Главная страница

Бруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов. Бруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практич. Методические рекомендации по основным разделам техники речи (первый год обучения) Дикция 38 Дыхание и постановка голоса 49


Скачать 3.98 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по основным разделам техники речи (первый год обучения) Дикция 38 Дыхание и постановка голоса 49
АнкорБруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов.doc
Дата20.09.2017
Размер3.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практич
ТипМетодические рекомендации
#15609
страница7 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7

Второй этап

- Проведение самостоятельной разминки (артикуляционной,

дикционной, дыхательно-голосовой).

- Последовательность и целесообразность упражнений.

- Разбор показанной работы вместе с научным руководите­лем.

- Успешное выполнение пробных занятий.

- Допуск магистра и аспиранта к проведению самостоятель­ных занятий (индивидуальных и/или групповых).

Третий этап

- Подготовка и планирование занятий.

- Определение конкретных задач.

- Отбор упражнений, подбор материала.

- Педагогическая деятельность как творческий процесс.

Четвертый этап

- Посещение занятий по художественному чтению педаго­гов кафедры.

- Выбор материала для раскрытия творческой индивидуаль­ности студента.

- Анализ текста.

- Практическая работа со студентом.

Многолетний опыт Театрального института имени Б. Щукина, использованный в разработанной нами учебной программе по сценической речи для студентов актерского факультета, подтвер­ждает необходимость и эффективность применения комплексного подхода преподавания мастерства актера, сценической речи,

Стр. 100

сценического движения, танца, ритмики. Программа по сценической речи построена таким образом, что при работе по отдельным раз­делам курса «Мастерство актера» (упражнения, этюды, отрывки, роли в дипломных спектаклях) студент должен использовать на­выки, приобретенные ранее на занятиях по технике речи и другим профилирующим дисциплинам.

Педагогическая практика показывает, что реализация предло­женного комплексного подхода воспитания артиста дает возмож­ность студентам использовать речевые навыки в своей профес­сиональной деятельности. Таким образом, роль специальных дис­циплин, в том числе сценической речи, значительно расширяется и приобретает не узконаправленное, а общепрофессиональное значение.

3.Учебно-методическое обеспечение

курса

Для самостоятельной подготовки и выполнения индивидуаль­ных заданий, полученных от научного руководителя на основе данных методических разработок, важно:

- использование методических пособий, разработанных для студентов актерского факультета и магистров кафедры «Сценической речи»;

- поэтапное освоение тем и разделов данных пособий с точки зрения будущей педагогической деятельности.

Перечень вопросов по всему курсу

  1. С чего вы начинаете работу по дыханию? Какие основные этапы этого раздела должен освоить студент?

  2. Какие упражнения по дыханию вы считаете наиболее эффективными для выработки сценического дыхания? И почему?

  3. С чего вы начинаете работу над установкой «опоры» звука?

  1. Каково значение резонаторов при работе над постановкой

голоса?

Стр.101

  1. Какие ошибки бывают у студентов при произнесении губных звуков П, Б, В, Ф? Какие пути их устранения вы знаете?

  2. Нужно ли учитывать индивидуальность строения речевого аппарата при установке согласных звуков?

  3. Какая разница в работе над твердыми и мягкими согласными звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ, Л, ЛЬ, Р, РЬ?

  4. Как вы связываете разработку частей речевого аппарата с установкой звуков русского языка?

  5. Как вы работаете над исправлением говора у студентов?

  1. Какое значение имеет комплексность подхода при практическом освоении предмета «Сценическая речь»?

  2. Как бороться с «перебором» дыхания?

  3. Какие вы знаете голосовые атаки? В какой последовательности целесообразно их освоение?

  4. Используете ли вы словесное действие при работе над

«посылом» звука?

14. Какие упражнения могут продемонстрировать студенту разницу в понятиях «сила» и «громкость» звука?

  1. Проследите взаимосвязь работы трёх голосовых регистров с установкой «опоры» звука и включением резонаторов.

  2. Какие этапы постановки звуков вы различаете? Какой материал может быть использован для закрепления полученных навыков?

  3. Какие ошибки встречаются у студентов при произнесении шипящих звуков? Какие вы знаете пути их устранения?

  4. Как можно соединять работу по освоению разделов «Дикция» и «Орфоэпия»?

  1. Какое значение в речи имеют понятия «темп» и «ритм»?

  1. Обоснован ли для вас следующий путь установки звука: слово – пословица - скороговорка - многоговорка? Ваши методические

  2. рекомендации.

  1. Проследите взаимосвязь раздела «Характерность речи» с нормами литературного произношения, с действенностью слова, с темпо-ритмом, фонетикой и мелодикой речи.

  2. Значение и смысл раздела «Логика речи».

Стр. 102

  1. Что может повлиять на изменения логической структуры текста?

  2. Как помочь студенту составить индивидуальную разминку, подготавливающую речевой аппарат к активному звучанию?

  3. Соотношение теории и практики в работе над стихотворным текстом.

  1. Что влияет на выбор экзаменационного материала?

В течение первого полугодия совместно с научным руководите­лем должны быть разработаны индивидуальные планы обучения магистрантов и выбраны темы магистерских диссертаций. Для написания диссертации важно изучение узкоспециальной профес­сиональной литературы по предмету «Сценическая речь» и другой необходимой для обучения литературы.

Примерные темы для защиты магистерских диссертаций по кафедре сценическая речь

  1. Особенности преподавания сценической речи в Вахтанговской школе.

  2. Характерность речи как выразительное средство для создания сценического образа.

  3. Основные этапы освоения сценического дыхания.

  4. Роль ритма в методике преподавания предмета «Сценическая речь».

  5. Функциональное использование логики сценической речи в курсе преподавания предмета «Сценическая речь».

  6. Теория и практика стихосложения как подготовительный этап работы над стихотворной драматургией.

  7. Сохранение мелодики русского языка в современных условиях.

  8. Художественное чтение как результат взаимодействия предметов «Мастерство актёра» и «Сценическая речь» в Театральном институте имени Б. Щукина.

Стр. 103

9. Особенности методики преподавания сценической речи на национальных курсах в Театральном институте имени Бориса

Щукина.

10. Индивидуальное звучание актёра в дипломном спектакле как результат поэтапного освоения предмета «Сценическая речь».

4. Распределение часов курса по темам и видам работ

Число часов в семестре на 1 и 2 году обучения в расчете на одного магистра

(1-й семестр -17 недель, 2-й семестр - 17 недель)

Групповые занятия:

2 часа в неделю X 17 недель = 34 X 4 семестра =136 часов Индивидуальные занятия

проводятся в соответствии с индивидуальным учебным пла­ном магистра.

5. Формы итогового контроля

  1. семестр - зачет по предмету «Методика преподавания сценической речи»;

  2. семестр - теоретический экзамен;

  3. семестр - зачет по предмету «Методика преподавания сценической речи»;

  4. семестр - открытый урок; защита магистерской диссертации.

Стр. 104

Рекомендуемая литература

Техника речи

Аванесов Р. Русское литературное произношение. - М., 1972. Алферова Л., Васильева Л. Нормативное сценическое произношение в условиях диалектного окружения. - СПб., 2005.

Бруссер А. Учебно-методическое пособие по технике речи для , ассистентов-стажеров (первый и второй семестры). - М., 2002.

БруссерА. Основы дикции (практикум). - М., 2003.

Бруссер А., Оссовская М. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). - М., 2005.

Васильев Ю. Ритмы сценической речи. - СПб., 2003.

Васильев Ю. Голосоречевой тренинг. - СПб.,1996.

Васильев Ю. Сценическая речь. Вариации для тренинга. - СПб., 2005.

Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. - М., 1964.

Винокур Г. Русское сценическое произношение. - М., 1997.

Волконский С. Выразительное слово. - СПб., 1913.

Всеволодский-Гернгросс В. Теория интонации. - СПб., 1922.

Галендеев В. Работа режиссера над речью в спектакле. - Л., 1976.

Галендеев В. Учение Станиславского о сценическом слове. - Л., 1990.

Гаспаров М. Очерк истории русского стиха. - М., 2002.

Жинкин Н. Речь как проводник информации. - М., 1982.

Жинкин Н. Механизмы речи. - М., 1958.

Запорожец Т. Логика сценической речи. - М., 1974.

Иртлач С. Интонационно мелодическая природа сценической речи. - Л., 1990.

Калинина Н. Логично мыслить - логично говорить: Правила русской речи. М., 2003.

Стр. 105

Козлянинова И., Чарелли Э. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург,

1992.

Коровяковъ Д. Искусство выразительного чтения. - СПб., 1900.

Куницин А. О сценической речи. - Л., 1971.

Куницин А. Первая встреча со словом // Сценическая педагогика: Сб. трудов. Вып. 2. - Л.,1976.

Куракина К. Основы техники речи в трудах Станиславского. - М.,

1959.

Ласкавая Е. Сценическая речь. - М., 2006.

Латышева Н. О механизмах актерского воображения // Теория и практика сценической речи: Сб, науч. трудов. - Л.,1985. Легуве Э. Чтение как искусство. - СПб., 1896. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. - М., 1967. Линклейтер К. Освобождение голоса. - М., 1993. Моисеев Ч. Дыхание и голос драматического артиста. - М., 2005. Никольская О. Техника речи. - М., 1978. Озоровский Ю. Музыка Живого слова. - СПб., 1914. Оссовская М. Орфоэпия: Теория и практика. - М., 1998. Оссовская М. Русские диалекты (наречия и говоры): Учебно-методическое пособие по устранению произносительных диалектных ошибок. - М., 2000.

Оссовская М. Московский говор. - М., 2003.

Оссовская М. Практическая орфоэпия. - М., 2004.

Петрова А. Сценическая речь. - М., 1981.

Проблемы сценической речи. Сб. - М., 1968.

Промптова И. Диалектное и акцентное произношение, как

выразительное речевое средство драматического актера. - М., 1972.

Саричева Е, Сценическая речь. - М., 1955.

Саричева Е. Работа над словом. - М., 1956.

Саричева Е. Сценическое слово. - М., 1963.

Савкова 3. Как сделать голос сценическим. - М., 1968.

Савкова 3. Энергия живого слова. - СПб., 1991.

Савкова 3. Искусство оратора. - СПб., 2003.

Сладкопевцев В. Искусство декламации. - СПб.,1910.

Сценическая речь. - М., 1995.

Ушаков Д. Русский язык (1928). - М., 1995.

Ушакова В. Орфоэпия. - М.,1969.

Стр. 106

Чарелли Э. Как работать над дикцией и голосом актеру. - Иркутск, 1969.

Чарелли Э. Учитесь говорить. - Екатеринбург, 1991. Черемисина Н. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. -М., 1989.

Черная Е. Курс тренинга фонационного дыхания и фонации на основе упражнений Востока: Учебное пособие. - СПб., 1997.

Стихосложение

Аксенов В. Искусство художественного слова. - М., 1962.

Артоболевский Г. Художественное чтение. - М., 1978.

Баевский В. История русской поэзии. - Смоленск, 1994.

Журавлев Д. Беседы об искусстве чтеца. - М., 1977.

Закушняк А. Вечера рассказов. - М.,-Л., 1940.

Коган Ф. Техника исполнения стиха. - М., 1935.

Кочарян С. В поисках живого слова. - М., 1979.

Лотман Ю. Анализ поэтического текста. - М., 1978.

Смоленский Я. В союзе звуков чувств и дум. - М., 1976.

Смоленский Я. Читатель. Чтец. Актер. - М., 1983.

Смоленский Я. Гармония и алгебра стиха. - М., 1996.

Тимофеев Л. Слово в стихе. - М., 1987.

Томашевский Б. Теория литературы. - М., 2003.

Фрид О. О некоторых особенностях преподавания стихотворной речи // О воспитании актера. - М., 1981.

Шварц А. В лаборатории чтеца. - М., 1968.

Шервинский С. Художественное чтение. - М., 1935.

Эфрос Н. Записки чтеца. - М., 1980.

Яхонтов В. Театр одного актера. - М., 1958.

Программы

Сценическая речь: Учебная программа для студентов театральных вузвв /Сост. И. Промптова, А.Кузнецова, В. Галендеев, А. Егорова, Т.Васильева. - М., 2002.

Стр. 107

Учебная программа по сценической речи для студентов актерского факультета / Сост. Бруссер А., Оссовская М. - М., 2004.

Учебная программа по сценической речи для магистров / Сост. Бруссер А., Оссовская М. - М., 2006.

Программа курса «Культура звучащей речи» / Сост. А. Литневский

- М., 2002.

Мастерство актера: Учебная программа для студентов актерского

факультета / Сост. А.Буров, П.Любимцев. - М., 2005.

Мастерство

Гротовский Ежи. От бедного театра к искусству- проводнику. - М.,

2003.

Ершов П. Технология актерского искусства. - М., 1992.

Захава Б. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978.

Кнебель М. Слово в творчестве актера. - М., 1970.

Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. - М. Любое

издание.

Немирович-Данченко В. О творчестве актера - М. Любое издание. Немирович-Данченко В. Театральное наследие. - М. Любое

издание.

Паламишев А. Мастерство режиссера: от анализа к воплощению. -

М., 1992.

Станиславский К. Работа актера над собой: Собрание сочинений,

том 3. - М. Любое издание.

Станиславский К. Статьи. Речи. Письма. - М. Любое издание.

Театр Гротовского: Сборник, - М., 1992.

Топорков В. О технике актера. - М., 1954.

Чехов М. Путь актера. - М., 2003.

Чехов М. Литературное наследие, т. 2. - М., 1995.

Шихматов Л., Львова В. Сценические этюды: Часть 1,2.- М., 1971.

Эфрос А. Репетиция - любовь моя: В 4 т. - М., 1993.

Стр. 108

Педагогика и психология

Бахтин М. Человек в мире слова. - М., 1995.

Безюлева Г., Иванова Н., Никитин М., Шеламова Г.

Профессиональная компетентность: аспекты формирования. - М., 2005. Бехтерев В. Работа головного мозга. - Л., 1926. Вахтеров В. Избр. пед. соч. - М.,1987. Выготский Л. Мышление и речь. - М., 2001.

Демков М. Русская педагогика в главнейших ее представителях. -М., 1898.

Зарецкая И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. -М., 2002.

Исаев И. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993.

Кан-Калик В., Никандров Н. Педагогическое творчество. - М., 1990.

Корчак Януш Педагогическое наследие. Сост. К.Чулкова - М., 1991.

Леонтьев А. Психология речевого общения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук.-М., 1974.

Лобачевский Н. Научно-педагогическое наследие. - М.,1976. Ломоносов М. Поли. собр. соч. - М.-Л.,1957.

Макаренко А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1977.

Мудрик А. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986. Сухомлинский В. Рождение гражданина. - М., 1971. Толстой Л. Педагогические статьи. - М., 1903.

Ушинский К. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т. -М., 1950.

Формирование профессиональной культуры учителя / под ред. В. Сластенина. - М., 1993.

Юркевич П. Курс общей педагогики. - М., 1869.

Словари

Агеенко Ф., Зарва М. Словарь ударений русского языка / под редакцией М. Штудинера - М., 2000.

Стр. 109

Введенская Л. Словарь ударений русского языка. - М., Ростов-на-Дону, 2004.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -

М., 1995.

Зарва М. Русское словесное ударение. - М., 2001. Иванова Т., Черкасова Т. Русская речь в эфире. - М., 2004. Иванова Т. Новый орфоэпический словарь русского языка. - М.,

2005.

Каленчук М., Касаткина Р. Словарь трудностей русского

произношения. - М., 1997.

Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. - М.,

1999.

Орфоэпический словарь русского языка под редакцией

Р.Аванесова. - М., 1997.

Толковый словарь русского языка конца 20-ого века: Языковые

изменения. - СПб., 2000.

Логопедия

Гегелия Н. Исправление недостатков произношения у школьников

и взрослых. - М., 1999.

Основы логопедии. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» / Сост. Т. Филичева, Н. Чевелева, Г. Чиркина. - М., 1989.

Хватцев М. Логопедия. - М., 1951.

Фониатрия. Вокал

Василенко Ю. Голос. - М., 2002.

Дмитриев Л. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве. - М.,

2001.

Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М., 2004.

Ермолаев В., Лебедева Н., Морозов В. Руководство по фониатрии. -

М., 1970.

Максимов И. Фониатрия. - М.,1987.

Морозов В. Искусство резонаторного пения. - М., 2002.

Стр. 110

Юссон Р. Певческий голос. - М., 1974.

Дополнительная литература

Германова М. Книга для чтецов. - М., 1964.

Груздева 3., Куцкая С. Руководство по технике речи. - М., 1966.

Дьякова Е. Логопедический массаж. - М., 2005.

Ершова А. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М., 2000.

Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефект, фак. пед. вузов: под ред. Л. Волковой в 5 кн.. - М., 2003.

Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. -СПб., 1999.

Орлова О. Система логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений у лиц речевых профессий. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 1998.

Савостьянов А. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. - М., 2001.

Театр, где играют дети: Учебное пособие / под ред. А. Никитиной. -М., 2001.

Чуковский К. Живой как жизнь. - М., 1962.

Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М., 1999.

Стр. 111

Анна Марковна БРУССЕР

Сценическая речь. Методические рекомендации

и практические задания

для начинающих педагогов театральных вузов

Дизайн обложки

П. Перепелиной

Подписано в печать 25.08.08 г. Формат 60x88/16 Печать офсетная. Печ. л. 7,0. Тираж 1800 экз. Заказ № 6769

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Ордена

Октябрьской Революции, Ордена Трудового Красного Знамени

«Первая Образцовая типография»

115054, Москва, Валовая, 28
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом