Цель: работать над развитием подвижности артикуляционного аппарата, добиваться движений кончика языка с механической помощью.
Оборудование: зеркала, шпатели, соски, пузырьки, ватки, полоски бумаги, «снежинки».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
1. Повторение упражнений уроков 1 и 2.
2. Развитие подвижности губ:
а) поочерёдное поднимание верхней и нижней губ;
б) удерживание бумажных трубочек;
в) комбинированные упражнения под счёт.
IV. Развитие подвижности кончика языка.
1. «Промывание нёба».
2. Постукивание языком за верхними и нижними зубами.
3. Постукивание языком за верхними зубами по альвеолам при прижатии широкого языка к боковым зубам — «качели».
4. То же с частым произнесением звуков т-т-т и д-д-д.
5. Работа над развитием вибрации кончика языка («балалайка» с механической помощью). Колебательные движения вызываются с помощью соски при частом произнесении:
тттт; дддд; жжжж; зззз.
V. Игры на закрепление подвижности кончика языка.
1. Имитационные игры.
а) «Езда на лошадках» (дети цокают языком, подражая стуку копыт лошадок);
б) «Кучер и лошадки» (дети-лошадки «цокают копытами», кучер, останавливая лошадок, произносит: «Тпру!»).
2. «Игра на балалайке» (дети отрабатывают частые постукивания кончиком языка с повторением звука д-д-д на любой мотив, например «Во поле берёзка стояла», «Я играю на гармошке», «Голубой вагон»).
VI. Домашнее задание.
1. Отработать артикуляционные упражнения.
2. Отработать «Балалайку».
3. Поиграть в имитационные игры.
VII. Письменные упражнения.
VIII. Подведение итогов работы.
IX. Индивидуальная работа.
Урок 4 Развитие подвижности артикуляционного аппарата Цель: продолжить работу над развитием подвижности артикуляционного аппарата, добиться вибрации кончика языка с механической помощью.
Оборудование: зеркала, шпатели, соски, пузырьки, ватки, полоски бумаги, музыкальные инструменты. Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Повторение и автоматизация артикуляционных упражнений для мышц языка, губ и развития силы воздушной струи (см. уроки 1-3).
IV. Специальные упражнения, направленные на развитие подвижности кончика языка.
1. Растягивание уздечки:
а) поочерёдное облизывание верхних зубов и губ;
б) кругообразные движения языка в различных направлениях;
в) присасывание широкого языка к верхнему нёбу с построением «двух комнаток»;
г) покусывание краёв широкого языка.
2. Специальные упражнения для кончика языка с участием голоса. Постукивание кончиком языка по верхним альвеолам с частым произнесением тттт и дддд.
V. Имитационные игры для закрепления подвижности кончика языка.
1. «Езда на лошадках».
2. «Кучер и лошадки» (см. описание игр в уроке 3).
VI. Упражнения, направленные на развитие подвижности кончика языка с механической помощью.
Упражнение «Балалайка» с механической помощью. Колебательные движения кончика языка вызываются с помощью соски при частом произнесении:
тттт; дддд; жжжж; зззз.
VII. Домашнее задание.
1. Отработать специальные артикуляционные упражнения для подвижности кончика языка.
2. Работать над упражнением «Балалайка».
VIII. Письменные упражнения.
IX. Подведение итогов работы.
X. Индивидуальная работа.
Урок 5 Развитие подвижности кончика языка с механической помощью и без неё Цель: автоматизировать специальные упражнения для вибрации кончика языка, вызывать звук [р] без механической помощи, работать с профилем звука.
Оборудование: зеркала, профили, соски, пузырьки, ватки, полоски бумаги, музыкальные инструменты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цепи урока
III. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
1. Закрепление и автоматизация артикуляционных упражнений для развития мышц языка, губ и силы воздушной струи (см. уроки 1-4).
2. Развитие подвижности кончика языка (см. уроки 3-4).
IV. Продолжение работы над развитием подвижности мышц и кончика языка путем специальных упражнений.
1. Упражнение «Балалайка».
2. Упражнение на получение изолированного звука путём отрыва шпателя из-под вибрирующего кончика языка при сильной струе воздуха:
ддддд _______ ррррр _______
3. Коррекция изолированного звука [р] (работа над длительностью, силой, частотой и плавностью).
V. Работа с профилем звука [р].
1. Беседа об органах речи, участвующих в произнесении звука [р].
2. Показ на профиле положения органов речи при произнесении звука [р].
3. Показ положения языка кистью руки.
4. Показ артикуляции звука [р] логопедом перед зеркалом.
VI. Имитационная игра «Самолёт».
Юрин папа работал на Севере. Однажды папа прилетел на самолёте в гости к Юре и маме. Юра с мамой поехали на аэродром встречать папу. Когда самолёт стал спускаться, Юра услышал шум мотора самолёта: «р-р-р-р». Но вот самолёт остановился, пассажиры стали выходить из него, и Юра увидел своего папу. Он побежал папе навстречу. Потом по дороге Юра вспомнил, как работал мотор самолёта, и повторял «р-р-р-р!»
Логопед: Как работает мотор самолёта?
Дети: р-р-р-р.
VII. Домашнее задание.
1. Работать над развитием подвижности кончика языка.
2. Автоматизировать упражнение «Балалайка».
3. Добиваться получения звука [р] в виде длительного «отрыва».
4. Играть в игру «Самолёт».
VIII. Письменные упражнения.
IX. Подведение итогов работы.
X. Индивидуальная работа.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |