Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

русский язык 3. Елецкая Ольга Вячеславовна формирование графомоторных навыков письма


Скачать 17.99 Mb.
НазваниеЕлецкая Ольга Вячеславовна формирование графомоторных навыков письма
Анкоррусский язык 3.pptx
Дата25.09.2017
Размер17.99 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файларусский язык 3.pptx.pptx
ТипПрограмма
#18995
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Методика преподавания русского языка (специальная)

Канд. пед. наук, доцент

Елецкая Ольга Вячеславовна

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ПИСЬМА



Обучение детей письму начинается с формирования у них навыков графомоторной деятельности, обеспечивающей:

  • правильность и

  • скорость письма,

  • его соответствие эстетическим требованиям.





Учебными задачами можно назвать следующие:

  • ознакомить детей с графическими и гигиеническими правилами письма и обеспечить их применение;

  • обучить приемам письма и развить координацию движений руки;

  • обеспечить образование четких зрительных и двигательных образов букв и их соединений.



Коррекционно-развивающие задачи вытекают из анализа типологических ошибок и понимания предпосылок возникающих у детей трудностей овладения навыками письма и состоят в следующем:

  • развитии у детей зрительно-пространственного восприятия;

  • формировании и развитии оптического, кинетического и кинестетического самоконтроля;

  • содействовать снижению общего психического напряжения, сопровождающего процесс письма;

  • развитии зрительной и моторной памяти.





Графомоторная деятельность, как и любая другая учебная деятельность, состоит из трех блоков:

  • мотивационного,

  • операционного

  • и контрольного.

Каждый из них необходимо наполнить содержанием и отразить его в технологической программе.

Программа обучения каллиграфическим навыкам













Рассмотрим технологию обучения каллиграфии на примере работы с буквой я в I классе.



Мотивационный блок

  • В рассматриваемый нами момент обучения целью является воспроизведение буквы я в точном соответствии с образцом.

  • Для того чтобы эта цель была принята детьми и стала для них личным мотивом, желательно, чтобы они определили ее самостоятельно.



Это может выглядеть примерно так.

  • Учитель показывает ученикам буквы Я я и спрашивает, что это такое.

  • Ученики отвечают на уровне своих знаний, но результатом этого фрагмента беседы в любом случае становится называние буквы я.



  • Учитель. Как вы думаете, зачем вы будете писать эту букву?





Учитель обобщает предыдущие рассуждения:

— Итак, что вы сейчас будете делать? (Писать букву я)

— Зачем вы будете это делать? (Чтобы научиться писать ее такой же ровной и красивой, как образец)

— А когда вы ее напишете, что будете проверять? (Похожа она на образец или отличается от него)

Следующим этапом беседы станет выяснение тактики выполнения задания, а именно того, как ее надо писать.

Учитель объясняет:

— Написать букву можно двумя способами:
  • во-первых, запомнит образец и постараться точно воспроизвести его;

  • во-вторых, внимательно рассмотреть образец, каждый элемент буквы, и постараться понять как она получилась такой ровной и красивой, определить правила, по которым она написана, а уже потом ее писать.

Давайте выберем, каким способом мы будем работать.

В зависимости от развивающих целей,

  • которые стоят перед данным упражнением, дети подводятся к выбору первого или второго способа. Если цель упражнения — развивать самостоятельности выбирается первый способ. Если цель — учить детей анализировать образец, планировать свои действия, то выбирается второй вариант. При обучении каллиграфии учителю следует чередовать эти цели и соответственно менять технологию работы.


Рассмотрим второй вариант,

поскольку он требует от учителя более сложных действий.
  • Принимая ответы учеников на вопрос о способе действий, следует аккуратно подвести их к выбору второго способа так, чтобы у них сложилось впечатление самостоятельности этого решения, иначе мотив не приобретет личностного оттенка, а останется установкой, навязанной извне. Помочь в это могут примерно такие реплики учителя: «Если бы выполнять задание нужно было мне, то я бы сделала (называет второй вариант и аргументирует его выбор). Кто-нибудь со мной согласен? Я рада, что мы думаем одинаково. Давайте попробуем работать так, как вы предложили»



Операционный блок

  • Для закрепления личностного оттенка мотивации целесообразно, чтобы ученики повторили задание в 1-м лице, «для себя» например: «Сейчас я буду...» или «Мне нужно написать...». При этом не следует навязывать детям единообразные формулировки, пусть каждый построит ответ на своем уровне. Повторить задание они могут шепотом для себя или соседа по парте, а тот в свою очередь скажет, что будет делать он.










План можно записать примерно так (условные обозначения учитель может выработать самостоятельно):

Устный план
  • 1. Определим, откуда начнем писать — снизу или сверху — и поставим точку.

  • 2. Если снизу, разделим высоту строки на три части и поставим точку.

  • 3. Несколько раз напишем букву в воздухе, водя ручкой над строкой.

  • 4. Подумаем, нужно ли отрывать ручку от бумаги.

  • 5. Напишем букву в тетради.



Запись условными знаками

Запись условными знаками



Контрольный блок

  • Проверка выполненной работы — очень ответственная операция, поэтому мало просто напомнить ученикам, чтобы они про­верили свою работу, надо показать, как это делается.





Дети отмечают, есть ли существенные расхождения между написанной буквой и образцом. Заметив такие расхождения, они негромко называют их для себя или соседа по парте:
  • «Я написал очень маленький (большой) кружок»,

  • «У меня буква вылезла за строку (или дотянулась до верхней линии)» и т. п. Можно предложить ученикам поменяться тетрадями и проверить работу друг друга.









Подготовительный этап обучения каллиграфии



Процесс письма, как правило, сопровождается чрезмерны мышечным напряжением, поскольку для ребенка это весьма сложная и тонкая работа, при которой ему приходится действовать мелкой мускулатурой пальцев:

Из-за того, что буквы являются объектом пристального рассматривания, ребенок:

  • инстинктивно старается приблизить глаза к тетради;

  • его голова склоняется;

  • мышцы спины напрягаются, удерживая позвоночник в согнутом положении.



В такой позе:

  • внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать, легкие лишены возможности расправиться при вдохе;

  • дети зачастую задерживают дыхание, следовательно, в организм и к мозгу поступает мало кислорода;

  • пальцы ребенка сжимают ручку, причем некоторые делают это так сильно, что у них белеют кончики пальцев.



Владимир Филиппович Базарный, 1942

  • Исследования профессора

В.Ф. Базарного показали, что после 3 — 4 мин работы напряженной рукой и в согнутом положении у ребенка нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что, естественно, негативно сказывается на его здоровье.





Галина Геннадиевна Мисаренко
  • При работе с детьми группы риска по нарушениям письменной речи на подготовительный этап в начальной школе

Г.Г. Мисаренко рекомендует отводить всю первую четверть I класса.

В течение этого периода необходимо решать определенные задачи, а именно:
  • формировать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия;

  • развивать ощущение движений руки и артикуляционных органов;

  • учить детей внимательно рассматривать объекты, не приближая к ним глаза;

  • учить детей управлять мышечным напряжением и движениями кисти руки и пальцев;

  • познакомить учеников с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная линия, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счет, письмо с нажимом и пр.).



Основное содержание подготовительного периода составляют упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализаторов и осмысление графомоторных действий:

  • прописывание фигур в воздухе;

  • усвоение различных способов работы рукой — от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами;

  • штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий;

  • рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров;

  • написание элементов букв;

  • поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в перепле­тенных линиях и т. п.;

  • рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций, художественных картин и др.;

  • словесное описание внешнего вида элементов букв, способов письма.



ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА



Развитие и коррекция моторных умений



Обведение фигур в воздухе без соприкосновения с рисунком

Как уже отмечалось, к факторам, влияющим на успешное овладения каллиграфией, относятся:
  • правильная постановка туловища, головы и рук,

  • способ удержания ручки в пальцах,

  • движения кисти, положение предплечья и плеча,

  • оптимальное напряжение мелкой мускулатуры пальцев и кисти.







Подготовительный период

  • начинается с обучения детей выпи­сыванию каждой фигуры с 1 по 7 в отдельности. Фигуры 8-10 используются позже, ближе к основному этапу и во время его. Они могут иметь любую конфигурацию в зависимости от конфигурации буквы, с которой работают дети.


Специалист рисует на доске образец очередной фигуры. Прежде чем приступить к воспроизведению ее очертаний, дети с его помощью словесно ее описывают:
  • определяют точку начала движения;

  • характер воображаемых линий (несоприкасающиеся прямые, находящиеся на равном удалении друг от друга, и т.п.);

  • обращают внимание на направление движения (сверху вниз или снизу вверх слева направо или справа налево);

  • отмечают уменьшение амплиту­ды движений при рисовании «улитки» (5) и «змейки» (6) и т.д.



Затем дети берут карандаш или ручку и обводят нарисованную на доске фигуру по воздуху тремя способами

  • Сначала рука выполняет крупные движения от плеча.

  • Затем она опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе, ес­тественно, размер выписываемой в воздухе фигуры уменьшается.

  • И, наконец, рука опирается на локоть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.















2. Рисование бордюров.

  • Занятия, направленные на формирование графомоторных навыков (или уроки каллиграфии) полезно завершать рисованием цветных бордюров.



Эта работа

  • эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий,

  • учит распределять внимание между несколькими условиями,

  • способствует формированию самоконтроля,

  • развивает оперативную память.







Рисование бордюров также состоит из двух этапов.

  • Первый — обучающий. Специалист объясняет детям, как рисовать разные виды бордюров, учит их этому, формируя ориентировочную основу действий. Этот этап длится достаточно долго, ибо очень важно овладеть техникой выполнения бордюра, так как именно она развивает указанные выше мыслительные операции. При её нарушении работа эта теряет свой развивающий и корректирующий эффект.
  • На усвоение техники рисования одного бордюра уходит как минимум три-четыре занятия. В течение этого периода вид бордюра, подлежащего изображению, задает специалист.









Ленточный бордюр

Ребенку предлагается раскрасить ряд клеточек цветными ка­рандашами.

Он:
  • кладет перед собой все имеющиеся у него карандаши;

  • выбирает любой из них;

  • закрашивает подряд либо заданное количество клеточек, либо столько, сколько захочет, и кладет этот карандаш обратно;

  • затем берет другой и закрашивает столько же следующих по порядку клеточек и т. д.





Ритмичный бордюр

  • Количество цветов в орнаменте должно быть кратным трем (3, 6, 9 и т.д.). Но надо, чтобы число цветных карандашей всегда было несколько большим, тогда у ребенка будет возможность выбора цвета.



Рассмотрим пример выполнения 6-цветного бордюра.

Перед ребенком лежат семь или более цветных карандашей (все, какие у него есть).

Он
  • берет для работы и держит в руке шесть карандашей любых цветов;

  • выбрав один из них, закрашивает пер­вую клеточку, ппосле чего перекладывает его в другую руку;

  • затем выбирает карандаш другого цвета, закрашивает следующую кле­точку — и так все шесть клеточек, например, в следующей после­довательности цветов: красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий;
  • затем получившееся чередование снова повторяется в той же последовательности.





  • На первом этапе ученики закрашивают каждым цветом по одной клеточке, а на втором — они могут раскрашивать одним том подряд несколько клеточек, число которых определяют своему желанию, но троичный цикл при этом сохраняется.


Бордюр «Змейка»

  • Для этого бордюра количество цветов выбирается так же, и в предыдущем варианте, т. е. кратное трем.





Ступенчатый бордюр

  • Ребенок берет простой карандаш и, отступив от левого страницы вправо на три клеточки или более, рисует вниз и влево лесенку из четырех ступенек. Затем пропускает вправо две клеточки и рисует такую же лесенку. И так до конца строки. Ширина лесенки может быть в одну, две, три и более клеточек. Количество ступенек также может быть больше или меньше, чем в данном образце.






Многоярусный бордюр

  • Работа над бордюрами этого вида ставит детей перед необходи­мостью решать одновременно две задачи — распространять рисунок как по горизонтали, т.е. менять цвета в определенном алгоритме, так и по вертикали (изменять интенсивность цвета от ряда к ряду).




  • Многоярусный бордюр имеет несколько вариантов, обучение которым проходит в следующей последовательности.



А. Рисование начинается с нижнего ряда вверх.

  • Специалист просит детей нарисовать ритмичный бордюр из трех или шести цветов и обозначить этот ряд цифрой 1.

  • Затем этот же бордюр повторяется на строку выше теми же цветами (т.е. красный над красным, синий над синим и т.д.), но уже другой цветовой интенсивности.

  • При этом насыщенность цвета может как усиливаться, так и ослабляться или быть волнообраз­ной, например: первая строка закрашена ярко, вторая — слабее, третья — опять ярко, четвертая — слабее и т.д. Таким образом, дети рисуют три-четыре строки.


Б. Бордюр выполняется сверху вниз,

  • вторая строка ритмичного бордюра располагается под первой и т.д.



В. Состоит из строчек бордюра «Змейка»

  • и выполняется снизу вверх.



Г. Состоит из строчек бордюра «Змейка», но строится сверху вниз.



Д. Выполнение любого из вариантов многоярусного бордюра изменением насыщенности цвета не по вертикальным строкам в горизонтальном направлении.

  • Например, первая строка: красный цвет — слабый нажим, оранжевый — сильный, зеленый - слабый, желтый — сильный и т.д.; вторая строка: над клеткой слабым (сильным) нажимом следует клетка того же или другого цвета, но с таким же нажимом.


Полифонический бордюр

  • Этот бордюр представляет собой тип орнамента, в котором имеется несколько элементов, расположенных со смещением относительно друг друга. Бордюр составляется по типу многоярусного в любом из его вариантов.








Развитие оптического восприятия



Ганс Юрген Айзенк, 1916-1997

  • Для развития пространственного восприятия и мышления, зри­тельного внимания и памяти, умения произвольно рассматривать и анализировать оптические объекты специалист может самостоятельно разрабатывать упражнения, используя материалы психологичес­ких тестов соответствующего направления, в частности тесты немецкого психолога

Г. Айзенка.

Образцы упражнений построенных на базе этих тестов.



1. Треугольник 1 поворачивается против часовой стрелки. Какая из фигур лишняя?



2. Какую фигуру из рамки нужно вставить на свободное место



3. Подумай, как из фигур групп А и Б образовалась группа В? Так же образом составь группу 3 из фигур первой и второй.



4. Подумай, как из букв первого и второго слов образовалось слово в скобках. Образуй таким же способом слово в скобках на второй строке.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК

ГАРАЖ (****) ТАБАК



5. В каком из трех указанных стрелками направлений — по диагонали по вертикали или горизонтали — надо передвинуть фигуры группы, чтобы получилась группа

6. Какие три передвижения следует сделать с фигурами группы чтобы получилась группа Б?



7. Из клетки с какой фигурой (1, 2, 3 или 4) можно попасть в клетку с двумя квадратами одним прямым прыжком (Прямой прыжок — движение по вертикали или по горизонтали через одну клетку).





8. Из каких частей, изображенных в правой рамке, можно составить фигуры, показанные слева. Соедини нужные части линиями.

  • Если это задание предъявляется ребенку-левше, то фигуры должны быть расположены справа от их частей.



9. В рамке даны две группы значков. Рассмотри фишки и попробуй понять, по какому правилу нужно вписывать в них значки.



10. Вставь выпавшие фигуры (буквы) так, чтобы они не повторялись по вертикали (в столбцах) и по горизонтали (в рядах).



11. Напиши буквы в клетках правой таблицы так, чтобы они не повторялись по вертикали (в столбцах), по горизонтали (в строках).



Развитие двигательных ощущений















1. Усвоение общего графического образа объекта.

  • Упражнения выполняются на листе белой нелинованной бумаги (достаточно половины стандартного листа А4) и имеют че­тыре варианта сложности, которые сменяют друг друга по мере развития кинестетической зрелости детей.


A. На листе слева вверху написан образец элемента буквы, например ь.

  • Дети сначала воспроизводят его один раз, зрительно контролируя свою работу. При этом полезно, чтобы они комментирова­ли движения пальцев и кисти. Затем они пишут его еще раз, уже глядя на образец. Таким образом, объект письма оказывается в области бокового зрения. Внимание учеников сконцентрировано на ощущении движения пальцев и кисти. Конфигурация написанно­го элемента сравнивается с образцом. Педагог предлагает детям написать его, глядя на образец, столько раз, сколько потребуется для прочного запоминания дви­гательного образа элемента.
  • — Пишите, пока не запомните, как двигается ваша рука.



  • Сделав это, дети открывают глаза и сверяют написанное с образцом в углу листа. Если есть ошибка, они характеризуют ее, снова пишут элемент, закрыв глаза, и опять проверяют, исправлена ошибка или нет. При написании элементов букв дети могут соблюдать некое подобие строки, т.е. писать слева направо, но могут располагать их на листе произвольно, как удобно. В процессе работы оценивается только графический рисунок самого элемента, его величина и наклон остаются без комментариев.


Б. Образец, подлежащий воспроизведению, написан не на листе бумаги, а на доске. Сначала дети дают его словесное описание, затем пишут его на листе, глядя на то, что пишут, и сверяют написанное с образцом.
  • Затем они еще раз пишут этот элемент, но уже глядя на доску и соотнося образец со своими двигательными ощущениями. Ос­новное внимание детей направлено на движения кисти и пальцев руки.



B. Образец написан на листе бумаги.

  • Дети выполняют упражнение по варианту А, с той разницей, что пишут элемент два раза подряд, стараясь сохранить одинаковый наклон. Усложнение происходит за счет включения в область контроля уже двух параметров — конфигурации и наклона. Размер написанных элемен­тов, ровность строки (если она есть) и другие параметры не учи­тываются.


Г. Таким же образом

  • (т. е. два раза и с учетом конфигурации наклона) дети пишут элемент, образец, которого дан не на лис бумаги, а на доске.



2. Развитие умения чувствовать взаимосвязь между движениями руки и величиной объекта.

  • Упражнения выполняются на белом нелинованном листе б маги в двух вариантах.



А. В левом верхнем углу листа изображен образец для написания, например элемент Ф.

  • Сначала дети воспроизводят его, глядя на то, что пишут, но внимание сосредоточено на ощущениях размаха и направления движений пальцев и кисти. Они могут сделать это несколько раз, до тех пор, пока не запомнят не только форму элемента, не последовательность и характер движений своей руки. Число воспроизведенных элементов каждый ребенок определяет самостоятельно. После такой предварительной работы можно переходить к новому заданию: дети закрывают глаза и несколько раз пишут этот элемент, стараясь повторять движения, максимально соответствующие по конфигурации и размаху тем, что они запомнили в подготовительной части работы.


Б. Образец элемента буквы дается на доске.

  • Дети на нелинованном листе пишут элемент один раз, глядя на образец и стараясь запомнить все движения, а потом сразу же повторяют его раз, стараясь сохранить тот же размер. После этого они сравнивают два написанных элемента по величине, делают выводы о качестве своей работы. Если она оценена как успешная, они продолжают работу, воспроизводя заданный элемент либо глядя на образец, написанный на доске, либо закрыв глаза. И делают, стараясь сохранять одинаковый размер элементов, столько, сколько сочтут нужным. Периодически (после трех-четырех элементов) дети смотрят на свою запись и контролируют правильность выполнения задания.




3. Развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке.

  • Упражнения выполняются на листе бумаги, разлинованном как в тетрадях в одну линейку. Расстояние между линиями должно быть не менее 1,5 см. Объектом контроля становится умение сохранять ровность строки.


А. Ученики пишут ряд элементов буквы,

  • глядя на образец, представленный в начале строки.



Б. Глядя на образец, данный в начале строки, дети пишут элемент буквы несколько раз, запоминая, в каком направлении движется кисть руки.

  • Для облегчения работы в конце строки можно нарисовать красный кружок, который будет играть роль сигнала, поскольку в области бокового зрения линии, которыми ограничена строка, воспринимаются слабо.







Основной этап обучения каллиграфии



















перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей