Главная страница

14 - Методичка АРМ врача функциональной диагнос... арм врача функциональной диагностики и врача-лаборанта основные функции и принципы работы


Скачать 3.86 Mb.
Названиеарм врача функциональной диагностики и врача-лаборанта основные функции и принципы работы
Анкор14 - Методичка АРМ врача функциональной диагнос.
Дата24.09.2017
Размер3.86 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла14 - Методичка АРМ врача функциональной диагнос...docx
ТипМетодическая разработка
#18543
Каталог

С этим файлом связано 41973 файл(ов). Среди них: и ещё 41963 файл(а).
Показать все связанные файлы

Методическая разработка

для студентов 1 курса факультета

к практическому занятию по теме:

«АРМ врача функциональной диагностики и врача-лаборанта - основные функции и принципы работы»




  1. Научно-методическое обоснование темы:

Автоматизация медицины и соответственно педиатрии прошла ряд стадий, в продолжение которых по-разному расставлялись акценты в использовании компьютерных технологий в работе лечебно-профилактических учреждений. Автоматизированные системы длительное время использовались в основном в вопросах управления здравоохранением и лечебными учреждениями, в статистической обработке данных, хотя медицинская кибернетика и начиналась с диагностических систем, подразумевая управление именно лечебно-диагностическим процессом. Однако использовавшиеся методы распознавания образов (под которыми понимались различные состояния организма) были основаны на анализе данных о состоянии групп больных с различной патологией, а свои решения они предлагали врачу или в детерминистской форме жесткого однозначного заключения, или в виде вероятностных оценок каждого из возможных диагнозов дифференциального ряда.

Кроме того, непосредственно врачи-педиатры были в своем большинстве далеки от использования ЭВМ в повседневной практике, тем более что процесс обработки медицинских данных был оторван от получаемых результатов ввиду необходимости их подготовки для машинной обработки в формализованном виде.

К счастью, технический прогресс в развитии вычислительной техники привел, с одной стороны, к появлению персональных компьютеров с возможностью их установки непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях, а с другой - появились диалоговые системы "врач - ЭВМ", работающие на естественном языке и позволившие отказаться от ручного кодирования исходных медицинских данных. Параллельно шел процесс формирования новых подходов к созданию диагностических систем, "объясняющих" предлагаемые ими решения. Создаваемые на этой основе так называемые интеллектуализированные программные продукты получили общее название "новая информационная технология". Появился также термин - компьютерная интеллектуальная поддержка врачебных решений в диагностике, выборе лечения, прогнозе состояния (осложнений). 

Обобщая, можно сказать, что произошел переход от автоматизированных систем, которые предлагали готовое решение, далеко не всегда понятное врачу (во всяком случае не предлагающее такого объяснения), к системам диалогового плана, которые являются собственно человеко-машинными и позволяют получить разъяснение принятого диагностического решения. Такие системы опираются на обработку знаний высокопрофессиональных врачей, именуемых экспертами в конкретной проблемной области, и позволяют в дальнейшем модернизировать первоначальные представления, т.е. вносить изменения в базу знаний системы, отражающую характер представлений о группе изучаемых болезней, их патогенезе и дифференциальной диагностике. 

  1. Краткая теория:

 Диагностические системы подразделяются по направленности на решение задач клинической или функциональной диагностики. Они могут быть как автономными, так и входить в состав автоматизированных рабочих мест (АРМ) врачей, выполняющих одновременно ряд других функций. Объединение обработки биологических сигналов с их анализом в целях формирования заключений привело к созданию аппаратно-программных комплексов, включающих медицинскую аппаратуру, персональный компьютер и специальное программное обеспечение, ориентированное на данное обследование.

Медицинская направленность компьютерных диагностических систем определяется поставленными задачами и уровнем применения: 1) предварительная диагностика на долабораторном этапе обследования с построением дифференциального ряда; 2) диагностика с выбором оптимального метода исследования для последующей окончательной нозологической идентификации патологии; 3) нозологическая диагностика с постановкой (обоснованием) конкретного диагноза на основе имеющейся информации (клинической и параклинической); 4) ориентировочная диагностика с оценкой тяжести состояния как основа для принятия решения (управления уровнем помощи) при угрожающих состояниях.

В отношении выбора методологии для построения автоматизированной системы наибольший интерес в настоящее время представляет класс экспертных систем (ЭС), опирающихся на теорию искусственного интеллекта. Это объясняется тем, что такие системы включают базу специальных знаний в конкретной проблемной области и предоставляют возможность ознакомления с протоколом результатов распознавания медицинской ситуации и логического объяснения предлагаемого системой решения. 

Основные функциональные возможности АРМ врачей-диагностов:


  • стандартизованное и оптимизированное накопление информации;

  • создание и ведение единой (в рамках медицинского учреждения) базы электронных медицинских карт, диагностических протоколов обследования пациентов и медицинских изображений и данных;

  • работа с базой данных, регистрация пациентов, поиск в базе данных, формирование и отправка листа назначений;

  • хранение в базе данных на каждого пациента необходимого количества медицинских изображений DICOM-стандарта, что обеспечивает возможность наблюдения состояния пациента в течение длительного времени за счет сравнения изображений, снятых в разное время;

  • функциональные исследования различных патологий и заболеваний по медицинских изображений;

  • различная обработка медицинских изображений, в том числе: изменение контрастности, изменение масштаба (увеличение и уменьшение), линейные и объемные измерения, фильтрация, исследования изображений в режиме "кино", межкадровая обработка, и др.

  • быстрый поиск необходимой информации по различным критериям и их группам (Ф.И.О., диагнозу, области исследования, возрасту и др.);

  • документирование результатов исследований в виде различных заключений и стандартизированных протоколов на печатающем устройстве с выдачей высококачественных твердых копий медицинских изображений различных размеров на лазерном принтере или DICOM-принтере;

  • ведение статистики и дистанционный сбор статистической информации, возможность получения различных статистических данных за требуемый промежуток времени (например, по количеству обследованных пациентов, органов, выявленных патологий, врачебная нагрузка, и др.);

  • дистанционные консультации (электронный консилиум) между диагностическими и лечебными кабинетами, а также с другими медицинскими центрами с использованием информации из базы данных;

  • оперативный просмотр требуемых данных диагностических исследований на рабочих станциях (АРМах), установленных в других отделениях терапевтического и хирургического профиля медицинского учреждения.

Рассмотрим АРМ врача функциональной диагностики и врача лаборанта на примере программы «Редактор протоколов функциональной диагностики»

Программа «Редактор протоколов функциональной диагностики» предназначена для создания, сохранения, поиска, редактирования и подготовки к печати протоколов функциональной диагностики, а также для составления и подготовки к печати отчетов на основе данных из сохраненных протоколов. Программа может являться АРМом функциональной диагностики как одного врача так и нескольких.

Перед началом эксплуатации Программы следует убедиться, что предварительно настроенный список каналов госпитализации пациентов соответствует текущим потребностям отделения функциональной диагностики. Список каналов госпитализации пациентов используется Программой для формирования отчетов. Для проверки списка каналов госпитализации пациентов, добавления в него новых каналов или изменения названий уже имеющихся каналов госпитализации пациентов можно воспользоваться модулем настроек Settings.exe (пункт меню «Редактор протоколов ФД (настройки)»). Модуль настроек также позволяет изменить название текущей организации, отделения, характеристики проводимых исследований, а также справочники нозологических форм и услуг. Не рекомендуется вносить какие-либо изменения настроек после начала эксплуатации Программы, т.е. после того, как были введены данные первого пациента. Перед внесением изменений в настройки программы с помощью модуля настроек рекомендуется проконсультироваться у Авторов.

Для внесения изменений в список каналов госпитализации пациентов запустите модуль Settings.exe. После запуска появится окно, представленное на Рис. 1:



Рис.1. Основное окно для настройки Программы.

Для изменения названия канала госпитализации пациентов новое название необходимо ввести в поле ввода, находящееся над списком каналов госпитализации, «кликнуть» мышкой на имени канала госпитализации, которое необходимо изменить и «кликнуть» мышкой на кнопке «Изменить».

Для добавления нового имени канала госпитализации пациентов необходимо его ввести в поле ввода, находящееся над списком каналов госпитализации и «кликнуть» мышкой на кнопке «Добавить», которая находится рядом со списком каналов госпитализации.

Настройка списка исследований

Программа поставляется с предустановленным начальным набором возможных исследований, которые доступны после запуска модуля Settings.exe через закладку «Исследования», как показано на Рис. 2.



Рис.2. Закладка «Исследования».

В процессе работы с программой может понадобиться добавить новое исследование. Например, можно сделать еще одно исследование с названием «УЗИ суставов», но разрешить добавление комментариев к ее заголовку (включить опцию «Расширенный заголовок»).

Для добавления нового исследования необходимо в дереве исследований выбрать мышкой группу исследований (Диагностическое), к которой следует отнести новое исследование, заполнить свойства нового исследования и нажать клавишу «Добавить», которая находится внизу окна (Рис.3).



Рис.3. Режим добавления нового исследования.

Для редактирования исследования необходимо в дереве исследований выбрать мышкой исследование, изменить его свойства и нажать клавишу «Изменить», которая находится внизу окна.

Внимание! При создании новых исследований следует учесть, что каждое исследование попадает в отчет именно как отдельное исследование, несмотря на то, что часть текста в названии исследований может совпадать. Поэтому, чтобы не нарушать количество исследований в отчете, вместо добавления нового исследования можно временно изменить настройки текущего исследования, отпечатать необходимый протокол, а потом вернуть настройки в исходное состояние.



Рис.4. Режим редактирования исследования.
Редактирование имени заведующего отделением

Имя заведующего отделением используется Программой при формировании отчетов. Рекомендуется задать Программе правильное имя заведующего, прежде чем будет начато формирование отчетов. Для редактирования имени заведующего необходимо запустить модуль ProtocolEditFD.exe (пункт меню «Редактор протоколов ФД») и, используя кнопку «Настройки» на панели инструментов, активизировать окно настроек, на котором перейти на закладку «Данные отделения» (Рис. 5).



Рис.5. Редактирование имени заведующего отделением.

В поле «Заведующий» изменить имя заведующего и нажать на кнопку «Сохранить изменения». Если имя заведующего менять не требуется, то нажать на кнопку «Отменить».

Настройка формата печатных документов

В том случае, если программное обеспечение компьютера соответствует минимальным требованиям, печатные документы могут формироваться в формате HTML. Просмотр и печать протоколов может осуществляться с помощью программ Microsoft Internet Explorer или Microsoft Word (Рис. 6).



Рис.6. Настройка формата печатных документов.

Для того, чтобы выбрать программу просмотра, необходимо запустить модуль

ProtocolEditFD.exe и, используя кнопку «Настройки» на панели инструментов, активизировать окно настроек, на котором перейти на закладку «Документ». На закладке «Документ» на панели «Формат протокола» следует выбрать одну из программ Microsoft Internet Explorer или Microsoft Word и нажать на кнопку «Применить».

Для выдачи отчетов документов на печать Программа интегрируется с Microsoft Internet Explorer, Microsoft Word, Microsoft Excel в зависимости от настроек. Чтобы выполнить настройки, следует запустить модуль ProtocolEditFD.exe и, используя кнопку

«Настройки», активизировать окно настроек, на котором перейти на закладку «Документ». На закладке «Документ» на панели «Формат отчета» следует выбрать Microsoft Internet Explorer, Microsoft Word, Microsoft Excel и нажать на кнопку «Применить».

Настройка стиля редактора протокола

Для настройки на более удобный стиль редактирования протокола в окне «Настройки»

(вызывается по кнопке предназначена закладка «Редактор протокола», на которой можно выбрать один из двух стилей редактора: «Лист» или «Страницы» (Рис. 7). Стиль «Лист» максимально приближен к форме печатного документа, а стиль «Страницы» позволяет быстро переходить от шапки протокола к его тексту с заключением и обратно. Если у исследования включена настройка «Рекомендация», то в режиме «Страницы» при редактировании протокола появляется также закладка «Рекомендации».



Рис.7. Настройка стиля редактора протокола.

Порядок формирования протоколов

Формирование протоколов выполняется с помощью модуля ProtocolEditFD.exe. Рекомендуется приступить к формированию протоколов только после того, как выполнены настройки Программы.

Работа с протокола осуществляется с помощью двух панелей, левая панель отображает дерево пациентов и протоколов, правая панель обеспечивает доступ к свойствам текущего элемента в дереве для их просмотра и редактирования, а также используется для добавления новых пациентов и протоколов.

Для того, чтобы отфильтровать элементы левой панели следует воспользоваться кнопкой «Настройки» панели инструментов, чтобы активизировать окно настроек, на котором перейти на закладку «Фильтрация пациентов» (Рис. 8).



Рис.8. Фильтрация пациентов.

На закладке «Фильтрация пациентов» можно указать первую букву, с которой начинается имя пациентов, чтобы на левой панели были видны только пациенты, имена которых начинаются с заданной буквы. Чтобы на левой панели были видны все пациенты, следует воспользоваться кнопкой «Все». Если необходимо отфильтровать пациентов и протоколы таким образом, чтобы они относились только к текущему исследованию, то требуется поставить отметку в поле «Ограничиться текущим исследованием», в противном случае, отметка в поле «Ограничиться текущим исследованием» должна отсутствовать.

Выбор текущего исследования

Для того, чтобы изменить текущее исследование, необходимо на левой панели «кликнуть» на текущее исследование. Затем на правой панели в поле «Исследование» выбрать из всплывающего списка название исследования, которое должно стать текущим (Рис. 9).



Рис.9. Выбор текущего исследования.

Поиск пациента

Перед тем, как ввести данные о новом пациенте, необходимо убедиться, что такой пациент еще не учтен в данных Программы. При небольшом количестве пациентов достаточно отфильтровать пациентов по первой букве. Если количество пациентов трудно обозримо можно использовать функцию поиска пациента. Для этого необходимо на левой панели «кликнуть» на текущее исследование, а на правой панели ввести все или часть данных о пациенте:

- первые или все буквы фамилии имени отчества (ФИО),

- пол,

- номер амбулаторной карты,

- канал госпитализации, к которому относится пациент.

После ввода данных о пациенте необходимо нажать кнопку «Найти», чтобы на экране появился список пациентов, которые соответствуют введенным поисковым критериям. Если указать мышкой на искомого пациента и нажать кнопку «Выбрать», то выбранный пациент станет текущим на левой панели (Рис. 10).
Ввод реквизитов нового пациента
Для ввода реквизитов нового необходимо на левой панели «кликнуть» на текущее исследование. Затем на правой панели ввести данные о новом пациенте:

- ФИО полностью,

- пол,

- номер амбулаторной карты (если ее нет, то ввести слово «НЕТ»),

канал госпитализации, к которому относится пациент. После ввода данных о пациенте необходимо нажать кнопку «Добавить». Убедиться, что новый пациент добавлен можно с помощью просмотра левой панели.



Рис.10. Поиск пациента.

Создание нового протокола

Для создания нового протокола необходимо на левой панели выбрать пациента, для которого составляется протокол, и нажать кнопку «Новый протокол» (Рис. 11).



Рис.11. Создание нового протокола.

После этого на правой панели необходимо заполнить все поля протокола на каждой из двух закладок «Шапка» (Рис. 12) и «Текст» (Рис. 13), а также заполнить список врачей (раздел «Врач»), ответственных за составление данного протокола. В случае отсутствия каких-либо данных в некоторых полях, вместо данных необходимо указать «НЕТ». Новый протокол может быть сохранен только в том случае, если все поля на каждой из закладок «Шапка», «Текст», «Рекомендации» (если закладка включена) и раздел «Врач» заполнены. После заполнения полей протокола необходимо нажать кнопку «Добавить протокол».



Рис.12. Добавление шапки протокола.



Рис.13. Добавление текста протокола.

Редактирования существующего протокола

Для редактирования протокола необходимо на левой панели выбрать пациента, для которого составлен протокол, и выбрать протокол, который необходимо изменить. После этого на правой панели необходимо изменить требуемые поля (Рис.14 и Рис. 15). После изменения полей протокола необходимо нажать кнопку «Сохранить изменения». В том случае, если номер существующего протокола был изменен, его можно сохранить как новый, используя кнопку «Добавить протокол».



Рис.14. Изменение шапки протокола.

Расширенные возможности редактирования

Модуль настроек Settings.exe позволяет активизировать расширенные возможности редактирования протоколов путем активизации опций «Расширенный заголовок», «Рекомендация» и «Ассистент».

При включении опции «Расширенный заголовок» в шапке протокола после названия проводимого исследования можно ввести любой текст, поясняющий особенности проведения данного исследования (Рис. 16). При печати протокола поясняющий текст будет выведен после названия исследования.



Рис.15. Изменение текста протокола.



Рис.16. Расширенный заголовок.

Рис.17. Ввод данных ассистента.

При включении опции «Ассистент» внизу формы редактирования протокола появляется поле «Ассистент», в которое можно вводить фамилию и инициалы ассистента (Рис. 17).

При включении опции «Рекомендация» становится доступной закладка «Рекомендации» (Рис. 18), используя которую можно вводить рекомендации, связанные с лечением пациента, проведением повторных исследований и т.д.



Рис.18. Ввод рекомендаций.

Печать протокола

Для печати протокола необходимо на левой панели выбрать пациента, для которого составлен протокол, и выбрать протокол, который необходимо отпечатать. После этого надо активизировать режим предварительного просмотра перед печатью с помощью кнопки на панели инструментов (если протокол не выбран, то кнопка не доступна).



Рис.18. Вызов окна просмотра и печати протокола.
В режиме предварительного просмотра активизируется либо программа Microsoft Internet Explorer, либо программа Microsoft Word (в зависимости от настроек). На Рис. 19 показан пример того, как может выглядеть окно с протоколом в Microsoft Internet Explorer.



Рис.19. Окно просмотра и печати протокола.
Для того чтобы активизировать процесс печати, в окне в Microsoft Internet Explorer, необходимо «кликнуть» внутри окна правой клавишей мыши, чтобы открылось всплывающее меню (Рис. 20). Во всплывающем меню требуется активизировать пункт «Печать», который будет выполняться в зависимости от текущих настроек печати на данном компьютере.
Порядок формирования отчетов
Формирование отчетов выполняется с помощью модуля ProtocolEditFD.exe. Рекомендуется приступить к формированию отчетов только после того, как выполнены настройки Программы. Чтобы начать формирование отчета необходимо активизироватькнопку на панели инструментов (Рис. 21).



Рис.20. Активизация всплывающего меню по правой клавише мыши

с пунктом меню «Печать».



Рис.21. Кнопка вызова окна выбора и настройки отчета.

После этого открывается окно, позволяющее выбрать форму отчета (Нагрузка, Нозология или Нагрузка (услуги)) и период, который должен охватывать отчет (отчетный месяц и год для месячного отчета или только отчетный год для годового отчета). После выбора формы и периода для продолжения необходимо нажать кнопку «ОК» (Рис. 22).



Рис.22. Окно выбора и настройки отчета.
После нажатия кнопки «ОК» активизируется либо программа Microsoft Internet Explorer, либо программа Microsoft Excel, либо программа Microsoft Word (в зависимости от настроек). На Рис. 23 показан пример окна с отчетом в Microsoft Internet Explorer.



Рис.23. Окно просмотра и печати отчета.
Для того чтобы активизировать процесс печати, в окне в Microsoft Internet Explorer, необходимо «кликнуть» внутри окна правой клавишей мыши для вызова всплывающего меню (Рис. 24). Во всплывающем меню требуется активизировать пункт «Печать», который будет выполняться в зависимости от текущих настроек печати на данном компьютере.



Рис.24. Активизация всплывающего меню по правой клавише мыши с пунктом меню «Печать».
Подключение внешних модулей

«Редактор протоколов функциональной диагностики» версии 1.0 имеет возможность подключения внешних модулей. Внешние модули должны находиться в том же каталоге, что и основной модуль программы ProtocolEditFD.exe. Подключение внешних модулей выполняется автоматически при каждом запуске программы. При подключении внешнего модуля на панели инструментов должны появиться новые кнопки. Например, если в каталог программы поместить модуль ProtocolExchangeFD.dll, обеспечивающий импорт и экспорт данных из протоколов исследований, то на панели инструментов появятся кнопки «Экспорт протоколов» и «Импорт протоколов» (Рис. 25).


Рис.25. Пример панели инструментов с кнопками вызова внешних модулей.
Добавление новых полей в протокол
Пользователям программы «Редактор протоколов функциональной диагностики» предоставлена возможность управления списком дополнительных полей, что позволяет учесть в протоколах все специфические параметры каждого исследования. Параметры могут быть разбиты на группы, что обеспечивает максимальное удобство настройки. Программа не требует ручной настройки пользовательского интерфейса в случае изменения списка дополнительных полей, так как соответствующие изменения экранных форм выполняются автоматически. Возможность управления списком дополнительных полей обеспечивает максимальную гибкость программы «Редактор протоколов функциональной диагностики» в условиях быстро меняющихся требований к врачебной практике и медицинским научным исследованиям.

Добавление новых полей в протокол следует выполнять с помощью модуля настроек Settings.exe. Дополнительные поля также могут быть изменены и удалены, однако не рекомендуется удалять и редактировать поля после начала эксплуатации Программы, т.е. после того, как были введены данные первого пациента. Перед внесением изменений в список дополнительных полей рекомендуется проконсультироваться у Авторов.

Для внесения изменений в список дополнительных полей требуется запустить модуль Settings.exe и перейти на закладку «Дополнительные поля». На левой панели закладки отображается список дополнительных полей (Рис. 26). Ввод новых свойств полей протокола следует выполнять путем заполнения значений полей на правой панели закладки «Дополнительные поля» и использования управляющих кнопок, назначение которых писано ниже.

Для того чтобы начать добавление новых полей, следует предварительно создать хотя бы одну группу, к которой будут относиться новые поля. Создание и редактирование групп выполняется с помощью кнопки (Рис. 27), расположенной рядом со всплывающим списком групп на правой панели закладки «Дополнительные поля».



Рис.26. Закладка «Дополнительные поля».



Рис.27. Всплывающий список групп и кнопка создания и редактирования групп.
После нажатия на кнопку активизируется диалоговое окно «Группы полей» (Рис. 28). Для добавления новой группы следует заполнить следующие поля: «Идентификатор» (поле должно быть уникальным), «Группа» (поле должно быть уникальным), «Комментарий» (используется для отображения в протоколе), «Высота» (значение поля измеряется в точках экрана и задает высоту группы на форме ввода протокола), - «Количество столбцов» (задает количество столбцов на форме ввода протокола, может иметь значение 1 или 2). Если в поле «Высота» стоит значение 0, Программа определяет высоту группы автоматически.



Рис.28. Диалоговое окно «Группы полей».
Чтобы группа отображалась в протоколах исследований, требуется связать ее с названиями исследований в разделе «Исследования» путем проставления отметок напротив каждого вида исследований, в котором необходимо ее отображение. Если исследование не отмечено, то группа не будет отображаться в протоколах данного исследования и все поля, относящиеся к данной группе, будут не видны и недоступны для редактирования.

После ввода значений полей для завершения добавления новой группы воспользоваться кнопкой «Добавить». Для изменения свойств группы следует выбрать поле в списке «Группы полей», отредактировать значения полей и нажать кнопку «Изменить». Удаление поля следует выполнить путем выбора поля в списке «Группы полей» и нажатия кнопки «Удалить».

Закрытие окна «Группы полей» с переносом названия текущей выбранной группы в поле «Группа» на правой панели закладки «Дополнительные поля» следует выполнять при помощи кнопки «Выбрать».

Закрытие окна «Группы полей» без переноса текущей выбранной группы в поле «Группа» следует выполнять при помощи кнопки «Закрыть».

После того, как добавлена хот бы одна группа можно приступать к добавлению новых полей дополнительных полей.
Для добавления нового поля необходимо перейти на закладку «Дополнительные поля», заполнить свойства поля на правой панели и нажать кнопку (Добавить поле). Для Замены свойств поля на новые необходимо выбрать поле в списке, изменить значения свойств и использовать кнопку (Изменить поле). Удаление поля следует выполнить путем выбора поля в списке и нажатия кнопки (Удалить поле). Изменение порядка следования полей в протоколе необходимо выполнять с помощью кнопок (Поднять вверх), (Опустить вниз).

При выборе в списке полей поля с типом «Словарь» на правой панели закладки «Дополнительные поля» становится доступной кнопка «Словарь», предназначенная для вызова реактора словаря, позволяющего добавить или изменить возможные значения данного поля (Рис. 29).



Рис.29. Кнопка «Словарь», доступная для типа поля «Словарь».
При выборе в списке полей поля с типом «Формула» на правой панели закладки «Дополнительные поля» становится доступной кнопка «Формула», предназначенная для вызова реактора формул (Рис. 30). Следует заметить, что поля типа «Формула» являются вычисляемыми, поэтому их значения зависят от введенной формулы и значений других полей протокола.



Рис.30. Кнопка «Формула», доступная для типа поля «Формула». Редактор словаря
Для активизации редактора словаря следует выбрать поле типа «Словарь» и нажать на кнопку «Словарь». При этом откроется окно, в котором отображается список возможных значений для выбранного поля (Рис. 31).



Рис.31.Окно редактора словаря.
Для добавления новой записи в словарь следует ввести новые значения в поля «Идентификатор» и «Значение» и нажать кнопку «Добавить». Для изменения записи необходимо выбрать ее в списке, отредактировать значения полей и нажать кнопку «Изменить». Удаление записи следует выполнить путем выбора ее поля в списке и нажатия кнопки «Удалить». Закрытие окна редактора словаря следует выполнять при помощи кнопки «Закрыть».
Редактор формул
Для активизации редактора формул следует выбрать поле типа «Формула» и нажать на кнопку «Формула». При этом откроется окно, в левой части которого котором отображается список числовых полей, а в правой части отображается формула и кнопки ввода символов формулы (Рис. 32).



Рис.32.Окно редактора формул.
Изменение формулы может выполняться с помощью клавиатуры или путем выборы и вставки по двойному клику мышкой требуемых полей на левой панели, а также путем вставки символов, используя кнопки на левой панели. Для закрытия окна редактора формул с сохранением изменений следует нажать кнопку «ОК». Для закрытия окна редактора формул без сохранения изменений следует нажать кнопку «Отмена».
Использование дополнительных полей в протоколе
После заполнения списка дополнительных полей и привязки групп полей к соответствующим исследованиям при добавлении и редактировании протоколов становится видимой закладка «Дополнительные поля» (Рис. 33). Все видимые поля на закладке «Дополнительные поля», кроме полей типа «Формула», становятся доступными для редактирования. Значения в полях типа «Формула» пересчитываются и перерисовываются при каждом изменении значений числовых полей, которые используются в формулах.



Рис.33. Закладка «Дополнительные поля».
Для полей типа «Словарь» также доступна функция вызовы редактора словаря, позволяющего добавить или изменить возможные значения данного поля. Для вызова редактора словаря следует напротив значения поля нажать кнопку . При этом откроется окно, в котором отображается список возможных значений для выбранного поля (Рис. 34).

Для добавления новой записи в словарь следует ввести новые значения в поля «Идентификатор» и «Значение» и нажать кнопку «Добавить». Для изменения записи необходимо выбрать ее в списке, отредактировать значения полей и нажать кнопку «Изменить». Удаление записи следует выполнить путем выбора ее поля в списке и нажатия кнопки «Удалить». Для закрытия окна редактора словаря с выбором текущего значения в соответствующем поле ввода следует нажать кнопку «Выбрать». Для закрытия окна редактора словаря без выбора текущего значения следует нажать кнопку «Закрыть».



Рис.34.Окно редактора словаря.

  1. Цель деятельности студентов на занятии:

Студент должен знать:

  1. Основные функциональные возможности АРМ врачей-диагностов

  2. Работу программы «Редактор протоколов функциональной диагностики»


Студент должен уметь:

  1. Настраивать список каналов госпитализации пациентов

  2. Настраивать список исследований

  3. Настраивать формат печатных документов

  4. Осуществлять поиск пациента

  5. Создавать новый протокол

  6. Редактировать и распечатывать протоколы

  7. Пользоваться встроенным редактором формул

  1. Содержание обучения:

  1. Медицинская направленность компьютерных диагностических систем

  2. Основные функциональные возможности АРМ врачей-диагностов

  3. АРМ врача функциональной диагностики и врача лаборанта на примере программы «Редактор протоколов функциональной диагностики»

  1. Перечень вопросов для проверки уровня знаний:




  1. Чем определяется медицинская направленность компьютерных диагностических систем

  2. Перечислите основные функциональные возможности АРМ врачей-диагностов.

  3. Для чего предназначена программа «Редактор протоколов функциональной диагностики»




  1. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

  1. Как запустить программу «Редактор протоколов»

  2. Опишите процесс добавления в программу нового исследования

  3. Опишите как выбрать следующее исследование?

  4. Опишите как создать новый протокол?

  5. Как сформировать отчет?

  6. Как вывести отчет на печать?




  1. Задание:

  1. В программу «Редактор протоколов» добавьте новое исследование «УЗИ суставов»

  2. Добавить нового пациента: Михайлов Леонид Николаевич, 1967 года рождения, номер амбулаторной карты 3452, канал госпитализации ОМС

  3. Создать для этого пациента новый протокол

  4. Сформировать отчет по этому пациенту.




  1. Самостоятельная работа студентов:

Изучить работу программы «редактор протоколов»


  1. Хронокарта учебного занятия

1. Организационный момент – 5 мин.

2. Текущий контроль знаний – 30 мин.

3. Разбор темы – 20 мин.

4. Практическая работа – 30 мин.

5. Подведение итогов занятия – 10 мин.
перейти в каталог файлов
связь с админом