Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка (1-2). Историческое краеведение для открытия своего дела. (Методические рекомендации краеведу) Авторы-составители


НазваниеИсторическое краеведение для открытия своего дела. (Методические рекомендации краеведу) Авторы-составители
Анкорметодичка (1-2).doc
Дата11.10.2017
Размер1.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка (1-2).doc
ТипДокументы
#28060
страница9 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Приложение 25

ТИПОЛОГИЯ ЖИЛОГО ДОМА
на рис.1:однокамерный одночастный тип – изба («стопка»).

К входу могут быть приставлены «холодные» (не отапливаемые) сени.


На рис.2:однокамерный двухчастный тип: изба + сени ( «теплые»).







На рис. 3: трехчастный двухкамерный тип : пятистенок с сенями, занимающими часть стены при входе. В другом варианте сени могут занимать всю длинную или короткую стену ( «пристенок» - обозначен пунктиром) .


на рис.4: трехчастный двукамерный тип изба: связь. Ко входу в «теплые» сени могут быть пристроены либо «холодные» сени, либо «пристенок» (обозначен пунктиром).


на рис.5: многокамерный тип: крестовый дом. Помещения могут быть как равные друг другу по площади, так и попарно равные (т.е. изба=сени, но изба ≠ жилым комнатам)

на рис.6: многокамерный тип: крестовая связь.


Приложение 26

ТИПОЛОГИЯ УСАДЬБЫ

1.ЗАМКНУТАЯ ЗАСТРОЙКА

1.1

Неразделенная усадьба(см. рис.7)



1.2.

а) Двухчастная усадьба с пригоном сзади ограды. (см.рис.8)


1.3.

б) Двучастная усадьба с пригоном сзади дома.(см. рис. 9)



1.4.

а) Двучастная усадьба с пригоном сбоку от ограды (см. рис. 10)




1.5.

б) Двучастная усадьба с пригоном сбоку от дома (см. рис. 11)


1.6.

в) Двучастная усадьба с задворьем (см. рис. 12)




2.ОДНОРОДНАЯ ЗАСТРОЙКА

2.1.

Однородная слитная застройка (см. рис. 13)


2.2.

Двухрядная слитная застройка (см. рис. 14)


2.3.

Охватывающая слитная застройка (см. рис 15)



3.СВОБОДНАЯ ЗАСТРОЙКА




Приложение 27

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ
Запись игры отличается от описания прежде всего документальностью, непременным добавлением к описанию специального паспорта игры - где, кто, когда играл и где, кто, когда записал игру.
НАЗВАНИЯ ИГРЫ

(или хоровода, игрового обряда, праздника).

I. Описание игры.

1. Нужно ли для игры специальное место, разметка площадки, сооружения, инвентарь и каких размеров? Сами его сделали или купили готовый? Или, может быть, остался от кого-то "по наследству". Обязательна ли особая одежда и обувь? Желательно приложить поясняющие рисунки, чертежи, фотографии (с необходимыми пояснениями карандашом на обороте).

2. Число играющих (всего и по отдельным ролям, названия ролей).Нет ли особых требований к возрасту, здоровью, способностям играющих?

3. Кто предлагает, затевает игру: вожак из самих ребят, любой желающий, учитель? Какими словами?

4. Каким способом распределяются игроки: по считалке (текст), жеребьевке, по приказу руководителя или иначе?

5. С чего начинается игра: исходное положение, команда руководителя, счет водящего и т.д.?

6. В чем состоит задача водящего и других игроков? Требуется ли владение техническими приемами, например "чеканить мяч" (пояснить).

7. Ход игры. Название разных моментов игры. Чем игра заканчивается?

8.Как определяются победители? Награждают ли их и как? Не наказываются ли побежденные? Когда и как это решается: договариваются до начала игры, диктует вожак или есть общепринятые правила?

9. Нужны ли судьи, посредники, содействие взрослых, зрителей?

10. Правила и как борются с их нарушениями? Существуют правила давно и без изменений или придуманы вновь? А может быть, нет правил,и все действуют по своим ролям?

11. Все ли стараются играть честно и дружно, соблюдая равенство? Как решаются личные конфликты? Меняются ли в игре обычные взаимоотношения?

12. Характерные для игры возгласы, шутки, прибаутки, дразнилки и т.п. Слова и ноты песен. Характер речи: громкий крик, шепот "по секрету", хоровое скандирование, речитатив и т.д.

13. Есть ли в игре воображаемые события, предметы и т.п. Не характерна ли особая манера держаться: таинственность, важный вид водящего, военная дисциплина, веселая неразбериха и др.

14. Что ценят в игре сами играющие? Отношение к игре окружающих - взрослых и детей.

15. Твое личное отношение к этой игре: любишь; играешь просто за компанию или уступая просьбам малышей, родителей, учителя; сам затеваешь часто, так как видишь пользу для развития смелости, силы, умения организовать других и т.д.

16. Описать веселый или другой запомнившийся случай с этой игрой.
II. Паспорт игры.

1. Варианты названия игры (и где они встречаются).

2. Где, когда, кто играл: адрес и характер местности (пригородный поселок, глухая деревня среди болот и др.), дата и время дня: долго ли шла игра; какого возраста и сколько мальчиков и девочек играло в описанном случае? Руководил ли кто-то из взрослых или играли самостоятельно, кто был организатором?

3. Кто сообщает об игре: Ф.И.О., пол, национальность, год рождения, занятие и образование (для ученика-класс, школа), где провел детство, адрес в настоящее время. (Иногда требуется указать, давно ли живет он в местности, где бытует описанная им игра, насколько здесь освоился, свободно ли владеет языком местных жителей, давно ли и откуда знает эту игру).

4. Кто записал: фамилия, имя, (отчество), год рождения, занятие и образование (класс, школа), давно ли начал записывать игры, домашний адрес.

5.Дата (число, месяц, год, день недели) и место записи. (Иногда очень интересны подробности об обстановке записи, о трудностях и способе их преодоления. Главное: сразу ли велась запись или позднее - по памяти, помогал ли кто и в чем именно).
III. Выводы и предположения.

1. О происхождении названия игры, смысл этого названия.

2. Когда впервые пришла игра в описываемую местность, как и откуда?

3. Часто ли так играют? Не приурочена ли игра к определенным дням и времени суток?

4. Характерна ли эта игра только для определенной национальности, пола, возраста, профессиональных или иных групп населения?

5.Какие перемены произошли или происходят с игрой, когда и под влиянием чего? Какие существуют варианты этой игры?

6. Какие возможны рекомендации по применению игры: каким сторонам воспитания и развития она более всего соответствует (физическому, эстетическому, трудовому и т.д.), какому возрасту, полу, каким способностям и другим индивидуальным качествам? Где, когда и как целесообразно применять данную игру?
IV. Дополнения в ходе дальнейшего (после первой записи) изучения и практического освоения игры.

Например, новые варианты игры, новые сведения и мнения о ней, встреченные в книгах, архивах и т.д.; опыт применения игры в работе клуба, Кружка, в семейном досуге и др. Каждое дополнение должно иметь хотя бы краткие паспортные данные, в частности, кто автор, дата.
V. Примечания.

О местах хранения других материалов (слайдов, пленок и т.д.) о данной игре, о людях, с которыми можно взаимодействовать при ее изучении и др.
Внимание!

Надо стремиться к наибольшей полноте записи. Перечитывая план, всегда обнаруживаешь пункты, по которым можно дать дополнительные сведения. Пусть не смущает собирателя необходимость писать порой "всем известные вещи". То, что "само собой разумеется" для знающего игру, может оказаться непонятным и в то же время очень важным для кого-то из будущих читателей записи. При записи игры возможны дополнения и сверх пунктов данной программы.
Приложение 28

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ЭКСПОНАТОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Все музейные предметы должны предохраняться от пыли, влаги, прямых солнечных лучей, деформирующих нагрузок.

Документы, листовки, рисунки и другие виды письменных и графических материалов хранят в папках с клапанами, переложенные листами чистой мягкой бумаги.

Фотоотпечатки, негативы, монеты нужно помещать в конверты из черной бумаги и хранить вертикально в коробках.

Керамические, металлические и стеклянные предметы хранят под стеклом.

Экспонировать подлинные документы целесообразно лишь в том случае, если они имеются в нескольких экземплярах или если их можно легко заменить.

При экспонировании подлинных документов, произведений графики, акварельной живописи, фотографий следует избегать их размещения под прямыми лучами света, нельзя приклеивать их клеем, прикреплять кнопками или гвоздями.

Книги, брошюры, грамоты можно помещать в застекленных витринах или шкафах.

Отдельные документы небольшого формата можно экспонировать на стендах, прижимая их стеклом.

Активу музея необходимо всегда помнить, что если постоянное использование музейного предмета в экспозиции угрожает памятнику разрушением, то подлинник немедленно перемещается в хранилище.
Категорически запрещается:

а) Хранить экспонаты в беспорядке, в открытом состоянии;

б) Складывать и сворачивать экспонаты, загибать края, разрезать, прокалывать, наклеивать;

в) Делать надписи и пометки на экспонатах всех видов;

г) Использовать конторский клей;

д) Хранить нарезное огнестрельное оружие, даже приведенное в боевую негодность;

е) Без участия специалистов проводить реставрацию ценных материалов музея.

Приложение 30

СВЕДЕНИЯ О ПРИОБРЕТАЕМЫХ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЕДИЦИИ ЭКСПОНАТАХ

(паспорт вещи)
1. Местное название предмета и его частей.

2. Назначение предмета.

3. Материал, из которого изготовлен предмет и его отдельные части.

4.Технология производства с указанием инструментов.

5.Где изготовлен, (дома, на фабрике и т.д.).

6.Время изготовления предмета.

7.Район бытования предмета. Степень его распространенности.

8.Место приобретения предмета.

9.Фамилия, имя, отчество владельца, его точный адрес.

10.Фамилия, имя, отчество, адрес человека, который приобрел предмет и куда предмет определен.

Приложение 31

НАУЧНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКА
Для того, чтобы поисковая работа школьников считалась научной, необходимо соблюдение требований, которые ниже подробно перечислены.
1.Постановка проблемы, которую предстоит решить в результате поиска, исследования.

2.Определение объекта и предмета исследования, т.е. что именно вы собираетесь исследовать.

3.Выдвижение гипотезы, например: "Многие деревни нашего района исчезли из-за политики властей местных и центральных" (это гипотеза, которая будет доказана или опровергнута в ходе исследования).

4.Определение целей и задач исследования.

5.Отбор информации: общие принципы и уровни достоверности. (общие принципы: какую информацию исследователь отберет, как основную, а какую, как вспомогательную; уровень достоверности: в документах из архива более достоверная информация, чем устная).

6.Необходимо определить источники информации, их виды (археологические, письменные, устные и т.д.) см. данное пособие выше.

7.Исследователь должен определиться с методами научного исследования:

а) дедуктивный (от теории к фактам),

б) индуктивный (от фактов к теории).

8.Выводы научного исследования.
Приложение 32

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

(реферат)

1. Титульный лист:

название темы

ф.и.о. учащегося

класс, школа

ф.и.о. научного руководителя

место его работы

село, город, год

2. План реферата.

Обязательно деление на разделы, главы.

Нумерация страниц реферата: титульный лист считается страницей 1, но номер на титульном листе не представляется. Таким образом, в плане реферата указываются страницы разделов, глав и т.д., получается своеобразное оглавление реферата.

Например:

1. Население района в XIX в. стр.3

2. Хозяйство, быт стр.5

3. Традиции стр.8

Это необходимо для того, чтобы другой исследователь мог ссылаться на данный реферат, как на источник, а в этом случае необходимости указывать страницы.

3. Вводная часть. (Введение).

Во введении обозначается научная проблема, решению которой посвящен реферат, расшифровываются специальные понятия, термины, используемые в реферате. Выдвигается гипотеза, которая будет доказываться в основной части.

4. Основная часть.

Изложение материалов исследования, доказательство или опровержение гипотезы.

5. Заключение.

Формирование общих выводов, определение перспектив исследования.

6. Список используемых в работе источников.

Литература.

Нумерация списка сплошная от первого до последнего названия.

Описание каждого источника начинается с абзаца. Источники указываются в алфавитном порядке. Например:

1. Анаров И.С. Хозяйство крестьян в XIX в. – М.,1981.

2. Буслаев С.И. Народная вышивка. - Казань, 1960.

3. Устный рассказ Петрова С.В., 1939 г.р., д. Можары и т.д.

Если источник - периодическая печать, то это отмечается двумя косыми линиями.

Например: На конференции в Кемерово// Огни Сибири - №7 - 1995.

Ссылки на источник в тексте реферата отмечаются квадратными скобками, в которых указывается номер источника по списку литературы и страницы (в необходимых случаях), например: "Иванов А.А. [3] и Петров Б.К. [5, с82] считают."

Правильно оформленные рефераты школьников по краеведению могут считаться научными работами и могут быть введены в научный оборот, т.е. на них могут ссылаться другие исследователи, в том числе и научные сотрудники музеев, университетов и др.
Приложение 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Учебное пособие. Красноярск, 2006.

2. Белоусов Д.А. "Литературно-краеведческий кружок в сельской школе" - Москва, 1987.

3.Бусыгин Е.П. "Этнография русского крестьянства Сибири //Советская этнография №6 - 1983.

4.Бутанаев В.Я. "Топонимический словарь Хакасско-минусинского края - Абакан, 1995.

5.В помощь организаторам школьных музеев (методические рекомендации) - Красноярск, 1988.

6.Вадецкая Э.Б. "Особенности археологических исследований на КАТЭКе - в кн. Новое в методике археологических работ на новостройках РСФСР - Москва, 1989.

7.Вадецкая Э.Б. "Археологические памятники в степях Среднего Енисея - Ленинград, 1986.

8.Громов Г.И. "Методика этнографических экспедиций - Москва,1966.

9.Громыко М.М. "Мир русской деревни" - Москва, 1991.

10. Древняя керамика Сибири: типология, технология, семантика: сборник научных трудов /отв. ред. В.И.Молодин, Е.В.Ламина - Новосибирск, 1990.

11.Историческое краеведение: учебное пособие для студентов педагогических институтов - Москва, 1987.

12.Историческое краеведение в школе и ВУЗе: материалы научной конференции - Кемерово, 1994.

13.Кацюба Д.В., Николаев Р.В. "Этнография народов Сибири" - Кемерово, 1994.

14.Краеведение: пособие для учителя / А.В.Даринский и др. - Москва, 1987.

15.Комиссаренко А.Н. Город Шарыпово. - Шарыпово, 1993.

16.Комиссаренко А.Н. Поэзия Шарыповской земли. Топонимический словарь - Шарыпово, 1999.

17.Красниенко С.В., Субботин А.В. Археологическая карта Шарыповского района (Красноярский край) - Санкт-Петербург, 1997.

18.Кулемзин А.М. История вооружения и военного дела племен тагарской культуры - Новосибирск, 1973.

19.Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири - Абакан, 1991.

20.Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско -минусинской котловины - Москва, 1960.

21.Латкин Н.В. Енисейская губерния: ее прошлое и настоящее - Санкт-Петербург, 1892.

22.Максименков Г.А. Андроновская культура на Енисее - Ленинград, 19978.

23.Мартынов А.И. Археология СССР: учебник для ВУЗов - Москва, 1982.

24.Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура - Новосибирск,1979.

25.Методика историко-краеведческий работы в школе /под ред. Н.С.Борисова - Москва, 1982.

26.Методика собирания и изучения народных игр - Москва, 1992.

27.Методические рекомендации по сбору краеведческого материала - Красноярск, 1976.

28.Муниров Р.Р. Краеведение в школах Башкортостана - Уфа,1992.

29.Мурзаев Э.М. Очерки топонимики - Москва, 1974.

30. Остапец А.А. Педагогика туристко-краеведческой работы в школе -Москва, 1985.

31.Поиск. Шарыповский краеведческий альманах. Пилотный выпуск - Шарыпово,1996.

32.Поиск. Шарыповский краеведческий альманах, выпуск 1(2) -Шарыпово, 1997.

33.Поспелов Я.М. Что в имени тебе моем? руководство по топонимике).

34.Программа для этнографических экспедиций школьного краеведческого кружка - Москва, 1992.

35.Свод этнографических понятий и терминов. Материальная культура. Выпуск 3. /под ред. Бромлея Ю.В. - Москва, 1989.

36.Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: книга для учителя - Москва, 1988.

37.Содержание и методы этнографической работы школьников /сост. Рождественская С.Б. - Москва, 1988.

38.Степанов А.П. Енисейская губерния - Красноярск, 1997.

39.Степи Евразии в эпоху средневековья. Археология СССР - Москва, 1981.

40.Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР - Москва, 1992.

41.Токарев С.А. Основы этнографии - Москва, 1967.

42.Туристко-краеведческие кружки в школе /под. ред. В.В.Титова - Москва, 1988.

43.Учет и хранение фондов школьных музеев - Красноярск, 1975.

44. Худяков А.А. Историко-краеведческая работа в школах Алтайского края. – Барнаул, 1962.

45. Членова Н.Л. Хронология памятников карасукской эпохи - Москва, 1972 г.

46.Шабалин В.М. Тайны имен земли Кузнецкой - Кемерово, 1994 г.

47.Щеглова Т.К. Методика сбора устных исторических источников - Барнаул, 1992.

48.Этнография: учебник /под.ред. Бромлея Ю.В. и Маркова Г.А.- Москва, 1982.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАЯ 2

УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ 4

ПРАВИЛА ПОЛЕВОГО СБОРА ТОПОНИМОВ 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ И КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 5

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ 6

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПИСИ 7

АНКЕТИРОВАНИЕ 8

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ХРАНЕНИЮ МАТЕРИАЛА 8

ФОРМА УЧЕТА МАТЕРИАЛА 8

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 8

ПОДГОТОВКА ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 9

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 9

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 10

ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ 11

ШИФРОВАНИЕ 13

ПОЛЕВОЙ УЧЕТ 14

ПРОГРАММА \«ДРЕВО ЖИЗНИ\» 15

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ \«ДРЕВО ЖИЗНИ\» 16

УЧИТЕЛЬ И КРАЕВЕДЕНИЕ 19

НЕКОТОРЫЕ ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ 21

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОЛЕВОГО СБОРА НАЗВАНИЙ 22

СЕЛЬСКИЕ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ И ИХ ОКРЕСТНОСТИ. 23

КРАТКИЕ ВАРИАНТЫ ВОПРОСНИКОВ. 24

АНКЕТА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ 25

АНКЕТА РЕПРЕСИРОВАННЫХ 26

АНКЕТА РАСКУЛАЧЕННЫХ 27

АНКЕТА ЧЛЕНОВ КОЛХОЗОВ 28

УКРУПНЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ НЕПЕРСПЕКТИВНЫХ СЁЛ 29

ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ КРЕСТЬЯНСТВА В РЕЗУЛЬТАТЕ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ И РАСКУЛАЧИВАНИЯ 30

ИЗМЕНЕНИЯ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ЛЮДЕЙ ЗА ПРОШЕДШИЕ 20 ЛЕТ 32

ВОПРОСНИК:АДАПТАЦИЯ КРЕСТЬЯН К НОВОЙ ЖИЗНИ 33

АНКЕТА \«ВРЕМЕНА Н.С. ХРУЩЁВА\» 34

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА. 35

КРАТКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДА. 37

ПРОГРАММА ИУЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. 38

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО ЖИЛИЩА. 39

ПРОГРАММА ОПИСАНИЯ ЖИЛОГО ДОМА 40

ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО ЖИЛИЩА 43

ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖИЛИЩА 45

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УЛИЦЫ 53

ПАСПОРТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА. 54

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ИСЧЕЗНУВШЕГО ИЛИ ИСЧЕЗАЮЩЕГО СЕЛА. 55

СХЕМЫ «ТИПОЛОГИЯ ЖИЛОГО ДОМА» 58

СХЕМЫ «ТИПОЛОГИЯ УСАДЬБЫ» 61

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ 66

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ЭКСПОНАТОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ 68

СВЕДЕНИЯ О ПРИОБРЕТАЕМЫХ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЕДИЦИИ ЭКСПОНАТАХ 68

НАУЧНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКА 69

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 71



1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей