Главная страница
qrcode

ФФН_т4_л. Лекции по дисциплине Фонетико-фонематическое недоразвитие речи те м а с и с тема логопедич е ско й работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с


Скачать 29.39 Kb.
НазваниеЛекции по дисциплине Фонетико-фонематическое недоразвитие речи те м а с и с тема логопедич е ско й работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с
Дата12.02.2020
Размер29.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФФН_т4_л.docx
ТипЛекции
#67039
Каталог

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Программа профессиональной переподготовки

«Дефектология. Логопедия»

Лекции по дисциплине

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

ТЕМА 4. Системалогопедическойработы по формированиюфонематическогослухаи фонематического восприятия у детей сФФН
Содержание


Сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия как главноеуспешности2стр.
    Диагностика фонематического слухафонематического7 стр.
      Коррекционная работа по формированию фонематического слуха ивосприятия …………………………………………….. 11стр.
        Список17стр.


        г. Москва, 2014



Сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия как главное условие успешности Как было неоднократно показано в предыдущих темах, несформированность фонематического слуха и фонематического восприятия являются главными причинами возникновения фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного и младшего школьного возраста и негативно влияет на:
формированиезвуки, которые умеют произносить правильно);
возникновение нарушений звуковой и слоговой структур
  • нарушение связи фонематических и Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности ребёнка. Поэтому проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В. И. Бельтюков, Г. И. Жаренкова, Г. А. Каше, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. Д. Салахова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина и
    А. Н. Гвоздев в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении
    ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее.

    Н. Х. Швачкин, изучив развитие фонематического восприятия в онтогенезе, выделил основные закономерности его развития. Он назвал процессы, которые лежат в основе развития фонематического восприятия, и основные этапы (периоды) его формирования.

    Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Исследователь отметила вторичное влияние приближенных упрощенных артикуляций и формирующихся под их влиянием аморфных кинестезий на процесс формирования фонематического восприятия, затруднение операции сличения собственных речевых высказываний с нормативными образцами, предъявляемыми
    М. Е. Хватцев, рассматривая этиологию нарушений речи, выделял первыми среди пяти психических причин нарушения произношения: недостаточность в фонематическом анализе слова (в сравнении, в сопоставлении с другими звуками в связи с их смысловым значением), вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений, плохое слуховое внимание в отношении речи окружающих и своей собственной.

    М. Зееман среди принципов лечебных упражнений для устранения нарушений звукопроизношения выделил принцип применения слухового контроля. Он подчеркивал, что обучение новым звукам или исправление неправильных звуков основано, главным образом, нафонематического слуха, т.к. ребенок обычно не осознает свое неправильное произношение. М. Зееман призывал стремиться к тому, чтобы ребенок правильно слышал вновь образованные звуки и затем научился сам отличать правильное произношение от неправильного.

    Г. В. Чиркина отметила, что одно исправление дефекта произношения без целенаправленной работы над слуховым восприятием недостаточно, т.к. не восполняет пробелов в фонематическом развитии детей. Но это не снимет важности коррекции произношения, а, напротив, делает ее особенно необходимой, т.к. ребенок правильнее различает те звуки, которые произносит.

    Г. А. Каше разработала программу по устранению недостатков произношения у дошкольников, в которой логопедическая работа включала развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Вся работа строилась в определенной последовательности, с учетом закономерностей формирования фонематических процессов и возрастных особенностей детей.

    Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева не только выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения, но и предложили последовательность работы по формированию фонематического восприятия, начиная ее с работы по развитию слухового восприятия (узнавание неречевых звуков), речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса). Работа по развитию фонематического восприятия идет от различения слов, близких по звуковому составу, к дифференциации слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно авторы предложили проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.
    Б. М. Гриншпун обобщил имеющийся материал о роли фонематического восприятия в формировании произносительной стороны речи. Он пришел к выводу, что в логопедии, как педагогической отрасли знаний, важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т.е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. Б. М. Гриншпун предложил проводить работу над формированием восприятия звуков речи с учетом характера дефекта и разработал положения, с учетом которых строится логопедическая работа по развитию фонематического восприятия в настоящее время.

    Нормальное речевое развитие ребенка возможно только при сохранности всех компонентов речи, включая хорошо развитый речевой слух. Понятие речевой слух включает в себя и слуховое внимание, и фонематический слух, и фонематическое восприятие.

    Говоря о слуховом внимании, мы определяем его как умение различать на слух то или иное звучание и направление звука.

    Фонематический слух как способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.

    Фонематическое восприятие как специальные умственные действия по дифференциации (различению) звуковой структуры слова.

    Сохранность данных компонентов речевого слуха обеспечивает правильное произношение всех звуков родного языка. Остановимся подробнее на фонематическом слухе, т.к. изучение этой темы вызывает интерес не только у молодых специалистов, но и у опытных педагогов.

    В современной логопедической литературе можно встретить описание пяти этапов развития фонематического слуха и слухового внимания, которые проходит ребенок в овладении речью.
    Первый год жизни. Уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые
    На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует.

    Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

    На четвертом году жизни - фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

    На пятом году – формируется звуковой анализ, т. е. умение определять последовательность и количество звуков в слове.

    Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковойслова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

    Учитель-логопед перед детьми речевой группы должен постоянно ставить задачи звукового анализа и использовать эффективные средства для решения этих задач: дидактические игры, специальный пенал по моделированию речи. Выпускники речевой группы детского сада должны переступить школьный порог со следующими знаниями:
    первое слово в предложении и имена пишутся с большой
  • в конце предложения ставится
  • семантическое вычленение слов из фразы: каждое слово «подпрыгивает») и именных частей речи с предлогами (например: «на озере», «подумениепри отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;
    ребенок не «потеряет» ни одной буквы при чтении и письме, т.к.приучен выделять в слове все звуки: от первого дофонематическое восприятие поможет ребенку сделать железо»,шоссе»,
    «календарь» и др.


      Диагностика фонематического слуха и фонематического восприятия Для грамотного построения работы по развитиюслуха, необходимо выявить его уровень сформированности и провести качественную диагностику его состояния.
      Для обследования дошкольников в логопедической практике используется стандартизированная речевая карта, составленная Безруковой О. А. В протоколе проведения обследования предложен материал для выявления уровня сформированности фонематического слуха. Если по ряду причин мы не сможем сделать вывод о состоянии фонематических процессов, то возможно дополнить обследование. Многолетний опыт показывает, что для проведения дополнительной диагностики хорошо использовать методику Лалаевой Р.
      Обследование состоит из предъявления следующих проб:
      узнавание и дифференциация неречевых
    1. различение высоты, силы голоса логопеда, который
    2. узнавание и различение звуков, слогов, слов, близких по
    3. дифференциация слогов,
    4. навыки фонематического анализа иСуществуют и альтернативные методы исследования фонематического слуха. Практика показывает, что во многих учреждениях успешно применяется диагностика Тищенко В. В. Автор предлагает проведение обследования по следующим параметрам:
      изучение
    5. исследование фонематического восприятия;
    6. исследование концентрации внимания на фонетические
    7. исследование слухового контроля на фонетическом
    8. исследование фонематических представлений о звуковом
      Работа проводится с использованием паронимов – слов частично схожих по звуковой структуре, но разных по значению (дом - ком). Учитывая бедность словарного запаса присущую современным детям, работа со словами – паронимами не кажется им простой. Это, в свою очередь, повышает мотивацию ребенка к сотрудничеству с
      По итогам диагностики воспитанников можно разделить на две группы:
      Дети с хорошо сформированным фонематическим
    9. Дети с нарушениями фонематическогоЕсли фонематический слух у дошкольника хорошо развит, это вовсе не означает, что с этим ребенком не следует проводить работу. Очень важно уделить время пропедевтическим мероприятиям, направленным на снижение возможности возникновения дислексий.

      Если же по итогам обследования фонематический слух у дошкольника развит плохо, то необходимо проведение коррекционной
      В ее основе лежат традиционные логопедические технологии, в которых учитываются особенности нейрофизиологического развития детей. На начальном этапе работа с детьми 1 и 2 группы проводится одинаково. Начинаеть нужно со знакомства с гласными звуками и буквами. Важно предъявить ребенку не только печатные, но и письменные
      Далее дается представление о согласных звуках на примере «Б-П… и М-Н…». При проведении работы над согласными звуками, необходимо учитывать последовательность предъявления материала: рядом стоящие звуки и буквы не должны быть схожи по звучанию или написанию. Это даст возможность ребенку не «спутать» их при усвоении, что снизит возможность возникновения акустической или оптической дисграфии. Дальнейшая последовательность прохождения материала определяетсяобразом: профилактическая работа может строится по плану, указанному в таблице.
      № занятия
      Звук-буква


      № занятия
      Звук-буква
      1
      А
      24
      К-Х
      2
      У
      25
      Д-ДЬ
      3
      А-У
      26
      Т-ТЬ
      4
      О
      27
      Д-Т
      5
      И
      28
      С-СЬ
      6
      Э
      29
      З-ЗЬ
      7
      О-Э
      30
      Ц
      8
      Ы
      31
      С-З-Ц
      9
      И-Ы
      32
      Ч
      10
      Б-БЬ
      33
      Ч-ТЬ
      11
      П-ПЬ
      34
      Щ
      12
      Б-П
      35
      Щ-СЬ
      13
      М-МЬ
      36
      Л-ЛЬ
      14
      Н-НЬ
      37
      Л-М
      15
      М-Н
      38
      Л-Н
      16
      В-ВЬ
      39
      Ж
      17
      Ф-ФЬ
      40
      Ш
      18
      В-Ф
      41
      Ж-Ш
      19
      К-КЬ
      42
      Ш-С
      20
      Х-ХЬ
      43
      Ж-З
      21
      Г-ГЬ
      44
      Р-РЬ
      22
      Х-Г
      45
      Р-Л
      23
      Г-К
      46
      Ш-Щ

      Коррекционная работа строится в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения и восприятия звуков. Для достижения наилучшего результат, необходимо постоянное разностороннее воздействие на ребенка. Поэтому к коррекционной работе должны быть подключены педагоги, воспитатели, родители.

      Предметно-развивающая среда должны быть сформирована так, чтобы дети могли комфортно чувствовать себя. Материалы подбираются так, чтобы они отвечали индивидуальным интересам и потребностям детей, делали их
      активными участниками процесса, способствовали развитию умения работать индивидуально и в
      Участие семьи является обязательным условием обеспечения качества образования. Выстраивание партнерских отношений с родителями обеспечивает максимальную коррекционную поддержку детям, удовлетворяет их потребности в коррекционной работе. «Школа для родителей» дает нам возможность в непринужденной, «домашней» обстановке обучить родителей навыкам работы с детьми. Показать им, как грамотно «поиграть» с малышом, как построить диалог, на что обратить внимание. Тематика индивидуальных консультаций определяется в зависимости от имеющихся у ребенка проблем. Можно пригласить на беседу и коллег, и родителей.

      Очень удобны в работе визуальные средства информации: стенды, папки-передвижки, информационные листы. С ними можно ознакомиться в удобное время. Информация может быть адресована и педагогам, и родителям.

        Коррекционная работа по формированию фонематического слуха и фонематического Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:
        развитие слухового внимания;
      1. формирование фонематического Развитие слухового внимания на неречевых звуках на подготовительном этапе.
        Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).
        Упражнения и игры на развитие слухового внимания:
        «Какие звуки нарушают
      2. «Кто услышит больше
      3. «Назови звуки групповой
      4. «Назови звуки
      5. «Вспомни звуки леса, луга, болота»;
      6. «Найди по звучанию такую же коробочку с
      7. «Жмурки с колокольчиком»;
      8. «Ладушки»;
      9. «Морзянка»;
      10. «Чей
      11. «Солнце или
      12. «Угадай по звуку, что
      13. звучание музыкальных
      14. песенки
      15. голоса животных,
      16. звуки транспорта;
      17. звуки рабочих инструментов.
        Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы
        Основные образовательные задачи по данному Сформировать у детей системы чётко
      18. Научить произносить слова различной слоговой
      19. Научить свободно пользоваться приобретенными навыками
        Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
        Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах). Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. Различение звука в слове. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и
      20. Придумывание слов на определённыйВ дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

        Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове («Определи первый звук»), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»).

        Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин»).

        В игровом упражнении «Найди пару» ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п. С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества звуковслогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

        Оригинальна игра «Как их зовут?», по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.

        По серии картинок дети определяют «третий лишний» звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре «Четвертый лишний».

        Деление слов на слоги закрепляется в игре «Украсим елку» (двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).

        Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам- человечкам (Ане – арбуз, альбом, автобус и т.д.).

        Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: «Эхо», «Поле чудес», «Отбей мячом слово по слогам». Развивают фонематический интерес игры: «Подбери
        «Доскажи словечко», «Слова-перевёртыши», «Добавлялки».

        Особенно нравятся дошкольникам игры с различными
        «Покорми горохового человечка»– так называется дидактическая игра, способствующая одновременно и становлению фонематического слуха, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет «А» – ребёнок отвечает «нет», «Ф» – «нет», «М» – «нет», «Р» – «Да. Кушай, Рома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот «человечку» одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать «человечку» две горошины. Разныедают дети «гороховому человечку» – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).

        Логопедическое лото «Подбери и назови» способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове. Картинный материал для исправления дефектов произношения «Дифференциация» помогает детям различать смешиваемые звуки: С–Ш, З–Ж, Л–Р и т.д.

        Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития фонематического слуха) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например: «Мой друг Петя поймал на озере большого карася». Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: «Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка». Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску:

        Мой

        друг

        Петя

        поймал на

        озере

        большого карася.

        В этом предложении восемь слов.

        Следующая операция: деление слов на слоги отхлопывание
      21. контроль правой рукой за опускаемым
      22. шагослогометрия.

        Выберем одно слово, например «озеро» и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм «Характеристика звука»:

        [о] – гласный
        [з'] – согласный звук, мягкий, звонкий, [э] – гласный
        [р] – согласный звук, твёрдый, звонкий, [о] – гласный
        В слове «о-зе-ро» три слога, пять звуков.

        В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, в предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:
        слон, собака, свинья и
      23. змея, коза, обезьяна и
      24. цыпленок, курица, овца и
      25. шишка, мишка, мышка и
      26. жук, жираф, ёжик и
      27. черепаха, Чипполино, бабочка, кузнечик и
      28. щенок, щётка, трещотка и
      29. лошадка, лиса, самолет и
      30. рыба, корова, катерок, Буратино иАвтоматизация и дифференциация звуков на различных уровнях (от прямого слога – до самостоятельной речи) сопровождается речевыми упражнениями с игрушечным телефоном и игрушкой-диктофоном (один из самых оптимальных способов контроля ребенка за собственной речью).

        На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования ФС.

        Список литературы




        Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.,
      31. Гриншпун Б. М. Дислалия / Б. М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии. – Т. 1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС,
      32. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - М.,
      33. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. - Воронеж,
      34. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПП РСФСР. - Вып.13. - 1948. – С.101- 133.

      перейти в каталог файлов


  • связь с админом