Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

И младших школьников


Скачать 293.5 Kb.
НазваниеИ младших школьников
АнкорBelova Solntseva Motorika.doc
Дата09.10.2017
Размер293.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаBelova_Solntseva_Motorika.doc
ТипКнига
#27722
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4


Солнцева В.А., Белова Т.В.
200 упражнений

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ

МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Пособие для родителей

и педагогов
Москва

АСТ • Астрель

2007
УДК 372.3/4.

ББК 74.902

С
Солнцева В.А., Белова Т.В.

С 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов / Солнцева В.А., Белова Т.В. – М.: АСТ: Астрель. 2007. – 96, ... с.: ил.
ISBN 5-17- (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 5-271-16331-8 (ООО «Издательство Астрель»)
Книга содержит занятия и упражнения для пальцев рук ребенка. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы.
УДК 372.3/4.

ББК 74.902
Подписано в печать ... 2007. Формат 84108 1/32

Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура «Литературная».

Усл. печ. л. ... Доп. тираж
ISBN 5-17- (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 5-271-16331-8 (ООО «Издательство Астрель»)
В.А. Солнцева, Т.В. Белова, 2007

ООО «Издательство Астрель», 2007

Учебное издание




Солнцева Вера Александровна


Белова Татьяна Владимировна
200 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ



Пособие для родителей и педагогов

Редакция «Образовательные проекты»


Ответственный редактор Е.Е. Швецова

Художественный редактор Т.Н. Войткевич

Технический редактор А.А. Шелудченко

Оформление обложки и макета дизайн-группа «Дикобраз»

Компьютерная верстка

Корректор И.Н. Мокина
Общероссийский классификатор продукции

ОК-005-93, том 2; 953005 – литература учебная
Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.003857.05.06 от 05.05.2006 г.
ООО «Издательство АСТ»

170002, Россия, г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 27/32
ООО «Издательство Астрель»

129085, Москва, пр-д Ольминского, д. 3а
Наши электронные адреса: www.ast.ru

E-mail: astpub@aha.ru
По вопросам приобретения книг обращаться по адресу:

129085, Москва, Звездный бульвар, д. 21, 7 этаж.

Отдел реализации учебной литературы

«Издательской группы АСТ»

справки по телефону: (495) 615-53-10, факс: 232-17-04
Введение
В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики, графического навыка. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как следствие этого большие сложности вызывает освоение предметных действий. Своевременная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.

Данная книга посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости, координации и освоению предметной деятельности. В ней предложены как развивающие, так и коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Реализация данных упражнений позволяет развивать и совершенствовать точные движения всех звеньев руки: плеча, предплечья, кистей и пальцев рук, а также улучшает общую скоординированность и ловкость движений. Также предлагаются комплексы кинезиологических упражнений, способствующие оптимизации межполушарного взаимодействия в целях преодоления трудности в овладении чтением и повышении способности усваивать новый материал.

Кроме того, в книге описаны подвижные игры, способствующие развитию двигательной ловкости и активности, являющихся основой полноценного физического развития ребенка.
Раздел 1

Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики
Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Тест на развитие графического навыка

(по Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикову)
Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.
Оценка результатов теста

Баллы

1 Характер линий ровная, прямая, нажим ровный 1

неровная, дрожащая, двойная, искривленная 0

2 Размер элементов соответствует эталону 1

не соответствует эталону 0

3 Форма элементов соответствует эталону 1

не соответствует эталону 0

4 Наклон соответствует эталону 1

не соответствует эталону 0

5 Отклонение от строчки незначительное (не более 30) 1

значительное 0

6 Последовательность элементов правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов 1

неверно воспроизведена последовательность элементов 0
Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

1) низкий темп письма;

2) быстрая утомляемость при письме;

3) неровная, «дрожащая» линия;

4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

5) слишком сильный нажим;

6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;

7) несоблюдение размера графических элементов;

8) несоблюдение наклона письма;

9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

10) нежелание выполнять письменные упражнения.
Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма.

Для развития графического навыка следует использовать:

# графический диктант;

# рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

# рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

# выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:

# пальчиковую гимнастику;

# упражнения на освоение предметных действий.

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. При этом необходимо сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6–7 лет ребенок должен научиться выполнять следующие виды штриховки: прямые вертикальные штрихи (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 15–20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с ребенком пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики рук является необходимым условием для развития речи и мышления ребенка.
Графические диктанты ( по М.С. Заикину и Е.И. Синициной)

Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:

1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.

4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.

5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.

6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.

7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.

8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.

9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.

10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей