Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА. Курсовая работа направленность личности подростков с нарушениями слуха


НазваниеКурсовая работа направленность личности подростков с нарушениями слуха
Дата02.04.2019
Размер162 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.doc
ТипКурсовая
#44473
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3


Курсовая работа

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Содержание
Введение

Глава 1. Направленность личности подростка с нарушениями слуха
Понятие направленности личности и ее структура
Психовозрастные особенности подростков
Направленность личности подростков с нарушением слуха
Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1. Программа констатирующего эксперимента

2.2. Обоснование полученных результатов

2.3. Разработка рекомендаций по развитию направленности личности подростков с нарушениями слуха

Заключение

Приложения

Список литературы

Введение


Направленность личности влияет на многие аспекты жизни подростков. Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством.


Цель курсовой работы – изучение особенностей направленности личности подростков с нарушениями слуха.

Объект: личностная сфера подростков.

Предмет: Особенности направленности личности подростков с нарушениями слуха в сравнении с нормально слышащими сверстниками

Гипотеза: Мы предполагаем, что направленность личности глухих подростков имеет свою специфику. В связи с социально - личностной незрелостью подростков с нарушениями слуха направленность личности на себя будет выше, чем у нормально слышащих сверстников.

В соответствии с темой исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать проблему направленности личности подростков в психолого-педагогической литературе;
Разработать диагностическую программу изучения особенностей направленности личности у лиц с нарушениями слуха;
Определить особенности направленности личности у подростков с нарушенным слухом;
Разработать рекомендации по развитию направленности личности подростков с нарушенным слухом.
Методологические особенности исследования. Теоретическое положение о культурно-исторической обусловленности развития психики человека (Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); основополагающее положение специальной психологии о характере и причинах психического недоразвития детей (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др.); концептуальные подходы к исследованию направленности личности у детей с нарушенным и сохранным слухом (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.Л. Белинский, В.С. Собкин и др.).

Методы исследования: анализ теоретических и прикладных трудов в области общей, возрастной, педагогической и специальной психологии; методы сбора информации: изучение документов на ребенка, психодиагностические методы: констатирующий эксперимент, тестирование; методы обработки информации; описание и интерпретация полученных результатов.

Практическая значимость: полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для решения научно-практических задач в практике работы специальной психологии, при разработке учебных курсов для студентов по профилю специальная психология.

Структура работы состоит их введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

Глава 1. Направленность личности подростка с нарушениями слуха
Понятие направленности личности и ее структура;

Понятие личность изучается всеми общественными науками. В психологической науке есть разные трактовки этого термина. Каждое из определений личности подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями.

Чаще всего под личностью понимают конкретного человека взятого в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Важно не путать понятия личность и индивид. Главное их отличие состоит в том, что личность – это особое социальное качество, а индивид – принадлежность к человеческому роду. Об этом говорят такие ученые как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.

В качестве ведущей характеристики личности  выделяется ее направленность.

Рубинштейн Л.С. ввел понятие «направленность». По мнению автора, человек связан с окружающим миром.Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне него веществах и продуктах, в другом человеке. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потребность – это испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его. В ней проявляется связь человека с окружающим миром.

Помимо предметов, без которых существование человека вообще или на данном уровне невозможно, существуют еще другие, наличие которых, не испытываются субъективно как потребность, но представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. По мере определения предмета, на который они направляются, стремления осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

О динамических тенденциях впервые упомянул Фрейд– их форма - влечения. В бессознательном влечении не осознан объект, на который оно направлено. Поэтому объект представляется несущественным во влечении, а самая направленность, выражающаяся во влечении, выступает как нечто, заложенное в индивиде самом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин. Всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, это соотношение устанавливается, направляясь сначала извне во внутрь. Например, когда общественно значимые цели и задачи, которые общество ставит перед индивидом, принимаются им и становятся личностно-значимыми для него. Это принятие порождает в человеке динамические тенденции, отличные от тенденций влечения по источнику и содержанию, но аналогичные по динамическому эффекту.

Таким образом, Л.С. Рубинштейн говорит, что направленность личности выражается в многообразных, расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.

А.Н. Леонтьев охарактеризовал направленность личности, как смыслообразующий мотив. Автор говорил, что мотив – это опредмеченная потребность.
Мясищев Владимир Николаевич трактовал направленность личности как доминирующее отношение.


Направленность личности имеет свои составляющие. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии.

Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы.

Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая составляющая направленности личности - это идеал. Идеал— это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.

Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Направленность личности тесно связана с мотивацией деятельности. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация объясняет причины поступков человека. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах,исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями.Тогда соответственно говорят о диспозиционнойи ситуационной мотивациях, как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Таким образом, направленность личности обусловлена мотивацией и внутренними составляющими.
1.2 Психовозрастные особенности подростка

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Л. С Выготский говорил, что переходный возраст включает в себя два ряда процессов.Натуральный составляют процессы биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд процессы обучения, воспитания, социализации в широкомсмысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязано не синхронны, различны темпыфизического и психического развития.
Значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем, различия эти не исключение,а правило. Существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других—еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости. Социальное возмужание по времени нетождественно физическому. Физическое созреваниеподростка происходит сегодня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошломстолетии. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Сроки обучения за
В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.



 В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».


Подросток выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок.

Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте.





1.3. Направленность личности подростков с нарушением слуха;
В отечественной психологии интерес к изучению личности подростков с нарушениями слуха возник в последние десятилетия XX в. До этого основное внимание уделялось исследованиям познавательной сферы. Все большее распространение системного подхода в изучении психических явлений, характерное для 1970 — 1980-х годов, требования педагогической практики, обусловливавшие осознание необходимости целостного изучения ребенка, привели к появлению исследований особенностей развития эмоций и личности детей, имеющих нарушения слуха.

Исследованиями личностной сферы подростков с нарушениями слуха занимались такие ученые как В.Л. Белинский, Т.Г. Богданова, Э.И. Вийтар, А.П. Гозова, В. Петшак, Н.Г. Морозова, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, Т.Н. Прилепская, Н.И. Шиф и другие.

Н.Г. Морозова выявила, что у глухих учащихся в 13—15 лет и особенно в 16—18 лет (сред­ние и старшие классы школы) растет интерес к литературе, гео­графии и биологии и снижается — к математическим наукам. По­следнее связано с большими трудностями усвоения таких абст­рактных предметов, как алгебра и геометрия, из-за недоразвития понятийного мышления и нередко больших пробелов в математи­ческих знаниях, обусловленных недоработкой в начальных классах.

В тех школах для глухих детей, в которых хорошо организована кружковая работа, тесно взаимосвязанная с учебной деятельно­стью, у учащихся формируются интересы и склонности к изобра­зительному, декоративно-прикладному и техническому творчеству. У отдельных подростков, юношей и девушек возникают устойчи­вые интересы и склонности к занятиям рисунком, живописью, лепкой. Многие учащиеся, в основном девушки, увлекаются изго­товлением художественных изделий, одежды, шитьем, вышивкой, гипюрным плетением, вязанием, ковроткачеством. Школьники обоего пола с большим интересом изготовляют макеты. Например, учащиеся школы-интерната для глухих детей г. Томска сконструи­ровали макет под названием «К северу от Томска», состоящий из чума (жилище народов Севера), который окружен фигурками лю­дей, собак, оленей, хозяйственными строениями. Макет выпол­нен по типу мягкой игрушки из лоскутков материи, кусочков меха и др. (А.В.Мелехина, З.Н.Латий, М.Ю.Рау).

Интересы старшеклассников в основном группируются вокруг трех видов деятельности: учеба, труд, спорт. Интересно, что учеба у глухих старшеклассников является главным интересом только в выпускных классах. Глухие старших классов, не являющимися выпускными, наибольший интерес проявляют к спортивной деятельности (В.Л.Белинский, 1973).

Но есть интересный момент, несмотря на то, что слабослышащие более, чем глухие оптимистичны своего будущего, более сориентированы на социальное достижение, они более социальны инфантильны в построении своих жизненных планов, предпочитают думать о сегодняшнем дне, а не строить планы на будущее. У глухих жизненные планы более определенные, в силу суженности сфер профессиональной деятельности. Для глухих менее значима ценность социального достижения. (В.С.Собкин, 1997).

Для глухих подростков первая тройка жизненных ценностей- счастливая семейная жизнь (72%), успешная профессиональная деятельность (36,5%), воспитание детей (34,1%); для слабослышащих - счастливая семейная жизнь (65,6%), достижение успеха в жизни (60,8%), успешная профессиональная деятельность (45,6%). (В.С.Собкин, 1997).

Сознавая важность учения, глухие учащиеся часто не проявляют к нему интереса. Основным мотивом учебной деятельности у глухих старшеклассников является получение образования. Интерес к самим знаниям у многих глухих старшеклассников отодвигается на второй план. (В.Л.Белинский, 1979).

Стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию приводит одних учащихся старших классов к чрезмерному увлечению спортом, которые затмевают все другие интересы, у других- к бездеятельности и иждивенчеству. (В.Л.Белинский,1979).

Учитель в школе для не слышащих, особенно для старшеклассников обладает большим социальным авторитетом по сравнению с той ролевой позицией, которую занимает на уроке учитель общеобразовательных школ. Если у учащихся общеобразовательных школ доминируют негативные характеристики к взаимодействию с учителем на уроке, то у глухих и слабослышащих – позитивные. (В.С.Собкин, 1997). Ценность учителя для глухих детей заключается, прежде всего, в широте его кругозора и умении выполнять самые разнообразные дела. Стоит учителю показать свои знания в различных областях, а самое главное, проявить свои умения в искусстве, технике, спорте, как он становится признанным авторитетом для учащихся в разрешении любого спора, советчиком по любому вопросу, ценителем любых дел и поступков школьников. Уважают в учителе трудолюбие, доброту, честность, а старшеклассники отмечают и строгость. (Г.Н.Пенин, 1979).

Таким образом, можно отметить, что тема направленности личности подростков с нарушениями слуха разработана не достаточно.


  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей