Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Яворская Игры, задания, конспекты 7-10 лет. Конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет)


НазваниеКонспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет)
АнкорЯворская Игры, задания, конспекты 7-10 лет.doc
Дата17.09.2017
Размер410 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЯворская Игры, задания, конспекты 7-10 лет.doc
ТипКонспект
#13262
страница4 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7


2. Формирование навыков слогового анализа и синтеза

Логопед выставляет на стенд карточку из игры «Паутинка» (рис. 20).

— Посмотрите на карточку на доске. Перед вами «Паутинка». Начиная с выделенного слога, двигаясь от слога к слогу по линии, прочитайте слоги, соедините их в слова. Из прочитанных слов вы сможете составить текст загадки.

— По очереди подходите к доске и записывайте слоги.

— Какой текст загадки у вас получился? (Через океан плывет великан, а ус во рту скрывает.)

— Как вы думаете, о ком эта загадка? (о ките)

— Запишите текст загадки и ответ на нее. Выделите шифровкой буквы о, а (о шифруем овалом, букву а подчеркиваем одной чертой).

3. Работа с деформированными предложениями Логопед каждому ребенку раздает карточку.

К Северному полюсу отправился _______. Я с детства мечтал стать______________ и плавать по морям. Виктория — один из крупнейших ___________________в мире. Осенью мы собираем листья с земли, потому что из-за _________ они опадают. В лесу работали ________.

Слова для справок: мореплаватель, водопад, ледокол, листопад, лесоруб.

— Прочитайте предложения, обратите внимание, что в предложениях не хва­тает каких-то слов. Их нужно вставить, используйте слова для справок.

— Прочитайте слова для справок.

— Перед вами сложные слова. Что это значит? (в состав слов входят 2 корня) (Данная тема обсуждается только с учащимися 3-го класса.)

— Запишите предложения.

(учащиеся 2-го класса шифровкой выделяют гласные о, а; учащиеся 3-го клас­са — выделяют в сложных словах приставку, корни, суффикс, окончание и соеди­нительные гласные.)
IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Работа с деформированными предложениями

— Прошел дождь. Выглянуло солнце, на небе появилась разноцветная радуга. Помогите мне вспомнить цветовую гамму радуги. Логопед записывает на доске:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

— Каждому слову в этом предложении соответствует цвет радуги. Назовите эти цвета. (Красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий фиолетовый)

А теперь посмотрите на игру, которая называется «Загадки времен года».

Логопед раздает каждому ребенку карточку из игры «Загадки времен года» (рис. 21) и предлагает раскрасить квадраты в соответствии с данными на образце рекомендациями.

— Если мы правильно назовем цветовую гамму радуги, то у нас получится текст о каком-то времени года. Давайте попробуем отгадать.

Дети выбирают квадраты красного цвета, составляют предложение со слова­ми. Далее следует аналогичная работа со всеми цветными квадратами игры.

— Назовите первое предложение. (Наступила золотая осень.)

— Второе. (Окрасилась листва на деревьях.)

— Третье. (Красным цветом горит клён.)

— Четвертое. (Не страшна осень ёлкам и соснам.)

— Пятое. (В сосновом бору спрятался последний гриб.)

— Шестое. (Отцвели цветы.)

— Седьмое. (Часто льют дожди, всюду лужи.)

(Учащиеся 2-го класса делают запись предложений с помощью схем, учащиеся 3-го класса пишут предложения под диктовку логопеда.)

— Найдите все буквы о, а в словах, выделите их.

(Учащиеся 2-го класса находят место букв о, а в схемах, учащиеся 3-го клас­са — выделяют буквы шифровкой.)
2. Поиск прилагательных, выделение окончаний

Логопед раздает карточки.
ЗОЛОТАЯДОЖДЛИВЫЙХМУРОЕПАСМУРНОЕ

КРАСНЫЕПОЗДНЯЯОСЕННИЙСЕРОЕДОЛГИЕ

ГЛУБОКАЯЛИСТВЕННЫЙХВОЙНЫЙРАННЯЯ
— На карточках спрятались прилагательные.

— Что такое прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак пред­мета, изменяется по родам, числам, падежам и отвечает на вопросы «Какой?» кКакая?» «Какое?» «Какие?»)

— Прочитайте слова, найдите все прилагательные.

— Назовите все слова, которые у вас получились.

— Определите род каждого прилагательного, выделите окончание (окончания выделяют учащиеся 3-го класса). В каком числе нельзя определить род прилагательного? (во множественном числе)

— Она какая? (золотая, глубокая, поздняя, ранняя)

— Оно какое? (хмурое, пасмурное, серое)

— Он какой? (дождливый, осенний, лиственный, хвойный)

— Они какие? (красные, долгие)
V. Итог занятия

— Какие задания мы сегодня выполняли?
Закрепление знаний о составе слова.

Развитие оптико-пространственных представлений

Задачи.

1. Развивать оптико-пространственные представления, формировать буквенный гнозис.

2. Закреплять знания о составе слова, о сложных словах (с двумя корнями), учить подбирать проверочные слова, закреплять знания о частях речи, о правописании безударных гласных.

3. Формировать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение отделять слова друг от друга, составлять предложения с заданными словами, определять количество слов в предложении).

4. Расширять словарь (знания о перелетных птицах),

5. Развивать грамматически правильную речь.

Материал;

• наложенные изображения («Письменные буквы»).

• игра «Родственники» (для каждого ребенка).

• игра «Зимующие и перелетные птицы» («Весна»).

• рисунок по клеткам («Лебедь»).

План занятия.

I. Организационный момент.

П. Формирование буквенного гнозиса.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Закрепление знаний о составе слова.

2. Развитие аналитике -синтетической деятельности: определение родственных (однокоренных) слов, анализ предложений по словам, запись предложений.

IV. Лексико- грамматическая часть занятия;

1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам.

2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелётных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.
Ход занятия

I. Организационный момент

П. Формирование буквенного гнозиса

Логопед выставляет на доске карточку «Письменные буквы» (рис. 22).

— На карточке расположены буквы. Они наложены одна на другую. Назовите эти буквы (с, э, ю; в, д, к; ш, щ, и; п, т, а; с, ж, х; м, л, о)

— Есть ли общие элементы у этих букв? (у букв «с», «э» общий элемент — «полуовалы»; у букв «в», «д» общие элементы «овал» и «палочка с петлей.» у букв «ш», «щ», «и»

«палочка с закруглением внизу»; у букв «п», «т» — «наклонная вертикальная палочка и, рыболовный крючок»; у букв «с», «ж», «х» — «полуовалы»; у букв «м», «л» — «крючок, смотрящий влево и вправо»)
III. Логопедическая часть занятия

1. Закрепление знаний о составе слова.

— Что вы знаете о составе слова? (оно может состоять из корня, окончания, суффикса, приставки)

— Что обязательно присутствует в слове? (корень)

2. Развитие аналитика-синтетической деятельности Логопед раздает карточки из игры «Родственники».
Карточка № 1

Лес — лесничийлесниклесоводлесорублесная

лесистыйперелесоклесостепьлесничествоподлесок

лесотундра

Карточка М 2 ' ' л-

Вода—водицаводопадводостокводянойводопровод

водичкаводныйподводникподводнаянаводнение

паводокводолазводянистыйбезводныйводоросли

водопойтемноводный

— Перед каждым из вас карточка 1 , определите родственников для выделен­ных слов (родственные, или однокоренные слова). Отделите их друг от друга.

— Какие слова у вас получились? (лес, лесничий, лесник, лесовод, лесоруб, лесная, лесистый, перелесок, лесостепь, лесничество, подлесок, лесотундра)

— Запишите эти слова через запятую. =•>••-.^пя-.икт^ гшгг---

— Выделите общий корень в этих словах. Какой он? (лес) Какая гласная на­ходится в корне слова? (е)

— Посмотрите на карточку 2. Это задание труднее. Отделите родственные, или однокоренные, слова для слова «вода». -Ц4 - ,-3

— Какие слова у вас получились? (вода, водица, водопад, водосток, водяной, водопровод, водичка, водный, подводник, подводная, наводнение, паводок, водо­лаз, водянистый, безводный, водоросли, водопой, темноводный) >:

— Какой корень во всех словах? (вод) Какая гласная находится в этом корне? (о)

— В каких словах присутствуют сразу два корня? (водопад, водосток, водо­провод, водолаз, водоросли, водопой, темноводный)

— Какая соединительная гласная может быть между двумя корнями? (о или е)

— Составьте предложения с родственными, или однокоренными, словами для слова «вода», (варианты ответов детей) Например.

Весной произошло сильное наводнение. ... . .: -

Володя босыми ногами зацепился за водоросли. ,-.г ••-,».. . ,г •, -,

Вокруг была безводная пустыня. «*>,••- • •

Звери по узкой тропке шли на водопой. ,

Ты умыла личико водичкой1?

— Запишите предложения сначала в виде схем. --> * vi., :, н.>. •-.- < . ••

— Запишите предложения под диктовку. !•."•.-• ^'-' у.ч^»*ш ^,>.1>."-л.< *

— Найдите родственные, или од но коренные, слова для слова «вода», сделайте их разбор по составу. „_ .,. ,,.

(При составлении своего предложения дети также называют использованное родственное слово, определяют количество слов в предложении.)

|'".'> тмт*.тм "'.т" ,'.'•' •" '
IV. Лексико-грамматическая часть занятия >

1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам

— Вы знаете, что есть разные части речи. Попробуйте подобрать родственное, или однокоренное, слово к заданному слову из каждой предложенной части речи.


Логопед на доске записывает:

существительное

бег

пробежка

забег
прилагательное

беговая

беговые

глагол

пробежать

бежал


Слова для подбора: берег, река, птица, звон, зима.
2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелетных птиц; согла­сование прилагательных с существительными в роде и числе

Используется игра «Зимующие и перелетные птицы. Весна».

— Какая из названных птиц — лишняя? Синица, журавль, утка? (синица — зимующая птица, а остальные перелетные)

— Мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы».

— На этом круге находится изображение весны. В это время года перелетные птицы возвращаются в родные края

— В круге есть отверстия для названий перелетных птиц. На лепестках — их изображения, но есть среди них и лишние, зимующие. По внешнему виду отбе­рите перелетных птиц, назовите их. ;«!'-. (=•.•..-.и -,". гм» -;>>, -*т:-.

Дети подбирают лепестки, называют птиц.

— Охарактеризуйте названия перелетных птиц, подберите для них прилага­тельное (варианты ответов детей). Например:

Грач — черный, если он ходит по пашне с важным видом — он какой? (важный)

Лебедь — если у него голова черного цвета, то он — какой? (черноголовый)

Ласточка — если она быстро летает, то она — какая? (быстрая)

Аист — если он белого цвета, то он — какой? (белый)

Утка — если она живет в дикой природе, то она — какая? (дикая)

Иволга — если она желтого цвета, то она — какая? (желтая)

Кукушка — если она звонко кукует, то она — какая? (звонкая) (

Журавль — если он серого цвета, то он — какой? (серый) '

Жаворонок — если он живет в степи, то он — какой? (степной)

— Запишите следующие словосочетания, следя за правописанием окончаний прилагательных и существительных (они согласуются в роде и числе):

Дети пишут: важный грач (пишем мягкий знак? почему нет?), черный (сло­варное слово) лебедь (правописание парных звонких согласных в конце слова, подбор проверочного — «лебеди»), быстрая ласточка, белый аист, дикая утка, желтая (словарное слово) иволга, звонкая кукушка, серый журавль (слышим «жураваль», пишем без второй буквы «а», это только звук), степной жаво­ронок. - '• .!, -

— Выделите все гласные в словах а (о) у[ы] я_ ё_ ю^ и е_ (э) : РИС

! V. Развитие двигательных навыков пальцев рук п. ,,_,,,,

Логопед предлагает сделать рисунок по клеткам (рис. 23).

— Откройте тетради в клетку. Начинаем рисовать с ориентировкой на сторо­ны: вправо — влево, вверху — внизу. Срисуйте изображение лебедя.

— Кто у вас получился? (лебедь)

••41, - г

VI. Итог занятия ' «-..••

— Какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что входит в со­став слова?

Дифференциация звуков (п), (т)

и букв л, г в словах и предложениях

Задачи.

1. Развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис, совершенствовать навык чтения, оптико-пространственные представления.

2. Формировать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предложений по словам.

30

3. Способствовать развитию грамматически правильной речи.

4. Обогащать словарь.

5. Совершенствовать двигательные навыки пальцев рук.

Материал: '- . . '

• игра «Разбежались кто куда» (варианты 1, 2);

• игра «Прочитай названия» («Павлин»), маркеры (для каждого ребенка);

• слоговые тексты для каждого ребенка;

• игра «Собери предложения» (вариант 1);

• игра «Зимующие и перелётные птицы» («Зима»).

План занятия.

I. Организационный момент.

П. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. 1П. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [п], [т] и написания букв п, т. _

2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений.

3. Совершенствование оптико-пространственных представлений, навыков анализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза. IV. Лексико-грамматическая часть занятия:

1. Работа с деформированными предложениями по графическому образцу.

2. Работа над обогащением словаря: закрепление в памяти названий зимую­щих птиц; введение в словарь прилагательных. 5. Итог занятия.

Ходзанятия

I. Организационный момент

II. Развитие зрительного восприятия и гнозиса

Используется материал игры «Разбежались кто — куда» (варианты 1, 2) (рис. 24). Логопед предлагает детям распределить одинаковые по величине изображения предметов, которые в реальности различаются своими размерами. Подобрав пра­вильный порядок картинок, дети выделяют из названий предметов первые звуки, буквами записывают их в тетрадь.

Например.

Даны картинки — якорь, лампочка, самокат, ракета, вишня. Дети выясняют, что правильный порядок слов таков: ракета (она самая большая), якорь, само­кат, лампочка, вишня. Дети называют первые звуки в этих словах: [р], [й'а], [с], [л], [в1]), а в тетрадь записывают буквы: р, я, с, л, в.

Далее используется второй вариант игры (рис. 25).

III. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (п), (т) и написания бук» п, т

— Что общего есть у звуков [п], [т]? (Это глухие согласные, они могут быть твердыми и мягкими)

— В чем же их различие? (звук [п] произносится с помощью губ, а звук [т] с помощью языка, поднимающегося к твердому нёбу)

— Что общего у букв п, т? (в их состав входят одинаковые элементы «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)

31
— Чем же они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» — два, у буквы «т» — три. (третий элемент — «крючок», смот­рящий вверх влево)

2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений

Логопед раздает карточки с игрой «Прочитай названия» («Павлин») (рис. 26).

— Кто изображен на карточке? (павлин) Павлин — это кто? (птица жарких стран)

Прочитайте названия птиц, найдите те, в состав которых входят буквы п, т. Те названия, которые не включают в свой состав буквы п, т — зачеркивайте. ',

— Какие слова включают в свой состав буквы п, т? (дети перечисляют) |

— Запишите эти названия, подчеркните буквы п, т. Букву п — одной чертой," букву т — двумя, так как у нее больше элементов.

Дети записывают: павлин, клёст, попугай, аист, цапля, пеликан, альбатрос, стриж, дятел, ласточка. |

3. Совершенствование оптико-пространственных представлений, навыков анализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза

Логопед раздает карточки. . ,*-••*.>:

Лю бит Пе тя ри со вать. Хо ро шо э то у не го по лу ча ет ся. Как-то на ри со вал Пе тя пе ту ха. Не ус пел о гля нуть ся, как пе тух о жил. Ветре пе нул ся пе тух и гром ко за ку ка ре кал. Оч нул ся Пе тя, э то сон е му та кой при снил ся.

— На карточке, которая лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова нахо­дятся в тексте. Запишите предложения в тетрадь, чтобы получился связный] текст. ( "*' ' " .;*<п•.](;,•! :=•»*

— Подчеркните букву л — одной чертой, букву т — двумя чертами.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей