Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Метод._рекомендации_Творческое_направление. Методические рекомендации по направлению Личностное развитие Творческое развитие


НазваниеМетодические рекомендации по направлению Личностное развитие Творческое развитие
АнкорМетод. рекомендации Творческое направление.pdf
Дата01.08.2017
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetod_rekomendatsii_Tvorcheskoe_napravlenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24608
страница3 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
проведение
конкурсов, конференций, защиты проектов, праздников, дней единых
действий и подведение их итогов (мониторинг результатов работы), выполняющие стимулирующую и контролирующую задачи реализации творческого потенциала обучающихся. При этом основное внимание должно акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности, и создания благоприятных условий для ее осуществления.
Организационные формы деятельности вожатого по направлению могут быть следующими:

конкурс, фестиваль творческих работ, проектов, школьные конференции;

тематические недели, дни во внеучебной деятельности ОУ;

реализация инициативных детских проектов – общешкольного уровня, уровня ступени образования, уровня подразделения школы;

организация наставничества школьников – старшие ученики выступают наставниками для младших;

организация и сопровождение деятельности «отрядов»: туристического, педагогического, волонтерского, исследовательского, СМИ и пр
В результате организации творческой деятельности обучающихся решается задача о предоставлении возможности детям проявить себя, реализовать свои потенциал и получить признание.
Конкретные шаги по реализации творческого события на этом этапе

Подготовка события, проведение предварительных встреч участников, с целью организации продуктивного взаимодействия в ходе реализации события (согласования позиций, понимания функционала и пр.).

Оформление пространства события.
Подготовка необходимого оборудования, канцелярии, призового фонда.

Организация режима функционирования организации в период прохождения события: определение и согласование времени события, внесение необходимых изменений в режим учебной деятельности, организация доступа в ОУ внешних участников (родителей, гостей, представителей городских сообществ и пр.), режим работы столовой ОУ, кафе для обеспечения питания участников события (организация кофе-брейков для участников в случае необходимости).

Организация информационной поддержки события: фото и видео фиксации; организация деятельности школьных СМИ.

Реализация события.
С конкретными методиками проведения мероприятий можно познакомиться на сайте РДШ.
Рефлексивный блок. Основное внимание должно акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности, и создания благоприятных условий для ее осуществления.

19
Здесь выявляется соответствие результатов, полученных в процессе творческой деятельности, запланированным. Помимо этого, проводится анализ ошибок, затруднений, возникших в процессе решения задач и внесение корректив.
Одной из технологий организации рефлексии и оценки деятельности школьника – может быть технология портфолио. В данном случае, наиболее адекватно задачам творческого развития – портфолио отзывов, которое включает в себя грамоты, дипломы, сертификаты, рецензии, отчеты.
Конкретные шаги по реализации творческого события на этом этапе

Проведение рефлексивных встреч организационного комитета события.

Анализ обратной связи участников события и педагогического сообщества
ОУ.

Подготовка материалов для портфолио всех участников события, оценка качества этих материалов.

Подготовка отчетов о проведении события для администрации ОУ и для школьных СМИ. Размещение отчетов в информационном пространстве ОУ
(газетах, радио, сайте и пр.).
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
При планировании творческих событий могут быть выбраны несколько стратегий их содержательного наполнения.
1. Тематика государственных, религиозных, местных праздников.
2. Реализация школьных традиций.
3. Годовая сетка единых действий РДШ (Российского движения школьников).
В рамках каждого из видов творческой деятельности можно предложить ряд событий, привязанных к годовому циклу внеучебной деятельности школы.
Социальное творчество
1.
Система наставничества. Ученики старших классов курируют учеников младший по вопросам учебной и внеучебной деятельности. Наставники выбираются каждый год в сентябре и готовят отчет о своей активности в мае.
2.
Волонтерские проекты: организация проектов помочи малообеспеченным и детям из детских домов, проведение благотворительных акций.
3.
КВН как уникальное средство развития творчества, просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга детей и подростков, механизм формирования детских объединений, действующих на принципах самоорганизации, самореализации, самодеятельности и самоуправления. Цель: создание условий для раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала учащейся молодежи.
4.
Школьный педагогический отряд (на основной ступени образования), цель которого – помощь учителям в проведении встреч, учебных и внеучебных событий.

20 5.
Организация выездов: туристические экспедиции, групповые путешествия по культурным объектам и объектам исторического наследия, выезды с целью командообразования и пр.
6.
Проведение тематических недель и дней – социальной направленности.
Например: «День-наоборот», «Неделя культуры», «Неделя Психологии»,
«День пожилого человека» и пр.
7.
Проведение игр нон-стоп и игр-квестов, направленных на освоение пространства города (в том числе с привлечением информационной поддержки социальных сетей): по модели игр «Бегущий город», «Ингресс»,
«Тайный друг».
Научное творчество
1.
Организация конкурса исследовательских работ и творческих проектов школьников.
2.
Организация детских олимпиад (задания для которых разрабатывают сами школьники).
3.
Выставки (фестивали) творческих работ и проектов школьников.
4.
Организация школьных конференций, где школьники докладывают результаты своих исследований, выполненных в рамках определенной предметной области (в формате стендовой сессии или круглых столов).
5.
Проведение «Дней науки», Недель биологии, иностранного языка и пр.
6.
Проведение интеллектуальных игр, например: «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон» и пр.
7.
Организация деятельности Школ (в режиме летних пришкольных лагерей, тематических недель и пр.): математической, журналистской, психологической и пр.
Техническое творчество
1.
Конкурсы, фестивали проектов, связанных с конструированием, моделированием: робототехника, информатика, дизайн одежды, помещений, ландшафта и т.п.
2.
Организация проектов, связанных с техническим творчеством: школьное радио и телевидение, поддержка и разработка дизайна и контента информационных площадок ОУ в Интернете и пр.
3.
Организация Дней технического творчества в образовательном учреждении.
Художественное творчество
1.
Организация праздников: рождественского базара, масленичных гуляний,
Дня победы, Женского дня, Дня защитника отечества и пр.
2.
Организация событий, связанных с традициями образовательного учреждения: День знаний, Посвящение в лицеисты, Новогодний бал,
Последний звонок, Выпускной и пр.
3.
Организация творческих конкурсов: «Х-фактор», «Минута славы», «Голос»,
«Мисс и мистер» и пр.
4.
Выставки творческих работ, фестивали творческих идей и пр.
5.
Проекты творческих лабораторий – школьных СМИ.

21 6.
День Художественного Творчества. Цель: повысить мотивацию творческой самореализации школьников, поддержать детскую инициативу. Форма
проведения: концерт, конкурс.
7.
Мастер-классы
8.
Организация творческих игр и театральных постановок: КВН, концерты,
Стэм и пр.
С конкретными методиками проведения мероприятий можно познакомиться на сайте РДШ.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ
Критерии эффективности деятельности по направлению – творческое развитие могут быть разделены на две группы: социологические и психологические.
Таблица 3
Критерии оценки эффективности деятельности вожатого по направлению «Творческое развитие»
Группа критериев Критерий
Метод оценки
Социологические a.
Количество проведенных событий и реализованных проектов по разным видам творчества: социальное, научное, техническое, художественное. b.
Количество вовлеченных участников
– школьников, педагогов c.
Количество детей разных возрастных групп
(младший, средний, старший школьный), участвующих в проектах творческого развития
РДШ в разных видах творчества: социальное, научное, техническое, художественное. d.
Количество привлеченных участников: родителей, представителей общественных организаций и пр. e.
Отклик на информацию о событиях, организованных в рамках деятельности вожатого, в СМИ: количество просмотров, оценок, перепостов, комментариев. f.
Качество представленной информации о событиях – отчетах, отзывов участников и пр.: объем, содержательное отражение, фото- и видео-фиксации интересных моментов события. g.
Количество и уровень выданных дипломов участников, сертификатов и других аналогичных документов. h.
Количество разновозрастных детских проектов, где инициаторами, организаторами
Анализ документов.
Регистрационные списки участников.
Анализ активности пользователей в сети, на информационных порталах школы.
Экспертная оценка работ школьников
(внешними и внутренними экспертами).
Тексты, подготовленные по результатам деятельности, сертификаты, подтверждающие участие в конференциях.

22 или наставниками являются более старшие школьники. i.
Качество проведенных событий, реализованных проектов участниками, вовлеченным в деятельность вожатым. j.
Уровень выполненных школьниками творческих работ и проектов по отзывам экспертного сообщества. k.
Количество участников, приглашенных к участию во внешкольных конкурсах, фестивалях, конференциях, слетах (городского, окружного, российского уровня). l.
Количество подготовленных вожатым текстов
(в соавторстве с другими специалистами ОУ), отражающих результаты деятельности: доклады на конференциях, методические рекомендации и т.п.
Психологические
Группа школьников как субъект оценки a.
Групповая сплоченность b.
Уровень развития группы актива школьников c.
Продуктивность группового взаимодействия
1.
Включенное наблюдение
(в ходе совместной деятельности)
2.
Качество реализованных проектов
(как связанный показатель).
3.
Опросник групповой сплоченности.
Социометрия (в режиме игры с ее последующим анализом).
Индивидуальный уровень: ученик как субъект оценки
Степень удовлетворенности школьников творческой самореализацией в РДШ
*
Мотивация творческой деятельности школьника
**
Гибкость, продуктивность и оригинальность творческой деятельности школьника
Показатели личностного развития:

Самоотношение: уважение себя и других, принятие себя – своей индивидуальности, уверенность в себе;

Присвоение правил социально-нормативного пространства.
Анкетирование.
Экспертные оценки
Анализ продуктов деятельности
(анализ содержания портфолио).
Контент-анализ документов.
*
см. анкета «Оценка удовлетворенности творческой самореализацией школьников» (прил. 2)
**
Уровень мотивации творческой деятельности школьника оценивается на основе наблюдения, беседы по показателям: вовлеченность в деятельность и активность (инициативность). Каждый из показателей оценивается в 3-х бальной системе: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл– низкий уровень. Баллы суммируются. Общий уровень мотивации творческой деятельности школьника интерпретируется таким образом: 6 баллов – высокий уровень; 5 баллов – выше среднего уровень; 4 балла – средний уровень; 3 балла – ниже среднего уровень; 2 балла– низкий уровень.

23
ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ
Таблица 4
Образец модели мероприятия
Меропр
иятие
Возраст
школьника
Форма проведения
Критерии оценки
Междун ародный женский день
8 марта
Подростков ый возраст
(5-9 класс)
Конкурс творческих работ, концерт художественной самодеятельности, выставка творческих работ
Социологические: количество участников, количество вовлеченных взрослых, экспертная оценка качества детских работ.
Психологические: продуктивность группового взаимодействия, мотивация совместно-распределенной творческой деятельности, активность и гибкость
(как показатели индивидуального уровня креативности), когнитивный аспект гендерной идентичности.
Подростков ый возраст
(5-9 класс)
Концерт , театральная постановка, конкурс
«А ну ка, девочки!», конкурс проектов дизайна одежды, кулинарии, традиционных женских ремесел и пр.
Количество проведенных событий и реализованных проектов.
Количество вовлеченных участников – школьников, педагогов
Количество привлеченных участников: родителей, представителей общественных организаций и пр.
Отклик на информацию о событиях, организованных в рамках деятельности вожатого, в
СМИ: количество просмотров, оценок, перепостов, комментариев.
Качество представленной информации о событиях – отчетах, отзывов участников и пр.: объем, содержательное отражение, фото- и видео-фиксации интересных моментов события.
Качество проведенных событий, реализованных проектов участниками, вовлеченным в деятельность вожатым.
Уровень выполненных школьниками творческих работ и проектов по отзывам экспертного сообщества.
Психологические: групповая сплоченность, продуктивность группового взаимодействия, уважение себя и других, принятие себя – своей индивидуальности, уверенность в себе
Юношеский возраст (10-
11 класс)
Волонтерские проекты заботы о пенсионерах,
Количество проведенных событий и реализованных проектов.
Количество вовлеченных участников –

24 театральная постановка, концерт, организация общешкольного события – «День матерей». школьников, педагогов
Количество привлеченных участников: родителей, представителей общественных организаций и пр.
Отклик на информацию о событиях, организованных в рамках деятельности вожатого, в
СМИ: количество просмотров, оценок, перепостов, комментариев.
Качество представленной информации о событиях – отчетах, отзывов участников и пр.: объем, содержательное отражение, фото- и видео-фиксации интересных моментов события.
Качество проведенных событий, реализованных проектов участниками, вовлеченным в деятельность вожатым.
Уровень выполненных школьниками творческих работ и проектов по отзывам экспертного сообщества.
Психологические: групповая сплоченность, продуктивность группового взаимодействия, уважение себя и других, принятие себя – своей индивидуальности, уверенность в себе, присвоение правил социально- нормативного пространства; аффективный и поведенческий аспекты гендерной идентичности
Модель проведения мероприятия по направлению деятельности
«Творческое развитие» (школьный уровень)
1.
Подготовительный этап
Информирование
Подготовка к любому мероприятию начинается не менее чем за месяц до начала мероприятия, и начинается с информирования школьников, учителей и родителей о мероприятии, об основной идее мероприятия, о возможностях ребенка раскрыть свой потенциал, продемонстрировать свои способности. Информирование должно идти одновременно по нескольким каналам. Для этого может быть использован сайт РДШ, сайт школы и другие информационные платформы, используемые вожатым.
Информирование
обучающихся:
необходимо использовать информационный канал, пользующийся наибольшим доверием детей: учителя, родители, сверстники, сайт школы. Возможно привлечение для этой цели старшеклассников, которые расскажут младшим детям о возможности участия в мероприятии. Также можно привлекать к «информационной кампании» победителей предыдущих мероприятий, чье мнение и оценка будут для детей важными.

25
Информирование учителей: возможно привести точку зрения
(высказывание) какого-нибудь авторитетного лица по поводу тематики мероприятия, чтобы заинтересовать учителей, включить их в подготовку и проведение мероприятия. Сбор информации о творческих способностях детей.
Информирование родителей: работу с родителями лучше проводить в момент родительских собраний, необходимо четко нарисовать перспективы развития детей, участвующих в мероприятиях РДШ. Сбор информации о творческих способностях детей.
2.
Отбор и подготовка участников
В результате проведения информационной кампании заинтересованные школьники обращаются к вожатому за более подробной информацией.
- Необходимо проанализировать возраст отобранной группы детей, для того, чтобы наиболее эффективно планировать мероприятие, учитывая возрастные особенности детей;
- в процессе общения с детьми (и основываясь на информации от учителей и родителей) выявить круг творческих способностей детей, что позволит более содержательно проводить любое мероприятие, используя возможности самих детей.
- составление подробного плана проведения мероприятия, включающего разные формы и методы проведения, учитывая возрастные особенности участников;
- ознакомление детей с разными видами творчества, с личностями знаменитых ученых, писателей, художников, с практическим применением научных открытий. Это наиболее важно для младших школьников, т.к. у детей сформируется ценностное отношение к творчеству, появится положительный образец, т.е. мы закладываем определенную перспективу развития для ребенка. Форма проведения: экскурсии, классные часы, дискуссии и т.д.
- Мотивация детей к участию в мероприятии должна сочетать как социальную, так и материальную мотивацию. Надо учитывать, что возраст ребенка определяет характер мотивации. Чем младше ребенок, тем более активная роль взрослого в поддержании мотивации. Необходимо стремиться к приоритету социальной мотивации, это задача для детей среднего и старшего возраста.
- Координация работы заключается не только в привлечении детей к участию в мероприятии, но и работу с учителями и родителями, назначение ответственных по каждой возрастной группе, подбор экспертной комиссии для оценки участия детей в мероприятии из числа учителей, руководителей творческих кружков, и т.д.;
- Подбор заданий для каждой возрастной группы

Для младших школьников задание должно носить более конкретный характер, т.к. они сами еще не могут доработать и развить его самостоятельно;

26

Для средних школьников задание не должно носить жестко регламентированный характер, оно скорее неопределенное, что дает возможность детям проявить творческую активность.

Для старших школьников задание имеет более высокий уровень сложности
(по сравнению со средними школьниками) и неопределенности.
- Ознакомление участников с критериями оценки должно проходить заранее. Критерии зависят от характера мероприятия: если важно продемонстрировать правильность выполнения какого-либо творческого навыка, то это будет одним из основных критериев. Чем старше дети, тем больший вес будет иметь такой критерий как самостоятельность выполнения, особенности презентации. Если, например, мероприятие связано с воплощением на практике какой-то творческой идеи, то в качестве критерия можно использовать практическую значимость изобретения.
- оформление места проведения мероприятия должно проводиться совместно с детьми и учителями, это поможет создать особое настроение перед проведением мероприятия, снимет конфликты между детьми и учителями, научит детей совместной работе.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей