Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Мод 2 тема19 студ. 19. Санитарное образование составляющая первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного образования, его формы, методы, способы


Название19. Санитарное образование составляющая первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного образования, его формы, методы, способы
АнкорМод 2 тема19 студ.doc
Дата13.12.2017
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМод 2 тема19 студ.doc
ТипДокументы
#33053
страница2 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4

2. Основные аспекты санитарно-просветительной работы стоматолога с детьми дошкольного возраста.

Просветительская работа с детьми должна соответствовать требованиям возрастной психологии и педагогики, поэтому наиболее рациональным считают выполнение этой работы врачом стоматологом с привлечением соответствующих специалистов - педагогов и воспитателей.

Дети должны усвоить основные сведения об анатомии и физиологии челюстно-лицевой системы, об этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний и о возможностях их предупреждения - на уровне и в формах, адаптированных к возрастным возможностям восприятия детей. Важно сосредотачивать внимание детей и подростков на факторах риска, наиболее актуальных для их возраста.

Основными задачами стоматолога в индивидуальном обучения и медсестры детского дошкольного учреждения, воспитателей и педагогов в рамках групповой профилактики являются выработка положительных условных гигиенических рефлексов, а также исключение вредных привычек, для чего подходят сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кукла умывается», «Как зайка зубки бережет» и т.д. Кроме того, с детьми 3-4 лет можно разучивать короткие стихи, речевки.


2.1. Содержание санитарно-просветительной работы среди детей дошкольного возраста.

Возраст

Содержание санитарно-просветительной работы

От 1 года до 3 лет

Во время сна нельзя пить компот (молоко и т.д.) из бутылочки; молоко, кефир, йогурт, творог, сыр помогают зубам быть красивыми;

всякую твердую пищу нужно хорошо жевать, запивать ее нельзя; нельзя целый день есть печенье, бананы и пить компот; малыш должен позволять взрослым чистить его зубы и учиться делать это сам; хорошие дети не сосут пустышки, пальцы и т.п.

От 3до5 лет

Крепкие зубы нужны ребенку для того, чтобы справляться с любой едой и быть красивым;

молоко, творог, сыр полезны для зубов - для тех, что есть во рту, и тех, что еще вырастут;

чтобы зубы были крепкими, нужно их беречь: меньше пачкать (не перекусывать) и хорошо чистить;

каждый ребенок должен правильно чистить зубы утром и вечером своей щеткой и зубной пастой, научиться не глотать пасту и полоскать рот;

нужно, чтобы родители проверили, хорошо ли ребенок вычистил зубы, и поправили бы дело щеткой и ниткой; зубы могут стать неровными, если ребенок сосет палец или прикусывает губу;

нужно просить врача проверять и - если нужно - «чистить», лечить заболевшие зубы

От5до

6 лет

Здоровые зубы нужны человеку для того, чтобы он мог есть любую пищу, правильно произносить звуки, красиво улыбаться; зубы очень твердые, но они могут быть растворены кислотой, которая производится из остатков еды вредными микробами («монстрами», «жучками»), приклеившимися к зубам; поэтому тот, кто хочет иметь здоровые зубы, должен заботиться о них - правильно питаться и чистить зубы;

временные зубы постепенно уступают место новым зубам, поэтому расшатываются и выпадают;

новые зубы еще не успели окрепнуть, поэтому за ними нужно особенно хорошо ухаживать (чистить щеткой, специальной детской пастой и нитками, покрывать защитным лаком и специальным клеем), просить помочь в этом родителей и врача;

зубы будут ровными у того, кто правильно дышит, глотает, говорит, держит осанку, не грызет ногти и т.д.;

нужно два раза в год приходить к врачу, чтобы он проверил зубы и, если надо, полечил их


2.2. Объем формируемых представлений и навыков.


Возраст

Формирование представления

Вырабатываемые навыки

3-4 года

Овощи, фрукты - полезно, сладкое - вредно. Зубная щетка чистит зубы. У каждого своя зубная щетка; у большого - большая, у маленького - маленькая. Щетка должна стоять в своем стакане, головкой вверх. Нужно чистить верхние зубы сверху вниз, нижние - снизу вверх. Щетку нужно брать чистыми руками только за ее ручку

Есть овощи и фрукты, не просить сладостей. Правильно держать зубную щетку. Пользоваться своей зубной щеткой, не путать ее с чужими. Уметь правильно ставить зубную щетку на место. Чистить зубы вертикальными движениями с наружной и внутренней поверхностей. Мыть руки перед чисткой зубов, не касаться ими головки щетки

4-5 лет

Сладкое можно есть только в выходной день. Жевать нужно медленно, с закрытым ртом, не запивая. Нужно чистить зубы каждый день утром и вечером; верхние зубы - сверху вниз, нижние - снизу вверх, а часть зубов, которой жуем, - от дальних зубов к середине. Свою зубную щетку нельзя никому

давать. Нужно стоять, ходить и сидеть с прямой спиной, спать на спине. Врач-стоматолог лечит зубы

1. Ограничивать прием сладостей.

2. Тщательно пережевывать пищу, не удерживая ее за щекой.

3. Ежедневно чистить утром и вечером переднюю и заднюю поверхности зубов вертикальными, а жевательные - горизонтальными движениями зубной щетки.

4. Пользоваться только своей зубной

5. Не сутулиться, спать на спине.

6. Не бояться лечения зубов

5-6 лет

1. Сосать пальцы и предметы, грызть ногти и карандаш - вредно: в рот попадают микробы, которые разрушают зубы; зубы будут некрасивыми.

2. В овощах, фруктах, корках хлеба - витамины; жевание - зарядка для зубов.

3.От употребления сладкого зубы портятся и болят.

4. Зубы нужно чистить, чтобы они были чистыми, красивыми и не болели.

5. Зубную щетку нужно менять каждое время года (по сезонам).

6. Головка зубной щетки перекрывает 3 зуба.

7. Зубы нужно чистить так: сначала верхние, потом - нижние; сначала - наружную, потом внутреннею и жевательные поверхности; начинать с левой стороны, потом чистить передние зубы и зубы правой стороны; на каждом участке нужно делать 10 одинаковых движений.

8. В разрушенных зубах живут микробы, их можно удалить только с помощью бормашины. Во время лечения нужно быть спокойным, вежливым, слушаться доктора

1. Не иметь вредных привычек

2. Употреблять твердую пищу, регулярно есть сырые овощи.

3. Не есть сладостей, рассказывать об их вреде младшим.

4. Объяснять полезность чистки зубов.

5. Просить менять зубную щетку 4 раза в год.

6. Уметь подобрать для себя зубную щетку.

7. Самостоятельно, последовательно чистить разные отделы зубных рядов.

8. Объяснить необходимость лечения зубов, правила поведения в кабинете стоматолога

6-7 лет

1. Десны - это то, что окружает зуб. Чтобы зубы были здоровыми, их нужно чистить, а десны массажировать круговыми движениями зубной щетки.

2. То, от чего болит и делаются некрасивыми зубы, - это вредные привычки

3. Нужно есть разную еду (молочные продукты, овощи, фрукты), тщательно ее пережевывать. Сладкое можно есть только в выходной день

1. Объяснить, как правильно чистить зубы и делать массаж десен. Самостоятельно и правильно чистить зубы, заканчивать чистку массажем десен.

2. Объяснять младшим, что такое вредные привычки.

3. Объяснить, как правильно питаться; выполнять рекомендации

самому



3. Основные аспекты санитарно-просветительной работы стоматолога с детьми школьного возраста.

Работа проводится стоматологом, курирующим школу или под его руководством - стоматологической медсестрой, школьной медсестрой, педагогами, классными руководителями. В соответствии с государственными профилактическими и образовательными программами и по согласованию со школьной администрацией для стоматологического просвещения отводятся учебные часы в рамках учебных предметов («Человек и мир»). В течение 3-4 лет обучения дети должны получить представление о физиологическом и социальном значении здоровых зубов, о строении зубов и десны, о прикусе, об основных причинах заболеваний полости рта, о правилах выбора и использования основных и дополнительных средств гигиены, о защитных свойствах фторидов и их источниках, о роли питания в сохранении здоровья зубов, о необходимости предупреждения спортивной и бытовой травмы зубов, о личной ответственности каждого за состояние своих зубов и о возможностях врачебной профилактической помощи.

Как уже отмечалось ранее, ученики начальных и средних классов имеют небольшую продолжительность напряженного внимания, их восприятие в большой мере носит не вербальный, но предметно-образный характер, поэтому обучение оказывается более продуктивным при проведении занятий в форме игры, предпочтительно с привлечением сказочных сюжетов. При планировании и проведении уроков гигиены для детей 6-10 лет следует выполнять следующие требования:

• продолжительность одного урока должна составлять не более 15-20 мин;

• в уроке должны быть использованы игровые приемы и ситуации;

• информация должна излагаться просто, с небольшим числом терминов, хорошо понимаемых детьми;

• изложение материала нужно подкреплять демонстрацией на фантомах, моделях, рисунках и т.д.;

• в ходе урока следует активно привлекать детей к диалогу. Стоматологами, педагогами и психологами разработаны программы стоматологического обучения для младших школьников, позволяющие последовательно и эффективно формировать у них основные профилактические понятия и навыки.
3.1. Содержание примерной программы санитарного стоматологического обучения младших школьников:

Урок 1. «Зачем человеку нужны зубы?»

Учитель (врач, медсестра) задает вопросы и просит ответить на них одного из учеников, дает небольшие задания:

1) о значении зубов в целом: представьте себе человека, у которого нет рта; чего он не сможет делать? (ответы: есть, говорить, смеяться);

2) о значении зубов для питания человека: попробуйте откусить яблоко, закрыв передние зубы губами (вывод: без зубов это сделать невозможно или очень трудно);

3) о значении зубов для речи: скажите «дом», «стол», не касаясь языком передних зубов (вывод: без зубов эти слова трудно сказать правильно);

4) о значении зубов для внешнего вида человека: улыбнитесь с закрытым ртом и открытой улыбкой (вывод: открытая улыбка радостнее и дружелюбнее, чем закрытая);

5) итоговый вопрос о значении зубов в целом: в каких ситуациях зубы помогают человеку?

Урок 2. «Почему зубы разные?»

1) посмотрите в зеркало, найдите различия между зубами, нарисуйте разные зубы - резцы, клыки, моляры;

2) глядя на форму передних зубов, подумайте об их назначении (ответ: острый режущий край нужен для разрезания, откусывания пищи);

3) определите назначение клыков (ответ: длинные зубы с острым углом нужны для разрывания волокон мяса);

4) определите назначение боковых зубов (ответ: размельчение, перетирание пищи);

5) вспомните, как выглядят зубы некоторых животных и определите, чем вызваны их особенности (ответ: у зайцев хорошо развиты резцы, потому что они грызут кору деревьев, морковь и т.д., у тигра и кошки длинные клыки, потому что они хищники, у коровы хорошо развиты моляры, потому что они жуют траву).

Урок 3. «Для чего мы чистим зубы?»

Учитель (врач, медсестра) представляют детям «сказочное» изображение кариесогенных микроорганизмов (кислотные монстры, жучки, черви и т.д.) и рассказывают о них, привлекая к обсуждению детей:

1) чем опасны эти микробы?

2) почему им нравится жить в полости рта? (ответ: тепло, влажно, вкусно).

3) где прячутся монстры? (ответ: между зубами, между зубом и десной, на жевательной поверхности боковых зубов).

Урок 4. «Моя зубная щетка».

В ходе активного обсуждения дети должны прийти к следующим заключениям:

1) щетка должна иметь небольшую головку, захватывающую 2-3 зуба;

2) щетина должна быть мягкой, но не растрепанной (не ранить десну);

3) щетку нужно мыть до и после чистки;

4) зубной щеткой нельзя делать ничего, кроме чистки зубов;

5) свою щетку нельзя давать никому другому.

Урок 5. «Чистим зубы».

Детей просят принести в класс свои щетки и пасты. Учитель (врач, медсестра) показывают основные правила чистки зубов демонстрационной щеткой на большой модели, попутно обращая внимание детей на те места, где скапливается налет и на соответствующие «хитрости» чистки (способы удержания щетки, направление и сила движений).

Затем детей переводят к умывальникам и просят почистить зубы так, как их учили, под контролем учителя. Фоном урока может быть мотивирующая песенка:

Надо чистить каждый зуб -

Верхний зуб, нижний зуб.

Даже самый дальний зуб -

Очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три,

Три снаружи, изнутри,

Даже самый дальний зуб -

Очень важный зуб.

Можно порекомендовать повесить в классе «Экран чистки», в котором дети должны ежедневно отмечать выполнение домашних утренних и вечерних гигиенических процедур (+) в течение месяца.

Урок 6. «Опасные сладости».

Учитель сообщает детям о том, что микробы зубного налета не сразу становятся вредными для зубов, а превращаются в кислотных монстров тогда, когда «доедают» сладости, прилипшие к зубам. Детей спрашивают о том, какие меры надо принять, чтобы микробы не превратились в кислотных монстров, предлагаемые детьми версии записывают на доске. Учитель подчеркивает, что полный запрет на сладости выдержать очень трудно и не нужно, поддерживает предложения о «сладком дне», о чистке зубов после сладкого или жевательной резинке.

Урок 7. «Смена зубов».

Детей просят принести в класс зеркальца. Учитель (врач, медсестра) предлагает детям рассмотреть свои зубы, найти различия между ними в размере и цвете. Детям рассказывают о временных и постоянных зубах, показывают их во рту, просят пересчитать те и другие. Необходимо сделать акцент на первых постоянных молярах и объяснить детям, насколько важно сохранить их здоровыми и как это можно сделать.

Урок 8. «Последствия кариеса».

При помощи моделей или серии рисунков детям рассказывают о продвижении нелеченного кариеса в глубину временного зуба, о переходе разрушительного процесса на зачаток постоянного зуба. Учитель (врач, медсестра) объясняют детям ортодонтические последствия разрушения и удаления временных зубов.

Урок 9. «Полезные и вредные привычки».

Детям предлагают выполнить тестовое задание относительно их орального поведения. Учитель зачитывает утверждения, дети обозначают свое согласие и/или несогласие с каждым из них знаками «+» и «-», заполняя по горизонтали клеточки прямоугольной сетки (3x5).

Тезисы для теста:

1) Я чищу зубы 2 раза в день

6) Я люблю сосать палец

11) Чтобы развлечься, я начинаю давить языком на зубы

2) Я использую пасту с фтором

7) Я дышу через нос

12) Я стараюсь произносить звуки правильно

3) Я перекусываю орехами, сыром

8) Два раза в год я хожу к стоматологу

13) Я не прикусываю губу

4) Я не грызу ручки и карандаши

9) Я стараюсь не дышать через рот

14) Я сплю на низкой подушке

5) Я часто ем сладкое

10) Я люблю перекусывать конфетами

15) За партой я стараюсь сидеть прямо

Все знаки «+» в таблице соединяют красным карандашом. Если все ответы правильные, линия образует цифру (оценку) «5» .

Урок 10. «Мои зубные паста и щетка».

Детей просят принести в класс свои зубные пасты и щетки. Дети рассматривают и сравнивают щетки, говорят об их достоинствах и недостатках. Учитель предлагает детям создать проект новой, «самой лучшей» зубной щетки. Затем дети обсуждают свои зубные пасты, рассказывают об их вкусе, цвете, упаковке, названии (учитель должен напомнить детям о значении фторида в пасте), создают проект новой пасты.
1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей