
Выберите два хорошо звучащих слова и сопроводите их двумя движениями, которые радуют Бианку. Погладьте ей, например, животик и воскликните при этом: "Ти-ти-ти" - или похлопайте в ладони со словами: "Хлоп, хлоп". Соединяйте всегда одинаковое слово с одинаковым действием. Бианка будет обращать внимание на это слово и связывать его с соответствующим действием. После того как Вы повторили вместе несколько раз слово и действие, произнесите слово без соответствующего действия, чтобы увидеть, ожидает ли его Бианка. Подождите, например, несколько секунд, прежде чем погладить ее. Скажите: "Ти-ти-ти", повторите это еще раз и обратите внимание на то, ожидает ли Бианка, что ее погладят. Скажите также: "Хлоп, хлоп!" - и обратите внимание, протягивает ли она к Вам руки.

Упражнение 34. Приносить определенные предметы

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Учебная цель: улучшение визуального внимания и способности отличать предметы друг от друга

Задание: обыскать помещение в поисках определенного предмета и принести этот предмет не задерживаясь благодаря другим стимулам

Материал: коробки средней величины, 3 пары предметов обихода (например, ботинки, чашки, яблоки)
Положите 3 различных предмета в комнате так, чтобы их было хорошо видно. Встаньте с Георгом на место, откуда он сможет хорошо видеть предметы. Покажите ему один из предметов, например ботинок, поднимите его и скажите: "Принеси ботинок!". Если он затрудняется обнаружить в комнате нужный предмет, то привлеките его внимание к соответствующему месту, показывая в направлении ботинка. Если он его еще не замечает, то покажите ему прямо на ботинок. Если этого не достаточно, возьмите его за руку, покажите еще раз предмет и скажите: "Принеси ботинок!" - и подойдите с ним к ботинку. Принесите его вместе к исходной точке и положите в коробку. Хвалите Георга каждый раз, когда один из предметов возвращается в коробку, даже если Вы ему помогаете.
Повторяйте этот процесс, пока все предметы не окажутся в коробке. Когда у Георга появляется необходимое понимание речи, используйте только чисто языковую команду "Принеси ботинок!", не показывая ему предмет.


Упражнение 35. Прятать предметы

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Учебная цель: улучшение визуального внимания в способности замечать

Задание: найти предмет, спрятанный под одной из трех чашек

Материал: 3 различные по виду чашки, 3 одинаковые чашки, кексы и др.
Сядьте за стол напротив Павла. Используйте для первой части упражнения 3 различные чашки или 3 различные емкости, например чашку, бокал и узкую высокую коробку. Поставьте три чашки или другие емкости рядом, перевернутыми на стол. Скажите: "Посмотри, Павел!" - и покажите ему кусочек кекса. Когда Вы убедитесь, что он наблюдает за Вашей рукой, спрячьте кекс под одной из трех емкостей. Не меняйте при этом положение чашек.
Скажите: "Возьми кекс!" - и укажите в направлении чашек чтобы побудить его искать кекс. Если он это явно не понимает, то возьмите его руку и поднимите ею нужную чашку. Сделайте вид, что Вы удивлены, когда увидите под ней кекс. Похвалите его и дайте ему съесть этот кекс. Когда он научится наблюдать за Вашей рукой и находить кекс под тремя различными по виду емкостями, повторите это упражнение с тремя одинаковыми чашками. Если он в состоянии находить кекс под одной из одинаковых чашек, то возьмите только 2 чашки, но поменяйте их местоположение когда будете класть кекс под одну из них.
Не забудьте каждый раз обращать внимание на то, чтобы Павел смотрел на Вашу руку, когда Вы прячете кекс.

Упражнение 36. Класть кубик на отмеченное место

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Координация глаз, рук: контроль, 1-2 года

Учебная цель: обучение визуальному восприятию и координация глаз, рук

Задание: положить 4 кубика на коврик (подстилку)

Материал: 4 кубика, несколько листов белой бумаги или картона, широкий фломастер
Подготовьте несколько рабочих листов, перенеся очертания четырех кубиков на бумагу и рисуя возникающие линии. Изготовьте таким способом много образцов. Положите 1 из рабочих листков на стол и дайте Маше 1 кубик. Покажите на отмеченное место и скажите: "Положи его сюда!". Возьмите ее руку и положите ее кубик на соответствующее место. Похвалите Машу и повторите действие, пока все кубики не будут лежать на своих местах. Возьмите второй листок и действуйте тем же способом, но в этот раз, кладя четвертый кубик, не указывайте на оставшееся свободное место. Скажите только: "Положи его сюда!" - и наблюдайте, найдет ли Маша свободное место и положит ли туда кубик. Понемногу сокращайте свою помощь, пока Маша не. выполнит задание самостоятельно.

Упражнение 37. Соотносить фигуры

Восприятие: визуальное, 2-3 года

Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года

Учебная цель: обучение визуальной способности различать и изучение сочетания

Задание: найти эквивалент пары простых фигур

Материал: бумага, кисточка для рисования или фломастеры
Вырежьте маленькие прямоугольные карточки и нарисуйте на них фигуры. Изготовьте несколько таких фигур отдельно. Положите карточки на стол так, чтобы Федя мог охватить их одним взглядом. Дайте Феде в руку 1 фигурку и спросите: "Где другая?". Ведите его руку от одной карточки к другой, чтобы сравнить их. Если фигуры неодинаковые, говорите: "Нет, не подходит!" - и сравнивайте ее со следующей. Кода Вы попадете на нужную карточку, скажите: "Да, этоподходит!" - и отложите обе карточки в сторону. Обращайте внимание на то, чтобы Федя точно видел, как Вы сравниваете фигуры. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не найдены совпадающие карточки. Сначала используйте за один раз только 3 фигуры, но постепенно увеличивайте количество и сложность фигур, если он делает успехи.

Упражнение 38. Различать источники шума

Восприятие: слуховое, 2-3 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Учебная цель: различать и сочетать шумы

Задание: распознавать различные шумы и находить их источники

Материал: 3 пары предметов, которые издают определенный шум (колокольчик, гребень, звуковая игрушка, сигнальный свисток)
Сядьте с Даней за стол. Положите 2 различных предмета возле него, а их эквиваленты оставьте себе. Одним из предметов воспроизведите шум. Возьмите затем его в руку и помогите Дане произвести такой же звук соответствующим предметом. Отложите первую пару и повторите действие с другой. Положите также вторую пару на прежнее место, возьмите затем опять первый предмет, произведите с его помощью звук и заставьте Даню сделать то же самое. Наблюдайте, выбирает ли он правильный предмет. Если он берет не тот предмет, то отведите его руку и покажите ему правильный. Повторите этот процесс попеременно с обеими предметами. Если он систематически выбирает соответствующий предмет, то чередуйте последовательность.
Положите наконец все предметы в коробку за Вашей спиной, выберите один из них и произведите звук так, чтобы Даня не мог видеть, какой предмет Вы держите в руке. Заставьте его найти правильный эквивалент и воспроизвести подобный звук. Если он выполняет это упражнение уверенно, то увеличивайте количество предметов, которые Вы используете одновременно, но убедитесь, что звуки этих предметов можно хорошо различать.

Упражнение 39. Коробка с формами

Восприятие: визуальное, 2-3 года

Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года

Координация глаз, рук: контроль, 2-3 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 2-3 года

Учебная цель: систематически сравнивать и соотносить формы; улучшение координации глаз, рук

Задание: сложить 3 разных по форме предмета в обычную коробку с формами

Материал: коробка, 3 предмета, разных по форме и величине (например, большая деревянная бусина, 2 разных кубика)
Изготовьте обычную коробку с формами, перенося на крышку коробки контурные линии 3 предметов и вырезая их (можно использовать обувную коробку)
Обратите внимание на то, чтобы 3 предмета можно было легко просунуть в отверстия. Покажите Коле, как берут предмет, сравнивают с каждым из отверстий, пока не найдено верное, и затем опускают через отверстие в коробку. Затем дайте ему второй предмет. Если он еще не понимает, что он должен делать, то направьте его руку соответствующим способом. Направьте его руку к одному из отверстий так, чтобы можно было сравнить. Если предмет не проходит через отверстие, то скажите "нет" и перейдите к следующему отверстию. Если Вы попали в правильное отверстие, то скажите "да" и помогите ему его протолкнуть.
Повторите процесс, пока он не сможет протолкнуть в коробку все предметы без помощи. Если это коробка с формами для него слишком простая, изготовьте более сложную для большего числа предметов, различных по величине и форме.

Упражнение 40. Строить по образцам из кубиков

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Имитация: моторная, 2-3 года

Координация глаз, рук: контроль, 2-3 года

Учебная цель: отличать друг от друга образцы и строить по ним

Задание: сложить по образцу фигуру из пяти кубиков

Материал: 10 кубиков
Сядьте со Степой за стол. Дайте ему 5 кубиков, а остальные оставьте для себя. Скажите: "Посмотри сюда, Степан!" - и сложите из своих кубиков простой образец (башня, дорожка и т.п.). Обращайте внимание на то, смотрит ли Степан на Вас и разглядывает ли образец. Укажите на свои кубики и скажите: "Сделай то же самое!". Сначала Вы должны взять его руки и помочь ему сложить кубики в правильную позицию. Повторите это действие с тремя различными образцами. Ограничивайте свою помощь, когда он начинает самостоятельно складывать по образцу. Хвалите его за каждое правильное действие.

Упражнение 41. Соотносить формы

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Познавательная деятельность: соотношение, 3-4 года

Учебная цель: улучшение визуального внимания, систематического сравнения и соотношения

Задание: соотнести 3 разные формы

Материал: плотная цветная бумага или картон
Вырежьте несколько треугольников, квадратов и кружков. Все формы должны иметь одинаковую величину и цвет. Положите 1 экземпляр каждой формы перед Димой. Отдельно подавайте ему другую форму и просите его положить ее на правильный экземпляр. Если он попытается положить одну из форм на несоответствующую стопку, то подведите его руку к соответствующей. Если он не понимает, что он должен делать, то подведите его руку с каждой формой к каждой из стопок и говорите: "Это подходит или не подходит?". Если Вы сначала распределили фигуры на столе, то называйте также отдельные формы, когда Вы даете ему отдельные формы для соотношения. Сначала он не поймет наименования, но постепенно различное звучание названий станет ему знакомо.
Упражнение 42. Соотносить фигуры по форме и величине

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года

Учебная цель: обучение визуальному вниманию, сравнению и соотношению

Задание: соотносить формы различного размера

Материал: бумага, картон, клей, ножницы
Вырежьте несколько квадратов, треугольников, кружков и прямоугольников разных размеров. Фигуры должны быть одинаково окрашены. Наклейте одну из фигур на большой кусок плотного картона. Эквиваленты держите у себя. Положите картон с наклеенными фигурами возле Леры и подавайте ей эквиваленты. Пусть Лера положит их на оригиналы, причем она должна учитывать одинаковые форму и размер. Если она не справляется с этим заданием, то предложите ей сравнить вырезанную фигуру со всеми наклеенными, пока она не найдет нужную. Повторите это действие, пока все фигуры не будут лежать на нужных местах.

Упражнение 43. Игра-головоломка - 1

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Координация глаз, рук: контроль 2-3 года

Учебная цель: содействие визуальному вниманию и восприятию формы

Задание: взять часть игры-головоломки из руки взрослого и найти в головоломке соответствующую нишу

Материал: простая головоломка с заполнением, состоящая из трех или четырех частей
Вытяните все части из игры-головоломки и положи разобранную игру на место Эдика. Части головоломки держите на коленях, где он не может их увидеть. Затем одну из частей подержите в поле его зрения и скажите: "Посмотри сюда, Эдик!". Если потребуется, то двигайте ею туда-сюда, пока он не посмотрит на нее. Затем дайте ее ему в руку и помогите ему покрутить ее так, чтобы он мог сравнить ее с каждой нишей игры, пока не найдет верное место. Затем помогите ему вставить часть. Повторите этот процесс другими частями и постепенно снижайте свою помощь, если он начнет самостоятельно находить правильное место. Каждый раз хвалите его, если он правильно вставил часть. Даже если он нашел правильную нишу, но затрудняется со вставкой, то помогите ему, чтобы он не потерял терпение. В первую очередь в этом задании речь идет о том, чтобы он нашел правильные ниши. Свою руку держите при этом в другой позиции, чтобы ему нужно было каждый раз искать.

Упражнение 44. Игра-головоломка-2

Восприятие: визуальное, 3-4 года

­Координация глаз, рук: контроль, 2-3 года

Учебная цель: улучшение визуального внимания

Задание: обращать внимание на указательные жесты, правильно вставлять части головоломки

Материал: простая головоломка, состоящая из трех или четырех частей
Разместите части головоломки на столе так, чтобы они входили в ее пустые места. Скажите: "Смотри сюда, Эрик!" - и укажите ему на одну из частей. Когда он посмотрит, скажите: "Вставь одну!". Если ему нужна помощь, то возьмите его руку, помогите взять часть головоломки, сравнить ее с гнездом и вложить ее в нужное. Если он попытается взять другую часть, а не ту, на которую Вы указали, то остановите его и привлеките его взгляд к правильной части. Повторите это действие, пока он не вставит все части. Так как речь идет в первую очередь о тренировке восприятия, Вы не должны переживать, что ему не удается полностью вставить правильно все части. Хвалите его каждый раз, когда он выполняет упражнение правильно.

Упражнение 45. Различать цвет

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Познавательная деятельность: соотношение, 3-4 года

Тонкая моторика: хватание, 1-2 года

Учебная цель: улучшение визуального внимания, различать и соотносить цвета

Задание: различать 8 разных предметов по их цвету

Материал: 8 разных предметов, из которых 4 имеют одинаковый основной цвет, 2 блюда
Поставьте оба блюда возле Дани. Положите первый предмет на одно из блюд и назовите его цвет. Потом положите предмет другого цвета на другое блюдо и также назовите его цвет. Другие предметы держите у себя, чтобы Даня не отвлекался. Давайте ему по одному предмету и называйте его цвет. Если он кладет предмет на нужное блюдо, то говорите: "Да, голубой!" - и хвалите его. Если он пытается положить его не туда, то помогите ему его рукой и тоже похвалите. Продолжайте таким же образом, пока все предметы не отобраны по их цвету. Когда Даня почувствует себя уверенно, добавьте третий цвет. Не забывайте каждый раз называть цвет, чтобы он привыкал к различному звучанию обозначения цвета.

Упражнение 46. Соотносить цвета

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Познавательное действие: соотношение, 2-3 года

Учебная цель: стимулирование визуального внимания; различать и соотносить цвета

Задание: поставить цветные кубики на соответствующее место

Материал: цветные кубики, бумага с цветными полями
Нарисуйте 2 разных по цвету квадрата на листке бумаги. Держите у себя на коленях 2 кубика соответствующего цвета. Дайте Роберту один из кубиков и скажите: "Положи его сюда!". Подведите его руку к квадрату соответствующего цвета. Помогите ему затем и второй кубик поставить на нужное место. Сразу же похвалите его. Повторите это действие опять, но не помогайте ему. Если он сочетает кубик неправильно, то говорите "нет" и подводите его руку к нужному полю. Повторяйте это до тех пор, пока он без поддержки не положит кубик на правильное место. Затем подготовьте листок со следующим цветом.

Упражнение 47. Распознавать и воспроизводить последовательность шумов

Восприятие: слуховое, 3-4 года

Имитация: моторная, 4-5 лет

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Учебная цель: стимулирование слухового внимания

Задание: распознавать последовательность шумов

Материал: отсутствует
Сядьте за стол напротив Толика. Скажите: "Толик, слушай!" - и 2 раза ударьте по столу. После каждого удара делайте короткую паузу, чтобы количество звуков было четко различимо. Затем скажите: "Делай то же самое!" - и рукой Толи ударьте также 2 раза по столу. Пусть он стучит не более двух раз. Похвалите его за это. Потом постучите 3 раза по столу. Возьмите опять его руку, чтобы сделать то же самое и похвалите его. Наконец ударьте только 1 раз и пускай он с помощью Вашей руки сделает то же. Начните все сначала. Постучите 2 раза, но теперь его руку не берите. Если oн попытается стучать чаще, то скажите: "Нет", постучите сами 2 раза и помогите ему сделать также. Повторяйте этот процесс, пока он не усвоит правильное количество движений.
Когда Толя станет увереннее, постучите под столом так, чтобы он мог только слышать количество звуков, не видя движений Вашей руки. Если это изменение дается ему с трудом, то укажите ему на ухо, когда Вы стучите, затем коснитесь его руки и постучите еще раз.


Упражнение 48. Игра в домино

Восприятие: визуальное, 4-5 лет

Социальные отношения: взаимодействие, 3-4 года

Грубая моторика: руки, 0-1 года

Учебная цель: соотносить образцы и обмениваться ими с другими лицами

Задание: играть в домино с партнером

Материал: коробка домино, 5 черных карточек с нарисованными на них образцами домино
По одной карточке из каждой колоды положите в ряд на столе. Подайте Яну 1 карточку, чтобы он положил ее на нужную стопку (тройку на тройку, двойку на двойку и т.д.). Не требуйте, чтобы он считал точки, он должен осязать точки как единое целое. Когда он справится с этим заданием, покажите ему, что каждая карточка соответствует одной части костяшки домино. Поупражняйтесь в соотношении карточки с одной половиной костяшки домино. Когда Ян поймет, что каждая костяшка домино состоит из двух образцов точек, можете сыграть с Яном и его сестрой в домино. Положите на блюдо примерно 6 костяшек домино. Пустите блюдо по кругу. Каждый по очереди берет одну костяшку и кладет ее в ряд из других костяшек домино. Если костяшка не подходит, то игрок может взять другую из коробки. Не делайте игру на выигрыш и не считайте очки. Речь идет только о том, чтобы Ян научился соотносить образцы и вступал в контакт с другим лицом.

Упражнение 49. Последовательно разложить фигуры

Восприятие: визуальное, 4-5 лет

Тонкая моторика: оперирование материалом, 4-5 лет

Речь: словарный запас, 3-4 года

Учебная цель: распознавать и воспроизводить последовательность

Задание: разложить ряд фигур из бумаги слева направо

Материал: цветные формы, вырезанные из плотной бумаги (черные колеса 2,5 см в диаметре; различной величины прямоугольники и квадраты, каждые два одинаковой величины), большой лист белой бумаги с нарисованными линиями, клей.
Покажите Роберту большой лист бумаги и укажите на светофор, нарисованный слева. Объясните ему: "Смотри сюда! Я поставлю сейчас ряд автомобилей, которые стоят перед светофором". Слева направо поставьте 3 бумажных автомобиля. Попросите Роберта повторить за Вами следующее: "Сначала большой красный автомобиль, затем голубой автомобиль и длинный зеленый автомобиль". Затем пусть он на нижней линии поставит 3 похожих автомобиля. Когда он составит из бумажных форм автомобили, пусть он наклеит их на бумагу! На следующий день возьмите другую тему, но опять последовательно три объекта (различные конфеты на столе, по одной большой/средней/маленькой коробке под рождественской елкой и т.д.). Обращайте внимание на то, чтобы Роберт выполнял задание слева направо. Если Вы установили, что он научился учитывать последовательность, то заставьте его составить ряды из цвета и форм, которые не представляют собой конкретные примеры.

Упражнение 50. Читать отдельные слова

Восприятие: визуальное, 5-6 лет

Речь: словарный запас, 2-3 гожа

Учебная цель: цельное распознание от пяти до десяти написанных слов

Задание: соотносить с предметом и читать написанное слово

Материал: карточки со словами (дверь, стол, свет, шкаф)
Напишите на карточках печатными буквами слова. Изготовьте для каждого слова 5 карточек. Научите Яна сначала рассортировывать карточки, чтобы убедиться, что oн может отличать их друг от друга.
Наклейте затем клейкой лентой карточки на соответствующие предметы в Вашей квартире, называя при этом данный предмет. Сядьте рядом с Яном, поднимите одну карточку и спросите: "Что это?". Если он не знает, то скажите ему и попросите его поднести карточку к соответствующему предмету. Подтвердите: "Да, это стол!". Пусть он повторит это слово. Проводите эту игру каждый день и помогайте ему, если он затрудняется. Когда убедитесь, что соотношение его больше не затрудняет, уберите карточки, наклеенные на предметах, и понаблюдайте, справляется ли он далее с соотношением и чтением. Если Ян в течение недели без помощи распознает карточки, то попытайтесь обучить его чтению следующих слов. Используйте при этом слова, которые будут полезны, когда Вы будете давать ему письменные указания, как, например, "Выключи свет!", "Грязную одежду сюда" и т.д.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей