Главная страница

Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования


Скачать 243.42 Kb.
НазваниеБ. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования
Анкорe1c9ff885ba79bf5e6d397b5e6e2db87.pdf
Дата22.07.2017
Размер243.42 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаe1c9ff885ba79bf5e6d397b5e6e2db87.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПояснительная записка
#24166
Каталог

УДК 373.5.016:52
ББК 74.262.26
С 978-5-358-19222-5
© ООО ДРОФА, 2017
С83
Страут, Е. К.
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельями- нова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Учебник Астрономия. Базовый уровень. 11 класс авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
УДК 373.5.016:52
ББК 74.262.26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико- математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле ив безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их система также самой Вселенной.
Астрономия является предметом по выбору и реализуется за счет школьного или регионального ком- понента.
Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во- первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время.
Во-вторых, объекты, природа которых изучается на томили ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация надо- стижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креатив- ность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения воспитание уважения к культуре, языкам, традициями обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации;

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципами нормам международного права ив соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культура также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признаками другим негативным социальным явлениям в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультур- ном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия, компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях обустройстве мира и общества готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии приобретение опыта экологонаправ- ленной деятельности эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей

8
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели
• определять несколько путей достижения поставленной цели
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективностт расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные дей-

ствия
Выпускник научится критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

9
• использовать различные модельно-схематиче- ские средства для представления выявленных вин- формационных источниках противоречий
• осуществлять развернутый информационный поиски ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи
• искать и находить обобщенные способы решения задач
• приводить критические аргументы как вот- ношении собственного суждения, таки в отношении действий и суждений другого
• анализировать и преобразовывать проблемно- противоречивые ситуации
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем формулировать образовательный запроси выполнять консультативные функции самостоятельно ставить проблему и работать над ее решением управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться. Коммуникативные универсальные учебные дей-

ствия
Выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, таки со взрослыми (как внутри образовательной организации, таки за ее пределами
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, таки членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующими т. д

10
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, таки перед незнакомой аудиторией
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития
• точно и емко формулировать как критические, таки одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам. Астрономия, ее значение и связь с другими науками Предметные результаты освоения темы позволяют воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа Практические основы астрономии Предметные результаты изучения данной темы позволяют воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время объяснять необходимость введения високосных лети нового календарного стиля объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы Предметные результаты освоения данной темы позволяют воспроизводить исторические сведения оста- новлении и развитии гелиоцентрической системы мира воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерами расстоянию формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом

12
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы Предметные результаты изучения темы позволяют формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метео- роиды, метеоры, болиды, метеориты описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении
тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвраще- ния.
Солнце и звезды Предметные результаты освоения темы позволяют определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме спектр — светимость сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца объяснять причины изменения светимости переменных звезд описывать механизм вспышек новых и сверхновых оценивать время существования звезд в зависимости от их массы описывать этапы формирования и эволюции звезды характеризовать физические особенности объектов, возникающих наконечной стадии эволюции звезд белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной Предметные результаты изучения темы позволяют объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика определять расстояние дозвездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости период светимость распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фрид- мана относительно модели Вселенной обосновывать справедливость модели Фридма- на результатами наблюдений красного смещения в спектрах галактик формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения темной энергии — вида материи, природа которой еще неизвестна
Жизнь и разум во Вселенной Предметные результаты позволяют систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно- деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследова- тельскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются каких личностными мотивами, таки социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения входе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,
подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках
• об истории науки
• о новейших разработках в области науки и технологий о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. по деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п
Выпускник сможет
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познава- тельных задачи задач, возникающих в культурной и социальной жизни
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных входе учебно-исследовательской работы. Сточки зрения формирования универсальных учебных действий входе освоения принципов учеб- но-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека

• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества
• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Астрономия, ее значение и связь с другими науками Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы астероиды, плане- ты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма спектр — светимость. Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема скрытой массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхско- пления галактик. Основы современной космологии. Красное смещение и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. Темная энергия и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ класс (
35
ч, 1 ч в неделю) Основное содержание

Основные виды учебной деятельности
А
СТРОНОМИЯ
, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)
Астр ономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика их развитие в тесной связи друг с др угом.
Стр ук тура и масштабы Вселенной.
Наз емные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии. Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)

Зв ез дная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на
Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт враз личных проекциях Основное содержание

Основные виды учебной деятельности величин, различие в потоках света в 100 р аз.
Экв ато риальная система координат прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент вр емени.
Высот а полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их к ульминации.
Эклиптик аи зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи нар аз личных географических широт ах.
Луна
— ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период Работа со звездной картой при организации и проведении наб лю дений.
Хар ак теристик а отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе ив средних широтах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе ив средних широтах Земли.
Из учение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты з атмений.
Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной, необходимости введения часовых поясов, високосных лети нового календарного стиля.
Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц.
Продо
лж
ение
обращения Луны вокруг Земли ив округ своей оси
— сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц
— период полной смены фаз
Луны.
У
словия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Пр едвы
- числение будущих з атмений.
Т
очно евр емя и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь
— система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль. Контрольная работа

№ 1 по теме Практические основы астрономии Тема проекта или исследования Определение скорости света по наблюдениям моментов затмений спутника Юпитера Наблюдения невооруженным глаз ом):
По дготовк аи выступление спр ез ент а- циями и сообщениями Основное содержание

Основные виды учебной деятельности
«Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего ив есеннего неба. Изменение их положения стечением времени, Движение Луны и смена ее фаз СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч) Геоцентрическая система мира Аристотеля —
Пто лемея. Система эпициклов и диф ф
ер ентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мир а.
Внутр енние и внешние планеты. Конфигурации планет противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет
Т
ри закона Кеплера. Эллипс. Изменение ско-
Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и диф ф
ер ентов.
Описание условий видимости планет, находящихся враз личных конфигурациях Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астр ономии.
Объяснение механизма возникновения возмущений и прилив ов.
По дготовк а презентаций и сообщений и выступление с ними.
Решение задач
р ости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет
— важный шаг на пути становления механики. Третий закон основа для вычисления относительных расстояний планет от Со лнца.
Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы.
По дтв ерждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы.
Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и от ливы.
Вр емя старта КА и траектории полета к планетами другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее.
Практическ
ая работа с планом Солнечной системы
Основное содержание
Основные виды учебной деятельности
Контро
льная работа
№ 2 по теме Строение Солнечной системы».
Т
ема проекта или исследования Конструирование и установка глобуса Наб оков а. Наблюдения (в телескоп Рельеф Луны, Фазы Венеры, Марс, Юпитер и его спутники, Сатурн, его кольца и спутники»
ПРИРОДА
ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8
ч)
Г
ипотез а о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.
Кр аткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельеф а.
Рез уль таты исследований, проведенных Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов, определения понятия планета Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса геогр афии.
Продо
лж
ение
автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны.
Анализ основных характеристик планет. Разделение планет пор азмер ам, массе и средней плотно сти.
Планеты земной группы и планеты-гиг анты. Их раз личия.
Схо дств о внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Мар се.
От личия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом ив настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Мар се.
Химический состав и внутреннее строение планет-гиг антов.
Источники энергии в недрах планет. Об лач-
Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы, причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Со лнца.
Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения, внешнего вида астероидов и комет
На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гиг антов, описание и объяснение явлений метеора и болида Описание и сравнение природы планет земной группы. Участие в дискуссии. Подготовка презентаций и сообщений и выступление сними Основное содержание
Основные виды учебной деятельности
ный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников.
Схо дств о природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосферу крупнейших спутников. Строение и состав ко лец.
Астер оиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпер а. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет
Кометно е облако Оо рт а.
Астер оидно-кометная опасность. Возможности и способы ее пр едотвр ащения.
Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеор оиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела.
Яв ление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов железные, к аменные,
желез ок аменные.
Продо
лж
ение
Практическая работа
«Дв е группы планет Солнечной системы».
Контро
льная работа
№ по теме Природа тел Солнечной системы».
Т
ема проекта или исследования Определение высоты горна Луне по способу
Г
алилея»
СОЛНЦЕ
И ЗВЕЗДЫ (6 ч)
Источник энергии Солнца изв ез д
— термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино.
Значение этого открытия для физики и астр о- физики.
Пр ояв ления солнечной активности солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Со лнце.
Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях про- тон-пр отонного цикла образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики.
Хар ак теристик а процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю
Основное содержание
Основные виды учебной деятельности
влияющие нар адио связь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активно сти.
Зв езда природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Зв ез
- ды-гиг анты изв ез ды-к ар лики. Диаграмма спектр светимость. Двойные икр атные звезды. Звездные скопления. Их составив оз
- р
аст
Цеф еиды
— природные автоколебательные системы. Зависимость период светимость.
Затменно-дв ойные зв ез ды.
Вспышки новых
— явление в тесных системах двойных звезд. Открытие экз опланет»
— планет и планетных систем вокруг других зв ез д.
Зависимо сть скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка сверхновой взрыв звезды в конце ее эволюции. Определение понятия звезда Указание положения звезд на диаграмме спектр светимость согласно их характеристик ам.
Анализ основных групп диаграммы спектр светимость На основе знаний по физике описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода описание природы объектов наконечной стадии эволюции зв ез д.
По дготовк а презентаций и сообщений и выступление с ними.
Решение задач
Конечные стадии жизни звезд белые карлики, нейтронные звезды (пульсары, черные дыры.
Проверочная работа
«Со лнце и Солнечная система».
Контро
льная работа
№ 4 по теме Солнце изв езды Темы проектов или исследований Определение условий видимости планет втек ущем учебном году, Наблюдение солнечных пятен с помощью к амеры-о бск уры»,
«Из учение солнечной активности по наблюдению солнечных пятен, Определение температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной, Наблюдение метеорного потока, Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса, Изучение переменных звезд различного типа».
Наб
людения
(в телескоп Солнечные пятна на экране, Двойные звезды Основное содержание
Основные виды учебной деятельности
СТРОЕНИЕ
И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)
Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема скрытой массы. Радиоизлучение межзвездного вещества. Его сост ав.
Об ласти зв ез до образования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности остатки вспышек сверхновых зв ез д.
Спир альные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверх- массивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и св ерхскопления галак тик.
Описание строения и структуры Галактики, процесса формирования звезд из холодных газопылевых об- лаков.
Из учение объектов плоской и сферической по дсистем.
Объяснение на основе знаний по физике различных механизмов радиоизлучения. Определение типов г алак тик.
Применение принципа Доплера для объяснения красного смещения. Доказательство справедливости закона Хаб бла для наблюдателя, расположенного в любой галактике. Подготовка презентаций и сообщений и выступление сними
Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А Эйнштейна. Вывод А А Фрид
- мана о нестационарности Вселенной. Красное смещение в спектрах галактики закон
Хаб бла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно. Гипотеза ГАГ амов а ого рячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактики звезд. Ускорение расширения Вселенной. Темная энергия и антит яготение.
Т
ема проекта или исследования Исследование ячеек Бенар а».
Наб
людения
(в телескоп Звездные скопления (Плеяды, Г
иады)», Большая туманность Ориона, Туманность Андромеды ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч)

Пр об лема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.
У
частие в дискуссии Основное содержание
Основные виды учебной деятельности
системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существ ов ании.
Т
ема проекта или исследования Конструирование школьного планетария

35
ПРИЛОЖЕНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа курса астрономии для 11 класса (автор Е. К. Страут)
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Учебник (авторы Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Стра- ут).
2. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Методическое пособие (автор МА. Кунаш).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Телескоп 2. Спектроскоп 3. Теллурий 4. Модель небесной сферы 5. Звездный глобус 6. Подвижная карта звездного неба 7. Глобус Луны 8. Карта Луны 9. Карта Венеры 10. Карта Марса 11. Справочник любителя астрономии 12. Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).
СПИСОК НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ 1. Вселенная 2. Солнце 3. Строение Солнца 4. Планеты земной группы 5. Луна 6. Планеты-гиганты.

36 7. Малые тела Солнечной системы 8. Звезды 9. Наша Галактика 10. Другие галактики.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМОЙ УЧЕБНИКА И ФОРМИРОВАНИЮ
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНИКА
При работе с электронной формой учебника следует придерживаться общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. Учебная деятельность строится на основе системно-деятельностного подхода и должна способствовать формированию универсальных учебных действий, при этом виды деятельности должны соответствовать ступени образования. Ведущим видом деятельности учащихся основной школы является групповое взаимодействие, при этом большое внимание уделяется работе с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, усиливается интеграция знаний. Особое внимание уделяется применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне пред- профильной подготовки. При работе с электронной формой учебника появляются дополнительные возможности для развития мыслительных и контролирующих действий, атак- же коммуникативных компетенций. Такая возможность обеспечивается интерактивными модулями как обучающего, таки проверочного и контролирующего характера. Работа с различными информационными ресурсами должна чередоваться беседой с учителем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами. Однако не следует увлекаться наглядностью, надо помнить о необходимости формирования и развития и других навыков чтения, обработки текста, развития монологической речи, в том числе и с помощью информационных мультимедийных ресурсов.
Можно предложить следующий алгоритм работы восприятие информации, анализ полученной информации, проверка понимания, самооценка (рефлексия, определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале. Учитель должен показать, как работать с информацией, сформулировать цели обучения, научить работать с информационными объектами, строить образовательные маршруты для достижения поставленных целей. Обращаем внимание, что последовательность работы с учебным материалом определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося или группы учащихся. Деятельность учащихся обязательно должна соответствовать поставленной учебной цели, которую ученикам сначала сообщает учитель, а впоследствии они сами научатся ее ставить. Это может быть знакомство с информацией, обработка информации, запоминание, использование информации при решении различных учебных задачи т. д. При работе с информационными объектами могут встретиться термины, которые сложны для понимания. В этом случае работу с информационными источниками следует совмещать с записями в тетради и другими видами деятельности, способствующими лучшему освоению материала. После обсуждения с учителем полученных сведений ученики приступают к выполнению тренировочных заданий, определенных учителем. Учитель дает четкие инструкции по выполнению интерактивных заданий и при необходимости формулирует требования к оформлению результатов. Если учащиеся
достаточно подготовлены, они работают с заданием самостоятельно. Итогом самостоятельной работы является коллективное обсуждение результатов. Если выполнение заданий вызывает затруднения, следует совместно разобрать способы решения, а затем предложить учащимся самостоятельно поработать с интерактивным модулем. Возможна коллективная работа с тренировочными заданиями. Если учитель считает, что изучаемый материал хорошо усвоен, можно организовать соревнование между учащимися или их группами, а также применить другие игровые формы. В случае, если ученик работает самостоятельно с учебным материалом и при выполнении проверочных заданий испытывает трудности, можно порекомендовать ему выполнить дополнительные тренировочные задания. В противном случае следует еще раз обратиться к информационным объектам, справочным материалам, образцам решений и т. д. Учитель выбирает необходимую образовательную траекторию, способную обеспечить визуализацию прохождения траектории обучения с контрольными точками заданий различных видов информационных, практических, контрольных. Формы организации учебной деятельности определяются видами учебной работы, спецификой учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Планируемые результаты освоения курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Содержание курса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Учебно-методическое обеспечение . . . . . . . . . 35
Материально-техническое обеспечение . . . . . Список наглядных пособий . . . . . . . . . . . . . . . Рекомендации по работе с электронной формой учебника и формированию
ИКТ-компетентности ученика . . . . . . . . . . . . 36

перейти в каталог файлов
связь с админом