Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Яворская Игры, задания, конспекты 7-10 лет. Конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет)


НазваниеКонспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет)
АнкорЯворская Игры, задания, конспекты 7-10 лет.doc
Дата17.09.2017
Размер410 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЯворская Игры, задания, конспекты 7-10 лет.doc
ТипКонспект
#13262
страница2 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7

Игра «Кирпичная стенка»

Цели:

закреплять знания о предложении, его правильном написании;

• развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (способствовать анализу предложений по словам);

• совершенствовать оптико-пространственные представления;

• способствовать развитию грамматически правильной речи.

Оборудование: игровые карточки «Кирпичная стенка».

Использование:

получив игровую карточку, дети узнают, что неумелый строитель заложил все окна в доме кирпичами, отсюда задание: разбить кирпичи на окнах. Это, можно сделать, оставив предложения (одно, два или три), при этом на кирпи­чах не должно остаться ни одного слова.
Данная игра имеет два варианта. В первом варианте игры слова даются с правильными окончаниями, во втором варианте — слова используются в исходной форме.

Логопед обращает внимание детей на слово, написанное с заглавной буквы (оно должно быть в начале предложения), и точку (это конец предложения).
Игра «Паутинка»

Цели:

• развивать навыки слогового анализа и синтеза;

• формировать умение анализировать предложение по словам;

• совершенствовать оптико-пространственные представления детей;

• закреплять навык чтения слогов и слов.

Оборудование: карточки со слогами, соединенными линиями (слоги образуют слова).

Использование: данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте — текст загадки.

Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети выписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий).

Вариант 2. Аналогичная работа, но из полученных слов дети получают пред­ложение {текст загадки), записывают текст загадки и ответ на нее.
Игра «Соты»

Цели:

• формировать навыки слогового анализа и синтеза;

развивать оптико-пространственные представления;

• закреплять письменный навык и улучшать двигательные способности кисти руки.

Оборудование: карточки- рамки с сотами (прорезями) для каждого ребенка.

Использование: логопед раздает детям «соты» (уточняет значение этого слова), далее дети рас­сматривают их, выясняют, что под каждым окошком стоит число.

Логопед называет слова. Дети выделяют из названного слова заданный слог (например, первый) и вписывают его в окошко сот.

Данная игра имеет два варианта.

Вариант 1. Дети составляют слова из слогов в сотах (слова идут друг за другом).

Вариант 2. Дети составляют слова, используя слоги в сотах.
Игра «Сложные слова»

Цели:

• закреплять знания о сложных словах;

• формировать навык чтения и оптико-пространственные представления;

• обогащать словарь.

Оборудование: таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для поиска.

Использование:

каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать запи­санные внутри таблицы-лабиринта сложные слова.

Дети вспоминают (с помощью логопеда), что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверл с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.

Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать с помощью корней слова.

Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.

Игра «Родственники»

Цели:

• закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах;

• совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельность

закреплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в числе и в корне слова).

Оборудование: карточки с родственными (однокоренными) словами, записанными без пусков.

Использование:

детям выдается игровая карточка. Логопед обращает внимание детей на то, что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга, записать их в тетрадь. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание).

В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать проверочные слова.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
2-й класс
Дифференциация звуков (п), (т)

и букв п, т в словах

Задачи.

1. Развивать психические и мыслительные операции, зрительную память.

2. Закреплять знания о звуках [п], [т] и буквах п, т, учить различать звуки на слух и буквы на письме.

3. Развивать оптико-пространственные представления; тактильные ощущения.

4. Совершенствовать навыки слогового и звукобуквенного анализа, анализа предложений по словам.

5. Способствовать развитию мелкой моторики.
Материал:

• мнемотаблица к слову «три»,

• карточка со стилизованными изображения букв д, т,

• игра «Узнай букву на ощупь» (Буквы вырезаются из бархатной бумаги, дети должны определять их на ощупь, закрыв глаза.)

• игра «Ромб»,

• рисунок по клеткам («Петух»),

• призовые жетоны.
План занятия:

I. Организационный момент.

II. Развитие высших психических функций.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [п], [т], написания букв п, т.

2. Развитие тактильных ощущений, работа со стилизованными буквами.

3. Развитие навыков звукобуквенного анализа, чтения.

4. Анализ предложений.

5. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

IV. Совершенствование двигательных навыков пальцев рук, навыков про­странственной ориентации,

V. Итог занятия.
Ход занятия

I. Организационный момент

П. Развитие высших психических функций

Детям предлагается задание по мнемотаблице (рис. 1).

— Посмотрите на карточку, выставленную на стенде. Перед вами мнемотаблица. Назовите все картинки на ней (дети отвечают). Еще раз внимательно смотрите на таблицу. По памяти (таблицу переворачивают) назовите все названия картинок.
III. Логопедическая часть занятия

1.Повторение артикуляции и характеристики звуков (п), (т), написания букв п, т

— Сегодня мы с вами будем повторять то, что мы изучали на прошлом уроке.

— Как произносятся звуки [п] — [т]? (Оба звука являются согласным, глухими, могут быть твердыми и мягкими, но при произнесении звука [п] воздух встречает на своем пути преграду губы, а при произнесении звука [т]у воздуха возникает другая преграда — язык, поднимающийся к нёбу).

— Что общего в написании букв п, т? (В состав букв входят одинаковые элементы — вертикальная наклонная палочка и элемент «рыболовный крючок».)

— Чем различаются буквы п, т по написанию? (У буквы «п» — 2 элемента, а у буквы «т» — 3: есть дополнительный элемент.)
2. Развитие тактильных ощущений, работа со стилизованными буквами

— Каждый из вас на ощупь попробует определить, какая буква спрятана на карточке.

Игра «Узнай букву на ощупь».

Дети с помощью логопеда (он водит палец ребенка по «бархатной» букве) пытаются определить, какая буква прячется в карточке. За правильный ответ дети получают жетон.

Логопед выставляет на доске карточку со стилизованным изображением бувк п и т (рис. 2).

Дети рассматривают буквы п, т, обсуждают их сходство и различие. Вспоминают написание обычных букв.
3. Развитие навыков звукобуквенного анализа, чтения.

Логопед раздает карточки со словами:

ло...ата, ...анк, ...арелка, ка...ус...а, кра...ива, ...анец, лам...а, с...акан, ...равда.

— Прочитайте слова, написанные на карточке. Эти слова трудно читать, в них не хватает букв п, т. Карандашом вставьте эти буквы.

— Определите, на каком по счету месте прячутся буквы п, т в этих словах (дети отвечают).
4. Анализ предложений

— Составьте предложение с каким-либо из этих слов. Запишите графическую схему предложения. Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, все слова пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения ставится точка.

— Вставьте буквы п, т в слова в схеме предложения.

Например:Петя копает клумбу лопатой. Мама купила капусту. В стакане кефир.
|Пт пт __ пт . |___ п пт . |___ т ___ .
5. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

Логопед раздает карточки для игры «Ромб» (рис. 3).

— А теперь мы с вами поиграем. Перед вами игра «Ромб». Сколько маленьких ромбов на карточке? (4) Найдите правый ромб, назовите буквы в нем (дети называют). Какие буквы находятся в левом ромбе? В нижнем? В верхнем?

—Прослушав инструкцию, попробуйте составить слово из букв, которые находятся в ромбах. В этих словах будет только один слог, а значит, только одна гласная буква. Полученные слова запишите в тетрадь через запятую.

Например. Нижний ромб — буква посередине, верхний ромб — буква вверху, верхний ромб — буква внизу, (ток)

Левый ромб — буква справа, нижний ромб — буква посередине, верхний ромб — буква сверху, (сто)

Правый ромб — буква слева, верхний ромб — буква вверху, нижний ромб буква посередине, (рот)

Нижний ромб — буква посередине, верхний ромб — буква сверху, правый ромб — буква слева, нижний ромб — буква посередине, (торт)

Правый ромб — буква справа, правый ромб — буква слева, левый ромб — буква сверху, нижний ромб — буква посередине, (брат)
— Подчеркните букву т зеленым цветом, поставив под ней 2 черточки. Была ли буква п в этих словах? (нет)

— Назовите слова, в которых будет встречаться буква п. За правильный ответ вы получаете жетончик.
IV. Совершенствование двигательных навыков пальцев рук, навыков пространственной ориентации

Логопед предлагает составить рисунок по клеткам (рис. 4).

— Мы работаем в тетради в клетку. Внимание! Я ставлю точку, и мы начина­ем рисовать.

По инструкции логопеда дети с помощью ориентировки на листе бумаги в клетку получают рисунок.

— Кто у нас получился? (петух)
V. Итог занятия

— Вспомните, какие звуки и буквы мы изучали с вами на сегодняшнем уроке.


Дифференциация звуков (о), (а)

и букв о, а в словах

Задачи.

1. Развивать оптико-пространственные представления, двигательные навы­ки пальцев рук.

2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предло­жений по словам.

3. Формировать навыки звукобуквенного анализа.

4. Обогащать словарь, развивать связную речь, умение составлять рассказ (описание предмета) по схеме, умение объяснять.
Материал:

• игра «Буквенные цепочки» (о—> а —> ф ——>б);

• игра «Паутинка» («Слова»);

• слоговой текст (для каждого ребенка);

• игра «Читалочка»;

• схема для составления рассказа об овощах и фруктах;

• наложенные изображения предметов («Овощи и фрукты»).

План занятия.

  1. Организационный момент.

  2. . Развитие оптико-пространственных представлений, умения объясняя

  3. . Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции звуков [о], [а], написания букв о, а.

2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слоге анализа и синтеза.

3. Развитие навыков слогового анализа, анализа предложений по слов

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

1. Классификация названий овощей, фруктов.

2. Составление описательного рассказа об овощах или фруктах.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.
Ход занятия

I. Организационный момент

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объясш

Логопед выставляет на доске карточку для игры «Буквенные цепочки» (рис.5)

— Перед вами карточка, на которой написаны буквы. Назовите их (о, а, ф, д, б). Объясните, как из одной буквы сделать другую. Что для этого нужно сделать? (можно убрать какой-либо элемент или добавить)

Далее следуют объяснения детей (при затруднении логопед помогает дать правильный ответ).
III. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции звуков (о), (а), написания букв о, а

— Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду гласных)

— Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены, а при произношении звука [а] рот широко открыт)

— Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»)

— Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 элемент — «овал», а в состав буквы «а» 2 элемента — «овал» и «палочка с закруглением внизу»).

— Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе), а теперь букву а.
2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового анали синтеза

На стенде находится карточка из игры «Паутинка» (рис. 6).

— Прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориентируясь на линии. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.

— Какие слова у вас получились? (оса, собака, кошка, гора, забор, роза, кора, альбом)

— Всегда ли звук [о] слышится четко в слове? (нет) Назовите слова, в которых звук [о] слышится как [а] (оса, собака, гора, кора).

— Написание буквы о нужно проверять путем подбора проверочного слова. Но иногда проверочное слово подобрать невозможно, написание слова следует запомнить.

— Запишите эти слова. Выделите шифровкой буквы о, а — букву а подчеркните одной чертой, букву «о» возьмите в овал.
3. Развитие слогового анализа, анализа предложений на слова

Логопед раздает карточки со слоговым текстом.
О сень как ху дож ник по ра бо та ла на ела ву. Рас кра си ла о на листья на де ревь ях. Рас стара лась осень и подарила людям богатый урожай.
— Следующее задание очень сложное. На карточках, которые лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в каждом предложении, в тексте.

— Запишите предложения в виде схем. Сколько в тексте предложений? (3)

— Вставьте буквы о, а в слова в схеме предложений.

Например:


IV. Лексико-грамматическая часть занятия

  1. Классификация названий овощей и фруктов

Логопед раздает карточки с игрой «Читалочка».
ПОМИДОРКАПУСТААПЕЛЬСИНМОРКОВЬ ЧЕСНОКХУРМАЛИМОНКАРТОФЕЛЬОГУРЕЦ СВЁКЛАЯБЛОКОГРУШАЛУКСЛИВАРЕПА БАКЛАЖАНРЕДИСПЕРЕЦКАБАЧОКАНАНАС
— Следующее задание «Читалочка» попроще. Разделите тетрадный лис полам. Прочитайте слова, написанные на карточках. Выпишите названия фруктов в первый столбик, названия овощей во второй столбик.

— Обратите внимание, что слова в «Читалочке» написаны слитно, их нужно отделить друг от друга.

Например:

помидор, капуста, апельсин, морковь, чеснок, хурма, лимон, картофель, перец, свёкла, яблоко, груша, лук, слива, репа, баклажан, редис, перец, кабачок, ананас.

— В названиях каких предложенных овощей или фруктов нет букв о, а? (лук, редис, перец)

— Выполните шифровку букв о, а (о возьмите в овал, букву а подчерк одной чертой)

2. Составление рассказа об овощах или фруктах

— А теперь мы с вами попробуем составить рассказ об овоще или фрукте. Представьте, что кто-то никогда не видел, не пробовал яблока. С помощью нашего рассказа может быть кто-то захочет попробовать яблоко. Каждому из вас предлагается схема, с помощью которой можно составить рассказ об овоще фрукте.
Схема рассказа (описания предмета)

1. ... — это овощ или фрукт?

2. Овощ растет в огороде на грядке (фрукт растет в саду на дереве).

3. Цвет.

4. Форма.

5. Размер.

6. Вкус.

7. Запах.
Например. Послушайте мой рассказ о яблоке (я следую схеме рассказа).

1. Яблоко — это фрукт.

2. Он растет в саду на дереве (яблоне).

3. Яблоко может быть зеленым, красным, жёлтым.

4. Яблоко — круглое или овальное.

5. По размеру оно большое, а может быть маленькое.

6. У яблока сладкий вкус, но оно может быть и кисло-сладким.

7. У яблока приятный, ароматный запах.

— Кто попробует составить свой рассказ? (варианты ответов детей)
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей