Главная страница
qrcode

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение


НазваниеМетодические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение
АнкорПакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК.pdf
Дата17.05.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPakety_diagnosticheskikh_metodik_dlya_komplexnoy_diagnostiki_v_u
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#40457
страница2 из 20
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
ПАКЕТ № 8
............................................................................................... 75
Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций
речи, используемые учителем-логопедом ПМПК для логопедического
обследования на ПМПК детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)
................................................................................................................. 75
Методика обследования письменной речи
...................................................... 75
Методика обследования письма
.................................................................... 75
Методика обследования чтения
..................................................................... 76
Методика обследования связной речи
............................................................ 77
Обследование грамматического строя
............................................................ 78
Исследование состояния звукового анализа
.................................................... 79
Обследование звуковой стороны речи
............................................................ 79
Обследование слоговой структуры слова
........................................................ 80
Обследование строения и функций артикуляционного аппарата
........................ 80
Обследование фонематического восприятия
................................................... 80
Обследование словарного запаса
................................................................... 80

ГБУ НСО «ОЦДК»
9
ПАКЕТ № 9
............................................................................................... 82
Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня
овладения программным материалом начального общего образования детьми
младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)
............................................. 82
Беседа
........................................................................................................ 82
Подбор простых аналогий
............................................................................ 82
Выделение двух существенных признаков
...................................................... 82
Понимание сюжетных изображений
.............................................................. 83
Методика «Разрезные картинки»
................................................................... 83
Последовательные картинки (Субтест 3. Тест умственного развития младшего школьника)
................................................................................................ 83
Исключение понятий (Исследование словесно-логического мышления (пятый лишний)
..................................................................................................... 84
Понимание сюжетных картин со скрытым смыслом
........................................ 84
Понимание скрытого смысла текста
.............................................................. 84
Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок
........................................ 85
Лесенка (В.Г. Щур, модификация А.М. Прихожан)
.......................................... 85
Самооценка школьника (Т. Дембо, С.Я. Рубништейн, модификация А.М.
Прихожан)
................................................................................................. 86
Обследование знаний учащихся по математике за 1 класс.
................................ 86
Обследование знаний учащихся по математике (первая половина учебного года: 1 класс)
........................................................................................................ 86
Обследование знаний учащихся по русскому языку (первая половина учебного года, 1 класс)
.............................................................................................. 87
Обследование знаний учащихся 1 класса по русскому языку
............................ 87
Обследование знаний учащихся по математике (2 класс)
.................................. 88
Обследование знаний учащихся по русскому языку (2 класс)
............................ 89
Обследование знаний учащихся по математике (3 класс)
.................................. 90
Обследование знаний учащихся по русскому языку (3 класс)
............................ 91
Обследование знаний учащихся по русскому языку (4 класс)
............................ 92
Обследование знаний учащихся по математике (4 класс)
.................................. 93

ГБУ НСО «ОЦДК»
10
ПАКЕТ № 10
............................................................................................. 94
Методические средства для оценки особенностей девиантного поведения
несовершеннолетних в возрасте от 11 до 15 лет
........................................... 94
Метод наблюдения за поведением подростка и взаимодействием с взрослыми
.... 94
Беседа
........................................................................................................ 94
Анализ материалов личного дела
................................................................... 94
Исследование мнестической деятельности (методика 10 слов)
.......................... 95
Методика Пиктограмма
............................................................................... 95
Исключение предметов (4-лишний)
............................................................... 95
Стандартные прогрессивные матрицы Равена
................................................. 96
Классификация предметов (взрослый вариант от 9 лет).
................................... 96
Методика «Шкала ценностей»
...................................................................... 96
Методика «Hand-test» (тест «Рука»)
............................................................... 96
Рисуночные тесты
....................................................................................... 97
«РАТ» - рисованный апперцептивный тест.
.................................................... 97
Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО)
............................. 97
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
........................ 98
Методические средства для оценки состояния компонентов речевого развития ребенка среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет)
.................................... 98
Обследование письменной речи
.................................................................... 98
Методика обследования письма
.................................................................... 98
Методика обследования чтения
..................................................................... 99
Методика обследования уровня сформированности текстовой компетенции
....... 99
Методика обследования лексико-грамматического строя
............................... 100
Обследование звуковой стороны речи
.......................................................... 101
Методика обследования просодической стороны речи
................................... 101
Методика обследования заикания
................................................................ 101
Методические рекомендации по специфике проведения диагностики уровня
овладения программным материалом общего уровня образования для
различных категорий детей среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет)
102
Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции
..................................... 102

ГБУ НСО «ОЦДК»
11
Диктант
................................................................................................... 102
Грамматическое задание
............................................................................ 104
Литературное чтение
................................................................................. 106
Аудирование
............................................................................................ 106
Обследование знаний учащихся по математике за 5 класс
.............................. 106
Обследование знаний учащихся по математике за 6 класс
.............................. 107
Обследование знаний учащихся по математике за 7 класс
.............................. 108
Обследование знаний учащихся по математике за 8 класс
.............................. 110
Обследование знаний учащихся по математике за 9 класс
.............................. 112
ПАКЕТ № 11
........................................................................................... 114
Методические средства, используемые педагогом-психологом ПМПК для
оценки специфики развития познавательной деятельности, личностного
развития подростка старшего школьного возраста и среднего
профессионального образования (от 15 до 18 лет), особенностей его поведения,
характера аффективно-эмоционального реагирования и специфики
коммуникации
........................................................................................ 114
Метод наблюдения за поведением подростка и взаимодействием с взрослыми
.. 114
Беседа
...................................................................................................... 114
Анализ материалов личного дела
................................................................. 115
Исследование мнестической деятельности (методика 10 слов)
........................ 115
Пиктограмма
............................................................................................ 115
Методика «Корректурная проба Бурдона»
.................................................... 115
Исключение предметов (4-лишний)
............................................................. 116
Классификация предметов (взрослый вариант от 9 лет)
.................................. 116
Понимание переносного смысла пословиц и метафор
.................................... 116
Методика «Сюжетные картинки»
................................................................ 116
Методика «Тест смысложизненных ориентаций»
.......................................... 117
Методика «Аутоидентификации акцентуаций характера»
............................... 117
Методика «Исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн»
....................... 117
Методика «Опросник тревожности»
............................................................ 118
Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО)
........................... 118

ГБУ НСО «ОЦДК»
12
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
...................... 118
Методика «Hand-test» (тест «Рука»)
............................................................. 118
Методика «Диагностика самочувствия, активности и настроения (САН)»
........ 119
Методика «Цветовой тест отношений»
........................................................ 119
Методика ―Рисунок несуществующего животного‖ (РНЖ)
............................. 119
Оценка особенностей состояния компонентов речевого развития ребенка
старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от
15 до 18 лет) в процессе проведения логопедического обследования на ПМПК
............................................................................................................... 119
Обследование письменной речи
.................................................................. 119
Методика обследования письма
.................................................................. 120
Методика обследования чтения
................................................................... 120
Методика обследования уровня сформированности текстовой компетенции
..... 121
Методика обследования лексико-грамматического строя
............................... 121
Методика обследования звуковой стороны речи
............................................ 122
Методика обследования просодической стороны речи
................................... 122
Методика обследования заикания
................................................................ 123
Методические средства для диагностики уровня овладения программным
материалом детьми старшего школьного возраста и среднего
профессионального образования (от 15 до 18 лет) учителем-дефектологом
ПМПК
.................................................................................................... 123
Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенци
....................................... 123
Диктант
................................................................................................... 124
Грамматическое задание
............................................................................ 125
Литературное чтение
................................................................................. 125
Эссе
........................................................................................................ 126
Обследование знаний учащихся по математике за 10 класс
............................. 126
Обследование знаний учащихся по математике за 11 класс
............................. 127

ГБУ НСО «ОЦДК»
13
Введение
Предлагаемые примерные пакеты диагностических методик разработаны на основе предварительно созданного Реестра диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК, включающего следующие позиции: наименование методики, практика применения в Российской Федерации, краткая аннотация. Все диагностические средства Реестра были представлены в необходимом количестве для обследования детей каждой возрастной категории и распределены по соответствующим уровням образования:
Дошкольный уровень образования
Диагностические методики для детей младенческого и ясельного возраста;
Диагностические методики для детей для раннего возраста;
Диагностические методики для детей младшего дошкольного возраста;
Диагностические методики для детей старшего дошкольного возраста;
Уровень начального общего образования
Диагностические методики для детей начального школьного возраста
Уровень основного общего образования
Диагностические методики для детей среднего школьного возраста
Диагностические методики для детей старшего школьного возраста и среднего профессионального образования.
На основании данного реестра разработаны примерные пакеты диагностических методик общим количеством 11 штук. В примерных пакетах представлена специфика диагностической деятельности различных специалистов ПМПК (психолога, логопеда, дефектолога) по следующим направлениям деятельности этих специалистов в рамках анализа особенностей развития различных категорий детей:
1.
психологическая диагностика;
2.
диагностика речевого развития (логопедическая диагностика);
3.
диагностика уровней овладения программным материалом соответствующего уровня образования (дефектологическая диагностика в соответствии с категориями МКФ: «обучение и применение знаний: d130-d159»).
Каждая методика, входящая в соответствующий пакет диагностических средств была описана по следующей схеме:
Краткая историческая аннотация и практика применения в Российской
Федерации;
Цель исследования;
Стимульный материал;
Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов;
Анализируемые показатели;
Профиль функционирования в соответствии с категориями МКФ;
Ограничения использования с различными категориями детей.
В примерных пакетах / разделах отдельных пакетов диагностических методик, возможных к использованию психологом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить и проанализировать различные сферы психической деятельности ребенка и особенности развития его личности. В рамках каждого пакета / раздела пакета психологических диагностических средств выделяются следующие оцениваемые сферы:
- операциональные характеристики деятельности
(темп деятельности, продуктивность деятельности, работоспособность, параметры внимания – устойчивость, возможность распределения, переключения);
- зрелость функции программирования и контроля и собственной регуляции;
- познавательная сфера, включающая оценку: особенностей мнестической деятельности; перцептивного-действенного компонента мышления; сформированность

ГБУ НСО «ОЦДК»
14 пространственно-временных представлений; вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления;
- эмоционально-личностные особенности
(специфика коммуникации и аффективно-эмоционального реагирования, характер межличностного взаимодействия, личностные и характерологические особенности, включая самооценочные структуры, уровень притязаний).
В каждом пакете / разделе пакета диагностических методик, возможных к использованию логопедом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить особенности состояния всех компонентов и функций речи (логопедическая диагностика).
В каждом пакете / разделе пакета диагностических методик, возможных к использованию дефектологом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить уровень овладения программным материалом соответствующего уровня образования
(обучение и применение знаний: d130-d159 в соответствии с МКФ).
В целом для каждого заявляемого возрастного диапазона и соотнесенных с ними примерных пакетах, определяющих специфику диагностической деятельности различных специалистов ПМПК, представлено следующее количество методик, позволяющих произвести качественно-уровневый анализ в четырех градациях для соответствующих доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем (в определениях МКФ):
Для возрастного диапазона от 0 до 2 лет (младенческий и ясельный возраст)
– 13 методик;
Для возрастного диапазона от 2 до 3 лет (ранний возраст) – 19 методик;
Для возрастного диапазона от 3 до 5 лет (младший дошкольный возраст) –
40 методик;
Для возрастного диапазона от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст) – 56 методик;
Для возрастного диапазона от 7 до 11 лет (младший школьный возраст) – 64 методики.
Для возрастного диапазона от 11 до 15 лет (среднего школьного возраста) -
31методика.
Для возрастного диапазона от 15 до 18 лет (старшего школьного возраста и среднего профессионального образования) - 34 методики.
Логика составления каждого пакета диагностических методик предполагает, что специалист ПМПК (логопед, психолог или дефектолог) может выбрать из имеющегося достаточно широкого набора диагностикумов, именно те методики, которые подходят для обследования конкретного ребенка данного возраста и уровня психического развития. Тем более, что сами диагностические методики представлены по степени их усложнения, как, частично в каждом пакете, так и в разных возрастных диапазонах. Таким образом, использование специалистом всех оригинальных диагностических методик, включенных в данный пакет для обследования одного ребенка нецелесообразно ни по временным, ни по иным соображениям.
Распределение указанных направлений деятельности специалистов ПМПК по примерным пакетам и методическим средствам в соответствии различными возрастными диапазонами и уровнями образования представлено в примерных пакетах расположенных справа.

ГБУ НСО «ОЦДК»
15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов


связь с админом