2. Основные аспекты санитарно-просветительной работы стоматолога с детьми дошкольного возраста.
Просветительская работа с детьми должна соответствовать требованиям возрастной психологии и педагогики, поэтому наиболее рациональным считают выполнение этой работы врачом стоматологом с привлечением соответствующих специалистов - педагогов и воспитателей.
Дети должны усвоить основные сведения об анатомии и физиологии челюстно-лицевой системы, об этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний и о возможностях их предупреждения - на уровне и в формах, адаптированных к возрастным возможностям восприятия детей. Важно сосредотачивать внимание детей и подростков на факторах риска, наиболее актуальных для их возраста.
Основными задачами стоматолога в индивидуальном обучения и медсестры детского дошкольного учреждения, воспитателей и педагогов в рамках групповой профилактики являются выработка положительных условных гигиенических рефлексов, а также исключение вредных привычек, для чего подходят сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кукла умывается», «Как зайка зубки бережет» и т.д. Кроме того, с детьми 3-4 лет можно разучивать короткие стихи, речевки.
2.1. Содержание санитарно-просветительной работы среди детей дошкольного возраста.
Возраст
| Содержание санитарно-просветительной работы
| От 1 года до 3 лет
| Во время сна нельзя пить компот (молоко и т.д.) из бутылочки; молоко, кефир, йогурт, творог, сыр помогают зубам быть красивыми;
всякую твердую пищу нужно хорошо жевать, запивать ее нельзя; нельзя целый день есть печенье, бананы и пить компот; малыш должен позволять взрослым чистить его зубы и учиться делать это сам; хорошие дети не сосут пустышки, пальцы и т.п.
| От 3до5 лет
| Крепкие зубы нужны ребенку для того, чтобы справляться с любой едой и быть красивым;
молоко, творог, сыр полезны для зубов - для тех, что есть во рту, и тех, что еще вырастут;
чтобы зубы были крепкими, нужно их беречь: меньше пачкать (не перекусывать) и хорошо чистить;
каждый ребенок должен правильно чистить зубы утром и вечером своей щеткой и зубной пастой, научиться не глотать пасту и полоскать рот;
нужно, чтобы родители проверили, хорошо ли ребенок вычистил зубы, и поправили бы дело щеткой и ниткой; зубы могут стать неровными, если ребенок сосет палец или прикусывает губу;
нужно просить врача проверять и - если нужно - «чистить», лечить заболевшие зубы
| От5до
6 лет
| Здоровые зубы нужны человеку для того, чтобы он мог есть любую пищу, правильно произносить звуки, красиво улыбаться; зубы очень твердые, но они могут быть растворены кислотой, которая производится из остатков еды вредными микробами («монстрами», «жучками»), приклеившимися к зубам; поэтому тот, кто хочет иметь здоровые зубы, должен заботиться о них - правильно питаться и чистить зубы;
временные зубы постепенно уступают место новым зубам, поэтому расшатываются и выпадают;
новые зубы еще не успели окрепнуть, поэтому за ними нужно особенно хорошо ухаживать (чистить щеткой, специальной детской пастой и нитками, покрывать защитным лаком и специальным клеем), просить помочь в этом родителей и врача;
зубы будут ровными у того, кто правильно дышит, глотает, говорит, держит осанку, не грызет ногти и т.д.;
нужно два раза в год приходить к врачу, чтобы он проверил зубы и, если надо, полечил их
|
2.2. Объем формируемых представлений и навыков.
Возраст
| Формирование представления
| Вырабатываемые навыки
| 3-4 года
| Овощи, фрукты - полезно, сладкое - вредно. Зубная щетка чистит зубы. У каждого своя зубная щетка; у большого - большая, у маленького - маленькая. Щетка должна стоять в своем стакане, головкой вверх. Нужно чистить верхние зубы сверху вниз, нижние - снизу вверх. Щетку нужно брать чистыми руками только за ее ручку
| Есть овощи и фрукты, не просить сладостей. Правильно держать зубную щетку. Пользоваться своей зубной щеткой, не путать ее с чужими. Уметь правильно ставить зубную щетку на место. Чистить зубы вертикальными движениями с наружной и внутренней поверхностей. Мыть руки перед чисткой зубов, не касаться ими головки щетки
| 4-5 лет
| Сладкое можно есть только в выходной день. Жевать нужно медленно, с закрытым ртом, не запивая. Нужно чистить зубы каждый день утром и вечером; верхние зубы - сверху вниз, нижние - снизу вверх, а часть зубов, которой жуем, - от дальних зубов к середине. Свою зубную щетку нельзя никому
давать. Нужно стоять, ходить и сидеть с прямой спиной, спать на спине. Врач-стоматолог лечит зубы
| 1. Ограничивать прием сладостей.
2. Тщательно пережевывать пищу, не удерживая ее за щекой.
3. Ежедневно чистить утром и вечером переднюю и заднюю поверхности зубов вертикальными, а жевательные - горизонтальными движениями зубной щетки.
4. Пользоваться только своей зубной
5. Не сутулиться, спать на спине.
6. Не бояться лечения зубов
| 5-6 лет
| 1. Сосать пальцы и предметы, грызть ногти и карандаш - вредно: в рот попадают микробы, которые разрушают зубы; зубы будут некрасивыми.
2. В овощах, фруктах, корках хлеба - витамины; жевание - зарядка для зубов.
3.От употребления сладкого зубы портятся и болят.
4. Зубы нужно чистить, чтобы они были чистыми, красивыми и не болели.
5. Зубную щетку нужно менять каждое время года (по сезонам).
6. Головка зубной щетки перекрывает 3 зуба.
7. Зубы нужно чистить так: сначала верхние, потом - нижние; сначала - наружную, потом внутреннею и жевательные поверхности; начинать с левой стороны, потом чистить передние зубы и зубы правой стороны; на каждом участке нужно делать 10 одинаковых движений.
8. В разрушенных зубах живут микробы, их можно удалить только с помощью бормашины. Во время лечения нужно быть спокойным, вежливым, слушаться доктора
| 1. Не иметь вредных привычек
2. Употреблять твердую пищу, регулярно есть сырые овощи.
3. Не есть сладостей, рассказывать об их вреде младшим.
4. Объяснять полезность чистки зубов.
5. Просить менять зубную щетку 4 раза в год.
6. Уметь подобрать для себя зубную щетку.
7. Самостоятельно, последовательно чистить разные отделы зубных рядов.
8. Объяснить необходимость лечения зубов, правила поведения в кабинете стоматолога
| 6-7 лет
| 1. Десны - это то, что окружает зуб. Чтобы зубы были здоровыми, их нужно чистить, а десны массажировать круговыми движениями зубной щетки.
2. То, от чего болит и делаются некрасивыми зубы, - это вредные привычки
3. Нужно есть разную еду (молочные продукты, овощи, фрукты), тщательно ее пережевывать. Сладкое можно есть только в выходной день
| 1. Объяснить, как правильно чистить зубы и делать массаж десен. Самостоятельно и правильно чистить зубы, заканчивать чистку массажем десен.
2. Объяснять младшим, что такое вредные привычки.
3. Объяснить, как правильно питаться; выполнять рекомендации
самому
|
3. Основные аспекты санитарно-просветительной работы стоматолога с детьми школьного возраста.
Работа проводится стоматологом, курирующим школу или под его руководством - стоматологической медсестрой, школьной медсестрой, педагогами, классными руководителями. В соответствии с государственными профилактическими и образовательными программами и по согласованию со школьной администрацией для стоматологического просвещения отводятся учебные часы в рамках учебных предметов («Человек и мир»). В течение 3-4 лет обучения дети должны получить представление о физиологическом и социальном значении здоровых зубов, о строении зубов и десны, о прикусе, об основных причинах заболеваний полости рта, о правилах выбора и использования основных и дополнительных средств гигиены, о защитных свойствах фторидов и их источниках, о роли питания в сохранении здоровья зубов, о необходимости предупреждения спортивной и бытовой травмы зубов, о личной ответственности каждого за состояние своих зубов и о возможностях врачебной профилактической помощи.
Как уже отмечалось ранее, ученики начальных и средних классов имеют небольшую продолжительность напряженного внимания, их восприятие в большой мере носит не вербальный, но предметно-образный характер, поэтому обучение оказывается более продуктивным при проведении занятий в форме игры, предпочтительно с привлечением сказочных сюжетов. При планировании и проведении уроков гигиены для детей 6-10 лет следует выполнять следующие требования:
• продолжительность одного урока должна составлять не более 15-20 мин;
• в уроке должны быть использованы игровые приемы и ситуации;
• информация должна излагаться просто, с небольшим числом терминов, хорошо понимаемых детьми;
• изложение материала нужно подкреплять демонстрацией на фантомах, моделях, рисунках и т.д.;
• в ходе урока следует активно привлекать детей к диалогу. Стоматологами, педагогами и психологами разработаны программы стоматологического обучения для младших школьников, позволяющие последовательно и эффективно формировать у них основные профилактические понятия и навыки. 3.1. Содержание примерной программы санитарного стоматологического обучения младших школьников:
Урок 1. «Зачем человеку нужны зубы?»
Учитель (врач, медсестра) задает вопросы и просит ответить на них одного из учеников, дает небольшие задания:
1) о значении зубов в целом: представьте себе человека, у которого нет рта; чего он не сможет делать? (ответы: есть, говорить, смеяться);
2) о значении зубов для питания человека: попробуйте откусить яблоко, закрыв передние зубы губами (вывод: без зубов это сделать невозможно или очень трудно);
3) о значении зубов для речи: скажите «дом», «стол», не касаясь языком передних зубов (вывод: без зубов эти слова трудно сказать правильно);
4) о значении зубов для внешнего вида человека: улыбнитесь с закрытым ртом и открытой улыбкой (вывод: открытая улыбка радостнее и дружелюбнее, чем закрытая);
5) итоговый вопрос о значении зубов в целом: в каких ситуациях зубы помогают человеку?
Урок 2. «Почему зубы разные?»
1) посмотрите в зеркало, найдите различия между зубами, нарисуйте разные зубы - резцы, клыки, моляры;
2) глядя на форму передних зубов, подумайте об их назначении (ответ: острый режущий край нужен для разрезания, откусывания пищи);
3) определите назначение клыков (ответ: длинные зубы с острым углом нужны для разрывания волокон мяса);
4) определите назначение боковых зубов (ответ: размельчение, перетирание пищи);
5) вспомните, как выглядят зубы некоторых животных и определите, чем вызваны их особенности (ответ: у зайцев хорошо развиты резцы, потому что они грызут кору деревьев, морковь и т.д., у тигра и кошки длинные клыки, потому что они хищники, у коровы хорошо развиты моляры, потому что они жуют траву).
Урок 3. «Для чего мы чистим зубы?»
Учитель (врач, медсестра) представляют детям «сказочное» изображение кариесогенных микроорганизмов (кислотные монстры, жучки, черви и т.д.) и рассказывают о них, привлекая к обсуждению детей:
1) чем опасны эти микробы?
2) почему им нравится жить в полости рта? (ответ: тепло, влажно, вкусно).
3) где прячутся монстры? (ответ: между зубами, между зубом и десной, на жевательной поверхности боковых зубов).
Урок 4. «Моя зубная щетка».
В ходе активного обсуждения дети должны прийти к следующим заключениям:
1) щетка должна иметь небольшую головку, захватывающую 2-3 зуба;
2) щетина должна быть мягкой, но не растрепанной (не ранить десну);
3) щетку нужно мыть до и после чистки;
4) зубной щеткой нельзя делать ничего, кроме чистки зубов;
5) свою щетку нельзя давать никому другому.
Урок 5. «Чистим зубы».
Детей просят принести в класс свои щетки и пасты. Учитель (врач, медсестра) показывают основные правила чистки зубов демонстрационной щеткой на большой модели, попутно обращая внимание детей на те места, где скапливается налет и на соответствующие «хитрости» чистки (способы удержания щетки, направление и сила движений).
Затем детей переводят к умывальникам и просят почистить зубы так, как их учили, под контролем учителя. Фоном урока может быть мотивирующая песенка:
Надо чистить каждый зуб -
Верхний зуб, нижний зуб.
Даже самый дальний зуб -
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри,
Даже самый дальний зуб -
Очень важный зуб.
Можно порекомендовать повесить в классе «Экран чистки», в котором дети должны ежедневно отмечать выполнение домашних утренних и вечерних гигиенических процедур (+) в течение месяца.
Урок 6. «Опасные сладости».
Учитель сообщает детям о том, что микробы зубного налета не сразу становятся вредными для зубов, а превращаются в кислотных монстров тогда, когда «доедают» сладости, прилипшие к зубам. Детей спрашивают о том, какие меры надо принять, чтобы микробы не превратились в кислотных монстров, предлагаемые детьми версии записывают на доске. Учитель подчеркивает, что полный запрет на сладости выдержать очень трудно и не нужно, поддерживает предложения о «сладком дне», о чистке зубов после сладкого или жевательной резинке.
Урок 7. «Смена зубов».
Детей просят принести в класс зеркальца. Учитель (врач, медсестра) предлагает детям рассмотреть свои зубы, найти различия между ними в размере и цвете. Детям рассказывают о временных и постоянных зубах, показывают их во рту, просят пересчитать те и другие. Необходимо сделать акцент на первых постоянных молярах и объяснить детям, насколько важно сохранить их здоровыми и как это можно сделать.
Урок 8. «Последствия кариеса».
При помощи моделей или серии рисунков детям рассказывают о продвижении нелеченного кариеса в глубину временного зуба, о переходе разрушительного процесса на зачаток постоянного зуба. Учитель (врач, медсестра) объясняют детям ортодонтические последствия разрушения и удаления временных зубов.
Урок 9. «Полезные и вредные привычки».
Детям предлагают выполнить тестовое задание относительно их орального поведения. Учитель зачитывает утверждения, дети обозначают свое согласие и/или несогласие с каждым из них знаками «+» и «-», заполняя по горизонтали клеточки прямоугольной сетки (3x5).
Тезисы для теста:
1) Я чищу зубы 2 раза в день
| 6) Я люблю сосать палец
| 11) Чтобы развлечься, я начинаю давить языком на зубы
| 2) Я использую пасту с фтором
| 7) Я дышу через нос
| 12) Я стараюсь произносить звуки правильно
| 3) Я перекусываю орехами, сыром
| 8) Два раза в год я хожу к стоматологу
| 13) Я не прикусываю губу
| 4) Я не грызу ручки и карандаши
| 9) Я стараюсь не дышать через рот
| 14) Я сплю на низкой подушке
| 5) Я часто ем сладкое
| 10) Я люблю перекусывать конфетами
| 15) За партой я стараюсь сидеть прямо
| Все знаки «+» в таблице соединяют красным карандашом. Если все ответы правильные, линия образует цифру (оценку) «5» .
Урок 10. «Мои зубные паста и щетка».
Детей просят принести в класс свои зубные пасты и щетки. Дети рассматривают и сравнивают щетки, говорят об их достоинствах и недостатках. Учитель предлагает детям создать проект новой, «самой лучшей» зубной щетки. Затем дети обсуждают свои зубные пасты, рассказывают об их вкусе, цвете, упаковке, названии (учитель должен напомнить детям о значении фторида в пасте), создают проект новой пасты.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |