Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Тарабукин Н.М. Смысл иконы. H. M. Тарабукин (18891956) Офорт В. Д. Фалилеева, 1918 г. (публикуется впервые нм. Тарабукин смысл иконы Москва Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского 1999 Вступительная статья


Скачать 5.34 Mb.
НазваниеH. M. Тарабукин (18891956) Офорт В. Д. Фалилеева, 1918 г. (публикуется впервые нм. Тарабукин смысл иконы Москва Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского 1999 Вступительная статья
АнкорТарабукин Н.М. Смысл иконы.pdf
Дата29.03.2017
Размер5.34 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTarabukin_N_M_Smysl_ikony.pdf
ТипСтатья
#13410
страница18 из 18Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 77 файл(ов). Среди них: Alpatov_M_V_-_Drevnerusskaya_ikonopis_-_1978.pdf, J_D_39_Amelio_-_Perspective_Drawing_Handbook.pdf, Albom_izobrazheny_svyatykh_ikon_-_1894.pdf, Vinner_Materialy_maslyanoy_zhivopisi.pdf, Azy_drevnerusskoy_ikonopisi_Ikonografia_Khrist.pdf, Zhegin_L_F_Yazyk_zhivopisnogo_proizvedenia_Uslov.pdf и ещё 67 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
(1323 — 1382), а также Дюфе, Окегем и другие. Фуга означает бегство Фугированный строй — строй движения, в противовес застывшим формам григорианских мотивов, стилистическую аналогию которым представляла статическая плоскостная живопись раннего средневековья. Необходимо заметить, — говорит Науман, — что канон нидерландской эпохи уже носил название фуги [(Fu ga, Fuga ligata)], ипритом с большим на это правом, чем художественная форма, обозначаемая у нас этим наименованием История музыки, т I). [
Науман Эм.
Иллюстрированная всеобщая история музыки. перс нем. Т І. СПб., 1896, ч, си века — эпоха инструментального контрапункта пение с аккомпанементом расцвет мейстерзинга; зачатки имитации разработка композиционных форм. Музыкальные сочинения Гильома де Машо, Фран­
ческо Ланзино, Жоскена Депре и др. Трактаты о музыке Филиппа де Вит-
ри** [Philippus de Vitriaco, 1291 — 1361], Продоцимуса де Бельдемандис
[Prodocimus de Beldemandis, родился между 1370 и 1380, умер в 1428],
Гафори [Franchinus Gafor, (Gafurius), 1451 — 1522] и других. Приблизительно в X веке появляется рифма в стихе — параллельно первым зачаткам многоголосия в музыке. —
171.
7 Подобно тому как, например, ямбические или хореические стопы переходят в пиррихий или спондей, создавая этими отступлениями или
«ипостасами» ритмический рисунок стиха. —
172.
8 Сравни, например, египетскую фреску из эпохи Древнего Царства изображающую огромного Тис маленькой женой у его ног. —
173.
**
В рукописи далее пробелы — может быть, автор предполагал указать годы жизни композиторов или их имена (дополненные нами в латинской форме в квадратных скобках. — Примеч. публикатора

[9] Этот последний раздел вместе с заключением был опубликован
Г.И . Вздорновым (см. выше, сноска п) по авторизованной машинописи
1925 года справкой года (см. выше, сноска л ). В нашей публикации учтена также и более поздняя (авторизованная) перепечатка после 1944 года, хранящаяся в О Р РГБ (см. выше, сноска к ), по которой изданы в настоящем сборнике и первые три главы об иконах 15 века-
177.
[ 10] Болес вероятными датами считаются 1411 или 1422 — 1424 годы поскольку написание иконы было приурочено к построению церкви Троицы (соответственно — то ли деревянной, то ли каменной. —
177.
11 В литературе встречалось указание на кругообразное строение этой композиции, причем круг чертился вертикально. Такой взгляд, по нашему мнению, не считается с пространственной трактовкой изобразительности и обнаруживает чисто плоскостное, как бы орнаментальное восприятие композиции, тогда как она построена как пространственно глубинная (ангелы сидят вокруг стола. Мы не отрицаем некоторой закономерности этого орнаментального мотива в композиции (вертикальный крут, но настаиваем что в основе композиционной структуры лежит горизонтальное кольцо. —
/77.
12 В пределах четырехстрочной строфы ямба наибольшее число переходов типичной стопы ямба в пиррихий встречается вой и й строках Последняя четвертая, закрепляя композицию строфы, обычно несет на себе всю тяжесть строго выдержанного метра. (Таков строй, например, пушкинского стихотворения Не пой, красавица, при мне. См. анализу А.Бе­
лого в его книге Символизм. В архитектурных сооружениях тот же прием понятен без пояснений. Сравни расположение по этажам архитектурной постройки дорического, ионического и коринфского ордеров (например, Колизей. —
179.
*** Помимо названной книги, Тарабукин мог пользоваться при составлении стиховедческих примечаний и другим исследованием, сохранившимся в его личной библиотеке и имеющимся в распоряжении публикатора Валерий Брюсов.

Наука о стихе. Метрика и ритмика. М .,
Альциона, 1919 (автограф Тарабукина помечен 1921 годом. Из новейших исследований по европейской и русской метрике имеются труды МЛ. Гас
парова
(Очерк истории русского стиха метрика, ритмика, рифма, стро­
фика. М, 1984; Очерк истории европейского стиха. М ., 1989). — Примеч публикатора
НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВА И НАУЧНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НМ. ТАРАБУКИНА1
1889, 25 августа
(ст.ст.)
1909
1912, сентябрь 9 1 3 -1 9 1 4
1916, декабрь
В селе Спасском Спасского уезда Казанской губернии у Михаила Федоровича Тарабукина родился сын Николай.

Знакомство с художником М.К. Соколовым. Заканчивает Ярославскую гимназию и поступает на историко-филологический факультет Московского Университета, где прослушал ряд дисциплин философского и искусствоведческого характера (в т.ч. лекции Мальмберга по античному искусству и Лопатина по психологии сдал экзамены по истории искусства, философии, логике, психологии, литературе.

Оставляет Московский Университет и поступает в Демидовский юридический лицей в Ярос­
лавле.
Поездка заграницу с целью осмотра музеев и архитектуры».
Заканчивает Демидовский лицей (диплом выдан 19 апреля 1917 года) и переезжает в Петроград. Знакомство с H.H. Пуиииым. Первые искусствоведческие работы Опыт теории Летопись составлена А. Г. Дунаевым на основании архивных материалов (прежде всего автобиографий НМ. Тарабукина, хранящихся в ОР
РГБ, ф, К,
сд.хр.1; РГАЛИ, ф, on.10, ед.хр.608, л —11, 13, а также других источников, перечисленных в
Дунаев А.Г.
Библиографический указатель трудов НМ. Тарабукина... М, ГИТИС, 1990, с документов, имеющихся у составителя, и воспоминаний лиц, знавших НМ. Тарабукина.
213

1918, первая половина 9 1 9 -1 9 2 0
1 9 2 0 -1 9 2 1
1 9 2 0 - 1 9 4 9
1921
1 9 2 1 -1 9 2 2
1 9 2 1 - 1 9 2 4
1 9 2 1 -1 9 2 живописи (опубликована в 1923 году, переделана в 1929 году под названием Теория искусства ; новый вариант остался в рукописи и Философия иконы (переработана в 1935 году, впервые публикуется в настоящей кни­
ге).
«С 1917 года посвятил себя всецело разработке вопросов истории и теории изобразительного искусства».
Первые публикации в газетах Понедельник, Слово, Новый путь».
Развод с первой женой H.A. Кастальской.
Призван в Красную Армию, работает лектором по вопросам искусства в Политпро-
светуправлении Московского военного округа сотрудником и лектором Главного управления
Военно-учебных заведений (Г У ВУЗ Курсы по истории пространственных искусств в Государственной Хоровой академии Начало интенсивной лекторской и преподавательской работы.
Работа в Отделе охраны памятников при
Наркомпросе (затем — Главное управление по охране памятников).
Уроки по истории русского искусства в бывшей Первой гимназии. Поездки в Тверь (лекции в Тверских художественных мастерских. Художница ЛИ. Ры­
бакова (вдова известного врача, урожденная
Чулкова, сестра знаменитого символиста
Г.И. Чулкова) становится женой НМ. Тарабу­
кина.
Действительный член и ученый секретарь Института художественной культуры (Инхук).
За восемь лет ученым опубликованы 123 статьи в периодических изданиях и 4 брошюры Большая часть этих работ посвящена текущим художественным событиями проблемам нового
искусства.
Начало преподавательской работы в Пролет­
культе и Вхутемасе.
214

1923 ( ? )
1 9 2 3 -1 9 5 5
1 9 2 4 -1 9 3 0
1925, лето, 15 сентября, лето 9 2 8 -1 9 2 9
1930
1930, 1 октября, июль Знакомство с А.Ф. Лосевым (см. воспоминания A.A. Тахо-Годи в ее книге Лосев. Мс, фотопортрет НМ. Тарабукииа на вклейке после с.208).
Публичные лекции в Доме печати, ЦДРИ,
ВТО, Доме Армении, Доме киио и др, а также в Ленинграде в Институте истории искусств Обществе им. Куинджи и др.
Работа в Государственной (первоначально — Российской) Академии художественных наук ГА Х Н ), членом-корреспондентом которой избран в 1928 году (с 1924 погоды сделано
22 доклада, написан ряд статей для Художественной энциклопедии. Начало работы в Государственных театральных мастерских им. Вс.
Мейерхольда (ГОСТИМ Поездка в Новгород.
Зачислен во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, первоначально — ГИК) преподавателем по курсу истории
искусств.
Научная командировка в Киев, Ленинград Новгород для исследования творчества Врубеля НМ. Тарабукин избран заведующим секцией
ГАХН по изучению наследия этого художника старой и новой живописи».
Статьи в периодической печати против
ГАХН.
Договор с ГИЗом на издание монографии Проблема пространства в живописи. Основные положения монографии Тарабукииа изложены А.Ф. Лосевым в книге Диалектика мифа МС, послужившей одним из предлогов для ареста Лосева. (Проблема пространства в живописи опубликована только в
1993 — 1994 годах А. Г. Дунаевым в журнале Вопросы искусствознания»).
Расформирование ГАХН.
Утвержден доцентом ВГИКа.
Поездка в Ленинград.
Договоры с ИЗОГИЗом на издание книг Готика. Ренессанс. Барокко и «Врубель»
215

1934, июль — август, 15 октября, осень, 31 декабря, август —
сентябрь, 27 декабря, лето
1937
1938, 1 апреля, лето
1938, 1 сентября
(последняя издана ЛИ. Рыбаковой и ГС. Ду­
наевым в 1974 году с предисловием МВ. Ал­
патова).
На заседании Ученого совета ВГИКа утвержден в звании профессора.
Научная командировка в Вологду, Ферапон­
тов и другие города.
Зачислен доцентом по истории пространственных искусств в Государственный институт театрального искусства им. A.B. Луначарского ГИТ И С Лекции в Нижегородском педагогическом ии-

- статуте.
Утвержден заместителем заведующего кафедры искусствознания ВГИКа.
Научная командировка в Армению и Туркестан (Бухара, Самарканд) для изучения памятников архитектуры и искусства».
Представлен ВГИКом к ученой степени кандидата науки званию профессора февраля ГУКФом утверждено представление ВГИКа, постановление направлено в Высшую квалификационную комиссию, нов связи с приостановлением работы этой комиссии дело Тарабукина вновь вернулось во
ВГИК».
Март — передовица в Правде, а затем ив других газетах против формализма в живописи. Среди прочих упомянуто имя Тарабу­
кина.
Поездки в Армению и Грузию.
Написан ряд работ и собран большой материал по архитектуре Грузии и Армении.
Лето — командировка в Грузию и Армению для изучения памятников древней архитектуры и их фотографирования в связи с работой по истории архитектуры Кавказа».
Утвержден и.о. профессора по истории пространственных искусств во ВГИКе.
Поездка по Закавказью.
Утвержден и.о. профессора по циклу пространственных искусств в ГИТИСе.
216

1939
1 9 3 9 -1 9 4 4
1940
1941, 1 сентября, 23 марта, 1 января февраля на заседании Ученого совета
ВГИКа поставлен вопрос об утверждении Та
рабукипа в ученом звании профессора в Комитете по делам высшей школы июля ВАК отказала Тарабукину в присвоении ученого звания профессора и присвоила звание доцента октября — решение Совета ВГИКа об апелляции в ВАК в связи стем, что Тарабу- кии был утвержден в звании доцента еще в
1932 году, а к званию профессора представлен в 1933 году, нов связи с волокитой в бывшем
ГУКФ это представление было задержано
«Тарабукии — единственный из московских искусствоведов, всецело посвятивший свою педагогическую работу подготовке работников искусств театра и кино ноября ГИТИС присоединился к ходатайству ВГИКа.
Работа над диссертацией по архитектуре Закавказья (вследствие интриг — nomina sunt
odiosa — осталась неизданной).
Разрешение ВАК защиты докторской диссертации без наличия ученой степени кандидата
наук.
Утвержден доцентом по искусствоведческому циклу в ГИТИСе.
16 октября предоставлен отпуск в связи с эвакуацией ГИТИСа. Одновременно освобожден от занимаемой должности во ВГИКе.
Зачислен в порядке перевода из ГИТИСа на филологический факультет МГУ доцентом кафедры истории театра.
Курс по всеобщей истории искусств в МГУ и Художественно-промышленном институте (до
1944 года. Сохранился авторский конспект
лекций.
.Отчислен из МГУ в связи с передачей отделения театроведения ГИТИСу, где Тарабу-
кин зачисляется доцентом по кафедре истории
театра.
Начало лекций Общая история изобразительного искусства и История материальной

1944
1 9 4 4 - 1 9 4 7
1944, 29 февраля
1 9 4 4 -1 9 4 9
1945
1946
1948, август, январь — февраль, июль
1954, 8 марта
культуры» на Высших курсах режиссеров и художников кукольных театров. Книга Очерки по истории внешнего быта (не издана).
Написана монография Анализ композиции в живописи (отрывки публикуются в настоящем
издании).
Ежегодные доклады на конференциях
ГИТИСа.
Утвержден и.о. заведующего кафедрой искусствознания ГИТИСа.
Курсы по истории искусств в Театральной
школе-студии МХАТа.
Во время войны награжден медалями За доблестный труд и За оборону Москвы».
Педагогическая работа в Литературном институте, начало работы в Академии архитектуры СССР, где состоит старшим научным сотрудником в секции изучения архитектуры народов СССР. По заданию секции написан ряд научных работ.
Лето — командировка в Ригу.
Командировка в города Львов и Вильнюс для изучения древней архитектуры в связи с работой по зодчеству народов СССР».
Начало борьбы с космополитизмом в
ГИТИСе, МХАТе и др. Федоров-Давыдов на сессии Академии художеств в докладе о задачах создания трудов по истории русского искусства говорит о выходе из искусствоведческой науки когда то активного формалиста НМ . Тарабукина Академия художеств СССР. Сессии. Третья сессия. Вопросы теории и критики советского изобразительного искусства. 24 января —

1 февраля 1949 г. Мс. Командировка в Таллин, Нарву, Тарту.
Ходатайство кафедры искусствоведения
ГИТИСа о присуждении Тарабукину звания
и.о. профессора.
Август — командировка в Переяславль-За-
лесский, Ростов, Ярославль и Углич в связи с работой по истории русского искусства
Договор с издательством Советская энциклопедия наряд статей по архитектуре Договор с издательством Искусство на издание книги Очерки по истории костюма (написана в 1937 — 1943 годах, опубликована Л.М .
Горбачевой в 1994 г. по экземпляру из архива
А.Г. Дунаева).
1956
21 февраля НМ . Тарабукин скончался в Москве. Похоронен согласно завещанию в подмосковной усадьбе Вороново, истории и архитектуре которой посвящена одна из последних работ ученого.
На сегодняшний день число опубликованных книг, статей и рецензий НМ. Тарабукина составляет 168 (включая переводы на французский испанский и итальянский языки, хотя подавляющее большинство работ остается неизданным. Архив ученого занимает отдельный фонд (№ 627) в О Р РГБ в 30 картонов и более 200 единиц хранения. Полный перечень изданных трудов подробную опись архивных материалов (Р ГБ ; архив Та­
рабукина, хранящийся у А.Г. Дунаева; РГАЛИ; Ярославский художественный музей сводку печатных и архивных материалов о НМ . Тарабукине, рецензий на его труды, заметок и упоминаний об искусствоведе (по состоянию на 1989 год) читатель найдет в выпущенной в 50 экземплярах и разосланной по центральным библиотекам России, Прибалтики и Закавказья брошюре Библиографический указатель трудов НМ . Тарабукина, архивных материалов и литературы о НМ. Тарабукине (К столетию со дня рождения НМ. Тарабукина) / Сост.

А.Г, Дунаев.
М ., ГИТИС, 1990 (на правах рукописи. 60 с. с пятью указателями (библиография требует небольших уточнений и дополнений список изданных трудов НМ. Тарабу­
кина см. также в кн НМ . Тарабукин о В Э . Мейерхольде. Мс. К'сожалению, несмотря на наши усилия наследие Тарабукина остается неосвоенными не введенным в полной мере в научный оборот В основном живой интерес к наследию ученого проявляют зарубежные исследователи, да и то лишь в аспекте истории советского искусствознания (проблемы авангарда) х годов. Надеемся, что долгожданная публикация Философии иконы привлечет внимание отечественных ученых к столь колоритной и интересной фигуре, какой был НМ . Тарабукин,
игравший заметную (хотя и никак не проявлявшуюся в официальной печати) роль в научно-художественной жизни 1920 — х годов
СЛОВАРИК ИНОЯЗЫЧНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ hominem — применительно к человеку лат
alter ego — второе я лат
ancilla theologiae — служанка богословия лат
beaux arts — изящные искусства фр правильнее condicio] sine qua non — непременное условие лат
dance macabre — танец смерти фр
dessous — нижнее белье фр institutione — Божественного установления лат )

dixi — я кончил букв сказал) лат — следовательно лат de chambre — горничная фр divisionis — основополагающий принцип деления лат
in infinitum — здесь навечно
(ср.
ad infinitum — до бесконечности) лат
l’art pour l’art — искусство для искусства фр
locus — место лат
mimesis — подражание греч mea mecum porto — все мое несу с собой лат
par excellence — по преимуществу фр
pars pro toto — часть вместо целого лат
perpetuum mobile — вечный двигатель лат
reductio ad absurdum — доведение до нелепости лат
status quo — существующее положение лат
sub specie aeternitatis — под знаком вечности лат
sui generis — своего рода лат
vanitas vanitatum — суета сует лат

ОГЛАВЛЕНИЕ
Г.И . Вздорнову А.Г. Дунаев.
Николай Михайлович Тарабукин и
его книга Философия иконы. Философия иконы
Об искусстве. Философия пейзажа. Диалог.
62
Письма
Письмо первое. Картина и икоиа...................................................... Письмо второе. Смысл иконы. Письмо третье. Чудотворность иконы. Письмо четвертое. Философский смысл иконы. Письмо пятое. Католическая и православная иконопись. Письмо шестое. Сверхвременный смысл «иконописного
подлшшика».......................................................................................... Письмо седьмое. Современное состояние церковной
живописи............................................................................................... Письмо восьмое. Искусство иконы .................................................. Письмо девятое. Традиции в иконописи. Письмо десятое. Копирование или творчество. Письмо одиннадцатое. Внешние средства выражения
внутреннего смысла иконы. Письмо двенадцатое. Символика храма. Письмо тринадцатое. Конечна ли Вселенная. Письмо четырнадцатое и последнее. Логические
доказательства бытия Божия. 139
Икоиа Владимирской Богоматери. Ритм и композиция в древнерусской живописи
Положение во гроб ....................................................................................... Вход Господень в Иерусалим. Снятие со креста. Троица Андрея Рублева........................................................................... 177
Примечания
К Философии иконы. К Ритму и композиции в древнерусской живописи. 204
Приложение
Некоторые даты жизни, творчества и научно-преподавательской
деятельности НМ. Тарабукина........................................................... Словарик иноязычных выражений. 221
223
икона полна необычайной, нездешней тишины.
Все суетливое, страстное, чувственное ей чуждо.
Она учит нас бесстрастию, умному деланию, молитве.
Она раскрывает вечный,
то есть религиозный смысл явлений
Тишина и бесстрастие вот философский смысл иконы
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей