Особое значение для психолингвистических исследований, изучения психосемантической системы при ЗРР имеет возраст пяти лет. В этот период осуществляется переход от среднего к старшему дошкольному возрасту (Д.Б. Эльконин), что сопровождается психологическими проявлениями возрастного кризиса (О.В.Трошин) с формированием новообразований речевой деятельности.
Этот возраст характеризуется кризисом эгоцентрической речи, завершающийся ее интериоризацией; пиком речевой экспресии со значительным увеличением количества грамматических ошибок, неправильного применения слов, нарушений в структуре предложений, затруднениями в планировании высказывания, темповыми расстройствами в условиях второго речевого кризиса, сопровождающегося, в целом, коммуникативной дезадаптацией (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева. Е.М. Мастюкова, С.Н. Шаховская).
Коммуникативная дезадаптация - это нарушение психологических механизмов приспособления эмоционально-личностной сферы индивидуальности, речемыслительных процессов и речевой деятельности к новым условиям межличностного общения, социальной ситуации развития; наиболее часто проявляется в период возрастных речевых кризисов при формировании психологического новообразования коммуникативной системы (О.В.Трошин).
По Л.И.Беляковой, этот кризис в развитии речи заикающихся детей характеризуется выраженным речевым перенапряжением, нарушениями речевого дыхания, образованием пауз, затруднениями в лексико-грамматическом оформлении и программировании высказывания. По мнению М.И. Лисиной, отмечается переход от внеситуативно-познавательного к внеситуативно-личностному общению. Нарушение процесса общения также сопровождается возникновением конкурентного и неустойчивого типов коммуникации со сверстниками, уменьшением числа просоциальных форм поведения при коммуникативной дезадаптации (Е.О. Смирнова).
Таким образом, в условиях кризиса пяти лет важное значение приобретает многоуровневое исследование особенностей речевого статуса (психолингвистический уровень), семантических характеристик (психосемантический уровень), процесса общения (психосоциальный уровень) у детей с ЗРР в структуре коммуникативной дезадаптации. Что, в свою очередь, определяет необходимость создания новых психодиагностических и психокоррекционных программ для детей с ЗРР данного возраста с позиции многоуровневого анализа.
По данным многоуровневого психологического исследования у детей с ЗРР в период кризиса 5-ти лет отмечаются характерные типы коммуникативной дезадаптации: синтагматический (церебро-органическое недоразвитие речевой деятельности); прагматический (социальное ограничение процесса общения). По функциональным уровням коммуникативной системы выделяются формы: психолингвистическая, психосемантическая, психосоциальная. Причем I тип обусловлен преимущественно цереброорганическим поражением и недоразвитием речевой системы; 2 тип - коммуникативной депривацией и дефицитом социальной информации. В свою очередь, отклонения подразделяются на формы дезадаптивных проявлений: психолингвистическую, психосемантическую, психосоциальную в зависимости от преимущественного уровня поражения коммуникативной системы.
Предложенная система психодиагностики позволяет выявить в структуре коммуникативной дезадаптации (1) нарушения фонетико-фонематической, лексико-грамматической структуры речи; (2) проявления психосемантической недостаточности, выражающиеся в недоразвитии семантических связей, неустойчивости ассоциаций образа и слова; (3) типичные расстройства процессов общения и социально-психологической адаптации.
В условиях речевого кризиса 5-ти лет наблюдаются выраженные дезадаптивные нарушения: 1) фонетико-фонематической, грамматической структуры высказывания; 2) формирования предметного, смыслового и языкового планов речевого высказывания; 3) типичные расстройства процессов общения и социальнопсихологической адаптации. При этом дефицит общения рассматривается как одна из причин формирования ЗПР и ЗРР у детей (М.И. Еникеев). Поэтому актуальна разработка многоуровневой системы психодиагностики для выявления нарушений импрессивной речи, структуры речевой деятельности, семантической недостаточности, отклонений в формировании психологических условий общения, коммуникативных способностей.
По мнению многих ученых, занимающихся данным вопросом, существует достаточно четкая корреляция между языковой способностью и коммуникативной способностью, поэтому проблема коммуникативной адаптации дошкольников, имеющих нарушения в развитии речи приобретает особую актуальность.
Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что особенности речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения, и как следствие, к снижению потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованности в контакте, неумению ориентироваться в ситуации общения.
По мнению Л. C. Выготского, проблемы в развитии речи у ребенка создают почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей. С другой стороны, основной путь компенсации проблем в Если говорить о начале адаптации ребенка, то следует отметить, что возможность к социальной адаптации формируется особенно активно в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает положительный опыт внутри и вне семьи через коммуникацию с другими детьми и взрослыми.
Коммуникативные проблемы дошкольников с задержкой речевого развития обнаруживаются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебной и бытовой деятельности, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское общество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют сниженный социальный статус ребенка в группе сверстников.
За частую это приводит к повышенной Без своевременной коррекции коммуникативной сферы в психическом развитии ребенка могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения могут стать причиной школьной дезадаптации.
Учитывая психологические особенности данной категории детей необходимо подчеркнуть, что для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы у детей с задержкой речевого развития, особое внимание следует уделить использованию творческих, креативных Общение с театром оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, что естественно повышает эффективность Участие в театрализованной деятельности обеспечивает достаточно сильное воздействие на развитие В процессе театрализованной деятельности ребенок имеет возможность использовать все средства, позволяющие ему реализовать свои коммуникативные потребности: экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела), предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения). Работа над образом включает в себя использование всех этих выразительных и изобразительных средств в разных перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |