27
- не являются
непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития слабослышащих и позднооглохших детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями слабослышащих и позднооглохших детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки слабослышащих и позднооглохших детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
Дети с различными недостатками в сенсорном развитии могут иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы
Организации, реализуемой с участием
слабослышащих и позднооглохших детей, должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития слабослышащих и позднооглохших детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
–
детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
– карты развития слабослышащих и позднооглохших детей;
– различные шкалы индивидуального развития слабослышащих и позднооглохших детей.
Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
28
В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности по Программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста;
2) учитывает факт разнообразия путей развития слабослышащих и позднооглохших детей в условиях
современного постиндустриального общества;
3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов Организации в соответствии:
– с разнообразием вариантов развития слабослышащих и позднооглохших детей в дошкольном детстве,
– разнообразием вариантов образовательной и коррекционно-реабилитационной среды,
– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации;
5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей на уровне
Организации, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны.
Система оценки качества реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей на уровне
Организации должна обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
- диагностика развития слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми по
Программе;
- внутренняя оценка, самооценка Организации;
- внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и