2. Формирование навыков слогового анализа и синтеза
Логопед выставляет на стенд карточку из игры «Паутинка» (рис. 20).
— Посмотрите на карточку на доске. Перед вами «Паутинка». Начиная с выделенного слога, двигаясь от слога к слогу по линии, прочитайте слоги, соедините их в слова. Из прочитанных слов вы сможете составить текст загадки.
— По очереди подходите к доске и записывайте слоги.
— Какой текст загадки у вас получился? (Через океан плывет великан, а ус во рту скрывает.)
— Как вы думаете, о ком эта загадка? (о ките)
— Запишите текст загадки и ответ на нее. Выделите шифровкой буквы о, а (о шифруем овалом, букву а подчеркиваем одной чертой).
3. Работа с деформированными предложениями Логопед каждому ребенку раздает карточку.
К Северному полюсу отправился _______. Я с детства мечтал стать______________ и плавать по морям. Виктория — один из крупнейших ___________________в мире. Осенью мы собираем листья с земли, потому что из-за _________ они опадают. В лесу работали ________.
Слова для справок: мореплаватель, водопад, ледокол, листопад, лесоруб.
— Прочитайте предложения, обратите внимание, что в предложениях не хватает каких-то слов. Их нужно вставить, используйте слова для справок.
— Прочитайте слова для справок.
— Перед вами сложные слова. Что это значит? (в состав слов входят 2 корня) (Данная тема обсуждается только с учащимися 3-го класса.)
— Запишите предложения.
(учащиеся 2-го класса шифровкой выделяют гласные о, а; учащиеся 3-го класса — выделяют в сложных словах приставку, корни, суффикс, окончание и соединительные гласные.) IV. Лексико-грамматическая часть занятия
1. Работа с деформированными предложениями
— Прошел дождь. Выглянуло солнце, на небе появилась разноцветная радуга. Помогите мне вспомнить цветовую гамму радуги. Логопед записывает на доске:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
— Каждому слову в этом предложении соответствует цвет радуги. Назовите эти цвета. (Красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый)
— А теперь посмотрите на игру, которая называется «Загадки времен года».
Логопед раздает каждому ребенку карточку из игры «Загадки времен года» (рис. 21) и предлагает раскрасить квадраты в соответствии с данными на образце рекомендациями.
— Если мы правильно назовем цветовую гамму радуги, то у нас получится текст о каком-то времени года. Давайте попробуем отгадать.
Дети выбирают квадраты красного цвета, составляют предложение со словами. Далее следует аналогичная работа со всеми цветными квадратами игры.
— Назовите первое предложение. (Наступила золотая осень.)
— Второе. (Окрасилась листва на деревьях.)
— Третье. (Красным цветом горит клён.)
— Четвертое. (Не страшна осень ёлкам и соснам.)
— Пятое. (В сосновом бору спрятался последний гриб.)
— Шестое. (Отцвели цветы.)
— Седьмое. (Часто льют дожди, всюду лужи.)
(Учащиеся 2-го класса делают запись предложений с помощью схем, учащиеся 3-го класса пишут предложения под диктовку логопеда.)
— Найдите все буквы о, а в словах, выделите их.
(Учащиеся 2-го класса находят место букв о, а в схемах, учащиеся 3-го класса — выделяют буквы шифровкой.) 2. Поиск прилагательных, выделение окончаний
Логопед раздает карточки. ЗОЛОТАЯДОЖДЛИВЫЙХМУРОЕПАСМУРНОЕ
КРАСНЫЕПОЗДНЯЯОСЕННИЙСЕРОЕДОЛГИЕ
ГЛУБОКАЯЛИСТВЕННЫЙХВОЙНЫЙРАННЯЯ — На карточках спрятались прилагательные.
— Что такое прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета, изменяется по родам, числам, падежам и отвечает на вопросы «Какой?» кКакая?» «Какое?» «Какие?»)
— Прочитайте слова, найдите все прилагательные.
— Назовите все слова, которые у вас получились.
— Определите род каждого прилагательного, выделите окончание (окончания выделяют учащиеся 3-го класса). В каком числе нельзя определить род прилагательного? (во множественном числе)
— Она какая? (золотая, глубокая, поздняя, ранняя)
— Оно какое? (хмурое, пасмурное, серое)
— Он какой? (дождливый, осенний, лиственный, хвойный)
— Они какие? (красные, долгие) V. Итог занятия
— Какие задания мы сегодня выполняли? Закрепление знаний о составе слова.
Развитие оптико-пространственных представлений
Задачи.
1. Развивать оптико-пространственные представления, формировать буквенный гнозис.
2. Закреплять знания о составе слова, о сложных словах (с двумя корнями), учить подбирать проверочные слова, закреплять знания о частях речи, о правописании безударных гласных.
3. Формировать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение отделять слова друг от друга, составлять предложения с заданными словами, определять количество слов в предложении).
4. Расширять словарь (знания о перелетных птицах),
5. Развивать грамматически правильную речь.
Материал;
• наложенные изображения («Письменные буквы»).
• игра «Родственники» (для каждого ребенка).
• игра «Зимующие и перелетные птицы» («Весна»).
• рисунок по клеткам («Лебедь»).
План занятия.
I. Организационный момент.
П. Формирование буквенного гнозиса.
III. Логопедическая часть занятия:
1. Закрепление знаний о составе слова.
2. Развитие аналитике -синтетической деятельности: определение родственных (однокоренных) слов, анализ предложений по словам, запись предложений.
IV. Лексико- грамматическая часть занятия;
1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам.
2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелётных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
VI. Итог занятия. Ход занятия
I. Организационный момент
П. Формирование буквенного гнозиса
Логопед выставляет на доске карточку «Письменные буквы» (рис. 22).
— На карточке расположены буквы. Они наложены одна на другую. Назовите эти буквы (с, э, ю; в, д, к; ш, щ, и; п, т, а; с, ж, х; м, л, о)
— Есть ли общие элементы у этих букв? (у букв «с», «э» общий элемент — «полуовалы»; у букв «в», «д» общие элементы «овал» и «палочка с петлей.» у букв «ш», «щ», «и» «палочка с закруглением внизу»; у букв «п», «т» — «наклонная вертикальная палочка и, рыболовный крючок»; у букв «с», «ж», «х» — «полуовалы»; у букв «м», «л» — «крючок, смотрящий влево и вправо») III. Логопедическая часть занятия
1. Закрепление знаний о составе слова.
— Что вы знаете о составе слова? (оно может состоять из корня, окончания, суффикса, приставки)
— Что обязательно присутствует в слове? (корень)
2. Развитие аналитика-синтетической деятельности Логопед раздает карточки из игры «Родственники». Карточка № 1
Лес — лесничийлесниклесоводлесорублесная
лесистыйперелесоклесостепьлесничествоподлесок
лесотундра
Карточка М 2 ' ' л-
Вода—водицаводопадводостокводянойводопровод
водичкаводныйподводникподводнаянаводнение
паводокводолазводянистыйбезводныйводоросли
водопойтемноводный
— Перед каждым из вас карточка 1 , определите родственников для выделенных слов (родственные, или однокоренные слова). Отделите их друг от друга.
— Какие слова у вас получились? (лес, лесничий, лесник, лесовод, лесоруб, лесная, лесистый, перелесок, лесостепь, лесничество, подлесок, лесотундра)
— Запишите эти слова через запятую. =•>••-.^пя-.икт^ гшгг---
— Выделите общий корень в этих словах. Какой он? (лес) Какая гласная находится в корне слова? (е)
— Посмотрите на карточку 2. Это задание труднее. Отделите родственные, или однокоренные, слова для слова «вода». -Ц4 - ,-3
— Какие слова у вас получились? (вода, водица, водопад, водосток, водяной, водопровод, водичка, водный, подводник, подводная, наводнение, паводок, водолаз, водянистый, безводный, водоросли, водопой, темноводный) >:
— Какой корень во всех словах? (вод) Какая гласная находится в этом корне? (о)
— В каких словах присутствуют сразу два корня? (водопад, водосток, водопровод, водолаз, водоросли, водопой, темноводный)
— Какая соединительная гласная может быть между двумя корнями? (о или е)
— Составьте предложения с родственными, или однокоренными, словами для слова «вода», (варианты ответов детей) Например.
Весной произошло сильное наводнение. ... . .: -
Володя босыми ногами зацепился за водоросли. ,-.г ••-,».. . ,г •, -,
Вокруг была безводная пустыня. «*>,••- • •
Звери по узкой тропке шли на водопой. ,
Ты умыла личико водичкой1?
— Запишите предложения сначала в виде схем. --> * vi., :, н.>. •-.- < . ••
— Запишите предложения под диктовку. !•."•.-• ^'-' у.ч^»*ш ^,>.1>."-л.< *
— Найдите родственные, или од но коренные, слова для слова «вода», сделайте их разбор по составу. „_ .,. ,,.
(При составлении своего предложения дети также называют использованное родственное слово, определяют количество слов в предложении.)
|'".'> тмт*.тм "'.т" ,'.'•' •" ' IV. Лексико-грамматическая часть занятия >
1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам
— Вы знаете, что есть разные части речи. Попробуйте подобрать родственное, или однокоренное, слово к заданному слову из каждой предложенной части речи.
Логопед на доске записывает: существительное
бег
пробежка
забег прилагательное
беговая
беговые
глагол
пробежать
бежал
Слова для подбора: берег, река, птица, звон, зима. 2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелетных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числеИспользуется игра «Зимующие и перелетные птицы. Весна». — Какая из названных птиц — лишняя? Синица, журавль, утка? (синица — зимующая птица, а остальные перелетные)— Мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы». — На этом круге находится изображение весны. В это время года перелетные птицы возвращаются в родные края — В круге есть отверстия для названий перелетных птиц. На лепестках — их изображения, но есть среди них и лишние, зимующие. По внешнему виду отберите перелетных птиц, назовите их. ;«!'-. (=•.•..-.и -,". гм» -;>>, -*т:-. Дети подбирают лепестки, называют птиц. — Охарактеризуйте названия перелетных птиц, подберите для них прилагательное (варианты ответов детей). Например:Грач — черный, если он ходит по пашне с важным видом — он какой? (важный)Лебедь — если у него голова черного цвета, то он — какой? (черноголовый)Ласточка — если она быстро летает, то она — какая? (быстрая)Аист — если он белого цвета, то он — какой? (белый) Утка — если она живет в дикой природе, то она — какая? (дикая)Иволга — если она желтого цвета, то она — какая? (желтая)Кукушка — если она звонко кукует, то она — какая? (звонкая) (Журавль — если он серого цвета, то он — какой? (серый) ' Жаворонок — если он живет в степи, то он — какой? (степной)— Запишите следующие словосочетания, следя за правописанием окончаний прилагательных и существительных (они согласуются в роде и числе):Дети пишут: важный грач (пишем мягкий знак? почему нет?), черный (словарное слово) лебедь (правописание парных звонких согласных в конце слова, подбор проверочного — «лебеди»), быстрая ласточка, белый аист, дикая утка, желтая (словарное слово) иволга, звонкая кукушка, серый журавль (слышим «жураваль», пишем без второй буквы «а», это только звук), степной жаворонок. - '• .!, - — Выделите все гласные в словах а (о) у[ы] я_ ё_ ю^ и е_ (э) : РИС ! V. Развитие двигательных навыков пальцев рук п. ,,_,,,,Логопед предлагает сделать рисунок по клеткам (рис. 23). — Откройте тетради в клетку. Начинаем рисовать с ориентировкой на стороны: вправо — влево, вверху — внизу. Срисуйте изображение лебедя. — Кто у вас получился? (лебедь)•• 41, - гVI. Итог занятия ' «-..••— Какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что входит в состав слова? Дифференциация звуков (п), (т)и букв л, г в словах и предложенияхЗадачи.1. Развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис, совершенствовать навык чтения, оптико-пространственные представления. 2. Формировать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предложений по словам. 303. Способствовать развитию грамматически правильной речи.4. Обогащать словарь.5. Совершенствовать двигательные навыки пальцев рук.Материал: '- . . ' • игра «Разбежались кто — куда» (варианты 1, 2);• игра «Прочитай названия» («Павлин»), маркеры (для каждого ребенка); • слоговые тексты для каждого ребенка;• игра «Собери предложения» (вариант 1); • игра «Зимующие и перелётные птицы» («Зима»). План занятия.I. Организационный момент.П. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. 1П. Логопедическая часть занятия: 1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [п], [т] и написания букв п, т. _2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений. 3. Совершенствование оптико-пространственных представлений, навыков анализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза. IV. Лексико-грамматическая часть занятия:1. Работа с деформированными предложениями по графическому образцу.2. Работа над обогащением словаря: закрепление в памяти названий зимующих птиц; введение в словарь прилагательных. 5. Итог занятия.Ходзанятия I. Организационный момент II. Развитие зрительного восприятия и гнозиса Используется материал игры «Разбежались кто — куда» (варианты 1, 2) (рис. 24). Логопед предлагает детям распределить одинаковые по величине изображения предметов, которые в реальности различаются своими размерами. Подобрав правильный порядок картинок, дети выделяют из названий предметов первые звуки, буквами записывают их в тетрадь. Например.Даны картинки — якорь, лампочка, самокат, ракета, вишня. Дети выясняют, что правильный порядок слов таков: ракета (она самая большая), якорь, самокат, лампочка, вишня. Дети называют первые звуки в этих словах: [р], [й'а], [с], [л], [в 1]), а в тетрадь записывают буквы: р, я, с, л, в.Далее используется второй вариант игры (рис. 25). III. Логопедическая часть занятия 1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (п), (т) и написания бук» п, т— Что общего есть у звуков [п], [т]? (Это глухие согласные, они могут быть твердыми и мягкими)— В чем же их различие? (звук [п] произносится с помощью губ, а звук [т] с помощью языка, поднимающегося к твердому нёбу)— Что общего у букв п, т? (в их состав входят одинаковые элементы — «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)31— Чем же они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» — два, у буквы «т» — три. (третий элемент — «крючок», смотрящий вверх влево) 2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений Логопед раздает карточки с игрой «Прочитай названия» («Павлин») (рис. 26). — Кто изображен на карточке? (павлин) Павлин — это кто? (птица жарких стран)— Прочитайте названия птиц, найдите те, в состав которых входят буквы п, т. Те названия, которые не включают в свой состав буквы п, т — зачеркивайте. ',— Какие слова включают в свой состав буквы п, т? (дети перечисляют) | — Запишите эти названия, подчеркните буквы п, т. Букву п — одной чертой," букву т — двумя, так как у нее больше элементов. Дети записывают: павлин, клёст, попугай, аист, цапля, пеликан, альбатрос, стриж, дятел, ласточка. | 3. Совершенствование оптико-пространственных представлений, навыков анализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза Логопед раздает карточки. . ,*-••*.>:Лю бит Пе тя ри со вать. Хо ро шо э то у не го по лу ча ет ся. Как-то на ри со вал Пе тя пе ту ха. Не ус пел о гля нуть ся, как пе тух о жил. Ветре пе нул ся пе тух и гром ко за ку ка ре кал. Оч нул ся Пе тя, э то сон е му та кой при снил ся. — На карточке, которая лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в тексте. Запишите предложения в тетрадь, чтобы получился связный] текст. ( "*' ' " .;*<п•.](;,•! :=•»* — Подчеркните букву л — одной чертой, букву т — двумя чертами. перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |