Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕСА... Методические указания к разработке бизнес-плана по курсу Инвестиции для студентов экономического и заочного факультетов


Скачать 0.54 Mb.
НазваниеМетодические указания к разработке бизнес-плана по курсу Инвестиции для студентов экономического и заочного факультетов
АнкорМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕСА.
Дата18.01.2017
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMETODIChESKIE_REKOMENDATsII_PO_RAZRABOTKE_BIZNESA.doc
ТипМетодические указания
#6936
страница3 из 7
КаталогinstamagnitikiОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Biznes_plan_FITNES_KLUB.doc, 5_TEKhNIKA_ISKRENNOSTI.doc, 4_TEKhNIKA_NAIVNOSTI.doc, DOGOVOR_subarendy.doc, 3_TEKhNIKA_ChTO-NIBUD_ESchE.doc, 2_TEKhNIKA_PREDPOLOZhENIYa.doc, METODIChESKIE_REKOMENDATsII_PO_RAZRABOTKE_BIZNESA.doc.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7

План производства
В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место в вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещения­ми, которые вы занимаете, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме того, в этом параграфе должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.

Инвесторов всегда интересует вопрос: каким образом бизнес будет гарантировать качество своей продукции или услуг? По этому вы должны кратко пояснить, как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над произ­водственными процессами.

Их, кроме того, интересует, как осуществляется контроле над основными элементами, входящими в стоимость продукции (на­пример, затраты на оплату труда и материалы).

Вы также должны уделить внимание вопросам расположения производственных площадей и размещения оборудования. Если вы решили заниматься розничной торговлей, то первое, о чем вы должны думать, — месторасположение, второе и третье — тоже.

Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков и тем, насколько быстро может быть увеличен или сокращен вы­пуск продукции.

Этот раздел бизнес-плана готовится только теми предприни­мателями, которые собираются заниматься производством. Глав­ная задача здесь — доказать потенциальным партнерам, что вы будете в состоянии реально производить нужное количество то­варов в нужные сроки и нужного качества. Во всем мире финан­систы вникают во все детали производственного цикла заемщи­ков — конечно, не для того, чтобы предлагать им свои решения, а потому, что хотят оценить квалификацию руководства фирмы и обоснованность его планов. Чтобы удовлетворить этот интерес, надо ответить на множество вопросов. В сам бизнес-план вклю­чить ответы лишь на основные из них, а детали можно перенести в приложения, объем которых не ограничен.

Каковы же основные вопросы, на которые надо ответить в этом разделе бизнес-плана? Это, прежде всего, следующие вопросы.

  • Где будут производиться товары — на действующем или вновь создаваемом предприятии?

  • Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать год от года?

  • Где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними

  • Предполагается ли производственная кооперация и с кем?

  • Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов произ­водства и поставок ресурсов?

  • Какое оборудование потребуется и где намечается его при­обрести? Возможны ли при этом проблемы и какого рода?

Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий — и на 4-5 лет.

Очень полезным элементом здесь может стать схема производ­ственных потоков на предприятии. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перера­батываться в продукцию, как и куда эта продукция будет постав­ляться с вашего предприятия.

На этой схеме обязательно должно найтись место и для про­цессов контроля качества. Необходимо отметить, на каких ста­диях и какими методами будет проводиться контроль качества и какими стандартами при этом вы будете руководствоваться. За­вершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издер­жек производства и их динамики на перспективу. В издержки включаются затраты, связанные с утилизацией отходов и охра­ной окружающей среды. Для новых предприятий в бизнес-пла­нах порой выделяют специальный раздел — «Местоположение». Это особенно важно для предприятий, создающих большую на­грузку на окружающую среду, и для мелких предприятий тор­говли, сервиса и общественного питания.

И как всегда, подумайте над следующими вопросами.

  • У вас есть план производства, базирующийся на ожидаемых объемах продаж?

  • Вы разработали детальный план производства на ближай­шие два-три месяца?

  • Регулярно ли вы или другие лица, связанные с производ­ством, анализируете все возможности упрощения технологи­ческого процесса?

  • Регулярно ли вы следите или будете следить за новинками в области производственного и транспортного оборудова­ния, а также за новейшими технологиями?

  • Вы подготовили ваши дела так, чтобы производственный процесс протекал без неожиданностей?

  • У вас разработан план профилактического ремонтного об­служивания применяемого оборудования?

  • Предусматривает ли ваш производственный план оптими­зацию размещения оборудования?

  • Собираетесь ли вы разрабатывать, регулярно обновлять и применять производственные и финансовые нормативы при выпуске вашей продукции?

  • Предусмотрена ли вами система измерения и контроля производственных процессов, позволяющая получать свое­временные и регулярные сведения о производственных ре­зультатах и затратах (количестве выпускаемой продукции, израсходованного времени и материалов и т. д.)?

  • Контролируете ли вы качество вашей продукции? Как?

  • Понимаете ли вы, что контроль качества вашей продукции не должен быть обязанностью только специальных служб? Это задача каждого служащего.

  • Вы продумали, как привлечь все подразделения вашего предприятия к участию в работе по улучшению качества выпускаемой продукции? Понимают ли сотрудники роль каждого подразделения в повышении качества продук­ции?

  • Предусматривает ли ваш производственный план обяза­тельный обмен информацией о возможных улучшениях ка­чества продукции между разными подразделениями ваше­го предприятия?

  • Предусматриваете ли вы тесную взаимосвязь между каче­ством и ценой вашей продукции? Как этот вопрос решают ваши конкуренты?

  • Регулярно ли вы собираете и анализируете мнения потре­бителей о качестве выпускаемой вами продукции?

  • Предусматриваете ли вы в будущем время и средства на поддержание высочайшего уровня контроля качества ва­шей продукции?

  • Предусматривает ли ваш план регулярные консультации с внешними специалистами в области контроля качества?



Управленческий персонал
Инвестиции делаются в конкретных людей, а не в бизнес-план. Поэтому данный раздел является одним из самых важных. Он должен объяснить, каким образом организована руководящая группа, и описать основную роль каждого ее члена. Маловероят­но, что небольшая фирма на ранней стадии своего развития смо­жет собрать достаточно сбалансированную команду. Поэтому ре­зонно обратить внимание как на сильные, так и на слабые стороны вашей руководящей группы. Для выявления слабых сторон ва­шего управления следует обратиться к помощи консультантов.

Часто предприниматель заявляет, что все будет делать сам. Если он не пояснит, что имеется в виду под этим «все», то может оказаться, что он просто не продумал свой проект до конца.

В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте. Составьте перечень их ос­новных достижений — это даст возможность судить об их спо­собности добиться намеченных в бизнес-плане целей.

Многие инвесторы (а мы помним, что бизнес-план — это до­кумент «на продажу») рассматривают этот раздел бизнес-плана как наиболее важный. И это естественно: инвесторы понимают, что самая превосходная идея может потерпеть крах из-за плохо­го исполнителя. И наоборот, хороший менеджер может «спас­ти» даже посредственный план.

Опишите вашу организацию (существующую или будущую) и перспективы ее развития в ближайшие годы. С кем вы собирае­тесь организовать новое дело и как планируете наладить работу управленческой команды? Ваша команда менеджеров — один из основных моментов. Укажите, какие именно специалисты (про­филь, образование, опыт работы, уровень заработной платы) необходимы для успешного ведения дел. И докажите, что пред­ложенные вами кандидатуры соответствуют указанным требо­ваниям и обладают всеми необходимыми качествами для успеш­ного ведения дела. Приложите к бизнес-плану краткие биографии 12 строк) предлагаемых специалистов, не забудьте включить сюда их адреса и телефоны, чтобы обеспечить инвестору возможный контакт с ними. Укажите, собираетесь ли вы использовать назван­ных специалистов в постоянном штате или привлекать их по со­вместительству (в качестве внешних экспертов, консультантов). Если вы еще не подыскали возможных кандидатов на названные должности, сообщите, где вы собираетесь их искать и есть ли воз­можность воспользоваться услугами специальных организаций по найму такого рода профессионалов. Однако помните, что вакант­ные места в команде менеджеров — большой недостаток вашего бизнес-плана.

В этом же разделе необходимо привести организационную структуру вашего предприятия, которая четко покажет, кто и чем будет заниматься, схему взаимодействия всех служб, координа­ции и контроля их деятельности. Целесообразно в этом разделе оговорить вопросы оплаты труда руководящего персонала, вза­имосвязь уровня заработной платы и результатов производствен­ной деятельности.

Перечислите людей, которых вы намереваетесь включить (или которые уже входят) в Совет директоров. Не включайте в него своих родственников или работников вашей организации. Ин­весторы предпочитают видеть небольшой состав, куда входят уже хорошо проявившие себя бизнесмены, связанные со сферой де­ятельности вашего предприятия. Не забудьте указать, как часто должен заседать Совет директоров и имеют ли директора фи­нансовые обязательства перед вашей компанией.

В этом же разделе назовите общее число служащих вашей компании и как это число соотносится с количеством выпуска­емой продукции.

Не забудьте четко охарактеризовать отношения руководства с владельцами компании. Может быть, это одни и те же лица? И не забудьте, что владелец компании — далеко не всегда луч­ший управляющий.

Обязательно продумайте и опишите систему найма рабочих и служащих на ваше предприятие. Кто этим будет заниматься? Предусмотрена ли специальная служба или человек? Сможет ли ваша политика найма рабочих и служащих обеспечить на­личие требуемого специалиста для требуемой работы в требуе­мое время? И будут ли понимать работающие принцип диффе­ренциации оплаты труда, применяемый в вашей компании?

Подготовили ли вы письменное описание профессиональных обязанностей, требования к качеству их исполнения с тем, что­бы ваши служащие знали, что и как требуется делать для успеш­ного выполнения порученной работы?

Подумайте и над системой повышения квалификации ваших служащих. Помните: в работе с персоналом мелочей нет!

Вы должны осветить механизм поддержки и мотивации веду­щих руководителей, показать, каким образом вы собираетесь заинтересовать их в достижении поставленных в бизнес-плане целей. Поэтому установите, как будет оплачиваться их труд (на­пример: оклад, премии, долевое участие в прибыли).
Источники и объем требуемых средств
В этом разделе вы должны представить свои соображения отно­сительно таких моментов, как:

Ответ на первый вопрос рассматривается далее. А вот ответ на второй вопрос — тема особого разговора. Практически здесь речь должна идти о том, какую долю необходимых средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала.

Основной момент здесь состоит в том, что банкиры стараются уменьшить свой риск, полагая, что нести его должны владельцы предприятия и акционеры. Поэтому финансирование через кре­диты предпочтительнее для проектов, связанных с расширени­ем действующих предприятий, когда есть материальное обеспе­чение этих кредитов.

Для проектов же, которые связаны с созданием нового пред­приятия, предпочтительным является паевой или акционерный капитал. Для таких проектов привлечение кредитов даже опас­но. Дело в том, что кредитное соглашение обязательно включает жесткую схему платежей, обеспечивающих возврат долга и про­центов по кредиту в течение определенного срока. У нас этот срок сейчас — полгода-год. Новым предприятиям это может оказаться не под силу, так как доходы от реализации нарастают постепен­но. В такой ситуации даже перспективные проекты, способные в будущем принести крупные прибыли, могут обанкротиться. Средства же, полученные от партнеров или акционеров, лише­ны этих недостатков. Новое предприятие в первые годы может вообще не платить дивиденды, и это не вызовет возражения ак­ционеров, если прибыль не «проедается», а инвестируется в раз­витие фирмы.

Иногда привлечение средств партнеров и акционеров кажет­ся предпринимателям нежелательным из-за угрозы лишиться контрольного пакета акций, размер которого обычно состав­ляет 51%. Но при сильно распыленном капитале этот пакет может быть и значительно меньше: 10-15%. К тому же психо­логия «собаки на сене» редко приводит к успеху. Что толку, если вы будете единоличным владельцем предприятия, суще­ствующего лишь на бумаге? Не лучше ли привлечь состоятель­ных инвесторов со стороны, чтобы воплотить свои проекты в жизнь?

Ваша главная задача — наметить справедливую с вашей точки зрения цену за ту долю бизнеса, которую вы собираетесь усту­пить инвестору. Эта цена должна быть в то же время достаточно гибкой, особенно по второстепенным пунктам, чтобы позволить вам учесть возникшие у инвесторов пожелания. Помните, это ситуация, требующая переговоров!

Третий аспект раздела — сроки возврата заемных средств. Этот аспект исследуется ниже.
Финансовый план и анализ рисков
Деловые люди делятся на тех, кто любит работать с цифрами, и тех, кто боится их. Для тех, кто относится к первой категории, этот раздел бизнес-плана, несомненно, самый интересный. Если же вы относите себя ко второй категории, вы, возможно, будете напуганы количеством форм, которые необходимо заполнить для разработки этого раздела. Однако это нужно сделать.

Этот раздел бизнес-плана призван обобщить предыдущие ма­териалы и представить их в цифровом, а вернее, в стоимостном выражении. В цифрах нет ничего магического, волшебного, а тем более опасного. Они просто отражают решения, которые вы пись­менно изложили в предыдущих разделах. Если вы решили еже­недельно размещать рекламу вашего товара в местной газете, в вашем финансовом плане должна быть цифра, отражающая это решение. Если вы хотите продавать часть товара по понижен­ным ценам, соответствующая цифра будет отражать это в биз­нес-плане.

Каждое деловое решение сопровождается цифрой, а взятые все вместе, эти цифры формируют основу вашего финансового пла­на. Эти цифры нельзя взять просто «с потолка», потому что все финансовые формы связаны между собой и одна ошибка порож­дает другую. Поэтому ваши цифры всегда должны быть результа­том тщательных расчетов.

Даже если вы не в состоянии сами подготовить финансовый отчет, вы должны уметь его читать и анализировать. Только тог­да вы можете успешно руководить компанией. Сделайте привыч­кой читать финансовые отчеты вашей компании ежемесячно. Не ждите доклада вашего бухгалтера. Знакомьтесь с информацией об объемах продаж регулярно. Вы будете чувствовать себя более уверенно, принимая решения, базирующиеся на финансовой информации. Никогда не связывайте свои деловые решения с настроением. В основе всех решений должна лежать финансо­вая информация. Обязательно возьмите «уроки» у профессио­нального бухгалтера, который объяснит вам все финансовые тер­мины и научит читать финансовый отчет.

Можно порекомендовать использовать для составления фи­нансового плана и в дальнейшей работе компьютерные програм­мы, такие как Lotus 1-2-3, Excel или Quattro Pro. Эти програм­мы широко доступны и удобны для людей, как имеющих опыт в бизнесе, так и умеющих работать с компьютером. Для начинающих же финансистов больше подходит программа Microsoft Works.
Виды финансовых форм
Финансовый раздел бизнес-плана должен содержать три наибо­лее важных формы:

  • отчет о прибылях и убытках (в нашей практике этот отчет носит название «Отчет о финансовых результатах и их ис­пользовании» — форма 2);

  • отчет о движении наличности;

  • баланс предприятия.

Обычно инвесторы хотят видеть финансовые показатели на три или даже пять лет вперед (для новых компаний), а для дей­ствующих, кроме того, и за три-пять прошедших лет. При этом данные формы предоставляются за пять лет по годам, а также за первый год — по месяцам и за второй год — по кварталам.

Отчет о прибылях и убытках показывает, будет ли получать (или для действующей компании — получает ли уже) ваша компания прибыль, т. е. уровень прибыльности вашей компа­нии: сколько денег вы будете иметь после всех произведен­ных расходов. Однако этот отчет не отражает общую «сто­имость» вашей компании, а также какой наличностью она располагает. Компания может начать терять деньги, что отра­зится в этом же отчете, однако стоимость ее может оставаться все еще достаточно большой; или же компания может быть прибыльной, но не иметь достаточно наличности, чтобы пла­тить по счетам (из-за проблем в движении наличности). Од­нако ни одна из этих ситуаций не раскрывается в отчете о при­былях и убытках.

Читать этот отчет нужно сверху вниз. Верхняя строка отра­жает общий объем продаж. Вторая — включенный в нее налог на добавленную стоимость (НДС). В последующих строках представлены произведенные расходы. Разница между объемом продаж (за вычетом НДС) и затратами показывает балансовую прибыль. Сумма прибыли и начисленной заработной платы составляет налогооблагаемый доход. Последняя строка отче та о прибылях и убытках — доход, остающийся в распоряже­нии фирмы. Если расходы компании превышают доходы, в последней строке отчета о прибылях и убытках будет стоять отрицательное число; в западной практике бухгалтерского уче­та знак минус «-» заменяется скобками ( ).

Отчет о движении наличности показывает, есть ли (или бу­дет) у компании наличность, чтобы платить по счетам. Этот отчет — один из наиболее важных финансовых документов. И хотя в нашей практике бухгалтерского учета он не является в настоящее время обязательным, при составлении бизнес-плана вам без него не обойтись. Ведь если вы не сможете пла­тить своим рабочим и служащим, оплачивать счета поставщи­ков, вы не сможете вести дело долго и, конечно, не сможете спать по ночам.

Отчет о движении наличности не характеризует вашу при­быль. Он только показывает, сколько денег вы имеете в банке, сколько наличных денег «приходит» на счет и «уходит» со сче­та в каждом месяце года. Этот отчет особенно важен для пред­приятий, объемы работ которых зависят от сезонности и связа­ны с большими сезонными запасами сырья (например, пред­приятия по переработке сельскохозяйственной продукции), или для тех, кто продает свою продукцию в кредит. Вы обязательно должны планировать разрыв (лаг) между временем оплаты сче­тов за материалы и реальным временем получения денег за про­данную продукцию.

Разрабатывая эту форму, показывайте отдельно наличность, которую вы будете получать от продаж вашей продукции и от других видов деятельности (например, финансовые операции, проценты, выплачиваемые вам банком, получение инвести­ций). Это даст вам ясную картину источников поступления наличности и покажет возможность продажи ваших товаров в кредит.

Баланс предприятия показывает, сколько стоит ваша компа­ния. Для новичков в бизнесе это наименее понятная форма. Баланс дает «моментальный снимок» стоимости вашей компа­нии. В активе баланса указывается стоимость всех ее составляющих (земля, здания, машины, оборудование, запасы товарно-материальных ценностей), а в пассиве — размер всех ее обяза­тельств (полученные кредиты, акционерный капитал, расчеты с кредиторами, ссуды работникам компании и т. д.).

Разница между активами предприятия и долго- и кратко­срочными обязательствами компании (актив минус итоги по разделам II и III пассива) показывает ее чистую стоимость, она является итогом по разделу I пассива баланса «Источники собственных и приравненных к ним средств». Эти цифры так­же показываются в пассиве баланса. Поэтому актив и пассив всегда равны. Именно поэтому этот документ носит название баланс.

Для подготовки баланса обязательно привлеките профессио­нального бухгалтера, особенно для расчета таких показателей, как «амортизация» (износ) или «производственные запасы» и «готовая продукция». Однако помните, что вы должны пони­мать значения всех показателей и уметь «читать» баланс.

Финансовый план содержит также расчет точки безубыточ­ности производства.

График достижения безубыточности — это схема, показыва­ющая влияние на прибыль объемов производства, отпускной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-по­стоянные и условно-переменные издержки).

Таким образом, с помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, т. е. тот объем производ­ства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кри­вой, показывающей изменение себестоимости продукции. Оче­видно, что при этом объеме выпуска продукции будет, наконец, достигнута безубыточность производства и дальнейшее увели­чение объемов реализации приведет к появлению прибыли.

Цель раздела — высветить основные пункты из массы финан­совых данных, содержащихся в следующем разделе. Например, здесь должна быть упомянута вероятная стоимость компании в том случае, если все будет идти по плану, и каковы при этом будут объемы продаж и прибыль.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей