Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

А.Бочаров, А.Чернышев Психосоматика. К. С. Лисецкий 1 Исследование психосоматических заболеваний очень важная часть нашей темы, поскольку дает отчетливые понятия о связи психических процессов, в том числе патологических,2 с проявлениями телесных функ


НазваниеК. С. Лисецкий 1 Исследование психосоматических заболеваний очень важная часть нашей темы, поскольку дает отчетливые понятия о связи психических процессов, в том числе патологических,2 с проявлениями телесных функ
АнкорА.Бочаров, А.Чернышев Психосоматика.doc
Дата14.06.2019
Размер94.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаА.Бочаров, А.Чернышев Психосоматика.doc
ТипИсследование
#54209
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

А.Бочаров, А.Чернышев

Психосоматика
В жизни бывают удивительные вещи: психика человека может быть здорова, а его личность больна, или наоборот, — психика больна, тогда как личность здорова.

К.С. Лисецкий 1
Исследование психосоматических заболеваний — очень важная часть нашей темы, поскольку дает отчетливые понятия о связи психических процессов, в том числе патологических,2 с проявлениями телесных функций. Д.А. Авдеев резюмирует, что психосоматическая патология — своеобразный резонанс психических процессов человека. «Плачет мозг, и слезы капают в сердце, печень, желудок», 3— говорил профессор А.Р. Лурия.4

Описаны несколько классических психосоматозов, среди них — ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, нейродермит и некоторые другие. Каждому подобному заболеванию соответствуют те или иные проявления личности, черты характера.

Темп обмена веществ в организме, доминирование тех или иных структур головного мозга, правого или левого полушарий, гормональный фон тесно связаны и в известной степени определяют протекание психических процессов, тонус центральной нервной системы, скорость мышления, вообще жизненный настрой. Благодать Божия, по слову преп. Макария Великого, не меняет характера, как не меняет, добавим, и конституцию. Человек может просветлиться, преобразиться, но то, что дано ему от рождения, пройдет с ним через всю жизнь до смерти. Быть может, и боязливость, и предрасположенность к эндартериту — врожденные свойства этого человека.

Человеку присущи разные чувства и эмоции, которые обычно делят на положительные и отрицательные. Эмоции более поверхностны, подвижны, просты по структуре, более однородны. Чувства — более сложное, комплексное понятие.

К положительным эмоциям относятся: радость, смех, удивление и т.п. К отрицательным: страх, раздражение, боязнь и т.д.

Чувств больше. Это чувство свободы, любви, уверенности в будущем или в настоящем, чувство достоинства, гордости, стыда, времени и пространства, удивления и понимания, чувство юмора, радость, счастье, горе.

Есть также чувства греховные по своей сути: жадность, гнев, ненависть, месть, страстное желание обладать чем-либо или кем-либо (властолюбие, вещелюбие). Хотя и они бывают полезны: ненавидеть грех и гневаться на себя за потакание страстям иногда просто необходимо.

Испытывать радостные чувства и «положительные» эмоции также можно по самым ничтожным или даже нравственно недостойным поводам.

Как радуется воришка, стянувший у прохожего кошелек! В какой восторг приходят дети, удачно сбежавшие с уроков! И как порой мы огорчаемся, когда из-за болезни не можем выполнить свои планы, которые совесть не позволяет назвать праведными…

Многие болезни в основе имеют чувственно-эмоциональные причины.

Психосоматика — направление медицины, изучающее влияние чувств, эмоций, вообще душевной жизни человека на его тело. Это перекликается с положением православной антропологии о тесной взаимосвязи души и тела.

По данным ВОЗ,5 от 38 до 42% всех пациентов, посещающих врачей по поводу телесных недугов, относятся к группе психосоматики.6 Действительно, психосоматическая медицина не может быть самостоятельной дисциплиной, поскольку является синтетической отраслью знания, описывая сложные связи между социальными причинами, эмоциональным статусом человека, его духовно-нравственным состоянием и состоянием его соматического здоровья.

Каноны древнегреческой медицины подразумевали неделимость телесного и психического. Каждый орган описывался и рассматривался в тесной связи с соответствующей ему эмоцией (печень — гнев, сердце — страх, желудок — печаль и тоска и т.д.). Связь, как указывали древние врачи, является взаимной. Болезнь органа влияет на эмоциональное состояние человека, негативные чувства и эмоции способствуют заболеванию конкретного органа.

Кстати, русский ученый И.П. Павлов очень близко подошёл к данной проблеме. Причём ещё до того как основные понятия психосоматики были сформулированы Донгеймом, Данбаротом и Александером при разработке экспериментального невроза. Великому учёному, несомненно, помогло в этом его православное мировоззрение.7

Один из основоположников отечественной научной медицины М.Я. Мудров чётко указывал, что «…одни люди заболевают от телесных причин, другие от душевных возмущений».8 Как опытный врач, он отмечал важнейшую роль психического фактора в лечении больных. В XIX веке классики отечественной медицины в один голос признавали влияние душевной жизни человека, его образа мыслей и эмоциональной сферы на возникновение болезней.

Всплеск интереса к психосоматике в 20-30 годы XX века во многом был обусловлен увлечением психиатрами теорией З. Фрейда, из которой явствовало, что практически все болезни имеют в основе неудовлетворение желания (сексуальность и агрессивность). В противовес этому подходу советская школа психиатрии активно развивала сомато-психическое направление, созданное В.А. Гиляровским и Е.К. Краснушкиным. И хотя это учение исходило из материалистических предпосылок, оно явилось мощным противовесом засилью психоанализа в мировой психиатрии.

С удовольствием приведём слова М.Я. Мудрова: «Зная взаимное друг на друга влияние духа и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело и почёрпывающие из науки мудрость, чаще у психологии».9 Великий В.М. Бехтерев не только провозглашал, но и всячески доказывал в своих работах возможность возникновения телесных недугов под влиянием психических изменений.

Механизм психосоматических заболеваний сложен. Мы уже затрагивали этот вопрос в рассуждениях о связи греховности человека с его телесными болезнями. Можно выделить несколько ведущих факторов, определяющих психосоматические механизмы.

1. Внешнее или внутреннее воздействие и его значимость для человека.

2. Исходный нервно-психический статус, стрессоустойчивость.

3. Характерологические особенности.

4. Социальное окружение человека (семья, работа и т.п.).

5. Мировоззрение; умение переносить горе, способность к смирению, укрощению личностных амбиций, ровное отношение к окружающим.
Источники психосоматических расстройств также можно объединить в группы:

Внутренний конфликт
Об этом уже говорилось выше. Грех или страсть являются «инородным» телом для человеческой души, раздражают её, вызывая нервное напряжение, хронический стресс различной выраженности, который подрывает защитные силы организма. Это открывает входные врата инфекциям, сосудистым и сердечным заболеваниям и т.д.

Конфликт может возникнуть между различными потребностями человека, его идеальными установками и реальными возможностями, необоснованными претензиями на «праведность» или исключительность.
Этот случай произошел с мальчиком 13 лет, который занимался в музыкальной школе по классу флейты. Его родители, в основном мать, возлагали на него большие надежды, пророча ему блестящее будущее музыканта. Они преувеличивали его успехи, перехваливали.

Но вот однажды подошло время участия в каком-то представительном конкурсе. Серьёзная комиссия обратила внимание педагогов и родителей на то, что техника игры ребёнка оставляет желать лучшего, мелодику произведения он чувствует слабо, а пальцы вообще как деревянные. Мальчик услышал эти слова, и как ответная реакция на неудачу у него развился столь знакомый многим музыкантам «писчий спазм» — истерический паралич кисти.

Это было расценено матерью как серьёзное заболевание, и, как ни странно, успокоило её. Всем знакомым она говорила, что у сына — ревматоидный артрит и пальцы «скрючились», но талант не пропал, просто не может быть реализован.

Флейту пришлось оставить. Через некоторое время мальчика пришлось всё же показать психотерапевту, поскольку у него начались тики — непроизвольно подёргивались щека и веко. К сожалению, мать не изменила своей позиции и продолжала развивать у сына завышенную самооценку, что мешало ему встать на путь осознания своих проблем.

Вторичная выгода
заболевания

Для меня болеть — одно из величайших удовольствий жизни, при условии, что болезнь не слишком тяжелая и нет необходимости работать, пока болезнь не пройдет.

С. Батлер
Если разобраться, немного поболеть бывает в каком-то смысле даже выгодно. Заболев, человек может избежать исполнения неприятных для себя обязанностей, оправдать неблаговидный поступок и т.п. Такой механизм развития заболеваний характерен для истероидных личностей.10 Главное, чего они хотят добиться, это внимания и сочувствия. Истерические заболевания могут принимать форму любых симптомов, вплоть до припадков «эпилепсии» и «параличей», которые даже опытные врачи иногда принимают за настоящие. Не верите? А зря. Классическим отличием истерического припадка от эпилептического считается то, что истерики, падая "без сознания", умудряются ничего не повредить и не ушибаются, при этом никогда не прикусывают язык до крови.
Один из авторов знаком со случаем истерического припадка, полностью имитирующим grand mal, то есть большой припадок эпилептиков, с кровавой пеной изо рта и сильными ушибами. То, что это не эпилепсия, было доказано совершенно нормальной энцефалограммой.
Ещё одно характерное свойство таких болезней — демонстративность. Даже приступы «эпилепсии» происходят у этих больных только при стечении большого числа людей. Именно для истероидного типа личности характерны «чудесные» исцеления, которые происходят в обстановке ожидания чуда. При этом душевное и тем более духовное устроение этих людей совершенно не изменяется.

Кстати, заболеть иногда означает наиболее быстрый способ удовлетворения собственной значительности. Один психотерапевт заметил, что некоторые больные даже делают себе «карьеру»!

Вначале они обращаются за помощью к «лейтенанту» — врачу поликлиники, затем к «капитану» — более опытному врачу, потом его приводят к «майору» в лице завотделением. Потом он попадает в клинику к доцентам и профессорам — «полковникам» и «генералам». Некоторые едут даже в Москву — к «маршалам». А уж там одни обходы чего стоят. Во главе — заведующий кафедрой, рядом доценты, ассистенты, ординаторы, куча интернов, стажеров, курсантов, и всё это — для него.11

Практически все подобные больные помимо соматических проблем имеют и различные неврозы, причем они подсознательно не хотят вылечиваться от своих артритов, гастритов и иже с ними и даже терроризируют врачей, которые указывают им на истинные, глубоко в душе находящиеся причины недугов. Точно так же некоторые приходящие в Церковь люди обижаются на духовников, призывающих оставить саможаление и посвятить время подлинному духовному росту. Но для этого нужны свобода и ответственность, а этого-то и боятся невротики.12

Внушение со стороны
При зависимости, или просто большой степени открытости одного человека другому, может происходить закрепление вербальных (словесных) установок. Если ребёнку часто повторять, что он неряха, неуклюжий, жадина, он на самом деле начинает проявлять подобное в поведении. Нередко родители, воспитывающие своё чадо в состоянии гиперопеки,13 внушают ребёнку, что он тяжело болен.
Девочка Катя была инвалидом детства. Довольно тяжелый порок сердца не давал надежды на полный успех операции. И действительно, после тяжелого, длительного хирургического вмешательства, улучшение наступило лишь процентов на 25.

Однако мама Кати, человек глубоко верующий и тонкий, никогда не напоминала девочке о её болезни, не создавала напряжённой атмосферы, не одёргивала во время игр.

В этом же доме жила девочка Ангелина, примерно одного возраста с Катей. У неё был обнаружен шум в сердце. После обследования врачи сказали, что шум этот функционального характера, опасности не несёт, и никаких ограничений ребёнок иметь не должен. Однако такое известие вызвало волну тревожных мыслей у матери Ангелины. Она стала с волнением в голосе по несколько раз в день напоминать дочери о том, что она больна сердцем, ей вообще нельзя бегать, прыгать, громко кричать и т.п.

В результате через год девочка от малоподвижного образа жизни значительно располнела, стала часто болеть. Ангелина стала тревожной и мнительной, стали проявляться истерические черты характера. Мама Кати с удивлением смотрела на происходящее, пыталась дать советы, но они были встречены в штыки. «Ребёнок серьёзно болен», — твердила мать Ангелины.

Так за два года забот мамы девочка превратилась в невротическую личность, набрала значительный лишний вес, с окружающими стала разговаривать лишь о своей болезни.

В настоящее время мама Ангелины добивается перевода дочери на домашнее обучение.

Идентификация
Это ситуация, когда человек, пытаясь подражать кому-то, имитирует его болезни.
Один достаточно молодой дьякон испытывал непреодолимое желание "руководствовать людей ко спасению". Для этого он старательно имитировал образ одного знакомого старца, копировал его походку, манеру говорить. Не хватало одной детали: старец был довольно-таки больным человеком.

И вот, дьякон стал постоянно упоминать о своих немощах, больных ногах и расстроенном желудке. Он делал страдальческое лицо,14 ходил, прихрамывая. Самое любопытное, что после двух лет такой имитации эти болезни действительно стали появляться.
Как мы уже отмечали, психосоматическая медицина выделяет несколько заболеваний, в возникновении которых существенную роль играет психическое состояние человека (так называемые «психосоматозы»). Это ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, нейродермит, бронхиальная астма и некоторые другие. Среди них есть очень распространенные заболевания, протекающие довольно тяжело (ишемическая болезнь сердца), требующие дорогостоящего лечения (бронхиальная астма) и, порой, хирургического вмешательства (язвенная болезнь).

Лечатся такие больные в соматических стационарах, без помощи психологов.15 Чаще всего они не пытаются проанализировать свою жизнь и что-то изменить в себе. Все указанные болезни имеют в своей основе специфические свойства личности. Хотя ни в коем случае нельзя говорить о существовании некоего «язвенного типа личности». Подобные попытки предпринимаются, в том числе авторами православных исследований на медицинские темы. Утверждение вроде «у гневливого человека всегда болит печень» или «испуг порождает бронхиальную астму» является неоправданным обобщением. На страницах этой книги неоднократно проводилась мысль о том, что причинно-следственная связь греховности человека, его психики и соматических заболеваний существует, но она опосредованная, неоднозначная и в элементарные схемы не укладывается. Во всю глубину Промысла Божия мы проникнуть не можем.

Возвращаясь к психосоматозам и, в частности, к язвенной болезни, можно утверждать, что почти у всех страдающих ею пациентов существует глубокий внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности, которую они высоко ценят, и заложенной с детских лет потребностью в защите, поддержке и опеке.16 Это борьба между двумя противоположными стремлениями — зависимости от каких-либо обстоятельств или внутренних комплексов и боязни открыто эту зависимость проявить.

Чаще всего встречается пассивный тип (созависимость) — это зависимость от проявления патологических черт другого человека. Ярким примером являются жёны алкоголиков, которые демонстрируют всем своё несчастье, постоянно жалуются на тяжёлую судьбу и собственные недуги, но тщательно оберегают своего пьющего мужа, поскольку он — объект созависимости.17 Такие женщины вроде бы проявляют смирение,18 но на самом деле просто боятся что-либо изменить. Как ни странно, они находят своеобразное удовлетворение в этой ситуации. Именно у них часто возникает язвенная болезнь.

Другой тип — гиперактивный. Это энергичные люди, демонстрирующие всем свою нужность и незаменимость. Отвержение порождает болезнь. Когда человек, знакомый хотя бы с азами святоотеческого учения о духовной жизни,19 пытается следовать усвоенным правилам, он постепенно осознаёт ценность своей жизни, своего бытия и ответственность за свою душу. Желание «доказать» свою уникальность окружающим по мере вхождения в православную традицию уменьшается, следовательно, исчезает патологическая зависимость от окружающих людей. Недаром ап. Павел говорит: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие» (1Кор. 4, 3). Конечно, не в смысле «делаю что хочу, а на людей не гляжу». Апостол выражает свою независимость от изменчивого людского мнения в вопросах вечных ценностей.

На примере язвенной болезни как нельзя лучше заметно влияние греховной страсти на тело. Известно, что еда является наиболее простым и эффективным способом удовлетворить «голодную» установку психики. Психический голод бывает разных видов.20 Это и сенсорный голод (потребность в прикосновениях, объятиях), и структурный (структурирование времени, избегание монотонного его течения21), сексуальный голод и т.п. Наиболее верным, с точки зрения православного психолога, было бы не отречение от этих потребностей, а преображение их, наполнение глубинным смыслом в перспективе вечного предназначения человека.22

Поглощение пищи имитирует удовлетворение любого из видов голода, становясь своего рода виртуальной реальностью — насыщается (пресыщается) чрево, утихают чувства. Да и у младенца потребность быть любимым и желание быть накормленным мало отличаются друг от друга.

Потребность в любви, желание получить блага, которых у человека на данный момент нет, болезненное переживание возвышения других (зависть!) рефлекторно усиливают секрецию желудка. Так завистливый человек переваривает собственную слизистую оболочку пищеварительного тракта.

Именно в этом ракурсе было проведено обследование в городской клинической больнице № 3 г. Воронежа. Пациенты с язвенной болезнью отвечали на опросник Клаудио Наранхо для выявления энеатипа. В основе каждого энеатипа лежит определённая страсть. Так, для I типа характерен гнев; для II — гордость; III — тщеславие; IV — зависть; V — алчность; VI — страх; VII — чревоугодие; VIII — плотское вожделение; IX — леность (уныние). Это напоминает святоотеческое учение о страстях. Как и следовало ожидать, пациенты с язвенной болезнью имели в основном IV и VII энеатипы.
Пациентка К. (55 лет).23 Относится к IV энеатипу. Язвенная болезнь желудка выявлена впервые. Сопутствующие заболевания: эрозивный гастрит, панкреатит; инвалид II группы. Замужем, взрослые дочь и сын. Обстановку в семье оценивает как хорошую. Считает себя весьма эмоциональным человеком. Признаёт, что язвенная болезнь у неё возникла «на нервной почве». В рабочем коллективе стремилась быть лидером, всегда помогала сослуживцам, хотела нравиться мужчинам. Во всём проявляла максимализм, тяжело переживала неудачи.

Такие черты характерны для людей, требующих к себе особого отношения, завидующих чужим успехам. Такие люди чаще всего очень любят хорошо поесть. В следствие длительного, болезненного переживания неудач, долгой памяти обид, возникло заболевание, диагностированое как невроз.24
Подобным же образом связана наша психика с сосудодвигательным центрами головного мозга. Страх и беспокойство вызывают у человека защитную реакцию — выброс адреналина, который усиливает готовность мышц к физической нагрузке, повышает давление в кровеносных сосудах. Крупномасштабные исследования американских психиатров показали, что между чувством тревоги, нетерпением, подозрительностью и риском возникновения гипертонической болезни существует прямая связь.25

Наибольшую значимость в возникновении заболеваний медицинские психологи придают чувству враждебности.26 Это довольно широкое понятие, требующее чёткого определения и осмысления с позиций святоотеческого учения. Нам хорошо известно, что такое гнев: это эмоциональный всплеск, направленный на какого-либо человека, объект или явление. Внешние проявления гнева также известны: крик, живая жестикуляция, удары, бранные слова, унизительные оскорбления и т.п. Гнев весьма разрушителен и для тела (резкий выброс адреналина, чрезмерное усиление сердечной деятельности, спазм сосудов и т.д.), и для души — после него воцаряется хаос и опустошение (человек «выходит из себя»), и для духовной жизни — гаснет огонёк молитвы, теряется мирный настрой.

В гневе человек может вести себя агрессивно (внешние проявления). Но враждебность — явление более глубокое и опасное. Здесь сочетаются эмоции, чувства и мировоззренческие установки. Враждебность можно назвать патологическим способом познания окружающего мира. В основном это специфическое негативное отношение к людям. Помимо гнева, тут могут присутствовать и даже доминировать такие качества, как обида, недоверчивость, подозрительность, отвращение — т.е. любые проявления нелюбви.27

Внутренний монолог враждебно настроенного, всем недовольного человека весьма своеобразен. Он агрессивно критикует все события, явления и людей вокруг себя.
— Ну что это лифт так долго? — нетерпеливо ворчит мужчина лет пятидесяти с тёмным лицом, исчерченным грубыми морщинами. — Понастроили коробок бетонных, руки им поотрывать! Нормальный человек разве так жить может?

Лифт наконец приезжает. Но человек не успокаивается — «завёлся».

— Опять подростки весь лифт заплевали! Молодёжь! Бездельники… Я в их годы гвозди на заводе распрямлял. А они только и знают — курить да пиво пить. Так бы и вцепился в рожу!

Но подростков рядом не оказалось. Мужчина злобно плюнул и вышел. Навстречу стремительно вбежал симпатичный пуделек, а за ним девочка.

Мужчина от неожиданности схватился за сердце и закричал: «Поразвели собак, дармоеды! Пройти человеку не дадут!»

— Он не кусается, — робко пролепетала девочка и быстро нажала кнопку лифта.

— Не кусается! Ишь, гады! Не кусается! Ох, сердце что-то прихватило, до инфаркта доведут эти псы, да и люди — ещё хуже…

И т.д., и т.п.
Влияние агрессивности и враждебности на возникновение болезни изучено довольно хорошо. Основным передаточным звеном здесь являются уже упомянутые адреналин и кортизол (гормоны надпочечников). Вызываемый ими стойкий спазм сосудов становится причинным фактором возникновения ишемической болезни сердца, увеличивает риск инфаркта миокарда.

Исследование немецких ученых (П. Лерер и др.) ведут нас в другом направлении. На основании их работ мы видим, что астматики выражают больше негативных эмоций, чаще гневаются, обижаются, таят злобу и жажду отмщения по сравнению со здоровыми людьми.28

Всё это подтверждает опосредованное влияние человеческих страстей на физическое состояние. На этом же факте основаны коррекционные принципы многих восточных учений (в том числе всевозможных йог): нужно научить человека контролировать собственные эмоции, более спокойно воспринимать события, избегать конфликтов, — и вот он, долгожданный оздоровительный эффект. Только к духовной практике это не имеет никакого отношения. Основа православной духовной жизни — подкрепляемые благодатью Божьей молитва и борьба со страстями, в том числе и с гневом, ненавистью, раздражительностью. Но только речь здесь идёт о спасении души, а не о решении временных задач. «Все мне позволительно, но не все полезно…» (1Кор. 10, 23), или ещё строже: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6, 10). Потому-то враждебные люди значительно чаще других употребляют алкоголь, курят, почти не следят за своим здоровьем, недосыпают, много времени проводят у телевизора. Страсть никогда не живёт одна, она приводит своих «соратников» и приносит потомство.

Противоположностью же указанным негативным чертам личности может быть только любовь. И человек, действительно любящий ближних, свободен от психосоматических расстройств.
1 Лисецкий К.С. — декан психфака Самарского университета.

2 Которые в свою очередь в своей основе имеют действие греха.

3 Мы бы сказали — плачет душа — авт.

4 Цит. по: Авдеев. Д.А. Православное медико-психологическое душепопечение.

Режим доступа: https://www.pms.orthodoxy.ru.

5 ВОЗ — Всемирная Организация Здравоохранения.

6 Что такое психосоматика.

Режим доступа: https://www.igisp.ru.

7 Что такое психосоматика.

Режим доступа: https://www.igisp.ru.

8 Цит. по Ковалев. В.В. Соматопсихический и психосоматический аспекты депрессий у больных общесоматической практики

9 Цит. по Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 2000, стр. 15.

10 В данной книге встречаются термины «истероидный», «параноидальный» и т.д. Суффикс «оид» означает подобный чему-либо, то есть похожий на истерию, подобный паранойе и т.д. Подробнее см. об этом нашу книгу «Очерки современной церковной психологии».

11 Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2003, стр. 31.

12 Подробнее см. об этом нашу книгу «Очерки современной церковной психологии».

13 Гиперопека — чрезмерная забота о ребенке.

14 Как говорил Честертон, настоящего человека узнать нетрудно — у него улыбка на лице и боль в сердце.

15 Не говоря уже об отсутствии окормления у опытного духовника.

16 Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология, стр. 342.

17 Этот вопрос хорошо освещен в книге А. Спиккарда, Б. Томпсон. Страсть к спиртному. М., 1993. Перевод с англ. А.Д. Бакулова.

18 В смысле христианской добродетели.

19 См., напр., книгу свт. Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

20 См. книгу Э. Берна «Психоанализ для непосвященных».

21 Подробнее об этом см. главу «Богословие времени» в нашей книге «О небесном и земном».

22 Эта мысль подробно разрабатывается в нашей книге «Очерки современной церковной психологии». Кстати, рабочим названием книги было «Преображение души». Отсюда досадное недоразумение о «двух словах, ставших названием книги».

23 Пример взят из статьи «Исследование психологического статуса больных язвенной болезнью». Режим доступа: https://www.psy.ru.

24 В довершение к сказанному отметим, что при всей типичностью этой ситуации не следует переносить её на всех людей с подобным недугом. В жизни всё сложнее.

25 Нетерпеливость и подозрительность приводят к гипертонии. Режим доступа: https://www.gzt.ru 27.11.2002.

26 Англ. — hostility.

27 Ениколопов С.Н., Садовская А.В.. Враждебность и проблема здоровья. Журнал неврологии и психиатрии имени Корсакова. № 7, 2002, стр. 59-64.

28 Ениколопов С.Н., Садовская А.В.. Враждебность и проблема здоровья. Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. № 7, 2002.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей