Учебник для вузов: Современная дидактика

Учебник для вузов: Современная дидактика Учебные материалы
Содержание
  1. Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  2. § 1. Концепции содержания образования
  3. Содержание – совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обуславливают существование, развитие и смену их форм.
  4. Форма – выражает внутреннюю связь и способ организации взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями.
  5. Дискуссия. Является ли отраженный в содержании образования образовательный процесс проектом предстоящей деятельности учителя и учеников, или это и есть тот реальный и всегда уникальный процесс обучения, который они осуществляют?
  6. Блок самоопределения
  7. Концепции содержания образования
  8. Проведите анализ различных подходов к концепции образования на основе трех теорий: дидактического формализма, материализма и прагматизма и предложите свои суждения в четвертом столбце
  9. Дидактический формализм
  10. Материализм
  11. Прагматизм
  12. Название вашей концепции
  13. Идея – источником знаний является разум
  14. Идея – передача учащимся как можно большего объема знаний
  15. Идея – образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта
  16. Модель – гуманитарное, классическое образование
  17. Модель – энциклопедическая модель обучения
  18. Модель – междисциплинарные системы знаний
  19. Содержание образования – система знаний, умений и навыков
  20. Содержание образования – педагогически адаптированные основы наук
  21. Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт человечества
  22. Дискуссия. Предложите уровни организации внутреннего содержания образования ученика, изучающего различные учебные курсы. Отличаются ли они от уровней представления внешнего содержания образования?
  23. Дискуссия. Являются ли общедидактические принципы одновременно и принципами отбора содержания образования?
  24. Дискуссия. В какой степени мировые тенденции развития образования должны влиять на отбор отечественного содержания образования?
  25. Дискуссия. По мнению К. Д. Ушинского, ребенок утомляется не деятельностью, а ее однообразием. Оцените с данной точки зрения проблему школьной перегрузки.
  26. Дискуссия. Как и в чем может измениться содержание образования при уменьшении количества школьников в стране?
  27. Дискуссия. Согласны ли вы с предложением об увеличении сроков начального образования с 3-4 лет до 6 лет за счет уменьшения времени, отводимого на основное образование (среднее звено школы)?
  28. Дискуссия. На этапе разработки новой структуры 12-летней школы обсуждались два варианта: 4+5+3 и 4+6+2. Приведите аргументы в пользу того и другого варианта.
  29. Дискуссия. Каким образом может сочетаться интеграция и дифференциация обновляемого содержания образования?
  30. Резюме
  31. Дидактический практикум
  32. Тема 12. Содержание образования
  33. Дополнительная литература

Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее острые противоречия в вопросах проектирования общего среднего образования возникали и продолжают возникать в отношении его содержания. Что именно должно содержаться в школьном образовании? Каковы принципы отбора содержания школьного образования? В чем особенность личностно-ориентированного содержания образования? Должен ли существовать единый образовательный стандарт и каково его соотношение с вариативным и творческим характером обучения? Как обучение должно соотноситься с образовательным процессом и деятельностью учеников? Каким образом содержание образования должно быть представлено в учебных планах, программах и учебниках?

Дидактическая и практическая значимость решения этих вопросов огромна. От заложенной в основе учебных курсов концепции содержания образования зависит не только создаваемое учебно-методическое обеспечение – учебные программы, учебники, средства обучения и т. п., но и смысл общеобразовательного процесса, конкретные результаты обучения детей.

В данной главе мы рассмотрим подходы к конструированию содержания образования на его различных уровнях – от концептуального до личностно-ориентированного.

§ 1. Концепции содержания образования

Понятие содержания образования трактуется по-разному. Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения. Классики советской дидактики И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин подчеркивали: «Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей»*. Упомянутая функция лежит в основе конструирования содержания образования значительной части концепций, учебных программ и учебников. Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков.

* Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. — С. 101.

В обучении, которое можно назвать знаниево-ориентированным, считается, что «<…> глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала»*. Содержание образования представлено внешним учебным материалом, который выступает определяющим элементом обучения. «В процессе обучения как системе главным системообразующим элементом является содержание образования (учебный материал, воплощающий цели обучения)»**.

* Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 98.

** Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983. — С. 124.

В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя.

Ключевыми терминами в этом случае являются «образ» и «среда». Ученик изменяется и развивается в направлении определенного образа; внешнее содержание образования в этом случае воспринимается им как среда для внутренних образовательных изменений. Личностные новообразования ученика получают функцию внутреннего содержания образования, складывающегося в направлении планируемого образа человека. Традиционное содержание образования оказывается не предметом усвоения, а внешней составляющей образования, получающей функцию среды.

Дидактические функции одного и того же учебного материала в знаниево-ориентированном и личностно-ориентированном обучении оказываются разными: в первом случае содержание передается учащимся для усвоения, во втором – для создания собственного содержания образования.

Содержание – совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обуславливают существование, развитие и смену их форм.

Форма – выражает внутреннюю связь и способ организации взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями.

Основные теории содержания образования. Многие из существующих сегодня концепций содержания образования являются развитием или продолжением трех основных теорий: дидактического формализма, материализма и прагматизма (утилитаризма).

Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) опирается на философию рационализма, утверждающую, что источником знаний является разум, поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности человека. Считается, что «многознанье уму не научает», то есть овладение фактическими знаниями не так важно для развития ума. Наоборот, гуманитарное классическое образование и особенно древние языки являются лучшим средством развития ума.

Дидактический материализм (Я. А. Коменский, Г. Спенсер) основной целью школы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Я. А. Коменский много лет посвятил работе над учебником, в который хотел поместить все знания, необходимые для учащихся. Подобная энциклопедическая модель обучения пользовалась особой популярностью среди педагогов XIX в. и сохранилась до сих пор вместе с одной из своих проблем – перегрузкой учеников излишней информацией.

Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования – не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной самостоятельности.

Перечисленные дидактические подходы определяют различия отечественных концепций содержания образования:

  • 1. Содержание образования – педагогически адаптированные основы наук. Данная концепция ориентирует на приобщение школьников к науке и производству. Ведущими принципами отбора и построения содержания образования выступают общие методы и принципы построения знания, свойственные прежде всего, естественным и точным наукам. Данная концепция характеризуется как технократическая, сциентистская, продолжающая отчасти теорию дидактического материализма.
  • 2. Содержание образования – система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. Знания, умения и навыки, относящиеся к основам наук и соответствующим учебным предметам, необходимы для передачи учащимся, чтобы те умели жить и действовать в социуме (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, В. А. Онищук и др.).
  • 3. Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. В данном случае содержание образования изоморфно социальному опыту и состоит из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта репродуктивной деятельности -в форме способов ее осуществления (умений, навыков); опыта творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т. п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский).
  • 4. Содержание образования – содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности. Набор общеобразовательных курсов обусловливается структурой изучаемой области действительности (живая и неживая природа, человек, общество, системы и структуры, техника и технологии и др.) и структурой деятельности, отражаемой в инвариантных сторонах культуры личности – познавательной, коммуникативной, эстетической, нравственной, трудовой, физической (В. С. Леднев).
  • 5. Содержание образования – образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение. Содержание образования делится на внешнее – среду и внутреннее – создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой. Внешнее и внутреннее содержания образования не совпадают. Диагностике и оценке подлежит не полнота усвоения учеником внешнего содержания, а приращение его внутреннего содержания образования за определенный учебный период (А. В. Хуторской).

Вышеприведенные понимания содержания образования различаются по многим параметрам, но наиболее яркие различия между ними обнаруживаются в ответе на вопрос: «Относится ли к содержанию образования сам образовательный процесс или нет?» Если не относится, то содержание образования является отчужденным от учащихся материалом, который «передается» им с помощью «преподавателя». В этом случае говорят, что образование можно «дать» или «получить».

Если же образовательный процесс входит в содержание образования, то возникает комплекс других вопросов: Что такое деятельностное содержания образования? Каково должно быть соотношение деятельностных и информационных компонентов содержания образования? В чем сходство и отличие проектируемого содержания образования и реально образуемого в ходе учебного процесса содержания образования каждого ученика? Каков набор деятельностей, входящих в состав деятельностного содержания образования? Кто или что являются источниками и носителями этих деятельностей?

Количество вопросов, возникающих при анализе взаимосвязей деятельности и содержания образования, может быть продолжено на всех уровнях дидактической системы, начиная от смысла и целей обучения и завершая системой самоосознания и самооценки его результатов.

Дискуссия. Является ли отраженный в содержании образования образовательный процесс проектом предстоящей деятельности учителя и учеников, или это и есть тот реальный и всегда уникальный процесс обучения, который они осуществляют?

Уровни представления содержания образования. Во внешнем проявлении содержание образования имеет несколько уровней представления (В. С. Леднев):

Первый уровень – содержание образования в целом.

Второй уровень – содержание образования соответственно ступеням обучения: базовое общее образование, профтехобразование, среднее специальное образование, высшее образование, научное образование. Ко второму уровню относится и содержание сквозных отраслей образования (общего, политехнического, специального и т. п.).

Третьим уровнем организации содержания образования являются циклы учебных курсов. Циклы предметов пересекаются и поэтому не характеризуют содержание образования целостно.

Блок самоопределения

Концепции содержания образования

Проведите анализ различных подходов к концепции образования на основе трех теорий: дидактического формализма, материализма и прагматизма и предложите свои суждения в четвертом столбце

Дидактический формализм

Материализм

Прагматизм

Название вашей концепции

Идея – источником знаний является разум

Идея – передача учащимся как можно большего объема знаний

Идея – образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта

Модель – гуманитарное, классическое образование

Модель – энциклопедическая модель обучения

Модель – междисциплинарные системы знаний

Содержание образования – система знаний, умений и навыков

Содержание образования – педагогически адаптированные основы наук

Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт человечества

Четвертый уровень организации содержания образования по нисходящей линии – учебные курсы математики, физики, химии, языка и др. В своей совокупности они охватывают всю обязательную теоретическую подготовку в учебном заведении.

Пятый уровень – отдельные учебные дисциплины внутри курсов. Так, школьный учебный курс «Биология» подразделяется на ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию; курс «Химия» – на неорганическую и органическую химию.

Компоненты пятого иерархического уровня организации – дисциплины – также имеют сложную структуру, подразделяясь, как правило, на разделы, темы, уроки, то есть еще на три уровня организации содержания теоретического обучения, хотя число уровней градации для некоторых дисциплин может быть и большим, что определяется спецификой содержания и объемом учебного материала, а также традициями.

Дискуссия. Предложите уровни организации внутреннего содержания образования ученика, изучающего различные учебные курсы. Отличаются ли они от уровней представления внешнего содержания образования?

В концепции содержания образования как образовательной среды добавляется личностный (внутренний) уровень содержания образования. В личностном проявлении содержание образования имеет уровни представления, соответствующие новообразованиям каждого конкретного ученика: знаниям, умениям, навыкам, видам и способам деятельности, способностям, ценностным ориентациям. Структура внутреннего содержания образования и его элементов не совпадает со структурой и уровнями внешнего содержания. Например, ученик может ранжировать свои знания по собственной иерархии (теоретические и практические знания, главные и второстепенные, предметные и метапредметные и т. д.). В этом своеобразии отражается результат его индивидуальной образовательной траектории.

Внутреннее содержание образования выражается внешне через создаваемую учеником образовательную продукцию. Эта продукция также не совпадает с заданным извне содержанием образования; например, сочинение ученика не совпадает с изучаемым литературным произведением писателя. В то же время, ученик своей деятельностью обеспечивает определенное общекультурное приращение на внешнем уровне, что является отражением и результатом продуктивной ориентации обучения.

Принципы построения содержания образования. Анализ имеющихся дидактических подходов позволяет выделить следующие общие принципы формирования содержания образования:

  • Принцип учета социальных условий и потребностей общества. Например, усиление роли человека в современном социуме выражается увеличением гуманитарного аспекта содержании образования. В соответствии с данным принципом в зависимости от потребностей общества различное влияние на отбор содержания образования могут оказывать другие принципы: гуманитарности, личностной ориентации, научности и др. Законодательным отражением данного принципа являются государственные образовательные стандарты.
  • Принцип соответствия содержания образования целям выбранной модели образования. Каждая модель или концепция образования задает требования к особенностям структуры и содержания образования. Например, в одной концепции содержание может быть предметом усвоения, в другой – средой для выращивания личностного содержания образования. Дидактические принципы и закономерности выбранной модели образования находят отражение на всех уровнях конструирования его содержания: учебного плана, программ, учебников, уроков.
  • Принцип структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном у ровне. Структурное единство требуется во всех иерархически взаимосвязанных элементах содержания образования: от уровня общей теории и учебного предмета до уровня процесса обучения и личности учащегося. Связи между различными предметами также устанавливаются на общих основаниях: межпредметных, метапредметных и др.
  • Принцип единства содержательной и процессуалъно-деятелъностной сторон обучения, предполагающий включение в содержание образования деятельностных компонентов – целеполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения. Этот принцип выражается в необходимости включения в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся – исследований, дискуссий, конструирования и т. п.
  • Принцип доступности и природосообразности содержания образования проявляется в структуре и объемах учебных планов, программ, учебников, в оптимальном количестве изучаемого материала. Данный принцип предполагает соответствие содержания образования возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, а также школьным и региональным условиям обучения.

Наиболее общим принципом отбора содержания образования является соотношение общественно значимых ценностей, знаний, способов деятельности с реализацией права ученика на выбор взаимозаменяющего разнообразия предметного содержания. Этот принцип предполагает учет соотношения внешнего и внутреннего содержаний образования, то есть вносимого в образовательный процесс извне и создаваемого самим учеником.

Дискуссия. Являются ли общедидактические принципы одновременно и принципами отбора содержания образования?

Требования к содержанию образования. Научные основы разработки содержания образования отражаются не только в учебной и методической литературе, но и в законодательных документах. В Законе РФ «Об образовании» (статья 14) определены общие требования к содержанию образования:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • развитие общества;
  • укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Подчеркнем, что, согласно данному Закону, содержание образования на уровне конкретного образовательного учреждения определяется планами и программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов лишь примерных образовательных программ.

Законодательные требования к содержанию образования раскрываются на уровне других документов, к которым относится концепция 12-летней школы, а также государственные образовательные стандарты и базисный учебный план.

Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе*. Концепция была вынесена Министерством образования РФ на всенародное обсуждение и утверждена решением Всероссийского совещания работников образования (Кремль, 15 января 2000 г.), на котором присутствовали около 5000 делегатов из всех регионов страны.

* В разработке данной концепции от Российской академии образования принимали участие Н. Д. Никандров, В. А. Поляков, В. С. Леднев, Ю. И. Дик, Л. Н. Боголюбов, А. В. Хуторской; от Министерства образования РФ – А. Ф. Киселев, М. Р. Леонтьева; от педагогических вузов – В. А. Сластенин и др.; от школ – А. Г. Каспржак и др., а также специалисты различного профиля, родители учеников, общественность.

Во введении концепции отмечены мировые тенденции современного этапа развития общего среднего образования:

  • образование для всех – ориентация образовательных программ на высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей;
  • учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;
  • максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;
  • воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
  • личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения;
  • адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества;
  • открытость образования, доступность знаний и информации для широких слоев населения.

Необходимость перехода российской школы на обязательную 10-летнюю основную и полную 12-летнюю среднюю школу обусловлена следующими факторами:

1. Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.

Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и, соответственно, к переутомлению детей.

Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.

2. Повышение качества общего образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.

Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования.

Дискуссия. В какой степени мировые тенденции развития образования должны влиять на отбор отечественного содержания образования?

Дискуссия. По мнению К. Д. Ушинского, ребенок утомляется не деятельностью, а ее однообразием. Оцените с данной точки зрения проблему школьной перегрузки.

Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.

Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлен на решение указанных проблем.

Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.

Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.

3. Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992), преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12-14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 10-11 лет.

Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы.

4. Влияние демографических в социально-экономических факторов. По прогнозам специалистов, в 2011 году в школах будут обучаться не 21 млн. учащихся, как сейчас, а только 13 млн., что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь, в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать дополнительных финансовых затрат на обеспечение этого перехода.

В новых социально-экономических условиях обострились проблемы трудоустройства выпускников школ, их социальной адаптации. Десятилетнее обязательное обучение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается «на улице», образуя «резервы для вовлечения в криминальную деятельность». Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-летним) способствует обоснованному выбору профессиональной деятельности, более высокой степени готовности к самостоятельной жизни. При 12-летнем образовании ученики оканчивают школу в 18-19 лет и обладают всеми конституционными правами гражданина России.

Дискуссия. Как и в чем может измениться содержание образования при уменьшении количества школьников в стране?

5. Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию создает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования.

Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.

Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах средней школы позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования. Вместе с тем профильное обучение в старших классах не должно подменять начальное профессиональное образование. В 2009 году число выпускников средней школы составит приблизительно 1,3 млн. человек, а сегодня число мест для поступающих в учреждения профессионального образования (начального, среднего и высшего) – 1,7 млн. Это дает возможность ввести прием в большинство высших учебных заведений на основе новых принципов вступительных испытаний (например, централизованное тестирование и др.), способствующих реализации равных прав учащихся на образование, социальной справедливости.

В концепции 12-летней школы определена главная цель общего образования – «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально -экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)*.

* Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе; Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2000. — С.12.
Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

  • формирование нового уклада школьной жизни, способствующей воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
  • формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры; создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
  • разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности.

Реализация этих целей и задач предполагает:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
  • систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;
  • последовательную ориентацию на культуросообразность образования, призванную обеспечить формирование духовного мира человека;
  • адаптацию учащихся к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса;
  • формирование системы научных знаний, умений применять их в различных видах практической деятельности;
  • развитие непрерывной системы образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержку инновационной деятельности;
  • многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования, охрану здоровья и жизни детей;
  • информатизацию и компьютеризацию образования, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий;
  • развитие дистанционного обучения;
  • совершенствование системы работы с одаренными детьми и молодежью;
  • расширение сети и качественное обновление деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции;
  • введение в перспективе отдельно функционирующих общеобразовательных учреждений различных ступеней.

Структура общего среднего образования. В основе структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов.

В дошкольный период ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью, в процессе которой у него формируются до-понятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развиваются умственные и художественные способности. По завершении дошкольного возраста у детей сформировывается познавательный интерес к изучению окружающего мира и «образу себя», а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоятельности. Необходимо учитывать психолого-возрастные особенности дошкольников, не допускать переноса в дошкольные учреждения содержания и форм организации обучения и воспитания, характерных для общеобразовательных учреждений.

I ступень – начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы. Начальный возраст обучающихся – не менее 6 лет на 1 сентября (продолжительность обучения – 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.

В 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Дискуссия. Согласны ли вы с предложением об увеличении сроков начального образования с 3-4 лет до 6 лет за счет уменьшения времени, отводимого на основное образование (среднее звено школы)?

II ступень – основное общее образование (обязательное) 5-10 классы. Продолжительность обучения – 6 лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентации в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ «Я», составляющий основу самоопределения. Основная школа предоставляет учащимся условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает их умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. В этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется вторичная ориентация в различных сферах деятельности.

Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности учащихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение.

В 16 лет учащиеся более осознанно относятся к выбору профиля обучения в средней школе, дальнейшего профессионального образования.

III ступень – среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11-12 классы. Продолжительность обучения – 2 года. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, способов достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

В старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы. Профильное обучение может реализовываться в следующих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. При этом могут сохраняться непрофилированные общеобразовательные классы.

Дискуссия. На этапе разработки новой структуры 12-летней школы обсуждались два варианта: 4+5+3 и 4+6+2. Приведите аргументы в пользу того и другого варианта.

Определение профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарно-филологического, социально-экономического, физико-математического, технико-технологического, художественно-эстетического и др.) осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

Профильный характер старшей ступени реализуется на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем формирования индивидуальных образовательных программ.

Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы отличаются от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

Обновление содержания образования. Содержание образовательных областей и отдельных учебных предметов непрерывно обновляется. Основанием для этого служат социальные изменения, потребности общества, тенденции развития образования, доминирование различных традиций, изменения образовательных стандартов, решения органов управлением образования, позиции авторов программ и учебников.

Содержание образования зависит также от изменяющихся со временем целей и условий обучения в конкретной школе, родительского заказа, ученических предпочтений.

В концепции 12-летней школы приведены основополагающие принципы обновления содержания общего среднего образования:

  • личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей;
  • гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;
  • фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования, обеспечивающие универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;
  • приоритет сохранения здоровья учащихся, в том числе за счет разгрузки учебного материала (по основной школе в среднем не менее чем на 20%), приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьников;
  • обеспечение практической ориентации общего среднего образования путем рационального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся;
  • усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;
  • оптимизация объема учебной нагрузки за счет психолого-педагогически обоснованного отбора содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастных особенностей учащихся;
  • обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;
  • профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ.

Дискуссия. Каким образом может сочетаться интеграция и дифференциация обновляемого содержания образования?

В содержании 12-летнего общего образования выделены следующие образовательные области: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура.

Перечисленные области реализуются через базовые предметы: русский язык, литература (в школах с родным нерусским языком обучения – родной язык, родная литература, русский язык, русская литература), иностранный язык, математика, история, обществоведение, география, биология, физика, химия, информатика, искусство, физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности, по которым утверждается государственный образовательный стандарт. Возможна интеграция или иная компоновка базовых предметов при условии выполнения требований государственного образовательного стандарта.

В соответствии с принципами обновления содержания образования содержание образовательных областей и учебных предметов в будущей школе будет изменяться в следующих направлениях:

  • обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; исключение устаревших разделов;
  • генерализация содержания образования за счет выделения фундаментальных образовательных объектов, системообразующих понятий, принципов, закономерностей с одновременной разгрузкой за счет второстепенного или устаревшего материала;
  • перераспределение учебного материала между основной и старшей школой, между базовым и профильным содержанием образования в соответствии с концепцией 12-летней школы; модульные подходы к формированию содержания учебного материала;
  • изменение подходов к содержанию образования как к образовательной среде для личностного развития учащихся; переход к концепции открытого содержания образования, обусловленный тенденцией усиливающегося влияния на образование новых средств и технологий деятельности (Интернет, СМИ и др.);
  • усиление в общеобразовательном процессе ученического компонента содержания образования, реализующего возможность индивидуальной образовательной траектории ученика;
  • разработка деятельностного компонента содержания образования, то есть включение в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник и технологий, ключевых компетенций и иных процедурных элементов, которыми необходимо овладеть ученику;
  • разработка и создание учебников и учебных пособий нового типа: личностно-ориентированных, профильных, интегрированных, мультимедийных, гипертекстовых и др.

На основе концепции структуры и содержания образования в 12-летней школе разрабатываются базисый учебный план, концепции отдельных образовательных областей, учебные программы и учебники по предметам.

Резюме

Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников опыт человечества, который передается им для усвоения. Данное обучение можно назвать знаниево-ориентированным. В личностно-ориентированном обучении содержание образования делится на две составляющие: внешнее – образовательную среду, и внутреннее – личностные новообразования ученика.

Различия в подходах к содержанию образования определяются на основе трех дидактических теорий: формализма, материализма и прагматизма.

В отечественных концепциях под содержанием образования понимаются: 1) педагогически адаптированные основы наук; 2) система знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру; 3) педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре; 4) содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности; 5) образовательная среда.

Во внешнем проявлении содержание образования имеет следующие уровни представления: образование в целом – ступени обучения – циклы учебных курсов – учебные курсы – отдельные дисциплины – разделы, темы, уроки.

Во внутреннем (личностном) проявлении содержание образования имеет уровни представления, соответствующие личностным новообразованиям каждого конкретного ученика: знаниям, умениям, навыкам, видам и способам деятельности, способностям, ценностным ориентациям. Структура внутреннего содержания образования и его элементов не совпадает со структурой и уровнями внешнего содержания. Внутреннее содержание образования выражается внешне через создаваемую учеником образовательную продукцию.

Принципы построения содержания образования: учет социальных условий и потребностей общества; соответствие содержания образования целям выбранной модели образования; структурное единство содержания образования на различных его уровнях общности и на межпредметном уровне; единство содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения; доступности и природосообразности.

Российская школа переходит на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу. Главная цель общего образования – «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)»*.

* Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. – М: ИОСО РАО, 2000.- С.12.
В основе структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности:

I ступень – начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы.

II ступень – основное общее образование (обязательное), 5-10 классы.

III ступень – среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11-12 классы.

Направления обновления содержания образования: личностная ориентация; гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность; фундаментальность, усиление методологической составляющей; приоритет сохранения здоровья учащихся; обеспечение практической ориентации; усиление деятельностного компонента; оптимизация объема учебной нагрузки; интеграция, профилирование и дифференциация.
Вопросы и упражнения

  1. По каким основным параметрам различаются имеющиеся концепции содержания образования?
  2. В чем, на ваш взгляд, преимущества перехода отечественной школы на 12-летний срок обучения и проблемные стороны данного перехода?
  3. Модели обучения каких зарубежных и отечественных систем обучения и авторских школ в наибольшей мере соответствуют целям и задачам обновляемой российской школы?
  4. Проанализируйте основополагающие принципы обновления содержания общего среднего образования на предмет их соответствия целям и задачам 12-летней школы, а также внутренней непротиворечивости.
  5. Чем, на ваш взгляд, профильное обучение отличается от дифференцированного?

Дидактический практикум

Тема 12. Содержание образования

1. Проанализируйте различные концепции содержания образования с точки зрения их соответствия концептуальным направлениям развития 12-летней школы. Предложите главные принципы обновления содержания образования в современной школе.

2. Составьте классификацию принципов организации внешнего и внутреннего содержания образования. Изобразите с помощью схемы соотношение и взаимосвязь между отдельными элементами содержания образования.

3. Подготовьте эссе на тему «Деятельностное содержание образования». Рассмотрите в нем вопросы: Что такое деятельностное содержание образования? Как влияет деятельностный компонент содержания образования на информационно-знаниевый? Какова связь проектируемого содержания образования и реально образуемого в ходе учебного процесса? Каков набор деятельностей, входящих в состав деятельностного содержания образования? Как эти деятельности должны задаваться на этапе разработки содержания образования и проявляться во время учебного процесса? Что и каким образом должно в этом случае диагностироваться и оцениваться?

Дополнительная литература

12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. — 264 с.

Байденко В. И. Стандарты в непрерывном образовании: Концептуальные, теоретические и методологические проблемы. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 296 с.

Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. – М.: Высш. шк., 1986. – 368 с.

Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд. перераб. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.

На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2000-400 с.

Новые ценности образования: Культурные модели школ. – Вып.7 / Ред. серии Н. Б. Крылова. – М.: Инноватор-Веппетт College, 1997. – 248 с.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 638с.

Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983 — 352 с.

Содержание образования в 12-летней школе. – М.: Министерство образования РФ, 2000. – 263с.

Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги 1; 2. / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. — М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998. — 380 с.; 336 с.

Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. — 308 с.

Полную версию учебника можно скачать здесь.

Оцените автора
Metodich.ru
Добавить комментарий