Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Этапы работы режиссера над воплощением драматур... При подборе материала режиссер должен учитывать несколько важных факторов


НазваниеПри подборе материала режиссер должен учитывать несколько важных факторов
АнкорЭтапы работы режиссера над воплощением драматур.
Дата13.01.2017
Размер0.58 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаEtapy_raboty_rezhissera_nad_voploscheniem_dramatur.rtf
ТипДокументы
#3910
страница4 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Композиция пьесы


Композиция – это организация материала, способ построения действия во времени и пространстве. «Это последовательность и соразмерность частей пьесы, объединяемых в единое, стройное эстетическое».

Аристотель говорил просто о «начале, середине, и конце пьесы». Очевидно, что пьеса, которая начинается случайно, и начинается потому, что с половиной часа, не будет пьесой. Её начало и конец, связное построение всех её частей определяется необходимостью конкретного выражения той концепции, которая составляет тему пьесы.

Композиция (лат. сompositio – составление, соединение) – это понятие является актуальным для всех видов искусств. Под ней понимают – значимое соотношение частей художественного произведения. Драматургическая композиция может быть определена как способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение (в частности текст), как организация действия в пространстве и во времени. Определений может быть много, но в них мы встречаем два различных по своей сути подхода. Один рассматривает соотношение частей литературного текста (дискурс персонажей), другой – непосредственно склад событий, действий персонажей (дискурс постановки). В теоретическом плане подобное разделение имеет смысл, но в практике сценической деятельности вряд ли возможно его осуществить.

Основы композиции были заложены в «Поэтике» Аристотеля. В ней он называет части трагедии, которыми следует пользоваться как образующими (eide) и части составляющие (kata to poson), на которые трагедия разделяется по объему (пролог, эписодий, эксод, хоровая часть, а в ней парод и стасим). Здесь мы также обнаруживаем те же два подхода к проблеме композиции. На это же указывал Сахновский-Панкеев, говоря о том, что одновременно возможно «изучение композиции пьесы по формальным признакам различия частей (подразделений) и анализ построения, исходящий из особенностей драматического действия». Нам же представляется, что эти два подхода на самом деле являются этапами в анализе драматической композиции. Композиция в драме одновременно зависит от принципа построения действия, а он от типа конфликта и его природы. Кроме того, композиция пьесы зависит от принципа распределения и организации литературного текста между персонажами, и отношения фабулы к сюжету.

Насколько необходимы и насущны вопросы композиции в изучении и анализе драматического произведения? Вряд ли можно преувеличить их роль. В 1933 г. Б. Алперс указывал на то, что «вопросы композиции на ближайшее время будут одними из центральных производственных вопросов драматургической практики». Это убеждение не потеряло своей остроты и в наше время. Недостаточное внимание к проблемам композиции приводит к тому, что режиссеры часто вынуждены менять композицию пьесы, что в общем, нарушает замысел автора, хотя во многом и проясняет смысл.

Основными элементами в построении композиции является повтор, который создает определенные ритмические ряды и нарушение этого повтора – контраст. Эти принципы всегда имеют смысловое значение, а в некоторых случаях – семантическое. Виды драматических композиций мы рассмотрим позднее, но отметим, что любая композиция основываясь на какой-то модели (в роли которой выступает замысел) первоначально оформляется как некий «план», призванный максимально выразить замысел автора и основную идею произведения. Композиция на данном этапе подчинена задаче раскрытия, развития и разрешения основного конфликта. Поэтому если рассматривать конфликт как столкновение характеров то, «композиция – это реализация конфликтов в драматическом действии, которое в свою очередь реализуется в языке». Таким образом, мы снимаем противоречия в проблеме понимания драматургической композиции. В вопросах Поэтики композиция – это закон построения уровней смысла в художественном произведении. Композиция позволяет восприятию идти от части к целому и наоборот, от одного уровня смысла к другому, от первичных значений и смыслов к некоему обобщению, обобщенному содержанию.

Пьеса «Звезда над крышей» проста в построении. Это одноактный материал, в котором нет даже разделения на сцены. Все действие происходит в захламленном чердаке. Можно даже заметить, что автор (понимая или не понимая – для меня этот осталось загадкой, соблюла закон триединства. Единство места, времени и действия). Также все события идут последовательно, по нарастающей. Иногда даже можно догадаться, что будет дальше. Но, несмотря на это, автор нисколько не теряет в свой простоте. Напротив, ты понимаешь, что и в жизни все также просто. Просто происходят трагедии, просто люди колются, умирают. В этом нет ничего особенного. Просыпается равнодушие. И от этого становится страшно.

Страх обнаруживается в простоте. И, видимо, именно в этом сила пьесы этой женщины.

Абсолютное отсутствие драматургических и литературных изысков, события идут по нарастающей. Хорошее чувство психологии персонажа, мотивов поступков и неплохой слог в написании.

Экспозиция

Экспозицией пьесы «Звезда над крышей» является кража наркотиков девушкой у Королевы и Гонщика. Именно это послужило началом, катализатором к дальнейшему действию со стороны Гонщика и Королевы, соответственно. Также привело к знакомству с мальчиком и вовлечению его в круг событий.

Завязка

Пьеса завязывается с приходом девушки на чердак, где спрятался Он. Ему неприятно, что кто-то посторонний находится в его обиталище и не дает спокойно слушать звезду. А Она не собирается никуда уходить. Напротив, Она начала вовлекать его в свою историю. Он узнает, что Она сбежала из-за того, что украла у своих подельников наркотики, и они ищут ее.

Начало

Началом я считаю, приход Гонщика и Королевы. Когда происходит реальное столкновение с жизнью. Особенно больно это для мальчика, поскольку он не наркоман. Королева и Гонщик начинают искать наркотики, которые принадлежат им.

Нарастание

Во время поиска, в своем желании отыскать спрятанное, они прибегают к различным методам. Сначала, это очень активная травля девушки и мальчика. Потом, поняв, что угроза словами бессмысленна, они прибегают к хитрости. Королев играет с Мальчиком, делая вид, что прониклась его историей, и при этом соблазняя попробовать наркотик. Но у нее ничего не выходит. Потом в дело вступает Гонщик, который пытается извиниться перед девушкой за то, то изнасиловал ее вместе со своими друзьями.

При этом он начинает намекать, что всегда любил ее. Но она, разумеется, не верит ни единому его слову.

Кульминация

Кульминацией пьесы я считаю, что Он, все-таки отдает наркотики. Потому что мы следили за тем, отдадут они их или нет. Дальше начинается издевательство и унижения над Девушкой, у которой ломка. И ей просто необходимо выкурить, так как она терпит сильную боль. Ей просто необходима доза.

Развязка

Развязкой я считаю смерть Королевы. Благодаря этой смерти, мы понимаем, что наркотики, какими бы заманчивыми и влекущими не казались, в любом случае принесут смерть. Гонщик, испугавшись падения Королевы, убегает. А Он и Она остаются сидеть на чердаке.

Финал

Однако, каким бы страшным ни казалось произошедшее событие, как бы плохо ни было девушке, у которой только-только закончился приступ ломки, голос звезды Она все-таки слышит. И они идут вдвоем на чердак, где Она может слышать голос еще лучше, попытаться понять.

Но в этот самый момент, она поскальзывается и только сильные руки Мальчика уберегают ее от падения.


    1. Жанр пьесы


Жанр (от фр. genre – род) – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

Никаких сомнений в том, что пьеса «Звезда над крышей» является драмой.

Прежде чем доказать свою точку зрения, надо дать характеристику жанра.

Драма – литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII–XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии – трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику[2]. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров.

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Жанр драмы, то есть серьёзной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни (в противоположность трагедии, в которой герой находится в исключительных обстоятельствах) ведёт свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г.Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) создают т. н. мещанскую драму. Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был тесно связан с внутрисемейными противоречиями.

В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак, А. Дюма-сын, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, Г. Ибсен.

Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л.Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя).

В XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д.И. Хармса, В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда – Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M. Волохов, В. Гавел.

Уже, исходя из теоретического материала, можно сделать вывод, что эта пьеса относится к жанру социальная драма. Она рассматривает судьбу человека, его проблемы во внутрисемейной жизни, противоречия с окружающий миром и попытки найти и обрести себя. Эти попытки прослеживаются у всех персонажей пьесы. Их проблемы проистекают из проблем семейных, конфликтов с обществом и невозможностью найти себя и свое место уже в придуманном мире, где нужно действовать по уже придуманным правилам.


    1. Характеристика действующих лиц


Он

Мальчик 16 лет. Описания внешности в пьесе не дано. Ясно только одно. Он ушел из дому, когда узнал, что его мама нашла себе мужчину. Можно сделать два вывода: либо она ушла к любовнику, либо она была матерью-одиночкой.

Он ушел из дому, когда узнал об этом и решил покончить день самоубийством. Но услышал голос звезды, которая нашептала ему слова «понять и простить». В пьесе он несет какой-то покой и понимание того, к чему надо идти. Если говорить о классических понятиях, априори положительный герой, отрицательный герой, то здесь можно с полной уверенностью сказать, герой положительный;

Она

Девушка 20 лет. Начинающая наркоманка. Описания внешности нет, как и, впрочем, биографии тоже. Известно только то, что она из вполне обеспеченной семьи. Потому что больше всего ее задевают «тупые, чванливые морды, которые сидят за столом». Быть может, ее задело то, что, несмотря на всю чванливость и богатство, они были к ней равнодушны и даже не только не сумели помешать насилию над ней, но даже не заметили произошедшей с ней перемены.

Одним слово, Она также ненавидит мир, в котором живет. И употребляет наркотики, находя в них «райское блаженство».

Гонщик

Крепкий, спортивного типа парень лет двадцати двух.

Про него известно, что происходит он из бедной семьи. Матери не имел. В школе его не любили учителя и ученики. Отец дома вместо понимания и похвалы награждал только ремнем и тумаками. И тогда он решил, что должен стать сильным и большим, чтобы его все боялись.

Каким образом это можно сделать? Став на путь унижения других людей. В это ему помогла продажа наркотиков. Люди становились управляемы, и он получал власть.

Определение слова Гонщик в словаре:

Гонщик – человек, который много обманывает, гонит. Например: – Так он сказал, гири золотые! – И вы этому гонщику поверили? Эх вы!

Королева

Девушка, яркая, экстравагантная девушка лет двадцати. Умна, проницательна. Так же, как и Гонщик, занимается продажей наркотиков. Ну и сама употребляет их. Также нет конкретного описания, почему она так ненавидит окружающее ее общество. Быть может, реальность для нее скучна. Но наркотики дают ей возможность воспарить над бытием, стать легкой и «парить».

Любит травить людей, играть с ними. В плане искушения попробовать наркотики. А если человек уже «подсел», но у него нет денег, ей нравится мучить и дразнить, унижать, одним словом.
3. Замысел спектакля. Образное видение
3.1 Образ спектакля
Замысел спектакля

Всякое художественное творчество имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произведения. Это, разумеется, относится и к режиссуре. Но театр – искусство сложное, синтетическое, и режиссерский замысел (так называемый « план постановки» должен охватить и привести к художественному единству все стороны, все грани того необычайно сложного произведения искусства театра, каким является спектакль. В состав режиссерского замысла входит:

идейное истолкование пьесы (ее творческая интерпретация);

характеристика отдельных персонажей;

определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данном спектакле;

решение спектакля во времени (в ритмах и темпах);

решение спектакля в пространстве (в характере мизансцен и планировок);

характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.

Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого и чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня или, как любил говорить Вл.И. Немирович-Данченко, из зерна будущего спектакля.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ СПЕКТАКЛЯ

Под этим следует понимать ассоциативное восприятие художественного произведения. Система художественных образов формируется путём трансформации эмоционально-ценностного (игра актёров), языкового (текст) и пространственного (сценография, сцендвижение) планов спектакля в целостную знаковую систему (систему художественных образов) и всей системы в знак – художественный образ всего спектакля. Разработка постановочного плана спектакля целиком направлена на разработку механизма возникновения художественного образа.

После прочтения, анализа, анализа первого своего впечатления, у меня сразу же сложилась картинка того, что должно происходить на сцене.

Как уже писала выше, для меня эта пьеса бегство, бегство от самого себя, но при этом огромное желание вернуться, стать обычным человеком с нормальной жизнью, в самом тривиальном понимании.

Раздираемые этим противоречием персонажи, становятся очень интересными объектами для режиссерского наблюдения. Разбираясь в мотивах поступков, произносимых словах (ведь надо еще понять, где правда, а где ложь), начинаешь понимать душу, сердцевину.

Определив психологию персонажа, понимаешь пьеса становится живой, живым организмом, с сердцем, почками и нервной системой. Выступают ее очертания, музыка, внешность.

Не хотелось менять в этой пьесе ничего. События шли именно в том порядке, какой нужен. Персонажи вступали в диалог в нужном месте, в нужное время.

Задачей для меня было просто придать форму, огранить этот материал. Придумать декорации, костюмы и мизансцены, чтобы в полной мере показать противоречие. Как ни странно, и в этом мне помогла сама пьеса.

Местом действия является чердак дома. Выйдешь через окно – и ты уже на крыше, рядом с небом. Под ногами у тебя земля, со всеми ее копошащимися людьми, проблемами, а здесь ты свободен, принадлежишь самому себе и звездному небу. Даже в самом месте действия присутствует раскол. Пограничность. Ни на небе, ни на земле. Опять-таки противоречие и выбор. Для меня важной задачей было подчеркнуть именно это. В противоречии твой выбор. Только от тебя зависит, что будет дальше, но шаткость положения никто не отменял.
3.2 Сверхзадача спектакля (режиссера постановщика)
О сверхзадаче К.С. Станиславский писал так: «все, что происходит на сцене, в пьесе, все ее отдельные и малые задачи, все творческие помыслы артиста стремятся к выполнению» сверхзадачи пьесы.

«Сверхзадача, – говорит Г. Товстоногов, – режиссёрская концепция спектакля», «Мысль, которая оцарапала сердце художника». (Б. Захава) «Сверхзадача, – продолжает Г. Товстоногов, – существует в зрительном зале и режиссёру нужно обнаружить. <Осознать сверхзадачу> – значит осознать свою специфику, свою противопоставленность другим сферам. Это заставляет акцентировать абсолютность той черты, которой данная сфера очерчена<…> Определяя необходимо учитывать и автора, и время создания произведения, особенно классического, и восприятие его сегодняшним зрителем… Воплотить сверхзадачу – воплотить свой замысел через систему образных средств».

Обычно говорят, что сверхзадача – эмоциональный призыв к действию, к изменению, к решению поставленной в пьесе проблемы. Сверхзадача спектакля органически связана с проблематикой пьесы, направлена непосредственно к зрителю спектакля. Однако, единого, чёткого определения нет, что следует хотя бы из сопоставленных нами цитат Товстоногова и Захавы.

«Сверхзадача и сквозное действие, – пишет Станиславский, – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы… Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания».

Станиславский постоянно говорил, что подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение.

Мысли, чувства, мечты писателя, наполняющие его жизнь, волнующие его сердце, толкают его на путь творчества. Они становятся основой пьесы, ради них писатель пишет свое литературное произведение. Весь его жизненный опыт, радости и горести, перенесенные им самим и наблюденные в жизни, становятся основой драматургического произведения, ради них он берется за перо.

Главной задачей актеров и режиссеров является, с точки зрения Станиславского, умение передать на сцене те мысли и чувства писателя, во имя которых он написал пьесу.

«Условимся же на будущее время, – пишет Константин Сергеевич, – называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли, сверхзадачей произведения писателя.

Так как определение сверхзадачи, как эмоциональный призыв к действию, к изменению, к решению поставленной в пьесе проблеме, для меня наиболее понятен, буду исходить из этого определения.

Сама пьеса диктует эту сверхзадачу. Через всю пьесу идет линия звезды, голос которой слышит Он. Этот голос, по его словам, помогает найти свой путь, даже если ты слишком сильно запутался.

Только для меня этот голос трансформировался в голос призывающий. Призывающей увидеть, что в любой, самой сложной ситуации есть выход.

Главное, не впадать в панику, не обвинять общество во всех своих проблемах, а понять в чем причина и загвоздка.

Так как темой пьесы является разрушение моральных ценностей, хотелось ненавязчиво показать, что бывает при полном равнодушии людей друг к другу и проблемам. Мысль, это никогда со мной не случится, неправильна. Случиться может всякое, и нет гарантии, что это не произойдет с Вами.

Ну а целью постановки для меня было напомнить, что проблема наркомании все еще не решена. То есть это еще и своеобразное напоминание того, что это беда может случиться с каждым. И отмахиваться от нее нет смысла.

Лучше постараться, если не решить ее, то хотя бы вникнуть и понять, откуда прорастают корни? Почему молодые люди выбирают этот путь? Что и где не так? И когда происходит сбой?
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей