С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Biznes_plan_FITNES_KLUB.doc, 5_TEKhNIKA_ISKRENNOSTI.doc, 4_TEKhNIKA_NAIVNOSTI.doc, DOGOVOR_subarendy.doc, 3_TEKhNIKA_ChTO-NIBUD_ESchE.doc, 2_TEKhNIKA_PREDPOLOZhENIYa.doc, METODIChESKIE_REKOMENDATsII_PO_RAZRABOTKE_BIZNESA.doc. Показать все связанные файлы
План производства В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место в вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, которые вы занимаете, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме того, в этом параграфе должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.
Инвесторов всегда интересует вопрос: каким образом бизнес будет гарантировать качество своей продукции или услуг? По этому вы должны кратко пояснить, как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами.
Их, кроме того, интересует, как осуществляется контроле над основными элементами, входящими в стоимость продукции (например, затраты на оплату труда и материалы).
Вы также должны уделить внимание вопросам расположения производственных площадей и размещения оборудования. Если вы решили заниматься розничной торговлей, то первое, о чем вы должны думать, — месторасположение, второе и третье — тоже.
Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков и тем, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
Этот раздел бизнес-плана готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством. Главная задача здесь — доказать потенциальным партнерам, что вы будете в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и нужного качества. Во всем мире финансисты вникают во все детали производственного цикла заемщиков — конечно, не для того, чтобы предлагать им свои решения, а потому, что хотят оценить квалификацию руководства фирмы и обоснованность его планов. Чтобы удовлетворить этот интерес, надо ответить на множество вопросов. В сам бизнес-план включить ответы лишь на основные из них, а детали можно перенести в приложения, объем которых не ограничен.
Каковы же основные вопросы, на которые надо ответить в этом разделе бизнес-плана? Это, прежде всего, следующие вопросы.
Где будут производиться товары — на действующем или вновь создаваемом предприятии?
Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать год от года?
Где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними
Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства и поставок ресурсов?
Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? Возможны ли при этом проблемы и какого рода?
Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий — и на 4-5 лет.
Очень полезным элементом здесь может стать схема производственных потоков на предприятии. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с вашего предприятия.
На этой схеме обязательно должно найтись место и для процессов контроля качества. Необходимо отметить, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества и какими стандартами при этом вы будете руководствоваться. Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и их динамики на перспективу. В издержки включаются затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Для новых предприятий в бизнес-планах порой выделяют специальный раздел — «Местоположение». Это особенно важно для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающую среду, и для мелких предприятий торговли, сервиса и общественного питания.
И как всегда, подумайте над следующими вопросами.
У вас есть план производства, базирующийся на ожидаемых объемах продаж?
Вы разработали детальный план производства на ближайшие два-три месяца?
Регулярно ли вы или другие лица, связанные с производством, анализируете все возможности упрощения технологического процесса?
Регулярно ли вы следите или будете следить за новинками в области производственного и транспортного оборудования, а также за новейшими технологиями?
Вы подготовили ваши дела так, чтобы производственный процесс протекал без неожиданностей?
У вас разработан план профилактического ремонтного обслуживания применяемого оборудования?
Предусматривает ли ваш производственный план оптимизацию размещения оборудования?
Собираетесь ли вы разрабатывать, регулярно обновлять и применять производственные и финансовые нормативы при выпуске вашей продукции?
Предусмотрена ли вами система измерения и контроля производственных процессов, позволяющая получать своевременные и регулярные сведения о производственных результатах и затратах (количестве выпускаемой продукции, израсходованного времени и материалов и т. д.)?
Контролируете ли вы качество вашей продукции? Как?
Понимаете ли вы, что контроль качества вашей продукции не должен быть обязанностью только специальных служб? Это задача каждого служащего.
Вы продумали, как привлечь все подразделения вашего предприятия к участию в работе по улучшению качества выпускаемой продукции? Понимают ли сотрудники роль каждого подразделения в повышении качества продукции?
Предусматривает ли ваш производственный план обязательный обмен информацией о возможных улучшениях качества продукции между разными подразделениями вашего предприятия?
Предусматриваете ли вы тесную взаимосвязь между качеством и ценой вашей продукции? Как этот вопрос решают ваши конкуренты?
Регулярно ли вы собираете и анализируете мнения потребителей о качестве выпускаемой вами продукции?
Предусматриваете ли вы в будущем время и средства на поддержание высочайшего уровня контроля качества вашей продукции?
Предусматривает ли ваш план регулярные консультации с внешними специалистами в области контроля качества?
Управленческий персонал Инвестиции делаются в конкретных людей, а не в бизнес-план. Поэтому данный раздел является одним из самых важных. Он должен объяснить, каким образом организована руководящая группа, и описать основную роль каждого ее члена. Маловероятно, что небольшая фирма на ранней стадии своего развития сможет собрать достаточно сбалансированную команду. Поэтому резонно обратить внимание как на сильные, так и на слабые стороны вашей руководящей группы. Для выявления слабых сторон вашего управления следует обратиться к помощи консультантов.
Часто предприниматель заявляет, что все будет делать сам. Если он не пояснит, что имеется в виду под этим «все», то может оказаться, что он просто не продумал свой проект до конца.
В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте. Составьте перечень их основных достижений — это даст возможность судить об их способности добиться намеченных в бизнес-плане целей.
Многие инвесторы (а мы помним, что бизнес-план — это документ «на продажу») рассматривают этот раздел бизнес-плана как наиболее важный. И это естественно: инвесторы понимают, что самая превосходная идея может потерпеть крах из-за плохого исполнителя. И наоборот, хороший менеджер может «спасти» даже посредственный план.
Опишите вашу организацию (существующую или будущую) и перспективы ее развития в ближайшие годы. С кем вы собираетесь организовать новое дело и как планируете наладить работу управленческой команды? Ваша команда менеджеров — один из основных моментов. Укажите, какие именно специалисты (профиль, образование, опыт работы, уровень заработной платы) необходимы для успешного ведения дел. И докажите, что предложенные вами кандидатуры соответствуют указанным требованиям и обладают всеми необходимыми качествами для успешного ведения дела. Приложите к бизнес-плану краткие биографии 12 строк) предлагаемых специалистов, не забудьте включить сюда их адреса и телефоны, чтобы обеспечить инвестору возможный контакт с ними. Укажите, собираетесь ли вы использовать названных специалистов в постоянном штате или привлекать их по совместительству (в качестве внешних экспертов, консультантов). Если вы еще не подыскали возможных кандидатов на названные должности, сообщите, где вы собираетесь их искать и есть ли возможность воспользоваться услугами специальных организаций по найму такого рода профессионалов. Однако помните, что вакантные места в команде менеджеров — большой недостаток вашего бизнес-плана.
В этом же разделе необходимо привести организационную структуру вашего предприятия, которая четко покажет, кто и чем будет заниматься, схему взаимодействия всех служб, координации и контроля их деятельности. Целесообразно в этом разделе оговорить вопросы оплаты труда руководящего персонала, взаимосвязь уровня заработной платы и результатов производственной деятельности.
Перечислите людей, которых вы намереваетесь включить (или которые уже входят) в Совет директоров. Не включайте в него своих родственников или работников вашей организации. Инвесторы предпочитают видеть небольшой состав, куда входят уже хорошо проявившие себя бизнесмены, связанные со сферой деятельности вашего предприятия. Не забудьте указать, как часто должен заседать Совет директоров и имеют ли директора финансовые обязательства перед вашей компанией.
В этом же разделе назовите общее число служащих вашей компании и как это число соотносится с количеством выпускаемой продукции.
Не забудьте четко охарактеризовать отношения руководства с владельцами компании. Может быть, это одни и те же лица? И не забудьте, что владелец компании — далеко не всегда лучший управляющий.
Обязательно продумайте и опишите систему найма рабочих и служащих на ваше предприятие. Кто этим будет заниматься? Предусмотрена ли специальная служба или человек? Сможет ли ваша политика найма рабочих и служащих обеспечить наличие требуемого специалиста для требуемой работы в требуемое время? И будут ли понимать работающие принцип дифференциации оплаты труда, применяемый в вашей компании?
Подготовили ли вы письменное описание профессиональных обязанностей, требования к качеству их исполнения с тем, чтобы ваши служащие знали, что и как требуется делать для успешного выполнения порученной работы?
Подумайте и над системой повышения квалификации ваших служащих. Помните: в работе с персоналом мелочей нет!
Вы должны осветить механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, показать, каким образом вы собираетесь заинтересовать их в достижении поставленных в бизнес-плане целей. Поэтому установите, как будет оплачиваться их труд (например: оклад, премии, долевое участие в прибыли). Источники и объем требуемых средств В этом разделе вы должны представить свои соображения относительно таких моментов, как: Ответ на первый вопрос рассматривается далее. А вот ответ на второй вопрос — тема особого разговора. Практически здесь речь должна идти о том, какую долю необходимых средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала.
Основной момент здесь состоит в том, что банкиры стараются уменьшить свой риск, полагая, что нести его должны владельцы предприятия и акционеры. Поэтому финансирование через кредиты предпочтительнее для проектов, связанных с расширением действующих предприятий, когда есть материальное обеспечение этих кредитов.
Для проектов же, которые связаны с созданием нового предприятия, предпочтительным является паевой или акционерный капитал. Для таких проектов привлечение кредитов даже опасно. Дело в том, что кредитное соглашение обязательно включает жесткую схему платежей, обеспечивающих возврат долга и процентов по кредиту в течение определенного срока. У нас этот срок сейчас — полгода-год. Новым предприятиям это может оказаться не под силу, так как доходы от реализации нарастают постепенно. В такой ситуации даже перспективные проекты, способные в будущем принести крупные прибыли, могут обанкротиться. Средства же, полученные от партнеров или акционеров, лишены этих недостатков. Новое предприятие в первые годы может вообще не платить дивиденды, и это не вызовет возражения акционеров, если прибыль не «проедается», а инвестируется в развитие фирмы.
Иногда привлечение средств партнеров и акционеров кажется предпринимателям нежелательным из-за угрозы лишиться контрольного пакета акций, размер которого обычно составляет 51%. Но при сильно распыленном капитале этот пакет может быть и значительно меньше: 10-15%. К тому же психология «собаки на сене» редко приводит к успеху. Что толку, если вы будете единоличным владельцем предприятия, существующего лишь на бумаге? Не лучше ли привлечь состоятельных инвесторов со стороны, чтобы воплотить свои проекты в жизнь?
Ваша главная задача — наметить справедливую с вашей точки зрения цену за ту долю бизнеса, которую вы собираетесь уступить инвестору. Эта цена должна быть в то же время достаточно гибкой, особенно по второстепенным пунктам, чтобы позволить вам учесть возникшие у инвесторов пожелания. Помните, это ситуация, требующая переговоров!
Третий аспект раздела — сроки возврата заемных средств. Этот аспект исследуется ниже. Финансовый план и анализ рисков Деловые люди делятся на тех, кто любит работать с цифрами, и тех, кто боится их. Для тех, кто относится к первой категории, этот раздел бизнес-плана, несомненно, самый интересный. Если же вы относите себя ко второй категории, вы, возможно, будете напуганы количеством форм, которые необходимо заполнить для разработки этого раздела. Однако это нужно сделать.
Этот раздел бизнес-плана призван обобщить предыдущие материалы и представить их в цифровом, а вернее, в стоимостном выражении. В цифрах нет ничего магического, волшебного, а тем более опасного. Они просто отражают решения, которые вы письменно изложили в предыдущих разделах. Если вы решили еженедельно размещать рекламу вашего товара в местной газете, в вашем финансовом плане должна быть цифра, отражающая это решение. Если вы хотите продавать часть товара по пониженным ценам, соответствующая цифра будет отражать это в бизнес-плане.
Каждое деловое решение сопровождается цифрой, а взятые все вместе, эти цифры формируют основу вашего финансового плана. Эти цифры нельзя взять просто «с потолка», потому что все финансовые формы связаны между собой и одна ошибка порождает другую. Поэтому ваши цифры всегда должны быть результатом тщательных расчетов.
Даже если вы не в состоянии сами подготовить финансовый отчет, вы должны уметь его читать и анализировать. Только тогда вы можете успешно руководить компанией. Сделайте привычкой читать финансовые отчеты вашей компании ежемесячно. Не ждите доклада вашего бухгалтера. Знакомьтесь с информацией об объемах продаж регулярно. Вы будете чувствовать себя более уверенно, принимая решения, базирующиеся на финансовой информации. Никогда не связывайте свои деловые решения с настроением. В основе всех решений должна лежать финансовая информация. Обязательно возьмите «уроки» у профессионального бухгалтера, который объяснит вам все финансовые термины и научит читать финансовый отчет.
Можно порекомендовать использовать для составления финансового плана и в дальнейшей работе компьютерные программы, такие как Lotus 1-2-3, Excel или Quattro Pro. Эти программы широко доступны и удобны для людей, как имеющих опыт в бизнесе, так и умеющих работать с компьютером. Для начинающих же финансистов больше подходит программа Microsoft Works. Виды финансовых форм Финансовый раздел бизнес-плана должен содержать три наиболее важных формы:
отчет о прибылях и убытках (в нашей практике этот отчет носит название «Отчет о финансовых результатах и их использовании» — форма 2);
отчет о движении наличности;
баланс предприятия.
Обычно инвесторы хотят видеть финансовые показатели на три или даже пять лет вперед (для новых компаний), а для действующих, кроме того, и за три-пять прошедших лет. При этом данные формы предоставляются за пять лет по годам, а также за первый год — по месяцам и за второй год — по кварталам.
Отчет о прибылях и убытках показывает, будет ли получать (или для действующей компании — получает ли уже) ваша компания прибыль, т. е. уровень прибыльности вашей компании: сколько денег вы будете иметь после всех произведенных расходов. Однако этот отчет не отражает общую «стоимость» вашей компании, а также какой наличностью она располагает. Компания может начать терять деньги, что отразится в этом же отчете, однако стоимость ее может оставаться все еще достаточно большой; или же компания может быть прибыльной, но не иметь достаточно наличности, чтобы платить по счетам (из-за проблем в движении наличности). Однако ни одна из этих ситуаций не раскрывается в отчете о прибылях и убытках.
Читать этот отчет нужно сверху вниз. Верхняя строка отражает общий объем продаж. Вторая — включенный в нее налог на добавленную стоимость (НДС). В последующих строках представлены произведенные расходы. Разница между объемом продаж (за вычетом НДС) и затратами показывает балансовую прибыль. Сумма прибыли и начисленной заработной платы составляет налогооблагаемый доход. Последняя строка отче та о прибылях и убытках — доход, остающийся в распоряжении фирмы. Если расходы компании превышают доходы, в последней строке отчета о прибылях и убытках будет стоять отрицательное число; в западной практике бухгалтерского учета знак минус «-» заменяется скобками ( ).
Отчет о движении наличности показывает, есть ли (или будет) у компании наличность, чтобы платить по счетам. Этот отчет — один из наиболее важных финансовых документов. И хотя в нашей практике бухгалтерского учета он не является в настоящее время обязательным, при составлении бизнес-плана вам без него не обойтись. Ведь если вы не сможете платить своим рабочим и служащим, оплачивать счета поставщиков, вы не сможете вести дело долго и, конечно, не сможете спать по ночам.
Отчет о движении наличности не характеризует вашу прибыль. Он только показывает, сколько денег вы имеете в банке, сколько наличных денег «приходит» на счет и «уходит» со счета в каждом месяце года. Этот отчет особенно важен для предприятий, объемы работ которых зависят от сезонности и связаны с большими сезонными запасами сырья (например, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции), или для тех, кто продает свою продукцию в кредит. Вы обязательно должны планировать разрыв (лаг) между временем оплаты счетов за материалы и реальным временем получения денег за проданную продукцию.
Разрабатывая эту форму, показывайте отдельно наличность, которую вы будете получать от продаж вашей продукции и от других видов деятельности (например, финансовые операции, проценты, выплачиваемые вам банком, получение инвестиций). Это даст вам ясную картину источников поступления наличности и покажет возможность продажи ваших товаров в кредит.
Баланс предприятия показывает, сколько стоит ваша компания. Для новичков в бизнесе это наименее понятная форма. Баланс дает «моментальный снимок» стоимости вашей компании. В активе баланса указывается стоимость всех ее составляющих (земля, здания, машины, оборудование, запасы товарно-материальных ценностей), а в пассиве — размер всех ее обязательств (полученные кредиты, акционерный капитал, расчеты с кредиторами, ссуды работникам компании и т. д.).
Разница между активами предприятия и долго- и краткосрочными обязательствами компании (актив минус итоги по разделам II и III пассива) показывает ее чистую стоимость, она является итогом по разделу I пассива баланса «Источники собственных и приравненных к ним средств». Эти цифры также показываются в пассиве баланса. Поэтому актив и пассив всегда равны. Именно поэтому этот документ носит название баланс.
Для подготовки баланса обязательно привлеките профессионального бухгалтера, особенно для расчета таких показателей, как «амортизация» (износ) или «производственные запасы» и «готовая продукция». Однако помните, что вы должны понимать значения всех показателей и уметь «читать» баланс.
Финансовый план содержит также расчет точки безубыточности производства.
График достижения безубыточности — это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, отпускной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-переменные издержки).
Таким образом, с помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, т. е. тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Очевидно, что при этом объеме выпуска продукции будет, наконец, достигнута безубыточность производства и дальнейшее увеличение объемов реализации приведет к появлению прибыли.
Цель раздела — высветить основные пункты из массы финансовых данных, содержащихся в следующем разделе. Например, здесь должна быть упомянута вероятная стоимость компании в том случае, если все будет идти по плану, и каковы при этом будут объемы продаж и прибыль.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |