Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

коммуникат дезадаптация зрр. Коммуникативная дезадаптация


Скачать 17.83 Kb.
НазваниеКоммуникативная дезадаптация
Дата03.12.2019
Размер17.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакоммуникат дезадаптация зрр.docx
ТипДокументы
#65561
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Особое значение для психолингвистических исследований, изучения психосемантической системы при ЗРР имеет возраст пяти лет. В этот период осуществляется переход от среднего к старшему дошкольному возрасту (Д.Б. Эльконин), что сопровождается психологическими проявлениями возрастного кризиса (О.В.Трошин) с формированием новообразований речевой деятельности.

Этот возраст характеризуется кризисом эгоцентрической речи, завершающийся ее интериоризацией; пиком речевой экспресии со значительным увеличением количества грамматических ошибок, неправильного применения слов, нарушений в структуре предложений, затруднениями в планировании высказывания, темповыми расстройствами в условиях второго речевого кризиса, сопровождающегося, в целом, коммуникативной дезадаптацией (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева. Е.М. Мастюкова, С.Н. Шаховская).

Коммуникативная дезадаптация - это нарушение психологических механизмов приспособления эмоционально-личностной сферы индивидуальности, речемыслительных процессов и речевой деятельности к новым условиям межличностного общения, социальной ситуации развития; наиболее часто проявляется в период возрастных речевых кризисов при формировании психологического новообразования коммуникативной системы (О.В.Трошин).

По Л.И.Беляковой, этот кризис в развитии речи заикающихся детей характеризуется выраженным речевым перенапряжением, нарушениями речевого дыхания, образованием пауз, затруднениями в лексико-грамматическом оформлении и программировании высказывания. По мнению М.И. Лисиной, отмечается переход от внеситуативно-познавательного к внеситуативно-личностному общению. Нарушение процесса общения также сопровождается возникновением конкурентного и неустойчивого типов коммуникации со сверстниками, уменьшением числа просоциальных форм поведения при коммуникативной дезадаптации (Е.О. Смирнова).

Таким образом, в условиях кризиса пяти лет важное значение приобретает многоуровневое исследование особенностей речевого статуса (психолингвистический уровень), семантических характеристик (психосемантический уровень), процесса общения (психосоциальный уровень) у детей с ЗРР в структуре коммуникативной дезадаптации. Что, в свою очередь, определяет необходимость создания новых психодиагностических и психокоррекционных программ для детей с ЗРР данного возраста с позиции многоуровневого анализа.

По данным многоуровневого психологического исследования у детей с ЗРР в период кризиса 5-ти лет отмечаются характерные типы коммуникативной дезадаптации: синтагматический (церебро-органическое недоразвитие речевой деятельности); прагматический (социальное ограничение процесса общения). По функциональным уровням коммуникативной системы выделяются формы: психолингвистическая, психосемантическая, психосоциальная. Причем I тип обусловлен преимущественно цереброорганическим поражением и недоразвитием речевой системы; 2 тип - коммуникативной депривацией и дефицитом социальной информации. В свою очередь, отклонения подразделяются на формы дезадаптивных проявлений: психолингвистическую, психосемантическую, психосоциальную в зависимости от преимущественного уровня поражения коммуникативной системы.

Предложенная система психодиагностики позволяет выявить в структуре коммуникативной дезадаптации (1) нарушения фонетико-фонематической, лексико-грамматической структуры речи; (2) проявления психосемантической недостаточности, выражающиеся в недоразвитии семантических связей, неустойчивости ассоциаций образа и слова; (3) типичные расстройства процессов общения и социально-психологической адаптации.

В условиях речевого кризиса 5-ти лет наблюдаются выраженные дезадаптивные нарушения: 1) фонетико-фонематической, грамматической структуры высказывания; 2) формирования предметного, смыслового и языкового планов речевого высказывания; 3) типичные расстройства процессов общения и социальнопсихологической адаптации. При этом дефицит общения рассматривается как одна из причин формирования ЗПР и ЗРР у детей (М.И. Еникеев). Поэтому актуальна разработка многоуровневой системы психодиагностики для выявления нарушений импрессивной речи, структуры речевой деятельности, семантической недостаточности, отклонений в формировании психологических условий общения, коммуникативных способностей.

По мнению многих ученых, занимающихся данным вопросом, существует достаточно четкая корреляция между языковой способностью и коммуникативной способностью, поэтому проблема коммуникативной адаптации дошкольников, имеющих нарушения в развитии речи приобретает особую актуальность.

Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что особенности речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения, и как следствие, к снижению потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованности в контакте, неумению ориентироваться в ситуации общения.

По мнению Л. C. Выготского, проблемы в развитии речи у ребенка создают почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей. С другой стороны, основной путь компенсации проблем в Если говорить о начале адаптации ребенка, то следует отметить, что возможность к социальной адаптации формируется особенно активно в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает положительный опыт внутри и вне семьи через коммуникацию с другими детьми и взрослыми.

Коммуникативные проблемы дошкольников с задержкой речевого развития обнаруживаются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебной и бытовой деятельности, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское общество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют сниженный социальный статус ребенка в группе сверстников.

За частую это приводит к повышенной Без своевременной коррекции коммуникативной сферы в психическом развитии ребенка могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения могут стать причиной школьной дезадаптации.

Учитывая психологические особенности данной категории детей необходимо подчеркнуть, что для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы у детей с задержкой речевого развития, особое внимание следует уделить использованию творческих, креативных 
Общение с театром оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, что естественно повышает эффективность Участие в театрализованной деятельности обеспечивает достаточно сильное воздействие на развитие В процессе театрализованной деятельности ребенок имеет возможность использовать все средства, позволяющие ему реализовать свои коммуникативные потребности: экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела), предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения). Работа над образом включает в себя использование всех этих выразительных и изобразительных средств в разных 

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей